УДК: 930.85 ББК: 63
Жильцов С.В.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
РОССИИ В 1917 ГОДУ
Zhiltsov S.V.
SYSTEM OF BODIES OF STATE POWER AND ADMINISTRATION IN RUSSIA
IN 1917 YEAR
Ключевые слова: органы власти центрального управления; Временное правительство; Учредительное собрание; смертная казнь.
Keywords: central management authorities; the provisional Government; the constituent Assembly; the death penalty.
Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам правового статуса органов государственной власти и управления России в 1917 году.
Abstract: the article is devoted to actual problems of the legal status of the Government bodies of Russia in 1917 year.
1917 год - это период двух революций в России - Февральской буржуазно-демократи-ческой революции и
Октябрьской революции. События февраля - октября 1917 года привели к коренным изменениям в общественном и государственном строе России. 25 февраля в Февральской революции имело важное значение. В этот день в Петрограде проходила всеобщая стачка. В городе происходили столкновения демонстрантов с правительственными войсками. 25 февраля Николай II в телеграмме потребовал немедленного прекращения беспорядков в Петрограде и роспуска Государственной думы. Правительственные войска были приведены в полную готовность. В ночь на 26 февраля были арестованы несколько сот человек, среди которых были и руководители Петроградского комитета. Однако революцию остановить
насильственными методами было уже
нельзя. 27 февраля восстанием был охвачен весь город. Именно 27 февраля фактически власть Императора прекратила свое существование.
27 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий создается Совет рабочих и солдатских депутатов, который стал фактическим органом власти. Возглавили Совет меньшевик Чхеидзе и трудовик Керенский. 1 марта Совет издал приказ № 1, по которому упразднялась дисциплинарная власть офицеров в воинских частях и передавалась выборным солдатским комитетам. С другой стороны, Государственная дума России
сформировала Временный комитет Государственной думы. В документе «От Исполнительного комитета
Государственной думы» от 28 февраля 1917 г. было заявлено: «Временный комитет членов Государственной думы при тяжелых
условиях внутренней разрухи, вызванной мерами старого правительства, нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка...1.
Меньшевистско-эсеровское руководство Совета было убеждено, что только буржуазия в лице своих партий сможет удержать политическую власть и сумеет организовать управление страной. В силу этого 1 марта 1917 года исполком Совета согласился с предложением Временного комитета Государственной думы сформировать Временное правительство. Исполнительный комитет, отказавшись от участия во временном правительстве, выставил ему следующие требования:
1) полная и немедленная амнистия по всем делам политическим, религиозным, террористическим покушениям, военным восстаниям и т.д.;
2) политическая свобода во всех формах: свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек. Свободы эти должны быть распространены и на военнослужащих на действительной военной службе»;
Оба этих требования были приняты думским комитетом. Не принято было предложение:
3) об устроении армии на началах самоуправления, так как думский комитет считал невозможным в момент войны вводить в войсках порядок не испробованный ни в одной стране мира.
В результате переговоров думский комитет согласился на следующую формулировку этого пункта: «при сохранении строго воинской дисциплины в строю, устранение для солдат всех ограничений в пользовании всеми общественными правами,
предоставленными всем остальным гражданам России»;
4) организация народной милиции для несения службы по охране порядка с подчинением ее местным самоуправлениям, избранным на основах всеобщего, равного и
1 Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. М., 1990. С. 460.
тайного голосования;
5) отмена всех сословных, национальных и религиозных ограничений;
6) гарнизон Петрограда остается в городе и не разоружается»2.
Все эти требования были приняты думским комитетом единогласно. Был отвергнут вопрос о немедленном введении демократической республики, так как форма правления государства должна была быть установлена Учредительным собранием, созыв которого являлся ближайшей целью учреждаемого Временного правительства.
Совет оставил за собой право «контроля», оговорил введение
политических свобод и созыв учредительного собрания. Таким образом, возникло двоевластие в России. 1 марта 1917 г. было образовано Временное правительство, которое и провозгласило основные начала новой государственности и права. Была заявлена политическая амнистия, провозглашены основные права и свободы граждан, равноправие всех граждан, создание милиции и было объявлено о подготовке к созыву Учредительного собрания. Именно Учредительное собрание должно было определить окончательную форму правления государства, систему органов государственной власти и управления. В декларации Временного правительства о его составе и задачах говорилось: «Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны»3.
Депутаты государственной думы А.И. Гучков и В.В. Шульгин -представители крупной буржуазии и обуржуазившихся помещиков, прибыли 2 марта в г. Псков с целью убедить императора Николая II отречься от престола и передать власть сыну при регентстве брата царя Михаила. В тексте «Об
2 Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2006. С. 392.
3 Там же. С. 461.
отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти», в частности, отмечалось: «.признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского»1. Но делегация получила отказ Михаила. В отказе Великого князя Михаила Александровича от престола говорилось: «.принял я твердое решение в том случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием чрез представителей своих в Учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского»2.
Таким образом, в соответствие с Манифестом от 3 марта решение вопроса о власти в России было предоставлено Учредительному собранию.
Сохранить монархию в ограниченном виде не удалось. В связи с этим началась череда изменений в системе органов государственной власти и управления. При министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Для выработки проекта новой системы органов власти и управления было образовано Юридическое совещание, которое должно было окончательно определить форму правления в России.
На смену самодержавию пришла новая форма правления в виде демократической республики, которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия, а официально была провозглашена 1 сентября 1917 года.
Высшим органом государственного
1 Российское законодательство X - XX веков. Т.9. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1994. С. 122.
2 Там же. С. 126.
управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции, впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было определить форму правления. В соответствии со своими полномочиями в течение всего периода деятельности Временного правительства, оно являлось высшим органом государственной власти по вопросам законодательства, управления, суда и надзора. По сути дела, Временное правительство исполняло функции Совета министров, Государственного совета и Государственной думы. Временному правительству подчинялись все высшие органы власти: Правительствующий Сенат, Святейший Правительствующий Синод, особые совещания и другие органы.
3 марта 1917 г. была опубликована декларация о составе и программе Временного правительства3. Во главе правительства, его председателем стал крупный помещик, князь
Г.Е. Львов. Ключевые посты в правительстве заняли представители буржуазных партий. Министром
иностранных дел стал П.Н. Милюков из партии Конституционных демократов. Военным и морским министром был избран А.И. Гучков, а министром торговли и промышленности стал крупный фабрикант А.И. Коновалов. Портфель министра финансов получил крупный сахарозаводчик М.И. Терещенко. Министром путей сообщения стал Н.В. Некрасов. Министром земледелия - А.И. Шингарев. Обер-прокурором Синода - В.Н. Львов. Государственным контролером - И.В. Годнев. Министром по делам Финляндии -Ф.И. Родичев. В качестве так называемого «заложника демократии» в правительстве, министром юстиции стал эсер А.Ф. Керенский.
Временное правительство, которое состояло из представителей различных партий, было неустойчивым в политическом отношении. За период своего существования оно трижды обновляло свой
3 См.: Там же. С.124 - 125.
состав в результате политических кризисов - 5 мая, 24 июля и 25 сентября.
Несмотря на то, что в целом Временное правительство стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину управления, вплоть до созыва Учредительного собрания, оно вынуждено было санкционировать упразднение наиболее одиозных звеньев в управлении государством, которые были особенно ненавистны народным массам за период господства самодержавия. Среди них - департамент полиции, Отдельный корпус жандармов, охранные отделения. Было упразднено Особое присутствие Правительствующего Сената, разрушена старая система сыска.
Взамен Департамента полиции МВД царской России был создан новый, который сначала назывался «Главное управление общественной полиции», а затем был переименован в «Главное управление по делам милиции».
В ведение этого органа входило обеспечение охраны общественного порядка в стране, а также руководство в борьбе с уголовной преступностью. Кроме того, в компетенции этого органа было и пожарное дело.
Временное правительство упразднило и наиболее ненавистные народным массам некоторые органы, которые
непосредственно были связаны с именем царя. Это министерство императорского двора и канцелярия царя.
Среди высших органов
государственной власти долгое время оставались неприкосновенными
Государственный совет и Государственная дума. Однако Государственная дума в этот период времени не собиралась на свои заседания, а работал только ее Временный комитет. Государственный совет также практически не функционировал. Окончательное упразднение этих органов состоялось 6 октября 1917 года.
Продолжал функционировать и Святейший Правительствующий синод.
Только в августе 1917 г. последовало упразднение этого органа и ключевой должности обер-прокурора Синода. Вместо этого органа был учрежден новый -Министерство вероисповеданий, со сходными функциями. Этот орган состоял из двух департаментов - Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий.
Вместо упраздненных органов были введены новые звенья центрального государственного аппарата. В частности, это касается органов управления промышленностью. В начале XX в. наблюдается количественный рост рабочего класса, что было вызвано промышленным переворотом и дальнейшим развитием капиталистических отношений. Эти процессы вызвали необходимость в учреждении новых министерств. В мае было учреждено Министерство труда, на который возложили обязанности в подготовки реформ, облегчающих труд рабочих. Кроме того, среди новых министерств следует отметить создание Министерства призрения, которое ведало благотворительными учреждениями и Министерство продовольствия, надобность в котором была очевидной в условиях первой мировой войны, а также Министерство почт и телеграфов. В августе 1917 г. Весной и летом 1917 г. образуются: Комитет обороны, Экономический и Правовой департаменты, Особый комитет по делам частных железных дорог, Главное управление по делам милиции, Кабинет военного министра и т.д.
Как верно отмечает Р.Т. Мухаев, в результате бурной деятельности
Временного правительства
«государственный аппарат резко вырос». Например, «количество чиновников одного только Военного министерства увеличилось более чем в три раза»1.
Для разработки плана народного хозяйства и труда, а также для подготовки законопроектов в экономической сфере 21 июня 1917 г. создается Экономический
1 Муханов, Р.Т. История государственного управления в России. М., 2007. С. 364.
Совет и Главный экономический комитет, которые возглавил князь Львов. В состав Экономического Совета входили представители от министерств, профсоюзов, общественных и научных организаций. В состав Главного экономического комитета входили представители от министерств, которые назначались правительством. Комитеты должны были руководствоваться постановлениями Совета. В компетенцию Комитета относились вопросы руководства деятельностью органов, регулирующих народное хозяйство, руководство статистической работой, координация деятельности в различных отраслях народного хозяйства.
В марте 1917 г. Временное правительство учредило специальный орган - Юридическое совещание, на который возложили задачи разработки
законодательных проектов по наиболее важным аспектам правовой политики. Юридическое совещание обязано было собирать необходимые материалы, выяснять мнения различных слоев населения по актуальным проблемам с целью подготовки необходимых правовых актов. В рамках Юридического совещания была сформирована специальная комиссия, куда вошли специалисты в области государственного права для подготовки текста Конституции. К октябрю 1917 г. Юридическое совещание при Временном правительстве подготовило проект постановления Учредительного собрания об организации временной исполнительной власти. Основными представителями в Юридическом совещании, которые сыграли решающую роль в подготовке проекта, были представители кадетов. В основу государственных преобразований России они заложили свою программу. В соответствии с их проектом «Россия должна была стать демократической
парламентарной республикой.
Законодательная власть должна
принадлежать народному
представительству. Во главе
исполнительной власти должен стоять Президент республики, избираемый на определенный срок народным
представительством и управляющий через
посредство ответственного перед народным представительством министерства»1.
Президент должен был сохранять свои полномочия в течение определенного срока до соответствующего постановления Учредительного собрания по поводу его переизбрания, но, не более года. Президенту также принадлежало право законодательной инициативы. Совет министров имел право вносить свои законопроекты в Учредительное собрание только по распоряжению Президента. Кроме того, в соответствии с проектом, Президент направляет, принятые Учредительным собранием законы в Правительствующий Сенат для последующего обнародования, а также наблюдает за точным исполнением законов. Кроме того, Президент правомочен издавать указы по вопросам состава и порядка деятельности всех государственных учреждений, кроме судебных. Он также назначает и увольняет Председателя Совета министров, министров, а также и других высших должностных лиц как гражданского, так и военного ведомств. Президент являлся главнокомандующим вооруженных сил и главой внешней политики, мог председательствовать на заседаниях правительства.
Таким образом, Президент сочетал функции главы государства и главы правительства. В целом, права Президента напоминали компетенцию царя,
предусмотренную Основными законами Российской империи 1906 года.
Тогда же, в марте 1917 г. при Министерстве юстиции была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия, специально для расследования
противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Эта комиссия изучала деятельность
политического сыска, сепаратные связи царского двора с Германией, а также и другие вопросы, которые
компроментировали царя и его ближайшее окружение.
1 См.: Политические партии в России: Страницы истории. М., 1990. С. 93.
Однако наиболее важным органом, который должен был воплощать демократические начала новой России, должен был стать представительный орган -Учредительное собрание. Таково было требование народных масс. В частности, в Декларации Временного правительства о его составе и задачах, отмечалось: «Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного
собрания, которое установит форму
1
правления и конституцию страны»1.
25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Выборы должны были назначены на 17 сентября, но были перенесены на 12 ноября. Однако нерешенность основных проблем в экономической и политической сфере страны привела к возмущению народных масс.
3 июля 1917 г. произошел политический кризис Временного правительства. Была расстреляна демонстрация, выступавшая с
политическими лозунгами: «Долой войну!», «Долой Временное правительство!» и т.п. Это послужило причиной смены состава правительства. 24 июля был сформирован новый его состав во главе с эсером А.Ф. Керенским.
Временному правительству
необходимо было как-то консолидировать народные массы и получить поддержку своей политики. Поэтому, пока не было созвано Учредительное собрание, Временное правительство 14 сентября 1917 г. созвало Демократическое совещание.
На демократическом совещании присутствовали представители земских организаций, представители различных партий, Советов и фабрично-заводских комитетов.
Демократическое совещание
высказалось за создание коалиционного
1 Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990. С.461.
правительства. Был избран постоянно действующий орган - Временный Совет Республики или Предпарламент, который должен был осуществлять контроль за деятельностью Временного правительства в составе 555 человек. Однако деятельной работы этого органа не произошло. Единства среди демократических сил России не было. Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и никакой заметной, существенной роли в государственном управлении не сыграл.
Внутриполитическая деятельность Временного правительства носила противоречивый и непоследовательный характер. Идеологией Временного правительства в области права была идея о непрерывности правопорядка, согласно которой в государстве должна сохраняться преемственность прежних законов и новых, которые принимает существующая власть. Временное правительство принятие основных законов связывало с будущей деятельностью Учредительного собрания. Такая позиция во многом была связана с политической неустойчивостью власти Временного правительства.
Тем не менее, следует отметить что не дожидаясь решений Учредительного собрания, существенные изменения были произведены в области государственного права.
Прежде всего, последовала отмена Основных законов Российской империи 1906 г., которые регламентировали права Императора, права императорской семьи, а также права и обязанности важнейших государственных органов.
В первую очередь это коснулось положения о выборах в Учредительное собрание. Согласно Положению о выборах в Учредительное собрание, выборы должны были происходить на принципах всеобщего голосования по партийным спискам. Политизированность выборов вполне объяснима в данной политической
ситуации.
Весьма большое значение в развитии демократических начал государства имело решение Временного правительства о политической амнистии. Получили свободу действий политические партии, которые находились ранее на нелегальном или полулегальном положении. В Декларации Временного правительства о программе его деятельности» под пунктом первым сказано: «Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе
террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д.»1.
Граждане России получили весьма обширные права по сравнению с прошлым. Прежде всего, это касается политических прав: «свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-
техническими условиями»2.
Особенно активно Временное правительство проводило уголовно-правовую политику, что выразилось в принятии целого ряда важных документов.
12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни3. Это был так называемый патриотический порыв Временного правительства в условиях победы буржуазно-демократической
революции. 13 марта 1917 г. был издан приказ по армии и флоту, подписанный генералом А.М. Маниковским «Об отмене учреждения военно-полевых судов». Однако, как верно отметил Е.А. Скрипилев, «приказ распространялся лишь на Петроградский военный округ и на местности, не входящие в район театра военных действий»4. 17 марта была
1 Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2006. С. 393.
2 Там же. С. 393.
3 См.: Право. - 1917. № 9. С. 506.
4 Скрипилев, Е.А. Карательная политика Временного правительства и аппарат ее проведения (март - октябрь
обнародована общеуголовная амнистия. Постановление «Об облегчении участи лиц, совершивших общеуголовные
преступления» было опубликовано 18 марта в Вестнике Временного правительства5. Этот документ содержал более 30 пунктов с длинным перечнем различных категорий лиц, которые освобождались от наказаний. Кроме того, наполовину сокращался срок для приговоренных к каторге, а смертная казнь заменялась пятнадцатью годами каторги. По данным нашего отечественного исследователя В.И. Старцева, по уголовной амнистии было освобождено около 15 тысяч преступников6. Такой непродуманный шаг правительства, который можно объяснить лишь, опять-таки революционным демократическим порывом масс, оказал негативное влияние на общую криминогенную обстановку в обществе. Летом 1917 г. участились случаи грабежей, воровства, погромов уголовного характера и др. преступлений. И народ выплеснул всю желчь унижений, накопившуюся за длительный период рабства.
М.Н. Гернет, внимательно следивший за событиями 1917 г., и, в частности, за уголовной хроникой, отмечает
поразительный взрыв жестокости среди крестьян и обывателей. «В Евпатории толпа поймала вора и по его указаниям разыскала еще шестерых. Забив всех их насмерть, она облила трупы керосином и сожгла их». Крестьяне села Трушен (по сообщению из Кишинева), собравшись на сход, «постановили убивать воров и, арестовав одного из известных им, перерезали ему горло, привязали труп к хвосту лошади и выволокли его за село на съедение собакам»7. А вот наследие публичных смертных казней: «В слободе Новобелой, Богучарского уезда, крестьяне повесили на шеи трем ворам доски с надписями «воры», водили пойманных по улицам, а потом убили»8. Как тут не вспомнить П.А. Кошеля, который видит в публичной
1917 г.) / Дис. докт. юрид. наук. М., 1970. С. 167.
5 См.: Вестник Временного правительства..1917. -№ 12. С. 1.
6 Старцев, В.И. Внутренняя политика Временного правительства. - Л., 1980. С. 185.
7 Гернет, М.Н. Суд и самосуд. М., 1917. С. 5.
8 Там же. С. 6.
смертной казни особый воспитательный смысл: «Публичная смертная казнь давно отменена, отошла в историю. И все же мне кажется, что-то в ней было особенное, свойственное России. Русский народ не горазд на зрелища, в его понимании публичная казнь имеет позорящее значение. Народ идет смотреть, как будут «срамить преступника»«1. Вот и насмотрелись. Как будто и не страдал сам этот народ от смертных казней, нещадных порок, оскорбления человеческого достоинства. Откуда же такая дикость? Другой пример. «В селе Бекетовке близ Царицына солдаты решили повесить санитара, совершившего кражу, сделали виселицу, завязали петлю, а другие солдаты требовали зарыть вора живым в землю»2 (вспомнили старинный способ смертной казни, который еще использовался при Петре I). А вот еще один экзотичный способ смертной казни в исполнении толпы: «В новой Одессе толпа избила до полусмерти двенадцать задержанных воров, облила их керосином и сожгла, наслаждаясь пылающим центром еще живых людей». И, наконец, современный способ: «В г. Ростове Ярославской губернии толпа вывела из арестного помещения шестерых
задержанных воров, отвела их к монастырской ограде, поставила их всех в ряд и расстреляла из винтовок»3.
Отрезвление от демократической эйфории пришло к Временному правительству достаточно быстро. В связи с ухудшением военного положения на фронте предпринимаются шаги к ужесточению наказаний за ряд преступлений. 30 мая 1917 г. вышло «Постановление Временного правительства об усилении наказаний за антивоенные выступления на фронте». В виду участившихся случаев неповиновения командованию отдельных лиц, групп и даже целых воинских частей, отказа от исполнения боевых приказов и самовольного оставления позиций, виновные в этих преступлениях карались «ссылкой в каторгу с лишением всех прав
1 Кошель, П. История российского терроризма. М., 1995. С. 82.
2 Гернет. М.Н. Указ. соч. С. 6.
3 Там же.
состояний», причем Временное
правительство пошло по традиционному пути объективного вменения,
предусматривая лишение «семьи
осужденных...права на паек и пособие от
4
казны» .
Следующим шагом Временного правительства стало введение смертной казни на фронте. Согласно Постановлению Временного правительства о введении смертной казни на фронте и об учреждении «военно-революцион-ных судов от 12 июля 1917 года, смертная казнь устанавливалась:
1) за военную и государственную измену;
2) за побег к неприятелю, бегство с поля сражения, самовольное оставление своего места во время боя и уклонение от участия в нем;
3) за подговор, подстрекательство или возбуждение к сдаче в плен, бегству или уклонению от сопротивления противнику;
4) за насильственные действия в отношении начальников из офицеров и солдат, сопротивление исполнению боевых приказов и распоряжений начальника, явное восстание и подстрекательство к ним;
5) за сдачу в плен без сопротивления;
6) за самовольную отлучку с караула в виду неприятеля;
7) за нападение на часового или военный караул, вооруженное им сопротивление и умышленное убийство часового;
8) за умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж - лишь в войсковом районе армии;
9) за шпионаж со стороны неприятеля5.
Таким образом, наказание смертной казнью грозило за все мыслимые воинские и
4 Хрестоматия по истории государства и права СССР / Под ред. Ю.П. Титова и О.И. Чистякова. - М.,1990. - С. 466.
5 Там же. С. 467.
опасные государственные и уголовные преступления. К смертной казни могли приговорить учреждаемые начальниками дивизий или высшими начальниками военно-революционные суды. Суд учреждался, если преступления эти представлялись настолько очевидными, что не требовали производства
предварительного следствия. Поэтому подсудимый был практически беззащитен перед органами военного суда.
Введение Временным правительством смертной казни вызвало враждебное отношение со стороны Советов рабочих и солдатских депутатов. Типичным примером такой реакции служит заявление Рождественского районного Совета: «Одно из наиболее ценных завоеваний Великой русской революции - отмена смертной казни - было уничтожено одним росчерком пера Временного правительства. Во имя «спасения революции» будут заседать военно-полевые суды, знающие только один приговор: смертную казнь, и солдаты, предназначенные к роли палачей, будут тащить своих обезумевших, истерзанных трехлетней дикой бойней товарищей. затем где-нибудь в углу, подальше от посторонних взоров, пристреливать, как собак, лишь за то, что они самоотверженно не отдали свою жизнь в интересах своих классовых
1
врагов.» .
Временное правительство летом 1917 года применяет репрессии и в отношении своих политических противников. Эти меры не остались не замеченными со стороны Советов, которые отреагировали на них следующим образом. Межрайонное совещание Советов, состоявшееся 17 июля 1917 года, реагируя на целый ряд сообщений о контрреволюционных «насилиях» во всех районах, приняло резолюцию, в которой говорилось, что явные признаки «оживающей и организующейся контрреволюции» нашли отражение в событиях 3 -5 июля (расстрел демонстрации в Петрограде) и в последующие дни. В резолюции содержался
призыв к Петроградскому Совету проявить активность и решительность в выявлении контрреволюционных ячеек и настоять на том, чтобы правительство предприняло решительные шаги для борьбы с контрреволюцией, в частности,
расследования всех незаконных арестов и немедленного освобождения политических заключенных, против которых не выдвинуто серьезных обвинений2.
Смертная казнь, введенная на фронте, не остановила массовое бегство солдат. Солдаты, в основном крестьяне, одетые в шинели, резко революционизировали город и деревню. Большевистский лозунг о превращении войны империалистической в войну гражданскую упал на благодатную почву. Измученный рабством, войнами, смертными казнями в период первой русской революции, голодом 1917 г. народ был готов к насилию, к братоубийственной гражданской войне. Насилие было неизбежно, как, видимо, неизбежна была и смертная казнь, она приобретала политический оттенок, так хорошо известный русскому праву. Классовая непримиримость - вот тот путь, который избрало русское общество в 1917 году и который был чреват террором и смертными казнями. Угроза расправы над политическими противниками раздавалась со стороны обеих противоборствующих сторон. Развязывалась гражданская война, в которой было уготовлено место и для смертной казни. 18 июля 1917 года состоялось частное заседание Временного комитета Государственной думы. Отзвук на решения и речи, произнесенные на этом заседании, получил свое конкретное воплощение в резолюциях районных Советов. Отдельные районные Советы своими резолюциями ответили на требование черносотенцев Пуришкевича и Масленникова не жалеть виселиц для левых. Характерной для этих публичных заявлений является единогласно принятая Выборгским районным Советом резолюция: «Совет рабочих и солдатских депутатов Выборгского района, узнав о частном совещании членов бывшей
1 Районные Советы Петрограда в 1917 году. М.-Л.,
1964 - 1966. Т.3. С. 203-204.
2 Там же. - Т.3. С. 268-272.
Государственной думы и выступлении их на политическую арену государственной жизни страны, находит, что дума как учреждение, созданное старым
самодержавным строем. подлежит немедленному роспуску, и потому Совет требует, чтобы Временное правительство по решению Всероссийского съезда немедленно издало декрет о роспуске этого контрреволюционного учреждения, и категорически протестует против черносотенных членов думы, осмелившихся выступить и называть революционные органы кучкой фанатиков, проходимцев и предателей. Совет требует решительной борьбы с контрреволюционным элементом, и в частности с бывшими членами Государственной думы, и считает необходимым за оскорбление, нанесенное в лице Советов всей демократии, привлечь к суду»1.
Как некий ответ на политическое решение Выборгского Совета, 28 июля 1917 года Временное правительство
предоставило право военному министру и министру внутренних дел не допускать и в случае необходимости закрывать всякое собрание и съезды, которые признавались нецелесообразными по мотивам военной и государственной безопасности.
Вслед за этим решением принимаются еще два правовых акта, которые свидетельствуют об ужесточении уголовной политики за совершение преступлений политического характера. 2 августа 1917 г. военный министр и министр внутренних дел получили право в административном порядке арестовывать и высылать тех лиц, действия которых будут признаны опасными для государства. А 4 августа 1917 г. Временное правительство принимает еще один правовой акт об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России.
1 Районные Советы Петрограда в 1917 году. Т.1. С. 144-145.
Иванов А.Л.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гернет, М.Н. Суд и самосуд. - М.,1917.
2. Вестник Временного правительства. - 1917. - № 12.
3. Кошель, П. История российского терроризма. - М., 1995.
4. Муханов, Р.Т. История государственного управления в России. - М., 2007. - С. 364.
5. Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. Хрестоматия по истории России. - М., 2006. - С. 392.
6. Политические партии в России: Страницы истории. - М., 1990. - С. 93.
7. Право. - 1917. - № 9.
8. Районные Советы Петрограда в 1917 году. - М.-Л.,1964 - 1966. Т.3.
9. Российское законодательство X - XX веков. Т.9 / Под ред. О. И. Чистякова. - М.,
1994.
10. Скрипилев, Е.А. Карательная политика Временного правительства и аппарат ее проведения (март - октябрь 1917 г.): Дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1970. - С. 167.
11. Старцев, В.И. Внутренняя политика Временного правительства. - Л., 1980. - С. 185.
12. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. - М., 1990.