система консолидированных
национальных счетов российской федерации
О. М. РЫБАКОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики Российского университета дружбы народов
Е. М. ГИРБАСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов Московского государственного института электронной техники
Статья посвящена исследованию методических подходов к построению системы консолидированных национальных счетов России на базе интеграции в нее показателей сводной финансовой отчетности организаций, а также дальнейшему совершенствованию финансовой отчетности для этих целей.
Изучены взаимосвязи показателей бухгалтерского учета с макроэкономическими показателями СНС, определены дополнительные данные финансовой отчетности организации, необходимые для последующей интеграции в СНС.
Составлена СНС, включающая в себя 10 счетов. Обоснованы математические зависимости, в которых выражается взаимосвязь макроэкономических показателей и взаимодействие национальных счетов в СНС.
Ключевые слова: система национальных счетов, национальные счета, финансовая отчетность, макроэкономические показатели
Всю информацию, необходимую для расчета макроэкономических показателей и составления системы консолидированных национальных счетов Российской Федерации, рекомендуется представить в виде трех таблиц. Эти таблицы служат для свода показателей из финансовой отчетности институциональных единиц Российской Федерации.
1. В первой таблице экономические показатели отчетного бухгалтерского баланса организаций необходимо сгруппировать таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться при расчете макроэкономических показателей и составлении счета операций с капиталом, финансового счета и балансового счета в системе национальных счетов (табл. 1).
2. Во второй таблице следует показать сводный отчет о прибылях и убытках организаций, для чего добавить в действующую форму 2 следующие показатели: выручку-брутто от реализации продукции (работ и услуг) и разницу между выручкой-брутто и выручкой-нетто от реализации. Эта разница представляет собой косвенные налоги на производство и импорт в составе добавленной стоимости. Сводный отчет о прибылях и убытках после этого будет выглядеть в виде табл. 2, экономические показатели которой позволят рассчитать валовой выпуск продукции, налоги на производство и импорт, балансовую и чистую прибыль, а также ряд других макроэкономических показателей, необходимых для составления системы национальных счетов. Балансовая прибыль в табл. 2 определяется как выручка-нетто от реализации минус себестоимость от продажи продукции (работ, услуг), минус коммерческие
расходы, управленческие расходы, плюс проценты к получению, минус проценты к уплате. Затем к полученной величине следует прибавить доходы от участия в других организациях и прочие операционные расходы, вычесть прочие операционные расходы, а также прибавить прочие внереализационные доходы и вычесть прочие внереализационные расходы.
3. В третьей таблице производится расчет всех макроэкономических показателей, которые требуются при составлении системы национальных счетов Российской Федерации (табл. 3).
Представление данных сводной финансовой отчетности в виде рекомендуемых табл. 1, 2 и 3 позволяет рассчитать все макроэкономические показатели и составить систему национальных счетов, а также установить математическую зави -симость между национальными счетами и макроэкономическими показателями, входящими в эти счета.
Предлагаемые преобразования формы сводного баланса (табл. 1) позволяют рассчитать изменения в долгосрочных нефинансовых активах, долгосрочных финансовых активах, неосязаемых активах, ценностях, материальных запасах и затратах, обязательствах, других активах и пассивах. Эти изменения дают возможность составить счет
операций с капиталом, финансовый и балансовый счета. Следует отметить, что при составлении этих счетов используются только изменения статей преобразованного сводного баланса, поэтому графы «На начало года» и «На конец года» в табл. 1 не заполняются.
Сводный отчет о прибылях и убытках, приведенный в табл. 2, позволяет проверить корректность расчетов таких макроэкономических показателей, как валовой выпуск (ВВ), промежуточное потребление (ПП), валовой внутренний продукт (ВВП), оплата труда наемных работников (ОТНР), налоги на производство и импорт (НПИ) и др.
Источниками данных для составления табл. 3 являются как показатели табл. 1 и 2, так и самостоятельно рассчитываемые показатели на основании выведенных математических зависимостей.
При составлении системы национальных счетов Российской Федерации за 200_г. использовались данные основных макроэкономических показателей (валовой выпуск продукции, промежуточное потребление, валовой внутренний продукт, оплата труда наемных работников, доходы от собственности, потребление основного капитала, текущие, социальные и капитальные трансферты, валовые сбережения, валовая и балансовая прибыль, потребление основного капи-
Сводный баланс организаций Российской Федерации за 200_ г.
Таблица 1
(в млн руб.)
А К Т И В На начало года На конец года Отклонен. за год
1 2 3 4
1. Долгосрочные активы 4 762 493
1.1. Нефинансовые активы 3 784 283
1.2. Финансовые активы 876 486
1.3. Неосязаемые активы 101 724
2. Ценности
2.1. Драгоценные металлы и камни
2.2. Антикварные изделия и произведения искусств
2.3. Прочие ценности
3. Текущие активы 4 345 185
3.1. Материальные запасы и затраты 758 909
3.2. Краткосрочные финансовые активы 3 583 276
Б А Л А Н С 9 107 678
П А С С И В
4. Источники собственных средств 6 921 080
5. Долгосрочные финансовые обязательства 115 671
6. Краткосрочные финансовые обязательства 2 070 927
Б А Л А Н С 9 107 678
Таблица 2
Сводный отчет о прибылях и убытках институциональных единиц Российской Федерации за 200_ г.
(в млн руб.)
Наименование показателей Код строки За 200 г. За предыдущий год
1 2 3 4
Выручка (брутто) от продажи продукции (товаров, работ и услуг) 000 44 069 688
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 40 877 802
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 32 445 986
Коммерческие расходы 030 295 279
Управленческие расходы 040 647 222
Прибыль (убыток) от продаж (строки 010 — 020 — 030 — 040) 050 7489 315
Проценты к получению 060 19 465
Проценты к уплате 070 14 346
Доходы от участия в других организациях 080 31 379
Прочие операционные доходы 090 362 967
Прочие операционные расходы 100 283 420
Прочие внереализационные доходы 120 29 368
Прочие внереализационные расходы 130 4 111
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130) 140 7 630 617
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 1 287 285
Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 6 343 332
Чрезвычайные доходы 170 —
Чрезвычайные расходы 180 —
Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) (строки 160 + 170 — 180) 190 6 343 332
Косвенные налоги в составе добавленной стоимости, в том числе: 270 3 191 886
налог на добавленную стоимость 271 2 727 786
налоги из выручки в добавленной стоимости 272 464 100
Таблица 3
Расчет
основных макроэкономических показателей для составления системы национальных счетов Российской Федерации за 200_ г.
(в млн руб.)
Показатели Сумма
1 2
1. Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых услуг) (ВВ) 44 512 867
2. Промежуточное потребление (ПП) 20 916 867
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) 23 596 000
4. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 11 059 187
5. Налоги на производство и импорт (НПИ) 3 191 886
6. Валовая прибыль и валовой смешанный доход (ВП и ВСД) 9 344 927
7. Доходы от собственности полученные (ДСП) 4 785 093
8. Доходы от собственности выплаченные (ДСВ) 4 785 093
9. Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 1 714 310
10. Балансовая прибыль (БП) 7 630 617
11.Сальдо первичных доходов (СПД) 23 596 000
12. Сальдо первичных доходов сектора «остального мира» 717 345
13. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) 22 878 455
Окончание табл. 3
Показатели Сумма
14. Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) 2 041 029
15. Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) 2 041 029
16. Капитальные трансферты полученные (КТП) 595 012
17. Капитальные трансферты переданные (КТВ) 595 012
18. Скорректированный национальный располагаемый доход (СНРД) 22 878 455
19. Фактическое конечное потребление (ФКП) 17 822 326
20. Валовые сбережения (ВСб) 5056139
21. Чистое кредитование (ЧКр) 957 720
22. Чистое заимствование (ЧЗ)
23. Статистическое расхождение при составлении финансового счета (СРФС) 234 099
24. Изменение баланса активов и пассивов (ИБАП) 9 107 678
25. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 4 647 916
26. Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 4 459 762
27. Изменение источников собственных средств (ИИСС) 4 822 040
28. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) 3 214 076
тала, чистое кредитование и др.), рассчитанные в табл. 3.
Далее приводятся данные каждого консолидированного счета системы национального счетоводства Российской Федерации за 200_ г. с краткой характеристикой ресурсов и их использования.
Счет производства (табл. 4) отображает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства. Он составляется для экономики в целом, отдельных ее секторов и отраслей.
Для того чтобы производить товары и услуги, необходимо использовать в процессе производства различные другие товары и услуги, которые называются промежуточным потреблением. Разница между выпуском и промежуточным потреблением называется добавленной стоимостью (или валовым внутренним продуктом) и представляет собой сумму первичных доходов, созданных в экономике в результате производства.
Счет производства используется для анализа валового выпуска, его структуры, доли в нем промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости. Анализ структуры валовой добавленной стоимости позволяет сделать вывод о степени результативности каждого хозяйствующего субъекта или сектора экономи-
ки, оценить затраты живого и овеществленного труда на оказание услуг. Здесь следует обратить внимание на то, что в реальной жизни имеют место отношения со многими экономическими субъектами, не подпадающими под определение самостоятельного субъекта хозяйствования. Таковы, например, филиалы предприятий, профсоюзные органы, бюджетные учреждения и т. д. Более широким понятием, которое используется в системе национальных счетов, является «Институциональная единица». В экономике это юридическое или физическое лицо, которое может от своего имени владеть активами (имуществом), принимать на себя обязательства, осуществлять экономическую деятельность и хозяйственные операции с другими институциональными единицами.
В системе национальных счетов различаются два вида выпуска (производства): рыночный и нерыночный.
Рыночный выпуск включает товары и услуги, реализуемые по экономически значимым ценам; товары и услуги, обмениваемые по бартеру на другие товары и услуги или активы; товары и услуги, предоставляемые своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
Таблица 4
Счет производства за 200_ г.
(в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
2. Промежуточное потребление 20 916 867 1. Валовой выпуск продукции (работ, услуг) 44 512 867
3. Валовой внутренний продукт 23 596 000
Б А Л А Н С 44 512 867 Б А Л А Н С 44 512 867
прирост остатков готовой продукции и незавершенного производства.
Нерыночный выпуск включает товары и услуги, производимые для их собственного конечного потребления; товары и услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения; товары и услуги индивидуального характера; коллективные услуги; прирост остатков готовой продукции для нерыночного использования и т. д.
Валовой выпуск продукции (ВВ) включает в себя выручку-брутто от реализации продукции (сводный отчет о прибылях и убытках организаций) (код строки 000); проценты к получению (код строки 060); доходы от участия в других организациях (код строки 080); прочие операционные доходы (код строки 090); прочие внереализационные доходы (код строки 120) табл. 2.
ВВ = 44512867 млн руб.
Промежуточное потребление (ПП) включает в себя со знаком плюс себестоимость проданных товаров, работ и услуг (код строки 020); коммерческие расходы (код строки 030); управленческие расходы (код строки 040); проценты к уплате (код строки 070); прочие операционные расходы (код строки 100); прочие внереализационные расходы (код строки 130) из табл. 2 и со знаком минус оплату труда наемных работников и амортизацию.
Валовая добавленная стоимость (ВДС) или валовой внутренний продукт (ВВП) получаются арифметически путем вычитания промежуточного потребления из валового выпуска.
При контроле правильности составления счета производства рекомендуем руководствоваться следующим: валовая добавленная стоимость (балансирующая статья счета производства) должна равняться разности между валовым выпуском и промежуточным потреблением.
Счет образования доходов (табл. 5) является составной частью счетов распределения первичных доходов. Он отражает выплату первичных
доходов институциональными единицами — резидентами, непосредственно участвующими в производстве товаров и услуг (корпорациями, учреждениями и организациями, а также домашними хозяйствами, являющимися собственниками некорпоративных предприятий).
В счете образования доходов показываются первичные доходы, выплачиваемые производителями-резидентами участникам производства (кроме доходов от собственности).
Первичные доходы — это доходы, получаемые институциональными единицами:
— в результате их участия в процессе производства;
— от предоставления в пользование другим институциональным единицам финансовых активов, земли и других нефинансовых не произведенных активов (запасов полезных ископаемых, патентов, лицензий и т. п.). Эти доходы называются доходами от собственности и включают: проценты, распределенный доход предприятий, в том числе дивиденды и изъятия владельцами из дохода предприятий; реинвестируемые поступления от прямых инвестиций; доход от собственности, вмененный держателями страховых полисов; ренту.
Счет образования доходов составляется в целом по экономике, по секторам экономики и отраслям.
Отражение налогов и субсидий на производство и импорт на счете образования доходов зависит от оценки выпуска товаров и услуг.
Балансирующей статьей счета образования доходов является валовая прибыль или валовой смешанный доход: прибыль — для сектора нефинансовых предприятий и сектора финансовых учреждений, валовой смешанный доход — для сектора домашних хозяйств.
Счет образования доходов позволяет проводить сравнительный анализ уровней оплаты труда по секторам экономики при дезагрегировании счета. Данные этого счета позволяют увязать доходы с
Счет образования доходов за 200_ г.
Таблица 5 (в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 11 059 187 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) 23 596 000
3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 3 191 886
4. Валовая прибыль и валовой смешанный доход (ВП и ВСД) 9 344 927
Б А Л А Н С 23 596 000 Б А Л А Н С 23 596 000
достигнутыми результатами деятельности, рассчитать показатели доходов и выработки продукции на одного занятого работника. Объем налогов в сопоставлении с валовой добавленной стоимостью позволяет определить налоговую политику.
При контроле правильного составления счета образования доходов рекомендуется руководствоваться следующим: валовая прибыль (балансирующая статья счета образования доходов) должна равняться сумме балансовой прибыли и амортизации (износу) основных средств и нематериальных активов.
Счетраспределения первичных доходов (табл. 6) состоит из двух последовательных национальных счетов: счета образования доходов и счета размещения первичных доходов. Назначение счета распределения первичных доходов состоит в передаче их секторами экономики — производителями добавленной стоимости секторам экономики — получателям их в виде первичных доходов. Первичными доходами являются доходы, получаемые институциональными единицами вследствие их участия в процессе производства или владения активами, необходимыми для целей производства.
Счет размещения первичных доходов (табл. 7) отражает деятельность резидентных институци-
ональных единиц или секторов экономики как получателей первичных доходов, а не как производителей, чья деятельность образует первичные доходы. Счет размещения первичных доходов включает в себя суммы доходов от собственности, получаемой и выплачиваемой институциональными единицами или секторами экономики. Счет образования доходов, как относящийся к производственной деятельности, может быть составлен как для заведений и отраслей, так и для институциональных единиц и секторов экономики.
На правой стороне этого счета в качестве ресурсов регистрируется валовой внутренний продукт или валовая добавленная стоимость. На левой стороне — показываются используемые компоненты: ОТНР, НПИ, БП и АОС.
Счет вторичного распределения доходов показан в табл. 8.
В этом счете показывается перераспределение валового внутреннего продукта с помощью целевого финансирования и платежей государству, в том числе в бюджет. Регулирующей статьей выступает валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).
Счет вторичного распределения доходов показывает, как сальдо первичных доходов инсти-
Таблица 6
Счет распределения первичных доходов за 200_ г.
(в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
6. Доходы от собственности, выплаченные (ДСВ) 4 785 093 1. Валовая прибыль и валовой смешанный доход (ВП и ВСД) 9 344 927
7. Сальдо первичных доходов (СПД) 23 596 000 2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 11 059 187
3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 3 191 886
4. Субсидии на производство и импорт (СПИ) -
5. Доходы от собственности, полученные (ДСП) 4 785 093
Б А Л А Н С 28 381 093 Б А Л А Н С 28 381 093
Таблица 7
Счет распределения первичных доходов, составленный сразу после счета производства за 200_ г.
(в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 11 059 187 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) 23 596 000
3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 3 191 886
4. Балансовая прибыль и чистый смешанный доход (БП) 7630 617
5. Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 1 714 310
Б А Л А Н С 23 596 000 Б А Л А Н С 23 596 000
Таблица 8
Счет вторичного распределения доходов за 200_ г.
(в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
3. Текущие трансферты выплаченные (ТТВ) 717 545 1. Сальдо первичных доходов (СПД) 23 596 000
В том числе, текущие трансферты на платежи государству (ТТПГ) 717 545 2. Текущие трансферты от государства — целевое финансирование (ТТП)
4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) 22 878 455
Б А Л А Н С 23 596 000 Б А Л А Н С 23 596 000
Таблица 9
Счет перераспределения доходов в натуральной форме за 200_ г.
(в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
3. Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) 2 041 029 1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) 22 878 455
4. Скорректированный национальный располагаемый доход (СНРД) 22 878 455 2. Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) 2 041 029
Б А Л А Н С 24 919 484 Б А Л А Н С 24 919 484
туциональных единиц или сектора экономики трансформируется в их располагаемый доход посредством получения и выплаты текущих трансфертов, исключая социальные трансферты, получаемые и выплачиваемые в натуре. К текущим трансфертам от государства относится целевое финансирование. К трансфертам на платежи государству относятся налог на добавленную стоимость, налог из прибыли в составе добавленной стоимости, подоходный налог с граждан, акцизы, прочие налоги и сборы. Перераспределение средств в этом счете представляет собой второй этап распределения доходов.
Трансферты, получаемые институционной единицей или сектором экономики, записываются с правой стороны национального счета в ресурсах.
Трансферты, выплачиваемые институционной единицей или сектором экономики, записываются с левой стороны национального счета в использовании ресурсов. Текущие трансферты могут иметь место как между резидентными и нерезидентными институциональными единицами, так и между резидентными единицами.
Располагаемый доход может быть определен как максимальная сумма, которую институционная единица может позволить себе потратить на конечное потребление товаров и услуг в данном отчетном периоде без уменьшения своих наличных денег, ликвидации активов или увеличения пассивов.
Счет перераспределения доходов (табл. 9) в натуральной форме включает социальные трансферты в натуральной форме, получаемые институциональными единицами или секторами экономики. Трансферт в натуральной форме состоит из собственности на товар или актив, кроме наличных денег, или из предоставления услуг без получения какого-либо эквивалента.
Скорректированный национальный располагаемый доход выводится из располагаемого дохода институциональных единиц или сектора экономики путем прибавления стоимости социальных трансфертов в натуре, получаемых данными единицами или секторами экономики, и вычитания стоимости социальных трансфертов в натуре, передаваемых данными единицами или секторами экономики.
Получателем социальных трансфертов в натуральной форме выступает сектор домашних хозяйств, а выплачивают их обычно сектора общегосударственного управления и некоммерческих организаций.
Счет использования скорректированного располагаемого дохода (табл. 9) показывает фактическое конечное потребление товаров и услуг институциональными единицами независимо от источников их финансирования.
Связь между показателями расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления осуществляется через показатель социальных трансфертов в натуральной форме,
Таблица 10
Счет использования скорректированного располагаемого дохода за 200_ г.
(в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
2. Фактическое конечное потребление (ФКП) 17 822 316 1. Скорректированный национальный располагаемый доход (СНРД) 22 878 455
3. Поправка на изменение доли домашних хозяйств по пенсионным фондам —
4.Валовое сбережение (ВСб) 5 056 139
Б А Л А Н С 22 878 455 Б А Л А Н С 22 878 455
который отражается в счете перераспределения доходов. Фактическое конечное потребление включает расходы на конечное потребление плюс социальные трансферты в натуральной форме (полученные и переданные). Фактическое конечное потребление домашних хозяйств равно их расходам на конечное потребление плюс социальные трансферты в натуральной форме, полученные от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Фактическое конечное потребление органов государственного управления равно их расходам на конечное потребление минус социальные трансферты в натуральной форме, переданные домашним хозяйствам. Другие сектора экономики не имеют фактического конечного потребления. Сектора нефинансовых предприятий и финансовых учреждений вообще не имеют расходов на конечное потребление (это не их функция).
Сектор негосударственных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, производит расходы на конечное потребление, однако все они рассматриваются в виде расходов на индивидуальное конечное потребление. Это означает, что конечное потребление этих организаций равно нулю. Другими словами, для экономики в целом сумма расходов на конечное
потребление равна сумме фактического конечного потребления.
Счета распределения первичных доходов, вторичного распределения доходов, перераспределения доходов в натуральной форме, использования скорректированного распределенного дохода дают необходимую информацию о налогах и распределении их по секторам экономики и типам налогов, позволяют сопоставлять объем налогов, выплаченных отдельными институциональными единицами, определить долю доходов от труда, капитала и смешанных доходов в располагаемом доходе. Органы государственного управления получают возможность анализировать свою фискальную политику, определять, насколько оптимально налоговые платежи распределены между секторами экономики, как они увязаны с их доходами и вкладами в экономику.
Валовое сбережение — это балансирующая статья в счете использования располагаемого дохода. Она представляет собой ту часть располагаемого дохода, которая не была потрачена на конечное потребление товаров и услуг. Валовое сбережение выступает основным источником финансирования капитальных вложений во всех секторах экономики.
В счете операций с капиталом (табл. 11) отражаются изменения нефинансовых активов,
Счет операций с капиталом за 200_ г.
Таблица 11 (в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
3. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 4 647 916 1. Валовое сбережение (ВСб) 5056 139
4. Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) 595 012 2. Капитальные трансферты полученные (КТП) 595 012
5. Чистое кредитование (ЧКр) 408 223
Б А Л А Н С 5651151 Б А Л А Н С 5 651 151
включающие изменения долгосрочных нефинансовых активов, неосязаемых активов, ценностей, материальных запасов и затрат, а также со знаком минус величины переоценки основных средств, индексации собственных оборотных средств и потерь от стихийных бедствий в колонке использования ресурсов. В колонке «Ресурсы» отражаются валовое сбережение, собственные средства организаций (при необходимости), привлеченные средства банков и со знаком минус величины переоценки основных средств, индексации собственных оборотных средств, потерь от стихийных бедствий.
Счет операций с капиталом учитывает операции всех секторов экономики с нефинансовыми активами, изменения которых записываются на левой стороне счета как изменения в активах. Основным источником финансирования операций с капиталом являются сбережения. Другим источником финансирования операций с капиталом являются полученные капитальные трансферты за вычетом переданных капитальных трансфертов.
Балансирующая статья счета операций с капиталом — это чистое кредитование или чистое заимствование. Цель счета операций с капиталом состоит в том, чтобы показать источники финансирования капитальных затрат и их использование на различные виды капитальных затрат.
Чистое кредитование или заимствование — это балансирующая статья, которая показывает превышение или недостаток источников финансирования по сравнению с инвестициями в нефинансовые активы.
Финансовый счет системы национальных счетов (табл. 12) является завершающим счетом в последовательном ряду счетов, на которых учитываются экономические операции (трансакции). Он относится к группе счетов накопления, которые отражают все изменения финансовых активов и пассивов в балансовом счете, происходящие
в течение отчетного периода. Необходимо иметь в виду, что в финансовом счете регистрируются не сами финансовые активы или финансовые обязательства, а их изменения за отчетный период. Эти изменения могут выражаться как положительными, так и отрицательными величинами.
Финансовый счет системы национальных счетов показывает, каким образом секторы экономики, у которых образовался дефицит собственных ресурсов, получают необходимые средства, принимая на себя финансовые обязательства. У каких секторов происходит уменьшение финансовых активов или финансовых обязательств. Получают отражение и излишки собственных финансовых ресурсов, которые отдельные секторы экономики используют на кредитование других секторов. Кроме того, в финансовом счете системы национальных счетов показывается роль различных категорий финансовых активов в этих операциях. В то же время финансовый счет системы национальных счетов не дает ответа на вопрос, кто кого конкретно финансирует. Для этой цели необходимо составление более детальных таблиц потоков финансовых средств, которые являются продолжением и развитием финансового счета системы национальных счетов.
Сальдо изменений финансовых активов и пассивов должно равняться чистому кредитованию (заимствованию), но с обратным знаком. Однако на практике между ними обычно имеются статистические расхождения, которые показываются в отдельной статье «Увязка между балансирующей статьей счета операций с капиталом и балансирующей статьей финансового счета». Причина расхождений заключается в том, что финансовый счет составляется на основе совершенно иных источников данных, чем предыдущие счета системы национальных счетов.
Статистическое расхождение представляет собой суммарную ошибку всех показателей
Таблица 12
Финансовый счет за 200_ г.
(в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
3. Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 4 459 762 1. Чистое кредитование (ЧКр) 408 223
4. Статистическое расхождение финансового счета со счетом капитала (СРФС) 234 099 2. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) 4 285 638
Б А Л А Н С 4 693 861 Б А Л А Н С 4 693 861
системы, которая возникает вследствие методологических погрешностей, допусков, ошибок первичной информации, неточностей счета. Статистическое расхождение между счетом операций с капиталом и финансовым счетом является одной из наиболее непреодолимых методологических трудностей в системе национальных счетов. Это расхождение, по мнению автора, может составлять до 5 % валового сбережения. Более 5 % расхождения должно насторожить составителей системы национальных счетов с тем, чтобы перепроверить данные.
Согласно устоявшейся практике, статистические ошибки и пропуски представляют собой использование средств, которые нельзя отнести ни на какую статью. Ошибки и пропуски возникают вследствие недостатков в статистическом охвате либо ошибок в количественном измерении показателей. Выявление ошибок и пропусков заостряет внимание на проблемах статистики и, тем самым, способствует улучшению качества счетов. Но не следует полагать, что ошибки и пропуски проистекают только из недостатков статистической оценки использования средств, или что данные о сбережениях и трансфертах капитала всегда оказываются более качественными, чем данные по инвестициям.
Согласно теории системы национальных счетов балансовый счет (табл. 13) включает в себя начальный баланс активов и пассивов, конечный баланс активов и пассивов и счет изменений между балансами за отчетный период. Для составления балансового счета на базе бухгалтерской отчетности необходим сводный баланс организаций данного сектора экономики за отчетный период. Для составления начального баланса необходимо воспользоваться данными из сводного бухгалтерского баланса на начало отчетного периода.
Балансовый счет имеет первостепенное значение для исследования зависимости между наци-
ональными счетами системы на базе изменений экономических (финансовых и нефинансовых) активов в сводном балансе институциональных единиц. С его помощью осуществляется контроль правильности составления системы национальных счетов через математические равенства, выражающие зависимость между национальными счетами системы и между макроэкономическими показателями, входящими в состав каждого счета системы.
Система национальных счетов является адекватным рыночной экономике национальным учетом, завершаемым на макроэкономическом уровне системой взаимосвязанных экономических показателей, наиболее общих результатов и пропорций экономического развития, построенном в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, отображающих движение национального продукта и национального дохода и характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. Такая система, по определению, должна выражаться математической зависимостью между отдельными элементами, входящими в ее состав.
Система национальных счетов Российской Федерации, включающая в себя девять национальных счетов, составлена в стоимостном выражении. Следовательно, взаимодействие национальных счетов в системе может и должно выражаться математической зависимостью. В основу этой зависимости в национальных счетах положены зависимости между отдельными макроэкономическими показателями и зависимость между национальными счетами системы через изменения в них финансовых и нефинансовых активов.
Далее приводятся основные равенства в системе национальных счетов. ВВП = ВВ - ПП (1)
Таблица 13
Счет изменений в балансе активов и пассивов за 200_ г.
(в млн руб.)
Использование ресурсов Сумма Ресурсы Сумма
3. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 4 647 916 1. Изменение источников собственных средств (ИИСС) 4 822 040
4. Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 4 459 762 2. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) 4 285 638
Б А Л А Н С 9 107 678 Б А Л А Н С 9 107 678
23 596 000 = 44 512 867 — 2 090 867 (2)
ВВП = ОТНР + НПИ + БП + АОС (3)
23 596 000 = 11 059 187 + 3 191 886 + + 7 630 617 + 1 714 310 (4)
СПД = ВВП+ ДСП - ДСВ (5)
23 596 000 = 23 596 000 + 4 785 093 — 4 785 093(6) СНРД = СПД + ТТП - ТТВ (7)
22 878 455 = 23 596 000 + 0 — 717 545 (8)
ВСб = СНРД - ФКП (9)
5 056 139 = 22 878 455 — 17 822 316 (10)
ЧКр = ВСб + КТП - КТВ - СИНФА (11) 408 223 = 5056 139+595 012-595 012-4 647 916 (12) СРФС = ЧКр + СИФО - СИФА (13)
234 099 = 408 223 + 4 285 638 — 445 9762 (14) ИБАП = СИНФА + СИФА = ИИСС + СИФО (15) 9 107 678 = 4 647 916 + 4 459 762 = = 4 822 040 + 4265 638, (16)
где
ВВП — валовой внутренний продукт; ВВ — валовой выпуск продукции; ПП — промежуточное потребление; ОТНР — оплата труда наемных работников; НПИ — налоги на производство и импорт; БП — балансовая прибыль; АОС — амортизация основных средств и нематериальных активов; ТТПГ — текущие трансферты на платежи государству;
СПД — сальдо первичных доходов; ВНРД — валовой национальный располагаемый доход;
СНРД — скорректированный национальный располагаемый доход;
ФКП — фактическое конечное потребление;
ВСб — валовое сбережение; СИНФА — суммарное изменение нефинансовых активов; ЧКр — чистое кредитование; СРФ — статистическое расхождение при составлении финансового счета; СИФО—суммарное изменение финансовых обязательств;
СИФА — суммарное изменение финансовых активов;
ИИСС — изменение источников собственных средств;
ИБАП — изменение актива и пассива баланса. Равенства (1 — 16) обеспечивают возможность контроля за правильным расчетом мак-
роэкономических показателей в системе национальных счетов, над правильным составлением национальных счетов системы, над осуществлением взаимосвязи макроэкономических показателей с системой национальных счетов и над правильным составлением сводной финансовой отчетности.
Авторы считают, что минимальное количество национальных счетов, входящих в систему национальных счетов, должно быть равно шести. Конкретно сюда включаются:
— счет производства;
— счет распределения первичных доходов;
— счет вторичного распределения доходов;
— счет операций с капиталом;
— финансовый счет;
— балансовый счет.
При отсутствии хотя бы одного из этих шести национальных счетов любое количество составленных национальных счетов не образует систему национальных счетов. Максимальное количество национальных счетов, входящих в систему национальных счетов, определяется уровнем и целями макроэкономического анализа, а также зависит от источников используемой информации. Чем большее количество национальных счетов представляется возможным составить, тем полнее характеризуются результаты экономической деятельности, структура экономики, важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве в целом, а также на различных уровнях (региональном или по секторам экономики). Поэтому вопрос о привлечении новых источников информации в дополнение к источникам, традиционно используемым статистическими органами для составления национальных счетов, остается актуальным и важным.
Существенным источником информации для целей системы национальных счетов может стать финансовая отчетность организаций, которая сейчас государственными статическими органами используется далеко не в полной мере.
Список литературы
1. Рыбакова О. М, Гирбасова Е. М. Методика построения системы национальных счетов Российской Федерации. М.: Изд. РУДН, 2008.
2. Рыбакова О. М., Гирбасова Е. М. Система национального счетоводства как информационная база управления экономикой Российской Федерации. М.: Изд. РУДН, 2008.