Мониторинг эффективности деятельности органов местного
самоуправления в региональном разрезе Effectiveness monitoring of local governments in a regional section
Хаджалова Хадижат Магомедовна д.э.н. профессор кафедры менеджмент
«ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства».
chakha@mail. ru Хачиров Ирбек Эльбертович соискатель кафедры экономической теории НОУ ВПО «Институт финансов и права»
Жемухов Аслан Хачимович доцент, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент организации» ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»
aslan01 [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, возникающие в ходе мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления в региональном разрезе. Предложен механизм исследования социально-экономического состояния и развития муниципальных образований региона, разработан алгоритм оценки эффективности их деятельности.
Abstract: The problems of effectiveness monitoring of local governments in a regional section in article are discusses. The research mechanism of social and economic condition and development of regional municipal organizations is proposed, the algorithm of their effectiveness assessment is developed.
Ключевые слова: мониторинг, муниципальные образования, эффективность, оценка, развитие, местное самоуправление.
Keywords: monitoring, municipal organization, effectiveness, assessment, development, local government.
Современное российское общество, предполагающее совершенствование социально-экономической политики для обеспечения экономического развития и стимулирования роста, требует нового, более глубокого уровня исследования осуществляемых процессов и явлений на различных уровнях, начиная от субъектов хозяйствования и отраслей (субъектно-отраслевой разрез), муниципальных образований и регионов страны (территориальный разрез) и заканчивая в целом Российской Федерацией.
Используемая в настоящее время система исследований макро - экономических процессов позволяет осуществлять анализ и прогноз производства и распределения валового внутреннего продукта, государственных доходов и расходов, финансов домашних хозяйств и реального сектора экономики, а также инфляции, курса национальной валюты, инвестиционной и инновационной деятельности и иных важных характеристик.
Вместе с тем, современному, стабильно развивающемуся государству необходимо выработать более полную и точную систему наблюдения, анализа и прогнозирования различных явлений и процессов экономической, политической и социальной деятельности, происходящих в стране, её регионах и субъектах хозяйствования в рамках непрерывно действующего, скользящего мониторинга.
Социально-экономический мониторинг необходим для изучения не только макроэкономических процессов, но также исследований на мезо- и микро-уровнях, которые должны быть тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Вместе с тем, на сегодняшний день не существует единой системы
проведения целостного социально-экономического мониторинга, включая
практически неизученный муниципальный уровень, с оценкой эффективности деятельности органов местного самоуправления в регионах.
Всем этим определяется актуальность и необходимость исследования сложной и по существу только поставленной для изучения проблемы социально-экономического мониторинга муниципальных образований в региональной экономике.
Итоговой целью социально-экономического мониторинга является обеспечение органов управления адекватной информацией для принятия необходимых решений. Вместе с тем, сведение мониторинга только до информационного обеспечения управления, то есть, стадии сбора и обработки информации, сужает систему, отражает только часть структурных элементов мониторинга.
Содержание социально-экономического мониторинга аккумулирует цели, используемые в различных областях науки или практической деятельности. При этом, для их достижения (с одной стороны, выявления соответствия фактических характеристик изучаемого процесса определённым ориентирам; с другой стороны, информационного обеспечения управленческих решений), в рамках необходимой связи и взаимообусловленности, требуется реализация частных задач, в совокупности которых выделяются следующие:
- трасформационно - ситуационного изучения фактического состояния и динамики развития социально-экономических явлений и систем, как в целом, так и с учётом подсистем, а также видов экономической деятельности;
- контроля, системного анализа, моделирования и оценки социально-экономических процессов, обоснования характерных закономерностей и взаимосвязей;
- выявления факторов, определяющих как негативные тенденции, так и появление новых угроз, а также узкие звенья и точки роста конкретных социально-экономических систем;
- разработки прогнозов и возможных сценариев развития социально-экономических систем, как отраслевых, так и территориальных, с учётом ожидаемых последствий и рисков;
- обоснования предложений и рекомендаций, нацеленных на предотвращение возможных угроз, преодоление негативных и стимулирование позитивных тенденций развития социально-экономических систем.
Следовательно, социально-экономическим мониторингом является система отслеживания соответствующих характеристик состояния явлений и динамики развития экономических систем на основе наблюдения, анализа и оценки, прогнозирования, контроля и диагностики, с итоговой целью выявления закономерностей развития, новых возможностей или угроз, перспективных движущих сил, обеспечения органов управления необходимой и достаточной, оперативной и достоверной информацией, трансформации концептуальных представлений в конкретные задачи стратегического и оперативного управления.
Делая выводы, следует отметить, что, имея свои особенности, в зависимости от сфер деятельности, система мониторинга является значимым средством непрерывного наблюдения за общественной жизнью, экологическими и социально-экономическими явлениями и процессами, с целью изучения состояния и развития, своевременного выявления и профилактики негативных моментов.
Определяя необходимость мониторинга для экономики страны, можно сделать вывод о том, что он позволяет значительно улучшить общеэкономические показатели в стране и регионах, выявлять и предотвращать возможные негативные тенденции, решать серьезные социально-экономические проблемы. С помощью мониторинга предприятий муниципальные и региональные структуры оценивают экономическую конъюнктуру, анализируют динамику и тенденции финансово-хозяйственной деятельности предприятий,
сравнивают их с общими показателями по территориям, а также принимают важные решения по проблемам социально-экономического развития региона.
Обобщение экономической литературы позволяет сформулировать необходимое и достаточное определение сущности мониторинга, которым является информационно-аналитическая система, функционирующая во взаимосвязи ее структурных элементов (непрерывного наблюдения, контроля, анализа, моделирования и оценки, а также прогнозирования), предназначенная для отслеживания конкретных явлений и процессов в различных сферах деятельности, выявления причинно-следственных связей и закономерностей развития, выработки необходимых управленческих решений.
В системе муниципального управления основными целями социально-экономического мониторинга являются оценка эффективности деятельности, осуществление рейтинга и прогнозирование развития муниципальных образований, которые позволяют выявить особенности трансформаций и наблюдающиеся тенденции, точки роста или новые угрозы, обеспечить государственные и муниципальные органы необходимой и достаточной информацией для предвидения и принятия необходимых решений.
Наблюдение, как целенаправленное объективное восприятие реальной действительности, даёт возможность в экономике, на основании статистических и иных данных, сформировать необходимую базу исходной информации, которая далее исследуется с применением соответствующей технологии в рамках необходимого контроля, анализа и экономико-математического моделирования с целью проведения рейтинга экономических объектов, сравнительной оценки их эффективности, прогнозирования развития.
Контроль экономической деятельности объектов за отчётный период проводится с позиций соответствия их наблюдаемого состояния желаемому или необходимому, определяемому законами и иными нормативными актами, прогнозами, планами, программами, договорами, проектами или соглашениями. С позиций муниципальной экономики, сопоставление фактических
5
данных осуществляется, как правило, с ретроспективными характеристиками и соответствующими прогнозными оценками в скользящем режиме, когда на смену отчётному периоду далее, через год, приходит следующий период.
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности необходим для выявления ретроспективных закономерностей трансформаций экономических и социальных процессов, выявления взаимосвязей факторов и результатов, изучения структуры того или иного экономического объекта с целью последующего прогнозирования, планирования и управления. В муниципальной экономике анализ проводится на основании совокупности целенаправленно выбранных абсолютных и относительных показателей с использованием разнообразных приёмов исследования, в том числе, монографического, сравнительного, индексного, графического и др.
Экономико-математическое моделирование, как формализованное воспроизведение функционирования экономических объектов и процессов, посредством их описания математическими зависимостями, на основе реальных эмпирических данных, является необходимым базисом проведения объективных оценок, предвидения развития в рамках прогнозирования и планирования. В муниципальной экономике экономико-математическое моделирование осуществляется или в динамике, по конкретным муниципальным образованиям, или в статике (чаще за последний отчётный год) по совокупности муниципальных образований региона.
На основе наблюдения, контроля, анализа и экономико - математического моделирования осуществляется информационное обеспечение социально-экономического мониторинга состояния и развития муниципальных образований региона, итогами которого являются их рейтинг и оценка эффективности функционирования, а также прогнозирование дальнейшего развития (на основе ретроспективных данных) (рисунок 1), с последующим сопоставлением прогнозных оценок с отчётными характеристиками.
Социально-экономический мониторинг муниципальных образований регионов осуществляется, как по итогам каждого отчётного года, так и в динамике, когда данные последнего периода сравниваются с ретроспективными характеристиками предыдущих лет, а также соответствующими прогнозными оценками.
_
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА
' ЭКОНОМИ- х НО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МО-ДЕЛИРОВА-НИЕ
РЕЙТИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА
Рисунок 1. Механизм информационного обеспечения социально-экономического мониторинга состояния и развития муниципальных образований региона
При этом, в социально-экономическом мониторинге состояния и развития муниципальных образований субъектов Федерации, в рамках простой или сложной итерации, осуществляется скользящий переход от прогнозных расчётов к наблюдению данных нового отчётного периода, с их сопоставлением и необходимой корректировкой прогноза следующего периода, соответственно, к дальнейшим расчётам и оценкам на основе индикативного подхода.
На уровне муниципальной экономики основными индикаторами, указателями социально-экономического развития, являются ориентирующие качественные характеристики того или иного явления (населения, уровня жизни и социальной сферы, потребительского рынка и др.), отражающие, с помощью системы соответствующих показателей, различные аспекты, необхо-
димые для комплексного изучения социально-экономического состояния и развития анализируемых территорий.
В последние годы индикативный подход широко применяется, как для комплексного изучения субъектов Федерации, так и отдельных отраслей или подсистем регионов. Вместе с тем, муниципальный уровень в этом плане по существу не изучен, что позволяет с позиций муниципальной экономики выделить соответствующую систему индикаторов, то сеть, указателей комплексного изучения социально-экономического состояния и развития муниципальных образований (рисунок 2):
Население Уровень жизни и социальная сфера
Институциона льная система
с Отраслевая сфера г ш Потребительский рынок
и Инвестиции, интенсивность, финансы и бюджет
г * Результаты деятельности V ^ Эффективность деятельности 1 )
Рисунок 2. Индикаторы социально-экономического состояния и
развития муниципальных образований региона
В итоге, предложенная система индикаторов позволяет всесторонне и комплексно изучить социально-экономическое состояние и развитие муниципальных образований того или иного субъекта Федерации с помощью соответствующих совокупностей конкретных показателей.
Так, индикатор уровня жизни и социальной сферы характеризуется среднесписочной численностью работников организаций, численностью безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников (целесообразно в сопоставлении с величиной прожиточного минимума и
8
стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг), просроченной задолженностью по заработной плате.
Комплексные оценки эффективности функционирования муниципальных образований и их рейтинга, а также прогнозирование социально-экономического развития, являющиеся итогами мониторинга, могут осуществляться, в зависимости от ставящихся задач, или порознь, или совместно. Первые две задачи реализуются за последний отчётный год, тогда как прогнозирование базируется на более длительной ретроспективе.
Эта разница во многом определяется тем фактом, что в том или ином случае используются различные исходные данные. Прогнозируются, как правило, абсолютные характеристики, такие как численность работников, совокупный оборот основных отраслей и др., тогда как прогнозные относительные показатели (производительность труда и т.п.) определяются расчетно, на основе соответствующих абсолютных характеристик.
Вместе с тем, рейтинговая оценка базируется на относительных характеристиках, так как сопоставление абсолютных данных, например, столицы региона с небольшим муниципальным районом неправомерно из-за многократно различных масштабов деятельности.
Специфической является оценка эффективности функционирования муниципальных образований региона, при которой на равных основаниях используются как абсолютные, так и относительные показатели, в зависимости от формирования экономико-математической модели, наиболее адекватной реальной действительности.
Эффектом является результат деятельности, измеряемый абсолютными характеристиками, начиная от выручки, на уровне предприятий, и валового выпуска, на уровне регионов, и заканчивая, соответственно, прибылью и валовой добавленной стоимостью, являющихся источниками воспроизводственного процесса.
Эффективность характеризует результативность деятельности, которая оценивается посредством отношения экономического эффекта с ресурсами, обусловившими получение того или иного результата. Классическими характеристиками эффективности являются показатели рентабельности, производительности труда, фондоотдачи.
Однако, по муниципальным образованиям валовая добавленная стоимость не исчисляется, а прибыль характерна только организациям, без учёта индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств и прочего. Некорректно считать по муниципальным образованиям характеристикой эффекта и муниципальный бюджет, так как в нём находится значительная, чаще превалирующая, доля дотаций. В связи с этим, показателем эффекта на уровне муниципальных образований могут выступать собственные доходы бюджета.
В свою очередь, оценка эффективности деятельности муниципальных образований затрудняется ещё и тем фактом, что на их уровне отсутствуют характеристики основных фондов, затруднено вычисление показателей рентабельности.
Кроме того, частные показатели эффективности характеризуют отдачу одного из факторов производства (трудовых ресурсов, используемых фондов и пр.). При этом, очевидно нарушение принципа адекватности, так как в каждом случае сопоставляется целое, результат, полученный благодаря системе факторов производства, только с одним из них. Здесь также налицо завышение частных показателей эффективности.
Необходимая комплексная оценка эффективности деятельности муниципальных образований осуществляется на основе многофакторного корреляционно-регрессионного анализа, позволяющего оценить реально существующие зависимости факторов и результатов экономической деятельности.
Муниципальные образования, функционирующие в региональной экономике, с позиций организации их деятельности, являются институциональными социально-экономическими системами в форме объединения, специ-
10
фическими особенностями которого выступают, во-первых, совместная деятельность людей, на основании целеполагания, для получения конкретного результата, во-вторых, процесс, в определённой совокупности последовательных действий, в-третьих, производство, с позиций осуществления видов экономической деятельности и создания тех или иных благ.
Воспроизводственный процесс и результаты деятельности муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) отражаются совокупностью разнообразных показателей, включающих социальные, экономические, отраслевые, финансовые и иные характеристики.
При этом, те или иные факторы по-разному опосредуют деятельность муниципальных образований региона, влияя как на результаты, так и на эффективность их функционирования, о чём свидетельствуют данные соответствующих аналитических группировок (таблица 1).
Таблица 1. Группировки муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, 2013г.
Группы МО Население, тыс. чел. Числ. работников организаций, чел. Среднемесячная зарплата, руб./чел. Кол-во субъектов предпринимат. Инвестиции в основной капитал, млн. руб. Оборот основных отраслей, млн. руб. Собственные доходы, млн. руб. Расходы муниц. Бюджета, млн. руб. ходов в расходах бюджета, %
по численности работников, тыс. чел.
до 4 35,6 2935 10059 1238 250,0 3591 62,4 366,2 17,0
от 4 до 6 53,4 4448 10290 1979 632,8 3544 116,4 527,9 22,0
св. 6 132,4 27111 12962 5725 889,0 14603 620,9 1285,6 48,3
по количеству субъектов предпринимательства
до 1700 35,0 3283 10286 1019 569,1 2991 80,6 405,0 19,9
от 1700-до 2500 58,5 6018 10228 2176 431,8 6268 139,3 542,9 25,7
св. 2500 130,7 24417 12763 6010 819,7 11047 570,2 1250 45,6
по обороту основных отраслей, млрд. руб.
до 3 43,4 3612 11097 1652 253,4 2153 86,4 415,4 20,8
от 3 до 5,5 55,7 4676 9756 1926 551,6 4712 108,0 517,9 20,9
св. 5,5 105,0 20748 11589 4510 997,7 12456 486,7 1085 44,9
по городским округам и муниципальным районам
города 127,5 26599 13443 5815 859,2 13724 619,6 1244 49,8
районы 48,8 4202 10079 1652 358,3 3799 99,3 475,2 20,9
муниципальных районов по зонам
степная 45,1 4153 9340 1331 601,3 4573 112,7 487,8 23,1
предгор. 57,4 4157 9950 2106 413,1 3823 98,4 503,5 19,6
горная 37,4 3624 10905 1381 476,7 3084 73,3 426,5 17,2
Расчеты по данным Кабардино-Балкариястат и Минэкономразвития КБР
Для оценки эффективности деятельности муниципальных образований региона предлагаем использовать алгоритм, сущность которого заключается в трёх последовательных этапах:
- логического отбора исходных показателей из информационной базы данных социально-экономического мониторинга муниципальных образований, расчёта их нормализованных значений, в баллах (на основе соотношения данных каждого муниципального образования со средними характеристиками по их совокупности);
- оценки тесноты связей изучаемых факторов и результатов, перебора возможных регрессионных функций и формирования наиболее адекватной реальной действительности многофакторной модели;
- определения, на основе регрессионной модели, расчётных характеристик результативного признака и, посредством их сравнения с фактическими данными, осуществления искомой оценки эффективности деятельности муниципальных образований.
В качестве результативного признака деятельности муниципальных образований региона необходимо использовать показатель собственных до-
ходов бюджета соответствующих муниципальных образований КБР, среди факториальных характеристик анализировались такие показатели, как количество субъектов предпринимательства, объём инвестиций в основной капитал, численность работников, отношение безработных к численности населения, совокупный оборот товаров и услуг, удельные веса в нём сельского хозяйства, промышленности и потребительского рынка.
В результате расчёта четырёх возможных моделей и их сравнительной оценки по коэффициентам тесноты связей и критерию Фишера была выявлена лучшая, более адекватно отражающая реальную действительность:
У = - 1,256 + 0,981Е-02Х1 + 0,858Х2 - 0,138Х3 + 0,109Х4 + 0,102Х5;
R=0,999; D=0,999; F=1387
где,
У - собственные доходы муниципальных бюджетов, баллы;
Х1 - количество субъектов предпринимательства, баллы;
Х2 - численность работников, баллы;
Х3 - отношение безработных к численности населения, баллы;
Х4 - совокупный оборот товаров и услуг, баллы;
Х5 - доля с.х. продукции в совокупном объёме, баллы.
Коэффициенты корреляции и детерминации, приближающиеся к единице, свидетельствуют об очень тесной зависимости изучаемого результативного признака от выделенных, в результате регрессионного моделирования, наиболее существенных факторов, что позволяет использовать полученную модель в аналитико-прогностических целях.
Подставляя в модель нормализованные значения выявленных факторов, можно определить расчётные параметры собственных доходов муниципальных бюджетов. Сопоставление фактических характеристик с расчётными даёт возможность выявить коэффициенты эффективности деятельности конкретных муниципальных образований региона, сущность которых заключа-
13
ется в том, что они фиксируют, в какой мере изучаемые муниципальные образования используют имеющиеся объективные возможности.
Таким образом, произведенные расчеты по предлагаемой методике, с позиций собственных доходов муниципальных бюджетов, позволили расположить районы Кабардино-Балкарской республики в определённом ранжированном порядке. Самые высокие коэффициенты эффективности характерны для Прохладненского района (1,174), городского округа Баксан (1,163) и Эльбрусского района (1,045), при наименьшем значении по Майскому району (0,763).
Библиографический список:
1. Бабков Г.А., Муратова Л.И., Понамаренко С.А. Методика экономических исследований и расчётов в региональной и сервисной экономике. -Шахты: ЮРГУЭС. - 2009.
2. Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой региона на основе применения методики сравнительной комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления// Региональная экономика. - 2011. - №36.
3. Коваль Т.В. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти региона/ Автореф. канд эк. наук. - Иркутск. - 2010. - disser-tat.com.
4. Шогенов Б.А., Хоружий В.И. Закономерности развития и эфектив-ность деятельности сельскохозяйственных организаций региона// Региональная экономика: теория и практика.- 2010.-№42 (177).