И. К. БАКИРОВ, канд. техн. наук, доцент кафедры "Пожарная и промышленная безопасность" ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный нефтяной технический университет" (Россия, Республика Башкортостан, 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; e-mail: [email protected])
УДК 614.841.33
ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕТОДОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МИНИМУМОВ
Рассмотрены вопросы обучения работников организаций и населения в области пожарной безопасности методом пожарно-технического минимума. Отмечены недостатки в обучении, в том числе в его организационно-правовой базе. Определены приоритеты в организации процесса обучения пожарно-техническому минимуму. Обсуждена лицензионно-разрешительная база для организации процесса обучения в области пожарной безопасности. Ключевые слова: обучение; пожарно-технический минимум; лицензия; пожарная безопасность; образовательная деятельность.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, в том числе при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребенка — спрятаться от опасности, не видеть ее. Дети прячутся под кровати, в шкафы и другие укромные места, их приходится искать, что затрудняет их спасение, поэтому важно не просто рассказать о пожарной безопасности, но и отработать до автоматизма правила поведения на пожаре. Только систематическая, планомерная работа поможет сформировать у обучающихся прочные знания о правилах пожарной безопасности [1]. И работникам, имеющим время от времени правовые отношения с инспекторами пожарного надзора, всегда есть чему поучиться, чтобы быть более компетентными в вопросах пожарной безопасности. Да, вопрос актуальности образования в области пожарной безопасности не вызывает ни тени сомнения.
Необходимость обучения в области пожарной безопасности сегодня закреплена в Федеральном законе № 69 "О пожарной безопасности" [2], в развитие которого принят основной нормативный правовой акт — Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (приказ МЧС России № 645) [3]. Этим документом определены два основных вида обучения в области пожарной безопасности: противопожарный инструктаж и пожарно-технический мини© Бакиров И. К., 2014
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться.
Леонардо да Винчи
мум. Организация противопожарных инструктажей на объектах защиты возлагается на лиц, ответственных за пожарную безопасность. Однако, как правило, они делают это формально, ограничиваясь подписью сотрудников в журнале о прохождении обучения. Хотя надо отметить, что на объектах нефтегазовой отрасли этот вопрос решается более ответственно. Хотелось бы более подробно остановиться на организации пожарно-технических минимумов.
Давайте разложим "по полочкам" порядок организации проведения пожарно-технических минимумов. Пожарно-технические минимумы могут быть организованы на объектах как с отрывом, так и без отрыва от производства [3]. Какие организации сегодня имеют право проводить пожарно-технический минимум с отрывом от производства?
На основании ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" [4] МЧС России сегодня может выдавать лицензии на два вида деятельности:
• деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;
• деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании приложения к положению "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспече-
ния пожарной безопасности зданий и сооружений" [5] в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, входит:
1) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пускона-ладочных работ;
2) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
3) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
4) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладоч-ных работ;
5) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
6) монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
7) монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ;
8) монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
9) устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов;
10) выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
11) монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Как мы видим, деятельность по обучению в организациях мерам пожарной безопасности в состав лицензируемых видов деятельности не входит.
Теперь рассмотрим второй вид лицензии, который выдает МЧС России, — на деятельность по тушению пожаров. В Положении о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров [6] не предусмотрен перечень видов деятельности, которые входят в деятельность по тушению пожаров.
Однако в ст. 1 Федерального закона № 69 [2] дано четкое определение того, что подразумевается под деятельностью по тушению пожаров: "Организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ". В свою очередь, в ст. 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [7] установлено, что к первичным мерам пожарной безопасности относится организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
Из этого мы делаем вывод, что в состав видов деятельности по тушению пожаров не входит организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а значит, и обучение мерам пожарной безопасности не относится к виду деятельности, лицензируемому МЧС России.
Теперь проанализируем, нужна ли при организации пожарно-технических минимумов лицензия на образовательную деятельность, которую выдает Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки). На основании п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности [8] образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.
Исходя из данной нормы, коммерческая организация при наличии в учредительных документах указания на данный вид деятельности вправе организовывать семинары, разовые лекции, стажировки, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, без наличия лицензии.
На основании норм [3] все программы обучения пожарно-техническому минимуму сопровождаются зачетом, а зачет и аттестация — это слова, близкие по смыслу. Из этого следует, что одно из двух условий организации проведения пожарно-техническо-го минимума (лекция, сопровождающаяся аттестацией) обязывает организацию получать лицензию Минобрнауки. Однако в нормах [3] ничего не сказано о выдаче удостоверения по окончании обучения
и аттестации в виде зачета (второе условие, обязывающее организацию получать лицензию на проведение пожарно-технического минимума), поэтому выполняется только одно из условий Положения [8] — наличие зачета или аттестации. Из этого следует, что обучение по программе пожарно-технического минимума, предусматривающей аттестацию или зачет без необходимости выдачи документов об образовании, — это нелицензируемый вид деятельности для Минобрнауки, так как не выполняются оба условия, обязывающие организацию получать лицензию Минобрнауки.
В то же время в методических рекомендациях по организации обучения в области пожарной безопасности дана форма квалификационного удостоверения по пожарной безопасности, которое выдается после окончания курса пожарно-технического минимума [9]. Как же быть с этим? С другой стороны, методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и необязательны для исполнения. В результате этой неразберихи вводятся в заблуждение многие люди и учреждения, которые организуют проведение пожарно-технических минимумов. Ведь по Положению о лицензировании образовательной деятельности [8], если такая деятельность сопровождается аттестацией в виде зачета и выдачей документа по ее окончании, то она подлежит лицензированию. Таким образом, либо методические рекомендации [9] идут "в разрез" (вступают в противоречие) с нормативным правовым актом — положением о лицензировании [8], либо необходимо признать эту деятельность лицензируемой. В связи с этим нами был сделан запрос в Минобрнауки, на который было получено письмо следующего содержания:
Управление государственных услуг Рособрнадзорарассмотрело Ваше обращение от 05.12.2013 вх. № Ба-8466 и сообщает следующее.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "Олицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации " (далее — Федеральный закон об образовании).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона об образовании под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессиональногораз-вития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона об образовании образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (статья 91 Федерального закона об образовании).
Статьей 12 Федерального закона об образовании установлено, что образовательная программа определяет содержание образования.
Обучение пожарно-техническому минимуму осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 12.12.2007№ 645 "Обутверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2008, регистрационный № 10938) (далее — приказ МЧС России).
В соответствии с приказом МЧС России обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства (пункт 35 приказа МЧС России).
Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах Федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности (пункт 37 приказа МЧСРоссии).
Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку (пункт 40 приказа МЧС России).
Приказом МЧС России не предусмотрена выдача лицам, прошедшим обучение пожарно-техническому минимуму, каких-либо документов, подтверждающих факт и результаты такого обучения.
Из положений действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе из приказа МЧС России, не следует, что обучение пожарно-техни-ческому минимуму направлено на реализацию целей и задач, изложенных в Федеральном законе об образовании. Кроме того, подобные программы невозможно отнести ни к одному из видов образовательных программ, предусмотренных Федеральным законом об образовании.
На основании изложенного полагаем, что обучение пожарно-техническому минимуму не является реализацией образовательной программы и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.
Начальник Управления С. М. Рукавишников
Из письма следует, что эта деятельность Министерством образования и науки России признается нелицензируемой в качестве образовательной деятельности.
Кроме того, согласно нормам [3] все программы по пожарно-техническому минимуму должны быть согласованы с территориальным органом государственного пожарного надзора. Но... в МЧС России создаются свои пожарные учебные центры при региональных правительствах, и инспектора пожарного надзора — главные преподаватели в этих заведениях. Стало быть, конкурентов на этот рынок им пускать не резон, а при согласовании программ обучения возможна волокита [10].
Еще в 2009 г. министр МЧС России давал интервью, в котором было отмечено следующее: "Если раньше обучение вопросам пожарной безопасности можно было осуществлять только при наличии лицензии, то сейчас это ограничение снято. И все, что касается обучения в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, может осуществляться любой организацией, имеющей право на образовательную деятельность..." [11]. Однако господин министр МЧС России ошибся: сегодня Минобрнауки лицензии на образовательную деятельность для ведения деятельности по организации пожарно-технических минимумов не выдает.
Выводы
Таким образом, лицензирование деятельности по обучению пожарно-техническому минимуму работников организаций сегодня не контролируется
ни одним ведомством, выдающим лицензии: ни МЧС России, ни Минобрнауки. А так как это услуга платная, то мы, наверное, не ошибемся, если скажем, что в результате происходит прямая "отмывка" денег: никакого обучения не проводится, удостоверения выдаются за минимальную плату, и, более того, процесс обучения никем не контролируется. В первую очередь это касается закрытых объектов, например опасных производственных предприятий, в том числе нефтегазовой отрасли. На нефтеперерабатывающих заводах ищут, кто подешевле может "сделать" (не обучить, а "сделать") удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму, да еще умудряются какие-то "откаты" за это иметь. Такое положение надо или менять, или отменять! С другой стороны, непонятно, почему сегодня эта услуга вообще платная, если такой деятельностью может заниматься любая организация без всякого разрешения, без лицензии? Может, это и есть стремление заказчиков более качественно учить своих работников, а также желание передать организацию процесса обучения полностью в сферу рыночных отношений, без вмешательства и контроля со стороны государства? Может, у них "просыпается" самосознание и желание более качественно обучить своих работников, несмотря на определенные финансовые расходы, и поэтому они заказывают платное обучение пожарно-техническому минимуму? Хотелось бы в это верить, но пока не выходит: по нашему мнению, организации и ведомства просто пока до конца не разобрались, как правильно организовывать этот вид деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проект "Пожарная безопасность". URL : http://rudocs.exdat.com/docs2/index-591726.html (дата обращения: 25.12.2013 г.).
2. О пожарной безопасности : Федер. закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ; принят Гос. Думой 18.11.94 г.; введ. 26.12.94 г. // Собр. законодательства РФ. — 1994. —№ 35, ст. 3649.
3. Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" : приказ МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645; зарег. В Минюсте РФ 21.01.2008 г., рег. № 10938; введ. 11.04.2008 г. // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 31.03.2008.—№ 13.
4. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федер. закон РФ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ; принят Гос. Думой 22.04.2011 г.; одобр. Сов. Федерации 27.04.2011 г. // Собр. законодательства РФ. —2011.—№ 19, ст. 2716.
5. О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений : постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225; введ. 21.01.2012 г. // Российская газета. — 13.01.2012. — Федер. вып. № 5678. URL : www.rg.ru/2012/01/13/ license-dok.html (дата обращения: 05.01.2014 г.).
6. О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров : постановление Правительства РФ от 31.01.2012 г. № 69; введ. 21.02.2012 г. // Российская газета. — 14.02.2012. URL : www.rg.ru/2012/02/14/pojar-licenzii-site-dok.html (дата обращения: 05.01.2014 г.).
7. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон от 22.07.2008 г. № 123-Ф3; принят Гос. Думой 04.07.2008 г.; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 г. // Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 30 (ч. I), ст. 3579.
8. Положение о лицензировании образовательной деятельности: постановление Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174; введ. 02.04.2011 г. // Российская газета. — 25.03.2011. — Федер. вып. № 5439.URL: www.rg.ru/2011/03/23/license-obr-site-dok.html(датаобращения: 03.01.2014г.).
9. Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум : утв. МЧС РФ 12.12.2006 г. // Библиотека инженера по охране труда. — 2007. — № 1-2. URL : http://rudocs.exdat.com/ docs/index-356682.html (дата обращения: 05.01.2014 г.).
10. ПТМ (обучение рабочих внутри организации) // Охрана труда в России : информ. портал. URL : http://ohranatruda.ru/ot_forum/forum13/topic3271/?PAGEN_1=5 (дата обращения: 03.01.2014 г.).
11. Вступление в силу "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности". Новые подходы в сфере обеспечения пожарной безопасности : разъяснения заместителя министра МЧС России Пучкова В. А. в интернет-интервью компании "Гарант" 10.04.2009 г. URL: http://www.ga-rant.ru/action/interview/10312 (дата обращения: 05.01.2014 г.).
Материал поступил в редакцию 9 января 2014 г.
= English
TRAINING IN FIRE SAFETY
BY METHOD OF FIRE TECHNICAL MINIMUM
BAKIROV I. K., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Fire and Industrial Safety Department, Ufa State Petroleum Technological University (Kosmonavtov St., 1, Ufa, 450062, Republic Bashkortostan, Russian Federation; e-mail address: [email protected])
ABSTRACT
The issue of education including in the field of fire safety there is no doubt in its relevance. Today the organization of training in fire safety order acts the Ministry of Emergency Situations of Russia "On approval standards for fire safety "Fire safety training for employees of organizations". This order defines two main types of training in the field of fire safety: fire drill and fire technical minimum. Fire technical minima can be organized as being discontinued and as on the job. The Ministry of Emergency Situations of Russia today may license two activities:
• firefighting activities in the settlements, production facilities and infrastructure, to fight forest fires;
• activity on installation, maintenance and repair of fire safety of buildings and structures.
As we see the training activities of organizations in fire safety measures in the activities that these licenses cover is not included.
A commercial organization may carry out seminars, one-time lectures, internships are not accompanied by a final certification and issuance of documents on education, without a license.
The guidelines for the organization of training in the field of fire safety have a form of qualification certificate for fire safety, which is issued after completion of fire technical minimum. They mislead many people and organizations which undertake fire safety lows. Regulation on licensing of educational activities, if we have a certification in the form of set-off and issued a document at the end of certification, such activities must be licensed. The request was made and a letter was received from the Ministry of Education and Science. From this it follows that such activity by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation is not recognized as a licensed educational activities.
Licensing of activity at training fire technical minimum workers of organizations today are not controlled by any one agency that issued the license.
Keywords: training; fire technical minimum; license; fire safety; educational activities.
REFERENCES
1. Proekt "Pozharnaya bezopasnost" [Project "Fire safety"]. Available at: http://rudocs.exdat.com/ docs2/index-591726.html (Accessed 25 December 2013).
2. About fire safety. Federal Law on 21.12.1994 No. 69. Sobraniye zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 1994, no. 35, art. 3649 (in Russian).
3. Standards for fire safety "Fire safety training for employees of organizations". Order of the Emercom from 12.12.2007 No 645. Byulleten normativnykh aktov federalnykh organov ispolnitelnoy vlasti — Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Authorities, 31.03.2008, no. 13 (in Russian).
4. On licensing certain types of activities. Federal Law on 04.05.2011 No. 99. Sobraniye zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2011, no. 19, art. 2716 (in Russian).
5. On the licensing of the installation, maintenance and repair of fire safety of buildings and structures. Government Decree on 30.12.2011 No. 1225. Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, Federal issue no. 5678. Available at: www.rg.ru/2012/01/13/license-dok.html (Accessed 5 January 2014) (in Russian).
6. On licensing of extinguishing fires in settlements, industrial facilities and infrastructure, forest fire. Government Decree on 31.01.2012No. 69. Rossiyskaya gazeta—Russian Newspaper, 14.02.2012. Available at: www.rg.ru/2012/02/14/pojar-licenzii-site-dok.html (Accessed 5 January 2014) (inRussian).
7. Technical regulations for fire safety requirements. Federal Law on 22.07.2008 No. 123. Sobraniye zakonodatelstva RF — Collection of Laws of Russian Federation, 2008, no. 30 (part I), art. 3579 (in Russian).
8. Polozheniye o litsenzirovanii obrazovatelnoy deyatelnosti [On licensing of educational activities]. Government Decree on 16.03.2011 No. 174. Rossiyskaya gazeta — Russian Newspaper, Federal issue no. 5439. Available at: www.rg.ru/2011/03/23/license-obr-site-dok.html (Accessed 3 January 2014) (in Russian).
9. Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii obucheniya rukovoditeley i rabotnikov organizatsiy. Protivopozharnyy instruktazh i pozharno-tekhnicheskiy minimum [Guidelines for the organization of training managers and workers organizations. Fire drill and fire technical minimum]. Biblioteka in-zhenerapo okhranetruda—Library of the Engineer on Labour Protection, 2007, no. 1-2. Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-356682.html (Accessed 5 January 2014).
10. PTM (obucheniye rabochikh vnutri organizatsii) [PTM (training of workers within the organization). Okhrana truda v Rossii. Inform. portal — Safety in Russia, Information portal. Available at: http: // oh-ranatruda.ru/ot_forum/forum13/topic3271/?PAGEN_1=5 (Accessed 3 January 2014).
11. Vstupleniye v silu "Tekhnicheskogo reglamenta o trebovaniyakh pozharnoy bezopasnosti". Novyye podkhody v sfere obespecheniya pozharnoy bezopasnosti. Razyasneniya zamestitelya ministra MChS Rossii Puchkova V. A. v internet-intervyu kompanii "Garant" 10.04.2009 g. [Entry into force of the "Technical regulations on fire safety requirements". New approaches in the sphere of fire security. Explained Russian Deputy Emergencies Minister Vladimir Puchkov the online interview of the "Garant" 10.04.2009]. Available at: http://www.garant.ru/action/interview/10312 (Accessed 5 January 2014).