Научная статья на тему 'Движение WorldSkills Russia (национальный чемпионат профессионального мастерства) в Кемеровской области: история и перспективы'

Движение WorldSkills Russia (национальный чемпионат профессионального мастерства) в Кемеровской области: история и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ПРОФЕССИ ОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS RUSSIA / REFORM OF PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCES / WORLDSKILLS RUSSIA MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Владислав Алексеевич

В статье проанализированы причины всту пления России и Кемеровской области в меж дународное движение WorldSkills International, изучены события начального этапа развития движения в России и регионе, сформулированы ожидаемый эффект и угрозы реализации про екта WorldSkills Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLDSKILLS RUSSIA IN THE KEMEROVO REGION: HISTORICAL BACKGROUND AND PROSPECTS

In article the reasons of Russia’s and Kemerovo Region’s joining for WorldSkills International are studied. The author analyzes the course of events, the expected effect and possible threat of realization of this project.

Текст научной работы на тему «Движение WorldSkills Russia (национальный чемпионат профессионального мастерства) в Кемеровской области: история и перспективы»

Как видно из анализа обретений слушателей семинаров, а также отзывов и благодарностей в адрес ведущего и организаторов, полученные соискателями ученой степени знания и понимания являются важными и полезными для сотворения качественных диссертаций. По завершении одного из занятий доцент НИ ТПУ, кандидат химических наук, соискатель докторской степени высказалась так: «Да, теперь бы я свой кандидатский автореферат переписала. Увидела много слабостей. Но мне никто так про диссертацию не рассказывал».

Наш опыт показывает, что уровень методологической готовности соискателей к сотворению безупречных диссертаций при направленном и плотном проведении серии занятий методологического семинара (по 4—5 часов два раза в неделю) может быть достигнут уже через 3 недели! Это незначительный срок по сравнению с 36 месяцами пребывания в аспирантуре. Нужно помочь молодежи на начальном этапе научного становления, и люди глубже раскроются, диссертации станут содержательнее и качественнее, а слой кандидатов и докторов наук университетов пополнится толковыми и перспективными исследователями.

Одним из ярких примеров отдачи от семинара является история доцента НИ ТПУ И. А. Кур-зиной. В апреле 2011 г она отработала 25 часов на методологическом семинаре профессора С. А. Прокопенко в НИ ТПУ. В июне на его телефонный вопрос: «Есть ли отдача?» — она ответила: «Ваш семинар позволил выйти мне

из семимесячного застоя, когда было непонятно что писать, как писать... А на кафедре «прессовали»: «Ну где, ну когда?» Были даже мысли: «А не бросить ли?» И вот Ваш семинар! После него я стала понимать систему в своей диссертации, началось движение, использовала Ваш слайд по структуре диссертации. Теперь планирую защиту на 2012 год!»

Однако уже в ноябре 2011 г она прислала электронное письмо: «Сергей Артурович, я выхожу с диссертацией на защиту! 27 декабря поставлена на защиту в АлтГТУ им. И. И. Пол-зунова в Барнауле. Спасибо Вам огромное за семинар! Посмотрите, пожалуйста, мой автореферат». И 27 декабря 2011 г. она стала доктором физико-математических наук, о чем с радостью известила по телефону. Таким образом, получив в апреле импульс в виде нового представления своей работы и вдохновения, через 8 месяцев она смогла выйти на докторский уровень научной квалификации. Отсюда следует вывод: своевременная методологическая подготовка — залог успешного сотворения безупречных диссертаций!

1. Эффективная работа над диссертацией или как выйти на докторский уровень квалификации к 35—40 годам [Электронный ресурс]//Портал молодого ученого ТПУ. — Ш1_: http://pontal.tpu.ru/ysp/shmu/events_ sys/(дата обращения: 28.03.2013).

2. Методологический семинар «как сотворить безупречную диссертацию» [Электронный ресурс]//Отдел аспирантуры и докторантуры КемГУ. — ШЬ: http://kemsu. nu/pages/asp_seminan (дата обращения: 28.03.2013).

УДК / UDC 377(571.17)

В. А. Овчинников V. Ovchinnikov

ДВИЖЕНИЕ wORLDSKILLS RUSSIA (национальный ЧЕМПИОНАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА) В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

THE wORLDSKILLS RUSSIA IN THE KEMEROVO REGION: HISTORICAL BACKGROUND AND PROSPECTS

В статье проанализированы причины вступления России и Кемеровской области в международное движение WorldSkills International, изучены события начального этапа развития движения в России и регионе, сформулированы ожидаемый эффект и угрозы реализации проекта WorldSkills Russia.

In article the reasons of Russia’s and Kemerovo

Region’s joining for WorldSkills International are studied. The author analyzes the course of events, the expected effect and possible threat of realization of this project.

Ключевые слова: реформа профессионального образования, профессиональные компетенции, движение WorldSkills Russia.

Keywords: reform of professional education,

professional competences, WorldSkills Russia movement.

В Российской Федерации продолжаются масштабные реформы системы образования, направленные на приведение содержания и структуры образования в соответствие с задачами модернизации страны, технологического развития ее экономики.

Стратегия и тактические задачи развития системы профессионального образования сформулированы в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», государственных программах «Развитие образования» на 2013—2020 годы (принята на заседании Правительства Российской Федерации 11.10.2012) и «Развитие науки и технологий», «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формировании прикладных квалификаций». С учетом утвержденных программ разработан план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

С указанными документами тесно связана и разработка «Национальной системы компетенций и квалификаций», а также «дорожной карты» по ее формированию. План мероприятий («дорожная карта») направлен:

— на обеспечение государства и бизнеса необходимым инструментом для управления компетенциями и квалификациями кадрового потенциала в целях поддержки инновационной экономики;

— усиление мотивации специалистов к саморазвитию посредством повышения социального статуса профессионалов в обществе;

— возможность синхронизировать образовательные и профессиональные карьерные траектории граждан с планами развития страны или компаний;

— формирование национальной информационной системы, содержащей сведения о прогнозах и существующих квалификациях и компетенциях на рынке труда, формах и способах их освоения и признания;

— создание современной инфраструктуры экономики, основанной на знаниях, для ускоренного развития профессионального потенциала страны, обеспечения глобальной конкурентоспособности ее ведущих отраслей и отдельных компаний;

— обеспечение гибкой взаимосвязи потребностей и прогнозов рынка труда в компетенциях с системой общего и профессионального образования.

Разработчики документов опирались на международную практику решения задач в данной сфере, в которой эффективно используется механизм конкурсного движения, в т. ч. опыт международной организации WorldSkills International (далее — wSI), деятельность которой направлена на обеспечение экспертной оценки, разработку и формирование высочайшего уровня мировых профессиональных стандартов рабочих специальностей в промышленности и секторе обслуживания, на популяризацию рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации путем организации системы национальных и международных чемпионатов профессионального мастерства, форумов и других мероприятий.

История движения WSI началась с проведения в 1947 г. в Испании первого национального конкурса «Международные соревнования по профессионально-технической подготовке», в котором участвовало около 4 тысяч молодых людей. Конкурс был проведен для подъема престижа рабочих профессий и сравнения профессиональной подготовки в странах Европы, поскольку в послевоенной Испании, как и в других европейских странах, существовала огромная потребность в квалифицированных рабочих.

С этого времени миссия движения стала состоять в том, чтобы с помощью совместных действий государств-членов международной организации, мировой общественности содействовать тому, чтобы профессии и высокий уровень квалификации вносили свой вклад в достижение экономического успеха и развития личности.

Постепенно увеличивалось число участников движения: если в 1950 г. в первом конкурсе — «Иберийских соревнованиях» — участвовали 24 человека из двух стран (Испания, Португалия), то в 2009 г. (40-й конкурс WorldSkills) было более 1 тысячи соревнующихся из 51 страны [1].

В августе 2011 г. по инициативе фонда «Образование — обществу» (Россия) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив (далее — АСИ) была подана официальная заявка на вступление России в движение WSI. После визита в январе 2012 г. президента WSI Саймона Бартли в г. Москву, в ходе которого прошли встречи с министром образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, президентом фонда «Образование — обществу» Л. В. Фроловой, в мае

2012 г. Совет директоров WSI одобрил вступление нашей страны в международное движение и Генеральная ассамблея WSI (май 2012 г., Корея) утвердила Россию 60-м членом WSI [2].

Параллельно с процессом официального вступления России в WSI в 2011 г. при поддержке Минобрнауки Российской Федерации, АСИ шел процесс подготовки основы для реализации проекта и переговоры с представителями регионов Российской Федерации о сотрудничестве и создании организационной структуры движения. Была достигнута договоренность о поддержке проекта с правительством Республики Татарстан, руководством Кемеровской области, Москвы и Санкт-Петербурга [3].

В рамках подготовительного этапа АСИ в направлении «Молодые профессионалы» был объявлен конкурс проектов, нацеленных на развитие конкурсного движения и популяризацию рабочих профессий.

Уже в ноябре 2011 г. было принято официальное решение АСИ о поддержке проекта «Организация и обеспечение участия России в международных соревнованиях по профессиональным навыкам WoгldSkills-2013 фонда «Образование — обществу», который был признан основным оператором WSI на территории России [4].

В мае 2012 г. наблюдательный совет АСИ под председательством В. В. Путина рекомендовал Минобрнауки Российской Федерации разработать и утвердить методическое обеспечение по проведению национального чемпионата рабочих профессий WSI, а органам исполнительной власти при проведении конкурсов профессионального мастерства использовать разработанное методическое обеспечение с 1 января 2013 г. [5] Минобрнауки в письме № АП-251/02 от 10.08.2012 для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, за подписью заместителя министра А. Б. Повалко, сообщало, что в субъектах Российской Федерации начата работа по созданию региональных координационных центров движения WSR и министерство просит рассмотреть возможность участия в данных мероприятиях и оказания поддержки фонду «Образование — обществу», который является «исполнителем указанной работы по заказу Минобрнауки России» [6].

Мероприятие «Разработка и реализация плана мероприятий по проведению конкурсов профессионального мастерства в рамках участия России в деятельности международной

организации WSI и иных организаций» (отв. Минобрнауки Российской Федерации) вошло в план поддерживающих мероприятий направления 3 «Новые подходы к привлечению студентов» (п. 3.2. Создание системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях общего и профессионального образования) [7].

Параллельно с деятельностью центра по продвижению проекта шла последовательная работа по созданию регионального центра движения WSR в Кемеровской области. В мае 2012 г. проект «Организация регионального оператора и регионального центра компетенций (тренировочного центра) движения WoгldSkills в Кемеровской области» был представлен сотрудниками ГОУ «КРИРПО» в г. Москве и после рассмотрения экспертным советом АСИ в направлении «Молодые профессионалы» был рекомендован без проведения итоговой экспертизы к вынесению на обсуждение наблюдательного совета АСИ [8]. На заседании наблюдательного совета № 4 АСИ под председательством Президента Российской Федерации В. В. Путина 21 ноября 2012 г. проект был одобрен и рекомендован к реализации [9].

После официального вступления России в движение WSI и утверждения фонда «Образование — обществу» в качестве национального оператора согласно существующим правилам на территории Российской Федерации был проведен конкурсный отбор на создание региональных координационных центров (далее — РКц] движения WSR, которые должны были стать опорой в реализации инновационной модели профессионального образования в регионах [10]. Администрация Кемеровской области подтвердила свою заинтересованность в пилотной реализации проекта, его организационной и финансовой поддержке и приняла решение о вступлении региона в движение WSR. Конкурсная комиссия на основе экспертизы заявок на соответствие критериям отбора приняла решение о присвоении статуса РКЦ Кемеровской области ГОУ «КРИРПО» [11]. По итогам указанных мероприятий национальным оператором WSI в России было заключено соглашение с департаментом образования и науки Кемеровской области и договор с ГОУ «КРИРПО» о реализации проекта WSR в Кузбассе [12].

Первыми крупными мероприятиями WSR стали первая Всероссийская Ассамблея WoгldSkills (20 ноября 2012 г., г. Москва] и Первый открытый чемпионат Москвы по профессиональному мастерству (20—22 ноября

2012 г.). В Ассамблее и Открытом чемпионате в качестве наблюдателей и почетных гостей участвовали представители министерств и ведомств 25 субъектов Российской Федерации.

В рамках пленарного заседания Ассамблеи состоялось торжественное подписание соглашения с представителями Кемеровской области и договора с ГОУ «КРИРПО», ректору ГОУ «КРИРПО» Е. Л. Рудневой был вручен сертификат № 003 о вступлении Кемеровской области в движение WorldSkills. Так Кузбасс стал одним из трех первых пилотных регионов, начавшим реализацию проекта. К марту 2013 г. РКЦ были созданы в 8 регионах Российской Федерации, а к концу 2013 г. их количество планируется увеличить до 35.

В Первом открытом чемпионате Москвы по профессиональному мастерству (20— 22 ноября 2012 г.) по 15 компетенциям приняло участие 430 учащихся профессиональных образовательных учреждений и молодых специалистов в возрасте от 18 до 23 лет из 18 регионов России. Команда Кемеровской области, представленная студентами и мастерами Кемеровского коммунально-строительного техникума, в компетенции «монтаж вентиляционных систем» заняла три призовых места [13].

Необходимость подготовки к участию к чемпионату мира WSI, который состоялся в июле

2013 г. в г. Лейпциге (ФРГ), обусловили сжатые сроки проведения отборочных региональных чемпионатов и Национального чемпионата (26 апреля — 1 мая 2013 г.), который состоялся в г. Тольятти Самарской области по 20 компетенциям [14]. За несколько месяцев был реализован широкий план мероприятий. В январе

2013 г. в г. Первоуральске Свердловской области прошел национальный чемпионат по ме-хатронике. В течение января — апреля 2013 г. по плану мероприятий WSR прошли отборочные региональные соревнования и региональные чемпионаты в 13 субъектах Российской Федерации, включая Кемеровскую область.

В апреле 2013 г. на базе ГАоУ СПО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 49» прошли региональные отборочные соревнования по профессиональному мастерству «WorldSkills Russia — 2013» по компетенциям: «сварочные технологии», «поварское дело», «кондитерское дело». В соревнованиях приняли участие 39 человек, в т. ч. 33 обучающихся учреждений НПО, СПО Кемеровской области и 6 молодых специалистов-выпускников учреждений профессионального образования.

В Первом национальном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia — 2013 победители региональных отборочных соревнований WorldSkills Russia и их мастера приняли участие по двум компетенциям: «поварское дело», «сварочные технологии». Всего в чемпионате соревновались представители 42 регионов Российской Федерации — 320 участников по 22 компетенциям. Работу участников чемпионата оценивали 130 экспертов из регионов Российской Федерации и 16 международных экспертов WorldSkills.

Основными задачами при реализации проекта WSR на федеральном и региональном уровнях были обозначены:

1. Вступление в международное движение WorldSkills International.

2. Повышение престижа России на мировом кадровом рынке.

3. Инновационное развитие системы профессионального образования в России.

4. Создание инновационной системы профессиональной ориентации и мотивации к профессиональному обучению в России.

Указанные задачи были продиктованы необходимостью повышения статуса и качества профессионального образования в России, в т. ч. путем интеграции в международное профессиональное сообщество.

Повышение статуса и качества профессионального образования в России собственно и являлось основным «ожиданием» и должно было стать результатом реализации проекта WSR, на первом этапе которого планировалось:

— создать организационное и методическое обеспечение проекта;

— сформировать региональную сеть центров подготовки участников соревнований по различным специальностям;

— провести отборочные региональные и общероссийские туры соревнований;

— сформировать сборную команду России для участия в Международном чемпионате WorldSkills — 2013.

Для регионов привлекательность проекта во многом состояла в создании региональных центров, которые на основе международного опыта и внедрения инновационных организационных форм и методик способствовали развитию конкурсного движения и популяризации рабочих профессий среди молодежи, что в результате должно привести к повышению качества профессионального образования.

Уже на первом этапе реализации проекта WSR были выявлены его сильные и слабые сто-

роны, угрозы и перспективы дальнейшего развития. Безусловно, что официальное вступление России в движение WSI, поддержка Президента и Правительства Российской Федерации, конкретные меры Минобрнауки России, содействие индустриальных партнеров WorldSkills (имеющих международный опыт сотрудничества), заинтересованность регионов и учреждений профессионального образования являются сильными сторонами и позволили в сжатые сроки начать реализацию проекта на всей территории страны, привлечь значительные материально-технические ресурсы и осуществить широкую информационную кампанию.

Для участников и партнеров проекта WSR привлекательна очевидная транслируемость, а значит и перспективы проекта, а также реальность достижения ощутимых результатов за незначительный отрезок времени:

1. Повышение статуса и стандартов профессионально-технических и обучения.

2. Доступ к собранию интеллектуальной собственности WorldSkills International.

3. Расширение карьерных возможностей для молодых специалистов.

4. Вовлечение в систему профессионального образования отечественных и зарубежных работодателей, что расширит возможности российской модели социального партнерства.

5. Повышение имиджа России на международном кадровом рынке.

Для регионов к вышеперечисленным возможностям необходимо добавить:

— повышение статуса среднего профессионального образования в регионе;

— доступ к международному опыту развития профессионального образования, на этой основе создание и внедрение собственных форм и методик обучения;

— повышение имиджа региона на российском и международном уровнях.

К числу слабых сторон проекта относятся:

— отсутствие в России и регионах опыта участия в движении WSI и подобных международных программах и проектах;

— несформированный механизм участия российских бизнес-структур в поддержке конкурсов профессионального мастерства и влияние на подготовку рабочих и специалистов среднего звена;

— отсутствие на первом этапе реализации проекта центров и методик подготовки участников соревнований WSR, профессиональных кадров для осуществления подготовки участников и организации соревнований по методике WSI;

— незнание современных технологий и отсутствие необходимой МТБ, несоответствие качества профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования России международным стандартам и требованиям зарубежных работодателей;

— неопределенность с источниками финансирования реализации проекта WSR на региональном уровне.

Наиболее неблагоприятными факторами, препятствующими реализации проекта WSR в России и ставящими под угрозу эффективность проекта при затягивании выработки механизма их нейтрализации, являются:

1. Несогласованность действий регионов и организаций по реализации проекта WSR. Подчеркнем, что создание системы координации общероссийского проекта находится на начальном этапе.

2. Отсутствие понимания финансовой емкости проекта на начальном этапе, неопределенность источников материально-технического обеспечения проекта.

3. Сжатые сроки проведения региональных и общероссийских соревнований, а следовательно, и подготовки региональных команд для участия в Национальном чемпионате и сборной команды России для выступления на международных соревнованиях WoгldSkills — 2013.

4. Отсутствие требований к материальнотехнической и организационно-методической базе региональных координационных центров (РКЦ) и неопределенность источников финансирования их работы.

5. Отсутствие специализированных центров компетенций — тренировочных баз региональных и национальной команд WSR.

6. Увлечение внешними формами и количественными показателями при проведении мероприятий проекта в ущерб качественным показателям и решению задач по формированию региональных опорных точек развития проекта на основе ресурсных центров по группам специальностей, действующих на базе учреждений среднего профессионального образования.

Реализацию начального этапа проекта WSR в Кемеровской области можно считать завершенной. В результате администрация Кемеровской области подписала соглашения с национальным оператором WSR, на базе ГОУ «КРИРПО»» был создан региональный координационный центр WSR для проведения организационно-методической работы, команда региона приняла участие в Первом открытом чемпионате г. Москвы, представители

РКЦ — в конкурсных мероприятиях и Ассамблеи WorldSkills, были проведены отборочные региональные соревнования по трем компетенциям и сформирована областная команда для участия в Национальном чемпионате.

В то же время РКЦ еще предстоит решить задачи:

— разработки методических рекомендаций; проектов документов, регламентирующих деятельность региональных центров компетенций и проведение региональных этапов конкурса;

— подготовки и проведения региональных чемпионатов (не менее чем по 5 компетенциям);

— обеспечения взаимодействия учреждений профессионального образования и социальных партнеров (предприятия реального сектора экономики, сферы услуг и торговли, профессиональные ассоциации) в целях развития движения WorldSkills в регионе.

Первостепенной задачей на втором этапе проекта должно стать создание региональной сети движения WSR с развитой организационно-методической структурой, включающей областной организационный совет, РКЦ, СЦК, партнеров проекта в различных отраслях экономики и социальной сферы региона, базовые образовательные учреждения для подготовки участников и проведения соревнований по группам компетенций. Реализация мероприятий следующего этапа проекта WSR на региональном уровне направлена на решение задач достижения качества образования, соответствующего международным стандартам и требованиям модернизируемой российской экономики, в т. ч. за счет укрепления кадрового состава и МТБ учреждений профессионального образования, внедрения в образовательный процесс изучения новых технологий, развития профориентационной работы и конкурсного движения, усиления творческого компонента в подготовке специалистов.

1. Информационный портал WorldSkills International/ URL: http://www.worldskills.org; Золотарева Н. М. Вступление России в WorldSkills International — новый шаг в развитии отечественного профессионального образования//Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Кемерово, 2013. — С. 47—50.

2. Всероссийские чемпионаты профессионального мастерства.- М., 2012. — С. 49—51.

3. Письмо № 26—26/1156 от 13.03.2012 на имя руководителя направления «Молодые профессионал» АСИ Д. Н. Пескова от зам. губернатора Кемеровской области В. А. Волчека «Об участии Кемеровской об-

ласти в проекте WorldSkills Russia»//TA департамента образования и науки Кемеровской области, 2012.

4. Проект «Организация и обеспечение участия России в международных соревнованиях по профессиональным навыкам WorldSkills — 2013», поданный фондом «Образование — обществу» на конкурс АСИ (направление «Молодые профессионалы»)//Текущий архив (далее — ТА) ГОУ «Кузбасский институт развития профессионального образования» (далее — ГОУ «КРИРПО»); Протокол заседания наблюдательного совета АСИ № 1 от 21.10.2011, протокол заседания экспертного совета АСИ по направлению «Молодые профессионалы» № 2 от 12.12.2011//ТА ГОУ «КРИРПО», 2012; Агентство стратегических инициатив/URL: http://www.asi.ru.

5. Выписка из протокола заседания наблюдательного совета АСИ № 2 от 03.05.2012//ТА ГОУ «КРИРПО», 2012.

6. Письмо Минобрнауки Российской Федерации

№ АП-251/02 от 10.08.2012//ТА ГОУ «КРИРПО», 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. План реализации мероприятий//Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

8. Выписка из протокола рабочей группы «Развитие молодых профессиональных кадров» экспертного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 21.05.2012 № 5//ТА ГОУ «КРИРПО», 2012.

9. Выписка из протокола заседания наблюдательного совета АСИ № 4 от 21.11.2012//ТА ГОУ «КРИРПО», 2012.

10. Письмо № 02/14—08/Г-1 от 14.08.2012 «О начале отбора организаций-претендентов на создание в субъектах Российской Федерации региональных координационных центров и специализированных центров компетенций (тренировочных центров)» фонда «Образование — обществу» руководителям исполнительной власти субъектов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, осуществляющих управление в сфере образования; Положение «Отбор региональных координационных центров по реализации инновационной модели». Москва, 2012//ТА ГОУ «КРИРПО», 2012.

11. Письмо № 29/50/Р-28 от 10.10.2012 национального оператора WSI в России — фонда «Образование — обществу» на имя ректора ГОУ «КРИРПО» Е. Л. Рудне-вой//ТА ГОУ «КРИРПО», 2012.

12. Договор между национальным оператором (президент Л. В. Фролова) и РКЦ — ГОУ «КРИРПО» (ректор Е. Л. Руднева) № 9/РКЦ от 20.11.2012 «О реализации проекта WorldSkills Russia на территории Кемеровской области»//ТА ГОУ «КРИРПО», 2012; Соглашение о сотрудничестве между департаментом образования и науки Кемеровской области (начальник департамента А. В. Чепкасов) и национальным оператором — фондом поддержки социальных проектов «Образование — обществу» (президент Л. В. Фролова) от 20.11.2012//ТА департамента образования и науки Кемеровской области, 2012.

13. Информационный портал

WorldSkills International/URL: http://www.worldskills. org/; Всероссийские чемпионаты профессионального мастерства. — М., 2012. — С. 49—51.

14. Письмо фонда «Образование — обществу» руководителям образовательных учреждений № 2002/01-Н

от 20.02.2013 о проведении национального чемпионата WSRZ/ТА ГОУ «КРИРПО», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.