Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЕДИНСТВЕННЫХ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ВХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЕДИНСТВЕННЫХ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ВХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS / СЕМЬЯ / FAMILY / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК / ONLY CHILD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL AGE / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Людмила Геннадьевна, Колесникова Надежда Александровна, Бунакова Мария Сергеевна

Аннотация/ Данная статья посвящена проблеме формирования самосознания единственных в семье детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автор рассматривает характерные особенности развития самосознания детей из однодетной семьи, анализирует проблемы, с которыми может столкнуться единственный в семье ребенок при вхождении в школьную среду. Даны рекомендации, как правильно использовать в педагогической практике подготовительных и начальных классов школы высокую самооценку единственных в семье детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SELF-CONSCIOUSNESS OF THE ONLY IN THE FAMILY OF CHILDREN AT THE STAGE OF ENTERING THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article is devoted to the problem of formation of self-awareness of the only children of the senior preschool and primary school age in the family. The author considers the characteristic features of the development of the self-awareness of children from a single-child family, analyzes the problems that a single child in the family can face when entering the school environment. Recommendations are given on how to properly use the high self-esteem of the only children in the family in the pedagogical practice of preparatory and primary school classes.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЕДИНСТВЕННЫХ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ВХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»

Л.Г. Дмитриева, Н.А. Колесникова, М.С. Бунакова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЕДИНСТВЕННЫХ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ВХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ

Ключевые слова: самосознание, семья, родители, единственный ребенок, образовательная среда, педагогические условия, младший школьный возраст, старший дошкольный возраст.

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формирования самосознания единственных в семье детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автор рассматривает характерные особенности развития самосознания детей из однодетной семьи, анализирует проблемы, с которыми может столкнуться единственный в семье ребенок при вхождении в школьную среду. Даны рекомендации, как правильно использовать в педагогической практике подготовительных и начальных классов школы высокую самооценку единственных в семье детей.

В контексте развития личности, по данным американских ученых, важную роль играет сиблинговая позиция (от англ. sibling - брат или сестра) [5]. Какими мы будем в своем представлении, как будем реагировать на события и общаться со своим окружением вне семьи - все это начинается с того, как члены семьи, в первую очередь, родители, относятся к нам в детстве [8].

Как правило, родители предъявляют различные требования к детям в зависимости от времени их появления. Если ребенок в семье один, то родные часто болезненно заботятся о его физической безопасности, больше времени уделяя занятиям с ним. В то же время они стремятся, чтобы их единственный ребенок сделал хорошую карьеру, что тоже требует внимания к умственному развитию. Если детей много, родители начинают смотреть на многие вещи проще, больше позволяя своим несовершеннолетним потомкам. Различия между единственным ребенком в семье и детьми из многодетных семей довольно сильны [7].

Бытует мнение, что у единственного ребенка имеется больше потенциала для интеллектуального развития, но это распространенное заблуждение. Так, в многодетной семье гораздо быстрее формируются навыки общения; при этом взаимодействие в разновозрастном коллективе дает детям из многодетных семей дополнительные преимущества: опекая младших, старшие учатся ответственности, растут самостоятельными и уверенными в своих силах. Малыши стараются подражать старшим сиблингам, обучаясь и развиваясь при этом легко и непринужденно, так как давно замечено, что детям намного проще подражать не взрослым, а ребятам постарше, поскольку легче их с собой сопоставить [9].

На наш взгляд, семья с единственным ребенком часто становится «детоцентрирован-ной». Если в семье несколько детей, они, так или иначе, формируют свое сообщество, и родительское внимание неизбежно делится между ними. Единственный же ребенок в семье постоянно на виду, за него волнуются, переживают. Такая центрация на ребенке, с одной стороны, открывает перед ним больше возможностей: родителям легче обеспечить единственного ребенка, дать ему хорошее образование, уделять больше времени на совместные занятия или просто беседы. В результате малыш чувствует себя в безопасности, окруженным вниманием и заботой. С другой стороны, чрезмерное родительское внимание ребенок начинает воспринимать как должное. При этом сам он обычно не заботится о ком-то другом. В итоге единственный в семье ребенок не получает должного опыта децентрации внимания, что может отрицательно сказаться на выстраивании его личностных отношений с другими людьми.

Дети из однодетной семьи практически никогда не играют в ролевые игры, так как им не у кого этим играм научиться и некому подражать. Такой пробел отрицательно сказывается в развитии ребенка в целом, в том числе интеллектуальном. Игры, в которых маленький человек ставит себя на место старшего, обогащают его представление о мире, делая его объемным. В то же время, поскольку единственный ребенок никогда не вытесняется млад-

72

пеппгогичесмин ЖУРНПЛ ЕПШНОРТОСТПНП N 2(69). SOI7

шим братом или сестрой, он более непринужденно себя чувствует наедине с самим собой и обладает более высоким уровнем самооценки, чем другие дети.

Единственный ребенок многого требует от жизни [6]. Родители ждут от него весомых успехов, возлагают на него большие надежды в будущем, поэтому единственный ребенок, как правило, отличается в школе и в последующих областях приложения сил. Он желает достичь совершенства во всем, чем занимается, и очень расстроен, если у него что-то не получается. Обычно он удачлив; в большинстве тестов на проверку знаний и логических способностей достигает самых высоких результатов.

Однако, в силу того что единственный в семье ребенок в большинстве случаев является любимцем обоих родителей и, чаще всего, объектом их гордости и восторга, он уверен, что и все окружающие будут относиться к нему с таким же благоговением. Единственный ребенок склонен считать себя уникальным, ценным и ставить себя выше других. На уровне самосознания формируется чувство преувеличения собственной значимости, как следствие, - эгоизм и эгоцентризм. Попав в детский сад или в первый класс, он по обыкновению считает, что будет в центре внимания. И когда этого не происходит, невротизирует-ся: ребенок может потерять интерес к учебе, испытывать комплекс неуспешности, что также не способствует его вхождению в школьную среду, препятствуя интеллектуальному развитию, проявлению познавательной активности [8].

Кроме того, поскольку единственный ребенок имеет недостаточно навыков близкого общения с другими детьми, ему часто бывает сложно устанавливать контакты: если в семье нет других детей, ребенку приходится большую часть времени проводить с родителями, постепенно привыкая к общению со взрослыми. Приобретая привычку взаимодействовать с родителями и их кругом общения, единственный ребенок может научиться лучше находить общий язык со старшими, чем со сверстниками.

Привыкнув играть в одиночку, а не с братьями и сестрами, единственный в семье ребенок часто с трудом понимает необходимость делиться со сверстниками. Усвоенная им модель отношений, в которой один ниже по иерархии (ребенок), а другой выше (родитель), зачастую влияет на стиль общения единственного ребенка в детском коллективе. Незнание структуры и технологии построения партнерских отношений в семье может повлечь за собой конкуренцию ребенка с другими детьми. Завышенный уровень притязаний способствует тому, что в массовых играх он сам устанавливает правила, завязывая дружбу, часто пытается верховодить. В результате ровесники могут отвергать его из-за излишней склонности к авторитарности и вынесению приговоров. Это, безусловно, также затрудняет вхождение единственного в семье ребенка в ученический коллектив, препятствует установлению нормальных взаимоотношений со сверстниками и учителями.

Если единственного ребенка часто хвалят за поступки, свойственные взрослым, он может преждевременно овладеть навыками, неуместными в его возрасте. Иногда такой ребенок приучается обращаться со взрослыми, как с равными, не считаясь с их авторитетом, что приводит к осложнению его отношений с педагогическим коллективом. В подобных случаях ребенка при переходе от дошкольного детства к школе придется учить задавать меньше вопросов и более охотно подчиняться авторитету старших - в частности, школьным учителям.

Ощущая свое равноправие с родителями, единственные дети считают себя равнозначными взрослым, часто применяют к себе «взрослые» нормы компетентности и достижений. Поэтому, возложив на себя груз взрослых предположений, они только создают напряжение, которому стараются соответствовать. Обычным итогом такого напряжения становится быстрая утомляемость, раздражительность, стремление к совершенству, невы-держательность, чрезмерная требовательность к себе. Все это затрудняет адаптацию ребенка к школьным условиям, негативно сказывается на его учебно-познавательной деятельности [11].

пелпгогичесний ЖЧРНПЛ БПШКОРТОСТПНП N 2(69), Я017 аё®5®вь

Также немаловажно с точки зрения школьной педагогики и то обстоятельство, что отделение от родителей дается таким детям особенно тяжело, так как связь между ними необычайно тесная. Переход от дошкольного детства к школе нередко запаздывает, потому что единственные дети с неохотой отделяются от родителей, боясь независимости [1]. Им страшно создавать дистанцию между собой и теми, с кем они были так прочно связаны. Для единственных детей уход от родителей представляется угрожающим, ведь они так эмоционально привязаны и социально зависимы от них.

Нередко в однодетных семьях и такое явление, как душевное одиночество ребенка. В многодетной семье, члены которой ориентированы на поддержку друг друга, такое, как правило, невозможно. Там дети чувствуют себя в большей эмоциональной безопасности, им легче найти утешение и помощь в семье, а не на стороне.

В целом по поводу психологических особенностей единственного ребенка в семье существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому что не ощущает волнений, связанных с соперничеством сиблингов. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему недостает брата или сестры [9].

Родители, имеющие единственного ребенка, как правило, уделяют ему излишнее внимание. Тем не менее, для гармоничного развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Единственному же ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, вообще, выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни единственного ребенка ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя ребенка.

В то же время, надо отметить, что большинство единственных детей четко себя осознают. Их саморазвитие и самореализация поощряются, их интересы и возможности принимаются близко к сердцу; их старания поощряются, достижения вознаграждаются. Однако повышенное внимание и поддержка родителей, могут способствовать развитию у ребенка преувеличенного чувства собственной значимости, на фоне чего формируется завышенная самооценка. В отношениях с окружающими дети из однодетной семьи часто считаются с собственным мнением в гораздо большей степени, чем с чужим.

В целом, подводя итоги всему сказанному, можно сделать следующие выводы.

1. Самосознание единственных в семье детей характеризуется высокой склонностью к преувеличению собственной значимости, эгоизму и эгоцентризму, поскольку формируется личность ребенка из однодетной семьи, как правило, в атмосфере всеобщей любви и потакания любым прихотям.

2. С педагогической точки зрения наиболее характерной особенностью самосознания единственных детей является их завышенный уровень притязаний. Привыкшие к постоянным похвалам и исполнению практически всех своих желаний, единственные дети труднее, чем дети из многодетных семей, адаптируются к школьным условиям, не могут смириться с утратой привилегированного положения, что негативно сказывается как на их взаимоотношениях со сверстниками и учителями, так и на их учебно-познавательной деятельности.

3. На этапе вхождения в школьную среду у единственных детей в большинстве случаев происходит переоценка своего «Я», что нередко сопровождается их невротизацией, возникновением чувства враждебности к окружающему миру, который не оценил их «ис-

ключительности» [5]. Отличительной чертой самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является то, что отношение к себе, самооценка в этом возрасте особенно сильно зависят от оценки учителей, формируются под ее влиянием [2]. Если же критичное отношение со стороны учителей и одноклассников приходит в противоречие с завышенной самооценкой единственного ребенка, то он может начать враждебно относится к ученическому коллективу, учителям и школе в целом, считая себя незаслуженно обиженным, непонятым, несправедливо оскорбленным. И если родители и учителя не окажут соответствующую эмоционально-психологическую поддержку ребенку, не предпримут соответствующие педагогические меры, научив его считаться с мнением других людей и относиться к себе критично, то такие дети могут стать замкнутыми и агрессивными, утратить интерес к учебе или испытывать комплекс «неудачника», что, в общей сложности, препятствует интеллектуальному и духовному развитию личности.

4. Если правильно использовать в педагогической практике подготовительных и начальных классов школы высокую самооценку единственных в семье детей, - с одной стороны, способствуя поддержанию их познавательного интереса (всячески поощряя их успехи и достижения), а с другой стороны, акцентируя внимание этих детей на необходимости критичного к себе отношения, можно добиться наилучших результатов в их воспитании и обучении.

Итак, все сказанное указывает на необходимость учета в педагогической деятельности учителя подготовительной и начальной школы особенностей самосознания единственных в семье детей, что становится особенно актуальным в ситуации доминирования в современном обществе однодетной семьи. Ведь самосознание есть стержневое свойство личности человека, позволяющее ему осуществлять самоидентификацию своего «Я», выделять себя из окружающего мира как самостоятельного субъекта [4]. Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.

Таким образом, именно самосознание - осознание себя как личности (своих чувств, желаний, потребностей и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения), как субъекта практической и познавательной деятельности, занимающего особое место в мире (в природной и социокультурной среде), является необходимым условием для развития способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, для становления его как ответственного члена общества. Поэтому учет в педагогической деятельности особенностей самосознания единственных в семье детей, необходим и очень важен, так же как и проведение специальных уроков по развитию самосознания детей, - и, в частности, единственных в семье детей.

Так, например, осуществление программы уроков по развитию и совершенствованию самосознания в начальных и в подготовительных классах школы, включающая занятия по темам: «Это Я», «Это Мы», «Моя семья», «Мой характер» и др., будет способствовать развитию самосознания, эмпатии, образа «Я», эмоциональной и нравственной сферы детей, осознанию ими детско-родительских взаимоотношений, формированию критически-рефлексивного мышления, то есть способности размышлять над собой, своими способностями и поведением и критически их оценивать \reflexio в прямом латинском переводе означает обращение вглубь [3]) и пр.

В ходе проведения подобных уроков также желательно осуществление психодиагностики самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (по таким методикам, как, например, шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса, проективный тест «Несуществующее животное», методика А.И. Липкиной по изучению самооценки младших школьников «Три оценки», методика «Какой я?» для определения самооценки старших дошкольников и пр.).

пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП Ы 2(69), 2017 öäDDgffo

Все эти меры помогут сгладить противоречия между завышенным уровнем притязаний, чрезмерным преувеличением собственной значимости у единственных в семье детей, будут способствовать их успешному вхождению в школьную среду, установлению нормальных межличностных отношений с учителями и сверстниками.

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 400 с. - ISBN 978-5-459-00519-6.

2. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы [Текст] / Б.С. Волков. - Москва : Владос, 2013. - 512 с. - ISBN 978-5-691-01921-0.

3. Дорофеев, Д.Ю. Предмет и содержание самосознания [Текст] / Д.Ю. Дорофеев // Метафизические исследования. Вып. 1 : Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ. -Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 153-159.

4. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в начальной школе [Текст]: практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоце-нина - Воронеж : Учитель, 2001. - 161 с. - ISBN: 5-87807-198-3.

5. Лукьянченко, Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности [Текст] / Н.В. Лукъяненко // Психологическая наука и образование -2010. - № 1. - С. 31-40. - ISSN: 1814-2052/ 2311-7273 (online).

6. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] / Р.В. Овчарова. - Москва : МПСИ, 2006. - 496 с. - ISBN 5-89502-771-7.

7. Радостева, А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2013. - №1. - С. 100-108.

8. Ричардсон, Р.У. Силы семейных уз [Текст] : руководство по психотерапии в помощь семье / Р.У. Ричардсон. - Москва : Акцидент, 1994. - 136 с. - ISBN: 5-88375-002-8.

9. Салихова, И.Р., Шафикова, Г.Р. Особенности межличностных отношений детей младшего школьного воз-раста[Текст] / Салихова И.Р. // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - № 4. - С.103-107.

10. Фром, А. Азбука для родителей [Текст] / А. Фром. - Москва : Литур, 2004. - 352 с. - ISBN: 5-89648-146-2.

11. Чухланцева, Е.А., Фатыхова, Р.М. Материнство: феноменология и особенности формирования в онтогенезе [Текст] / Чухланцева Е.А. // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - № 1. - С.131-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.