УДК 338 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-235-240
ДЕФИНИЦИАЛЬНАЯ ХА РАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
старший преподаватель кафедры менеджмента, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования предпринимательского климата и факторов, которые его определяют. На основании выявленных ключевых характеристик предпринимательской деятельности предложено определение понятия «предпринимательский климат», разработана классификация факторов предпринимательского климата в зависимости от его содержательных элементов и возможности влияния на них со стороны региональных органов власти. Предложенная классификация может лечь в основу разработки комплексной и сопоставимой методики оценки состояния предпринимательского климата в регионах России для определения эффективности исполнительных органов власти субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательский климат, предпринимательская среда, факторы предпринимательского климата.
Современный уровень социально-экономического развития Российской Федерации во многом определяется характером складывающихся и развивающихся рыночных отношений, основным драйвером которых является предпринимательство. Во многом степень предпринимательской активности и устойчивость развития предпринимательских структур характеризуется наличием качественных условий для осуществления предпринимательской деятельности, формирование которых в большей степени зависит от реализуемой государственной политики.
Перед органами власти Российской Федерации всех уровней поставлена задача формирования благоприятного предпринимательского климата. Однако, в настоящее время устоявшегося определения сущности понятия «предпринимательский климат» и формирующих его факторов не существует, что предопределяет необходимость теоретического исследования данной категории, основываясь на значении такой базовой дефиниции, как «предпринимательство», выделив основные характерные черты, присущие предпринимательской деятельности: самостоятельность и ответственность, риск, удовлетворение потребностей субъектов рыночных отношений (в первую очередь собственных - получение прибыли). Однако, не во всех рассмотренных подходах к определению предпринимательства присутствует важнейшая характеристика предпринимательской деятельности, которая позволяет разграничить понятия «предпринимательство» и «бизнес» - новаторство.
Многие исследователи (И.Н. Буздалов, Некипелов А.Д. Удалов В.А.) считают данные понятия равнозначными. Разграничение понятий «предпринимательство» и «бизнес» прослеживается в трудах таких ученых как А.Н. Асаул, Ю.В. Тарануха. К.С. Терновых, С.Г. Демченко и др.
По мнению К.С. Терновых и П.П. Герасимова, предпринимательство есть своего рода «искусство ведения деловой активности, сочетаемое с инновационным поведением предпринимателя и хозяйственным риском, возможностью обращения рыночной неопределенности для получения экономической выгоды (сверхприбыли)» [1, с. 157].
С.Г. Демченко и Г.Р. Сибаевой под предпринимательством понимают «инициативный рисковый бизнес, присущий фазам жизненного цикла внедрения и роста, направленный на лучшее удовлетворение запросов потребителей и извлечения прибыли за счет различного рода нововведений» [2, с. 9]. На наш взгляд, это определение четко формализует характеристики, присущие предпринимательской деятельности.
В тоже время, не можем согласиться с тем, что предпринимательство присуще только фазам внедрения и роста. Зачастую, организации на этапе зрелости и упадка, как раз находятся в поиске новых продуктов, услуг, организационных или маркетинговых новшеств. А именно
Бондаренко
Ирина
Викторовна
в период нововведений, по нашему мнению, любому бизнесу присущ предпринимательский стиль ведения деятельности.
Расхождения в трактовках определений «предпринимательство» и «бизнес» во многом определяются, на наш взгляд, существующей правовой базой. В Гражданском кодексе Российской Федерации новаторство как признак предпринимательства не фигурирует, предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение. Понятие «бизнес» вообще отсутствует в нормативно-правовых актах, что порождает некоторую путаницу в трактовке практических исследований по данной проблематике. Так, например, многие исследователи отождествляют предпринимательство только с малым и средним бизнесом. Отчасти, это может быть обусловлено продолжительностью существования бизнеса: крупный, как правило характеризуется устоявшейся системой хозяйственной деятельности, в то время как, малый бизнес - это, зачастую только появившиеся на рынке компании, которым предпринимательский тип хозяйствования присущ ввиду самого факта освоения производства или коммерческой деятельности [2, с. 11]. Однако, и крупный бизнес может демонстрировать предпринимательский стиль ведения деятельности, особенно в условиях жесткой конкурентной борьбы, когда бизнес вынужден искать новые возможности для развития, выпускать новые продукты и осваивать новые технологии, рынки.
Анализ существующих подходов к определению сущности предпринимательства позволил сформулировать следующую трактовку понятия предпринимательство - инициативный, рисковый стиль ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции, направленный на извлечение прибыли посредством реализации нововведений.
Как и любая другая человеческая деятельность, предпринимательская деятельность возникает и функционирует под воздействием различных факторов, которые могут оказывать как сдерживающее, так и стимулирующее влияние. Предприниматель как субъект рыночных отношений реализует свою деятельность в определенных условиях, совокупность которых определяет существующий предпринимательский климат.
Авторы книги «Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей» понимают предпринимательский климат как условия ведения предпринимательства, общие для всех или большинства предпринимателей, которые сформированы на определенной территории [3, с. 9].
Л.В. Верменникова и Б.М. Жуков трактует понятие предпринимательский климат как систему экономических отношений, которые формируются под влиянием большого количества взаимосвязанных процессов экономического, политического, социально-психологического, инновационного, инфраструктурного, нормативно-правового, экологического, уголовного характера [4, с. 19].
В отечественной научной литературе существует множество определений предпринимательского климата, каждое из которых содержит существенные уточнения относительно определяющих факторов предпринимательского климата в зависимости от используемого подхода к трактовке этой категории (табл. 1].
Анализ зарубежной литературы показал, что для описания условий, которые оказывают влияние на развитие предпринимательства, исследователи используют термин «entrepreneurial climate» - предпринимательский климат [5, с. 61], реже используются термины «entrepreneurial environment» - предпринимательская среда и «entrepreneurial ecosystem» - предпринимательская экосистема [6, с. 2]. Исходя из содержательных характеристик, которые авторы включают в данные понятия, можно сделать вывод о тождественности данных категорий.
Несмотря на существующие различия в трактовке понятия «предпринимательский климат», все авторы сходятся во мнении, что, во-первых, предпринимательский климат формируется под влиянием субъективных и объективных факторов, а во-вторых, предпринимательский климат является неотъемлемой характеристикой привлекательности территории для развития предпринимательских инициатив, что позволяет определить его в качестве одного из факторов ее идентичности.
Таким образом, предпринимательский климат можно определить как совокупность условий для реализации предпринимательского стиля ведения бизнеса в границах определенной территории, сформированных в результате действий объективных и субъективных факторов.
Таблица 1
Классификация подходов к определению понятия предпринимательского климата
в отечественной научной литературе
Подход к определению предпринимательского климата Характеристика Авторы
Управленческий Предпринимательский климат как условия ведения предпринимательской деятельности, обуславливающие принятие управленческих решений А.Г. Поршнев, Н.А. Румянцев, Н.А. Саломатин, И.Н. Герчикова, А.П.Градов
Институциональный Предпринимательский климат как совокупность правил, норм и институтов, определяющих предпринимательскую деятельность. Г.Г. Манташян, А.З. Дада-шев, А.В. Виленский, Н.Г. Гловацкая, С.Ю. Барсукова, С.Г. Демченко, Г.Р. Сибаева
Рыночный Сложившаяся ситуация, определяющая степень экономической свободы в предпринимательской деятельности для удовлетворения потребностей субъектов рынка А.В. Бусыгин, Л.В. Временников, Б.М. Жуков, В.В. Радаев, Р.М. Нуреев, О.Н. Кусакина, В.С. Яковенко
Территориальный (региональный] Рассматривает предпринимательский климат неразрывно с территорией, на которой он формируется. А.Н. Асаул, В.Е. Шувалов, А.М. Лавров
Сетевой подход Предпринимательский климат как система сложившихся интеграционных связей малого, среднего и крупного бизнеса Н.А. Николаева, А.В. Орлов
* составлено автором
Следующим ключевым методологическим вопросом в теоретических исследованиях предпринимательского климата является определение и классификация основных факторов его формирования. Данный вопрос исследовался многими учеными-экономистами, занимающиеся теоретическими и практическими аспектами предпринимательства. Например, Э.А. Ару-стамов выделяет социально-демографические, экономические, культурно-образовательные факторы, уровень развития науки и техники, природно-экономические условия, политико-правовые факторы и информационную среду [7, с. 137]. О.Ю. Ворожбит разграничивает экономические, научно-технические, политико-правовые, социально-культурные, природно-гео-графические демографические факторы предпринимательского климата [8, с. 124].
Вследствие того, что большинство факторов предпринимательского климата имеют разную природу возникновения и степень влияния на предпринимательскую активность, выделяют и различные основания для классификации факторов предпринимательского климата. Так, например, И.Н. Герчикова по характеру воздействия на предпринимательскую активность выделяет факторы прямого и косвенного воздействия [9, с. 121]. В зависимости от уровня предпринимательской среды О.Н. Кусакина, В.С. Яковенко выделяют факторы макро, мезо и микросреды [10, с. 521]. Е. Н. Тумилевич факторы предпринимательского климата классифицированы по функциям, по возможности быстроты изменения влияния, по возможности влияния со стороны предпринимательского сообщества [11].
Многие российские исследователи проблем развития предпринимательства придерживаются территориального подхода к определению сущности предпринимательского климата, исходя из предпосылок о существенном различии в исходном потенциале регионов страны. В данном контексте существенную роль в формировании предпринимательского климата играют региональные органы власти [12; 13]. Такой подход позволяет классифицировать факторы, определяющие предпринимательский климат региона с точки зрения возможности влияния на них органами региональной власти (табл. 2].
Таблица 2
Классификация факторов формирования предпринимательского климата в зависимости от влияния со стороны органов региональной власти
Класс факторов Сущность Примеры
Независимые факторы Совокупность условий, которые невозможно изменить в силу их объективности географическое положение региона; природные ресурсы; климатические условия
Факторы косвенного влияния Факторы, на формирование которых региональные органы власти оказывают косвенное влияние (институциональные условия, единые для страны в целом] федеральное законодательство о бизнесе, налогообложение, защита конкуренции, законодательство об инфраструктурных отраслях, ставки налогов, ставка рефинансирования, и др., макроэкономическая ситуация и общемировые тенденции
Факторы прямого влияния Факторы, на формирование которых региональные органы власти оказывают непосредственное влияние через реализацию региональной политики состояние и уровень развития инфраструктуры: физической (транспорт, связь, промышленные, логистические парки, бизнес-инкубаторы], финансовые институты, научная, образовательная инфраструктуры; особенности регионального налогообложения, налоговые льготы, административные барьеры, административная нагрузка, поддержка предпринимательства
* составлено автором
Изученные автором трактовки факторов формирования предпринимательского климата, позволили определить три основных содержательных элемента (среды] предпринимательского климата, которые обеспечивают реализацию предпринимательской деятельности:
1. Физическая среда - характеризует геофизические условия осуществления предпринимательской деятельности, характерные для территории, а также обеспеченность территории объектами инфраструктуры (географическое положение, качество физической инфраструктуры -транспорт, энергетика и т.д., наличие и качество научно-технологической инфраструктуры и др.]
2. Социальная среда - играет роль основы для реализации предпринимательской инициативы, которая во многом определяет уклон и степень предпринимательской активности на территории. Население региона выступает в трех аспектах - как основной потребитель результатов предпринимательской деятельности; население - как среда для формирования непосредственно слоя предпринимателей, население - как необходимый трудовой ресурс предпринимателя, обладающий соответствующими квалификационными знаниями и навыками.
3. Институциональная среда - совокупность установленных правил и механизмов реализации ограничений, регулирующих поведение предпринимательских структур и их взаимосвязей (законодательство, регламентирующее ведение предпринимательской деятельности, формальные и неформальные нормы, определяющие особенности ведения бизнеса].
В качестве содержательных элементов институциональной среды в контексте формирования предпринимательского климата, считаем целесообразным выделить:
финансовую среду - совокупность финансовых институтов и отношений между ними, определяющих возможность получения и стоимость капитала для осуществления предпринимательской деятельности (характеризует такие факторы предпринимательского климата как устойчивость финансовой системы региона и доступность финансовых ресурсов для реализации предпринимательской инициативы]
конкурентную среду - условия и результат взаимодействия субъектов рынка, которые определяют уровень экономического соперничества и возможность влияния отдельных экономических агентов на общую рыночную ситуацию (включает такие факторы как структура и емкость региональных рынков, уровень конкуренции (степень концентрации на региональных рынках], активность конкурентной борьбы].
административную среду - сложившуюся систему отношений между предпринимательскими структурами и органами власти, осуществляющими контрольно-надзорную, регулирующую, согласующую и т.д. функцию в ходе осуществления предпринимательской деятельности (характеризует такие факторы предпринимательского климата как эффективность административных процедур, наличие и распространенность административных барьеров].
С учетом предложенных классификаций факторов, предпринимательский климат можно представить в следующем виде взаимосвязи сред, обеспечивающих реализацию предпринимательской деятельности и возможности влияния на них со стороны органов региональной власти:
Предпринимательский климат региона
> о
о
Физическая среда
Географическое положение
Природные ресурсы
Инфраструктура
Независимые факторы
Социальная среда
Население как потребители
Население как трудовой ресурс
Предприниматели
Факторы косвенного влияния
О
Институциональная среда
Конкурентная среда
Административная среда
Финансовая среда
Факторы прямого влияния
возможность влияния со стороны региональных органов власти
Рис. 1. Взаимосвязь содержательных элементов предпринимательского климата и возможностей влияния на них со стороны региональных органов власти
Субъектами формирования предпринимательского климата являются: государство (через органы государственной власти и местного самоуправления], общество (функционирующее в трех аспектах: как потребители продукта предпринимательской деятельности, как необходимый трудовой ресурс предпринимательской деятельности, как среда для формирования самого пласта предпринимателей], предприниматели, как определенный слой населения, осуществляющие предпринимательскую деятельность и оказывающие существенное влияние на формирование предпринимательского климата (в том числе через объединения и союзы предпринимателей].
Таким образом, анализ сложившихся подходов к пониманию предпринимательского климата и факторов, его определяющих, позволил конкретизировать понятие предпринимательского климата, как совокупности сформированных на территории объективных и субъективных условий физической, институциональной и социальной среды, которые обеспечивают реализацию предпринимательского стиля ведения бизнеса на разных этапах его жизненного цикла.
Предложенная формулировка термина предпринимательского климата и классификация факторов, его определяющих, могут лечь в основу для разработки комплексной и сопоставимой оценки состояния предпринимательского климата в регионах России, включающей систему индикаторов, позволяющих оценить эффективность деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по формированию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
Литература
1. Терновых А.С., Герасимов П.П. Методологические аспекты исследования категорий «предпринимательство» и «бизнес» // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 1(48]. - С. 156-165.
2. Демченко С.Г., Сибаева Г.Р. Предпринимательство: проблемы и условия развития: монография. - Рязань: Издательство «Концепция», 2014. - 108 с.
3. Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей / Под ред. А.В. Лаврова - М.: Начала-Пресс, 1997. - 295 с.
4. Верменникова Л.В., Жуков Б.М. Формирование предпринимательского климата в регионе: проблемы адаптивности и перспективы эффективности // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 10 (38]. - С. 18-24.
5. Chatman D., Altman I., Johnson T. Community Entrepreneurial Climate: An Analysis of Small Business Owners Perspectives // Journal of Rural and Community Development. 2008. V.3. - P. 60-77.
6. Stam E., Spiegel B. Entrepreneurial ecosystems // Discussion Paper Series. - 2016. - 16-13. - p.1-15.
7. Арустамов Э.А. Основы бизнеса: учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К*, 2012. - 232 с.
8. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник ТОГУ. 2010. № 4. - С. 121-128.
9. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002. - 704 с.
10. Кусакина О. Н., Яковенко В.С. Концептуальные подходы к определению предпринимательской среды региона // European Social Science Journal. 2012. № 9-1(25). - С. 518-524.
11. Тумилевич Е.Н. Факторы и формы развития малого предпринимательства в регионе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep12-01/343-a (дата обращения 20.11.2017].
12. Попов А.В., Гнатюк М.А. Стратегии инновационного развития малых городов России: специфика проблем и ресурсный потенциал // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 2. С. 251-259.
13. Волков Ю.Г., Бинеева Н.К., Посухова О.Ю., Сериков А.В. Социальные настроения и адаптивные практики жителей Ростовской области в контексте российской повседневности в условиях кризиса // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8. № 2 (21]. С. 71-95.
Bondarenko Irina Viktorovna, the senior teacher of department of management, the Siberian institute of management - branch of the Russian Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (6, Nizhegorodskaya St., Novosibirsk, 630102, Russian Federation). E-mail: [email protected]
DEFINITIONAL CHARACTERISTICS AND CLASSIFICATION OF FACTORS OF ENTREPRENEURIAL CLIMATE OF THE REGION
Abstract
The article considers theoretical aspects of the entrepreneurial climate formation and the factors that determine it. Based on key characteristics of entrepreneurial activity, the definition of the term "entrepreneurial climate" is proposed, and classification of the entrepreneurial climate factors depending on its content elements and the possibility of influence on them by the regional authorities is developed. The proposed classification can form the basis for the development of an integrated and comparable methodology for assessing the entrepreneurial climate in the regions of Russia to determine the effectiveness of regional executive authorities in creating favorable conditions for doing business.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial climate, entrepreneurial environment, entrepreneurial climate factors.