Ющенко А. Л.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА
Аннотация. В статье проведено исследование ключевых факторов, определяющих уровень развития предпринимательства в регионе. Среди факторов выделяется сфера образования как основа формирования предпринимательских кадров, на которых будет основано дальнейшее развитие предпринимательской сферы региона.
Ключевые слова. Предпринимательство, предпринимательская сфера региона, система образования, предпринимательские кадры.
Yuschenko АХ.
THE EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL SECTOR IN THE REGION
Abstract. In the article a researching of the key factors of the level of development of entrepreneurship in the region is initiated. Among the factors education is highlighted as a basis for developing entrepreneurial skills, which will be based on further development of the entrepreneurial sphere of the region.
Keywords. Entrepreneurship, the entrepreneurship environment of the region, education system, entrepreneurial workforce.
Неоспоримым фактом является то, что предпринимательство в различных его формах и видах является существенной частью любой экономики, и большинство процессов, протекающих в экономических системах (процессы создания и распределения продукции, оказания услуг и выполнения большей части работ, выявление скрытых потребностей рынка и удовлетворение тех его сегментов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью крупных предприятий), связаны с деятельностью предпринимательских структур, особенно в формах малого и среднего бизнеса. Это подтверждается и значением, которое уделяется данным формам бизнеса в экономической политике нашего государства. Заявления Президента в ежегодных посланиях Федеральному собранию, Стратегии развития как национального уровня, так и регионального масштабов, Программы развития, формируемые комитетами по экономической политике каждого из субъектов Российской Федерации - во всех этих документах указанной проблеме уделяется большое внимание.
Однако, несмотря на то, что акцент на развитии предпринимательства безусловно существует, реальные инструменты, методы и способы его развития и поддержки со стороны государства развиты на низком уровне. Можно сказать больше - система нормативно-правовых актов, регулирующая систему предпринимательства, реально осуществляемая экономическая политика, особенно федерального уровня, а также ряд иных инструментов не просто не поддерживают предприятия малого и среднего бизнеса, а формируют условия, в которых ведение такого бизнеса становится затруднительным, а в некоторых случаях - даже нереальным.
Как и в большинстве случаев, данные соображения как подтверждаются, так и опровергаются рядом фактов. К примеру, исследование «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенное
ГРНТИ 82.15.09 © Ющенко А. Л., 2016
Андрей Леонидович Ющенко - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 312-72-32. E-mail: [email protected].
высшей школой менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете и основанное как на опросе предпринимателей из различных сфер бизнеса, так и на данных вторичного наблюдения, показало, что одними из ключевых факторов, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, являются «политика государства» и «политическая и институциональная среда» (рис. 1) [4].
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Политика государства Политическая и институциональная среда Социально-экономическая ситуация Финансовая поддержка Открытость рынка / барьеры входа Образование Культурные и социальные нормы Научно-технические разработки Государственные программы Доступ к физической инфраструктуре Коммерческая и профессиональная
Г
Рис. 1. Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в России, 2013, % от опрошенных.
Низкий уровень предпринимательских намерений объясняется рядом факторов, одним из которых является негативная оценка условий для предпринимательского старта. В 2013 г. лишь 18,1% взрослого трудоспособного населения оценили условия для открытия бизнеса в регионе их проживания как благоприятные. Это близко по значению к показателю кризисного 2009 г. и ниже, чем показатели 2010-2012 гг. [3].
Курс рубля
Неопределенность экономической ситуации Снижающийся спрос на внутреннем рынке Высокий уровень налогообложения Высокий процент коммерческого кредита Высокие цены на энергоресурсы Сложность бюрократических процедур Высокие издержки на персонал Недостаток долгосрочных инвестиционных..
Недостаток квалифицированных кадров Качество законодательного регулирования. Неразвитая транспортная инфраструктура.
Высокая стоимость земли Монополизация рынков Нечестная конкуренция со стороны. Несовершенство судебной системы Непрозрачность государственных закупок Высокая "коррупционная рента"
■ Очень сильно сдерживает развитие
□ Скорее оказывает сдерживающее развитие
□ Нейтральное влияние
Скорее не оказывает сдерживающег о развития Не оказыает сдерживающег о развития
Затрудняюсь ответить
100
Рис. 2. Влиянию факторов на развитие предпринимательства, % от опрошенных.
Также в ежегодном докладе уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей [2], который состоялся в феврале 2015 года, были указаны факторы, которые негативно повлияли на ведение бизнеса (на предпринимательскую активность) в течение 2014 года. Ответы 2300 респондентов на вопрос «Оказывают ли данные факторы (перечень прилагается) влияние на функционирование вашей компании?» показали структуру, указанную на рис. 2. Как видно из рисунка, ключевые негативные факторы - неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, качество законодательного регулирования экономики, сложность бюрократических процедур, занимающие 5 из 6 первых мест, определяются общей политикой федеральных органов государства.
В то же время, необходимо отметить и ряд положительных моментов в экономической политике государства, которые, правда, существуют в большей степени на уровне региональных экономик. Например, согласно федерального закона № 477-ФЗ от 29.12.2014 «О налоговых каникулах», с 2015 года на 6 лет отдельным категориям предпринимателей предоставлены налоговые каникулы по уплате налогов [1]. Однако льготы распространяются не на всех предпринимателей. Есть ряд ограничений, которые должны быть выполнены. Во-первых, налоговые каникулы будут распространяться на предпринимателей, открывающих свое дело. Во-вторых, налоговые каникулы будут распространяться на предпринимателей, перешедших на упрощенную или патентную систему налогообложения. В-третьих, субъектам РФ будет предоставлено право определять условия налоговых каникул, в том числе отмены предоставленных льгот.
В качестве наиболее активных регионов по применению данного закона, а также тех, в которых применяются льготные ставки налогообложения для организаций малого и среднего бизнеса, можно выделить Челябинскую область, Ханты-Мансийский автономный округ, Пензенскую и Владимирскую области, Санкт-Петербург. Опять же, несмотря на выход данного закона, есть немаловажный фактор, который препятствует эффективному его применению. Льготы по налогообложению в основном включены в те налоги, которые идут в региональный (или местный) бюджет, в связи с чем льготирование полностью идет за счет данных бюджетов, что в условиях дефицитности большинства из них не является для регионов действительным стимулом применения данных льгот.
Также немаловажным положительным моментом в политике государства по развитию сферы малого и среднего предпринимательства является создание объектов инфраструктуры, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности. Безусловно, данному процессу достаточно проблематично дать одну определенную (положительную или отрицательную) оценку, поскольку сам по себе он сложен, длителен по времени, связан с использованием большого количества разнообразных ресурсов и участием многих субъектов, определяющих его эффективность: государственные органы власти, бизнес-структуры, предприниматели и иные лица. Тем не менее, формирование предпринимательской инфраструктуры в ряде регионов (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и т.п.) можно рекомендовать в качестве положительного опыта для развития данной сферы в других субъектах.
Проведенный краткий анализ факторов, определяющих формирование и развитие предпринимательской сферы в регионах, позволил выявить как те из них, которые оказывают наиболее негативное воздействие на предпринимательскую сферу, так и те, которые могут служить и служат источником формирования предпринимательских идей, реализации предпринимательского потенциала, создания и успешного функционирования субъектов предпринимательства. Однако, несмотря на то, что целью данного анализа было выявление с определенной степенью достоверности ранжированного перечня факторов, которые определяют принципы и особенности, а также формируют условия функционирования предпринимательских структур, выводы в качестве результата анализа могут быть несколько иные.
Прежде всего, речь идет об определении факторов, которые могут быть изменены, во-первых, инициативой предпринимательских структур при взаимодействии с государственными органами власти, и, во-вторых, изменение которых может быть осуществлено в кратко- и среднесрочной перспективе. Анализ источников, посвященных исследованию факторов влияния на предпринимательство, позволил выделить следующие группы факторов, которые, на взгляд автора, наиболее полным образом соответствуют указанным требованиям:
• существование бюрократических барьеров, препятствующих планомерному развитию бизнеса
(речь идет не столько о процедурах создания предпринимательских структур, сколько о последу-
ющем осуществлении предпринимательской деятельности и взаимоотношениях в процессе работы с государственными структурами);
• доступ к источникам финансирования, которые определяют возможность финансирования предпринимательских структур в процессе их деятельности (в частности, к данным факторам можно отнести высокую стоимость заемных средств);
• профильное образование предпринимателей (данный фактор указывается среди основных, которые определяют качество функционирования предпринимательских структур и их окружения, при этом акцент осуществляется не только на профильном образовании - более 60% предпринимателей не имеют изначально высшего экономического образования, - а в том числе и на общем начальном образовании).
Улучшение данных факторов действительно может сказаться на повышении качества предпринимательской сферы региона, однако, по мнению автора, акцент следует сделать на последнем, как наиболее удовлетворяющем требованиям к качеству предпринимательского потенциала. На основе ряда исследований, посвященных системе образования предпринимательских кадров, автором была разработана концептуальная схема образовательного процесса, целью которого является выявление и дальнейшее обучение специалистов в сфере малого и среднего бизнеса.
Данная схема была названа «Вертикальная система подготовки предпринимательских кадров». Вертикальность данной схемы подразумевает то, что она должна охватывать несколько уровней подготовки - начиная с элементов отбора людей с предпринимательскими способностями на уровне начального (школы) или среднего (колледжа) образования. Принципиальные цели, задачи, решаемые в рамках повышения качества предпринимательской сферы, интересы основных участников процесса на каждом этапе, особенности реализации представлены в таблице.
Таблица
Основные этапы и особенности их осуществления в рамках вертикальной системы подготовки предпринимательских кадров
Этап Основные цели, задачи, меры Инструменты Участники
Начальное образование Среднее профессиональное образование Цель - определение групп школьников последних классов по уровню предприимчивости, предпринимательского потенциала Задачи: - выявление ребят, обладающим предпринимательским потенциалом; - развитие основных навыков, определяющих предпринимательскую деятельность: инициативность, организаторство, лидерство Система психологических тестов, собеседований. Упрощенные деловые игры по предпринимательству. Участие в городских, национальных и международных проектах по развитию предпринимательских навыков Школы. Вузы. Центры предприниматель-ства. Комитет по образованию
Высшее образование (бакалавриат / магистратура) Цель - подготовка групп молодых предпринимателей, получивших соответствующее для открытия дела образование и прошедших через практику бизнеса Задачи: - получение выпускников, обладающих необходимыми для ведения предпринимательской деятельности знаниями, компетенциями и навыками; - получение реальных проектов открытия предпринимательских структур малого и среднего бизнеса; - инвестирование создания предпринимательских структур молодыми предпринимателями; - формирование кадров для бизнес-инкубаторов и технопарков; - получение интересных бизнес-идей Итоговые деловые игры с привлечением работодателей. Конкурсы на бизнес-проекты, старт-апы с финансированием стартового капитала в качестве призовых. Практики в сферах малого и среднего бизнеса Вузы. Объединения предпри-нимате-лей. Комитет по занятости. Работодатели
Окончание табл.
Этап Основные цели, задачи, меры Инструменты Участники
Бизнес-инкуба-торы, центры предприниматель-ства Цель - развитие инициируемых бизнес--проек- тов и предпринимательских идей Задачи: - создание условий для развития создаваемых бизнес-проектов; - обеспечение инфраструктуры для ведения бизнеса, в том числе и кадровой Система конкурсного отбора, проекты бизнес-идей. Бизнес-планы молодых предпринимателей Бизнес-инкубаторы, центры пред-принима-тельства, вузы
Дополнительное профессиональное образование Цель - повышение квалификации предпринимательских кадров по необходимым направлениям Задача: - удовлетворение потребности в тех областях, в которых существует нехватка знаний, умений, навыков Курсы повышения квалификации и переподготовки кадров Вузы. Комитет по занятости. Предприниматель-ские структуры
Следует отметить, что применение конкретных инструментов и реализация мер по развитию предпринимательских кадров на каждом этапе (уровне образования) не должно осуществляться разрозненно. Безусловно, каждый из этих инструментов в том или ином виде существует и имеет свою определенную эффективность, что подтверждается практикой. Таким образом, в заключение можно сказать, что построение вертикальной системы подготовки предпринимательских кадров будет являться основой для формирования в регионе предпринимательского потенциала, возможностей для реализации и претворении на практике предпринимательских идей и решений, приведет к развитию малого и среднего бизнеса, который является основой региональной предпринимательской системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ № 477-ФЗ от 29.12.2014 «О налоговых каникулах».
2. Глобальный мониторинг предпринимательства - Россия, 2013. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2013.
3. Доклад Уполномоченного Президента РФ по защите прав предпринимателей «Оценка факторов, влияющих на развитие бизнеса», 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru (дата обращения 11.04.2016).
4. Доклад Уполномоченного Президента РФ по защите прав предпринимателей «Оценка факторов, влияющих на развитие бизнеса», 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru (дата обращения 16.04.2016).