Научная статья на тему 'Система научно-практической подготовки студентов специальности «Менеджмент недвижимости»'

Система научно-практической подготовки студентов специальности «Менеджмент недвижимости» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Россоха Евгений Вячеславович

В статье приведены основные принципы реализации научно-практической подготовки студентов. Особое внимание автором уделено вопросам создания действенных стимулов формирования инновационно-активного специалиста в сфере управления недвижимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система научно-практической подготовки студентов специальности «Менеджмент недвижимости»»

Заочное обучение, самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов

179

УДК 001.89:378

Е. В. Россоха, кандидат экономических наук, ассистент (БГТУ)

СИСТЕМА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ НЕДВИЖИМОСТИ»

В статье приведены основные принципы реализации научно-практической подготовки студентов. Особое внимание автором уделено вопросам создания действенных стимулов формирования инновационно-активного специалиста в сфере управления недвижимостью.

The article presents the basic principles for implementation of students' scientific and practical training. Particular attention is paid to creation of effective incentives system for formation of the innovation-active specialist in the field of property management.

Введение. Перевод экономики и других сфер жизнедеятельности белорусского общества в режим инновационного развития обусловливает необходимость качественного совершенствования организации и управления научно-исследовательской работой студентов в вузах. В этой многогранной деятельности следует концентрировать внимание на том, что возрастающая значимость участия студентов в научно-исследовательской работе в условиях формирования инновационной экономики, базирующейся на знаниях и информационных технологиях, обусловлена повышением спроса на высококвалифицированных образованных специалистов, которые обладают способностями к творческому решению сложных теоретических и прикладных задач. Такое участие развивает творческое мышление, инициативу, самостоятельность, умение хорошо ориентироваться в расширяющихся потоках информации, формирует эвристические навыки. Именно поэтому в эффективно работающих вузах большое значение придается активному вовлечению студенческой молодежи в разнообразные формы научно-исследовательской работы [1].

Традиционно принято выделять два основных вида научно-исследовательской работы студентов:

1) учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами. Например, рефераты, доклады, сообщения, курсовые работы;

2) внеучебная НИРС сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами [2].

Исследователями отмечено, что именно такая форма научного творчества является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Если студент за счет свободного времени готов заниматься дополнительным изучением дисциплины, проявлять интерес в области ее последних достижений, то пропадает главная проблема учебного процесса — мотивация студента к занятиям [3].

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важ-

нейших средств повышения качества подготовки специалистов, а также реализации обучающе-исследовательской парадигмы образования. Поэтому наряду с фундаментальными, студенты университета получают комплекс различных видов знаний, направленных на развитие творческой активности и самостоятельности обучения.

Развитие интернет-технологий, динамичность развития рыночной экономики предъявляют новые и особые требования к специалистам по управлению недвижимостью. На первый план выходят не сами знания, приобретенные в ходе изучения учебных дисциплин, а умение самостоятельно искать, обобщать, анализировать актуальную информацию и аргументировано формулировать результаты решения рассматриваемой проблемы.

Основная часть. Учитывая обозначенные требования, на кафедре организации производства и экономики недвижимости (ОПиЭН) используется система НИРС, ориентированная на научно-практическую подготовку студентов специальности «Менеджмент недвижимости».

Система НИРС кафедры ОПиЭН базируется на следующих принципах:

1. Все действия студентов должны оцениваться. Для этого создана система рейтинга, учитывающая работу студентов по следующим направлениям: учеба, наука, социальная активность.

2. НИРС - это внеаудиторная работа студента, которая повышает его рейтинг. Она включает: перевод тематических публикаций с иностранного языка, обзор литературных источников по выбранной тематике, подготовка публикаций, участие в научных и практических конференциях и семинарах, участие в научном кружке кафедры ОПиЭН.

3. Стимулирование студентов, вовлеченных в НИРС. Система стимулирования включает следующее: рекомендация выпускника для трудоустройства на престижную работу; рекомендация выпускника для поступления в аспирантуру (магистратуру); рекомендация на стажировку в ведущих организациях по специальности и учебных заведе-

180

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2012. № 8. Учебно-методическая работа

ниях за рубежом; рекомендация на получение гранта (на стажировку, ведение исследований, обучение за рубежом и др.); организация участия в международных конференциях и семинарах; организация прохождения практики в лучших организациях; рекомендация на получение льгот по оплате обучения в БГТУ

4. Научно-практическое развитие студента в процессе участия в НИРС. Реализовано посредством выполнения заданий руководителя, последовательных по содержанию и возрастающих по сложности (от семестра к семестру).

Система научно-исследовательской работы как средства интеллектуального воспитания, развития студентов базируется на создании благоприятных условий, повышающих мотивацию студентов к научно-профессиональной деятельности, в связи с чем реализуется следующее:

1. Создана система рейтинга, учитывающая работу студентов по следующим направлениям: учеба, наука, организационная (социальная) активность.

2. Налажена система подготовки научных кадров, охватывающая студентов всех курсов, завершающей стадией которой является подготовка магистерских и кандидатских диссертаций. Система дифференцирует требования к студентам разных курсов и включает:

— на 1 курсе студенты на заседаниях научного кружка кафедры выполняют типовые задания, переводят публикации с иностранного языка;

— на 2 курсе студенты исследуют вопросы по выбранному направлению (обзор литературных источников, в том числе иностранных, по выбранной тематике). Результаты докладывают на заседаниях научного кружка кафедры;

— на 3 курсе студенты публикуют и докладывают на конференциях результаты своих исследований, принимают активное участие в работе научного кружка кафедры, работают с профильными предприятиями, участвуют в программах, грантах, стажировках по профильной тематике;

— на 4 курсе студенты определяются с будущим местом работы и практики, выполняют дипломный проект, организуют и курируют коллектив из студентов младших курсов. Участвуют в выполнении научно-исследовательских тем кафедры.

После каждого курса и подведения итогов лучшие по рейтингу студенты рекомендуются в научный кружок «Школа молодых менеджеров», где работают индивидуально с лучшими преподавателями кафедры. Итогом работы в кружке является рекомендация в аспирантуру и (или) магистратуру либо на лучшую работу или место практики и другие рекомендации (в соот-

ветствии с вышеприведенной системой стимулирования студентов, вовлеченных в НИРС).

Лучшие студенты получают возможность обучения и выполнения научных исследований в рамках магистерской программы (как очной, так и заочной (дистанционной)) по специальности «Управление недвижимостью».

3. Активно используются возможности созданного между кафедрой и профильными организациями учебно-научно-производственного центра (УНПЦ), которые позволяют реализовы-вать следующие мероприятия:

— регулярное проведение научно-практических семинаров с участием студентов и ведущих специалистов профильных предприятий;

— участие в выполнении научных исследований по тематике кафедры;

— создание дипломных проектов по заказу предприятия;

— участие студентов и магистров кафедры в научно-практических конференциях и конкурсе студенческих научных работ;

— организация и активизация научно-исследовательской деятельности;

— участие студентов и магистров кафедры в госбюджетной и хозрасчетной научно-исследовательской работе кафедры ОПиЭН;

Заключение. Таким образом, реализуемая система подготовки научных кадров охватывает студентов всех курсов, завершающей стадией которой, с одной стороны, является подготовка магистерских и кандидатских диссертаций, с другой — подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего навыками самостоятельного и творческого решения практических задач, ориентирующегося в иностранной терминологии и в актуальных практических вопросах в сфере управления недвижимостью, умеющего аргументировать свою точку зрения, быть лидером.

Литература

1. Бабосова, Е. С. Научно-исследовательская работа студентов: организация и управление / Е. С. Бабосова // Проблемы управления. -2009.-№3,-С. 224—227.

2. Миронов, В. А. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: монография / В. А. Миронов, Э. Ю. Майкова. - Тверь: ТГТУ. - 2004. - С. 12.

3. Лохонова, Г. М. Научно-исследовательская работа студентов ВУЗа как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов / Г. М. Лохонова // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы Междунар. заочной науч.-ггракт. конф., Минск, 15 февр. 2010 г. -Новосибирск, 2010. - С. 85-87.

Поступила 04.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.