Система мониторинга состояния и развития промышленности в территориально-отраслевой экономике
Краснюк Л.В.,
кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры бухгалтерский учет и аудит Северо-Кавказского Федерального университета
филиала в г. Пятигорск Купова М.К.
доктор экономических наук нальчикский филиал Современной гуманитарной академии в г. Нальчик
Актуальность темы исследования определяется необходимостью осуществления социально-экономического мониторинга по предприятиям и видам деятельности, муниципальным образованиям и регионам, федеральным округам и Российской Федерации в целом. При этом необходимо отслеживать состояние и развитие занятости и качества жизни населения, научно-инновационной, инвестиционной, финансовой и других сфер, окружающей среды и ресурсного потенциала, системы местного самоуправления, экономической конъюнктуры и деятельности на разных уровнях, а также иных явлений и процессов. В статье в соответствии с разработанным механизмом мониторинга, осуществляется сравнение характеристик отчётного года с предшествующими. Оценка осуществлялась по отрасли промышленности в целом, в том числе по её видам: добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, а также производству и распределению электроэнергии, газа и воды.
Topicality of the research is determined by the necessity of the implementation of socio-economic monitoring by enterprises and activities, municipalities and regions, Federal districts and the Russian Federation. Thus it is necessary to monitor the state and development of employment and quality of life of the population, scientific-innovational, investment, financial and other spheres,
environmental and resource potential of the system of local self-government, economic conditions and activities at different levels, and also other phenomena and processes. In the article, in accordance with specific monitoring mechanism, a comparison is made of the characteristics of the reporting year with the preceding. The evaluation was carried out by the industry in General, including its types: mining, manufacturing, and production and distribution of electricity, gas and water.
Ключевые слова: мониторинг состояния и развития промышленности, социально-экономический мониторинг, исследование и оценка отрасли промышленности.
Keywords: monitoring of the state and development of industrial, socioeconomic monitoring, research and evaluation of the sector of industry.
Формирование в России социально-ориентированной экономики предполагает, во-первых, информационное обеспечение общественной жизни и осуществляемых экономических процессов на всех уровнях иерархии (от страны до субъектов хозяйствования), во-вторых, совершенствование форм и методов организации и управления на основе соответствующего наблюдения, оценки ситуации и прогнозирования, непрерывного отслеживания быстро меняющихся социально-экономических условий.
Применяемые в настоящее время традиционные методы анализа, оценки и прогнозирования, как правило, недостаточно учитывают динамизм изменений внутренней и внешней среды экономических систем, нестабильность, риск и неопределённость хозяйственной деятельности, во многом вследствие отсутствия обратной информационной связи управленческих решений с ретроспективой.
Поэтому, важным требованием эффективного регулирования в системе управления социально-экономическим развитием субъектов хозяйствования и территорий является необходимая и достаточная, своевременная и
достоверная информация о состоянии явлений и развитии процессов, средствах и методах целенаправленного воздействия на решение задач, ставящихся перед той или иной экономической системой.
С этих позиций, необходимо дальнейшее совершенствование системы ситуационного и стратегического управления, позволяющих своевременно реагировать на появляющиеся угрозы и вызовы, с реализацией
формирующихся возможностей дальнейшего развития, чтобы избежать неоправданных потерь и издержек в процессе осуществляемых преобразований экономики.
В этих условиях значимыми являются управленческие решения, формирующиеся в рамках подхода, основанного на определении миссии и целей развития экономических систем, реализации соответствующих
управленческих решений, с учётом непрерывной адаптации к
трансформационным процессам, на основе скользящего мониторинга с позиций наблюдения, анализа и оценки, контроля и прогнозирования
деятельности.
Социально-экономический мониторинг должен осуществляться, с одной стороны, по предприятиям и видам деятельности, муниципальным образованиям и регионам, федеральным округам и Российской Федерации в целом, с другой стороны, в рамках отслеживания состояния и развития занятости и качества жизни населения, научно-инновационной, инвестиционной, финансовой и других сфер, окружающей среды и ресурсного потенциала, системы местного самоуправления, экономической конъюнктуры и деятельности на разных уровнях, а также иных явлений и процессов.
Всем этим определяется важность и актуальность, своевременность и необходимость исследований сложной, неоднозначной, во многом противоречивой и недостаточно изученной (начиная от концептуальных аспектов, и заканчивая конкретными прикладными разработками) проблемы
социально-экономического мониторинга, используемого на всех уровнях иерархии - от страны и регионов до субъектов хозяйствования.
В экономической литературе имеются различные подходы к проблеме сущности, сочетания и использования в реальной практике функций менеджмента, которые впервые в 1916г. были сформулированы Анри Файолем с позиций их системы в виде предвидения и планирования, организации, распорядительства, координирования и контроля. В процессе развития управленческой науки, усложнения экономических систем и рыночной среды, последующие исследователи расширяют систему функций менеджмента, дополняя её предназначениями мотивации, регулирования, маркетинга, мониторинга и др. [3, 4].
Сравнительная оценка предлагаемых функций, в их различном сочетании, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, предвидение осуществляется в рамках планирования. Во-вторых, организация, или организовывание, как называли эту функцию многие классики менеджмента, по определению включает и распорядительство, и координацию, и регулирование.
В-третьих, маркетинг (как и некоторые другие) является специфической функцией, обусловленной продвижением товара на рынок, присущим коммерческим организациям. В экономической литературе наблюдаются полярные подходы к этому вопросу: от неприятия данного структурного элемента до замены им собственно менеджмента.
В-четвёртых, контроль, ранее выделявшийся, как отдельная функция менеджмента, в современном понимании является структурным элементом мониторинга (необходимого для принятия управленческих решений) и, в его составе, участвует в процессе управления экономическими системами.
В итоге, общие функции менеджмента, в их определённой последовательности, формируют непрерывную систему
«мониторинг^планирование^-организовывание^мотивация^-мониторинг» в которой мониторинг (отслеживание) является надстроечным - с одной
стороны, первичным, с другой стороны, заключительным - элементом, так как и планирование, и организовывание, и мотивация немыслимы без соответствующего непрерывного наблюдения и контроля, в рамках простой или сложной итерации.
Вместе с тем, с позиций сущности и структурных элементов мониторинга, особенно социально-экономического, в научной литературе, судя по многочисленным публикациям, имеются различные, иногда альтернативные, мнения.
Исторически мониторинг в качестве способа исследования реальных процессов впервые был использован в почвоведении, экологии и иных смежных науках, где он применялся для постоянного наблюдения за каким либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
С этих позиций выделяются три структурных элемента мониторинга -это «наблюдение, оценка и прогноз окружающей среды в связи с деятельностью человека». Таким образом, в отличие от экономистов, которые считают целью мониторинга обеспечение органов управления необходимой информацией, представители естественных наук, в качестве цели мониторинга, предлагают меру соответствия процесса каким либо задаваемым характеристикам: нормативным или априорным.
Действительно, например, в экологии, фактическое состояние и динамика изменений какого-либо объекта, с позиций происходящих в его системе процессов (выбросов вредных веществ и т.п.), непрерывно сравнивается с определёнными нормативами, критическими уровнями. При этом, систематическое сравнение может быть не только констатацией факта, но и являться информационной основой принятия управленческих решений.
Такой многогранный подход обусловлен специфическими особенностями конкретных объектов осуществляемого мониторинга, применяемого для изучения различных систем, начиная от неорганических и биологических, и заканчивая социально-экономическими.
Первая из этих особенностей заключается в динамизме, развитии любой системы во времени. Необходимость учета происходящих непрерывных изменений, выявления специфики развития, в виде характерных тенденций и закономерностей, обусловливает важность соответствующего мониторинга этих процессов.
Вторая особенность, также присущая разнообразным системам и связанная с первой, обусловлена наличием на каждом этапе развития имеющихся угроз и возникновения новых, которые, на основе анализа и оценки мониторинговой информации, можно не только выявить и классифицировать по факторам, но и предвидеть с обоснованием механизмов их устранения или нейтрализации.
Соответственно, третьей особенностью большинства систем, в первую очередь социально-экономических, является возможность (на основе сбора, обработки и анализа информации) прогнозирования развития тех или иных изучаемых процессов: или на основе экстраполяции временных тенденций (как правило, в условиях стабильности), или на основе факторного анализа, с учетом значимости и изменчивости факторов, выявления узких мест и обоснования потенциальных точек роста.
В связи с этим, различные целевые подходы к мониторингу не следует противопоставлять, ибо они не являются альтернативными, а лишь отражают разнообразие и сложность подлежащих мониторингу физических и общественных явлений и процессов.
В общем плане, чаще всего, под мониторингом понимается наблюдение, контроль, осуществляемый кем-либо, или непрерывное наблюдение за объектами, с анализом их деятельности. Наряду с этим, многие управленцы под мониторингом понимают совокупность информационных подсистем, которые объединены общей целевой функцией, формируют оптимальную информационную обеспеченность управленческой деятельности, обладают свойством адаптации к стилю и методам работы
конкретных руководителей, позволяют синтезировать и анализировать информацию на всех иерархических уровнях управления.
Специфического мнения по вопросу о сущности мониторинга придерживаются Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III в фундаментальной работе «Стратегический менеджмент». Авторы под мониторингом среды понимают «наблюдение за процессами в экономике, политике, экологии, технологиях, обществе для выявления тенденций и условий, которые со временем могут превратиться в движущие силы, и отслеживание всех новых явлений, идей, подходов в течение длительного (не меньше трёх лет) периода». С его помощью можно предсказать новые возможности или угрозы, на основе экстраполяции выявленных тенденций расширяется горизонт планирования, а концептуальные представления трансформируются в конкретные задачи стратегического управления [1, с. 119].
В любом случае, итоговой целью социально-экономического мониторинга является обеспечение органов управления адекватной информацией для принятия необходимых организационно-управленческих решений. Вместе с тем, сведение мониторинга только до информационного обеспечения управления, то есть, стадии сбора и обработки информации, сужает систему, отражает только часть структурных элементов мониторинга.
Более аргументированный подход к проблеме мониторинга, с позиций его функций, наблюдается в капитальной работе санкт-петербургских учёных. Здесь выделяется система трёх структурных элементов социальноэкономического мониторинга (наблюдение, оценка, прогноз), чётко формулируется его цель - обеспечение органов управления своевременной, достоверной и полной информацией об экономических процессах и социальной ситуации.
Расширенная характеристика мониторинга, представляющего собой систематический или непрерывный сбор и обработку информации о параметрах сложного объекта или процесса, необходимой для принятия
управленческих решений или обратной связи с целью осуществления программ и проектов, выработки экономической политики, приводится в свободной энциклопедии «Википедия» [5].
Региональный мониторинг осуществляется на какой-либо территории (города, района, области, края, республики). Его сущность в изучении конкретного социально-экономического процесса или их системы в территориальном разрезе. В рамках такого мониторинга, как правило, используются и динамический, и сравнительный подходы, поэтому его можно рассматривать как форму синтеза двух частных.
В итоге, в регионах осуществляется свод и систематизация хозяйственных, финансовых и социальных показателей, с учётом функционирования организаций, отраслей и видов экономической деятельности:
- проводится анализ, исследуются наблюдающиеся закономерности и взаимосвязи, прогнозируются основные характеристики развития регионов;
- изучается инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность регионов, выявляются возможности и спрос на инвестиционные ресурсы;
- определяется пропорциональность развития реального и финансового секторов региона с целью выявления появляющихся угроз и устранения наблюдающихся или ожидаемых диспропорций;
- оценивается состояние платежей (включая осуществляемые взаиморасчёты), определяются параметры платежеспособности и финансовой устойчивости с изучением соответствующих тенденций;
- исследуется потенциал и ликвидность банковской системы регионов, с учётом кредитных вложений, наличия и состояния реальных, а также потенциальных кредитозаёмщиков;
- на основе анализа функционирующей системы расчётов, прогнозируется потребность в развитии инструментов регулирования денежно-кредитной политики на региональном уровне;
- осуществляется изучение конкретных видов экономической деятельности с оценкой уровней безубыточности их функционирования, выявлением возможностей наступления кризисного периода;
- проводится интегральная оценка финансово-экономической деятельности в разрезе, как имеющихся видов экономической деятельности, так и региональной экономики в целом.
Необходимость проведения мониторинга хозяйственно-финансовой деятельности организаций определяется современным юридическим и экономическим статусом самостоятельно функционирующих субъектов хозяйствования. Ориентация на определённые экономические цели и реализацию соответствующих интересов предопределяет значимость и направления мониторинга экономически значимых для народного хозяйства страны организаций и корпоративных структур в рамках Центрального банка России.
Соответствующая систематизация характеристик хозяйственнофинансовой деятельности по субъектам хозяйствования и регионам страны позволяет, в рамках централизованного мониторинга, осуществить анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по Российской Федерации, с учётом региональных составляющих.
При этом, исходя из анализа важнейших пропорций и структурных сдвигов в экономике, осуществляется диагностика финансовых потоков с прогнозированием соответствующих тенденций. Это позволяет исследовать уровень накоплений в секторе нефинансовых предприятий, прогнозировать спрос на инвестиционные ресурсы для реальной экономики.
Соответственно, изучается пропорциональность спроса на деньги и имеющихся активов органов денежного регулирования. Конечным этапом являются оценка состояния платежей (включая существующие взаиморасчёты) по секторам экономики и народному хозяйству в целом, а также прогнозные расчеты: развития рынка корпоративных ценных бумаг,
ликвидности банковской системы и предвидения системных рисков.
Таким образом, реально существующая практика социальноэкономического мониторинга подтверждает правильность вывода о том, что его значимость заключается не только в наблюдении и контроле, анализе и обработке, систематизации важнейших параметров и диагностике социальноэкономического состояния, но также в выявлении закономерностей и прогнозировании развития изучаемых процессов и систем.
Следовательно, социально-экономическим мониторингом является система отслеживания соответствующих характеристик состояния явлений и динамики процессов на основе наблюдения, анализа и оценки, прогнозирования, контроллинга и диагностики, с итоговой целью выявления закономерностей развития, новых возможностей или угроз, перспективных движущих сил, обеспечения органов управления необходимой и достаточной, оперативной и достоверной информацией, трансформации концептуальных представлений в конкретные задачи стратегического и оперативного управления.
Наблюдение позволяет сформировать и пополнять информационную базу данных, которые обрабатываются с применением соответствующих технологий, позволяющих осуществлять анализ и оценку социальноэкономических явлений и процессов, как в статике, так и в динамике.
Исходя из этого, последовательно, в определённом ритме, с учётом непрерывного (как правило, в промышленности) или циклического (например, в сельском хозяйстве) наблюдения, проводится моделирование динамических процессов с соответствующим прогнозированием, по субъектам хозяйствования и Федерации - чаще помесячным или годовым, на несколько шагов вперёд.
Выявленные в процессе расчётов прогнозные параметры, являющиеся своеобразными направляющими индикаторами функционирования и развития изучаемой социально-экономической системы, сравниваются с фактическими данными. Итоговые флуктуационные отклонения используются для контроллинга выполнения ориентиров движения.
По существу, контроллинг интегрирует в единое целое результаты наблюдения, анализа и оценки, исполнения прогнозов, формируя систему управления изменениями, например, издержками, по отклонениям. В этом случае, помесячные (дневные, недельные, декадные) и с накоплением затраты по элементам (с выделением условно-постоянных и условнопеременных) сравниваются с нормативными в течение года и плановыми в целом за год.
Полученные отклонения, особенно перерасхода, анализируются и разделяются по факторам. При изменении объемов продаж определяются расчётные показатели объёмов затрат - при фактической реализации и нормативных, удельных (в расчете на единицу конкретной продукции или 1 тыс. руб. выручки) издержках. Сопоставление расчетных величин с фактическими позволяет определить отклонения издержек за счет других факторов.
На крупных предприятиях существует непрерывная система поставок и отгрузки продукции потребителю. Ежедневный график отгрузки рассматривается на управленческой планерке, утверждается руководством и является сигналом к действию. В течение суток осуществляется его реализация с соответствующим наблюдением, оперативным контролем (утром следующего дня) и, при необходимости, корректировкой.
Заключительной функцией, в каждом цикле эпизодического, периодического или непрерывного мониторинга, является диагностика -распознавание сущности и особенностей изучаемой социальноэкономической системы, имеющихся в ней дефектов, с оценкой возможных отклонений (от нормы) состояния, режимов деятельности и развития, разработкой методов и средств локализации или устранения дефектов, стимулирования деятельности всех элементов системы, с необходимыми способами реализации соответствующих мер.
Основными требованиями функционирования социальноэкономической диагностики являются аутентичность (на основе исходной
подлинной информации), объективность (исходя из выбора лучших процедур и программы оценки, для минимизации фактора субъективизма, при постановке диагноза), точность и однозначность полученных характеристик.
Идеология диагностики определяется изучением уровней и соотношений параметров социально-экономической системы и рыночной среды, динамики изменений с целью выявления причин наличия или появления проблем, таких, как недопустимое снижение сальдированного финансового результата, ухудшение безопасности бизнеса, непропорциональный рост издержек, недоступность необходимых ресурсов и др.
При проведении диагностики осуществляется качественная и количественная идентификация, в том числе, с позиций сопоставления фактических параметров состояния и развития социально-экономической системы с нормативными (прогнозными), на основе ситуационного, организационно-управленческого и финансово-экономического анализа абсолютных показателей, относительных оценок (включая сопоставление с предыдущим периодом) и структурных характеристик.
Важным вопросом сущности социально-экономического мониторинга является, наряду с целями и задачами, формами и структурными элементами, обоснование системы принципов (основных требований) его формирования и функционирования, создающих концептуальную платформу для управления изменениями в рамках менеджмента организации.
Скользящий характер социально-экономического мониторинга определяется известным в статистике и широко применяющимся в экономических расчётах методом скользящей средней, когда анализ и усреднение параметров динамического ряда осуществляется специфическим способом, заключающимся в постепенном исключении из принятого периода скольжения первого уровня и включении последующего.
Преимущество скользящего выравнивания, по сравнению с усреднением за разрозненные периоды, заключается в том, что оно отвечает ряду важных требований:
- непрерывности исследуемого ряда социально-экономических характеристик;
- усреднения конкретных параметров ряда для нивелирования имеющихся флуктуаций (случайных отклонений фактических параметров от средних или выровненных значений);
- оценки и выявления закономерности на основе упрощённого метода количественного анализа, предполагающего сравнение двух последовательных периодов, каждый из которых характеризует крайние средние, а их общая средняя отражает изучаемую четырехлетнюю совокупность наблюдений;
- минимизации ценовых различий стоимостных показателей при сравнительном анализе последних 2 двухлетних средних, в рамках четырёхлетнего периода;
- возможности факторного анализа и прогнозирования изучаемого показателя на следующий, после анализируемых лет, год, после наблюдения отчётных данных, сравнения их с прогнозными и выявления имеющихся отклонений;
- применения информационной технологии наблюдения и анализа данных в рамках унифицированных и взаимосвязанных таблиц, автоматизации алгоритма расчётов с последовательным исключением первого года и включением нового, отчётного;
- поэтому, скользя во времени на год, дальнейший анализ позволяет осуществить факторный анализ и экономическое прогнозирование на следующий год, а последующее сравнение прогноза и факта обеспечивает реализацию методологии скользящего мониторинга;
- отличие скользящего мониторинга от принятого в реальной практике простого, осуществляемого за отчётный месяц, квартал или год, по сравнению с предшествующим периодом, заключается в возможности последовательного и непрерывного прогнозирования, анализа флуктуаций и факторов динамических изменений, возможностей дальнейшего роста изучаемых организационно-экономических систем (начиная от субъектов хозяйствования, заканчивая регионами и страной).
В итоге, сущность проведения скользящего мониторинга заключается в выполнении ряда последовательных этапов, позволяющих на основе эпизодического, периодического или непрерывного наблюдения осуществлять сбор, регистрацию, обработку и анализ информации, контроль и передачу ее пользователям в целях выявления соответствия направляющим индикаторам, разработки прогноза и принятия управленческих решений.
Логика начального этапа заключается в организации сбора и регистрации информации о внешних факторах и внутренних характеристиках функционирования изучаемой экономической системы. Лучшие результаты получаются при централизованном сборе информации с помощью индивидуальных (по производствам, службам, рабочим местам) электронных носителей, позволяющем:
- во-первых, автоматизировать процесс сбора, регистрации и накопления необходимой информации;
- во-вторых, учесть и при необходимости ликвидировать или исправить некорректные данные;
- в-третьих, осуществлять необходимый оперативный контроль за поступлением и сводом информации.
Диалектика последующих расчётов заключается в анализе полученных данных с помощью определенных программных продуктов. Такой подход позволяет осуществить необходимую типизацию или классификацию собранной информации, выявить узкие звенья (или точки роста) развития изучаемой экономической системы.
В связи с несопоставимостью в динамике стоимостных характеристик, производится их перерасчёт в постоянных ценах (последнего года) на основании индексов физического объёма и других оценок в реальном выражении. Несравнимость исходных факториальных характеристик (занятых в экономике, основных фондов, инвестиций в основной капитал и др.) обусловливает необходимость их комплексного соизмерения, с учётом значимости, на основе расчётов коэффициентов детерминации, и использования аддитивных моделей. В итоге, осуществляется интегральная оценка использования имеющегося воспроизводственного потенциала.
Органическим и неотъемлемым элементом мониторинга является моделирование социально-экономических процессов, соответствующее прогнозирование изучаемых систем, с обоснованием направляющих индикаторов развития. Их сущность, как нормативных показателей, понимается в виде расчетных, полученных или в рамках экстраполяции, или на основе факторного подхода, с учётом индексного и маржинального анализа - например, издержек при фактических объемах продаж и единых удельных характеристиках (себестоимости, трудоемкости, энергоемкости и т.п.).
Таким образом, сущностной основой системы мониторинга является так называемое управление изменениями (по отклонениям), когда осуществляется необходимое непрерывное сравнение фактических характеристик с плановыми и расчетными. Именно такой методический подход позволяет выявить факторы, то есть причины отклонений фактических характеристик от нормативных (например, за счет изменения объемов, норм выработки или расхода сырья, структуры производства, постоянных или переменных затрат и т.п.).
После этого разрабатываются необходимые поведенческие прогнозы или сценарии, принимаются управленческие решения, нацеленные, в рамках индивидуализированного подхода, на:
- устранение узких мест (с позиций корректировки осуществления производственной программы, функционирования экономической системы, приведения ее в порядок);
- обоснование точек роста, приоритетных направлений развития производства (например, изменение производственной или организационной структуры, разработку нового продукта, выход на новые рынки и т.п.).
Исходя из полученных данных, в рамках флуктуационного анализа, осуществляется оценка случайных отклонений фактических характеристик от прогнозных, с учётом развития исследуемых социально-экономических систем, при минимизации ошибок аппроксимаций, на основе расчётов выровненного, на базе лучших (среди ряда возможных) регрессионных моделей, отражающих трансформации динамического ряда.
Идеология заключительного этапа, базирующегося на
предшествующих расчётах и оценках, в том числе, флуктуационных отклонений, определяется итоговой индикативной диагностикой развития социально-экономических систем с их подсистемами и видами осуществляемой деятельности.
При этом, особое значение имеет методология оценки экономической эффективности (на основе использования маржинального анализа и математического аппарата, являющихся базисом для исследования зависимостей результативных и факториальных признаков, оценки уровней безубыточности и кризисности производства по субъектам хозяйствования), в рамках индикативного подхода.
Таким образом, важным элементом системы управления субъектами хозяйственной деятельности, а также территориально-отраслевой экономики, формирующейся в рамках функционирования отраслей в регионах, является социально-экономический мониторинг, который обеспечивает отслеживание соответствующих характеристик состояния явлений и динамики процессов на основе наблюдения, анализа и оценки, контроллинга и диагностики, с итоговой целью выявления тенденций развития, перспективных движущих
сил, обеспечения органов управления необходимой и достаточной, оперативной и достоверной информацией.
Сущностной основой системы социально-экономического мониторинга является оценка изменений (по отклонениям) с их измерением, когда осуществляется необходимое непрерывное сравнение фактических характеристик отчётного года с предшествующими (возможно, плановыми или расчетными), для трансформации концептуальных представлений в конкретные задачи стратегического и оперативного управления.
Это позволяет, на основе флуктуационного анализа, во-первых, осуществить расчёт соответствующих случайных отклонений, во-вторых, при углубленном анализе, выявить их причины и, что не менее важно, осуществить оценку эффективности хозяйственной деятельности в динамике (по одному объекту) или в статике (по совокупности субъектов хозяйствования, регионов и пр.).
Оценить результаты функционирования субъектов хозяйствования и регионов можно с учётом стратегических целей хозяйствования и разработки соответствующей системы ключевых показателей деятельности экономических систем сих целеполаганием.
В рамках территориально-отраслевого формирования, которым является региональная экономика, применительно к промышленному производству, в качестве ключевых показателей функционирования отрасли выделены: объём отгруженных товаров собственного производства,
выполненных работ и услуг собственными силами; среднегодовая численность работников организаций; объём инвестиций в основной капитал, стоимость основных фондов организаций; средняя начисленная заработная плата работников; потребление электроэнергии; оборотные активы; операционные затраты; налоговые поступления; выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Предложенный механизм функционирования социальноэкономического мониторинга отрасли в регионе включает элементы
информационного обеспечения с выбором ключевых показателей, ситуационного анализа с расчётом флуктуаций и коэффициентов колеблемости, балльной оценки изучаемых характеристик, расчёта коэффициентов частной детерминации для измерения весомости показателей, измерения потенциала и эффективности хозяйственной деятельности.
В соответствии с разработанным механизмом мониторинга, осуществляется сравнение характеристик отчётного 2011г. с предшествующими, как за 2010г., так и в среднем за 2008-2010гг. Оценка осуществлялась по отрасли промышленности в целом, в том числе по её видам: добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, а также производству и распределению электроэнергии, газа и воды.
В целом по промышленности интегральная оценка потенциала составила в 2011г. 116,7 баллов против 100,5 баллов 2010г. и 94,8 баллов в 2008-2010гг., соответственно, по добыче полезных ископаемых 88,2 балла против 111,9 и 104,1 балла, по обрабатывающим производствам 111 баллов против 97,7 и 96,7 баллов, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды 121,6 против 99 и 93,5 балла.
Итоговая оценка эффективности деятельности свидетельствует о том, что в целом по промышленности соответствующий коэффициент в 2011г. составил 0,945, снизившись по сравнению как с 2010г. (0,978), так и 20082010гг. (1,019). Эта негативная тенденция обусловлена влиянием самого крупного вида отрасли - обрабатывающих производств (соответственно, с коэффициентом 0,927 в 2011г., при характеристиках 2010г. и 2008-2010гг. на уровнях 1,051 и 1,026).
Иная ситуация наблюдается по добыче полезных ископаемых, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, где в динамике очевидна тенденция роста эффективности деятельности: если
соответствующие коэффициенты в 2010г. и 2008-2010гг. составляли 0,837 и
0,964, а также 0,876 и 0,967, то для 2011г. характерен рост производительности общественного труда на 5,1 и 5,5%.
Литература
1. Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. - Издательство: Вильямс, -2007. - 928 С.
2. Краснюк, Л.В., Купова М.К. Социально-экономический мониторинг развития промышленности в регионе / Л.В. Краснюк, М.К. Купова // Современные научные исследования [Электрон. ресурс], № 16, 2013.
3. Файоль А. "Общее и промышленное управление". - М., 1923 (1916).
4. FAYOL, H., General and Indus al Management, Pitman, 1949. Translated by Constance Storrs from original Administration Industrielle et Generale, 1916.
5. www.wikipedia.ru. Свободная энциклопедия.