Научная статья на тему 'Самостоятельная подготовка студентов специальности «Менеджмент недвижимости»'

Самостоятельная подготовка студентов специальности «Менеджмент недвижимости» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Россоха

В статье приведены основные принципы реализации самостоятельной подготовки студентов. Автор предлагает сосредоточиться на рассмотрении трех направлений: согласование учебных планов с организациями-практиками, создание механизма подготовки студента к самостоятельной работе, обоснование наиболее существенных мотивационных факторов для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-study system for the students of the specialty “Real Estate Management”

The article presents the basic principles for implementation of students’ self-study system. The author proposes to focus on the solution of 3 problems: coordination of training materials with the employer organizations, creation of a mechanism will prepare students to self-research work, the research for the most important factors of students’ motivation.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная подготовка студентов специальности «Менеджмент недвижимости»»

166

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

УДК 001.89:378

Е. В. Россоха, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ НЕДВИЖИМОСТИ»

В статье приведены основные принципы реализации самостоятельной подготовки студентов. Автор предлагает сосредоточиться на рассмотрении трех направлений: согласование учебных планов с организациями-практиками, создание механизма подготовки студента к самостоятельной работе, обоснование наиболее существенных мотивационных факторов для студентов.

The article presents the basic principles for implementation of students' self-study system. The author proposes to focus on the solution of 3 problems: coordination of training materials with the employer organizations, creation of a mechanism will prepare students to self-research work, the research for the most important factors of students' motivation.

Введение. В современных экономических условиях изменения, происходящие в высшей школе, предполагают пересмотр концепции характера самого образования. Если ранее образовательная парадигма ориентировалась на накопление знаний и умений, хорошо проработанных и «освоенных» в учебных материалах, то теперь на фоне высоких темпов обновления знаний, появления новых технологий управления на первый план выходит умение студента самостоятельно искать, находить и «перерабатывать» новые знания. Как отмечается в методических рекомендациях [1], «символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности».

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.

Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста считается создание таких условий, при которых студент смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении. Другой целью является создание механизма, обеспечивающего тесную взаимосвязь организаций-практиков с процессом подготовки будущих специалистов в сфере недвижимости.

Реализация вышеуказанных целей позволит организовать подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего навыками самостоятельного и творческого решения практических задач, ориентирующегося в актуальных практических вопросах в сфере управления недвижимостью, умеющего аргументировать свою точку зрения.

Основная часть. Учитывая обозначенные требования, на кафедре организации производства и экономики недвижимости (ОПиЭН) используется система самостоятельной подготовки, ориентированная на получение на выходе специалиста по направлению «Менеджмент недвижимости», пользующегося спросом со стороны организаций-практиков.

Создание этой системы стало возможным благодаря решению следующих трех базовых вопросов.

1. Формирование учебных планов подготовки специалистов с учетом требований профильных организаций.

Была проведена корректировка учебно-программной документации по следующим направлениям:

- сопоставление требований, определенных Государственным образовательным стандартом, и требований к специалистам со стороны работодателей;

- определение дисциплин государственного компонента, дисциплин специализации и дисциплин по выбору;

- определение дополнительных дидактических единиц в учебных дисциплинах, формирующих профессиональные умения специалистов в соответствии с требованиями практики;

- анализ соответствия условий деятельности учебного заведения по реализации учебного процесса требованиям работодателей (оснащение техническими и программными средствами);

- проведение анкетирования требований к основным компетенциям студентов со стороны работодателей;

- разработка требований к учебно-методической документации.

2. Определение механизма исследовательской работы студентов по вопросам, не входящим в учебные дисциплины.

Основной проблемой при решении этого вопроса является специфичность требований к компетенциям студентов, занимающихся

Заочное обучение, самостоятельная, научно-исследовательская работа студентов

167

исследовательской работой, т. е. студенты должны обладать определенными навыками, знаниями и умениями для научно-исследовательской работы. Для решения этой проблемы на кафедре создана многоуровневая система подготовки, включающая особые требования к студентам каждого курса [2]:

IV курс. Студенты определяются с будущим местом работы и практики, выполняют дипломную работу, организуют и курируют коллектив из студентов младших курсов. Участвуют в выполнении научно-исследовательских тем кафедры.

III курс. Студенты публикуют и докладывают на конференциях результаты своих исследований, принимают активное участие в работе кафедрального научного общества, работают с профильными предприятиями, участвуют в программах, грантах, стажировках по профильной тематике.

II курс. Студенты исследуют вопросы по определенному курирующим преподавателем направлению (обзор литературных источников, в том числе иностранных, по выбранной тематике). Результаты докладывают на заседаниях кафедрального научного общества.

I курс. Студенты на заседаниях кафедрального научного общества выполняют типовые задания, переводят публикации с иностранного языка.

3. Обоснование наиболее существенных мо-тивационных факторов, формирующих отношение студента к самостоятельной работе.

Анализ современных исследований в рассматриваемой сфере позволил определить направления повышения мотивации в процессе обучения [3]:

1. В целях морального стимулирования работы студентов необходимо публично отмечать успехи студентов. Инструментами могут являться: публичное (в присутствии преподавателей и студентов) награждение, объявление благодарности (с рассылкой информации родителям), размещение информации на сайте (с краткой характеристикой предмета благодарности).

2. Материальное стимулирование может включать: участие в тематических исследованиях кафедры на условиях оплаты, предоставление льготных путевок в спортивные и оздоровительные учреждения и билетов на мероприятия и экскурсии (необходимо тесное сотрудничество с профсоюзом).

3. Использование системы рейтинговой оценки студентов, поскольку она является дей-

ственным средством повышения учебной деятельности студентов, уровня их самостоятельности. Основными принципами используемой на кафедре рейтинговой системы являются:

- учет работы студентов по следующим направлениям: учеба, наука, социальная активность;

- оценка результатов работы студентов в баллах;

- баллы набираются как в рамках изучаемой дисциплины, так и научно-исследовательской работы. Учитывается аудиторная и самостоятельная работа;

- определение минимального и максимального количества баллов с целью возможности планирования студентом своей деятельности.

4. Расширение функциональных обязанностей студентов, предоставление им возможности проявить себя в той области, которая им более близка. При этом студент, занимающийся самостоятельной научно-исследовательской работой, должен иметь больше свободного времени в отличие от студентов, которые просто учатся.

Заключение. Реализация приведенных в статье направлений позволит наладить успешную систему подготовки специалистов, которые будут востребованы на рынке труда. Более того, предложенная система дает существенные конкурентные преимущества вузу, поскольку устанавливаются прочные и взаимовыгодные связи с организациями-практиками. Использование этой системы позволяет студентам планировать свою деятельность, выбирая оптимальный режим взаимодействия с преподавателем.

Литература

1. Гончарова Ю. А. Организация самостоятельной работы студентов: метод. рекомендации для преподавателей // Воронеж. гос. ун-т [Электронный ресурс]. 2007. URL: http: bib.conv-docs.org/v7586/?download=1 (дата обращения: 22.04.2013).

2. Россоха Е. В. Система научно-практической подготовки студентов специальности «Менеджмент недвижимости» // Труды БГТУ. 2012. № 8: Учеб.-метод. работа. С. 179-180.

3. Викторова В. С. Пути повышения мотивации студентов / Москов. гос. индустриал. ун-т [Электронный ресурс]. 2007. URL: http://www.vfmgiu.ru/files/01_03_2007_1.pdf (дата обращения: 21.04.2013).

Поступила 26.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.