ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ДЛЯ СЕКТОРА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О. М. РЫБАКОВА,
доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов Е. М. ГИРБАСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов E-mail: [email protected] Московский государственный институт электронной техники (технический университет)
Статья посвящена исследованию методических подходов к построению системы национальных счетов для отдельного сектора экономики — сектора домашних хозяйств России на базе интеграции в нее показателей статистической отчетности, а также дальнейшему совершенствованию финансовой отчетности для этих целей.
Представлена характеристика сектора домашних хозяйств, его отличительные особенности и структура. Раскрываются основы преобразования действующих форм финансовых отчетов к трем специальным формам, необходимым для составления системы национальных счетов.
На базе финансовой и статистической отчетности за 2009 г. с помощью собственной методики авторами составлена система из десяти национальных счетов для рассматриваемого сектора.
Ключевые слова: система национальных счетов, национальные счета, финансовая отчетность, макроэкономические показатели, статистическая отчетность, сектор домашних хозяйств.
Сектор домашних хозяйств, или главный сектор экономики, состоит из всех резидентных домашних хозяйств. Домашние хозяйства — как институциональные единицы — включают некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам в виде их неотъемлемой части. Домашние хозяйства могут быть сформированы в подсекторы экономики в зависимости от основного источника дохода. Для этой цели следует различать следующие типы домашних хозяйств:
— получающие смешанные доходы (владельцы некорпоративных предприятий домашних хозяйств с оплачиваемыми работниками);
— получающие смешанные доходы (владельцы некорпоративных предприятий, работающих на себя, т. е. без оплачиваемых работников);
— получающие доходы от оплаты труда наемных работников;
— получающие доходы от собственности и трансфертов.
Домашние хозяйства по подсекторам экономики распределяются в соответствии с тем, какая доля из четырех перечисленных категорий дохода является наибольшей для домашнего хозяйства в целом, даже если она составляет менее половины общего дохода домашнего хозяйства.
Подсекторы домашних хозяйств можно назвать следующим образом:
— работодатели;
— работающие на себя;
— наемные работники;
— получатели доходов от собственности и трансфертов.
Подсектор работодателей состоит из групп домашних хозяйств, для которых смешанные доходы работодателей являются наибольшим источником (унитарные частные предприятия, семейные, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, использующие наемных работников, и т. п.). Каждый из трех остальных подсекторов домашних хозяйств определяется подобным образом с использованием категорий дохода, перечисленных ранее. Четвертый подсектор представляет собой разнородную группу, поэтому рекомендуется разделить его по мере возможности на три части: получатели дохода от собственности, получатели пенсий и получатели прочих трансфертных доходов. Пенсионные домашние хозяйства — это домашние хозяйства, чей наибольший доход состоит из пенсий по старости и иных пенсий, включая пенсии от предыдущих работодателей.
домашние хозяйства как институциональные единицы
Для целей системы национального счетоводства домашнее хозяйство может быть определено следующим образом: это небольшая группа людей, живущих в одном и том же жилище, объединяющих часть или весь свой доход и богатство (имущество) и совместно потребляющих определенные типы продуктов и услуг, главным образом жилищные услуги и продукты питания.
Люди, живущие в учреждениях постоянно или в течение длительного или неопределенного периода времени, рассматриваются как принадлежащие к одной институциональной единице, когда они не пользуются или пользуются малой
самостоятельностью действий или решений в экономических вопросах. Далее приводятся некоторые примеры групп людей, принадлежащих к институциональным домашним хозяйствам:
— члены религиозных орденов, живущие в монастырях, общинах и других подобных заведениях;
— долгосрочные пациенты в больницах, особенно в психиатрических;
— заключенные, отбывающие длительные сроки заключения;
— люди, постоянно живущие в домах для престарелых.
С другой стороны, люди, поступающие в больницы, клиники, реабилитационные центры, религиозные заведения и другие подобные учреждения на короткие сроки, а также заключенные, отбывающие короткие сроки заключения, должны рассматриваться в виде членов индивидуальных домашних хозяйств, к которым они обычно принадлежат.
Производство в секторе домашних хозяйств имеет место на предприятиях, которые непосредственно принадлежат членам домашних хозяйств и контролируются ими индивидуально или в партнерстве с другими. Когда члены домашних хозяйств работают по найму в корпорации, квазикорпорации или государственных учреждениях, то производство, в которое они вкладывают свой труд, имеет место вне сектора домашних хозяйств.
Все производственные единицы в секторе домашних хозяйств являются некорпоративными предприятиями. Основной и материальный оборотный капитал, используемый в некорпоративных предприятиях, принадлежит не предприятиям, а их владельцам. Данные предприятия не могут участвовать в операциях с другими экономическими единицами, они не могут вступать в контрактные взаимоотношения с другими единицами или принимать обязательства за свой счет. Их владельцы отвечают лично без ограничений за любые долги и обязательства, принятые в ходе производства.
Рыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства продуктов или услуг для продажи или обмена на рынке. Они могут быть заняты в любом виде производственной деятельности. Например, в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, промышленном
производстве, строительстве, розничной торговле или производстве иных услуг (деловые и юридические услуги, транспорт и т. д.).
Рыночные предприятия могут быть разными по масштабу, начиная от отдельных людей, работающих уличными торговцами или чистильщиками обуви практически без всякого капитала и собственных помещений, и кончая крупными промышленными, строительными предприятиями или предприятиями сферы услуг с большим количеством наемных работников.
Рыночные предприятия домашних хозяйств также включают некорпоративные товарищества, занятые в производстве товаров или услуг для продажи или обмена на рынке, при этом партнеры могут принадлежать к разным домашним хозяйствам. Ответственность партнеров за долги компаний должна быть неограниченной для товариществ, чтобы они рассматривались некорпоративными предприятиями. Однако некорпоративные товарищества с большим числом партнеров (некоторые большие юридические, бухгалтерские или архитектурные фирмы) имеют склонность вести дела как корпорации, поэтому должны рассматриваться как квазикорпорации, при условии, что для таких товариществ имеются полные наборы счетов. Товарищества, партнеры которых пользуются ограниченной ответственностью, являются по существу отдельными юридическими лицами и должны рассматриваться как корпорации.
Нерыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства товаров или услуг для своего собственного конечного потребления или валового накопления основного капитала.
Некорпоративные предприятия домашних хозяйств, занятые производством товаров для собственного использования, могут включать:
— фермеров или иных лиц, ведущих нетоварное хозяйство и занятых в производстве сельскохозяйственных товаров для собственного конечного потребления;
— домашние хозяйства, занятые строительством собственных жилищ или иных сооружений для собственного пользования или структурными улучшениями или расширениями существующих жилищ или строений;
— домашние хозяйства, занятые производством иных товаров для собственного потребления (ткани, одежда, мебель, другие предметы домаш-
него обихода, продукты питания, кроме пищи для немедленного потребления, и т. д.).
Такие предприятия могут продавать какую-то продукцию, превышающую их собственную потребность, но если они регулярно продают большую часть своей продукции, они рассматриваются в виде рыночных предприятий.
Источники данных для составления системы национальных счетов по сектору домашних хозяйств
Слабая разработанность проблемы интеграции первичной отчетности в системе национальных счетов (СНС) по секторам экономики требует углубленного исследования существующих форм и методов составления первичной отчетности в целях использования ее показателей для СНС. Эта проблема приобретает особую актуальность для сектора домашних хозяйств, который является ведущим звеном в СНС.
В силу ряда причин объективного и исторического характера вопросы исследования домашних хозяйств рассматривались в СССР не в полной мере и носили в основном закрытую для печати форму. Господство в экономической теории концепции материального производства и производительного труда ограничивало возможности изучения всех трех функций домашних хозяйств (предпринимательской, потребительской и сберегательной), определения их вклада в создание валового внутреннего продукта и национального дохода.
Внедрение СНС по сектору домашних хозяйств дает возможность получить наиболее полную и объективную картину повышения уровня жизни населения за отчетный период времени, проанализировать весь спектр финансовых, налоговых и других материальных взаимосвязей населения в условиях становления рыночной экономики.
Для информационного обеспечения конкретных расчетов и досчетов макроэкономических показателей СНС в секторе домашних хозяйств могут быть использованы следующие источники данных:
1. Материалы бюджетных обследований населения. Микроэкономические показатели семейных бюджетов представляют собой наиболее полную картину активов и пассивов семьи, состава имущества, всего разнообразия доходов и расходов, сбережения во всех формах. Если бы
наблюдения за бюджетами семей охватывали бы большую совокупность, чем это практикуется в настоящее время (во всех регионах России обследуется около 50 тыс. бюджетов семей), а обобщение материалов данных обследований было бы более оперативным, свод показателей бюджетов семей и распространение его на всю совокупность семей Российской Федерации дал бы самый идеальный вариант составления СНС по сектору «Домашние хозяйства».
2. Показатели баланса денежных доходов и расходов населения. Этот источник данных наиболее полон с точки зрения репрезентативности. Он может служить надежным методическим источником получения объема доходов по сектору домашних хозяйств, определению валового располагаемого дохода, трансфертов полученных и уплаченных, расходов на конечное потребление и валовые сбережения. Однако данные о валовом выпуске товаров и услуг, промежуточном потреблении и валовой добавленной стоимости в этом источнике не содержатся. Кроме того, расходы на потребление (расходы на покупку товаров, оплату услуг) представлены по территории страны в целом, включая резидентов и нерезидентов. Это приводит к некоторому искажению как расходов на потребление, так и валового сбережения. Тем не менее, баланс денежных доходов и расходов населения является надежным источником информационного обеспечения СНС по сектору домашних хозяйств.
3. Отчет об исполнении федерального, региональных и местных бюджетов. Этот источник содержит данные о финансировании нерыночных услуг для населения, которые предоставляются на безвозмездной основе. В нем отражены налоги и сборы с населения, трансферты, выплачиваемые населению, оплата труда работников бюджетных организаций и многие другие показатели для составления национальных счетов по сектору домашних хозяйств. Однако данный источник не содержит полного круга показателей для составления национальных счетов по сектору домашних хозяйств, хотя его использование для этой цели необходимо.
4. Показатели по исполнению смет доходов и расходов централизованных и децентрализованных внебюджетных фондов, в том числе социального страхования, пенсионного фонда, фонда занятости, обязательного медицинского страхования и фондов страхования населения страховых организаций. Эти данные служат как в качестве основных, так
и в качестве дополнительных источников данных. Их также целесообразно использовать в целях производства необходимых досчетов.
5. Декларации о совокупном годовом доходе физических лиц, представляемые в налоговые органы населением. Они состоят из нескольких разделов, которые содержат весь необходимый комплекс показателей для составления национальных счетов по сектору «Домашние хозяйства». Проблема состоит лишь в своде отдельных показателей из указанных деклараций. Такие своды целесообразны не только для внедрения СНС, но и для многих других сторон анализа показателей статистики уровня жизни населения.
совершенствование финансовой отчетности по сектору домашних хозяйств Российской Федерации для интеграции ее в системе национальных счетов
Для расчета макроэкономических показателей и составления СНС по сектору домашних хозяйств Российской Федерации сводную финансовую отчетность информационных единиц целесообразнее всего представить в виде табл. 1, 2 и 3.
Построение данных в табл. 2 позволяет проверить корректность расчета валового выпуска (ВВ), промежуточного потребления (ПП), валовой добавленной стоимости (ВДС), оплаты труда наемных работников (ОТНР), налогов на производство и импорт (НПИ), валового смешанного дохода (ВСД), чистого смешанного дохода (ЧСД), амортизации основных средств и нематериальных активов (АОС).
Макроэкономические показатели в табл. 3 охватывают полный комплекс данных системы национальных счетов для сектора домашних хозяйств Российской Федерации за отчетный год. Необходимые макроэкономические показатели получены на основе данных статистических органов или перенесены в нее из табл. 1 и 2.
составление системы национальных счетов по сектору домашних хозяйств Российской Федерации за 2009 г.
Систему национальных счетов по сектору домашних хозяйств Российской Федерации за 2009 г. представим в виде табл. 4—13.
Таблица 1
Сводный баланс резидентных домашних хозяйств Российской Федерации за 2009 г., млн руб.
Актив Код На начало На конец Отклонения
строки года года за год
1. Долгосрочные активы 190 — — 884 417
1.1. Нефинансовые активы 100 — — 540 816
1.2. Финансовые активы 140 — — 322 801
1.3. Неосязаемые активы 110 — — 20 800
2. Ценности 160 — — —
2.1. Драгоценные металлы и камни 161 — — —
2.2. Антикварные изделия и другие предметы искусства 162 —
2.3. Прочие ценности 163 — — —
3. Текущие активы 290 — — 1 077 903
3.1. Материальные запасы и затраты 210 — — 478 414
3.2. Краткосрочные финансовые активы 250 — — 599 489
Баланс 300 — — 1 962 320
Пассив 2 3 4 5
4. Источники собственных средств 490 — — 1 634 180
5. Долгосрочные финансовые обязательства 590 — — 16 407
6. Краткосрочные финансовые обязательства 690 — — 311 733
Баланс 700 — — 1 962 320
Таблица 2
Сводный отчет о доходах и расходах информационных единиц Российской Федерации, входящих в сектор домашних хозяйств за 2009 г., млн руб.
Показатель Код строки Сумма
Выручка (брутто) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) 000 8 188 704
Выручка (нетто) от реализации (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 6 714 737
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 3461539
Коммерческие расходы 030 11 315
Управленческие расходы 040 28 612
Доход (убыток) от продаж (строки 010 — 020 — 030 — 040) 050 3 213 271
Проценты к получению 060 2 361
Проценты к уплате 070 776
Доходы от участия в других организациях 080 2 415
Прочие операционные доходы 090 36 420
Прочие операционные расходы 100 15 370
Прочие внереализационные доходы 120 3 417
Прочие внереализационные расходы 130 170
Смешанный доход до налогообложения 140 3 241 568
(строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130)
Налог на доходы и иные аналогичные обязательные платежи 150 388 988
Доход (убыток) от обычной деятельности 160 2 852 580
Чрезвычайные доходы 170 -
Чрезвычайные расходы 180 -
Чистый смешанный доход отчетного периода (строки 160 + 170 — 180) 190 2 852 580
Косвенные налоги в составе добавленной стоимости (строки 000 — 010) 270 1 473 967
В том числе: 271 1 473 967
— налоги на добавленную стоимость; 272 —
— налоги из дохода в составе добавленной стоимости
Таблица 3
Основные макроэкономические показатели, рассчитанные по сектору домашних хозяйств на базе данных федеральной службы государственной статистики за 2009 г., млн руб.
№ п/п Показатель Сумма
1 Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых услуг (ВВ) 8271418
2 Промежуточное потребление (ПП) 4 135 709
3 Валовая добавленная стоимость (ВДС) 4 135 709
4 Налоги на производство и импорт (НПИ) 516 964
5 Оплата труда наемных работников (ОТНР) —
6 Валовой смешанный доход (ВСД) 3 241 568
7 Субсидии на производство и импорт —
8 Доходы от собственности полученные (ДСП) 511 918
9 Доходы от собственности, переданные другим секторам экономики (ДСВ) 115
10 Сальдо первичных доходов (СПД) 4270 335
11 Смешанный доход до налогообложения (БСД) 3 241 568
12 Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 377 177
13 Текущие трансферты, полученные от других секторов и «остального мира» (ТТП) —
14 Текущие трансферты, переданные другим секторам и «остальному миру» (ТТВ) В том числе: — в бюджет 307 036 307 036
15 Валовой располагаемый доход (ВРД) 3 963 299
16 Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) 1 509 455
17 Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) —
17а Получено от других секторов экономики в виде оплаты труда наемных работников 13 444 102
18 Скорректированный располагаемый доход (СРД) 5 472 754
19 Капитальные трансферты полученные (КТП) 111 125
20 Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) 23 175
21 Расходы на фактическое конечное потребление, переданные другим секторам экономики 17 291 469
22 Валовые сбережения (ВСб) 1 625 387
23 Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 1 040 030
24 Чистое кредитование (ЧКр) 673 307
25 Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 922 290
26 Статистическое расхождение при составлении финансового счета (СРФС) 79 157
27 Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) 328 140
28 Фактическое конечное потребление (ФКП) 17 291 469
29 Изменение источников собственных средств (ИИСС) 1 634 180
30 Изменение в балансе активов и пассивов (ИБАП) 1 962 320
Таблица 4
Счет производства за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
2. Промежуточное потребление (ПП) 3. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 4 135 709 4 135 709 1. Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых услуг) (ВВ) 8 271 418
БАЛАНС 8 271418 БАЛАНС 8 271418
Таблица 5
Счет образования доходов за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 4. Валовой смешанный доход (ВСД) 5. Амортизация основных средств и нематериальных активов 0 516 964 3 241 568 377 177 1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 4 135 709
БАЛАНС 4135 709 БАЛАНС 4 135 709
Таблица 6
Счет распределения первичных доходов за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
6. Доходы от собственности, переданные другим секторам экономики и «остальному миру» (ДСВ) 7. Сальдо первичных доходов на валовой основе (СПД) 115 4 270 335 1. Валовой смеш. доход 2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 4. Субсидии на производство и импорт 5. Доходы от собственности, полученные от др. секторов экономики и «остального мира» 3 241 568 0 516 964 0 511 918
БАЛАНС 4 270 450 БАЛАНС 4 270 450
Таблица 7
Счет распределения первичных доходов, составленный сразу после счета производства за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налог на производство и импорт (НПИ) 4. Смешанный доход до налогообложения (ВСД) 5. Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 0 516 964 3 241 568 377 177 1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 4 135 709
БАЛАНС 4135 709 БАЛАНС 4 135 709
Таблица 8
Счет вторичного распределения доходов за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
3. Текущие трансферты, переданные другим секторам экономики и «остальному миру» В том числе: — в бюджет 4. Валовой располагаемый доход (ВРД) 307 036 3 963 299 4 270 335 1. Сальдо первичных доходов на валовой основе (СПД) 2. Текущие трансферты, полученные от др. секторов экономики и «остального мира» 4270 335 0
БАЛАНС БАЛАНС 4 270 335
Таблица 9
Счет перераспределения доходов в натуральной форме за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
3. Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТННФВ) 4. Скорректированный располагаемый доход (СРД) 5 472 754 1. Валовой располагаемый доход (ВРД) 2. Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) 3 963 299 1 509 455
БАЛАНС 5 472 754 БАЛАНС 5 472 754
Таблица 10
Счет использования скорректированного располагаемого дохода за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
3. Фактическое конечное потребление (ФКП) 4. Валовое сбережение (Всб) 17 291 469 1 625 387 1. Скорректированный располагаемый доход (СРД) 2. Получено от других секторов экономики 5 472 754 13 444 102
БАЛАНС 18 916 856 БАЛАНС 18 916 856
Таблица 13
Таблица 11
Счет операций с капиталом за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
3. Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) 4. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 5. Чистое кредитование (ЧКр) 23 175 1 040 030 673 307 1. Валовое сбережение (ВСб) 2. Капитальные трансферты полученные (КТП) 1 625 387 111125
БАЛАНС 1 736 512 БАЛАНС 1 736 512
Таблица 12
Финансовый счет за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
3. Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 4. Балансирующая статья финансового счета: 4.1. Статистическое расхождение со счетом операций с капиталом при составлении финансового счета (СРФС) 922 290 79 157 1. Чистое кредитование (ЧКр) 2. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО): — долгосрочных финансовых обязательств; — краткосрочных финансовых обязательств 673 307 328 140 16 407 311733
БАЛАНС 1001447 БАЛАНС 1 001447
Cчет изменений в балансе активов и пассивов за 2009 г., млн руб.
Использование Сумма Ресурсы Сумма
АКТИВЫ ПАССИВЫ
АМ. Суммарное изменение нефинан- 1 040 030 В. 90. Изменение источников собственных 1 634 180
совых активов (СИНФА) средств (ИИСС)
АЕ Суммарное изменение финансо- 922 290 АЕ. Суммарное изменение финансовых обяза- 328 140
вых активов (СИФА) тельств (СИФО)
Всего изменений активов за отчетный 1962 320 В том числе:
период — изменение долгосрочных финансовых обя- 16 407
зательств;
— изменение краткосрочных финансовых 311 733
обязательств
Всего изменений пассивов за отчетный период 1962 320
выводы и предложения
Порядок составления СНС для сектора домашних хозяйств заключается в следующем.
1. Особенностью этого сектора является то, что в нем для единиц нет полного набора бухгалтерских счетов, нет самостоятельного баланса, но всегда присутствует самостоятельное распоряжение своими ресурсами. Поэтому субъекты этого сектора считаются институциональными единицами.
2. Сектор домашних хозяйств состоит в основном из единиц потребительского характера, индивидуальных предпринимателей и мелких некорпоративных предприятий, владельцами которых являются домашние хозяйства (личные фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. п.). К этому сектору относятся
также собственники жилья, в котором они сами проживают.
3. Свои издержки институциональные единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, трансфертов (пенсий, пособий и пр.), а также за счет смешанного дохода, получаемого предпринимателями и некорпоративными предприятиями, входящими в этот сектор.
4. Материалы бюджетных обследований семей, показатели балансов денежных доходов и расходов населения, отчеты об исполнении федерального, региональных и местных бюджетов, данные по исполнению смет доходов и расходов централизованных и децентрализованных внебюджетных фондов, а также декларации о совокупном годовом доходе физических лиц, представляемые в налоговые органы населением,
могли бы выступать источниками для СНС. Однако они не обеспечивают возможности составления сводного баланса активов и пассивов, находящихся в распоряжении домашних хозяйств. Не обеспечивают они и расчет макроэкономических показателей для составления СНС по сектору домашних хозяйств.
5. Внедрение СНС по сектору домашних хозяйств дает возможность получить наиболее полную и объективную картину повышения уровня жизни населения за отчетный период времени, проанализировать весь спектр финансовых, налоговых, материальных и других взаимосвязей населения.
6. Анализу и регулированию неформальной экономической деятельности в масштабах регионов и страны в целом могла бы существенно способствовать интеграция в СНС налоговых
деклараций о совокупном годовом доходе граждан.
7. Рекомендуется для сектора домашних хозяйств, в особенности для составления финансового и балансового счетов, использовать банковскую статистику.
8. Основные макроэкономические показатели сектора домашних хозяйств обеспечили составление системы из десяти национальных счетов.
Список литературы
1. Рыбакова О. М, Гирбасова Е. М. Методика построения системы национальных счетов Российской Федерации. М.: Изд. РУДН. 2008.
2. Рыбакова О. М, Гирбасова Е. М. Система национального счетоводства как информационная база управления экономикой Российской Федерации. М.: Изд. РУДН. 2008.