Научная статья на тему 'Система и принцип формирования качественной учетной информации'

Система и принцип формирования качественной учетной информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КАЧЕСТВО / ПРИНЦИПЫ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ACCOUNTING INFORMATION / QUALITY / METHODOLOGY OF ACCOUNTING INFORMATION / THE QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF ACCOUNTING INFORMATION / SYSTEM OF ACCOUNTING INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишигдорж Мягмар

В данной статье раскрывается сущность учетной информации, дается определение понятию качество и представлено качественные характеристики учетной информации. Также для полного представление процесса формирования информации рассматриваются вопросы связанные с системой учетной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM AND METHODOLOGY OF FORMATION OF QUALITATIVE ACCOUNTING INFORMATION

In this article the author reveals the essence of accounting information, defines the concept of quality and shows the qualitative characteristics of accounting information. The problems of system accounting information are considered by the author for a full representation of the formation of information.

Текст научной работы на тему «Система и принцип формирования качественной учетной информации»

СИСТЕМА И ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ

W 1 W

КАЧЕСТВЕННОЙ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

УДК 657

Мягмар Мишигдорж

Аспирантка кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Тел. 892-959-938-01, Эл. почта: [email protected]

В данной статье раскрывается сущность учетной информации, дается определение понятию качество и представлено качественные характеристики учетной информации. Также для полного представление процесса формирования информации рассматриваются вопросы связанные с системой учетной информации.

Ключевое слово: учетная информация, качество, принципы учетной информации, качественные характеристики учетной информации, система формирования учетной информации.

Myagmar Mishigdorj

Post-graduate student, the Department of Accounting, Analysis and Audit Moscow State University Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: 892-959-938-01 E-mail: [email protected]

THE SYSTEM AND METHODOLOGY OF FORMATION OF QUALITATIVE ACCOUNTING INFORMATION

In this article the author reveals the essence of accounting information, defines the concept of quality and shows the qualitative characteristics of accounting information. The problems of system accounting information are considered by the author for a full representation of the formation of information.

Keywords: accounting information, quality, methodology of accounting information, the qualitative characteristics of accounting information, system of accounting information.

1. Введение

На сегодняший день информация и связанные с ней операции играет огромную роль в общественной жизни, науке и технике. Значение информации, по-видимому, переросло значение другого важного фактора - энергии, который играл доминирующую роль в прошлом веке. Следует также сказать что, на сегодняшний день информация наряду с землей, трудом, капиталом и предпринимательскими способностями рассматривается как фактор производства. В связи с этим и мировая экономика преобразовывается и появилась новое понятие как инновационная экономика или экономика знаний.

2. Понятие информация и учетная информация

В будушем в связи с усложнением науки, техники, экономики и других отраслей, значение правильного управления ими будет все время возрастать, и поэтому будет возрастать и значение информации, в том числе учетной информации. Многие исследование уже показали, что в настоящий момент изменилось отношение пользователей к информации: пользователь нуждается только в качественной информации.

Учетно-финансовую информацию можно определить как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации, а также финансовые результаты за определенный период. Ее значение со дня в день возрастает в связи с измениями и усложнениями среды, в которой находится сам бизнес процесс.

Можно сказать, что отсутствие качественной информации приводит к неэффективному управлению на всех уровнях принятия решений, а также к неэффективному использованию ресурсов. Как уже мы знаем главная проблема экономики заключается в наиболее эффективное использование огранниченных ресурсов для удовлетворении бесконечных потребностей общества и следовательно, именно качество является основным условием укрепления национальной экономики.

3. Качество и характеристика качественной информации

Качество является политической, нравственной и экономической категорией и в современной литературе и практике существует различные трактовки этого понятия, каждое из которых дополняет друг друга помогая взглянуть на качество с разных сторон. Рассмотрим наиболее распространенные определения, предлога-емые ведущими специалистами в данной области.

Всемирно признанный специалист Валтера Шухарта предпологает что, существует 2 аспекта качества «Один связан с предположением о качестве вещей как объективной реальности, которая не зависит от существования человека. Другая же - с тем, что мы думаем, чувствуем и ощущаем в отношений этой объективной реальности». Эти объективные оценки являются ориентиром для инженеров, который производить их физические характеристики произведенной продукции.[1]

По мнению Эдварда Деминга качество нужно рассмотреть с точки зрения удовлетворенности потребителей имея в виду что потребитель это самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение потребностей настоящих и будуших. [2]

Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые предают им способность удовлетворять обусловленные или предполога-емые потребности. В этом стандарте также рассмотрены такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества».

Рассмотренные определенния имеют недостаток, делающие эти определения неуниверсальными, так как само понятие качество весьма сложна и комплекса. И появляется объективная потребность уточнения определения понятия качества, применительно к учетной информации.

Впервые вопрос о качестве учетной информации была выдвинута в начале 60-х XX в. и в рамках международных стандартов финансовой отчетности и были сформулированны качественные характеристики финансовой отчетности. В этом документе выделяют четыре основных качественных характеристик финансовой информации:

-уместность;

- надежность;

- сопоставимость;

- понятность.

Уместность (релевантность, значимость). Предпологает что, информация влияет на управленческие решения и обеспечивает получение желаемого результата. Информация может повлиять на принятие решения, если она имеет прогнозную ценность, своевременна и основана на обратной связи. Под своевременностью понимается пригодность для принятия решений и прежде всего способность влияния на решения. При этом следует знать, следующий ньюанс «своевременность не означает что данная информация релевантна но, релеваньность не возможна без своевремнности». Также необходимо говорит о существенности так как, существенность оказываеть серьезное влияние на уместность финансовой информации. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей.

Надежность. Финансовая информация считается надежной, когда она полная, достоверная и не имеющее существенных ощибок и искажений, и участники бизнес-процесса могут положиться на нее, как на объективный и правдивый источник.

Полнота предпологает, что информация должна содержать максимум сведений, который необходимо знать пользователь, и включать все необходимые комметарии, чтобы не дезориентировать пользователя.

Достоверность. Означает, что информация должна быть правдиво представленной, легко проверяемой и носит нейтральный характер. Это прежде всего, степень адекватности экономическим процессам, а проверяемость - это возможность ее подтверждения.

Сопоставимость (Сравнимость). Она означает необходимость предоставления информации сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других экономических субъектов, которая позволит лицу, принимающему решение, виявить сходства, различия и тенденции.

Преимущество обладания сравнимой информацией состоить в том, что она раскрывает сильные и слабые стороны хозяйствующего субъекта в течений определенного

промежутка времени.

Исходя из этого оценка и отражение финансовых результатов по аналогичным операциям и другим событиям должны осуществлятся по методологии, единой для всего экономического субъекта и на протяжении его существования, ровно как и для других экономических субъектов.

Основной качественной характеристикой финансовой информации в соответствии с международным стандартом финансовой отчетности является ее понятность.

Понятность означает, что она должна быть доступна для понимания пользователями, обладающими достаточными знаниями в области экономики. Однако информация по сложным вопросам, которые должны быть отражены в финансовой отчетности ввиду их важности для принятия пользователями решений, не должна исключатся только из-за того, что может оказатся слишком сложной для понимания. В этом случае в отчетности необходимо давать пояснения для того, чтобы она была понятна.

Также не мало важным является 2 положения - Это эффективность и баланс между качественным характеристиками.

Эффективность (рациональность, прибыль выше затрат) означает что, эффект от использования информации должен превышать расходы на ее получение. Основная часть расходов на представление информации приходится на производителя, тогда как эффект получает и производитель и пользователь. Ну при этом нужно учитывать тот факт, что цель учетно-финан-совой информации предоставление полной, надежной и полной информации о деятельности организации всем заинтересованным пользователям.

В МСФО выделяют следующие группы пользователей:инвесторы, работники организации, банки-кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы. Данные пользователи именуется внешними.

Внутренними пользователями могут быть: администрация, руководители подразделений, специалисты и служащие.

Так инвесторов интересует целесообразность покупки, хранения и продажи акций организации, а также оценка возможности организации вывпла-чивать дивидеды; работников предпри-

ятия оценка рентабельности и финансовой устойчивости работодателя, способность организации выплачивать заработную плату, производить песион-ные платежи, расширять рабочие места; банки-кредиторы оценка целесообразности предоставления займа, а также возможность своевременного получения процентов по займам и возврата займов; поставщиков определение способности организации своевременно оплачивать счета; покупателей оценка платежеспособности организации, особенно в случай долгосрочных контрактов; государственных органов регулирования деятельность организации, целесообразность государственного финансирования, определение политики налогообложения, определелние национального дохода и получение статистических показателей, тенденций развития организации.

Баланс между качественным характеристиками. Качественные характеристики учетной информации должны уровновешивать друг друга, о чем должны заботится лица, предоставляющие эти информации.

4. Система формирования информации

Экономическая деятельность любой организации всегда связана с функциями управления: учет, контроль, планирование, анализ и регулирование, в процессе выполнения которых формируется информация о деятельности компании,

сопоставляются фактические и нормативные показатели,

формируется глобальные и локальные направления деятельности,

установливаются причины отклонений и корректируется.

Управление экономических объектов ориентируется на систематизированную информацию. Информационные потоки обладают прямой и обратной связю с системой управления. Прямая связь связана с целями управления и сложивщейся ситуацией во внешней среде, и направляется от управленческого аппарата к обьекту управления. Обратная связь выражается потоком отчетной информации, который формируется объектом управления и содержит сведения о выполнении принятых решений и степени влияния внешней среды на внутреннюю экономическую ситуацию.

В процессе управления предприя-тияем принимаются стратегические, тактические и оперативные решения, в

Экономика, Статистика и Информатика

№4, 2011

43

связи с чем выделяются уровни управления. Высший уровень включает менеджеров-руководителей, определяющих цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывающих долгосрочные планы и стратегию их реализации. В их компетенцию могут входить анализ рынка и конкурентов, поиск альтернативных стратегий развития предприятия в случай выявления угражающих тенденций в сфере его интересов. Средний уровень, включающий различных менеджеров-исполнителей, обеспечивает контроль за выполнением планов, отслеживание происхождения ресурсов, разработку управляющих директив для вывода предприятия на уровень, определенный в планах. Оперативный уровень характеризуется реализацией планов и составлением отчетов о ходе их выполнения.

В зависимости от уровня управления используются различные виды информации. Так, для высшего руководства, разрабатывающего стратегию деятельности, применяется в основном внешняя и в меньшем объеме внутренняя информация. На оперативном уровне используется только внутренняя информация, а на среднем - преимущественно внутренняя и частично внешняя.

Каждый из уровней характеризуется составом работ которые в свою очередь обеспечивает управление предприятие. Эти работы принято называть функциями. Выделяют три основных функции - это планирование, учет и контроль, анализ и регулирование.

Планирование - функция по средством которой в идеальной форме реализуется цель управления. Оно занимает значительное место в деятельности высшего руководства, меньшее - на среднем уровне и минимальное - на оперативном. Планирование на высшем уровне управления связано с решением будуших проблем и ориентировано на длительный срок. На среднем уровне

временной интервал, на который осуществляется планирование, значительно короче, при этом план, поступающий с высшего уровня, дита-лизируется, а показатели на данном уровне более точные. Оперативное предпологает самую детальную проработку плана.

Учет и контроль производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются важнейшими функциями управления; они ориентированы на получение информации о ходе всей работы. Контроль осуществляется на основе сопоставления факта с нормой. Хозяйственный учет и контроль основан на наблюдении, измерении и систематической регистрации всех ресурсов, хозяйственных процессов и их результатов.

Анализ и регулирование - это выявление причин расхождения плана и нормы, сопоставление фактических показателей с нормативными (директивными, плановыми), определение отклонений, входящих за пределы допустимых параметров, установление причин отклонений, выявление резервов, нахождение путей исправления создавшейся ситуации и принятие мер по выводу объекта управления на плановый курс.

5. Выводы

Таким образом, финансовая информация является источником принятия управленческих решений, а для обеспечения потребности пользователей следует предоставить качественную, т.е. обладающими определенными свойствами информации. Наибол-шее влияние на качество финансовой информации оказывает процесс подготовки и контроль качества учетных данных, включающие элементы, представленные бухгалтерским учетом.

Качество учетно аналитической информации - это, прежде всего, качество системы нормативного регулирования, методологий и методики бухгалтерского учета и отчетности.

Суммируя изложенное, можно сказать что качество информации должна

подвергатся оценке на всех этапах ее формирования. Нельзя принять какие либо управленческие решения опери-руясь на сомнительных информационных потоков.

Литература

1. Бендел «Наставники по качеству» Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества-М.: «Стандарты и качество». 2000.

2. Деминг Э. «Выход из кризиса»:-Новая парадигма управления людьми, системами и процессами\ Пер. с анг. -3-е издание -М.: Альпина Паблишенз. 2009.- 419с.

3. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности Учебник. -М.: ИНФРА-М. 2005.- 472 с.

4. Соколова Е.С. Качество учетной информации: теория и практика оценки: монография -М.: МЭСИ, 2010. -304 с.

5. Соколова Е.С., Ефименко В.В. Оценка качества информации при расчете стоимости компании: монография -М.: МЭСИ, 2010. - 354 с.

References

1. Bendel "Mentors on the quality of' Collection of short essays about the most famous international figures in the field of quality-M.: "Standards and quality" 2000.

2. E. Deming, "Out of the Crisis":-M.: The new paradigm of managing people, systems and processes /Trans. from Eng. -3rd edition - Alpina pablishenz. 2009. -419 pp.

3. Paly VF International standards of accounting and financial reporting textbook. -M.: INFRA-M. 2005 .- 472 pp.

4. Sokolova E.S. "The quality of accounting information": theory and practice of assessment: monograph-M.: MESI, 2010. - 304 pp.

5. Sokolova, E.S., V.V. Efimenko "Assessment of quality of information when calculating the value of the company": monograph-M.: MESI, 2010. -354 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.