Психолого-педагогические науки •••
ставляя не более четверти от общего объема учебника, этот уровень, тем не менее, должен давать законченную целостную картину предмета. Именно поэтому мы проводим со студентами работу по выделению из учебного материала наиболее важных основополагающих понятий и определений, т. е. ядерного материала без знания которого невозможно дальнейшее продвижение по курсу. Второй - основной уровень может составлять примерно половину учебного материала и содержать подробное изложение всех вопросов учебной программы: темы, параграфа, курса. Наконец, третий уровень включает углубленное изложение отдельных вопросов для тех учащихся, которые желают расширить свои знания в данном вопросе.
Дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»
57
нацелена на формирование компетенций [1. С. 5-8]: ОК-1, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-11.
Нами также организован и проводится научный кружок «Web-дизайн». Программа научного кружка нацелена на достаточно глубокое знакомство будущих бакалавров со всеми основными Web-технологиями на стороне клиента. К ним относятся в порядке следования освоения: HTML, CSS и
JavaScript, с использованием методов исследовательской, проектной деятельности. Занятия проходят со студентами старших курсов по модульному принципу и предполагают практическое выполнение индивидуальных и групповых заданий, а также выполнение и защиту проектной работы в области Web-технологий.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). М., 2011. 25 с.
References
1. Federal State Educational Standard of the higher professional education in the training direction 050100 “Pedagogical education” (qualification (degree) "Bachelor"). M., 2011. 25 p.
Literatura
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 050100 “Pedagogicheskoe obrazovanie” (kvalifikacija (stepen') «bakalavr»). M., 2011. 25 s.
Статья поступила в редакцию 24.11.2014 г.
УДК 378
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
THE GRADUATES’ EMPLOYMENT AS AN INDICATOR OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT EFFECIENCY
© 2015 Гаджиев Г. М., Рамазанов С. А.*, Маитханова К. Д.**
Министерство образования и науки Республики Дагестан ^Дагестанский государственный университет **Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Gadzhiev G. M., Ramazanov S. A.*, Maitkhanova K. D.**
Ministry of Education and Science of the Republic of Dagestan
*Dagestan State University **Dagestan State Pedagogical University
58
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
Резюме. В статье на основе анализа практики представлены результаты мониторинга состояния трудоустройства выпускников Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ), рассматриваются проблемы и перспективы трудоустройства выпускников, а также вопросы содействия поиску работы, адаптации к условиям профессиональной среды. Кроме того, изложены основные направления деятельности отдела по эффективному содействию трудоустройства выпускников ДГПУ.
Abstract. Basing on the results of the analysis of the practice the authors of the article represent the monitoring results of the employment status of Dagestan State Pedagogical university (DSPU) graduates, discuss the problems and prospects of graduates ’ employment, as well as issues of the job search promotion, adaptation to the professional environment. Additionally, they present the main activities of the department of the effective promotion of DSPU graduates ’ employability.
Rezjume. V stat'e na osnove analiza praktiki predstavleny rezul'taty monitoringa sostojanija trud-oustrojstva vypusknikov Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (DGPU), rassmatrivajutsja problemy i perspektivy trudoustrojstva vypusknikov, a takzhe voprosy sodejstvija poisku raboty, adaptacii k uslovijam professional'noj sredy. Krome togo, izlozheny osnovnye naprav-lenija dejatel'nosti otdelapo jeffektivnomu sodejstviju trudoustrojstva vypusknikov DGPU.
Ключевые слова: выпускник, содействие, студент, трудоустройство, занятость. Keywords: graduate, promotion, student, employability, employment.
Kliuchevye slova: vypusknik, sodeistvie, student, trudoustroistvo, zaniatost'.
В последние годы Правительство РФ уделяет особое внимание вопросам трудоустройства выпускников по полученной специальности, свидетельством чему является включение в качестве порогового показателя эффективности учреждений высшего образования [2].
Статистические данные показывают, что российские вузы в 2013 году выпустили более 1 млн. специалистов, большинство из которых сегодня осуществляют поиск работы, поскольку, по мнению экспертов, трудоустроиться по специальности, записанной в дипломе, сможет в лучшем случае лишь каждый пятый выпускник ВУЗа [3].
Причиной такой ситуации является то, что, как и в прошлые годы, высшее образование по-прежнему живет само по себе, явно не ориентируясь на потребности работодателей, свидетельством чему являются данные Росстата, согласно которым в минувшем году из 1 млн. 256 тыс. выпускников только 186,7 тыс., или 14,8 % от общего числа, получили направление на работу, а остальные 85,2 % трудоустраивались самостоятельно. При этом, лишь 20 % из всех завершивших обучение в ВУЗе молодых специалистов нашли работу по специальности.
С учетом сказанного, показателем эффективности системы образования рассматривается трудоустройство выпускника образовательного учреждения, оцениваемое по их востребованности на рынке труда, характеризующееся не только фактом трудоустрой-
ства выпускника, но и его работой по полученной специальности. При этом, одним из показателей качества подготовки специалиста в вузе является компетентность выпускников, поскольку уровнем владения компетенциями обеспечивается готовность к профессиональной деятельности, привлекательность той или иной специальности, профессиональное становление и карьерный рост личности.
Свободный рынок труда в России отличается и тем, что у молодых соискателей рабочего места по сравнению с их европейскими сверстниками, сильно завышены личные амбиции, подтверждением чему является тот факт, что на Западе большинство выпускников стремятся устроиться в небольшую компанию, чтобы набраться опыта и, если удастся, обеспечить плацдарм для карьеры. В отличие от европейских сверстников, россияне стремятся сразу в крупную корпорацию, где, как им кажется, гарантированы высокие зарплаты и быстрое карьерное продвижение.
Существенная разница наблюдается также в поведении выпускников различных вузов, поскольку «технари» охотно берутся практически за любую работу, а гуманитарии желают получать высокую зарплату, не принимая в расчет реальную ситуацию на рынке, руководствуясь стереотипами, где преобладают чрезмерные амбиции. При этом в сфере услуг, где в основном они и могут себя применить, почти все вакансии заполнены и конкуренция очень высокая.
Психолого-педагогические науки •••
Статистические данные указывают на то, что 38 % выпускников вузов нуждаются в переобучении, а многие компании готовы принять «специалистов» без опыта работы, чтобы сразу же заняться их дообучением, поскольку наблюдается острейший кадровый голод. При этом, представители бизнеса спокойно идут на это, потому что: во-первых, они в итоге получают квалифицированного работника, а во-вторых, стоимость обучения потом вычитывается из зарплаты, специалиста. Кроме того большинство вузов до сих пор не знают, кого необходимо готовить, вследствие чего получение диплома выпускником приводит к осознанию бездарности потраченного на учебу времени [1].
Выше изложенное актуализирует проблему содействия трудоустройству выпускников поскольку:
1. Трудоустройство и востребованность выпускников включены в показатель экспертизы при лицензировании и государственной аккредитации вуза.
2. Конкуренцией вуза с другими образовательными учреждениями, ведущими аналогичную подготовку по специальности, поскольку содействие (например, собирая информацию о вакансиях и сообщая ее выпускникам) вуза увеличивает возможности трудоустройства выпускников своего вуза.
3. А формирование контрольных цифр приема в вуз находится в прямой зависимости от потребности на рынке труда в специалистах.
Федеральный государственный образовательный стандарт требует привести в соответствии с потребностями рынка труда и требованиями работодателей содержание и структуру профессионального образования [4]. Кроме того, анализ социально-экономической практики показывает, что в настоящее время у большинства молодежи отсутствуют умения и навыки поведения на рынке труда, самостоятельного поиска сферы деятельности или форм занятости, поскольку в прежние годы, в условиях государственного распределения выпускников, потребности в них фактически не было [5].
В соответствии с вышеизложенным деятельность отдела содействия трудоустройству выпускников, на наш взгляд, целесообразно осуществлять по направлениям: работа с выпускниками; работа с потенциальными работодателями; взаимодействие с соответствующими структурами администраций муниципальных образований, служб занятости населения и т. д., создание постоянно обновляемо-
59
го банка данных о вакансиях, выпускниках (отслеживание трудоустройства), а также ведение статотчетности о результатах трудоустройства выпускников.
Отдел содействия трудоустройству выпускников ДГПУ в соответствии с планом мероприятий осуществляет сбор информации о вакансиях на рынке педагогического труда через управления образования городов и районов, а также от руководства муниципальных и государственных образовательных учреждений. При этом количество выявленных вакансий выставляется на официальном сайте университета, размещается на стендах факультетов, в республиканской газете «Работа и карьера».
Сотрудники отдела совместно с ГУ «Центр занятости населения» в г. Махачкала, и с учреждениями профессионального образования республики организовали ярмарку учебных мест «Выпускник - 2013», продолжается работа по заключению договоров о сотрудничестве в области содействия трудоустройству выпускников с министерствами и учреждениями, среди которых Дербентский, Хасавюртовский, Буйнакский и Избербашский педагогические колледжы, а также «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». В соответствии с договорами о сотрудничестве по содействию трудоустройству выпускников с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан и государственным казенным учреждением службы занятости населения Ставропольского края «Межрегиональный ресурсный центр» проведен мониторинг и анкетирование студентов выпускных курсов, результаты которого (табл. 1) указывают на то, что из 1675 выпускников продолжили обучение -119 чел. (около 7 %), призывались в ряды Российской армии - 302 чел. (17,7 %), трудоустроились по специальности - 670 чел. (40 %), ушли в отпуск по уходу за ребенком - 18 чел. (16 %) и не трудоустроились - 566 (33,7 %). При этом среди неопределившихся со сферой трудовой деятельности 77 выпускников факультета педагогики и психологии (более 46 %), 52 человека начальных классов (60 %), а по филиалам 164 человека Дербентский (41 %) и 44 студента (60 %). Хасавюртовский.
Отделом обобщена, полученная от всех центров занятости населения муниципальных образований республики информация о выпускниках 2011 и 2012 гг., состоящих на учете как ищущих работу, сведения об имеющихся вакансиях по педагогическим специальностям в муниципальных образова-
60
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
тельных учреждениях. Так, по состоянию на 1 апреля 2013 года на учете, в качестве безработных, состоят - 25 и 34 выпускников соответственно в 2011 и 2013 годов. В этот же период в республике имеется 112 вакансий по предметам: математика, иностранные языки, физика, информатика и начальные классы [6].
В апреле 2013 года службой содействия трудоустройству выпускников университета проведен круглый стол с участием деканов факультетов, заместителя министра по фи-
зической культуре и спорту РД (Магомедов Г. М.), начальника отдела информации и профориентации Минтруда РД (Мутайломов С. Ю), директоров ГКУ РД ЦЗН в МО «город Махачкала», «город Каспийск», МО «Кумторкалинский район», где обсуждались раскрытие интеллектуальных способностей, формирование умений по самостоятельному изучению рынка труда (самостоятельному поиску рабочего места) сбора и обработки материала.
Психолого-педагогические науки •••
61
Таблица 1
Мониторинг трудоустроенности выпускников (по состоянию на 1 апреля 2013 г.)
Факультеты всего выпускников Занятость выпускников 2013 г.
продолжают обучение призваны в армию трудоустроены (чел.) не определились со сферой деятельности находятся в отпуску по уходу за ребенком
всего по специальности чел. %
Исторический 70 7 4 38 20 21 30,0 -
Иностранных языков 160 13 1 106 62 16 10,0 24
Филологический 80 19 - 43 35 - - 18
Даг. филологии 54 6 - 37 34 11 20,3 -
Г еографический 43 10 1 21 11 5 11,6 6
Права 55 5 2 24 5 18 32,7 6
Педагогики и психологии 169 11 - 43 34 91 53,8 24
Начальных классов 85 6 - 36 31 38 44,7 5
Музыки 6 - - 4 3 1 16,7 1
Технолого-экономический 15 2 - 8 2 1 6,7 4
Художественно-графический 65 6 - 20 20 38 58,5 1
Управления 33 2 - 15 11 9 27,3 7
Физкультуры и ОБЖ 121 5 2 32 21 82 67,8 -
Математический и физический 58 12 1 26 26 7 12,1 12
Инженерно- педагогический 46 6 1 14 13 22 47,8 3
Биолого-химический 38 6 - 8 7 17 44,7 7
Итого: по головному ДГПУ 1098 116 12 475 335 377 34,3 118
Филиалы
Г. Дербент 392 1 - 107 79 271 69,1 13
Г. Избербаш 134 - - 17 13 117 87,3 -
Г. Буйнакск 14 - - 10 5 1 7,1 3
Г. Хасавюрт 70 - 6 31 31 21 30,0 12
ИТОГО: по филиалам 610 1 6 165 128 410 67,2 28
Всего по ДГПУ 1708 117 18 640 463 787 46,1 146
В рамках мониторинга состояния трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в интерактивном режиме (по адресу:
М1р://симт.рф/1п0э/РоП8/25) организован опрос 50 молодых специалистов-выпуск-ников в том числе: у 13 выпускников (6 жен. и 7 мужчин) - 2010 года, 18 выпускников (8 -жен. и 10 муж.) - 2011 года и 19 выпускников (7 жен. и 12 муж.) - 2012 года. Информация о результатах сообщена оператору опроса. Полученные результаты позволяют определить востребованность той или иной специальности/профессии и оценивать возможность трудоустройства выпускников.
В здании университета установлен электронный информационный терминал государственной службы занятости населения, позволяющий оптимизировать работу по информированию студентов и выпускников о состоянии рынка труда и имеющейся базе вакансий по Республике Дагестан и Российской Федерации в целом. В отделе сформирована электронная база данных трудоуст-
ройства выпускников 2013 года (без филиалов), согласно которой на 1 сентября 2013 года, на учете в центре занятости населения в качестве ищущих работу состоят - 25 чел., (в 2012 году- 34 чел.), где преобладают учителя начальных классов, русского, родного и иностранных языков, а также литературы. Мониторинг состояния трудоустройства выпускников университета за 6 лет (20082013 гг.) показывает, что в целом динамика показателей трудоустройства по полученной специальности сохраняется на одном уровне за эти годы (табл. 2).
Отделом содействия трудоустройству выпускников также определены невостребованные профили университета, оказывается содействие в трудоустройстве, проводится работа по подготовке резюме выпускника, обучение по подготовке к собеседованию и т. д. За 2013 год отделом выдано 13 направлений на работу и в частности, выпускникам по специальности учителя математики, английского языка, физической культуры и т. д.
62
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
Психолого-педагогические науки •••
63
Таблица 2
Сравнительные показатели мониторинга _____трудоустроенности выпускников
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. (по состоянию на 16.09.)
Всего выпускников (чел.) 2806 2845 2939 2569 1970 1708
Трудоустроены (чел.) 1114 1181 1176 1053 857 921
Трудоустроены по специальности (чел.) 702 697 676 668 571 463
%-не трудоустроены 60,3 58,5 60,0 59,0 56,5 46,1
■Численность выпускников ■Трудоустроенных всего (занятых)
■Трудоу слоенных по специальности
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 1. Сравнительные показатели трудоустроенности выпускников за 6лет
За последние годы в республике сложился острый дефицит вакансий, (коэффициент напряженности на рынке труда республики около - 40, число безработных на одну вакансию), в том числе и по учительским специальностям, кроме того, более половины выпускников, приехавших на учебу с сел не хотят уезжать обратно, им важнее жить в городе, для них более привлекательна досуговая составляющая, нежели устроиться на работу.
Также остается проблема несоответствия программ подготовки кадров по отдельным специальностям реалиям современного рынка труда и низкий уровень заработной платы учителей.
Несмотря на незначительный рост в 2013 году за последние 6 лет - показатель трудоустройства выпускников университета, по полученной специальности, остается низким по сравнению с показателями трудоустройства выпускников ведущих вузов Российской Федерации.
Не на должном уровне организована работа:
- по взаимодействию отдела по профориентационной работе и трудоустройству выпускников непосредственно с управлениями образования и общеобразовательными школами в муниципальных районах и городских округах в вопросах трудоустройства выпускников университета;
- со студентами выпускных курсов по привитию навыков делового общения, эффективной самопрезентации, актуализации имеющихся у них способностей для более успешного адаптирования и повышения уровня востребованности на рынке труда.
В целях повышения качества проводимой работы по трудоустройству выпускников необходимо:
- совместно с факультетами, институтами и кафедрами принять дополнительные меры по более качественному выполнению всего комплекса мероприятий (в том числе, информационное обеспечение, проведение и анализ мониторингов трудоустройства выпускников и составления резюме выпускниками), направленные на улучшение показателей трудоустройства выпускников по полученной им специальности;
- на основе договоров о сотрудничестве, налаживать взаимодействие с министерствами образования, науки и молодежной политики, труда и социального развития, культуры, по физической культуре и спорту, подведомственными им организациями, управлениями образования и общеобразовательными школами в муниципальных районах и городских округах по вопросам содействия трудоустройству выпускников университета;
- рассмотреть возможности подготовки предложений по корректировке контроль-
64
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
ных цифр по отдельным специальностям подготовки кадров, в свете спроса и предложений на них на рынке труда республики;
- проработать совместно с Министерством образования, науки и молодежной политики РД, управлениями образования в муниципальных районах и городских округах вопрос о возможности разработки механизма закрепления молодых специалистов за образовательными организациями в сельской местности, откуда они прибыли на учебу;
- совместно с факультетами и институтами обеспечить долгосрочное взаимодействие (путем встреч, телефонных опросов и т. д.) с выпускниками университета, в целях оценки реального положения востребованности их на рынке труда. Кроме того деканам факультетов, директорам институтов, заведующим кафедрами принять комплекс мер по качественному улучшению образовательного процесса, соответственно поднять престиж получаемых выпускниками знаний, что в свою очередь поднимет уровень их востребованности на рынке труда.
Литература
1. Гельтищев П., Долгих А. В этом году только каждый пятый выпускник вуза сможет найти работу по специальности // Экономика. 1 августа 2007. С. 24-29. 2. Елина Е. Г. Развитие гуманитарного образования и проблемы трудоустройства выпускников гуманитарных факультетов // Вестник Герценовского университета. 2011. № 11. С. 51-55. 3. Соловьева Г. М., Коцарь Ю. А. Проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования и создание хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 61 -65. 4. Стецунов В. В Трудоустройство выпускников системы профессио-
нального образования в условиях кризиса: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 2. С. 216 -222. 5. Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения // Наука и экономика. 2011. № 1-5. С. 62-63. 6. Материалы, представленные Министерством труда и социального развития РД.
References
1. Geltishchev P., Dolgikh A. This year only every fifth University graduate is able to find work in his field // "Economy", August, 1, 2007. P. 24-29. 2. Elina E. G. Development of the humanitarian education and
problems of the employment assistance for the graduates of Humanitarian faculties // Bulletin of Herzen University. 2011. # 11. P. 51-55. 3. Solovyova G. M., Kotsar Yu. A. Problems of employment assistance for graduates of professional education institutions and the creation of business entities by the budgetary scientific and educational institutions // Professional education in Russia and abroad. 2010. # 2. P. 61-65.
4. Stetsunov V. V. Employment of graduates of professional education in conditions of crisis: problems and prospects // Bulletin of Adyghe State University. Series 5: Economy. 2011. # 2. P. 216-222.
5. Chernysheva N. I. Problem of employment of graduates of educational institutions and the search for
solutions // Science and Economics. 2011. # 1-5. P. 62-63. 6. Materials presented by the Ministry of
labour and social development of RD.
Literatura
1. Gel'tishhev P., Dоlgih A. V jetom godu tol'ko kazhdyj pjatyj vypusknik vuza smozhet najti rabotu po spe-cial'nosti // «Jekonomika» 1 avgusta 2007. S. 24-29. 2. Elina E. G. Razvitie gumanitarnogo obrazovanija i problemy trudoustrojstva vypusknikov gumanitarnyh fakul'tetov // Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2011. № 11. S. 51-55. 3. Solov'eva G. M., Kocar' Ju. A. Problemy trudoustrojstva vypusknikov uchrezhde-nij professional'nogo obrazovanija i sozdanie hozjajstvennyh obshhestv bjudzhetnymi nauchnymi i obrazo-vatel'nymi uchrezhdenijami // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2010. № 2. S. 61 -65. 4. Stecunov V. V Trudoustrojstvo vypusknikov sistemy professional'nogo obrazovanija v uslovijah krizisa: problemy i perspektivy // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5: Jekonomika. 2011. № 2. S. 216 -222. 5. Chernysheva N. I. Problema trudoustrojstva vypusknikov uchebnyh zavedenij i poisk putej ee reshenija // Nauka i jekonomika. 2011. № 1-5. S. 62-63. 6. Materialy predstavlennye Minis-
terstvom truda i social'nogo razvitija RD.
Статья поступила в редакцию 17.12.2014 г.