УДК 371
Ю.В. Лопатин, А.Н. Томилин, О.В. Фомичева, П.В. Тимченко
Патриотическое воспитание и формирование лидерских качеству подрастающей молодежи
В статье рассматривается модель формирования лидерских качеств у молодежи, необходимых для социализации в современном обществе. Обсуждаются педагогические технологии и условия оптимизации учебно-воспитательной среды при обучении старшеклассников - кадетов казачьего кадетского корпуса при освоении ими гражданской позиции и проявлении чувств патриотизма к Отечеству.
In article the model of formation of qualities of the leader at the youth, necessary for socialization in a modern society is considered. Pedagogical technologies and conditions of optimization of the teaching and educational environment are discussed at training of senior pupils - cadets of the Cossack military school at development of a civic stand by them and display of feelings of patriotism to Fatherland.
Ключевые слова: педагогические технологии, школьники, лидерские качества, гражданская позиция, патриотизм.
Key words: pedagogical technologies, schoolboys, qualities of the leader, a civic stand, patriotism.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения остается одной из приоритетных задач отечественно образования. Воспитание чувств гражданственности и патриотизма [5], конечно же, сочетается с формированием лидерских качеств у современной молодежи, проявление которых особенно ощутимо в условиях дальнейшего профессионального образования, при подготовке молодых людей к самостоятельной зрелой жизни, участию в социально-политической и экономической жизни общества, к защите интересов государства, в том числе и готовности служению Отечеству. Вопросы воспитания находятся под пристальным вниманием государства и находят свое отражение на встречах руководителей страны с молодежью1.
Участие молодежи в жизни страны - важная задача воспитания молодежи, цель которой воспитать у юношей и девушек качества че-ловека-личности XXI в. К таким качествам можно отнести качества че-ловека-гражданина, патриота своей страны, лидера, профессионала,
1 Медведев Д.А. Выступление на IV Всероссийском студенческом форуме в Алтайском университете. Барнаул, 1 ноября 2011 г. www.youngscience.ru/includes/news/
18
что обусловливает усиление практической направленности характера подготовки специалистов в условиях образования и производственной сферы [1, 8]. Современной России необходимы всесторонне развитые люди, способные руководить в условиях жесткой рыночной конкуренции, умеющие по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой трудовые и воинские коллективы, отстаивать и защищать государственные интересы. Поэтому подготовка лидерских качеств у будущих гражданских и военных специалистов становится государственной, стратегической задачей. С ее решением связаны надежды на прогрессивные преобразования в обществе, на создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение национальной безопасности в ее самом широком современном понимании1.
Воспитание молодежи в условиях образовательных учреждений реализуется в общем контексте обучения. Однако итоги воспитательной работы видны не сразу, так как это бывает при оценке знаний, полученных в школе или в вузе. В этой связи программы воспитательной работы затрагивают возрастные этапы социализации личности в различных образовательных учреждениях — школах, гимназиях, колледжах, вузах. Опыт патриотического воспитания изучается и внедряется в практику работы образовательных учреждений, общественных организаций и неформальных объединений. Одним из таких подходов выступает возможность моделирования2 воспитательной работы со «школьниками-кадетами», исторические корни которых проистекают от деятельности казачьих корпусов по защите Отечества.
Изучение опыта воспитания и обучения «кадетов-старшеклассников», специфики их деятельности в условиях казачьего кадетского корпуса показывает, что организация, используемые методы, формы отбора, обучения и воспитания при соответствующем системном, творческом и целенаправленном подходе позволяют воспитать у данной категории учащихся лидерские качества. В основе формирования лидерских качеств, по мнению Б. Т. Лихачева [4], лежат проявления психологически важных феноменов: «интереса», «переживания», «мотивации» и др. Социальная направленность данных феноменов активизирует личностный рост, социализацию подрастающего поколения в обществе. Ряд ученых указывают на важность выделенных феноменов в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений и социальных институтов, реализуемых в то же время
1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. www.dvgu.ru/umu/ ZakRF/doktrin1.htm/
2 Под моделированием понимается воспроизведение характеристик некоторого объекта, специально созданного для изучения [10, 13]. В настоящем исследовании в качестве моделирования выступает программа воспитания школьников-кадетов.
19
и неформальные воспитательные и образовательные программы [2-3, 7, 9].
Модель формирования лидерских качеств (ЛК) у кадетов-старшеклассников разработана и обоснованна на основе совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных научных принципов педагогического процесса, обеспечивающих целеустремленное формирование комплекса качеств, способствующих занятию кадетами позиций неформального лидера в группе.
Модель формирования лидерских качеств у кадетов казачьего корпуса (ККК) предполагает тесное взаимодействие педагога и кадета и состоит из пяти блоков:
1) целевого блока (цели, задачи);
2) диагностико-аналитического блока (исследование характерологических особенностей и лидерского потенциала кадетов, анализ полученных результатов);
3) блока содержания (теоретический и практический компоненты содержания деятельности);
4) организационно-деятельностного блока (технологии работы с педагогами и кадетами);
5) оценочно-результативного блока (показатели и уровни сформи-рованности лидерских качеств у кадетов-старшеклассников).
Следовательно, составляющими компонентами концептуальной модели формирования лидерских качеств у кадетов являются: цели и задачи; необходимые информационные объемы; различные виды деятельности; организация быта и досуга; формы, методы, способы взаимодействия и педагогического воздействия на кадетов; должностные лица, участвующие в воспитании и обучении кадетов; контроль, осуществление обратной связи и коррекция в ходе процесса формирования лидерских качеств (рис. 1).
Цель формирования лидерских качеств у старшеклассников связана с перспективами их социализации в обществе, с формированием гражданской позиции, чувств патриотизма. Гуманитарный аспект воспитательной работы обусловливает поиск и разработку, внедрение необходимых воспитательных программ, которые бы реализовывали цели воспитания. В нашем исследовании под целью формирования лидерских качеств следует понимать заранее прогнозируемые результаты, конкретные качества кадета, которые будут достигнуты в процессе учебно-воспитательной работы, реализации программы «кадет -казак - лидер».
Целевая направленность настоящей модели имеет следующее значение:
а) обстоятельное знание целей и задач формирования лидерских качеств оказывают непосредственное влияние на разработку не только педагогической теории, но и деятельности педагогов и кадетов, в ин-
тересах формирования свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности;
б) непосредственно практическое значение для деятельности педагогов и воспитателей.
Рис. 1. Концептуальная модель формирования лидерских качеств у кадетов-старшеклассников казачьего кадетского корпуса
Подбор, исследование и оптимизация методов, средств, форм воспитания лидерских качеств осуществлялись нами на основе действующей в кадетском корпусе системы обучения и воспитания кадетов при обязательном обеспечении следующих условий:
1) обучение преподавателей и воспитателей, других должностных лиц кадетского корпуса основам профессионального мастерства по
формированию знаний, умений и навыков воспитания лидерских качеств у воспитанников;
2) применение наиболее рациональных и действенных методов, форм воспитания, позволяющих формировать необходимые качества у кадетов;
3) знание структуры, элементов и особенностей профессиональной деятельности педагогического состава кадетского корпуса казачьей направленности;
4) целостный методологический подход в отборе кандидатов на учебу в корпус, последующее тщательное их индивидуальное изучение, учет индивидуальных особенностей кадетов при проведении индивидуально-воспитательной работы с ними;
5) психолого-педагогическое сопровождение кадетов в процессе их обучения в корпусе, внесение при необходимости корректив в процесс воспитания у них лидерских качеств.
Реализованная концептуальная модель способствует в оптимальной степени созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитание будущих лидеров, формирования у них ответственности, решительности, требовательности, принципиальности, настойчивости и др. Кроме того, представляется возможность исследовать динамику процесса формирования у кадетов лидерских качеств, технологий взаимодействия субъектов педагогического процесса по созданию и коррекции процесса воспитания кадетов казачьего общеобразовательного учебного заведения.
Сущность концептуальной модели заключалась в том, что в системе педагогической деятельности кадетского корпуса казачьей направленности смоделированы главные функции, выполняемые как педагогами, так и кадетами-участниками эксперимента по воспитанию у старшеклассников необходимых качеств вожаков, с использованием при этом специальной программы, комплекса методов, форм и средств.
Для реализации содержания концептуальной модели воспитания кадетов-лидеров были использованы интенсивные педагогические технологии1. В нашем исследовании мы исходим из положения о том, что педагогическая технология - это профессиональное искусство прикосновения к личности подростка в связи с формированием лидерских интересов, гражданской позиции и патриотических качеств.
По мнению В. В. Краевского [3], В. А. Сластенина [11] технологическая функция педагогики имеет три уровня реализации:
1 Понятие «педагогическая технология» отражает «жестко определенную систему предписаний к действиям педагога, ...ведущим к определенной цели. ...Технология обеспечивает внутреннюю инструментовку процессов, происходящих с предметом и объектом педагогического влияния, основанную на свойстве технологичности педагогического процесса» [2, с. 67-68].
проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Суть педагогических технологий в применении комплекса форм, методов приемов и средств целенаправленных воспитательных воздействий и взаимодействий педагогов и воспитателей, учитывающих закономерности и принципы воспитания учащихся и гарантирующих эффективное функционирование системы воспитания в целом.
Педагогическая технология реализации предлагаемой модели структурно включает в себя:
а) целевые установки и задачи воспитательной работы с кадетами, спланированные по конкретным этапам учебы и обеспечивающие достижение поставленных целей в воспитании лидерских качеств;
б) совокупность методов и приемов воспитания, объединенных формами воспитательной работы в систему;
в) порядок и последовательность применяемых воспитательных воздействий и средств, реализующих систему воспитания в условиях казачьего общеобразовательного учебного заведения;
г) квалиметрический комплекс показателей оценки воспитанности лидерских качеств у кадетов.
Успех в обучении и формировании у кадетов лидерских качеств наиболее высок, когда используются интенсивные педагогические технологии - обучающие организационно-методические комплексы, связывающие в технологическую цепочку конкретную задачу обучения и формирования необходимых у воспитанников качеств (в данном случае - лидерских качеств), отвечающее ей содержание, средства, деятельность педагога, деятельность обучающегося и ориентированные на достижение максимально высокого результата.
Для реализации концептуальной модели воспитания, формирования и развития лидерских качеств у кадетов применялся следующий комплекс педагогических технологий:
а) Технология педагогического сотрудничества.
Практическое употребление данной технологии позволяет создать
на занятии атмосферу, которой присущи особые взаимоотношения и взаимодействие обучающего и обучающихся:
• совпадающее стремление к достижению единой цели; взаимопонимание, осознание общности интересов и необходимости совместных действий;
• доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, взаимопомощь в преодолении трудностей, удовольствие от общения и совместной работы;
• добросовестность, усердие, самоотдача;
• «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в решении учебных задач;
• свобода обучающихся в проявлениях инициативы, самостоятельности и творчества;
• объективность во взаимных оценках, справедливость, культура взаимоотношений и общения.
Занятие из мероприятия по передаче информации превращается в общее и дружно осуществляемое дело, отличающееся высокой интенсивностью и продуктивностью. Технология педагогического сотрудничества выступает особым «педагогическим инструментом», приносящим высокий обучающий, воспитательный и развивающий педагогический эффект.
б) Технология обеспечения интереса обучающихся к занятию.
Данная технология позволяет развить интерес у кадетов к занятиям по формированию лидерских качеств и хорошему усвоению тематики программы. По мнению А. М. Столяренко [12] интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно.
Для успешного применения данной технологии необходимо:
• явное проявление интереса самим преподавателем к занятию, увлеченность им.
• доступное, ясное, понятное изложение изучаемого материала;
• все время раскрывать кадетам значение изучаемого материала для их будущей жизни и профессиональной деятельности: в начале занятия, при переходе к изучению очередного вопроса, при изложении отдельных положений, рекомендаций и советов;
• интересно и увлекательно преподносить содержание изучаемой программы формирования лидерских качеств, отличающаяся актуальностью, новизной, практичностью, логичностью и структурной четкостью, глубиной и интересностью раскрытия, обоснованностью и доказательностью;
• возбуждение и удержание интереса аудитории применением методических приемов: наглядности, конкретизации (перехода от теоретических рассуждений к фактам); персонификации (упоминания фамилий, организаций, обращение к личному опыту кадетов, персональные обращения к кому-нибудь из кадетов); соучастия («давайте подумаем...», «как вы считаете?», «представьте, что вы находитесь...» и пр.); создания проблемной ситуации; включение обучающихся в решение практических задач; активизация самостоятельности и творчества.
в) Технология формирования и поддержания психологической готовности обучающегося к овладению содержанием занятия.
Занятие требует активности не только преподавателя, но и обучающегося. Невозможно научить человека, воспринимающего речь преподавателя в пол-уха, равнодушного, сонного, скучающего, расслабленного. Нужно, чтобы он хотел усвоить все, чему его учат, был психологически активен, т. е. находился в состоянии готовности к овладению учебным материалом от начала до конца занятия.
Для успешного применения данной технологии следует;
• на занятии решать две задачи: излагать программный материал и параллельно всеми мерами формировать и поддерживать активную психологическую готовность обучающихся к овладению им;
• проводить занятие с подъемом, полной самоотдачей, хорошим настроем и заразительно влиять этим на аудиторию;
• добиваться, чтобы занятие было интересным для всех его участников;
• постоянно привлекать и удерживать внимание обучающихся.
Достигается это:
- подбором привлекающего внимание содержания, сведений, примеров, рекомендаций;
- разнообразием и комбинированием характера учебного материала (теоретических положений, доказательств, цифр, таблиц, примеров из практики, данных научных исследований, цитат, практических рекомендаций, выводов и др.);
- разнообразием и комбинированием методов (рассказ, показ, вопросы к аудитории, ответы на вопросы, упражнения, дискуссия и др.);
- громкостью речи (говорить достаточно громко, чтобы слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали), богатством используемых речевых и неречевых приемов (изменениями громкости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесения фраз, выразительностью мимики и жестов, изменениями позы и места нахождения в учебном помещении и т. п.);
- стилем изложения материала, темпом, интонацией, повторением, советом;
- управлением вниманием прямыми обращениями к аудитории, периодическими краткими расслаблениями обучающихся;
- выбором форм, организации и методов проведения занятия, стимулирующих внимание. Общее правило: чем меньше обучающийся сидит, подперев голову рукой, и чем больше он что-то делает (пишет, рассматривает, берет в руки, разбирает, помогает, двигается и пр.), тем он внимательнее, тем лучше усваивает учебный материал;
- поддерживать работоспособность аудитории до конца занятия, не переутомляя в начале;
- учитывать день недели и часы занятий, в которые обучающиеся чаще всего бывают усталыми.
г) Технологии обучения жизни и деятельности в условиях рыночной экономики.
Применение данной технологии предусматривает:
- решительно улучшить формирование качеств личности: активности, инициативности, самостоятельности, предприимчивости, расторопности, деловитости, порядочности, ответственности, надежности, организованности, аккуратности, бережливости, умения и привычки рассчитывать на себя (а не жить по принципу «дай»);
- развивать деловые умения:
• ставить перед собой реальные цели, определяя напряженные сроки их достижения;
• анализировать ситуации и возникшие проблемы;
• выдвигать профессионально и научно обоснованные версии о происхождении проблемы и способах ее решения;
• предвидеть трудности решения проблемы;
• намечать реальные способы решения проблемы;
• принимать решения, определяя веер возможных и обоснованно выбирая одно лучшее, самокритично оценивать правильность выбора;
• воспитывающее привычку добиваться всего самому, добывать своим трудом средства для удовлетворения потребностей, развивающее экономическое мышление, предприимчивость, деловитость, честность, самостоятельность, трудолюбие, потребность в сотрудничестве и коллективизм, формирующее умение понимать и удовлетворять запросы кадетов и навыки делового, демократического решения проблем.
Осуществление разработанной концептуальной модели проводилось неразрывно от решения задач образовательного процесса. Это дало возможность выделить основные этапы формирования лидерских качеств у кадетов и подробно рассмотреть основные мероприятия их составляющие (табл. 1).
Для осуществления задачи формирования и развития лидерских качеств у кадетов-казаков с участниками опытно-экспериментальной работы были проведены ряд мероприятий: информационно-
установочные доклады, лекции, инструктивные и методические занятия, разъяснены цели и задачи эксперимента, обмен опытом работы, беседы и др.
Таблица 1
Основные этапы формирования лидерских качеств у кадетов
Этапы Характеристика Действия
Вводный Определяется исходный уровень наличия ЛК у кадетов а) проводится тестирование кадетов; б) проводятся индивидуальные беседы с кадетами, выяснение их мнения о предстоящей учебе, мотивов обучения в ККК, уточняются уровня развития личностных качеств; в) осуществляется формирование и закрепление психологической готовности к лидерской деятельности (ЛД)
Обучение по программе «Кадет-казак-лидер» Формирование ЛК в комплексе с остальными значимыми качествами, их реальное проявление в ходе обучения, привития определенного стиля лидерства, взаимоотношений со своими товарищами - осуществляется обучение кадета требуемым знаниям по программе «Лидер»; - овладение знаниями в области психологии казака, особенностей психологии учебного коллектива; - организуется процесс самовоспитания ка-дета-старшеклассника; - обучение умениям и навыкам по разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций, правильному поведению в нестандартных ситуациях общения, решению бытовых проблем, участию в организации и проведении различных спортивных и досуговых мероприятий
Итоги и контроль Проверка (мониторинг) уровня сформи-рованности у кадетов ЛК в ходе учебы в ККК 1) итоговое тестирование; 2) устное аттестование; 3) закрепление знаний и навыков ЛД; 4) установки на дальнейшее саморазвитие и самоформирование
Обратная связь Осуществление обратной связи, анализ деятельности каде-тов-выпускников а) осуществляется сбор и обработка информации о дальнейшей деятельности выпускников; б) в педагогическую систему формирования ЛК у кадетов вносятся необходимые изменения и дополнения
В результате проведенных мероприятий педагоги и воспитатели участники опытно-экспериментальной работы достаточно хорошо представляли феномен лидерства, стили руководства, факторы и условия, способствующие занятию кадетом лидирующего положения в группе, качества, которые необходимо формировать и развивать для этого. Все это позволило участникам эксперимента объективнее анализировать действия и поступки кадетов, глубже видеть за ними моти-
27
вы, потребности, которые руководят кадетами, объективнее определять неформальный статус, прогнозировать их поведение в той или иной ситуации и т. п.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что ведущими педагогическими факторами, влияющими на процесс формирования лидерских качеств у кадетов, являются педагогическое мастерство, психологопедагогическая подготовка преподавателей и воспитателей. Они проявляются не только в том, насколько успешно организовано воспитание кадетов, формируются и развиваются лидерские качества, прививаются необходимые знания, умения и навыки, но и непременно в том, насколько эти факторы способствуют целенаправленному развитию у кадетов интереса и ценностных ориентаций, побуждают и поддерживают их стремление к самосовершенствованию.
Все это позволило максимально эффективно и полно осуществить апробацию концептуальной модели формирования лидерских качеств у кадетов. Итоги формирующего эксперимента показали, что к концу обучения в кадетском корпусе у 21,95% кадетов лидерские качества выражены сильно; у 64,6% лидерские качества выражены хорошо; и только у 13,45% кадетов — они выражены слабо. Таким образом, можно констатировать, что более 64% кадетов подготовлены к взрослой жизни и при дальнейшей самостоятельной работе они могут стать подлинными лидерами трудовых и воинских коллективов, внести достойный вклад в дела нашего Отечества.
Для осуществления задач воспитания лидерских качеств у кадетов с педагогами и воспитателями кадетского корпуса участниками опытно-экспериментальной работы были проведены инструктивные доклады, лекции, инструктивные занятия, разъяснены цели и задачи эксперимента.
В результате проведенных мероприятий участники опытноэкспериментальной работы (педагоги и воспитатели) достаточно хорошо представляли феномен лидерства, стили руководства, факторы и условия, способствующие занятию кадетом лидирующего положения в группе, качества, которые необходимо формировать и развивать для этого.
Все это позволило участникам эксперимента объективнее анализировать действия и поступки кадетов, глубже видеть за ними мотивы, потребности, которые руководят кадетами, объективнее определять неформальный статус, прогнозировать их поведение в той или иной ситуации и т.п. Данное обстоятельство позволило более эффективно использовать концептуальную модель формирования лидерских качеств у кадетов.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что ведущими педагогическими условиями, влияющими на процесс формирования лидерских качеств у кадетов казачьего кадетского корпуса, являются педагогиче-
ское мастерство, психолого-педагогическая подготовка преподавателей и воспитателей казачьего кадетского корпуса, а также наличие педагогически верной и обоснованной модели и методики ее реализации. Они проявляются не только в том, насколько успешно воспитываются лидерские качества у кадетов, формируются необходимые знания, умения и навыки, но и в том, насколько эти условия, факторы способствуют целенаправленному развитию у кадетов интереса и ценностей, побуждают и поддерживают их стремление к формированию, развитию и самосовершенствованию лидерских качеств, готовности к взрослой жизни и готовности взять на себя ответственность за судьбы Отечества.
Список литературы
1. Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства: дис. ... канд. психол. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
2. Бордовская Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика: учеб. для вузов. -СПб.: Питер, 2011.
3. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-
исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. - М.: Прометей, 1992.
5. Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о чувствах гражданственности и патриотизма у старшеклассников: моногр. - СПб.: Изд-во СПбАППО, 2007. - 134 с.
6. Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
7. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
8. Петровский А. В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопр. психол. - 1980. № 2. - С. 29-41.
9. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. - М.: Рос. пед. агентство, 1999.
10. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
11. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
12. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2006.
13. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2004.