самоуправление - это взаимодействие студентов младших и старших курсов, педагогов в целях передачи опыта ответственности за собственное поведение и развитие.
Образовательная и внеурочная деятельность должны эффективно дополнять друг друга, рассматриваться с применением комплексного подхода. Воспитание студентов должно являться сознательно организованным процессом, в котором обучающийся выступает как субъект собственного развития, самовоспитания и самореализации, когда осуществляется приобретение личностных духовно-нравственных, профессиональных ценностей, актуализированных в культуре, истории человечества.
Успех организации определяется не только умениями и знаниями, не только прорывом в области техники и технологии, но в значительной степени нравственными принципами, по которым живет организация, ее общей культурой и духовным миром. Учебное заведение на период обучение становится не просто местом получения профессионального образования, а практически домом, с особой атмосферой, в котором поддержат, поймут, заметят и помогут раскрыть индивидуальные особенности личности. Задача каждого студента и преподавателя состоит в сохранении истории, традиций и культуры учебного заведения.
Список литературы
1. Грошев И.В., Юрьев В.М. Вуз как объект брендинга // Высшее образование в России, 2010. № 1. С. 23-29.
2. Заец Д.А. Влияние организационной культуры на эффективность управления образовательным учреждением / Д.А. Заец // Юридическая психология, 2013. № 1. С. 34-36.
3. Ермолаев В.В., Мхитарян А.О. Связь представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде // Вестник Воронежского института МВД России, 2009. № 4. С. 97-101.
4. Самохвалова Е.М. Внеучебная деятельность студента колледжа: понятийно-терминологический аспект // Среднее профессиональное образование, 2016. № 3. С. 48-51.
5. Сизихин И.И. Особенности организации воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2010. № 11-2. С. 305-308.
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ Чиняева Т.Ю.
Чиняева Татьяна Юрьевна - преподаватель английского языка, Московское суворовское военное училище, г. Москва
Аннотация: статья посвящена вопросу реализации военного компонента на уроках английского языка в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ в рамках реализации ФГОС ООО. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ, преподавание английского языка дает педагогам широкие возможности по воспитанию патриотизма и гражданственности, которым способствует коммуникативный характер дисциплины, ее нацеленность на изучение быта, традиций и языка другого народа. Автор выделил цели, структуру и содержание военной составляющей курса английского языка, а также предложил приемы и методы работы с лексико-грамматическим материалом с подробным описанием процесса применения в образовательном процессе.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, патриотическое воспитание, военный компонент, межкультурная коммуникация, коммуникативная направленность, профильно-ориентированный междисциплинарный подход.
Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.
Белинский В.Г.
В Российской Федерации образование перешло на второе поколение Федерального государственного стандарта. В основе этого стандарта - воспитание человека, который будет учиться в течение всей жизни [1]. Цель современного образования заключается в развитии обучающегося в качестве субъекта познавательной деятельности. Так же изменились и требования к учебным предметам. Теперь необходимо воспитывать обучающихся, способных развивать общество и укреплять мощь нашей страны.
Один из ключевых приоритетов довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ - подготовка нового звена специалистов, которые обладали бы не только отличными знаниями, необходимыми в реалиях современного мира, но и высокими морально-нравственными качествами.
По мнению президента РФ Владимира Путина, российское государство и общество не могут иметь иной объединяющей идеи кроме патриотизма. «Это и есть национальная идея», - заявил он во время встречи с Клубом лидеров, который объединяет предпринимателей из 40 отечественных регионов.
По словам главы государства, эта идея не связана с деятельностью каких-либо партий и не идеологизирована. «Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной», - уточнил Владимир Путин.
Сегодня довузовское военное образование в качестве одного из приоритетов выдвигает формирование будущего офицера, имеющего высокие нравственные качества и способность к оперативным действиям в режиме военной обстановки не только в России, но и в других странах. С учетом сказанного на первый план выходит такой ключевой компонент как толерантность к традициям и культуре зарубежных государств. Для достижения этой цели необходимо объединить военно-патриотическую составляющую и тщательное изучение иностранного языка. Современный военный специалист должен совмещать военно-специальные знания с умением адекватной оценки актуальной картины современного мира. С учетом сказанного знание английского языка становится первостепенной необходимостью.
Английский язык занимает среди ряда других учебных дисциплин особое место. Его специфика как предмета заключается в том, что через его изучение обучающиеся не только приобретают знания, но и получают умения и навыки его использования в качестве средства общения, средства получения новой информации. С учетом перехода на современные образовательные стандарты и специфики довузовских военно-образовательных учреждений, преподавание английского языка дает педагогам широкие возможности по воспитанию патриотизма и гражданственности. Немало таким возможностям способствует коммуникативная сущность дисциплины, ее нацеленность на изучение быта, традиций и языка другого народа.
Изучение любой зарубежной культуры через изучение языка другой страны возможно только при сформированной культурно-национальной базе родного языка. Только в этом случае знания, полученные посредством иностранного языка, воспринимаются сквозь призму знаний, опирающихся на глубокое понимание родной культуры. Ознакомление с реалиями англоязычных стран означает необходимость изучения государственных символов, истории, географии, культуры средствами изучаемого иностранного языка. Надо понимать, что разделить нравственное и историческое начало невозможно. История своего государства, ключевые события и подвиги героических соотечественников - самый
плодотворный субстрат для развития патриотизма. Таким образом, формирование исторического сознания влечет одновременное укрепление нравственных идеалов и патриотических чувств обучающихся, их любовь к Родине [5]. Межкультурная коммуникация должна априори реализовываться на национальной культуре, наследии собственного народа, на культуре родного края. При этом, чем шире система собственных знаний о родной культуре, которой оперирует обучающийся, тем активнее и продуктивнее он изучает культуру другого государства.
Роль преподавателя иностранного языка заключается в воспитании у обучающихся интернационального духа, уважения прав и свобод личности, высокой нравственности и терпимости, уважения к культуре, традициям и языку других народов с учетом российских реалий [2].
Воспитание гражданственности и патриотизма необходимо осуществлять путем четкого подбора изучаемого материала и его содержания через различные методы и приемы. Благодаря межкультурной коммуникации и иностранному языку становится возможным решение поставленной задачи по патриотическому воспитанию. Так, коммуникативная направленность дисциплины позволяет формировать личность, которая толерантна к иностранной культуре и обладает способностью отстаивать в границах устного общения не только собственные интересы, но и свою гражданскую позицию. Межкультурная коммуникация делает возможным обмен бесценным культурным и историческим опытом поколений и национальностей, общностей и государств. Таким образом, патриот, владеющий иностранным языком, должен нести в мир историческое и культурное наследие Родины. Благодаря многообразию методов, приемов и современных технологий уроки можно сделать и познавательными, и увлекательными, однако главной целью является воспитание гражданина России, который обладает способностью к ведению успешного диалога с представителями других культур.
Специфика суворовского училища, которое готовит воспитанников к защите Отечества, во многом определяет содержание учебного материала.
Цель военной составляющей курса английского языка - развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в области профессионального быта и деятельности военного, расширение и углубление знания английского языка в сфере военной тематики, развитие мотивации обучающихся к дальнейшему изучению английского языка, подготовка их к осознанному выбору профессии, воспитание достойного гражданина России, патриота своей Родины, воспитание таких качеств, как твердость характера и надежность, физическая выносливость, любовь к отечеству, соблюдение конституционных норм российского государства и уважение к культурному наследию и традициям своей и любой другой нации.
Определяем структуру и содержание занятий по английскому языку с военным компонентом:
1. Текст по теме урока и упражнения на контроль понимания информации и активизацию лексики по разделам Comprehension (Понимание), Vocabulary (Лексика), Listening and Speaking (Аудирование и говорение).
Задания предполагают работу с основным текстом урока, как до, так и после прочтения.
Тексты содержат информацию исторического характера (например, этапы возникновения военной медицины в Российской империи, роль русских ученых-медиков в развитии мировой военно-полевой хирургии и т.д.) и современные данные о военной службе в Российской Федерации, что позволяет обучающимся расширить и углубить знания по теме, а также повысить мотивацию и интерес к занятиям. Актуальность темы и приведение конкретных фактов, участие в обсуждении прочитанного, возможность высказать свою точку зрения способствуют формированию у обучающихся чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Упражнения к тексту способствуют вовлечению каждого обучающегося в учебный процесс; проверяют, как хорошо усвоена новая лексика, как обучающиеся ориентируются в грамматическом материале, как суворовцы могут построить
42
логические высказывания, опровергнуть неверные утверждения, задать и ответить на вопросы, подобрать дефиниции к словам и т.д.
Раздел Speaking предназначен для работы в парах, когда обучающимся требуется разыграть диалог на основе прочитанного и изобразить ситуацию максимально реалистично. Одновременно с этим тренируется активная лексика урока, и развиваются умение говорения.
Комментарии к текстам предоставляют объяснение грамматических явлений английского языка, содержат лингвострановедческую информацию для более глубокого понимания содержания текста, для активизации познавательной деятельности, а также для развития языковой и социокультурной компетенции обучающихся.
Глоссарий к текстам - список активной лексики с транскрипцией и переводом, что позволяет обучающимся использовать его в качестве справочного материала в течение всего периода обучения.
В задания для самостоятельного выполнения включаются упражнения на активизацию новой лексики и закрепление грамматического материала. Задания включают в себя разноуровневые упражнения (перевод с русского языка на английский - повышенный уровень, сопоставление активной лексики с изображением - базовый уровень).
Контрольные задания позволяют определить уровень сформированности умений и навыков по английскому языку в рамках заявленной темы, развивают способность обучающихся к самоконтролю и анализу.
Таким образом, при обучении английскому языку преподавателями реализуется профильно-ориентированный междисциплинарный подход - обучение языку в профессиональной сфере будущего кадрового офицера, воспитание личности с высоким чувством патриотизма сквозь призму восприятия иноязычной культуры.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. 5-е изд. М.: Просвещение, 2016. 159 с.
2. Домченко Е.А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый, 2015. № 9. С. 1050-1053.
3. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. 229 с.
4. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2016. 208 с.
5. Пугачёва А.А., Ткачева Е.В. Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка // Молодой ученый, 2015. № 10. С. 1263-1265.