УДК 378.245
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В КЕМГУ О. Г. Орлова, С. А. Прокопенко
INCREASING THE EFFECIENCY OF HIGHLY QUALIFIED ACADEMIC STAFF TRAINING
AT KEMEROVO STATE UNIVERSITY
O. G. Orlova, S. A. Prokopenko
В статье рассматривается проблема снижения эффективности подготовки научных кадров в вузах России. В разрабатываемой концепции повышения эффективности работы аспирантуры и докторантуры КемГУ предусматриваются создание «Школы молодого ученого»; проведение выставок разработок магистрантов, аспирантов и докторантов; организация конкурсов проектов. Одним из инструментов концепции выступает методологический семинар, позволяющий понять суть и структуру диссертации, увидеть алгоритм ее сотворения и обрести мотивацию на освоение следующего уровня научной квалификации. Представлены интеллектуальные обретения участников первого методологического семинара.
The paper addresses the problem of decreasing efficiency of academic staff training in Russian universities. The developed Conceptionof increasing the efficiency of post-graduate and doctoral training at KemSU implies: the creation of the «School of the young scientist»; exhibitions of undergraduates’, graduates’ and doctoral students’ works; organising projects competitions. One of the tools suggested in theConception is a methodological seminar which may help to understand the nature and the structure of the thesis, to see clearly the algorithm of its creation, to find the motivation for the next level of academic qualification. The intellectual gainings of the participants of the first methodological seminar are presented.
Ключевые слова: университет, аспирантура, аспирант, диссертация, качество, методология, семинар, обретение.
Keywords: university, post-graduate education, post-graduate student, thesis, quality, methodology, seminar, acquisition.
Введение
Вопрос об эффективности подготовки в аспирантуре стоит перед российскими вузами в последнее время очень остро. Нужно начать с того, что в 2011 году были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования, в соответствии с которыми аспиранту предписывается в обязательном порядке посещать учебные занятия. С одной стороны, нового в этом немного - ведь аспирант и раньше изучал историю и философию науки, иностранный язык, сдавал по этим дисциплинам кандидатские экзамены, имел возможность получить дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы». С другой стороны, вузы теперь должны организовать преподавание специальных дисциплин для аспирантов, а аспиранты - найти возможность включить в свой плотный график посещение еще и этих занятий. Как правило, аспирант работает либо тут же в вузе, либо где-то еще, поскольку аспирантские стипендии очень невелики. Аспирант занят в лабораториях по своей непосредственной научной теме, а нередко это грантовые работы, которые требуют соблюдения строгого графика в связи с необходимостью вести отчетность. В результате страдает сама диссертация, успешная защита которой и дает, собственно, эффективность подготовки в аспирантуре.
Правда, такая система подготовки аспирантов в России еще не принесла свои плоды: о ее пагубности или целесообразности пока судить рано. Снижение
численности выпущенных из аспирантуры без защиты кандидатской диссертации наблюдается уже в течение 3-х лет. В 2010 году численность выпущенных аспирантов в России составила 33763 человек, из них с защитой диссертации - всего лишь 9611 [1]. Проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Бак считает, что «все больше не защитившихся в срок или забросивших диссертации аспирантов, а диссертации «на заказ» стали обычным делом» [1]. Ясно, что кризис российской аспирантуры обусловлен ситуацией, которая складывалась в течение нескольких, наверное, десятков лет. Это и постоянная нехватка финансирования науки, и как результат, отставание от мировых научных достижений. Иллюстрацией «кризиса аспирантуры» служат статистические данные, демонстрирующие снижение процента аспирантов, выпущенных из аспирантуры с защитой диссертации (рис. 1) [2].
При рассмотрении основных показателей работы отдела аспирантуры и докторантуры Кемеровского государственного университета (КемГУ) за период 2004 - 2012 гг. обнаруживается та же самая тенденция. При общем снижении количества обучающихся в аспирантуре, объясняемом сокращением контрольных цифр приема, которые, в свою очередь, зависят от эффективности работы аспирантуры по конкретным специальностям, наблюдается и увеличение разницы между числом выпущенных из аспирантуры и выпущенных из аспирантуры с защитой диссертации (рис. 2).
Рис. 1. Соотношение выпуска аспирантов очной формы обучения и выпуска аспирантов
с защитой диссертации
¿№0
I количество всего I принято I ЙУГуСЧ
I количество защит
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Рис. 2. Основные показатели работы аспирантуры и докторантуры КемГУ с 2004 г. по 2012 г.
При сопоставлении показателей эффективности подготовки аспирантов-бюджетников и аспирантов-контрактников обнаруживается, что результаты подготовки в платной аспирантуре существенно ниже, чем в аспирантуре бюджетной (рис. 3). И если в 2006 г. эффективность этих форм подготовки была сопоставима (38 % и 41 % соответственно), то к 2009 г. эффективность платной подготовки снизилась до нуля, затем после двух лет подъема до 20 - 29 % опять вернулась на нулевой уровень. Возможными причинами такого положения можно назвать иную мотивацию аспирантов, обучающихся по контракту, недостаточность внимания к ним со стороны вуза, необходимость зарабатывать для того, чтобы оплачивать обучение и пр.
Модернизация системы аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации находится в настоящее время на стадии обсуждения с общественностью. В проекте - повышение требований при лицензировании и аккредитации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, выделении контрольных цифр приёма; установление требований по опубликованию основных научных результатов диссертаций в научных изданиях и журналах, индексированных в международных или российских национальных системах индексирования научных изданий. Будут установлены обновленные требования к научному уровню организаций, претендующих на открытие на их базе диссертационных советов и получение права на подготовку аспирантов по
соответствующей специальности научных работников. Но пока аспирантура Российской Федерации находится в ожидании обновленных нормативных документов, остается необходимость подготовки уже
существующих аспирантов к защите диссертаций и повышения эффективности работы аспирантуры в целом.
Рис. 3. Соотношение эффективности подготовки аспирантов, обучающихся по бюджету и контракту
Цели: 1) разработать и провести апробацию инструментов повышения эффективности подготовки соискателей в аспирантуре и докторантуре; 2) отработать технологию и оценить эффективность интенсивной методологической подготовки соискателей ученых степеней к сотворению безупречных диссертаций.
Методы. В КемГУ разрабатывается концепция повышения эффективности подготовки в аспирантуре, включающая в себя комплекс мероприятий, нацеленный на оживление аспирантской научной жизни. В программу вошло предложение проведения ежегодной выставки научно-технических достижений обучающихся в КемГУ, на которой предполагается представлять макеты, опытные образцы, продукты, уже внедряемые в производство, разработанные и изготовленные силами научных коллективов, в состав которых входят студенты, магистранты и аспиранты Кемеровского государственного университета. Есть идея проводить ежегодный конкурс проектов обучающихся в КемГУ. В конкурсе возможно участие студенческих научных обществ, конструкторских, исследовательских бюро и лабораторий, других научных объединений, в состав которых входят студенты, магистранты и аспиранты Кемеровского государственного университета. В русле принятого Закона об образовании КемГУ планирует разработку образовательных программ для аспирантов, полностью или в части дисциплин по выбору обеспеченных дистанционной поддержкой. В университете должны быть созданы условия, позволяющие осуществлять внутри-российский и международный рекрутинг аспирантов и ведущих ученых и практиков в отдельных областях науки. Вопрос о мотивации аспирантов на защиту
диссертаций, формировании в университете подлинно живой научной дискуссии может быть решен путем создания в КемГУ «Школы молодого ученого» и проведения в её рамках серии семинаров и тренингов для аспирантов и соискателей, позволяющих подготовить мотивированных на защиту и успешную научную карьеру молодых ученых.
Одним из инструментов повышения эффективности подготовки кадров высшей научной квалификации может стать регулярное проведение с аспирантами, докторантами и соискателями методологического семинара на тему «Как сотворить безупречную диссертацию для достойного выхода в срок аспирантуры (докторантуры) на кандидатский и докторский уровни квалификации». Такой семинар был организован и проведен авторами статьи в феврале - марте 2013 г. с аспирантами, докторантами и соискателями различных факультетов КемГУ по плану, представленному в таблице 1.
Занятия проводились в режиме интенсивной подготовки соискателей - еженедельно по 2 занятия с 16-00 до 19-00 (20-00). Было проведено 5 занятий семинара. Посещаемость занятий составляла в среднем 20 человек, в том числе семинар посещали 4 докторанта. Каждое занятие семинара завершалось тренингом интеллектуальных способностей по двум схемам:
Схема 1.
Вопрос 1. Что удалось УЗНАТЬ?
Вопрос 2. Что удалось ПОНЯТЬ в УЗНАННОМ или в уже ИЗВЕСТНОМ?
Схема 2.
Вопрос 1. Что узнал ИНТЕРЕСНОГО?
Вопрос 2. Что в ИНТЕРЕСНОМ ПОЛЕЗНОГО (чем смогу воспользоваться)?
Таблица 1
Содержание занятий методологического семинара с аспирантами и докторантами КемГУ
№ Основные вопросы занятия Продолжи- тельность, часы
1 Знакомство. Заполнение анкеты № 1 «Кто зачем пришел?». Что такое НАУКА? Зачем она мне? Зачем Я ей? Уровни развития человека - ИНЖЕНЕР, КАНДИДАТ, ДОКТОР -их содержание и отличие (СЛАЙД). ОБРАЗЦОВЫЙ ИНЖЕНЕР (зачитать о П. А. Титове из книги А. Н. Крылова!). Что такое ДИССЕРТАЦИЯ (из книги Райзмана). Смысл диссертации (из статьи д-ра филос. наук А. С. Чупрова). Почему преподаватель вуза НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ ученым? Что дает человеку ДИССЕРТАЦИЯ? Система методологической подготовки аспирантов (СЛАЙД). ТРЕНИНГ: в чем разница между ГЕНИЕМ И ТАЛАНТОМ? Как выбрать ТЕМУ диссертации? Что ГЛАВНОЕ для начинающего диссертацию? (Напутствия В. А. Галкина и Ю. А. Рыжкова). Моя история с нахождением ТЕМЫ! Боязнь аспирантами повторения темы!? Заключение: Какими качествами должен обладать УЧЕНЫЙ? (СЛАЙД и МОНОЛОГ Г. Галилея в исполнении В. Высоцкого!) 4
2 Каковы требования ВАК РФ к диссертациям и соискателям? Какие бывают типы диссертаций? Номенклатура специальностей научных работников, паспорт специальности. Порядок и результаты рассмотрения диссертаций в ВАК (СЛАЙД Решения ВАК). Г ори-зонтальная и вертикальная СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ - что это? Что такое БЕЗУПРЕЧНАЯ ДИССЕРТАЦИЯ? Примеры безупречных диссертаций. Как подготовить автореферат по безупречной диссертации? Под запись: ключевые научные понятия для соискателя ученой степени. Что признается ВАК НАУЧНОЙ НОВИЗНОЙ? Какие бывают научные результаты и как их получать. Что такое МЕТОД? Формула метода. Примеры. Как Прокопенко ощутил кандидатский уровень? А инженерный? ТРЕНИНГ-загадка на преодоление ложного ограничения. Заключение: Инноваторы и консерваторы - противоречие и как его разрешать? (история Н. А. Чинакала, нарисовать ЩСР, зачитать из его книги о муках при внедрении ЩСР). Задание на дом: Почему из одних и тех же вузов выходят ИНЖЕНЕРЫ И АНТИИНЖЕНЕРЫ? Что означает слово ИНЖЕНЕР? 4
3 Советский и современный подход к сотворению диссертации! Что такое «Алгоритм выхода на докторский уровень»? А на кандидатский? Сколько времени нужно на диссертацию? Бюджет времени соискателя! Как организоваться на продуктивную научную работу? (Пример организации себя на написание диссертации Н. Н. Куриной). Каков АЛГОРИТМ СОТВОРЕНИЯ диссертации? Проблема, противоречие, идея - соотношение и примеры. Тренинг в поиске ИДЕИ на примере РЕЗЦОВ для шахтных комбайнов! Под запись: ключевые научные понятия для соискателя ученой степени. Доктор жизненных наук - это кто? Понятие объекта и предмета исследования. Тема и цель диссертации - соотношение (СЛАЙД). Как правильно сформулировать ЦЕЛЬ диссертации? Формула цели. Идея диссертации - что это? Как найти интересную идею для своей диссертации? Примеры идей диссертаций. Какова ценность моей диссертации? Книга - надежный способ рассказать потомкам о себе! (история с авторефератом моего деда И. Н. Прокопенко)!! Заключение: Как подготовить ДОКЛАД по диссертации, за который дадут ОСКАРА? 4
4 Почему толстая кандидатская не перевешивает на весах тонкую докторскую? В чем отличие результатов докторской диссертации от кандидатской? Разобрать по СЛАЙДУ «Военная и научная РАЗВЕДКА». В. И. Вернадский - быстро заныривал на глубину и высвечивал путь. (Зачитать из книги «Воспоминания» Тимофеева-Ресовского (ЗУБРА)). РАЗБОР плохой докторской из академического института (СЛАЙД). Слайд «ЗАДАЧИ, НП, НН, ЛВ» разобрать! ТРЕНИНГ: Нарисовать диссертацию одним рисунком!! Раздать листочки. Конкуренция и конкурентоспособность: в чем их сущность и проявление? Конкурентное взаимодействие в рыночной среде. Что такое ТЕБЕСТОИМОСТЬ инновационной разработки? Метод оценки конкурентоспособности. Что такое институт как СИСТЕМА? Как действенно повышать конкурентоспособность института? Метод системного преобразования института под требования рынка. Заключение: Как Прокопенко ощутил докторский уровень? 4
Продолжение таблицы 1
5 Как научиться видеть в известном неизвестное, скрытое? Как «заныривать» в глубину неизвестного? Схема философского проницания! ТРЕНИНГ: Как видеть в известном новое? Разобрать СЛАЙД: Диссертация в песне Высоцкого! Монографии: полезные и малополезные (показать книги). Что такое НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ? Зачем они? Примеры научных положений. Образцовые НП (показать СЛАЙД и зачитать телеграмму А. Н. Крылова адмиралу С. О. Макарову). Обоснованность и достоверность - что это? Правильно ли мы понимаем термин «апробация»? Что нужно писать в этом разделе диссертации? Как написать статью, за которую заплатят гонорар? (Как проф. В. А. Галкин показал статью НИИОГРовцам). КОМПЕТЕНЦИЯ ученого, что это? Разобрать формулу!! История написания докт. дис. проф. Лабунским! Заключение: Заполнение анкеты № 2 «Кто с чем уходит?». Передача материалов. Напутствие. 4
ИТОГО 20
Результаты
Завершился семинар измерением интеллектуальных приращений слушателей через проведение их анкетирования. Интеллектуальные обретения всех участников семинара выставлены на сайте КемГУ по адресу [3]. Фрагмент итоговых результатов представлен в таблице 2. Фамилии слушателей заменены звездочкой.
Таблица 2
Интеллектуальные обретения некоторых участников методологического семинара, проведенного 20 февраля - 13 марта 2013 г.
№ Уровень познанного Интеллектуальные обретения на семинаре
докторанты и соискатели степени доктора наук
1 *
Узнал(а): 1. Как построить диссертацию для своих аспирантов. 2. Причину моих затруднений с докторской диссертацией. 3. Что такое методология, концепция, идея, компетенция. 4. Как правильно построить статью, квалификационную работу студентов, аспирантов и свою.
Понял(а): 1. Отличия между реализацией и апробацией. 2. Что правильно формулировала научные положения (НП) у своих учеников. 3. Неправильно организовала работу последнего аспиранта. 4. Что мало времени уделяю своей диссертации.
Понял(а), что моя диссертация: 1. Не готова. 2. Не апробирована. 3. При взаимосвязи отдельных частей не имеет общей идеи. 4. Не соответствует моему «ощущению» докторской и требованиям, о которых я узнала на семинаре.
В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие Между желаемым повышением продуктивности растений и прочностью их стебля.
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: Нехватке времени для завершения работы.
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Построю схему диссертации. 2. Обработаю еще не тронутые куски, если они ложатся в общую схему. 3. Буду тренироваться в составлении структуры на работах студентов.
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: - из 5 баллов - в рублях 5 баллов. 1000000 рублей
2 *
Узнал(а): Путь, которым следует идти при написании научной работы.
Понял(а): Не стоит пугаться неизвестного.
Продолжение таблицы 2
Понял(а), что моя диссертация: 1. Моя первая диссертация защищена. 2. Моя будущая диссертация будет осознана.
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: Выберу другой подход при разработке и написании работы.
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: - из 5 баллов - в рублях 5 баллов. Затрудняюсь оценить. Знание - дорого стоит!
3 *
Узнал(а): 1. Структуру диссертации и автореферата. 2. Формулу цели исследования.
Понял(а): 1. Как выглядит моя диссертация в одном рисунке. 2. Где искать время на ее написание. 3. Что структура хорошей диссертации (хорошей песни) совпадает со структурой любого успешного коммуникативного акта, выполненного в режиме narration.
Понял(а), что моя диссертация: 1. Готова на 20 %. 2. Что я правильно читаю и наращиваю свой текст.
В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие Стереотипы о России и русских есть, но нет их глоссария.
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: Том, что не хватает времени.
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Буду меньше спать.
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: - из 5 баллов - в рублях 5 баллов. 20000 рублей.
4 *
Узнал(а): 1. Что есть-таки более продуктивный, перспективный, интересный путь сотворения диссертации! 2. Трактовки терминов, с которыми сталкиваешься постоянно. 3. Некоторые подробности из жизни известных людей.
Понял(а): Что за бытом философии больше не вижу в жизни.
Понял(а), что моя диссертация: Кандидатская была практически безупречной, жаль только, что автореферат был не так интересно сотворен, как теперь сотворяют в НИИОГР.
В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие Пока я разрешаю противоречие между двумя темами.
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: Том, что мне надо настроиться на то, что придется чем-то пожертвовать (жертву выбрала) и потом не дергаться по этому поводу.
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Начну зондирование темы с докторами наук. 2. Буду учиться «заныривать» и действовать от общего к частному.
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: - из 5 баллов - в рублях 5 баллов. Это что-то нематериальное.
5 аспиранты и соискатели степени кандидата наук
*
Узнал(а): 1. Механизм и алгоритм написания диссертации. 2. Ключевые моменты, на которые необходимо обращать внимание при оформлении работы. 3. Много литературных источников, которые могут помочь в дальнейшей работе. 4. Как много времени каждый день можно уделять диссертации!
Продолжение таблицы 2
Понял(а): 1. Насколько важна личная заинтересованность в изучаемом предмете. 2. Сколь интересной может быть работа над диссертацией. 3. Как важна красота в понимании и изложении изучаемого предмета. 4. Что моя диссертация нужна в первую очередь мне.
Понял(а), что моя диссертация: 1. Нуждается в смене идеи, темы и подхода. 2. Должна создаваться вместе с научным руководителем. 3. В данное время никуда не годится.
В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: Потребности смены темы и изучаемой области проблем (или необходимости изменения отношения к старой теме).
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Найду актуальную (и главное интересную) тему. 2. Распланирую время и предполагаемые результаты на весь период написания диссертации. 3. Найду действительно полезное и ценное практическое приложение для диссертации.
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: - из 5 баллов -в рублях 5 баллов. 101000 рублей.
И вообще, хочу сказать... На самом деле, последние полгода основным вопросом было - закончить работу или все-таки бросить? Благодаря Вашему семинару я понял, что эту работу необходимо довести до конца. Большое Вам спасибо!
6 *
Узнал(а): 1. Алгоритм построения диссертации. 2. Определения основных понятий, с которыми работаю не один год. Как выяснилось - я их трактовала не совсем точно, правильно. 3. Процедуру защиты диссертации. 4. Формулу цели (от нее многое зависит в структуре научной работы). 5. Как нужно преподнести свою работу на защите.
Понял(а): 1. Что диссертацию реально написать в тех условиях, в которых я работаю, живу. Осталось только правильно распределить время. 2. От чего нужно мне оттолкнуться сейчас, чтобы в сжатые сроки написать диссертацию. 3. Как построить диссертацию, чтобы получилась качественная работа.
Понял(а), что моя диссертация: Находится в «сыром» состоянии. Необходимо работать и работать.
В своей диссертации я разрешаю следующее противоречие На территории нашей области остались незатронутые деятельностью человека площади земли (почвы). А так ли они не затронуты? Возможно ли, что непрямое воздействие человека оказывает губительное воздействие на почву, лесное сообщество?
Мое основное затруднение в работе над диссертацией состоит в: В нехватке времени. Но, исходя из последней лекции, я поняла, что в какой-то степени неправильно распределяю время. А также проблемы из-за того, что есть желание провести много опытов, а это не особо нужно для моей темы диссертации.
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Сейчас я работаю над составлением автореферата. От него уже буду отталкиваться и формировать саму диссертацию. 2. Буду прорабатывать каждое слово, каждое определение, каждое предложение. 3. Благодаря появившемуся вдохновению я сотворю хорошую (надеюсь на это) диссертацию!
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: - из 5 баллов - в рублях 5+ баллов. 20000 рублей.
И вообще, хочу сказать... Выражаю Вам огромную благодарность за проведенный семинар! Спасибо! Он помог мне наметить путь, по которому мне сейчас нужно идти, работать.
Продолжение таблицы 2
7 *
Узнал(а): 1. Ценность точности и значимости слов в процессе формулирования предложений. 2. О вариантах и последовательности при написании кандидатской. 3. Алгоритм написания кандидатской. 4. Принципы построения каждой части кандидатской. 5. Основные понятия и их роль в диссертации.
Понял(а): 1. Каким образом построить свою кандидатскую. 2. Необходимость корректирования темы диссертации. 3. Каким хочу быть кандидатом, в качественном плане. 4. Краткость может заключать в себе большую силу.
Понял(а), что моя диссертация: 1. Крайне несовершенна, но очень перспективна. 2. Научные руководители бывают разными, как и их методы работы с аспирантами, поэтому на мою кандидатскую научный руководитель пока оказывает наименьшее воздействие. 3. В настоящий момент содержит много «воды», слишком объемные и содержательные пункты (параграфы).
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: 1. Отдельный план для каждого пункта. 2. Пересмотрю приоритеты между пунктами. 3. Уделю больше внимания практической части. 4. Уделю больше внимания и времени формулированию цели, задач, НН, НП моей работы.
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: - из 5 баллов - в рублях 5 баллов. 288000 рублей.
И вообще, хочу сказать... Огромное спасибо за заложенный вами положительный, творческий подход. Благодаря Вам больше буду стремиться к целостности.
8 *
Узнал(а): 1. Что многие научные термины мы трактуем не правильно и путаем. 2. В диссертации должна быть выдержана структура, все части должны быть связаны и каждая клеточка должна быть наполнена верным содержанием. 3. Необходимо соблюдать алгоритм выполнения работы.
Понял(а): 1. Что к созданию диссертации нужно подходить с творческой стороны, учитывать все нюансы и не бояться «каши» в голове. 2. Главное помнить - совершенствуя дилижанс, никогда не создать автомобиль.
Понял(а), что моя диссертация: Требует кардинального переосмысления, доработки основных положений, содержания.
Для повышения качества своей диссертации я теперь сделаю: Выброшу все старое и начну с чистого листа.
Полезность семинара ДЛЯ СЕБЯ я оцениваю: - из 5 баллов -в рублях 5+ баллов. 1000000 рублей.
И вообще, хочу сказать... Сергей Артурович, огромное Вам спасибо за эти 20 часов, проведенные с пользой для всех нас!
Обсуждение
По оценке участников семинара полученные ими знания являются весьма полезными. Все участники отметили, что получили ясное представление о структуре диссертации и автореферата. Им стало понятно, что нужно писать и что не нужно писать в том или ином разделе автореферата. Они глубже поняли ключевые понятия диссертации: актуальность, объект и предмет исследования, цель, идею. Уяснили требования ВАК и разобрались, что нужно писать в разделах «научная но-
визна» и «научное положение», увидели разницу между апробацией и реализацией результатов работы.
Семь участников отметили, что семинар позволил разрешить сомнение «писать диссертацию или бросить». Они написали, что получили положительный заряд, мотивацию к продолжению исследований. До начала семинара половина участников в качестве основного затруднения указывали нехватку времени на диссертацию. По завершении занятий четыре человека отметили, что трех лет аспирантуры вполне достаточно, и они увидели, как «взять» время из жизни на диссертацию.
В процессе тренинга по представлению диссертации одним рисунком нескольким участникам удалось увидеть суть своих работ. Они смогли нарисовать на листочках их образы. У восьми участников появилось желание коренным образом пересмотреть свой подход к диссертации. Они увидели алгоритм целенаправленного выхода на докторский уровень (через промежуточный кандидатский) и захотели реализовать его в своих работах.
Половина участников отметили, что открыли для себя по-новому известные ранее научные понятия: концепция, идея, методология, методика, алгоритм, поняли, что применяли некоторые термины неверно, не понимая их сути. Они уяснили для себя понятия «формула диссертации», «формула формулы метода», «формула компетенции», «формула цели диссертации».
Несколько человек разобрались в сути кандидатской и докторской диссертаций, увидели различия уровней инженера, кандидата и доктора наук, уяснили для себя задачи кандидата и доктора в науке и преподавании, поняли назначение диссертаций и их уровни.
В работе семинара приняли участие 4 человека, имеющих целью выход на докторский уровень научной квалификации. Два докторанта (судя по анкетам) находятся на этапе самоопределения и выбора темы диссертаций. Один докторант прошел (по его оценке) 20 % пути, уяснил ряд моментов и сейчас нуждается только во времени для осмысления и написания работы. Еще один докторант получил мотивацию на завершение работы, понял необходимость выявления закономерности по своему направлению исследования и разработки системы.
Полезность семинара участниками была оценена (из 5 баллов) в диапазоне 4 - 6 баллов. Четверо слушателей оценили семинар на 5+. В итоге среднее значение получилось 5,2 балла. Полезность семинара в рублях была оценена следующим образом (табл. 3).
Полученные результаты позволяют оценить состоявшийся методологический семинар как важный, необходимый и полезный для соискателей всех уров-
ней. В настоящее время ведутся подготовка и набор слушателей на второй методологический семинар.
Таблица 3
Денежная оценка полезности семинара
№ Диапазон денежной оценки полезности семинара Количество участников, чел.
1 До 100 тысяч рублей 7
2 100 тыс. руб. - 1000 тыс. руб. 7
3 Бесценно, дорого, ® 4
4 Затруднились оценить 3
Выводы
Практика показывает, что уровень методологической готовности соискателей к сотворению безупречной диссертации при направленном и плотном проведении серии занятий методологического семинара может быть достигнут за 3 недели. Это незначительный срок по сравнению с 36 месяцами пребывания в аспирантуре. Нужно помочь молодежи на начальном этапе научного становления, и люди раскроются, диссертации станут содержательнее, а коллектив кандидатов и докторов наук в КемГУ пополнится толковыми и перспективными исследователями. После такого семинара диссертации могут быть избавлены от многих недочетов, а следовательно, вопросов и замечаний у рецензентов, оппонентов и экспертных советов ВАК останется меньше.
Апробированный методологический семинар выступает действенным инструментом концепции повышения эффективности деятельности аспирантуры и докторантуры КемГУ. Целенаправленное и организованное повышение научной квалификации персонала университета обеспечит рост его конкурентоспособности. Полагаем, что такая деятельность является полезной и для других вузов страны.
Литература
1. Российская аспирантура в кризисе? // Аккредитация в образовании. - Декабрь, 2012. - С. 45 - 47.
2. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru (дата обращения: 25.04.2013).
3. Методологический семинар «Как сотворить безупречную диссертацию» // Отдел аспирантуры и докторантуры КемГУ [Офиц. сайт]. - Режим доступа:1 UtD://kcmsii.rii/pagcs/asp seminar (дата обращения: 25.04.2013).
Информация об авторах:
Орлова Олеся Геннадьевна - кандидат филологических наук, начальник отдела аспирантуры и докторантуры КемГУ, докторант КемГУ, 8 (3842) 58-05-90, [email protected].
Olesya G. Orlova - Candidate of Philology, doctoral student, Head of Postgraduate Education Department, Kemerovo State University.
Прокопенко Сергей Артурович - профессор, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Института угля СО РАН, профессор НИ Томского политехнического университета, директор НИИ «Сибирские горнопромышленники», 8(3842) 74-17-02, 64-18-18, [email protected].
Sergey A. Prokopenko - Professor, Doctor of Technical Science, Senior Researcher at the the Institute of Coal of the Siberian Branch of the RAS; Professor at National Research Tomsk Polytechnic University, Director of the Research and Production Enterprise «Siberian Miners».