Научная статья на тему 'Система национальных счетов для сектора финансовых учреждений Российской федерации'

Система национальных счетов для сектора финансовых учреждений Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбакова О. М., Гирбасова Е. М.

Статья посвящена исследованию методических подходов к построению системы национальных счетов для отдельного сектора экономики сектора финансовых учреждений России на базе интеграции в нее показателей сводной финансовой отчетности организаций и данных статистической отчетности, а также дальнейшему совершенствованию финансовой отчетности для этих целей. Представлена характеристика сектора финансовых учреждений, его отличительные особенности и структура. Раскрываются основы преобразования действующих форм финансовых отчетов к трем специальным формам, необходимым для составления системы национальных счетов. На базе финансовой и статистической отчетности за 2009 г. с помощью собственной методики авторами составлена система из десяти национальных счетов для рассматриваемого сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система национальных счетов для сектора финансовых учреждений Российской федерации»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

система национальных счетов для сектора финансовых учреждений российской федерации

О. М. РЫБАКОВА,

доктор экономических наук, профессор E-mail:girbasovaem@mail. ru Российский университет дружбы народов Е. М. ГИРБАСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов E-mail:girbasovaem@mail. ru Московский государственный институт электронной техники (технический университет)

Статья посвящена исследованию методических подходов к построению системы национальных счетов для отдельного сектора экономики — сектора финансовых учреждений России на базе интеграции в нее показателей сводной финансовой отчетности организаций и данных статистической отчетности, а также дальнейшему совершенствованию финансовой отчетности для этих целей.

Представлены характеристика сектора финансовых учреждений, его отличительные особенности и структура. Раскрываются основы преобразования действующих форм финансовых отчетов к трем специальным формам, необходимым для составления системы национальных счетов.

На базе финансовой и статистической отчетности за2009 г. с помощью собственной методики авторами составлена система из десяти национальных счетов для рассматриваемого сектора.

Ключевые слова: система национальных счетов, национальные счета, финансовая отчетность, макроэкономические показатели, сектор финансовых учреждений.

Финансовый сектор или сектор финансовых учреждений состоит из финансовых посредников и вспомогательных финансовых учреждений.

Финансовые посредники — институциональные единицы, специализирующиеся на привлечении за свой счет финансовых средств рынка в целях предоставления их в ссуду или для приобретения иных финансовых активов, и которые берут на себя финансовые обязательства на рынке либо выполняют функции органов денежно-кредитного регулирования.

Коммерческие банки, финансовые и страховые компании относятся к сектору финансовых учреждений.

Все секторы экономики в той или иной степени выполняют функции финансовых посредников, при этом финансовый сектор складывается из учреждений, для которых посредничество является основным видом деятельности. Посредники обеспечивают передачу средств от

кредиторов к заемщикам и могут при этом «переупаковывать» инструменты, модифицировать их форму и принципиальным образом менять природу проходящих через них средств.

Вспомогательные финансовые учреждения — институциональные единицы, предоставляющие услуги, тесно связанные с финансовым посредничеством, но которые сами не привлекают средства и не выдают кредиты за свой счет. В эту категорию входят, например, брокеры и фирмы, занимающиеся валютными операциями.

Финансовые посредники мобилизуют денежные средства путем принятия финансовых обязательств от собственного имени в целях последующего предоставления кредитов или приобретения финансовых активов. Они мобилизуют и ссужают средства в таких размерах или в такой форме, которые обычно не под силу отдельным нефинансовым организациям. Операции по заимствованию и ссужению средств осуществляются многими организациями, и выделение посредников в институциональную единицу возможно лишь на основе сравнения величины их заемных и ссудных операций по отношению к другим видам деятельности.

Термин «финансовый посредник» отражает непосредственную роль финансовых корпораций в заемных и ссудных операциях. Посредник берет на себя определенный риск по последствиям в принятии обязательств перед институциональными единицами, у которых он получает ссуду, а затем у него возникают финансовые требования к тем, кому он ссужает деньги.

Для более четкого определения институциональной единицы финансового сектора введены следующие характеристики финансовых организаций-посредников.

1. Обычно финансовый посредник принимает обязательства от своего собственного имени в целях мобилизации денежных средств для предоставления ссуд или приобретения ценных бумаг и других финансовых инструментов.

2. Посредник не просто действует в качестве канала перевода средств, он может менять валютное выражение инструментов, их сроки погашения, кассовые потоки, процентные ставки и т. д.

3. Финансовый посредник может также предоставлять специализированные финансовые услуги, создавать специализированные финансовые инструменты и оказывать иную помощь,

способствующую процессу получения займов и предоставления кредитов. Оказание многих из этих специализированных услуг не приводит к появлению обязательств на балансе посредника или может вести к принятию посреднической организацией условных обязательств, но при этом описанные виды деятельности представляют важные финансовые функции, выполнение которых приносит организациям-посредникам значительный доход в форме комиссионных и других сборов.

4. Обычно финансовые учреждения имеют незначительный объем чистых займов (кредитов) по сравнению с корпорациями, входящими в другие секторы, однако общие размеры финансовых активов и объем операций с ними у финансовых учреждений будут сравнительно большими, что отражает их роль, заключающуюся в приобретении финансовых активов путем принятия обязательств.

5. Посреднические организации отличаются от организаций, не являющихся посредниками, лишь степенью участия в данном виде деятельности. Посредничеством могут заниматься в той или иной степени все институционные единицы (финансовые и нефинансовые, частные и государственные), а на инвестиции организаций-посредников распространяются те же общие принципы, что и на не финансовые секторы. Однако нередко посредники могут предоставлять кредиторам и заемщикам такие специализированные или уникальные услуги, которые большинство организаций, не являющихся посредниками, оказывать не в состоянии.

6. Посредническая деятельность повышает экономическую эффективность хозяйства вследствие использования особого опыта и квалификации в таких областях, как оценка кредитоспособности заемщиков, предоставление кредитов в соответствии с индивидуальными потребностями клиентов, способность взыскания долгов и возврата залога, предоставление гарантий и снижение риска по портфелю активов.

7. Деятельность в области финансового посредничества связана с принятием и изменением факторов финансового риска. Это достигается несколькими способами: созданием портфелей с взаимопогашающимися факторами риска; страхованием активов и обязательств; оценкой кредитоспособности заемщиков; принятием залогового обеспечения и наличием резервов и достаточного собственного капитала для пок-

рытия обязательств. Одной из новых областей деятельности организаций-посредников является изменение структуры риска.

Структура сектора финансовых корпораций классифицируется на:

— подсектор центрального банка;

— другие депозитные учреждения;

— страховые корпорации и пенсионные фонды;

— другие финансовые посредники;

— вспомогательные финансовые организации.

Подсектор центрального банка. Центральный

банк представляет собой общегосударственное финансовое учреждение и осуществляет квазигосударственный контроль за ключевыми аспектами финансовой системы. Центральный банк всегда рассматривается в виде институциональной единицы, поскольку такой банк всегда имеется в каждой стране и на него возложены конкретные функции, которые он выполняет. Те функции центрального банка, которые выполняются органами сектора государственного управления и которые невозможно отнести в самостоятельные институциональные единицы, включаются в сектор общего государственного управления и не переносятся в данный подсектор.

Другие депозитные учреждения. Данный подсектор включает финансовые учреждения, занимающиеся финансовым посредничеством и имеющие обязательства в форме депозитов и их близких аналогов, включаемых в широкие показатели денежной массы. Среди близких аналогов депозитов можно назвать целый ряд свободно обращающихся инструментов (депозитные сертификаты, краткосрочные сделки РЕПО, долевое участие во взаимных фондах денежного рынка и сертификаты долевого участия).

В большинстве стран наиболее важной институциональной единицей, отвечающей понятию «другие депозитные учреждения», являются банковские учреждения, которые принимают на хранение депозиты от других секторов, а затем ссужают эти средства другим секторам экономики или иным заемщикам. Принимая деньги на хранение, банк тем самым берет на себя риск, связанный с обязательством вернуть деньги вкладчику, а при выдаче ссуды у банка возникает требование к институциональной единице — заемщику.

Понятие «обязательства» включает в себя любые подлежащие выплате депозиты, которые

могут быть свободно переведены по требованию без штрафных санкций и свободно используются в качестве средства платежа (чеки, текущие счета, депозиты до востребования).

Что касается других банковских учреждений этого подсектора, то к ним относятся другие депозитные учреждения, отличающиеся тем, что они принимают депозиты, которые не подлежат свободному переводу и использованию, а также институционные эмитенты облигаций, банки развития, офшорные банки.

Страховые корпорации и пенсионные фонды. Данный подсектор включает все страховые компании и пенсионные фонды, помимо программ социального страхования. Обе категории организаций обычно имеют широкую базу активов, хранимых для предоставления выплат клиентам.

Страховые компании производят выплаты денежных пособий клиентам и их наследникам (в случае смерти клиента) по страховым случаям (болезнь, смерть, стихийное бедствие, несчастный случай, различные обстоятельства, ведущие к нанесению коммерческого ущерба или ущерба личному благосостоянию, и т. д.). Данный сегмент финансового рынка включает основную деятельность страховых компаний. Сюда относятся также операции независимых брокеров, страховых агентов, инспекторов и лиц, рассматривающих заявления о выплате страхового вознаграждения.

Пенсионные фонды представляют собой самостоятельные институциональные единицы, принимающие на хранение и инвестирующие средства вкладчиков в целях последующей выплаты пенсий и пособий по старости. Фонды социального страхования не относятся к данному подсектору, а включаются в сектор общего государственного управления.

Другие финансовые посредники. Данный подсектор включает в себя самые разные посреднические финансовые организации всех прочих категорий (помимо депозитных и страховых компаний и пенсионных фондов), занимающиеся мобилизацией средств различными способами (вклады и депозиты, выпуск долговых ценных бумаг и различные формы участия в капитале), предоставлением кредитов конкретным категориям клиентов или с использованием уникальных кредитных инструментов. Их можно классифицировать следующим образом:

— финансовые компании и компании, предоставляющие кредиты — это институциональные единицы, основным видом деятельности которых является предоставление кредитов нефинансовым компаниям и домашним хозяйствам. Финансовые компании могут быть самостоятельными единицами или дочерними предприятиями других компаний, действующими в качестве агентов материнской компании;

— компании финансового лизинга — компании, которые предоставляют заемщику средства на финансирование покупки определенного актива. Финансовый лизинг представляет собой широко распространенный метод финансирования покупок дорогостоящего оборудования. Лизинговая компания является законным владельцем товара, однако условно считается, что произведена продажа арендатору, поскольку он получает все выгоды, связанные с правом владения и пользования на передаваемый актив, а также на него перелагается ответственность за все риски, связанные с данным активом.

В отличие от финансового лизинга аренда недвижимого имущества и операционный лизинг, предусматривающий сдачу оборудования в долгосрочную аренду, классифицируются как нефинансовая деятельность;

— инвестиционные фонды, классифицируемые в системе национальных счетов (СНС) как «учреждения для коллективных инвестиций в ликвидные ценные бумаги» и нередко называемые взаимными фондами, инвестиционными трастами, инвестиционными пулами или общими инвестиционными траст-фондами, представляют собой специально организованные финансовые механизмы, объединяющие инвестируемый капитал в целях приобретения финансовых активов. Как правило, инвесторы приобретают акции, дающие им право на определенную долю в чистом капитале компании. Закрытые фонды выпускают фиксированное количество акций. Открытые фонды могут выпускать дополнительные акции для привлечения дополнительных средств для инвестиций;

— компании-носители и трасты — финансовые единицы, организованные в целях хранения секьюритизированных (обращенных в ценные бумаги) активов или условно аннулированных обязательств.

Обе эти категории финансовых инструментов нередко составляют портфели, списываемые

с балансов предприятий, переоформляемые и реализуемые в форме ценных бумаг. Компании-носители могут являться самостоятельными единицами, однако они часто организуются в виде трастов или компаний специального назначения, которые создаются исключительно в целях хранения определенного портфеля активов;

— специализированные финансовые компании и другие учреждения — данная категория включает всех прочих финансовых посредников, в том числе целый ряд видов узкоспециализированной деятельности. Кроме того, в данную группу входят финансовые единицы, которые не могут быть причислены к какой-либо другой категории, включая холдинговые компании, не являющиеся частью определенного финансового подсектора.

Подобными специализированными финансовыми компаниями являются: фирмы венчурного капитала и фирмы, занимающиеся вложением капитала в целях развития, т. е. занимающиеся объединением ресурсов в целях их инвестирования во вновь создаваемые компании либо в компании, занимающиеся разработкой новых технологий. Сюда относятся также фирмы по финансированию экспорта / импорта, факторинговые фирмы, занимающиеся обслуживанием дебиторской задолженности коммерческих компаний, фонды хеджирования, осуществляющие инвестиции в производные финансовые инструменты. В эту группу входят также холдинговые компании, основной функцией которых являются владение и управление инвестициями в других корпорациях.

Вспомогательные финансовые организации. К ним относятся следующие подсистемы финансового рынка:

— фондовые биржи и рынки ценных бумаг — данный подсектор включает в себя сами биржи, а также целый ряд видов компаний, занимающихся деятельностью по оказанию услуг, связанных с проведением операций с ценными бумагами (депозитарии ценных бумаг, отделы учета и клиринга и другие специализированные компании). Данный подсектор включает в себя также негосударственные организации, осуществляющие надзор и регулирование деятельности бирж и рынков ценных бумаг;

— брокерские компании и компании по андеррайтингу — организации, занимающиеся андеррайтингом (гарантированием размещения ценных бумаг), брокеры, дилеры, и агенты яв-

ляются независимыми трейдерами или фирмами, специализирующимися на выпуске новых ценных бумаг или содействии в их перепродаже. Они могут действовать на биржах либо заключать сделки в частном порядке;

— компании, специализирующиеся на валютных операциях — данный подсектор включает в себя институциональные единицы, занимающиеся куплей-продажей иностранной валюты либо на оптовом, либо на розничном рынках. Во многих странах неофициальные операции с иностранной валютой имеют существенные масштабы. Чрезвычайно трудно определить масштабы неофициальной деятельности по обмену денег, однако объем подобных операций в экономике многих стран указывает на необходимость признания операций по обмену валюты в качестве отдельного вида деятельности;

— компании по предоставлению финансовых гарантий — компании, которые обеспечивают покрытие случайных финансовых убытков по конкретным контрактам и ценным бумагам, а также страхуют клиентов на случай банкротства финансовых учреждений;

— компании, специализирующиеся на операциях с производными финансовыми инструментами — в данный подсектор включаются финансовые учреждения, специализирующиеся на выпус-

ке контрактов по производным финансовым инструментам, а также брокеры и агентства-специалисты, которые оказывают содействие в выпуске и торговле производными финансовыми инструментами, однако сами не выпускают этих инструментов и не принимают по ним финансовых позиций.

Совершенствование сводной финансовой отчетности организаций, входящих в состав сектора финансовых учреждений. Для расчета макроэкономических показателей и составления системы национальных счетов сводную финансовую (бухгалтерскую) отчетность целесообразно представить в виде трех таблиц (табл. 1—3).

Графы 3 и 4 в табл. 1 не заполнены потому, что для составления СНС требуется изменение статей баланса, а не абсолютное их значение.

Сводный отчет о прибылях и убытках финансовых учреждений Российской Федерации за 2009 г. позволяет рассчитать косвенные налоги в составе добавленной стоимости, валовой выпуск продукции, промежуточное потребление.

Макроэкономические показатели, представленные в табл. 3, охватывают полный комплекс данных системы национальных счетов сектора финансовых учреждений.

Составление системы национальных счетов по сектору финансовых учреждений. Систему

Таблица 1

Сводный баланс организаций Российской Федерации, входящих в сектор финансовых учреждений за 2009 г., млн руб.

А К Т И В Код На начало На конец Отклонения

строки 200 г. 200 г. за 2007 г.

1 2 3 4 5

1. Долгосрочные активы 190 685 797

1.1. Нефинансовые активы 100 419 356

1.2. Финансовые активы 140 250 312

1.3. Неосязаемые активы 110 16 129

2. Ценности 160

2.1. Драгоценные металлы и камни 161

2.2. Антикварные изделия и другие предметы искусства 162

2.3. Прочие ценности 163

3. Текущие активы 290 835 832

3.1. Материальные запасы и затраты 210 370 968

3.2. Краткосрочные финансовые активы 250 464 864

Б А ЛА НС 300 1521 629

П А С С И В

4. Источники собственных средств 490 931 495

5. Долгосрочные финансовые обязательства 590 41 390

6. Краткосрочные финансовые обязательства 690 548 744

Б А ЛА НС 700 1521 629

Таблица 2

Сводный отчет о прибылях и убытках финансовых учреждений за 2009 г., млн руб.

Показатель Код строки Сумма

Выручка (брутто) от продаж 000 3 012 825

Выручка (нетто) от продаж 010 2 621 158

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. 020 1 985 613

Коммерческие расходы 030 132 607

Управленческие расходы 040 26 298

Прибыль (убыток) от продаж (строки 010 — 020 — 030 — 040) 050 476 640

Проценты к получению 060 1 217

Проценты к уплате 070 5 671

Доходы от участия в других организациях 080 2 130

Прочие операционные доходы 090 24 955

Прочие операционные расходы 100 17 363

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие внереализационные доходы 120 2 313

Прочие внереализационные расходы 130 16 321

Прибыль (убыток) до налогообложения 140 467 900

(строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130)

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 93 580

Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 374 320

Чрезвычайные доходы 170 —

Чрезвычайные расходы 180 —

Чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода (строки 160 + 170 — 180) 190 374 320

Косвенные налоги в составе добавленной стоимости (строки 000-010) 270 391 667

в том числе:

— налоги на добавленную стоимость; 271 391 667

— налоги из прибыли в составе добавленной стоимости 272

Таблица 3

Основные макроэкономические показатели, рассчитанные для СНС на базе данных статистических органов и финансовой отчетности отдельных учреждений за 2009 г., млн руб.

№ п/п Показатель Сумма

1 Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых услуг (ВВ) 3043258

2 Промежуточное потребление (ПП) 1 521 629

3 Валовая добавленная стоимость (ВДС) 1 521 629

4 Оплата труда наемных работников (ОТНР) 730 382

5 Налоги на производство и импорт (НПИ) 184 574

6 Валовая прибыль (ВП) 606 673

7 Передано в другие секторы на потребление (ФКП) 872 739

8 Доходы от собственности полученные (ДСП) 26 289

9 Доходы от собственности, переданные другим секторам экономики (ДСВ) 26 289

10 Сальдо первичных доходов (СПД) 1 521 629

11 Балансовая прибыль (БП) 467 900

12 Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 138 773

13 Текущие трансферты, полученные от других секторов и «остального мира» (ТТП) 8 429

14 Текущие трансферты, переданные другим секторам и «остальному миру» (ТТВ) В том числе: — в бюджет 134 874

15 Валовой располагаемый доход (ВРД) 1 241 450

16 Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) —

17 Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) —

18 Скорректированный располагаемый доход (СРД) 1 241 450

Окончание табл. 3

№ п/п Показатель Сумма

19 Капитальные трансферты полученные (КТП) 580 857

20 Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) 117

21 Валовые сбережения (ВСб) 368 711

22 Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 806 453

23 Чистое кредитование (ЧКр) 142 998

24 Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 715 176

25 Статистическое расхождение при составлении финансового счета (СРФС) 17 956

26 Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) 590 134

27 Изменение источников собственных средств (ИИСС) 931 495

28 Изменение в балансе активов и пассивов (ИБАП) 1 521 629

национальных счетов по сектору финансовых Скорректированный располагаемый доход

учреждений Российской Федерации за 2009 г. выводится из валового располагаемого дохода представим в виде табл. 4—13. сектора экономики путем прибавления стоимос-

Таблица 4

Счет производства за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

2. Промежуточное потребление (ПП) 3. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 1 521 629 1 521 629 1. Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых услуг) (ВВ) 3 043 258

Б А Л А Н С 3 043 258 БАЛАНС 3 043 258

Таблица 5

Счет образования доходов за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 4. Валовая прибыль (ВП) 730 382 184 574 606 673 1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 1 521 629

Б А Л А Н С 1 521 629 Б А Л А Н С 1 521 629

Таблица 6

Счет распределения первичных доходов за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

6. Доходы от собственности выплаченные (ДСВ) 7. Сальдо первичных доходов на валовой основе (СПД) 26 289 1 521 629 1. Валовая прибыль (ВП) 2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 4. Субсидии на производство и импорт 5. Доходы от собственности полученные (ДСП) 606 673 730 382 184 574 0 26 289

Б А Л А Н С 1 547 918 Б А Л А Н С 1 547 918

Таблица 7

Счет распределения первичных доходов, составленный сразу после счета производства, за 2009 г., млн руб

Использование Сумма Ресурсы Сумма

2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 3. Налог на производство и импорт (НПИ) 4. Балансовая прибыль (БП) 5. Амортизация основных средств и нематериальных активов (АОС) 730 382 184 574 467 900 138 773 1. Валовая добавленная стоимость (ВДС) 1 521 629

Б А Л А Н С 1 521 629 Б А Л А Н С 1 521 629

Таблица 8

Счет вторичного распределения доходов за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

3. Текущие трансферты выплаченные, в том числе в бюджет 4. Валовой располагаемый доход (ВРД) 134 874 1 241 450 1. Сальдо первичных доходов на валовой основе (СПД) 2. Текущие трансферты полученные (ТТП) 1 367 895 8 429

Б А Л А Н С 1 376 324 Б А Л А Н С 1 376 324

Таблица 9

Счет перераспределения доходов в натуральной форме за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

3. Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные (СТНФВ) 4. Скорректированный располагаемый доход (СРД) 1 241 450 1. Валовой располагаемый доход (ВРД) 2. Социальные трансферты в натуральной форме полученные (СТНФП) 1 241 450

Б А Л А Н С 1 241 450 Б А Л А Н С 1 241 450

Таблица 10

Счет использования скорректированного располагаемого дохода за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

2. Передано другим секторам экономики на фактическое конечное потребление (ФКП) 3. Валовое сбережение (ВСб) 872 739 368 711 1. Скорректированный располагаемый доход (СРД) 1 241 450

Б А Л А Н С 1 241 450 Б А Л А Н С 1 241 450

Таблица 11

Счет операций с капиталом за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

3. Капитальные трансферты выплаченные 4. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) 5. Чистое кредитование (ЧКр) 117 806 453 142 998 1. Валовое сбережение (ВСб) 2. Капитальные трансферты полученные (КТП) 368 711 580 857

Б А Л А Н С 949 568 Б А Л А Н С 949 568

Таблица 12

Финансовый счет за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

3. Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 4. Балансирующая статья финансового счета: 4.1. Статистическое расхождение со счетом операций с капиталом при составлении финансового счета (СРФС) 4.2. Увязка финансового счета со счетом операций с капиталом (УФК) 715 176 17 956 1. Чистое кредитование (ЧКр) 2. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО): — долгосрочных финансовых обязательств; — краткосрочных финансовых обязательств 142 998 590 134 41 390 548 744

Б А Л А Н С 739 132 Б А Л А Н С 739 132

ти социальных трансфертов в натуре, получаемых данными секторами экономики, и вычитания стоимости социальных трансфертов в натуре, передаваемых данными секторами экономики (табл. 9).

Выводы

1. В сектор финансовых учреждений экономики входят учреждения всех форм собственнос-

ти, являющиеся посредниками на рынке финансовых услуг или оказывающие вспомогательные финансовые услуги, в частности, центральный и коммерческие банки, финансовые компании, страховые корпорации и пенсионные фонды, лизинговые компании, инвестиционные фонды, валютные и фондовые биржи, депозитарии и т. п.

Таблица 13

Cчет изменений в балансе активов и пассивов за 2009 г., млн руб.

Использование Сумма Ресурсы Сумма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АКТИВЫ ПАССИВЫ

АМ. Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) АЕ Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) 806 453 715 176 В. 90. Изменение источников собственных средств (ИИСС) АЕ. Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) в том числе: — изменение долгосрочных финансовых обязательств; — изменение краткосрочных финансовых обязательств 931 495 590 134 41 390 548 744

Всего изменений активов за отчетный период 1 521 629 Всего изменений пассивов за отчетный период 1 521 629

2. Основная функция финансовых учреждений состоит в том, чтобы быть посредниками между инвесторами и нуждающимися в кредитах.

3. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, полученными за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Список литературы

1. Рыбакова О. М, Гирбасова Е. М. Методика построения системы национальных счетов Российской Федерации. М.: Изд. РУДН, 2008.

2. Рыбакова О. М., Гирбасова Е. М. Система национального счетоводства как информационная база управления экономикой Российской федерации. М.: Изд. РУДН, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.