разрешения проблемы в контракте?
III. Что безопасно обсуждать с клиентом или семьей?
IV. Что опасно, запрещено и трудно обсуждать с клиентом или семьей? Ранжируйте «трудные» темы.
V. Психолог не связался с «отрезанными» членами системы потому, что...
VI. Что клиент или семья уже пробовали для разрешения проблемы?
VII. Какая запоминающаяся деталь этого случая?
VIII. Какая информация отсутствует или еще не собрана по этому случаю?
IX. Каковы сильные стороны клиента и семьи?
X. Какие отношения надо улучшить?
XI. О чем психолог больше всего беспокоится?
XII. Вопросы супервизору.
Дополнительные вопросы
1) Каковы подразумевающиеся цели клиента или семьи?
2) Каковы могут быть отрицательные последствия решения проблемы клиента или семьи?
3) Психолог обнаружил, что избегает обсуждать вопросы, касающиеся.
1. Кулаков С. А. Практикум по супервизии в консультировании и терапии. СПб.: Речь, 2002. — 236 с.
2. Хейли Дж. Что такое психотерапия. СПб.: Питер,
2005. — 224 с.
3. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. — СПб.: Речь, 2008. — 352 с.
УДК / UDC 378.245 С. А. Прокопенко
S. Prokopenko
СИСТЕМА И РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
THE SYSTEM AND RESULTS OF METODOLOGICAL TRAINING OF APPLICANTS
Показана актуальная для России проблема подготовки качественных диссертационных работ. Продемонстрирована разработанная система методологической подготовки соискателей к сотворению качественных, безупречных диссертаций. Приведены результаты проведения методологических семинаров в ряде вузов Сибири. Представлены интеллектуальные обретения аспирантов двух вузов после проведенных у них методологических семинаров. Постановка системы методологической подготовки обеспечивает условия для сотворения безупречных диссертаций.
An actual problem dealing with preparation of high-quality dissertations in Russia is studied in the article. Specially created system of methodological training of applicants for the creation of high-quality and irreproachable dissertations is suggested. The author describes the results of holding of methodological seminars in a number of universities in Siberia. Setting of the system of methodological training provides conditions for creation of irreproachable dissertations.
Ключевые слова: университет, диссертация, соискатель, качество, затруднение, систе-
ма, семинар, методология, подготовка, обретение, интеллектуальный.
Keywords: university, dissertation, applicant, quality, difficulty, system, seminar, methodology, training, gaining, intellectual.
В последнее время в России остро встал вопрос качества подготовки специалистов высшей научной квалификации. Вскрытие целого ряда случаев недобросовестного получения ученых степеней, плагиата в диссертациях, фальсификации публикаций и т. д. обнажило пласт проблем с подготовкой и защитой кандидатских и докторских диссертаций. В ближайшее время следует ожидать ужесточения требований со стороны Высшей аттестационной комиссии к качеству диссертационных исследований, к их принимающим диссертационным советам, экспертизе работ на всех уровнях. Требуется изменение работы аспирантур (докторантур) в направлении повышения их эффективности. При этом за ростом количества защищенных диссертаций нельзя упустить содержательную сторону исследований. Качество представляемых результатов должно
соответствовать последним требованиям к научно-квалификационным работам такого рода.
Общение с аспирантами и соискателями степени кандидата наук показало, что в большинстве своем они стремятся к повышению научной квалификации и готовы к еще большей отдаче, но вынуждены «топтаться», тратить время и совершать ошибки в силу слабого понимания цели, смутного видения пути к ней и недостаточной веры (а может быть, у меня не получится?] в свои силы по ее достижению. Научные руководители, вероятно вследствие большой занятости, не могут выделять аспирантам необходимое время на общенаучное развитие, методологическую подготовку, формирование научной культуры, объяснение сути и структуры диссертации, назначения ее отдельных частей и т. д. Без этого, понятно, не может состояться настоящий ученый. Многие годы с советских времен в аспирантуре соискатели проходят языковую и философскую подготовку, но этого мало. Современному молодому ученому необходимо системное пони-
мание науки, осознание ее значения в обществе и конкретно для него, требуется основательное методологическое развитие, формирование позитивного исследовательского духа. Кто-то в аспирантуре должен показать молодому человеку диссертацию как часть системы «наука» и систему в диссертации, ее строгость и стройность, содержание и назначение структурных элементов, философскую глубину исследования, возможность «полета души» при прорыве к новым представлениям и т. п.
В связи с тем, что Минобразования выставляет эффективность работы аспирантур в качестве аккредитационного требования, то руководство прогрессивных вузов стало искать пути изменения технологии работы с молодыми учеными для существенного роста их результатов. Автору довелось принять участие в постановке системы методологической подготовки соискателей в нескольких вузах Сибири. Общий вид системы можно изобразить схемой, представленной на рисунке 1.
Цель системы:
быстрый вывод соискателей на уровень методологической готовности к сотворению безупречной диссертации.
Функция системы:
формирование у соискателей ЯСНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПУТИ выхода на докторский уровень (через промежуточный кандидатский), ПОНИМАНИЯ сути безупречной диссертации и ВЕРЫ в свою способность ее сотворения.
Форма: ежегодное проведение серии занятий методологического семинара Управление системой: управление магистратуры, аспирантуры и докторантуры
Ресурсы системы: - учебная аудитория;
- компьютерное и проекторное оборудование;
- финансы;
- интеллект не ниже магистерского уровня.
Технология работы системы:
1. Прием в магистратуру, аспирантуру и докторантуру.
2. Заключение взаимовыгодного договора с ведущим методологического семинара.
3. Формирование групп (по 20-25 чел.) из соискателей ученой степени и составление графика проведения семинара.
4. Проведение серии занятий методологического семинара по группам.
5. Оценка степени приращения методологического уровня аспирантов.
6. Устранение несоответствий достигнутого уровня требуемому.
Результаты системы:
1. Освоение соискателями уровня методологической готовности сотворения безупречной диссертации.
2. Сокращение времени подготовки и защиты диссертации.
3. Приращение уровня научной квалификации, личной компетенции и конкурентоспособности.
Рис. 1. Система методологической подготовки соискателей в вузе
Формой постановки указанной системы в вузе является методологический семинар, проводимый через ряд занятий по разработанному плану. В ходе занятий с участниками разбираются важные для них вопросы:
— каковы функции уровней кандидата и доктора наук в обществе, в чем отличие кандидата наук от инженера, отличие доктора наук от кандидата;
— почему толстая кандидатская диссертация не перевешивает на весах тонкую докторскую, в чем разница между кандидатской и докторской диссертациями;
— алгоритм выхода на докторский уровень научной квалификации через промежуточный кандидатский;
— как должен жить и трудиться соискатель ученой степени, чтобы сотворить диссертацию в отведенный аспирантурой срок;
— какова горизонтальная и вертикальная структура диссертации;
— понятие безупречной диссертации и их примеры;
— соотнесение темы и цели диссертации;
— алгоритм сотворения диссертации и содержание ее элементов;
— разница между научным положением и научной новизной и многое другое.
Автор уже пять лет содействует вузам в методологической и общенаучной подготовке соискателей, обеспечивая быстрое освоение ими уровня готовности к сотворению качественных, безупречных диссертаций. За это время было проведено больше 20 семинаров в НИ ТПУ, Кемеровском филиале РГТЭУ, Юр-гинском филиале ТПУ, недавно прошел семинар в КемГУ.
Семинары проходят весьма продуктивно, после чего соискатели начинают понимать цель, видеть путь к ней и обретают веру в свою способность достижения этой цели. То есть главные препятствия, сдерживающие аспирантов и докторантов, удается преодолеть. Интеллектуальные обретения всех участников (докторантов и аспирантов) последнего семинара в НИ ТПУ можно посмотреть на сайте [1]. В таблице 1 приведены интеллектуальные обретения некоторых аспирантов.
Таблица 1
Интеллектуальные обретения участников методологического семинара в НИ ТПУ (проведен 11—15 апреля 2011 г.)
№ Уровень познанного Интеллектуальные обретения на семинаре
АСПИРАНТЫ И СОИСКАТЕЛИ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Систематизированный алгоритм выполнения, апробации и аттестации диссертации 2. Сколько мыслей может выразить человек за 1, 3, 5 минут и т. д.
Понял(а): 1. Алгоритм выполнения, апробации и аттестации диссертации 2. Объект и предмет исследования 3. Научные положения и новизна
1 Понял(а), что моя диссертация: 1. Еще совсем не готова 2. Необходимо многое систематизировать
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Ежедневно буду заниматься диссертацией, т. к. предстоит еще очень много работы. 2. Нужно углубиться в тему работы. 3. Нужно систематизировать все то, что я наработала
На мой взгляд, метод Прокопенко: Интересный, разносторонний, толкающий к дальнейшему личностному развитию
И вообще, хочу сказать, что. Я получила много полезной информации не только в плане диссертации. Хочу теперь прочитать книги, которые показали на семинаре, и стараться отдавать меньше времени сну
Ф. И. О. (не указаны)
г Узнал(а): 1. Алгоритм пути от аспиранта до доктора наук 2. Как сотворить безупречную диссертацию 3. Метод понимания слов и определений в корнях 4. Правила и ошибки: в написании диссертации, в выделении важного, сути, в защите в диссовете и в ВАК
Понял(а): 1. Структуру и алгоритм безупречной диссертации 2. Преимущества кандидатов и докторов наук 3. Процесс защиты диссертации и что никогда не стоит опускать руки и сдаваться
Продолжение таблицы 1
2 Понял(а), что моя диссертация: Требует переосмыслить задачи, которые я поставил(а), не хватает методов исследования, научных положений
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: Встречусь с преподавателями для того, чтобы услышать их рекомендации в отношении выбранной темы для исследования
На мой взгляд, метод Прокопенко состоит в: Том, чтобы учиться на ошибках, опыте, успехе других людей, равняться на лучших, несмотря на сложности в любых ситуациях. В методе присутствует расположение всей массы слушателей к своей речи; положительное и дружественное расположение на продуктивную работу с самых первых минут семинара. Отношение к обучающимся, как к коллегам. В методе присутствует распределение мозговой нагрузки путем смены типа лекции несколько раз, от структур и классификаций к ознакомлению с плодами великих ученых и опять к серьезной работе
И вообще, хочу сказать, что. Спасибо Вам!
3 Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Практически все новое для меня 2.Структуру диссертации 3. Ключевые понятия для соискателя ученой степени 4. Алгоритм выполнения, апробации и аттестации диссертационной работы 5. Многое другое: о жизни, творчестве нескольких великих людей (Галкин, Крылов, Тимофеев-Ресовский), о словобразовании, интересных открытиях, изобретениях и др.
Понял(а): 1. Нужно бороться с ленью, эффективнее использовать время 2. Тема будущей работы должна быть узкая и глубокая, плагиата не бояться 3. Я неорганизованный одиночка — нужно общение 4. Все-таки будет трудно не свернуть с пути
Понял(а), что моя диссертация: 1. Имеет шанс на появление 2. Если появится — будет безупречной
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Заведу тетрадь событий/мыслей 2. Тему диссертации выберу после анализа материалов семинара и обсуждения со знающими и заинтересованными людьми
На мой взгляд, метод Прокопенко состоит в том, чтобы: — Подать материал доступно; — подать материал интересно; — вдохновить; — и получить отдачу
И вообще, хочу сказать, что. Было полезно не только с точки зрения диссертации. Поднять голову, оглянуться, отвлечься от рутины. и увидеть много интересного вокруг. Это вдохновляет на. разное
4 Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Интересные факты из жизни великих людей 2. Структуру автореферата 3. Цитаты 4. Компетенция, ответственность
Понял(а): 1. Различие объекта и предмета исследования 2. Актуальность и новизна
Понял(а), что моя диссертация: 1. Нуждается в переработке 2. Переписать цель работы 3. Доступнее и короче описать методы
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Сокращу предложения, разбив их на более короткие 2. Учту полученные знания для написания доклада на защиту
На мой взгляд, метод Прокопенко состоит в: Психологическом убеждении, что человек может все
И вообще, хочу сказать, что. Я получила дальнейший толчок для творения моей диссертации. Если в тяжелейших условиях люди могли заниматься наукой, то, значит, и я смогу в практически «тепличных» условиях
5 Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Особенности современной структуры автореферата 2. Формулу цели диссертационной работы 3. Что за 1 минуту доклада можно высказать 3 мысли, а за 20 минут — 60 4. Как проходит процедура утверждения в Диссертационном совете и в ВАК 5. Оригинальный подход С. А. Прокопенко к исследованию конкуренции 6. О жизнедеятельности многих великих людей
Продолжение таблицы 1
Понял(а): 1. Защита диссертационной работы — необходимый (важный!) этап развития меня как личности 2. Непременно хочу приблизить диссертационную работу к состоянию идеальной 3. Необходимо завести «тетрадь развития» 4. Важно обсуждать проблемы по теме диссертационного исследования не только с деятелями науки, но и с представителями реального сектора экономики
Понял(а), что моя диссертация: 1. Требует доработки и корректировки 2. Должна быть прочитана как минимум 3 практиками и 5 теоретиками 3. Может быть представлена в виде простой схемы
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Проверку логического построения структуры диссертационного исследования 2. Анализ проработанности заявленной темы 3. Проверку на соответствие требованиям ВАК
На мой взгляд, метод Прокопенко состоит в: Использовании системы оригинальных педагогических приемов с целью максимального усвоения (понимания) изложенного материала. Слушая лекции Сергея Артуровича, я не замечала как «пролетали» 4 часа!
И вообще, хочу сказать, что. Сергей Артурович, ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Благодаря Вашим семинарам возникло непреодолимое желание «занырнуть» как можно глубже и «вынырнуть» с идеальным диссертационным исследованием! Хочу выразить огромную БЛАГОДАРНОСТЬ Научной Школе В. А. Галкина
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Структуру безупречной диссертации 2. Отличия между докторской и кандидатской диссертациями 3. Жизнь многих великих людей, таких как А. Н. Крылов, В. И. Вернадский и др. 4. Качества ученого 5. Формулу статьи, за которую заплатят 6. И еще много-много интересных фактов, понятий, определений, эпиграфов, эпилогов
В Понял(а): 1. На примере военной разведки — научную разведку 2. Какими качествами должен обладать ученый, то есть Я 3. Что значит: задачи, научная новизна, научные положения и личный вклад 4. Что необязательно тема диссертации должна охватывать широкую область, пусть будет по узкой тематике, но глубокой
Понял(а), что моя диссертация: 1. Обязательно будет соответствовать структуре, которую дал С. А. Прокопенко 2. Узкой тематики, но не надо бояться и «занырнуть» как можно глубже 3. Будет написана!!! 4. Посмотрю другим взглядом на вещи
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Изменюсь сама: должна соответствовать тем качествам, которые мы сообща написали на лекции 2. Начну готовить и обрабатывать материал диссертации более осмысленно
На мой взгляд, метод Прокопенко состоит в: 1. Равном отношении между лектором и слушателями 2. Обсуждении совместном после лекции о понятом и полезном 3. Открытии контакта (налаживании) через рукопожатие 4. Представлении материала, совмещая его с очень интересными фактами: сидишь на лекции, слушаешь и не устаешь!
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Как, а главное, ЗАЧЕМ, написать безупречную диссертацию, а самое главное, что мне это даст и что я смогу дать обществу? 2. Примеры и приемы достижения цели. 3. Многое из жизни уже состоявшихся ученых, что заставляет (подталкивает) стремиться дальше. 4. Что философия — достаточно интересный предмет
7 Понял(а): 1. Что меня не устраивает в моей Н-МК. 2. Как дальше действовать и куда разворачивать свою дисс-ю, чем мне может и должен помочь руководитель. 3. Что я созрела для написания КД. Что мне это действительно важно. 4. Что я достаточно проницательная и изобретательная личность. 5. Что у меня есть время на диссертацию
Понял(э). что моя диссертация: 1. Далека от безупречной. 2. Будет успешной и полезной. 3. Будет отличаться от других на схожие темы, причем радикально! 4. Будет незабываемой школой жизни и подтолкнет к дальнейшему развитию
Окончание таблицы 1
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Все, что в моих силах! 2. Уже пересмотрела цель, название, направление 3. Изменю, насколько это возможно, свою работу с научным руководителем
7 На мой взгляд, метод Прокопенко состоит в: Объяснении, казалось бы, сложных вещей через доступные простые примеры, что подталкивает людей делать то же самое!
И вообще, хочу сказать, что. Огромное спасибо! Теперь у меня не то, что «глаз горит», а волосы на голове шевелятся от безграничного желания приложить все усилия для работы над диссертацией
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Структуру диссертации 2. Ключевые понятия для соискателя 3. Алгоритм выполнения диссертации
Понял(а): 1. Структуру диссертации 2. Научную новизну 3. Формулировки: темы, цели, объекта исследования
Понял(а), что моя диссертация: Имеет место быть
8 Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: Начну делать
На мой взгляд, метод Прокопенко состоит в: Нестандартном подходе к созданию диссертации. Теперь я понимаю, что диссертация — это искусство, ее надо творить, нести
И вообще, хочу сказать, что. Что в данный момент в голове творится полный хаос, ведь на мои предыдущие знания наложились новые, абсолютно противоположные. Теперь необходимо укладывать заново кирпичи в голове, но на выходе будет крепкий «дом». Спасибо! Данный семинар необходим для тех, кто только задумывается о написании — это вселяет уверенность плюс появляется план сотворения. Также семинар будет нужен для тех, кто уже вышел на финиш - для психологической поддержки. Поэтому очень хотелось бы посетить Ваш семинар еще раз
И вообще, хочу сказать, что. Все мы пришли на семинар сделать себя счастливее. Вы нам в этом помогли. Спасибо Вам
В начале 2013 г. была достигнута договоренность с руководством Кемеровского государственного университета (КемГУ) на проведение семинара с соискателями ученой степени.
Отзывы о семинаре и интеллектуальные обретения аспирантов и докторантов КемГУ можно посмотреть на его сайте [2]. В таблице 2 представлены обретения некоторых аспирантов.
Таблица2
Интеллектуальные обретения участников методологического семинара в КемГУ (проведен 20.02.2013—13.03.2013)
№ Уровень познанного Интеллектуальные обретения на семинаре
АСПИРАНТЫ И СОИСКАТЕЛИ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Механизм и алгоритм написания диссертации 2. Ключевые моменты, на которые необходимо обращать внимание при оформлении работы 3. Много литературных источников, которые могут помочь в дальнейшей работе 4. Как много времени каждый день можно уделять диссертации!
1 Понял(а): 1. Насколько важна личная заинтересованность в изучаемом предмете 2. Сколь интересной может быть работа над диссертацией 3. Как важна красота в понимании и изложении изучаемого предмета 4. Что моя диссертация нужна в первую очередь мне
Понял(а), что моя диссертация: 1. Нуждается в смене идеи, темы и подхода 2. Должна создаваться вместе с научным руководителем 3. В данное время никуда не годится
В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие
Продолжение таблицы 2
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: Потребности смены темы и изучаемой области проблем (или необходимости изменения отношения к старой теме)
Для повышения качества своей 1. Найду актуальную (и главное интересную) тему 2. Распланирую время и предполагаемые результаты на весь период написания
1 диссертации я теперь сделаю: диссбртэции 3. Найду действительно полезное и ценное практическое приложение для диссертации
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: — из 5 баллов — в рублях 5 баллов 101000 рублей
И вообще, хочу сказать. На самом деле, последние полгода основным вопросом было — закончить работу или все-таки бросить? Благодаря Вашему семинару я понял, что эту работу необходимо довести до конца. Большое Вам спасибо!
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Алгоритм построения диссертации 2. Определения основных понятий, с которыми работаю не один год. Как выяснилось — я их трактовала не совсем точно, правильно 3. Процедуру защиты диссертации 4. Формулу цели (от нее многое зависит в структуре научной работы) 5. Как нужно преподнести свою работу на защите
Понял(а): 1. Что диссертацию реально написать в тех условиях, в которых я работаю, живу. Осталось только правильно распределить время 2. От чего нужно мне оттолкнуться сейчас, чтобы в сжатые сроки написать диссертацию 3. Как построить диссертацию, чтобы получилась качественная работа
Понял(а), что моя диссертация: Находится в «сыром» состоянии. Необходимо работать и работать
З В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие На территории нашей области остались незатронутые деятельностью человека площади земли (почвы). А так ли они не затронуты? Возможно ли, что непрямое воздействие человека оказывает губительное воздействие на почву, лесное сообщество?
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: В нехватке времени. Но, исходя из последней лекции, я поняла, что в какой-то степени неправильно распределяю время. А также проблемы из-за того, что есть желание провести много опытов, а это не особо нужно для моей темы диссертации
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Сейчас я работаю над составлением автореферата. От него уже буду отталкиваться и формировать саму диссертацию. 2. Буду прорабатывать каждое слово, каждое определение, каждое предложение. 3. Благодаря появившемуся вдохновению я сотворю хорошую (надеюсь на это) диссертацию!
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: — из 5 баллов — в рублях 5+ баллов 20000 рублей
И вообще, хочу сказать. Выражаю Вам огромную благодарность за проведенный семинар! Спасибо! Он помог мне наметить путь, по которому мне сейчас нужно идти, работать
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Ценность точности и значимости слов в процессе формулирования предложений 2. О вариантах и последовательности при написании кандидатской 3. Алгоритм написания кандидатской 4. Принципы построения каждой части кандидатской 5. Основные понятия и их роль в диссертации
З Понял(а): 1. Каким образом построить свою кандидатскую 2. Необходимость корректирования темы диссертации 3. Каким хочу быть кандидатом в качественном плане 4. Краткость может заключать в себе большую силу
Понял(э). что моя диссертация: 1. Крайне несовершенна, но очень перспективна 2. Научные руководители бывают разными, как и их методы работы с аспирантами, поэтому на мою кандидатскую научный руководитель пока оказывает наименьшее воздействие 3. В настоящий момент содержит много «воды», слишком объемные и содержательные пункты (параграфы)
Продолжение таблицы 2
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Отдельный план для каждого пункта 2. Пересмотрю приоритеты между пунктами 3. Уделю больше внимания практической части 4. Уделю больше внимания и времени формулированию цели, задач, НН, НП моей работы
3 Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: — из 5 баллов — в рублях 5 баллов 288000 рублей
И вообще, хочу сказать. Огромное спасибо за заложенный Вами положительный, творческий подход. Благодаря Вам больше буду стремиться к целостности
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Что многие научные термины мы трактуем неправильно и путаем 2. В диссертации должна быть выдержана структура, все части должны быть связаны, и каждая клеточка должна быть наполнена верным содержанием 3. Необходимо соблюдать алгоритм выполнения работы
Понял(а): 1. Что к созданию диссертации нужно подходить с творческой стороны, учитывать все нюансы и не бояться «каши» в голове 2. Главное помнить — совершенствуя дилижанс, никогда не создать автомобиль
4 Понял(а), что моя диссертация: Требует кардинального переосмысления, доработки основных положений, содержания
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: Выброшу все старое и начну с чистого листа
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: — из 5 баллов — в рублях 5+ баллов 1000000 рублей
И вообще, хочу сказать. Сергей Артурович, огромное Вам Спасибо за эти 20 часов, проведенных с пользой для всех нас!
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Структуру и алгоритм защиты диссертации 2. Автореферат, диссертация, доклады должны строиться от НП 3. Формулу формулы метода 4. О личном опыте С. А. Прокопенко и других в написании и защите диссертации
Понял(а): 1. Необходимость самоорганизации 2. Использование приобретенных знаний в процессе написания
Понял(а), что моя диссертация: 1. Не соответствует желаемому уровню 2. Требует конкретизации постановки цели и задач
5 В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие Заключающееся в необходимости использования эффективных алгоритмов минимизации для моделирования различных процессов человеческой деятельности
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: Сборе статистических данных, структуризации материала
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Постараюсь выстроить процесс написания в соответствии с теми принципами, о которых узнал 2. Напишу автореферат для того, чтобы «закончить» диссертацию
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: — из 5 баллов — в рублях 5 баллов 150000 рублей
Ф. И. О. (не указаны)
6 Узнал(а): 1. Лучше узнал научный мир, его законы и правила 2. Что наука может быть и достаточно веселым занятием 3. Что значит испытать чувство, когда открываешь что-то новое для себя, эпитет «кайф» в науке
Понял(а): 1. Связь философии и ее роль в различных научных дисциплинах 2. Какое место наука может занимать в жизни человека, менять, переворачивать внутренний мир, окрылять и поднимать его
Окончание таблицы 2
Понял(а), что моя диссертация: 1. «Каша». 2. Требует порядка входящих в нее компонентов. 3. Требует рецепта приготовления. 4. Осталось «приготовить»
В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие Хочется обратить внимание на актуальную и современную проблему машинного перевода. А также на такое явление, как омонимия, которое несправедливо игнорируется рядом ученых
6 Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: Практической части, где нами были предприняты определенные шаги. Но остается еще много работы
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Упорядочить накопленные знания и материал. 2. Постараться увидеть новое в том, что кажется привычным и понятным. 3. Найти свой «клад», занырнув на дно
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: — из 5 баллов — в рублях 5 баллов да
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. О многих интересных людях, у которых можно почерпнуть достаточно полезной информации (Прокопенко, Галкин, Крылов, Тимофеев-Ресовский) 2. Как писать диссертацию, что за чем идет, следует, что с чем связано 3. Интересные эпиграфы и эпилоги. Из них можно взять в кратком варианте очень важные мысли не только для диссертации, но и для жизни
Понял(а): 1. Пока трудно сказать, если честно 2. Только применив всю информацию к своей диссертации, я смогу сказать, что это понял, а это еще не понял
Понял(а), что моя диссертация: Далеко еще не соответствует всем надлежащим требованиям
7 В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие Функционирование КТПП в сырьевом регионе
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: Дефицит неопубликованных источников
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: Что я уже сделал по диссертации на основе знаний, полученных на семинаре: — сделал словарик по диссертации; — попытался графически изобразить диссертацию; — начал выделять недостающие компоненты в пунктах введения и т. д.
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: — из 5 баллов — в рублях 5 баллов 500000 рублей. Если честно, столько стоит «Оппель Зафира», который я собираюсь покупать. С помощью этого авто я смогу заработать больше денег, также и с помощью этого семинара, я надеюсь, смогу написать качественное исследование
И вообще, хочу сказать. Если разрешите, то очень хотелось бы Вам отправить мой автореферат. Выйдет в этом году
Ф. И. О. (не указаны)
Узнал(а): 1. Что сначала следует написать автореферат, а потом саму диссертацию 2. Что к своей теме диссертации нужен не только научный подход, но и с философской точки зрения учитывать различные нюансы, чтобы в самой диссертации появились не только практические, но и теоретические положения
Понял(а): 1. Понятия, термины диссертации, научные термины 2. Структуру диссертации, и теперь есть желание учиться, самосовершенствоваться, чтобы стать Доктором Жизненных Наук
8 Понял(а), что моя диссертация: 1. В ней нарушена структура, перепутаны предмет и объект исследования. 2. Литературный обзор требует доработки. 3. Тема диссертации полностью не раскрыта
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Тщательно проработаю литературные источники. 2. Попытаюсь заглянуть вглубь проблемы, более подробно раскрою тему диссертации
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: — из 5 баллов — в рублях 5+ баллов 10000 рублей
Как видно из анализа обретений слушателей семинаров, а также отзывов и благодарностей в адрес ведущего и организаторов, полученные соискателями ученой степени знания и понимания являются важными и полезными для сотворения качественных диссертаций. По завершении одного из занятий доцент НИ ТПУ, кандидат химических наук, соискатель докторской степени высказалась так: «Да, теперь бы я свой кандидатский автореферат переписала. Увидела много слабостей. Но мне никто так про диссертацию не рассказывал».
Наш опыт показывает, что уровень методологической готовности соискателей к сотворению безупречных диссертаций при направленном и плотном проведении серии занятий методологического семинара (по 4—5 часов два раза в неделю) может быть достигнут уже через 3 недели! Это незначительный срок по сравнению с 36 месяцами пребывания в аспирантуре. Нужно помочь молодежи на начальном этапе научного становления, и люди глубже раскроются, диссертации станут содержательнее и качественнее, а слой кандидатов и докторов наук университетов пополнится толковыми и перспективными исследователями.
Одним из ярких примеров отдачи от семинара является история доцента НИ ТПУ И. А. Кур-зиной. В апреле 2011 г. она отработала 25 часов на методологическом семинаре профессора С. А. Прокопенко в НИ ТПУ. В июне на его телефонный вопрос: «Есть ли отдача?» — она ответила: «Ваш семинар позволил выйти мне
из семимесячного застоя, когда было непонятно что писать, как писать. А на кафедре «прессовали»: «Ну где, ну когда?» Были даже мысли: «А не бросить ли?» И вот Ваш семинар! После него я стала понимать систему в своей диссертации, началось движение, использовала Ваш слайд по структуре диссертации. Теперь планирую защиту на 2012 год!»
Однако уже в ноябре 2011 г она прислала электронное письмо: «Сергей Артурович, я выхожу с диссертацией на защиту! 27 декабря поставлена на защиту в АлтГТУ им. И. И. Пол-зунова в Барнауле. Спасибо Вам огромное за семинар! Посмотрите, пожалуйста, мой автореферат». И 27 декабря 2011 г она стала доктором физико-математических наук, о чем с радостью известила по телефону. Таким образом, получив в апреле импульс в виде нового представления своей работы и вдохновения, через 8 месяцев она смогла выйти на докторский уровень научной квалификации. Отсюда следует вывод: своевременная методологическая подготовка — залог успешного сотворения безупречных диссертаций!
1. Эффективная работа над диссертацией или как выйти на докторский уровень квалификации к 35—40 годам [Электронный ресурс]//Портал молодого ученого ТПУ. — Ш1_: http://pontal.tpu.ru/ysp/shmu/events_ sys/(дата обращения: 28.03.2013).
2. Методологический семинар «как сотворить безупречную диссертацию» [Электронный ресурс]//Отдел аспирантуры и докторантуры КемГУ. — ШЬ: http://kemsu. nu/pages/asp_seminan (дата обращения: 28.03.2013).
УДК / UDC 377(571.17)
В. А. Овчинников
V. Ovchinnikov
ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS RUSSIA (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОНАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА) В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
THE WORLDSKILLS RUSSIA IN THE KEMEROVO REGION: HISTORICAL BACKGROUND AND PROSPECTS
В статье проанализированы причины вступления России и Кемеровской области в международное движение WorldSkills International, изучены события начального этапа развития движения в России и регионе, сформулированы ожидаемый эффект и угрозы реализации проекта WorldSkills Russia.
In article the reasons of Russia’s and Kemerovo
Region’s joining for WorldSkills International are studied. The author analyzes the course of events, the expected effect and possible threat of realization of this project.
Ключевые слова: реформа профессионального образования, профессиональные компетенции, движение WorldSkills Russia.
Keywords: reform of professional education,