Научная статья на тему 'Развитие системы профессионального кооперативного образования в условиях его информатизации'

Развитие системы профессионального кооперативного образования в условиях его информатизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удовик Е. Э.

Современное общество массовой глобальной коммуникации характеризует повсеместное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как в качестве средств повышения эффективности профессиональной и образовательной деятельности, так и в качестве объекта изучения и освоения для социальных, культурных, бытовых целей. При этом применение ИКТ обновляет методы и средства осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия как между людьми, так и между отдельными социальными группами, предприятиями и производствами товаров и услуг, между образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удовик Е. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional cooperative education system in conditions of education informatization

The modern society of mass global communications is characterized by universal application of information and communication technologies (ICT) as means of raising efficiency of professional and educational activity, as well as the object of studying and mastering for social, cultural, and everyday purposes. The author states that ICT application improves the methods and means of information activity and information interaction both among people and among certain groups, enterprises, producers of goods and services, and educational establishments.

Текст научной работы на тему «Развитие системы профессионального кооперативного образования в условиях его информатизации»

организовать самостоятельную работу иностранных учащихся по ранее изученным грамматическим и лексическим темам, но провести презентацию нового материала. Так, например, использование мультимедиа-технологий (видео, анимации и звукового сопровождения) поможет преподавателю РКИ сделать более доступным объяснение таких сложных грамматических тем русского языка, как предложно-падежная система, глаголы движения и виды глагола.

Преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения учебного материала (сложные грамматические конструкции и лексика), что позволяет использовать идентичный материал для аудитории с различным уровнем подготовки и для различных видов учебной деятельности, и таким образом сформировать для иностранных учащихся индивидуальные образовательные маршруты.

Однако не следует смешивать понятия системы дистанционного обучения и системы компьютерного обучения. Системы компьютерного обучения являются подмножеством систем дистанцион-

ного обучения, так как они решают небольшой круг задач, что и дистанционные системы.

Таким образом, при дидактически и методически правильной организации самостоятельной работы иностранных учащихся с использованием дистанционной формы обучения успешно реализуется индивидуальный подход, учитывающий их возможности, способствующий снятию психологических трудностей в освоении учебного материала и позволяющий интенсифицировать процесс обучения, что имеет решающее значение на современном этапе.

Список литературы

1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — СПб., 1999.

2. Пономарева, Е.В. Разработка электронного интернет-учебника по теоретической механике для технических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 01.02.01 / Е.В. Пономарева. — Астрахань, 2003.

3. Орлова, Т.К. Проблемы организации самостоятельной работы по русскому языку иностранных студентов на этапе довузовской подготовки / Т.К. Орлова // Сб. материалов научно-практической конференции «Теоретический и прикладной аспекты преподавания русского языка в техническом вузе». — М., 2006.

УДК 371.6

Е.Э. Удовик, канд. экон. наук, доцент

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Российский университет кооперации» Краснодарский кооперативный институт (филиал)

развитие системы профессионального кооперативного образования в условиях его информатизации

Особую значимость в современном информационном обществе приобретает информатизация образования. Активное развитие информатизации образования обусловлено, прежде всего, тем, что непрерывное технико-технологическое развитие и активное использование средств ИКТ во всех сферах жизнедеятельности члена современного социума определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования уровня подготовки специалистов любого профиля и, в частности, специалистов системы кооперации.

В развитии кадрового потенциала, как и в любой другой отрасти, в системе кооперации осуществляется переход от традиционной подготовки и периодического повышения квалификации к гибкой, непрерывной системе подготовки и переподготовки кадров на базе реализации возможностей ИКТ.

В современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации существуют проблемы кадрового и научно-методического обеспечения деятельности организаций системы ко-

операции, связанные с необходимостью реализации непрерывного профессионального кооперативного образования в условиях использования средств ИКТ в образовательной и будущей профессиональной деятельности. Это связано с тем, что недостаточно специалистов новой формации, способных применять средства ИКТ для организации современного производства, создания в районных центрах, селах, городах и т. п. современных комплексов по оказанию социальной помощи, а также образовательных, бытовых и сервисных услуг, способных осуществлять информатизацию в кооперации и применять средства ИКТ в своей профессиональной деятельности.

В этой связи развитие системы профессионального кооперативного образования как системы профессиональной подготовки необходимо рассматривать в условиях его информатизации.

В современных исследованиях и разработках представлены основные содержательные и практико-ориентированные направления подго-

109

товки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, инженерных, управленческих кадров в условиях информатизации образования, основные положения которых можно адаптировать для решения проблемы подготовки кадров системы кооперации в условиях информатизации современного общества.

В этих исследованиях не рассматриваются основные задачи подготовки специалистов и работников кооператива и его предприятий в следующих областях: выполнения комплекса мероприятий по совершенствованию и использованию информационного ресурса локальных и глобальной сетей; обеспечения автоматизации процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия между работниками кооператива; создания, поддержания в рабочем состоянии и совершенствования информационной среды предприятий кооператива с учетом решения задач и выполнения функций каждого структурного подразделения; организация информационного взаимодействия между работниками кооператива при использовании информационного ресурса локальных и глобальной сетей и осуществление информационной деятельности работников кооператива или его предприятий. Кроме того, в современных подходах к подготовке кадров для системы кооперации в должной мере не учитываются требования к профессиональным качествам персонала современного кооператива или его предприятий, а именно: необходимые знания и опыт работы по специальности в условиях реализации возможностей ИКТ; умение осуществлять продуцирование специализированной, в том числе рекламной, информации в соответствии со спецификой предприятия; умения осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие и т. д.

Анализ современного состояния подготовки кадров, в том числе непрерывной, для системы кооперации, рассмотрение ГОС ВПО, в соответствии с которыми осуществляется подготовка кадров для системы кооперации, а также учебно-методическое обеспечение этой подготовки позволяют утверждать, что в настоящее время она осуществляется по двадцати двум специальностям, среди которых определенное место уделяется информатике и обучению использования информационных систем для экономических специальностей, бухучета, автоматизации управления предприятием и пр. В процессе подготовки специалистов для системы кооперации недостаточно учитывается специфика кооперации, а при изучении дисциплин, отражающих вопросы использования ИКТ в профессиональной деятельности специалистов кооператива, не учитываются перспективные направления профессионального кооперативного образования в условиях современного информационного общества периода массовой ком-

110

муникации. Так, рассмотрение современного состояния использования дистанционных форм и методов подготовки кадров в контексте решения проблем системы кооперации показывает, что в настоящее время дистанционное обучение в основном реализуется как одна из форм заочного обучения, при котором доставка учебно-методического обеспечения осуществляется по электронной почте, а взаимодействие с обучаемым осуществляется эпизодически с помощью средств телекоммуникаций в синхронном или асинхронном режимах. При этом в процессе дистанционного обучения кадров системы кооперации недостаточно реализуются возможности средств автоматизации при реализации дифференцированных форм, методы обучения и контроля знаний, индивидуализации обучения в условиях информационной среды, обеспечивающей доступ к информации, ее использование и управление процессом обучения и контролем знаний. Интерактивное взаимодействие преподавателя и учащегося реализуется очень ограничено (эпизодически, консультационно). Отбор учебно-методических материалов является прерогативой преподавателя, а контроль усвоенного учебного материала производится эпизодически, средства автоматизации диагностики причин ошибок не используются.

Таким образом, необходимо создание условий (научно-педагогических, программно-методических, материально-технических) для развития системы профессионального кооперативного образования в аспекте непрерывной подготовки кадров для системы кооперации с учетом особенностей производственной деятельности в кооперации в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности:

• для реализации специфики профессиональной деятельности с использованием средств ИКТ в аспекте дифференциации производственного процесса работников кооператива адекватно профилям их специальностей и видам их конкретного труда в связи с ориентацией деятельности работников кооперации на выполнение частных, зачастую несходных специализированных функций, дополняющих друг друга, при условии объединения работников в едином производственном процессе различных видов конкретного труда;

• для реализации социальной миссии, возлагаемой на работников кооперации (удовлетворение потребностей сообщества, в котором функционирует кооперация, и человека в нем, в том числе в области решения социальных проблем), которая рассматривается как главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы кооперации и образующих ее организаций, и является основополагающим фактором развития кооперативного движения;

• для выполнения просветительской миссии, возлагаемой на работников кооперации (просвещение членов сообщества, в котором функционирует кооперация), в области культурных, образовательных потребностей члена современного общества периода информатизации и глобализации);

• для создания единой информационной среды взаимодействия (профессионального, образовательного, социально-ориентированного), управления кооперативом и его подразделениями (в городе, районе, регионе и т. д.), в том числе для планирования, проектирования и разработки автоматизированных систем информационного обеспечения производственного процесса кооператива с учетом требований современного информационного общества массовой глобальной коммуникации;

• для реализации экономической заинтересованности членов кооператива в получении финансовой прибыли, в развитии всех производственных процессов и различных видов конкретного труда, в совершенствовании профессионального уровня работников кооперативного сообщества.

Следует определить содержание подготовки специалистов кооперации в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.

1. Общие представления о процессах информатизации современного общества, о жизнедеятельности его членов в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации.

Состояние, проблемы, перспективы информатизации общества в стране и за рубежом. Социальноэкономические, научно-технические предпосылки информатизации общества. Информационная деятельность и информационное взаимодействие, реализованные на базе средств ИКТ. Реализация возможностей средств ИКТ в научной, социальной, производственной, учебной, бытовой сферах, в организационном управлении и ведении делопроизводства.

2. Роль кооперации в современных условиях общества массовой глобальной коммуникации.

Общие представления о жизнедеятельности кооперативов в условиях информатизации и коммуникации. Разновидности кооперативов, их формы и классификация. Особенности функционирования кооперативов. Специфика профессиональной деятельности специалистов кооператива. Реализация возможностей средств ИКТ в деятельности кооператива с учетом его специфики. Развитие производственных процессов и различных видов конкретного труда членов кооперативов на базе средств ИКТ.

3. Единая информационная среда системы кооперации как условия информационного взаимо-

действия, основанного на реализации возможностей средств ИКТ.

Функции и назначение единой информационной среды кооперации. Содержательно-информационная база единой информационной среды кооперации. Информационное взаимодействие между членами и информационная деятельность по использованию распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационной сетей в производственной, просветительской и досуговой деятельности. Разработка структуры и содержания распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационных сетей адекватно культурным, этническим, географическим и прочим региональным особенностям. Организационно-методические подходы к формированию и функционированию распределенных коллек-тивов-разработчиков информационной продукции адекватно профилям деятельности кооператива.

4. Социальная миссия кооперации в условиях современного общества информатизации и глобализации.

Реализация возможностей ИКТ в процессе удовлетворения культурных, просветительских потребностей сообщества, в котором функционирует кооперация. Базы и банки данных по социальной помощи различным категориям населения, обеспечению пайщиков и всего населения товарами, заготовке сельхозпродуктов, сырья и дикоросов, производству и доставке нужных населению товаров, культурно-просветительной и другой деятельности. Особенности организации информационного взаимодействия между членами и информационной деятельности по использованию распределенного информационного ресурса локальных и глобальной информационной сетей в просветительской и досуговой деятельности.

5. Экспертиза информационных систем производственного, образовательного, просветительского и досугового назначения, используемых членами кооператива.

Содержательная, эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем для осуществления их отбора с целью использования в досуговых и просветительских целях, а также в профессиональных и образовательных целях. Эргономическая и технологическая экспертиза информационных систем финансового и экономического профиля, используемых в производственной деятельности кооператива.

6. Автоматизация информационного обеспечения профессиональной деятельности специалистов и организационного управления производственным процессом кооператива.

Использование средств автоматизации ведения делопроизводства в кооперативе и его управленческой деятельности (общая обработка документов

111

и их оформление; локальное хранение документов; дистанционная и совместная работа членов кооператива над документом; электронная почта; ведение специализированных баз и банков данных). Ведение и использование баз и банков данных по различным профессиям работников кооператива. Использование средств автоматизации для ведения экономических, финансовых, хозяйственных мероприятий. Использование и ведение автоматизированных банков данных, содержащих финансовые, инструктивные, нормативные, программно-технические, отчетные и другие материалы.

7. Предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в деятельности членов кооператива.

Разработка социально-организованных мероприятий, обеспечивающих предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ. Формирование нормативно-методических материалов по предотвращению возможных негативных последствий использования средств ИКТ в производственной деятельности членов кооператива. Разработка инструктивных, нормативнометодических материалов по безопасному использованию средств ИКТ в различных профилях и профессиях работников кооператива.

8. Нормативно-правовое и законодательное обеспечение использования средств ИКТ в образовательной и профессиональной деятельности специалиста кооперации.

Разработка организационно-методического обеспечения социальной защиты прав разработчиков информационной продукции, обеспечивающей производственную деятельность кооператива.

Средства и технологии кооперативного производства как объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели). Методы проектирования. Виды проектирования. Процесс проектирования. Применение метода проектов для создания интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде. Патентно-информационное обеспечение в сфере кооперации. Правовые аспекты защиты объектов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде. Гражданское правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной деятельности в сфере кооперации. Понятие интеллектуальной собственности в сфере кооперации. Объекты кооперативной собственности, представленные в электронном виде. Авторское право на интеллектуальную собственность. Предмет охраны интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде, в сфере кооперации по авторскому праву. Формирование нормативнометодических материалов по предотвращению возможных негативных последствий использования средств ИКТ в разнопрофильной производственной деятельности членов кооператива. Разработка финансовой и экономической документации по защите интеллектуальной собственности членов кооператива, представленной в электронном виде. Методики оценки интеллектуальной собственности. Принципы и методы ценообразования на кооперативную продукцию, разработанную на базе информационных технологий. Авторское вознаграждение. Материальное стимулирование создания и использования объектов ИС, представленных в электронном виде. Налогообложение в сфере интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде.

УДК 811.161.1:378.091.31

А.Н. Ременцов, доктор пед. наук, профессор Е.В. Иванова, ст. преподаватель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт» (Государственный технический университет)

к вопросу о применении форм невербальной коммуникации в целях интенсификации процесса обучения иностранных граждан общению на русском языке

Обучение иностранных граждан в российской высшей школе необходимо как с позиции государства (поскольку это геополитические вопросы), так и с позиции университетов, потому что оно является дополнительным (внебюджетным) финансированием и возможностью сохранения преподавательских кадров в условиях очень непростой демографической ситуации. Количество иностранных

112

учащихся, обучающихся в России, после некоторого спада в конце 90-х годов XX в., продолжает увеличиваться. Меняются качественные характеристики иностранных учащихся. Все более востребованы такие образовательные ступени, как магистратура и аспирантура. Но не меняется целеполагание — получение иностранными учащимися качественного образования на русском языке. И в этой ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.