14. Tagirova, O. A. Financial aspects of functioning of the agricultural enterprises of Penza region // Problems of Economics. - M, 2007. - № 6.
15. Financial management: textbook / under edition of E. I. Shokhin. - M: Knorus, 2012.
16. Finance of organizations (enterprises): textbook / under edition of N.V. Kolchina - Unity-Dana, 2012. - 407 p.
17. Sheremet, A. D. Methods of financial analysis of activity of commercial organizations / Shere-met, A. D. Negashev E. V. - 2nd edition, rev. and added. - M., 2008. - 208 p.
УДК 637.1:631.152:519.2
СИСТЕМА ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА
В. М. Зимняков, доктор экон. наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, т. 8 (8412) 628151. e-mail: [email protected]
Рассмотрены основные рычаги государственного регулирования, используемые при индикативном планировании в сельском хозяйстве.
Выделены основные существенные признаки, которые необходимо учитывать в практике планирования и управления молочнопродуктовым подкомплексом.
Выявлена особенность, которая должна учитываться при разработке путей повышения эффективности молочнопродуктового подкомплекса в его индикативном планировании, которая состоит в том, что он функционирует как биотехникоэкономическая система.
Обоснована необходимость моделирования деятельности подкомплекса и функционирования прогнозной системы его хозяйствования, позволяющего определить перспективные результаты при различном соотношении факторов и аналитических показателей с ориентацией на прибыль и другие целевые показатели.
Для реализации системы планирования молочнопродуктового подкомплекса предложена система экономико-математических моделей и расчетов эконометрического типа.
Ключевые слова: молочнопродуктовый подкомплекс, индикативное планирование, экономико-математические модели, государственное регулирование, планирование, управление.
Новые экономические условия требуют использования принципов планирования с учетом влияния изменений внутренней и внешней среды, а также учета самостоятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому необходим переход к индикативному планированию, имеющему рекомендательный характер по отношению к сельхозтоваропроизводителям. Это означает право выбора сельскохозяйственными и другими товаропроизводителями АПК тех направлений и методов своей деятельности, ее результативных показателей, которые для них являются наиболее эффективными при действующем экономическом механизме и ситуации, складывающейся на рынке. В этих условиях ограничивающими показателями являются: размер субсидий и налогов, квоты, пошлины и т. п.
Рекомендательными должны быть как количественные (квоты на закупки сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды), так и качественные (показатели, обеспечивающие конкуренто-
способность продукции) производственно-экономическое параметры.
Среди существенных признаков индикативного планирования следует назвать рекомендательный, необязательный характер показателей плановых документов, ориентирующих их назначение, добровольность выбора одного из вариантов предлагаемого решения или неучастия в плановых мероприятиях, возможность последующего оформления индикативных плановых показателей с дополнительными соглашениями, договорами, контрактами или другими формами взаимных обязательств.
К этому следует добавить, что посредством индикативного планирования осуществляется координация интересов государства и субъектов хозяйствования.
В качестве основных рычагов государственного регулирования, используемых при индикативном планировании в сельском хозяйстве, предлагается использовать:
1. Цены (гарантированные, залоговые, закупочные, надбавки к ценам).
2. Кредит (субсидированный, товарный, инвестиционный).
3. Бюджет (бюджетные ссуды, компенсационные выплаты, лизинг, субсидии, авансирование при закупке в госфонды, финансирование мероприятий по госпрограммам).
4. Налогообложение (льготы по налогам, дифференциация налогов).
5. Страхование.
6. Внешне-экономическая деятельность (таможенные пошлины, поддержка экспорта [1].
На современном этапе развития отраслей действенным инструментом является заключение соглашений Минсельхоза РФ с регионами, а также соглашения регионов с муниципальными образованиями. Хозяйствующие субъекты для участия в реализации региональных и муниципальных отраслевых программ подают инвестиционные проекты и после приведения их к соответствующим требованиям становятся участниками выполнения целевых отраслевых программ и соглашений.
Ряд исследователей выделяют следующие существенные признаки, которые необходимо учитывать в практике планирования и управления молочнопродуктового подкомплекса: целостность (с прямыми и обратными взаимосвязями отраслей); динамическое равновесие между всеми элементами по обеспеченности производственными ресурсами и по научно-техническому уровню применяемой технологии; взаимосвязь элементов, непрерывность, ритмичность производства в рамках системы предприятий и организаций; иерархичность структуры и возможность управления ее развитием; системный анализ деятельности предприятий и отраслей общественного производства [2].
Специфическая особенность, которая должна учитываться при разработке путей повышения эффективности молочнопро-дуктового подкомплекса в его индикативном планировании, состоит в том, что он функционирует как биотехникоэкономичес-кая система: объективные циклы деятельности животноводства (биосистема) определяют в итоге масштабы перерабатывающей промышленности (технико-технологическая система) и других его сфер. Молочное скотоводство следует рассматривать не только как традиционную и социально значимую отрасль, но и имеющую организационно-экономическую специфику, которая способна создавать предпо-
сылки для более эффективного ведения молочного производства в условиях рынка. Распределительные отношения между отдельными предприятиями различных сфер подкомплекса лежат в основе эффективного функционирования всей экономической системы. Сущность этой системы проявляется в следующем.
При разработке организационно-экономического механизма регулирования подкомплекса, в том числе системы стратегических и оперативных планов на каждом уровне, следует учитывать основные его свойства, характеризующие экономическую сущность подкомплекса как системы.
Центральной проблемой развития мо-лочнопродуктового подкомплекса является формирование и организация специализированных молочно-сырьевых зон. Данные вопросы необходимо решать на основе: а) интенсивного развития центрального технологического звена подкомплекса - молочного скотоводства, где самой острой проблемой является повышение отдачи генетического и производственного потенциала; б) активной и направляющей роли молочной промышленности в организации сырьевой зоны и обеспечении развития сырьевых источников. В системе подкомплекса это ведущие комплексообразующие звенья, где следует сосредоточить усилия, чтобы поднять всю цепочку его производственной деятельности.
Мы разделяем мнение тех ученых, которые утверждают, что нужны принципиально новые подходы к организации, планированию и технологии производства в этой отрасли. В частности, для выявления возможностей повышения эффективности производства следует определить систему ее факторов, их взаимосвязь и степень использования [3-5], а также регулирование отраслей подкомплекса должно осуществляться через систему целевых индикаторов отраслевых программ.
Решение изложенных проблем должно быть воплощением множества взаимосвязанных задач, решать которые необходимо с учетом конкретных условий каждого хозяйства. Особенно важно обосновать оптимальные пропорции между отдельными элементами производства, обеспечить наилучшее использование всех производственно-экономических ресурсов, использовать неинвестиционные факторы повышения эффективности производства в молочном скотоводстве, (например, только обеспечение оптимальных пропорций между использованием кормовых ресурсов, молочным потенциалом коров и их пого-
Нива Поволжья № 2 (31) 2014 125
ловьем потребует в 2,3-2,5 раза меньше кормов, чем при расширении основного стада при низкой его продуктивности).
В то же время необходимо определить порядок формирования нормативов затрат на производство молока, при различных уровнях его интенсивности обосновать их величину. Нормативы затрат ресурсов должны устанавливаться исходя из экономически целесообразного уровня молочной продуктивности коров, прогнозируемой с учетом ресурсно-биологического потенциала отрасли, а также оптимальной структуры стада, обоснованной потребности в кормах, в земельных и трудовых ресурсах.
Специфичность системы индикативного планирования, регулирования и управления молочным подкомплексом заключается и в том, что она должна быть нацелена: а) на достижение его конечных результатов при одновременной оптимизации их на уровне каждой отрасли; б) на развитие интегрированных отраслей и производств при соблюдении целевого принципа: за исходное считать конкретный продукт, доведенный до потребителя. Для нас таким продуктом является ассортимент молочной продукции.
Применительно к молочнопродуктово-му подкомплексу мы видим следующие основополагающие линии: а) оптимизацию систем ведения базовых отраслей подкомплекса, обоснование их реальных возможностей; б) разработку рыночной стратегии функционирования составляющих подкомплекса и модели его развития в современных экономических условиях; в) формирование полноценного отечественного рынка молока и молочных продуктов [1, 6, 7].
Особое внимание следует уделить: а) проблеме повышения совокупной социально-экономической эффективности подкомплекса и молочно-продуктового рынка; б) обоснованию устойчивой производственно-отраслевой структуры предприятий молочного направления, специализации, параметрам перспективного развития с учетом закономерных связей между отраслями растениеводства и животноводства; в) оптимизации параметров развития молочного скотоводства в соответствии со спецификой природно-экономической среды; г) обоснованию организационно-экономической и производственной структуры подкомплекса с учетом развития интеграционных процессов [8, 9].
1. Анализ исходного состояния подкомплекса ;
2. Формализация целей и определение стратегии развития подкомплекса
3. Прогноз основных характеристик, целевых параметров и объ-
емов конечной продукции
;
4. Определение системы программных мероприятий для реали-
зации целей и стратегии развития подкомплекса
;
5. Согласование целей и ресурсов, прогноз обеспечения ресурсами
;
6. Разработка вариантов планов - прогнозов подкомплекса и ло-
кальных прогнозов отраслей и предприятий
;
7. Согласование и оптимизация вариантов, локальных прогнозов
;
8. Оценка и выбор вариантов ;
9. Выделение приоритетных мероприятий в составе вариантов и локальных прогнозов
Рис. 1. Этапы разработки системы индикативного планирования
мопочнопподуктового подкомплекса
1.Разработка локальных методик прогнозирования
2. Создание системы взаимодействующих моделей на базе локальных методик подкомплекса.
3. Уточнение и развитие отдельных локальных систем и методик
Рис. 2. Этапы разработки системы моделей индикативного планирования в молочнопоодуктовом подкомплексе
Необходимо моделирование деятельности подкомплекса и функционирования прогнозной системы его хозяйствования, позволяющего определить перспективные результаты при различном соотношении факторов и аналитических показателей с ориентацией на прибыль и другие целевые показатели.
Мы предлагаем разработку и реализацию системы индикативного планирования осуществлять в 9 этапов (рис. 1).
Данная схема может быть реализована на основе системы экономико-математических моделей (корреляционно-регрессионных, оптимизационных), балансовых методов и прямого счета.
Многообразие системообразующих факторов, действующих в подкомплексе, отсутствие механизма определения их комплексного воздействия не позволяют учесть их влияние при решении конкретных задач: это желательно, но весьма трудно [10, 11].
Поэтому при использовании системного анализа обозначились два уровня подходов: а) с рассмотрением ограниченного круга системообразующих, но с достаточно высокой числовой конкретизацией; б) с максимально возможным учетом взаимодействий и меньшей долей количественных характеристик. При этом следует использовать математическое моделирование как достаточно эффективное средство планирования-прогнозирования, способное обеспечить высокую степень обоснованно-
сти, своевременность и достоверность планов-прогнозов. Основное содержание процесса моделирования: конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделение его естественных характеристик или признаков; теоретический и экспериментальный анализ модели; сопоставление результатов моделирования с фактическими данными об объекте или процессе; корректировка технико-экономических параметров и структуры модели, ее целевых функций [12, 13].
Для реализации системы планирования молочнопродуктового подкомплекса необходима система экономико-математических моделей и расчетов эконометриче-ского типа, основанная на использовании статистической информации ретроспективного характера, оценке отдельных переменных величин, их параметров, а также формализации соотношений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему.
Разработка эконометрической системы моделей и расчетов индикативного планирования должна предполагать три этапа (рис. 2).
Как отдельные модели, так и система моделей планирования, должны отвечать требованиям, содержание которых сводится к следующим положениям: иметь четкую последовательность (алгоритм) составления плана-прогноза при имеющемся харак-
Нива Поволжья № 2 (31) 2014 127
тере и значениях исходной информации; учитывать многофакторные связи прогнозируемых процессов и параметров, выявлять наиболее устойчивые закономерности и тенденции в процессе анализа получаемых результатов, содействовать согласованию планов-прогнозов, обеспечивая их непротиворечивость и взаимную корректировку [14,15].
Таким образом, эконометрическая система моделей и расчетов индикативного планирования молочнопродуктового подкомплекса может быть представлена как совокупность методик и моделей, позволяющих дать согласованный прогноз его развития, основанный на изучении производственных и социально-экономических тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках, на имеющихся ресурсах, потребностях общества и их динамике.
Реализация данных целей в системе индикативного планирования достижима на основе программно-целевого метода, позволяющего: усилить социально-экономическую и макроэкономическую направленность развития подкомплекса; выделить в нем совокупность подпрограмм в виде «дерева целей»; сочетать отраслевые и межотраслевые интересы и обеспечить взаимоувязанное развитие элементов системы. Основными требованиями и элементами данного подхода являются: четкая целевая направленность на конечные результаты; комплексный охват решениями всех стадий воспроизводства, включая завершающую стадию конечного потребления; вариантный анализ возможного решения проблем и необходимых для этого ресурсов; централизация функций методического и экономического регулирования в едином органе программного управления.
Литература
1. Серков, А. Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве / А. Ф. Серков. - М.: Ин-формагробизнес, 1996. - 162 с.
2. Абрамова, Г. К. Оптимизация производства продукции молокоперерабатывающего предприятия / Г. К. Абрамова, В. М. Зимняков // Животновъдни науки (Болгария, София). - 2003. -№ 1-2.
3. Суровцев, В. Проблема развития молочного скотоводства / В. Суровцев // АПК: экономика, управление. - 2011. - № 11. - С.64-71.
4. Векленко, В. Прогноз развития молочно-продуктового развития Курской области /
B. Векленко, М. Черкашина // АПК: экономика, управление. - 2012. -№ 4. - С. 50-55.
5. Ахметов, Д. Г. Продовольственная безопасность Российской Федерации: современное состояние и возможности обеспечения/ Д. Г. Ахметов, Д. И. Файзрахманов // Вестник Казанского ГАУ. - Казань, 2011. - № 4. - с.10-15.
6. Дозорова, Т. А. Регулирование рынка молока и молочного скотоводства / Т. А. Дозорова, Е. В. Банникова // Вестник УГСХА. - 2012. -№ 4(20). - С.143-145.
7. Столярова, О. А. Проблемы обеспечения населения Пензенской области молоком и молочной продукцией / О. А. Столярова // Нива Поволжья. - 2012. - № 2 (23). - С.103-110.
8. Сердобинцев, Д. В. Совершенствование механизма взаимодействия в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях молочнопродуктового подкомплекса АПК Поволжья / Д. В. Сердобинцев, Е. В. Дружинина // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2011. - № 8.
9. Винничек, Л. Б. Методические аспекты оценки системы планирования в сельскохозяйственных организациях / Л. Б. Винничек, Т. В. Харитонова // Нива Поволжья. - 2013. - № 1 (26). -
C.89-93.
10. Столярова, О. А. Молочный подкомплекс Пензенской области / О. А. Столярова // Нива Поволжья. - 2013. - № 1 (26). - С.104-110.
11. Котарев, В. Молочный комплекс Воронежской области в условиях вступления России в ВТО / В. Котарев, Г. Овсянникова, Н. Гридяева // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 8. -С.63.
12. Абрамова, Г. К. Модел за оптимално функциониране на отрасъл млечно говедовъдство / Г. К. Абрамова, В. М. Зимняков, А. В. Зимняков // Икономика и управление на селското стопанст-ва (Болгария, София). - 2003. - № 1.
13. Зимняков, В. М. Стратегия развития продуктовых подкомплексов / В. М. Зимняков, В. А. Гудашев, А. Ю. Сергеев // Нива Поволжья. - 2012. - № 3 (24). - С. 80-85.
14. Оксанич, Н. И. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций / Н. И. Оксанич. - М.: Восход-А, 2007. - 416 с.
15. Зимняков, В. М. Модернизация агропромышленного производства: проблемы и механизмы / В. М. Зимняков, А. Ю. Сергеев // Нива Поволжья. -2012. - № 4 (25). - С.101-104.
UDK 637.1:631.152:519.2
SYSTEM OF INDICATIVE PLANNING OF MILK-PRODUCING SUBCOMPLEX
V. M. Zimnyakov, doctor of economic sciences, professor FSBEE HPT «Penza SAA», Russia, t. 8 (8412) 628151. e-mail: [email protected]
The article deals with the main implements of state regulation, used in indicative planning in agriculture.
The most essential signs which should be considered in planning practice and regulation of milk-producing subcomplex have been underlined.
The feature that should be taken into account when developing ways to increase the efficiency of milk-producing subcomplex in its indicative planning has been identified. This means that it functions as bio-technological and economic system.
The necessity of modeling the activities of the subcomplex and functioning of the forecast system of its management has been substantiated. This modeling enables to determine promising results with different ratio of factors and analytical indicators with a focus on profit and other targets.
For the fulfillment of planning system of milk-producing subcomplex the system of economic-mathematic models and calculation of econometric type has been suggested.
Key words: milk-producing subcomplex, indicative planning, economic-mathematic models, state regulation, planning, management.
References:
1. Serkov, A. F. Indicative planning in agriculture / A. F. Serkov. - M: Informagrobusiness, 1996. -162 p.
2. Abramova, G. K. Optimization of production produce of milk-processing enterprise / G. K. Abramova, V. M. Zimnyakov // Zivotnosti nauki (Sofia, Bulgaria). - 2003. - № 1-2.
3. Surovtsev, V. Problem of development of dairy cattle breeding / V. Surovtsev // Agrarian and industrial complex: economy, management. - 2011. - № 11. - P.64-71.
4. Veklenko, B. The forecast of the development of the dairy product branch in Kursk region / V. Veklenko, M. Cherkashina // Agrarian and industrial complex: economy, management. - 2012. -№ 4. - P. 50-55.
5. Akhmetov, D. G. Food security of the Russian Federation: current status and opportunities of maintenance/ A. G. Akhmetov, D. I. Fayzrakhmanov // Vestnik of Kazan SAU. - Kazan, 2011. - № 4. -P. 10-15.
6. Dozorova, I. A. Regulation of the market of milk and dairy cattle-breeding / T. A. Dozorova, Ye. V. Bannikova // Vestnik of USAA. - 2012. - № 4(20). - P.143-145.
7. Stolyarova, O. A. Problems of providing the population of Penza region with milk and dairy products / O. A. Stolyarova // Niva Povolzhya. - 2012. - № 2 (23). - P. 103-110.
8. Serdobintsev, D. V. Improving the mechanism of interaction in the agricultural and processing enterprises of milk-producing subcomplex of AIC of Volga region / D. V. Serdobintsev, Ye. V. Druzhinina // Vestnik of Saratov state agricultural university in the name of N. I. Vavilov. - 2011. - № 8.
9. Vinnichek, L. B. Methodological aspects of the assessment of planning system in agricultural organizations / L. B. Winnick, T. V. Kharitonova // Niva Povolzhya. - 2013. - № 1 (26). - P.89-93.
10. Stolyarova, O. A. Dairy subcomplex in Penza region / O. A. Stolyarova // Niva Povolzhya. -2013. - № 1 (26). - P. 104-110.
11. Kotarev, V. Dairy complex of Voronezh region in the conditions of Russia's entry to the WTO / V. Kotarev, G. Ovsyannikova, N. Gridyayeva // AIC: economy, management. - 2012. - № 8. - 63 p.
12. Abramova, G. K. Model for optimalna funkcioniranje on otrasl milky goodbyeto / G. K. Abramova, V. M. Zimnyakov, A. V. Zimnyakov // Ekonomika and management at SELSKoE of stopanstvo (Sofia, Bulgaria).- 2003.- № 1.
13. Zimnyakov, V. M. The development strategy of food stuffs subcomplexes / V. M. Zimnyakov, V. A. Gudashev, A. Yu. Sergeev // Niva Povolzhya. - 2012. - № 3 (24). - P. 80-85.
14. Oksanych, N. I. Economic sustainability of agricultural organizations / N. I. Oksanych. - M: Voskhod-A, 2007. - 416 p.
15. Zimnyakov, V. M. Modernization of agro-industrial production: problems and mechanisms / V. M. Zimnyakov, A. Yu. Sergeev // Niva Povolzhya. - 2012. - № 4 (25). - P.101-104.
Нива Поволжья № 2 (31) 2014 129