Научная статья на тему 'Система общего и специализированного прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной игры в подготовке военных специалистов связи'

Система общего и специализированного прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной игры в подготовке военных специалистов связи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ВОЕННАЯ ИГРА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОБЩЕЕ ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LANGUAGE TRAINING / COMPUTER WAR GAME / TELECOMMUNICATION PROJECT / GENERAL APPLICATION SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будко Валентина Николаевна, Чернецкая Алла Станиславовна, Баранова Екатерина Валерьевна

Представлен вариант системы общего прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной военной игры. Раскрыт состав, а также задачи и функции каждой из её подсистем: хранения и каталогизации вводных; обмена сообщениями; информационносправочной и поддержки принятия решения; поддержки разработки и представления решения; дистанционного управления и контроля рабочих мест обучающихся; учета оценки знаний и компьютерной геоинформационной подсистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будко Валентина Николаевна, Чернецкая Алла Станиславовна, Баранова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of the general and specialized application software of the linguistic computer war game in the training of the military communication specialists

The option of system of the general application-oriented software of the linguistic computer war game is provided. The composition, tasks and functions of each of its subsystems is revealed: storage and cataloguing of input; message exchange; directory and supports of decision-making; supports of development and submission of the decision; remote control and monitoring of workplaces of trainees; accounting of an assessment of knowledge and computer geographic information subsystem.

Текст научной работы на тему «Система общего и специализированного прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной игры в подготовке военных специалистов связи»

Педагогика

УДК 37.0:004(075.8) В.Н. Будко*, А.С. Чернецкая**, Е.В. Баранова***

Система общего и специализированного прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной игры в подготовке военных специалистов связи

Представлен вариант системы общего прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной военной игры. Раскрыт состав, а также задачи и функции каждой из её подсистем: хранения и каталогизации вводных; обмена сообщениями; информационно-справочной и поддержки принятия решения; поддержки разработки и представления решения; дистанционного управления и контроля рабочих мест обучающихся; учета оценки знаний и компьютерной геоинформационной подсистемы.

Ключевые слова: языковая подготовка, компьютерная военная игра, телекоммуникационный проект, общее прикладное программное обеспечение.

V.N. Budko*, A.S. Chernetskaya**, E.V. Baranova***. The system of the general and specialized application software of the linguistic computer war game in the training of the military communication specialists. The option of system of the general application-oriented software of the linguistic computer war game is provided. The composition, tasks and functions of each of its subsystems is revealed: storage and cataloguing of input; message exchange; directory and supports of decision-making; supports of development and submission of the decision; remote control and monitoring of workplaces of trainees; accounting of an assessment of knowledge and computer geographic information subsystem.

Keywords: language training, computer war game, telecommunication project, general application software.

Введение

В настоящее время высшая школа вынуждена как никогда чутко реагировать на происходящие в обществе процессы и своевременно вносить изменения в существующую систему образования. Переход на образовательные программы нового поколения, в т.ч. и в военных образовательных организациях, предполагает концептуально новые подходы к формированию содержания образования, к дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности обучения, новым способам организации и оптимизации учебного процесса.

Практика преподавания иностранных языков (ИЯ) показывает, что для решения проблемы оптимизации учебной деятельности при обучении ИЯ весьма эффективными являются телекоммуникационные проекты [1-4] в силу таких их дидактических свойств, как эффективность организации информационного пространства, интерактивность, мультимедийность, доступность, простота использования, надёжность и безопасность.

* Будко, Валентина Николаевна, профессор кафедры иностранных языков Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, пр-т Тихорецкий, д. 3. Тел. моб.: (+7)981-716-8972. E-mail: [email protected].

** Чернецкая, Алла Станиславовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, пр-т Тихорецкий, д. 3. Тел. моб.: (+7)911-259-1779.

*** Баранова, Екатерина Валерьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного. г. Санкт-Петербург, пр-т Тихорецкий, д. 3. Тел. моб.: (+7)931-542-30-62. E-mail: [email protected].

* Budko, Valentina Nikolayevna, professor of the Department of Foreign Languages; Military Telecommunications Academy named after USSR Marshall S.M.Budennov; сandidate of pedagogic sciences. Saint-Petersburg, 3 Tikhoretskiy Avenue. Mob. (+7)981-716-8972. E-mail: [email protected].

** Chernetskaya, Alla Stanislavovna, senior lector of the Department of Foreign Languages; Military Telecommunications Academy named after USSR Marshall S.M.Budennov; сandidate of pedagogic sciences. Saint-Petersburg, 3 Tikhoretskiy Avenue. Mob. (+7)911-259-1779.

*** Baranova, Ekaterina Valerievna, senior lector of the Department of Foreign Languages; Military Telecommunications Academy named after USSR Marshall S.M.Budennov; сandidate of pedagogic sciences. Saint-Petersburg, 3 Tikhoretskiy Avenue. Mob. (+7)931-542-3062. E-mail: [email protected].

© Будко В.Н., Чернецкая А.С., Баранова Е.В., 2016

Существенная модернизация учебно-материальной базы военных образовательных организаций, а также активное и повсеместное внедрение компьютерных технологий в практику изучения ИЯ позволили шире применять метод телекоммуникационных проектов в языковой подготовке военнослужащих [5-7].

1. Состав общего прикладного программного обеспечения ЛКВИ

Для качественного внедрения данного вида учебных занятий в учебный процесс одной из задач преподавательского и инженерно-технического состава кафедры ИЯ является дальнейшее совершенствование компьютерных форм подготовки через развитие основных видов обеспечения (программного, технического, лингвистического, информационного, методического) языковой подготовки военных специалистов.

Один из вариантов состава общего прикладного программного обеспечения ЛКВИ представлен на рис. 1, где приведены такие основные подсистемы ОППО, как: подсистема обмена сообщениями; подсистема хранения и каталогизации вводных; информационно-справочная подсистема; геоинформационная подсистема (ГИС); подсистема поддержки разработки и представления решения; подсистема дистанционного управления и контроля автоматизированных рабочих мест (АРМ) обучающихся; подсистема учёта оценки знаний.

Рис. 1. Состав подсистем прикладного программного обеспечения ЛКВИ (вариант)

2. Характеристика подсистем общего прикладного программного обеспечения компьютерной военной игры в подготовке специалистов связи

Подсистема обмена сообщения. Её задачей является обеспечение информационного взаимодействия между субъектами и объектами компьютерной военной игры. При этом она необходима для выполнения следующих функций:

- обеспечение обмена сообщениями между руководителем и участниками в режиме почтового обмена, близкого к реальному режиму времени;

- хранение и каталогизация вводных (частных задач ЛКВИ);

- автоматическая (ручная) рассылка вводных на АРМ обучающихся;

- хранение результатов решения частных задач обучающихся в виде файловых объектов в едином информационном контейнере сервера обмена.

В качестве основы может быть использована технология информационного взаимодействия на базе MS Exchangeserver на сервере и клиентских модулей MS Outlook на АРМ участников компьютерной военной игры.

Информационно-справочная подсистема поддержки принятия решения. Её задачей является обеспечение качества и, как следствие, обоснованности принимаемых обучающимся (лицом, принимающим решение - ЛПР) решений на основе оперативного доступа к банку фактографических и документальных данных в электронном и бумажном видах. К её функциям можно отнести:

- хранение электронных версий бумажных носителей оперативно-технической и справочной информации из состава электронного УМК кафедры;

- доставка на АРМ обучающихся (ЛПР) справочного контента;

- каталогизация и классификация объектов, отражающих процессы и явления предметной области.

Технология ЛКВИ, на наш взгляд, не должна исключать применения бумажных носителей информации различного назначения: электронных учебников и учебных пособий, словарей, глоссариев, различных справочных и учётных документов, руководящих документов, документов по оперативно-

технической службе, составляющих в настоящее время основу практического информационного обеспечения деятельности каждого должностного лица. Этого требуют и вопросы защиты электронного обеспечения от сбоев и иного нарушения работы программно-аппаратных комплексов ЛПР.

Электронная форма информационного обеспечения, входящая в учебно-методический комплекс (УМК) кафедры, позволяет использовать на занятии весь перечень разработанного методического обеспечения, дидактических и справочных материалов в самом различном виде, например электронные учебники (см. рис. 2). Кроме того, электронный УМК (ЭУМК) кафедры, как форма хранения и обработки такого рода информации, позволяет оперативно получать доступ ППС и обучающихся к ресурсам в любой точке перспективной распределенной системы информационной поддержки в масштабе образовательной организации.

Рис. 2. Компьютерная форма электронного учебника

Начальными и уже хорошо зарекомендовавшими себя формами хранения документов являются различного рода информационно-справочные системы, обеспечивающие оперативный доступ к электронным копиям бумажных документов.

Исходя из этого, разработана и апробирована система классификации и кодирования различного вида информационных объектов. В файловой структуре сервера обеспечено хранение данных. При этом в качестве системы управления банком данных (БД) избрана технология систем управления базами данным (СУБД) MS Access, эффективно обеспечивающая пользователей сервисами поиска и отображения информации на основе метаданных об объектах.

Подсистема поддержки разработки и представления решения имеет своей задачей обеспечение участников игры эффективными средствами разработки и презентации решений по вводным, а в качестве функций определены:

- обеспечение оперативной разработки графических документов на основе конструирования с помощью базы шаблонов основных условно-графических обозначений (УГО) и других моделей предметной области;

- централизованное управление БД шаблонов, распространение их на АРМ;

- обеспечение представления решения в виде презентации с управляемым режимом просмотра слайдов.

В качестве средства реализации выбрано общее прикладное программное обеспечения графического представления информации MS Visio. Данный продукт получил широкое распространение в органах управления связью и военных образовательных организациях для разработки различных документов по связи в виде схем, требующих применения специфичных УГО и других графических моделей. В этом отношении кафедра ИЯ активно сотрудничает со специальными кафедра-ми Военной академии связи. На рис. 3 представлены инструментальные шаблоны, применение которых является основной парадигмой оперативной разработки графических моделей процессов управления связью. Графические средства презентации позволят повысить наглядность доклада курсанта с использованием компьютерной геоинформационной подсистемы.

Компьютерная геоинформационная подсистема составляет основу принятия решений обучающимися на конкретном оперативно-тактическом фоне при работе с графической моделью района ведения боевых действий, т.е. картой.

Задачей компьютерной геоинформационной подсистемы является обеспечение качества принятия решений в условиях конкретной тактической обстановки района ведения боевых действий, а в числе её функций можно выделить такие:

- предоставление инструментария по отображению обстановки на ГИС;

- динамическая визуализация изменений оперативной обстановки;

- обеспечение расчётов и вычислений при принятии решения;

- оценка зон радиовидимости и расчет профилей радиотрасс.

Рис. 3. Наборы шаблонов конструирования графических моделей презентаций

Подсистема дистанционного управления и контроля АРМ обучающихся.

Как показывает анализ, программное обеспечение данного класса и назначения в учебном процессе нашли широкое применение для разрешения противоречия, связанного с возможностями дистанцирования педагога от процессов решения задач обучающимися с помощью современных инфотелекоммуникационных технологий. Также оно активно применяется сетевыми администраторами при контроле АРМ пользователей коммерческих локальных сетей.

Задачей подсистемы дистанционного управления и контроля АРМ обучающихся является включение всех рабочих мест в единую централизованную систему управления со стороны руководителя, а к её функциям можно отнести:

- оказание оперативной помощи обучающимся в случае такой необходимости при применении программного обеспечения непосредственно с рабочего места руководителя;

- обеспечение дистанционного контроля и управления действиями обучающихся с рабочего места руководителя;

- трансляция экрана АРМ докладчика по выполняемой вводной на все рабочие места и средства коллективного отображения;

- блокировка экранов обучающихся для привлечения внимания в случае организации методических пауз или иной необходимости.

В ходе ЛКВИ для управления АРМ педагогом может быть использовано применяемое в сетевых структурах программное обеспечение SynchronEyes.

Один из вариантов использования подсистемы дистанционного управления и контроля рабочих мест в Программно-техническом комплексе автоматизированного планирования действий войск (сил) и обеспечения оперативной и боевой подготовки «Спектр-7Э» приведен на рис. 4.

Подсистема учёта оценки знаний имеет своей задачей обеспечение принципа соревновательности на основе учёта, анализа и визуализации результатов деятельности обучающихся в процессе ЛКВИ, а её функциями стали:

- поддержка балльной системы оценки знаний и умений;

- визуализация результатов оценок, полученных обучающимися в ходе ЛКВИ как индивидуально, так и в составе расчёта (стороны, коалиции);

- централизованный учёт и контроль уровня подготовки обучающихся;

- наглядная презентация достижения результатов по основным этапам игры.

В рассматриваемом варианте проведения ЛКВИ оценку на каждом этапе выставляет руководитель с последующей регистрацией в электронном журнале. Развитие автоматизированной системы оценки знаний предполагается в рамках следующей формы ЛКВИ, основанной на автоматизации всего игрового цикла.

3. Специализированное прикладное программное обеспечение ЛКВИ

Раскрыв существо концептуальной модели применения ОППО [6, 9] и дав характеристику её основных подсистем, нельзя не остановиться на важном в любой учебной дисциплине, основанном на новых информационных технологиях (НИТ) специализированном прикладном программном обеспечении (СППО) [10]. Именно СППО, разрабатываемое на каждый вид занятия, представляет наибольший интерес при обеспечении индивидуализации и дифференциации обучения ИЯ [1; 7; 11; 12], а также выстраивании траектории подготовки военного специалиста в зависимости от его специальности и специализации. В состав СППО кафедры ИЯ, применяемого в ЛКВИ, должны войти: ЭУМК кафедры ИЯ; электронная библиотека кафедры; видеотека кафедры; банк динамических слайдов

и дидактических материалов по дисциплинам кафедры; ЛКВИ; автоматизированная тестирующая обучающая система [13; 14].

Каждый из представленных выше разделов СППО должен постоянно пополняться и совершенствоваться всем преподавательским и инженерно-техническим составом кафедры ИЯ.

Сложность подготовки СППО для ЛКВИ для выполнения конкретной вводной (перечня вводных) состоит в том, что педагогу необходимо осуществить тщательный подбор учебных программ методической направленности и программных комплексов (перечень используемых специальных программ на ЛКВИ может достигать нескольких десятков). Учитывая, что учебное отделение обучающихся, как правило, разбивается на несколько групп должностных лиц, или каждый обучающийся выполняет функции конкретного ЛПР, моделируя работу штаба или отдела связи, число и состав необходимого СППО многократно расширяется, что требует привлечения к созданию СППО профессиональных разработчиков и предприятий промышленности.

В настоящее время на рынке программно-аппаратных комплексов для учебных целей ВС РФ хорошо зарекомендовала себя такая компания, как ОАО НПО «Русские базовые информационные технологии» (РусБИТех) тесно взаимодействующая с ведущими образовательными организациями МО РФ. На рис. 4 приведен пример интерфейса её продукции - Программно-технический комплекс автоматизированного планирования действий войск (сил) и обеспечения оперативной и боевой подготовки «Спектр-7Э». Однако в настоящее время лингвоориентированных программных продуктов, а также программ, моделирующих работу должностных лиц по связи, которые возможно использовать для наполнения игрового цикла ЛКВИ по направлению подготовки «Телекоммуникации» и внедрять в учебный процесс образовательной организации и войск при подготовке специалистов связи, не разрабатывается. Одним из вариантов использования СППО в качестве информационно-справочной подсистемы ЛКВИ может стать Электронный учебно-методический комплекс кафедры ИЯ, в состав которого входят электронные учебники, учебные пособия, глоссарии и обучающие про-граммы по преподаваемым дисциплинам кафедры [7; 13; 14].

Рис. 4. Вариант использования подсистемы дистанционного управления и контроля рабочих мест в программно-техническом комплексе автоматизированного планирования действий войск (сил) и обеспечения оперативной и боевой подготовки «Спектр-7Э»

4. Техническое обеспечение компьютерной военной игры

Проведение лингвоориентированной компьютерной военной игры планируется на базе формируемых в настоящее время на кафедре учебных кабинетов с возможностями Имитационного центра моделирования практических занятий. В их состав должны войти: АРМ руководителя ЛКВИ, преподавателя (-лей); АРМы курсантов (слушателей) с возможностью доступа к учебным и информационно-справочным материалам по дисциплинам кафедры; сервер ЛКВИ и коммутатор; настенная плазменная панель; документ-камера; Smart-доска в комплекте с мультимедийным проектором.

В зависимости от темы и целей занятия аудитория может быть дополнительно снабжена вторым мультимедийным проектором с переносным экраном (для обеспечения наглядности в полемике сторон и коалиций компьютерной игры); сканером; сетевым принтером; головными гарнитурами (микрофон-телефон); аудиторной аудиосистемой; источниками бесперебойного питания, сетевыми фильтрами; системой часофикации; кондиционером; лазерными указками.

На рабочих местах обучающихся необходимо развернуть АРМы должностных лиц (по замыслу игры) с соответствующей подборкой СППО и документов в виде справочных материалов и литературы по разрешенному списку.

5. Информационное обеспечение компьютерной военной игры

Информационное обеспечение ЛКВИ должно включать необходимое количество дидактических материалов в соответствии с учебной дисциплиной, выбранной темой и замыслом проведения занятия. К составу информационного обеспечения ЛКВИ можно отнести: исходную обстановку (общую и

частную на каждый этап игры); действия сторон на каждом этапе игры; перечень должностных лиц (сторон) ЛКВИ (состав сил и средств сторон); перечень (банк) задач (вводных) каждого этапа игры, должностного лица; шаблоны документов по организации связи; шаблоны презентационных докладов должностных лиц; критерии оценки по решениям задач и вводных; стенды аудитории и справочные материалы на столешницах и в папках; интранет-ресурсы ЛКВИ и др.

6. Методическое обеспечение компьютерной военной игры

К методическому обеспечению ЛКВИ можно отнести: календарный план подготовки ЛКВИ; замысел ЛКВИ с оформлением пояснительной записки; план инструкторско-методического занятия по подготовке и проведению ЛКВИ с преподавательским составом и обучающимися; план проведения ЛКВИ (для руководителя занятия и его помощников); методические разработки для руководителя, его помощников и обучающихся по рабочим местам; план наращивания обстановки; таблица сигналов управления ЛКВИ; руководящие документы; список распределения обучающихся в группе по должностям; классный журнал и др.

Заключение

Постоянное увеличение объёма информации, рост требований к уровню языковой подготовки офицера на фоне дефицита учебного времени не оставляют педагогам иного выхода, кроме интенсификации процесса обучения, широкого внедрения более эффективных методов и технологий.

Однако при внедрении данного вида занятия в современную высшую школу в контексте дальнейшей информатизации военного образования необходимо проведение педагогического экспериментирования для выявления практических рекомендаций по включению в систему языковой подготовки специалистов связи предложенной в статье лингвоориентированной компьютерной военной игры.

Список литературы

1. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

2. Будко, В. Н. Телекоммуникационные проекты в практике преподавания иностранного языка в вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2011. - Т. 2. - № 124. - С. 51-54.

3. Будко, В. Н. Телекоммуникационные проекты в развитии коммуникативной компетенции // Инфокоммуникационные технологии. - 2006. - Т.4. - № 4. - С. 82-86.

4. Будко, В. Н. Телекоммуникационные проекты в обучении иностранному языку // Школьные технологии. - 2008. - № 5. - С. 91-94.

5. Будко, В. Н. Роль и место лингвоориентированной компьютерной военной игры в языковой подготовке курсантов военного вуза // Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях. Труды научно-практической конференции Военной академии связи 9 февраля 2016 г. - СПб.: Наукоемкие технологии, 2016. - С. 149-154.

6. Будко, В. Н. Концептуальная модель применения прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной военной игры // Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях. Труды научно-практической конференции Военной академии связи 9 февраля 2016 г. - СПб.: Наукоемкие технологии, 2016. - С. 149-154.

7. Будко, П. А., Будко, В. Н., Винограденко, А. М., Тимошенко, Л. И. Активизация образовательного процесса путем внедрения компьютерных средств и информационных технологий обучения. -Ставрополь: Типография СВИС РВ, 2010. - 140 с.

8. Будко, В. Н., Баранова, Е. В. Лингвоориентированная компьютерная военная игра в языковой подготовке курсантов военного вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2016. - № 2 (70). - С. 142-147.

9. Будко, В. Н., Чернецкая, А. С. Модель применения прикладного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной военной игры для подготовки специалистов связи. // Техника средств связи. - 2015. - № 4.

10. Будко, В. Н., Чернецкая, А. С., Баранова, Е. В. Формирование специализированного программного обеспечения лингвоориентированной компьютерной военной игры для подготовки специалистов связи // Техника средств связи. - 2016. - № 5.

11. Потапова, Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.

12. Будко, В. Н., Будко, П. А. Образовательные компетенции как фактор формирования готовности выпускника школы к обучению в вузе // Наука. Инновации. Технологии. - 2008. - № 4. - С. 116-123.

13. Будко, В. Н., Мишин, Д. Ю., Трегубова, Т. А. Тестирующий программный комплекс готовности студентов и школьников к обучению в вузе // Инфокоммуникационные технологии. - 2007. - Т. 5. -№ 3.- С. 167-169.

14. Будко, В. Н., Чернецкая, А. С., Баранова, Е. В. Реализация диагностических тестов в процессе изучения иностранных языков // Science XXI century Proceedings of materials the international scientific conference. - 2015. - С. 415-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.