Научная статья на тему 'Разработка информационных систем поддержки трудоустройства выпускников вуза'

Разработка информационных систем поддержки трудоустройства выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2151
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЗАДАЧИ / ФУНКЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мисиченко Надежда Юрьевна

Статья посвящена важной народнохозяйственной проблеме проблеме трудоустройства выпускников ВУЗа. Рассмотрены основные положения, регламентирующие деятельность отдела трудоустройства выпускников, задачи отдела трудоустройства и его функции. В последнее время прослеживается объективная потребность в объединении и координации усилий отдельных вузов в решении вопросов трудоустройства в пределах отдельного региона и в масштабе всей страны. В связи с этим были сформулированы требования к развитию модели трудоустройства в ВУЗе и ее реализации в виде системы поддержки принятия решений, которые обозначены определенными задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мисиченко Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка информационных систем поддержки трудоустройства выпускников вуза»

Разработка информационных систем поддержки трудоустройства выпускников вуза

H. Ю. Мисиченко, РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону

Современный молодежный рынок труда, как показывают исследования, во многом стихиен и не имеет сбалансированного характера. При общей высокой потребности в квалифицированных кадрах, спрос на специалистов по конкретным специальностям оказывается неопределённым. В аналогичной ситуации, когда не очевидна востребованность выпускников, находится и пока ещё только формирующийся рынок профессионально-образовательных услуг. Чтобы занять на нём престижное место, вузам в первую очередь необходимо знать, какие специальности требуются отечественной экономике, каков текущий и долговременный спрос на них производственной сферы. Из-за отсутствия адекватных оценок выпускники вузов не всегда могут работать по специальности. Ранее действовавшая система государственного регулирования трудоустройства молодых специалистов оказалась разрушена.

Для решения возникших проблем Министерство образования РФ в 2001 г. приняло решение о создании системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, основой которой должны были стать центры содействия занятости и трудоустройству выпускников, созданные во всех учреждениях профессионального образования России.

Рассмотрим на примере РГЭУ «РИНХ» основные положения, регламентирующие деятельность Отдела трудоустройства выпускников. Отдел трудоустройства и практики студентов г. Ростов-на-Дону Ростовского Государственного Экономического Университета создан 15 апреля 2003г.

Основанием создания Отдела трудоустройства и практики студентов являются:

I. Решение коллегии Министерства образования РФ от 25.09.2001 № 14/1 «О программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования".

2. Приказ Министерства образования РФ от 10.06.2002 № 2172 "Об установке в высших учебных заведениях Российской Федерации, подведомственных Минобразованию России, информационной системы по трудоустройству выпускников ВУЗов".

3. Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.09.2001 № 6770-ВР "О содействии занятости выпускников учреждений профессионального образования". Задачи отдела состоят в следующем:

1. Практическая помощь и содействие трудоустройству студентов Университета и его филиалов.

2. Информационная поддержка, методическое обеспечение, анализ перспективных направлений по обеспечению трудоустройства и занятости студентов и выпускников РГЭУ «РИНХ»:

- организация консультаций и взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и учреждениями, оказывающими влияние на рынок труда студентов и молодых специалистов;

- взаимодействие с Межрегиональным координационно -

аналитическим отделом по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников и студентов учреждений высшего профессионального образования;

- взаимодействие с Городским центром занятости населения Ростова-на-

Дону.

3. Выявление и анализ лучшей российской и зарубежной практики в области трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием.

4. Анализ рынка труда молодых специалистов высшей квалификации:

- статистический анализ;

- изучение специфики российского рынка труда молодых высококвалифицированных специалистов;

- создание и ведение базы данных вакансий и работодателей;

- регистрация заявок студентов и выпускников (в базе данных), их резюме и пожеланий в подборе вакансий. Предоставление информационный помощи в поиске вакансий.

Отдел осуществляет следующие функции:

- создает и поддерживает в актуальном состоянии базы данных резюме студентов и выпускников, ищущих работу, а также вакансий работодателей;

- отображает всю необходимую для студентов, выпускников и работодателей текущую информацию на собственном сайте в Интернет;

- организует оперативное взаимодействие со студентами, выпускниками и работодателями, как путем прямых личных контактов, так и через электронную почту;

- консультирует студентов по вопросам подбора временной и постоянной работы, составлению резюме и поиску вакансий;

- поддерживает распределенную информационную систему (РИС) поддержки трудоустройства молодых специалистов Минобразования РФ;

- проводит периодическое анкетирование студентов и выпускников с целью выявления уровня их подготовленности к рынку труда, их отношения к различным профессиям, удовлетворенности уровнем образования и другими социальными, психологическими и профессиональными факторами;

- оперативно отражает информацию об имеющихся вакансиях на своих стендах в Университете;

- проводит организационные мероприятия (ярмарки вакансий, дни карьеры, выбор лучших студентов и выпускников и т.п.);

- осуществляет ведение базы данных о наличии вакантных рабочих мест, о выпускниках и студентах, имеющих проблемы с трудоустройством, требованиях работодателей, другие информационно-методические материалы;

- предоставляет студентам информацию об имеющихся вакансиях по специальностям,

- проводит анализ потребностей региона в выпускниках в настоящее время и в перспективе;

- проводит обучение студентов методике поиска работы, осуществляет психологическую подготовку выпускников с целью адаптации к рабочему месту;

- осуществляет подбор выпускников, студентов по заявкам работодателей для участия в конкурсе на замещение вакантных рабочих мест;

- проводит консультирование студентов по правовому обеспечению трудоустройства;

- осуществление постоянного взаимодействия с предприятиями-работодателями региона по вопросам трудоустройства выпускников и временной занятости студентов;

- проведение анкетирования предприятий-работодателей с целью всесторонней оценки выпускников, потребности в молодых специалистах на предприятиях, организации и проведения всех видов практик;

- ведение информационной и рекламной деятельности для получения выпускниками сведений о ситуации на рынке труда и местах трудоустройства;

- практическая деятельность по вопросам трудоустройства студентов и выпускников в тесном взаимодействии с факультетами и выпускающими кафедрами университета.

Студенты могут получить индивидуальную консультацию по поиску и получению работы, по составлению резюме, которые размещаются на сайтах кадровых агентств, предприятий, организаций, образовательных учреждений.

Отдел предоставляет информацию о состоянии рынка труда, вакансиях для молодых специалистов, проводит мероприятия, содействующие трудоустройству выпускников. Во время обучения студенты имеют возможность реализовать планы по временному трудоустройству.

Должностные обязанности секретаря Отдела организации трудоустройства выпускников:

- Производить регистрацию студентов и выпускников в базе данных и журнале регистрации.

- Производить регистрацию предприятий, предлагающих работу студентам (или проведение ярмарок вакансий) и вводить их в базу данных.

- Ежедневно просматривать почту (в случае наличия заявок

предприятий или вносить их в базы данных).

- Размещать информацию о студентах, ищущих работу, в базах

вакансий ресурсов Интернета.

- Анализировать базы данных вакансий в соответствии с заявками студентов Университета, об имеющихся положительных результатах сообщать студентам.

- Посещать ярмарки вакансий, проводимые в городе, и информировать о результатах инженера Отдела организации трудоустройства выпускников и декана факультета И и У.

- Участвовать в организации ярмарок вакансий в Университете.

Организационная структура отдела представлена на рисунке 14.

Рис. 1. Организационная структура отдела трудоустройства студентов и выпускников РГЭУ «РИНХ»”

Инспектор Отдела организации трудоустройства выпускников совместно с системным администратором выполняет следующие функции.

- Разрабатывает и поддерживает в актуальном состоянии базу данных Отдела организации трудоустройства выпускников (включая базу резюме студентов, базу запросов работодателей и всю необходимую для Отдела информацию).

- Проектирует и актуализирует ’^ЕВ- страницу Отдела трудоустройства.

- Взаимодействует с подразделениями Отделом информационных технологий Университета.

- Обеспечивает установку и актуализацию «Распределённой информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов» (в соответствии с приказом Министерства Образования РФ от 10.06.2002 № 2172).

- Разрабатывает и постоянно совершенствует программные средства с базами данных Отдела, включая механизм автоматизации поиска соответствия между резюме студентов и запросами работодателей по различным параметрам.

В настоящее время Отдел по трудоустройству выпускников использует для своей работы сайт http://job.rsue.ru/. Этот сайт обеспечивает работу отдела, а также здесь можно просмотреть новости, оставить свое резюме/вакансию, посмотреть резюме/вакансию, посмотреть статистику трудоустроенных. Также можно прочитать часто задаваемые вопросы, которые задают студенты относительно приема на работу. Сайт http://job.rsue.ru/ реализован в программной оболочке Jooml,а, который имеет следующие недостатки:

- тяжелый неоптимизированный шаблон, поставляемый в стандартной установке;

- отсутствие настроек папок сервера в глобальной конфигурации административной панели;

- встроенный компонент, предназначенный для создания красивых адресов для сайтов, не работающий с кириллицей;

- проблемы с созданием, оптимизацией и продвижением сайтов;

- вследствие работы с кодировкой UTF-8 нужно делать перекодировку русских переводов расширений (а также делать перевод для UTF-8).

Из положительных моментов можно отметить, что программная оболочка Joomla имеет мощные и продуманные шаблоны для разработки сайтов, которые помогают подобрать шаблон для сайта по его тематике.

Отдел по трудоустройству также отдельно от сайта ведет базу данных по вакансиям и резюме, которая необходима для формирования отчетов.

Характеристика функций управления подразделения представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика функций управления отдела трудоустройства выпускников РГЭУ «РИНХ»

Субъект управления Функция управления Характеристика существующей информационной поддержки Название приложения (при наличии информационно й поддержки) Входная информация Выходная информация

Секретарь ОТВ Подбор вакансий или резюме Информационная поддержка осуществляется с помощью БД и сайта. Степень соответствия и качество поддержки осуществляется на недостаточном уровне и не соответствует желаемой информационной БД «Трудоустройст во» и сайта «Трудоустройст ва»» Заявки работодателе й, резюме выпускников в виде письма, заявления БД «Анкета», резюме, вакансия, БД «Анкета», резюме, вакансия, отклоненные заявки и резюме Занятые вакансии, занятые резюме Список непринятых, список вакансий, список резюме, список трудоустроенных

Инспектор ОТВ Формиров ание отчетов Направление на трудоустройство выпускника Отчет о выпускниках, отчет о вакансиях Статистический отчет Отчет по ярмарке

В последнее время прослеживается объективная потребность в объединении и координации усилий отдельных вузов в решении вопросов трудоустройства в пределах отдельного региона и в масштабе всей страны. Так, в Москве в рамках проекта ООО "ЭНТОС-РМК" создана Ассоциация Центров Трудоустройства вузов Москвы, целью которой является объединение разрозненных центров, координация их работы, выработка единых подходов к решению стоящих перед ними задач, обеспечение возможности оперативной связи работодателей с интересующим их ВУЗом. Ассоциация

включает центры трудоустройства таких вузов, как МАИ, РГАУ-МСХА, МЭИ, РГГУ, МГИМО, МИЭМ, МАДИ, МИФИ, Центр Занятости МЭСИ, сайты Физтех-Карьера МФТИ, PHYSCAREER.RU, и др.

Так, PHYSCAREER.RU - это информационный портал МГУ о карьере, вакансиях и работе для студентов и выпускников технических и естественнонаучных специальностей. Сайт предоставляет информацию о работе для научных сотрудников, вакансии в области 1Т-технологий, информацию о ведущих работодателях, стажировках, специализированных ярмарках вакансий, данные о рынке труда.

Центр трудоустройства МЭСИ осуществляет оказание информационной и практической помощи учащимся студентам и выпускникам МЭСИ различных форм обучения во временном и постоянном трудоустройстве, а также содействие в поиске предприятий для прохождения стажировок и преддипломной практики. Для реализации этой цели Центр решает следующие задачи:

- создает и поддерживает базы данных (резюме) учащихся и выпускников;

- создает и поддерживает базы данных вакансий для временной и постоянной работы (база работодателя);

- предоставляет доступ к базам данных крупных кадровых агентств и предприятий работодателей;

- оказывает консультации и психологическую поддержку по вопросам трудоустройства;

- взаимодействует с предприятиями-работодателями;

- организует и проводит тестирование студентов;

- проводит анализ потребностей предприятий и организаций в специалистах (учащихся и выпускников).

- организует и проводит ярмарки вакансий и встречи с крупными фирмами-работодателями.

Учащиеся студенты и выпускники обращаются в Центр непосредственно, по электронной почте или через Интернет. Заполняют анкеты Центра, которые

автоматически заносятся в базу данных. Центр, в случае наличия соответствующих вакансий в базе данных, информирует об этом заинтересованных учащихся и оказывает необходимые консультации. В случае отсутствия интересуемых вакансий организует их поиск путем размещения предложений студентов в других базах данных кадровых агентств, а также ведет необходимый поиск по базам данных кадровых агентств и предприятий-работодателей.

В российских вузах установлена и действует распределенная информационная система поддержки трудоустройства выпускников (РИС), которая предназначена для поиска выпускником будущего места работы по единой базе вакансий и поиска работодателем будущего специалиста по базе резюме. Данная система состоит из ряда локальных телекоммуникационных серверов, каждый из которых разворачивается в вузовском или региональном центре занятости. Программное обеспечение каждого локального сервера построено по модульному принципу и обеспечивает поддержку следующих взаимосвязанных друг с другом информационных систем с интернет-доступом:

- биржа труда

- база данных образовательных услуг

- подсистема нормативно-правовой информационной поддержки

- подсистема обработки статистики

- подсистема представления данных

- навигационно-справочная служба.

Для осуществления взаимодействия информационных бирж, размещенных на разных серверах, реализации распределенной системы поиска, осуществления мониторинга рынка труда на межрегиональном уровне в процессе работы разработаны единые структуры данных для различных подсистем, в частности: структура резюме специалиста, структура объявления о вакансии, структура данных об организации (фирме), осуществляющей поиск специалистов. Для создания единой технологии информационного взаимодействия как внутри

самой системы, так и с внешними по отношению к ней системами, для описания этих структур использован расширенный язык разметки XML.

В результате пользователь (соискатель, работник кадровой службы), осуществляющий поиск вакансии или резюме, может иметь доступ ко всей информации, хранящейся на серверах разных вузов, что существенно увеличивает эффективность и оперативность поиска, а также позволяет проводить статистический анализ спроса и предложений на рынке труда по данным, собираемым со всех серверов, входящих в систему.

Можно найти в настоящее время множество систем, оказывающих информационную поддержку молодым специалистам при поиске вакансий. В основном, они реализуют однотипные функции, которые условно можно объединить в две группы: функции поиска вакансий среди заявок работодателей по заданным критериям претендента (молодого специалиста) и функции отбора резюме претендентов в соответствии с предпочтениями работодателей. Была проанализирована функциональная структура наиболее известных информационных систем поддержки трудоустройства. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Несмотря на достоинства данных систем, все же остаются нерешенными многие проблемы, в том числе: отсутствие анализа соответствия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предоставляемых ВУЗом образовательных услуг современным требованиям рынка и разработки механизма адаптации образовательной системы вуза в соответствии с выявленными предпочтениями работодателей.

В связи с этим нами были сформулированы требования к развитию модели трудоустройства в ВУЗе и ее реализации в виде системы поддержки принятия решений, которые обозначили следующие задачи: создание

информационной системы поддержки трудоустройства выпускников в вузе, архитектура которой четко бы соответствовала целям и требованиям всех возможных пользователей системы; формирование базы данных о текущих и перспективных потребностях в специалистах, о структуре образовательной специальности и компетенциях выпускников.

Таблица 2

Анализ функциональной структуры информационных систем поддержки трудоустройства выпускников

\ Системы Функции \ Сибги у Центр «Карь ера» Сайт РАБОТА -вакансии и резюме RBKD.ru Брянский Региональн ый Центр Содействия Трудоустро йству Выпускник ов <+н сЗ Ё ^ о Й Распределенн ая информацион ная система поддержки трудоустройс тва молодых специалистов ИС регионального центра содействия по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вузов Санкт-Петербурга".

Настройка \ фильтра поиска вакансий + + + + + +

Поиск вакансий по видам работ (спец) + + + + + +

Настройка фильтра поиска резюме + + + + + +

Поиск резюме по видам работ + + + + + +

Заполнение данных соискателя + + + + +

Ввод резюме + + + + + -

Заполнение данных работодателя + + + + +

Ввод новой вакансии + + + + + -

Просмотр введенных резюме +

Редактирование введенных резюме + +

Просмотр введенных вакансий +

Редактирование вакансий + - - + -

Статистика - + - + + +

Доска объявлений работодателей + +

Тесты + + + +

Кроме того, данная модель предполагает такие мероприятия, как:

- подготовка предложений и рекомендаций для кафедр вуза по дополнительному образованию старшекурсников в соответствии с тенденциями и прогнозами потребностей в специалистах;

- организационная, психологическая помощь выпускникам при трудоустройстве (представление интересов выпускника, помощь в оформлении контрактов, консультации и т.п.).

- организация взаимодействия ВУЗа с предприятием-работодателем на всех этапах учебного процесса (совместная разработка учебных планов и программ, организация производственной практики, проведение ярмарок вакансий).

Результатом реализации модели трудоустройства выпускников в ВУЗе должно стать развитие действующего в университете Центра содействия занятости выпускников на базе создания эффективной системы информационной поддержки процессов трудоустройства, главная задача которой - формирование актуальной базы данных о потребностях в специалистах и координация образовательной деятельности ВУЗа в соответствии с предпочтениями работодателей.

На основе анализа целей и требований к качеству информационной системы управления вузом были выделены основные направления работ в области проектирования. Основные задачи, которые решаются в целях создания эффективной информационной системы поддержки процесса трудоустройства выпускников, следующие:

- формирование модели компетенций выпускника ВУЗа по данной специальности, соответствующей требованиям рынка труда;

- поддержка базы данных, включая модели компетенций по специальностям, заявки работодателей, резюме выпускников, статистики трудоустройства;

- подбор вакансий для конкретного выпускника согласно его реальным компетенциям; подбор кандидата для работодателя, в наибольшей степени соответствующего его предпочтениям;

- анализ предпочтений работодателей по результатам интерактивного анкетирования;

- анализ соответствия реальных компетенций выпускников требованиям работодателей;

- формирование адаптивной модели компетенций, соответствующей требованиям рынка труда;

- выработка общих рекомендаций для корректировки структуры учебного плана в соответствии с набором компетенций, выделенным работодателем в соответствии с тенденциями развития экономики и рынка труда региона.

Для этого разработана методика, которая на основе интерактивного анкетирования позволяет оценить качество подготовки молодых специалистов, выявить требования работодателей к выпускникам, а также запросы студентов. Данная методика позволяет создать модель «идеального выпускника вуза» для каждой конкретной специальности, классифицировать работодателей в отношении их потребностей в специалистах, выделить стратегических партнёров и наладить контакты с ними.

Список литературы

1. Пучков Н.П., Дворецкий С.И., Таров В.П. Научно-методические аспекты обеспечения качества и инновационной деятельности технического вуза машиностроительного профиля. - М.: "Изд-во машиностроение-1". 2004. -184 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 24 с.

3. Качалов в.а. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. № 10, с. 96- 100.

4. Хубаев Г.Н. Методика экономической оценки потребительского качества программных средств //Программные продукты и системы (SOFTWARE and SYSTEMS). - 1995. - N 1. - С. 2 -8

5. Шполянская И.Ю. Анализ и моделирование информационных систем для малого бизнеса: Монография/ РГЭУ «РИНХ». - Ростов н./Д., 2005. - 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.