Д. С. СЕРЕБРЕННИКОВ, главный специалист ОАО "НК "Роснефть" (Россия, 119049, г. Москва, ул. Шаболовка, 10, корп. 2; e-mail: [email protected]) Р. Р. ХУДОЛЕЙ, менеджер ОАО "НК "Роснефть" (Россия, 119049, г. Москва, ул. Шаболовка, 10, корп. 2; e-mail: [email protected])
А. В. МАРКЕЕВ, главный специалист ОАО "НК "Роснефть" (Россия, 119049, г. Москва, ул. Шаболовка, 10, корп. 2; e-mail: [email protected])
УДК 614.841.3
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
На основании существующих требований российских нормативных и законодательных документов к системам обеспечения пожарной безопасности авторами предложена система обеспечения пожарной безопасности применительно к предприятиям нефтегазового комплекса. Раскрыто понятие системы обеспечения пожарной безопасности на предприятиях нефтегазового комплекса. Приведено описание организационных и технических мероприятий в предлагаемой системе. Показано, что предлагаемая структура системы обеспечения пожарной безопасности основана на организационных и технических мероприятиях с учетом специфики предприятий нефтегазового комплекса.
Ключевые слова: система обеспечения пожарной безопасности; пожарная безопасность нефтегазового комплекса.
Любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению. Причем источник преобразований системы или функций находится обычно в самой системе. Способность организации к выживанию обеспечивается правильным выбором стратегии. При этом должен быть установлен динамический баланс между внешней и внутренней средами. Для самосохранения организации должна функционировать подсистема безопасности.
На протяжении своего развития человеческое общество постоянно сталкивалось с потребностью в обеспечении безопасности. При этом безопасность не всегда признавалась как потребность общественная, а тем более государственная [1].
В рамках настоящего исследования авторами рассматривалась только пожарная безопасность, являющаяся подсистемой комплексной безопасности.
Так, согласно основным понятиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [2] (далее — Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты — это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (ОФП).
Для описания системы обеспечения пожарной безопасности необходимо уточнить само понятие "система". Существует, по меньшей мере, несколько десятков различных определений этого понятия, используемых в зависимости от контекста, области
© Серебренников Д. С., Худолей Р. Р., Маркеев А. В., 2014
знаний и целей исследования [3,4]. В рамках данной работы авторами было выбрано следующее определение: система - совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей, причем отношения между элементами определенны и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов [5].
Определив понятия "система" и "пожарная безопасность объекта защиты" для целей настоящей работы, перейдем к описанию системы обеспечения пожарной безопасности в нефтегазовом комплексе.
Федеральный закон "О пожарной безопасности" [6] дает следующее определение этого понятия: система обеспечения пожарной безопасности — это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
В свою очередь в Техническом регламенте [2] определено, что система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:
• систему предотвращения пожара;
• систему противопожарной защиты;
• комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
• в обязательном порядке комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения величины допустимого пожарного риска, установлен-
ной Техническим регламентом [2], и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Цель системы обеспечения пожарной безопасности, определенная в Техническом регламенте [2]: предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре, может быть представлена в виде трех основных задач с разным приоритетом достижения цели, но ведущих к единому результату — обеспечению определенного (требуемого) уровня пожарной безопасности объекта защиты.
Дадим определения составляющих системы обеспечения пожарной безопасности.
Система предотвращения пожара — комплекс технических средств и мероприятий, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты.
Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожара на объекте защиты, что достигается исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Система противопожарной защиты — комплекс технических средств и мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия ОФП и (или) ограничение его последствий, что обеспечивается снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и тушением пожара.
Комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности — перечень мероприятий, направленных на снижение возможности возникновения взрывопожароопас-ной ситуации в первую очередь по причине халатности исполнения должностными лицами своих обязанностей, а также на ликвидацию угрозы для жизни и здоровья людей и снижение материального ущерба в случае возникновения пожара.
На основании существующих требований российских нормативных и законодательных документов к системам обеспечения пожарной безопасности авторами предложена система обеспечения пожарной безопасности для предприятий нефтегазового комплекса (далее — СОПБ). В предлагаемой системе организационные мероприятия подразделяются на два блока: 1) разработка и внедрение; 2) организация и обеспечение.
В блок "разработка и внедрение" входят следующие элементы: внутренние нормативные докумен-
ты (ВНД) в области пожарной безопасности, распорядительные документы, декларирование, пожар-но-технические расчеты и научно-техническая деятельность.
В блок "организация и обеспечение" входят следующие элементы: противопожарный режим, обучение, противопожарная пропаганда, деятельность пожарной охраны (включая добровольную пожарную охрану (ДПО)), пожарный надзор, деятельность пожарно-технической комиссии (ПТК), учет пожаров и их последствий, расследование и изучение пожаров, исполнение предписаний Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и бизнес-планирование.
Блок "разработка и внедрение"
На нефтегазовом предприятии должен быть разработан и внедрен комплекс ВНД, регламентирующих его деятельность (стандарты предприятия, инструкции, положения, технологические регламенты и т. д.). Важную роль в комплексе ВНД необходимо отвести нормативным документам в области пожарной безопасности, которые не должны противоречить действующим нормативно-техническим документам в части пожарной безопасности, но могут устанавливать более жесткие требования в зависимости от специфики предприятия. Так, в перечне ВНД нефтегазового предприятия в обязательном порядке должны присутствовать инструкции по мерам пожарной безопасности (в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения); инструкции по действиям персонала по эвакуации людей при пожаре; документы по организации безопасного проведения огневых и газоопасных работ; нормативные документы, регламентирующие технические мероприятия по пожарной безопасности; программы обучения, учитывающие специфику нефтегазовой отрасли, и т. д.
На нефтегазовом предприятии должны быть разработаны распорядительные документы в области пожарной безопасности (приказы, распоряжения, протоколы и т. п.). В обязательном порядке должны быть разработаны и изданы приказ об установлении противопожарного режима на территории и в помещениях организации; приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; распорядительные документы по определению мест для курения, по установлению порядка уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, по определению порядка обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня и т. д.
Как и на любом предприятии, осуществляющем свою деятельность на территории Российской Фе-
дерации, на предприятии нефтегазовой отрасли в соответствии с требованиями Технического регламента [2] должны быть разработаны декларации пожарной безопасности.
Соответствующие структурные подразделения нефтегазового предприятия должны осуществлять пожарно-технические расчеты, включающие: определение категорий зданий, помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности, расчет величин пожарного риска, сил и средств, необходимых для ликвидации пожара, и т. д. Нефтегазовые предприятия должны:
• внедрять результаты научно-технической деятельности и по возможности вести работы в направлении научно-технической деятельности;
• ежегодно разрабатывать и проводить испытания новых способов и методов борьбы с пожарами и их последствиями;
• внедрять научно обоснованные и апробированные способы и методы противопожарной защиты, что может существенно повлиять на повышение уровня пожарной безопасности нефтегазового предприятия;
• в рамках научно-технической деятельности участвовать в разработке, рассмотрении, согласовании и экспертизе проектных решений, связанных с пожарной безопасностью.
Блок "организация и обеспечение"
На нефтегазовом предприятии должен быть организован противопожарный режим в соответствии с ВНД предприятия и нормативными документами по пожарной безопасности Российской Федерации. Противопожарный режим — это требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Правильная организация противопожарного режима на предприятии ведет к снижению затрат на противопожарные мероприятия.
Работники нефтегазового предприятия должны пройти соответствующее обучение по пожарной безопасности в соответствии с ВНД предприятия и нормативными документами по пожарной безопасности Российской Федерации. Обучение работников нефтегазового предприятия мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и организации по-жарно-технических минимумов (ПТМ). Для обеспечения своевременного и необходимого обучения по пожарной безопасности в структурных подразделениях предприятия должны быть:
• программа для проведения вводного противопожарного инструктажа;
• программа для проведения первичного противопожарного инструктажа;
• перечень вопросов, по которым следует проверять знания после первичного, повторного и внепланового противопожарных инструктажей;
• график проведения обучения пожарно-техниче-скому минимуму;
• журнал регистрации инструктажей по вопросам пожарной безопасности.
На предприятии должна быть организована противопожарная пропаганда с целью информирования работников о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности. Пропаганда осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конкурсов, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации, форм информирования. Структурные подразделения и технологические единицы как центрального аппарата управления нефтегазового предприятия, так и его дочернего общества должны быть оснащены материалами по противопожарной пропаганде.
На предприятии нефтегазового комплекса должна быть организована пожарная охрана для решения задач по предупреждению и тушению пожаров. Возможны несколько вариантов организации пожарной охраны на предприятии:
1) договорные подразделения пожарной охраны МЧС России (образуются по договору с ГУ МЧС субъектов Российской Федерации);
2) муниципальная пожарная охрана (образуется по договору с органами местного самоуправления на территории муниципальных образований);
3) пожарная охрана самого предприятия или его дочернего общества (образуется по решению органов управления предприятия);
4) частная пожарная охрана (образуется сторонней организацией, оказывающей услуги в области предупреждения и тушения пожаров);
5) смешанный вариант (комбинация различных видов пожарной охраны).
На всех объектах нефтегазового предприятия должна быть предусмотрена возможность:
• тушения пожаров передвижной пожарной техникой (причем первые пожарные подразделения в пределах своих тактических возможностей должны обеспечить ограничение развития пожара, в том числе с использованием имеющихся систем противопожарной защиты объекта, независимо от их ведомственной принадлежности);
• сосредоточения сил и средств, тушения пожаров в сроки, определенные нормативными документами.
Организация добровольной пожарной охраны возлагается на руководителя предприятия либо на руководителя структурного подразделения или технологической единицы, в котором она создается.
Организация пожарного надзора на предприятии является одним из важных элементов СОПБ. Пожарный надзор на охраняемых объектах предприятия осуществляется по следующим основным направлениям:
• разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и контроль за их реализацией;
• организация и осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. Непосредственное руководство организацией работы по ведению пожарного надзора в центральном аппарате предприятия возлагается на руководителя (заместителя руководителя) предприятия, курирующего вопросы пожарной безопасности. Оперативное методическое руководство, координация работ по ведению пожарного надзора на предприятии возлагаются на структурное подразделение, курирующее вопросы пожарной безопасности.
В дочернем обществе предприятия вопросы организации пожарного надзора возлагаются на руководителя дочернего общества, главного инженера/технического руководителя дочернего общества, структурное подразделение, курирующее вопросы пожарной безопасности в дочернем обществе, и подразделение пожарной охраны в составе дочернего общества (при его наличии). Оперативное методическое руководство, координация работ по ведению пожарного надзора на предприятии возлагаются на структурное подразделение, курирующее вопросы пожарной безопасности в дочернем обществе.
При заключении договоров с организацией, оказывающей услуги в области предупреждения и тушения пожаров, пожарный надзор осуществляется этой организацией. При этом руководитель дочернего общества, главный инженер/технический руководитель дочернего общества и структурное подразделение, курирующее вопросы пожарной безопасности в дочернем обществе, осуществляют пожарный надзор в рамках работы ПТК, в том числе с целью контроля качества выполнения договорных обязательств указанной организацией.
При осуществлении пожарного надзора проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний и актов-предписаний органов государственного пожарного надзора (ГПН), представлений, предложений, в том числе:
• наличие организационных и распорядительных документов по обеспечению пожарной безопасности и их выполнение;
• содержание территории, зданий, сооружений и помещений технологических установок, инженерных сетей;
• состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
• наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;
• состояние систем противопожарного водоснабжения и первичных средств пожаротушения;
• готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;
• организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения персонала мерам пожарной безопасности;
• наличие лицензий у организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности;
• наличие технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование, сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
• соответствие применяемых противопожарных мероприятий на строящихся и реконструируемых объектах проектной документации и требованиям нормативных документов в области пожарной безопасности.
На нефтегазовом предприятии могут быть организованы ПТК. На крупных предприятиях ПТК могут создаваться в структурных подразделениях и технологических единицах. Целью создания ПТК является привлечение работников предприятия к активному участию в работе по предупреждению пожаров и противопожарной защите предприятия. Основными задачами ПТК являются:
• содействие руководству предприятия и пожарной охране объектов в проведении пожарно-про-филактической работы, установлении требуемого противопожарного режима в структурных подразделениях, технологических единицах, административных и мобильных зданиях, осуществлении контроля за соблюдением требований федеральных законодательных и нормативно-правовых актов, распорядительных и (или) внутренних нормативных документов предприятия в области пожарной безопасности, а также в выполнении предписаний и постановлений государственного и ведомственного пожарного надзора;
• выявление нарушений требований пожарной безопасности в структурных подразделениях и технологических процессах производства, в ра-
боте агрегатов, установок, лабораторий, мастерских, на складах, базах и т. п., которые могут привести к возникновению пожара, взрыва или аварии, и участие в разработке корректирующих и предупреждающих действий; • рассмотрение рационализаторских предложений и изобретений в области пожарной безопасности.
На предприятии нефтегазового комплекса должен быть организован учет пожаров и их последствий, а также организован и регламентирован процесс расследования и изучения причин и последствий пожаров. Расследование причин пожаров на объекте предприятия направлено на установление обстоятельств и причин пожара, размера причиненного им ущерба, ответственных лиц, виновных в происшедшем пожаре, а также на разработку мер по устранению его последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров.
Расследованию подлежат все случаи пожаров и загораний, происшедшие на объектах предприятия, независимо от их размеров, причин возникновения, количества привлекаемых для тушения сил и средств, а также размера материального ущерба (при его наличии), за исключением:
а) случаев горения, предусмотренных технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;
б) случаев горения, возникающих в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки и изменения других качественных характеристик;
в) случаев горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;
г) пожаров, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);
д) покушений на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведших к гибели и травмированию других людей либо уничтожению или повреждению материальных ценностей;
е) случаев загораний сухой травы и тополиного пуха, не приведших к распространению пламени на объекты предприятия.
Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на других объектах на территории предприятия, арендуемых сторонними организациями, на движимом имуществе сторонней организации, а также пожары, происшедшие при выполнении
(или после выполнения) работ подрядными организациями на объектах предприятия, расследуются комиссиями, созданными на предприятии, с привлечением организации, оказывающей услуги предприятию в области пожарной безопасности по договору.
Пожары, происшедшие на объектах предприятия по вине подрядных организаций (монтажных, строительных, ремонтных и т. п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих подрядных организаций, а копии актов расследования — направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены к нему заверенные копии приглашений.
Учету подлежат все пожары и загорания, происшедшие на объектах предприятия независимо от взятия их на учет государственными надзорными органами, ущерба и последствий от них, за исключением случаев, указанных выше.
Учет пожаров и последствий от них ведется в структурном подразделении, курирующем вопросы пожарной безопасности в дочернем обществе, и в структурных подразделениях пожарной охраны (при оказании услуг по договору) с регистрацией в журнале учета пожаров.
Важным элементом СОПБ на нефтегазовом предприятии является организация и обеспечение исполнения предписаний ФОИВ. Информация о предстоящей проверке дает время для проведения превентивных мероприятий и мониторинга системы обеспечения пожарной безопасности. Для обеспечения пожарной безопасности объекта и снижения риска получения предписаний с замечаниями по результатам проверок ФОИВ необходимо:
• на стадии проектирования и строительства точно соблюдать требования пожарной безопасности;
• своевременно и с заданной периодичностью выполнять все необходимые организационные мероприятия;
• вести базу данных со всеми выявленными нарушениями и не допускать их повторения на аналогичных объектах.
При работе с ФОИВ предлагается осуществлять квартальный учет результатов проверок, который позволит в дальнейшем провести анализ нарушений и скоординировать план действий.
Последним и немаловажным элементом в блоке организационных мероприятий СОПБ является бизнес-планирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Правильное планирование затрат позволит минимизировать экономические риски и не допустить дефицит или профицит денежных средств, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности
1 f г
Организационные мероприятия Технические мероприятия
-1 г"
-о
О 00 со -о г 00 о
СТ1 ГТ1
со
о >
о
1Е
о
о
ю о
Разработка и внедрение
ВНД в области
пожарной безопасности
Распорядительные документы
Декларирование
Пожарно-технические расчеты
Научно-техническая деятельность
Организация и обеспечение
Противопожарный режим
Обучение
Противопожарная пропаганда
Деятельность пожарной охраны, включая ДПО
> Пожарный надзор
> Деятельность ПТК
Учет пожаров и их последствий,
расследование и изучение пожаров
Исполнение предписаний ФОИВ
Бизнес-планирование
Системы противопожарной защиты (активная противопожарная защита)
Т
Системы пожарной сигнализации
Системы пожаротушения и водяного орошения
Системы противодымной защиты
Системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара
Системы внутреннего противопожарного водопровода
Системы наружного противопожарного водопровода
Первичные средства пожаротушения
Обьемно-планировочные и конструктивные решения (пассивная противопожарная защита)
Т
Обеспечение
требуемой огнестойкости зданий, строений и установок
Обьемно-планировочные решения
Противопожарные
преграды и противопожарные разрывы
Применение материалов требуемого класса пожарной опасности
Системы предотвращения возникновения пожара
Соблюдение технологического регламента, режима эксплуатации, содержания оборудования
Исключение образования горючей среды
Исключение образования источников зажигания
> ¡А
ы
о >
о
ш
о
сг
со >
о о о -о
о ет сг' гп
о
СП
Структурная схема Системы обеспечения пожарной безопасности в нефтегазовом комплексе
Следует отметить, что внутри блока организационных мероприятий существует обязательная взаимосвязь между элементами. Так, например, противопожарный режим должен быть установлен на основании распорядительных документов, а также связан с исполнением предписаний ФОИВ и, как следствие, с бизнес-планированием; порядок обучения по пожарной безопасности устанавливается распорядительными документами и регламентируется соответствующими ВНД; организация пожарной охраны, ДПО, пожарный надзор, деятельность ПТК должны регламентироваться соответствующими ВНД и т. д.
Технические мероприятия предлагаемой СОПБ подразделяются на три блока: 1) системы противопожарной защиты (активная противопожарная защита); 2) объемно-планировочные и конструктивные решения (пассивная противопожарная защита); 3) системы предотвращения возникновения пожара.
К активной противопожарной защите относятся следующие элементы: системы пожарной сигнализации, системы пожаротушения и водяного орошения, системы противодымной защиты, системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, системы внутреннего противопожарного водопровода, системы наружного противопожарного водоснабжения, первичные средства пожаротушения.
К пассивной противопожарной защите относятся следующие элементы: обеспечение требуемой огнестойкости зданий, строений и установок; объемно-планировочные решения; противопожарные преграды и противопожарные разрывы; применение материалов требуемого класса пожарной опасности.
В системы предотвращения возникновения пожара входят всего два элемента: исключение образования горючей среды и исключение образования источников зажигания, которые объединяет общий принцип — соблюдение технологического регламента, режима эксплуатации и содержания оборудования.
Предприятия нефтегазовой отрасли должны быть оснащены системами противопожарной защиты и системами предотвращения возникновения пожара. Кроме того, на предприятии должны при-
меняться объемно-планировочные и конструктивные решения и средства (включая применение огнезащитных составов и строительных материалов и конструкций с соответствующими пределами огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности), обеспечивающие ограничение распространения пожара за пределы очага [2].
Основными задачами технических мероприятий СОПБ являются: создание единых требований к оборудованию системами противопожарной защиты и системами предотвращения возникновения пожара объектов предприятия; создание эффективной нормативной базы для формализации и унификации требований по оборудованию объектов предприятия указанными системами.
На сегодняшний день существует большое количество нормативных и отраслевых документов, предъявляющих требования к системам противопожарной защиты, объемно-планировочным и конструктивным решениям и системам предотвращения возникновения пожара. Однако данные нормативные и отраслевые документы не всегда учитывают особенности того или иного нефтегазового предприятия или попросту неприменимы к объектам нефтегазовой отрасли. В связи с этим важным моментом в данном блоке является разработка собственных ВНД, предъявляющих требования к системам противопожарной защиты и системам предотвращения возникновения пожара и учитывающих специфику предприятия, а также климатические особенности региона, в котором предприятие осуществляет свою деятельность. Кроме того, в блоке технических мероприятий необходимо разрабатывать технологические регламенты по обслуживанию, ремонту и проверке всех систем противопожарной защиты и систем предотвращения возникновения пожара.
Таким образом, структурную схему СОПБ в нефтегазовом комплексе можно представить в следующем виде (см. рисунок).
Предлагаемая система обеспечения пожарной безопасности позволит повысить эффективность обеспечения пожарной безопасности на предприятии нефтегазовой отрасли и, в конечном счете, повысить уровень пожарной безопасности предприятия в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кафидов В. В. Экономическая сущность систем обеспечения безопасности // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. — 2012. — Т. 43, № 7. URL : http://vkafidov.narod.ru/business11.html (дата обращения: 12.07.2014 г.)
2. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон от 22.07.2008 г. № 123-Ф3; принят Гос. Думой 04.07.2008 г.; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 г. // Собр. законодательства РФ. —2008. — № 30 (ч. 1), ст. 3579 (с изм. от 02.07.2013 г. № 185-Ф3).
3. ВолковаВ.Н.,ДенисовА.А. Теория систем: учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2006. — 511 с.
4. КориковА. М., Павлов С. Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. —2-е изд., доп. и перераб. — Томск : Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2008. — 264 с.
5. Батоврин В. К. Толковый словарь по системной и программной инженерии. — М.: ДМК Пресс, 2012.—280 с.
6. О пожарной безопасности : Федер. закон от 21.12.94 г. № 69-ФЗ; принят Гос. Думой 18.11.94 г.; введ. 26.12.94 г. // Собр законодательства РФ. — 1994. — № 35, ст. 3649 (с изм. от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ).
Материал поступил в редакцию 16 июля 2014 г.
= English
FIRE SAFETY SYSTEM OF OIL AND GAS INDUSTRY
SEREBRENNIKOV D. S., Senior Specialist, OAO "NK "Rosneft" (OJSC "Oil Company "Rosneft") (Shabolovka, 10, bldg. 2, Moscow, 119049, Russian Federation; e-mail address: [email protected])
KHUDOLEY R. R., Manager, OAO "NK "Rosneft" (OJSC "Oil Company "Rosneft") (Shabolovka, 10, bldg. 2, Moscow, 119049, Russian Federation; e-mail address: [email protected])
MARKEEV A. V., Senior Specialist, OAO "NK "Rosneft" (OJSC "Oil Company "Rosneft") (Shabolovka, 10, bldg. 2, Moscow, 119049, Russian Federation; e-mail address: [email protected])
ABSTRACT
This article discusses issues related to the fire safety system. It is revealed the concept of fire safety system. On the basis of a systematic approach and the provisions of laws and regulations on fire safety in the Russian Federation the authors proposed a structure of the fire safety system for oil and gas industry. The proposed system consists of two major blocks — arrangements and technical events. In turn, each of the designated block is divided into sub-blocks, which have a certain set of functions that characterizes the sub-block. In the system of fire safety for oil and gas industry large aspect given to the development of internal regulations of oil and gas pre-acceptance for regulatory arrangements and to establish uniform requirements for fire protection systems and fire prevention systems and enterprise-specific. The proposed system of fire safety with proper management and operation will increase the effectiveness of fire safety in the oil and gas industry and, ultimately, improve the fire safety of the whole enterprise.
Keywords: fire safety system; fire safety of the oil and gas industry.
REFERENCES
1. Kafidov V. V. Ekonomicheskaya sushchnost sistem obespecheniya bezopasnosti [The economic essence of security systems]. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami. Elektronnyy nauchnyy zhurnal — Management of economic systems. Electronic Scientific Journal, 2012, vol. 43, no. 7. Available at: http://vkafidov.narod.ru/business11.html (Accessed 12 July 2014).
2. Technical regulations for fire safety requirements. Federal Law on 22.07.2008 No. 123. Sobraniye zako-nodatelstva — Collection of Laws ofthe Russian Federation, 2008, no. 30 (partI), art. 3579 (inRussian).
3. VolkovaV.N.,DenisovA. A. Teoriya sistem: uchebnoyeposobiye [Systems theory: a tutorial]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2006. 511 p.
4. Korikov A. M., Pavlov S. N. Teoriya sistem i sistemnyy analiz: uchebnoyeposobiye. 2-ye izd. [Systems theory and systems analysis: a tutorial. 2nd ed.]. Tomsk, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics Publ., 2008. 264 p.
5. Batovrin V. K. Tolkovyy slovarpo sistemnoy iprogrammnoy inzhenerii [Glossary of system and software engineering]. Moscow, DMK Press Publ., 2012. 280 p.
6. About fire safety. Federal Law on 21.12.1994 No. 69. Sobraniye zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 1994, no. 35, art. 3649 (in Russia).