Социология образования
17
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА (опыт Волгоградской области)
ПЕТРОВ Владимир Иванович - д-р мед. наук, академик РАН, ректор, Волгоградский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected] МАНДРИКОВ Виктор Борисович - д-р пед. наук, профессор, первый проректор, Волгоградский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected] ДЬЯЧЕНКО Тамара Сергеевна - канд. мед. наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников образовательных учреждений Волгоградской области. Проанализирован контингент обучающихся и профессорско-преподавательский состав вузов и филиалов вузов, деятельность центров по содействию трудоустройству выпускников. Представлены результаты мониторинга регионального рынка труда и профессионально-квалификационной структуры выпуска специалистов за последние пять лет.
Ключевые слова: образовательные учреждения, выпускники, трудоустройство, рынок труда
Стратегия развития системы профессионального образования Волгоградской области на период до 2025 г.разработана с учетом потребностей всех заинтересованных субъектов в соответствии с основными направлениями государственной образовательной политики, рассматривающей образование в качестве потенциала инновационного развития России [1]. В нее входят учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (101 учреждение и 54 филиала) с контингентом обучающихся 165749 человек. В настоящее время на территории области образовательную деятельность по
программам высшего профессионального образования осуществляют 11 государственных и муниципальных вузов, 14 филиалов государственных вузов, 5 негосударственных вузов и 13 филиалов негосударственных вузов, в которых обучается 87685 студентов (табл. 1). Образовательный процесс, научно-исследовательская и творческая деятельность в вузах и филиалах вузов Волгоградской области обеспечиваются высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, обладающими достаточным потенциалом и способностью решать современные задачи подготовки специалистов (табл. 2).
Таблица 1
Контингент обучающихся в вузах и филиалах вузов Волгоградской области
Образовательные организации Очная форма Очно-заочная и заочная формы Всего
Г осударственные вузы 39223 30105 69328
Филиалы государственных вузов 3288 4251 7539
Негосударственные вузы 527 3237 3764
Филиалы негосударственных вузов 960 6094 7054
ИТОГО 43998 43687 87685
18
Высшее образование в России • № 3, 2015
Таблица 2
Профессорско-преподавательский состав вузов и филиалов вузов Волгоградской области
Образовательные организации Численность профессорско-преподавательского состава, в т.ч. совместители Численность докторов наук, в т.ч. совместители Численность кандидатов наук, в т.ч. совместители Показатель остепенен- ности
Государственные вузы 5630 844 3197 71,8%
Филиалы государственных вузов 405 55 254 76,3%
Негосударственные вузы 247 37 153 76,9%
Филиалы негосударственных вузов 357 60 237 83,2%
ИТОГО 6639 996 З841 72,9%
Подготовка специалистов в вузах призвана удовлетворять в первую очередь потребности в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций, учреждений региона. Особое внимание уделяется целевой подготовке специалистов, которая осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Динамика целевого приема в образовательные учреждения Волгоградской области за 2010-2013 гг. представлена на рисунке 1. В настоящее время целевая подготовка проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. №1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевомприеме и договора о целевом обучении»,
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. №839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по обра-
зовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специа-литета, программам магистратуры на 2015/ 16 учебный год».
Особенности целевой подготовки специалистов в соответствии с новыми регламентирующими документами:
■ квота (количество мест) целевого приема устанавливается учредителем образовательной организации;
■ предусматривается заключение двух двусторонних договоров (вуз - заказчик; заказчик - гражданин);
■ в договоре о целевом обучении (заказчик - гражданин) стороны самостоятельно определяют меры социальной под-
1400
1200
1000
800
600
400
200
0
184
П2"
Т---111291-------
____ 1963
I
2010
-=-
ИТ
2011
2012
□ ссузы ■ вузы
2013
Рис. 1. Количество выделенных мест целевого приема в Волгоградской области
Социология образования
19
держки обучающегося (вплоть до их отсутствия);
■ конкурс может составлять от одного человека на одно место;
■ при неисполнении условий договора о целевом обучении (например, в случае отказа от заключения трудового договора) гражданин возмещает заказчику расходы по оказанным мерам социальной поддержки и выплачивает штраф в двукратном размере расходов (в случае их наличия).
В 1999 г. по поручению Правительства Российской Федерации Министерство образования РФ и Министерство труда и социального развития РФ разработали Межведомственную программу содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, целью которой стало создание системы организаций, осуществляющих комплексное консультационное, информационное и образовательное содействие в трудоустройстве учащимся и незанятым выпускникам учреждений профессионального образования. Методическим и информационным обеспечением общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования занимается Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (КЦСТ), который регулирует деятельность региональных центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Волгоградские вузы имеют собственные центры трудоустройства, которые реально выполняют свою роль помощи выпускникам. К ним относятся:
1) Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет -Региональный центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников г. Волгограда (РЦСЗСиТВ по Южному Федеральному округу), создан в 2001 г.;
2) Волгоградский государственный ме-
дицинский университет - Центр трудоустройства студентов и выпускников, создан в 2004 г.;
3) Волгоградский государственный технический университет - Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников «Образование и карьера», создан в 2005 г.;
4) Волгоградский государственный аграрный университет - Отдел общественнопрофессиональной аккредитации и трудоустройства, создан в 2005 г.;
5) Волгоградский государственный университет - Центр карьеры Управления учебно-воспитательной работы, создан в 2008 г.;
6) Волгоградский государственный социально-педагогический университет -Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников, создан в 2008 г;
7) Волгоградская государственная академия физической культуры - Комиссия по трудоустройству и контролю карьерного роста выпускников, создана в 2013 г.
По данным Регионального центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников г. Волгограда, система профессионального образования Волгоградской области ежегодно выпускает на рынок труда от 24 до 27 тысяч квали-фицированныхрабочих и специалистов, из которых выпускники с высшим и средним профессиональным образованием составляют 60%. Доля трудоустроенных или продолживших обучение выпускников очной формы подготовки в 2014 г. в Волгоградской области составила 78,2% (табл. 3).
По сведениям государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Волгограда» на 1 октября 2014 г. банк вакансий насчитывал 34437 мест. В отраслевой структуре спроса на рабочую силу наибольший удельный вес приходился на промышленность (15036 вакансий), сельское хозяйство (5960 вакансий), строительство (4922 вакансии), сферы здравоохранения и социального обеспечения
20
Высшее образование в России • № 3, 2015
Таблица 3
Распределение выпускников образовательных организаций Волгоградской области очной формы обучения 2013-2014 учебного года по каналам занятости
Уровень профессионального образования Выпускники 2013/2014 учебного года
Всего В том числе
Трудоустроены Продолжили обучение Не трудоустроены Находятся на учете в службе занятости
абс. кол-во % от общего числа абс. кол-во % от общего числа абс. кол-во % от общего числа абс. кол-во % от общего числа
Начальное 2799 2004 71,6 158 5,6 53 1,9 0 0
Среднее 5045 2498 49,5 893 17,7 157 3,1 24 0,5
Высшее 6663 3767 56,5 2027 30,4 289 4,3 41 0,6
ИТОГО 14507 8269 57,0 3078 21,2 499 3,4 65 0,4
(2704 вакансии), а также образования, культуры и науки.
В банке вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, преобладает потребность в представителях рабочих профессий, на долю которых приходится 75,2%. Доля вакансий для специалистов и инженерно-технических работников составляет 24,8%. Анализ заявленных вакансий, по сведениям российской компании Интернет-рекрутмента «HeadHunter», показал, что в отраслевой структуре спроса на рабочую силу наибольший удельный вес приходится на продажи, рабочий персонал, промышленность. Среди соискателей наиболее востребованными являются такие сферы деятельности, как продажи, кредитование, финансы, страхование, промышленность. Доля выпускников и студентов по ним составляет 17,2% от общего числа соискателей. Важно отметить: ожидания выпускников относительно заработной платы превышают предложения работодателей в среднем на 5000 рублей.
На учёте в службе занятости зарегистрированы выпускники практически всех вузов. В числе обратившихся преобладали представители таких специальностей, как юриспруденция, экономика и управление
на предприятии, менеджмент организации, финансы и кредит, бухгалтерский учет, психология, прикладная информатика. На рынке труда наблюдается избыток бухгалтеров, экономистов и юристов. Востребованы в большей степени педагоги, строители, инженеры и врачи.
Сравнительный анализ рынка труда Волгоградской области и профессионально-квалификационной структуры выпуска выявил тенденцию к снижению потребности в подготовке специалистов высшего и среднего звена по сравнению с 2010 г. [2]. При этом выпускники, получившие образование по «переизбыточным» на рынке труда специальностям («Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент», «Экономика», «Финансы и кредит», «Юриспруденция»), будут испытывать трудности в поиске работы, поскольку спрос на этих выпускников будет значительно ниже предложения.
В 2010-2012 гг. было выпущено 8967 специалистов высшего звена по данным специальностям, что составило 25,5% общего выпуска системы высшего профессионального образования. В 2013-2015 гг. их выпуск составит 8143 человека (на 9,2% меньше). Несмотря на снижение количе-
Социология образования
21
ственного показателя, доля выпуска специалистов с «переизбыточными » на рынке труда специальностями в общем выпуске учреждений высшего образования за 20132015 гг. возрастет на 0,2% (составит 25,7%). Выпускники, обучавшиеся по указанным специальностям на коммерческой основе, в 2013-2015 гг. составят 50,2% от всего «коммерческого » выпуска, а доля указанных выпускников в общем выпуске специалистов по анализируемым специальностям составит 62%.
В 2013-2015 гг. на рынок труда выйдут 603 специалиста в области машиностроения, 500 специалистов в области металлургии и металлообработки, 35 - в области приборостроения, 18 - в области стандартизации и метрологии, 259 - в области теплоэнергетики, 189 фармацевтов и ни одного радиотехника, радиофизика, ни одного специалиста в области наноинженерии и наноматериалов. Таким образом, дефицит квалифицированных кадров высшего звена в области машиностроения, металлообработки, металлургии, приборостроения, стандартизации и метрологии,теплоэнер-гетики, радиотехники, наноинженерии и нанотехнологий сохранится. Некоторое снижение дефицита по указанным направлениям может наблюдаться только в 20182021 гг., когда на рынок труда будут выходить выпускники наборов 2013-2015 гг., количество которых по отношению к выпускам этих годов возрастет на 20-25%.
В области среднего профессионального образования наблюдается устойчивая тенденция к снижению выпуска специалистов среднего звена по «переизбыточным» на рынке труда специальностям, и к 2015 г. их количество сократится на 9% по отношению к 2010 г. Вместе с тем экономика области продолжает испытывать дефицит таких специалистов в области машиностроения, механизации сельского хозяйства, сварочного производства, автоматизации технологических процессов и производств. Положительной тенденцией является тот
факт, что набор по указанным специальностям в 2013-2015 гг. возрастет до 27%. Снижение дефицита кадров в перечисленных областях возможно только в 20162019 гг., когда на рынок труда будут выходить выпускники наборов 2013-2015 гг.
Особое внимание в регионе уделяется трудоустройству выпускников в сфере здравоохранения. В Волгограде и Волгоградской области обычно трудоустраиваются 84-88% выпускников Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ), из них в государственные бюджетные учреждения здравоо хранения - менее 50%. Около 30% выпускников трудоустраиваются в коммерческие медицинские центры, фармацевтические фирмы и компании, а также в частные стоматологические клиники, где уровень заработной платы гораздо выше. 12-16% выбирают работу в других регионах (Москва, C.-Петербург, Ростов и др.). Восполнить кадровые пробелы в регионе трудно ввиду недостаточной материальной заинтересованности и отсутствия надлежащего социального пакета для молодых специалистов, особенно в области.
По состоянию на 1 октября 2014 г. общая численность работников учреждений здравоохранения на территории Волгоградской области составляет 52466 чел., из них врачей всех специальностей - 8977 чел., среднего медицинского персонала - 22357 чел. Укомплектованность кадрами в целом по Волгоградской области составляет 90%, врачами-специалистами - 89,2%, средним медицинским персоналом - 91,4%, младшим медицинским персоналом - 90%.
В целях обеспечения организаций медицинскими кадрами Министерством здравоохранения Волгоградской области совместно с ВолгГМУ разработана региональная программа, утвержденная Постановлением Правительства Волгоградской области №216-п от 30 апреля 2013 г.
Для подготовки учащихся средних школ к профессии врача и среднего меди-
22
Высшее образование в России • № 3, 2015
цинского работника министерством здравоохранения совместно с ВолгГМУ и Министерством образования и науки на 20132015 гг. подготовлена и реализуется программа экскурсионных мероприятий для планирующих поступать в университет. До конца текущего года запланировано проведение выездных дней открытых дверей ВолгГМУ в общеобразовательных организациях Волгоградской области с организацией мастер-классов по специальностям подготовки, заключены договоры о совместной деятельности по профессиональной ориентации обучающихся с пятью межшкольными учебными комбинатами Волгограда.
В целях дальнейшего укомплектования специалистами учреждений здравоохранения Волгоградской области Министерством здравоохранения области в тесном контакте с ВолгГМУ ежемесячно осуществляется мониторинг вакантных должностей по всем специальностям в подведомственных учреждениях. С его результатами можно ознакомиться на сайтах министерства, центров занятости и университета. Одно из важных мероприятий в комплексной программе профориентации учащихся - участие в ярмарках вакансий работников здравоохранения и фармации.
В регионе реализуется федеральная программа «Земский доктор» (Постановление Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 № 229-п «Об утверждении Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим или переехавшим в 2013 году в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Волгоградской области»), которая направлена на сокращение дефицита врачебных кадров в сельском здравоохранении. Помимо этого, в регионе действует программа «Земский фельдшер - в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 г. №84-п «Об осуществлении единовремен-
ных компенсационных выплат фельдшерам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2014 году на работу в фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в сельских населенных пунктах Волгоградской области». Проводятся мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; принимаются меры по социально-экономической поддержке медицинских работников, осуществляется поэтапное повышение уровня их заработной платы.
В последние годы Президент и Правительство РФ уделяют особое внимание вопросам трудоустройства выпускников по полученной специальности. В соответствии с поручениями Президента РФ Пр-911 от 8 апреля 2011 г. и Пр-1315 от 11 мая 2011 г. от органов управления образованием требуется введение в оценку эффективности деятельности учреждений профессионального образования показателя, характеризующего трудоустройство по специальности выпускников. Он должен отслеживаться по выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения, по выпускникам среднего и начального профессионального образования - не менее двух лет. Предусматривается формирование методики расчета и контроля выполнения этого показателя [3].
На уровне Министерства образования и науки Российской Федерации происходит консолидация сведений о трудоустройстве выпускников из нескольких информационных потоков:
1) информационный поток из Федеральной службы по труду и занятости;
2) получение данных от органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования;
3) верификация трудоустройства выпускников органами Пенсионного фонда РФ;
4) получение общей информации о мониторинге трудоустройства выпускников
Социология образования
23
из Росстата, федеральных органов исполнительной власти, имеющих подведомственные вузы.
Результативность трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования планируется связать с принятием решения об аккредитации образовательного учреждения и учитывать при распределении контрольных цифр приема вузам.
Многолетний опыт работы вузов Волгоградской области по содействию трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда способствует повышению эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Намечаются положительные тенденции в области преодоления дисбаланса рынка труда и рынка образовательных услуг, позволяющие сделать вывод о продуктивности работы в этом направлении. Вместе с тем эффективность проводимых мероприятий напрямую зависит от заинтересованности всех органов исполнительной власти, орга-
нов местного самоуправления, предприятий и общественных объединений работодателей в решении этих вопросов.
Литература
1. Закон Волгоградской области от 21 ноября
2008 г. № 1778-ОД «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» (с изменениями и дополнениями). URL: http://zakon-region.ru/ volgogradskaya-oblast/ 28741
2. Аналитическая справка по результатам мо-
ниторинга подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования Волгоградской области в 2013-2015 году: по материалам Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области. URL: http:// ktzn.volganet.ru/labour_market/
3. Гуртов В.А., Серова Л.М., Степусь И.С.,
Федорова Е.А., Мороз Д.М. Развитие системы мониторинга трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 11-23.
Статья поступила в редакцию 05.02.15.
THE ROLE OF UNIVERSITIES IN ENSURING THE HUMAN RESOURCES OF THE VOLGOGRAD REGION
PETROV Vladimir I. - Dr. Sci. (Medicine), Academician of RAS, Rector, Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia. E-mail: [email protected]
MANDRIKOV Victor B. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Vice-Rector, Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia. E-mail: [email protected]
D’YACHEnKo Tamara S. - Cand. Sci. (Medicine), Assoc. Prof., Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article touches the issues of employment of graduates of educational institutions of Volgograd region. The authors analyze the contingent of students and faculty members of universities and university branches, activities of their centers to promote the employment of graduates. The results of monitoring of the regional labor market and skill-mix issue experts over the past 5 years.
Keywords: educational institutions, graduates, employment, labor market
References
1. Law Volgograd region «On the Strategy of socio-economic development of the Volgograd region until 2025 » dated November 21 2008 №1778-OD (as amended). Available at: http://zakon-region.ru/volgogradskaya-oblast/ 28741 (In Russ.)
24
Высшее образование в России • № 3, 2015
2. Analiticheskaya spravka po rezul’ tatam monitoringa podgotovki rabochikh kadrov i spetsialistov v
uchrezhdeniyakh professional’ nogo obrazovaniya Volgogradskoi oblasti v 2013-2015 godu: po materialam Komiteta po trudu i zanyatosti naseleniya Volgogradskoi oblasti [Analytical information on the results of monitoring of training workers and specialists in vocational education in Volgograd region in 2013-2015 year. Materials ofthe Committee on Labor and Employment ofthe Volgograd Region]. Available at: http://ktzn.volganet.ru/labour_market/ (In Russ.)
3. Gurtov V.A., Serova L.M., Stepus’ I.S., Fedorova E.A., Moroz D.M. (2014) [Development ofthe
graduates’ employment monitoring system]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 11-23. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 05.02.15.
УПРАВЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВОМ СТАВОК НПР И ПЛАНОМ ПРИЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗУЕВ Андрей Сергеевич - канд. техн. наук, зав. кафедрой «Прикладная и бизнес-информатика », Московский государственный университет приборостроения и информатики. E-mail: [email protected]
ЛЕНТЯЕВА Татьяна Владимировна - зам. зав. кафедрой «Прикладная и бизнес-информатика », Московский государственный университет приборостроения и информатики. E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются задачи управления количеством ставок научнопедагогических работников (НПР) и планом приема обучающихся образовательных организаций высшего образования на основании контингента студентов, рабочих учебных планов и контрольных цифр приема (КЦП). План приема предполагается состоящим из КЦП на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и плана приема на договорную основу обучения. Указанные задачи решаются совместно на основе применения предлагаемой авторами математической модели 1.
Ключевые слова: экономика образования, контрольные цифры приема, план приема, профессорско-преподавательский состав
В настоящее время, в условиях использования ФГОС, а также реформирования образовательных организаций, вопросы экономики образования [1; 2] приобретают особую актуальность. Управление образовательными услугами требует от руководства вузов регулярного принятия ряда решений, среди которых:
1) формирование плана приема обучающихся на следующий учебный год -определение состава заявки на контроль-
ные цифры приема (КЦП) на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и плана приема на договорную основу обучения (на платные образовательные услуги). Требующийся план приема должен формироваться с учетом экономической целесообразности оказания образовательных услуг (по форме обучения, направлению и профилю подготовки или специальности) с учетом особенностей соответствующего сегмента их рынка;
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Ученого совета МГУПИ № КБ-603.