Научная статья на тему 'Подходы к верификации учетной информации: оценка качества'

Подходы к верификации учетной информации: оценка качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / КВАЛИМЕТРИЯ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ / КОЭФФИЦИЕНТ НАДЕЖНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ ПОНЯТНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ УМЕСТНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ СОПОСТАВИМОСТИ / QUALITY OF THE REGISTRATION INFORMATION / SYSTEM OF INDICATORS OF QUALITY OF THE REGISTRATION INFORMATION / RELIABILITY FACTOR / CLEARNESS FACTOR / RELEVANCE FACTOR / COMPARABILITY FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Елизавета Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы оценки качества учетной информации, излагается методический аспект оценки. Автор освещает возможность применения количественных методов для оценки качества учетной информации, использует понятия квалиметрии. Для оценки качества учетной информации сформирована система показателей качества учетной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO VERIFICATION OF THE REGISTRATION INFORMATION: A QUALITY ESTIMATION

In article questions of an estimation of quality of the registration information are considered, the methodical aspect of an estimation is stated. The author shines possibility of application of quantitative methods for an estimation of quality of the registration information, uses concepts квалиметрии. For an estimation of quality of the registration information the system of indicators of quality of the registration information is generated.

Текст научной работы на тему «Подходы к верификации учетной информации: оценка качества»

ПОДХОДЫ К ВЕРИФИКАЦИИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

УДК 330

Елизавета Сергеевна Соколова

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Московского государственного

университета экономики, статистики и информатики

В статье рассматриваются вопросы оценки качества учетной информации, излагается методический аспект оценки. Автор освещает возможность применения количественных методов для оценки качества учетной информации, использует понятия квалиметрии. Для оценки качества учетной информации сформирована система показателей качества учетной информации.

Ключевые слова: качество учетной информации, квалиметрия, система показателей качества учетной информации, коэффициент надежности, коэффициент понятности, коэффициент уместности, коэффициент

сопоставимости.

Elizabeth Sergeevna Sokolova

PhD, the senior lecturer, managing chair «Accounting, the analysis and audit», The Moscow state university of economy, statistics and computer science

APPROACHES TO VERIFICATION OF THE REGISTRATION INFORMATION: A QUALITY ESTIMATION

In article questions of an estimation of quality of the registration information are considered, the methodical aspect of an estimation is stated. The author shines possibility of application of quantitative methods for an estimation of quality of the registration information, uses concepts квалиметрии. For an estimation of quality of the registration information the system of indicators of quality of the registration information is generated.

Keywords: quality of the registration information, квалиметрия, system of indicators of quality of the registration information, reliability factor, clearness factor, relevance factor, comparability factor.

1. Ведение

Качество учетной информации имеет первостепенное значение для участников бизнес-процесса, так как именно оно определяет жизнеспособность будущих стратегических решений.

Оценка качества учетных показателей - это определение достижимости системой финансовых показателей заданного уровня критериев.

Методология оценки качества учетной информации разрабатывается исходя

1. Потребностей рынка в учетной информации определенного уровня

2. Прогноза развития бизнес-процесса

3. Требований стандартов

Из всех областей формирующейся в мире науки о качестве наиболее интенсивно развивается разработка теоретических основ и практических методов измерения и количественной оценки качества.

2. Количественная оценка качества учетной информации

Применение количественных методов для оценки качества потребовало введения и использования в этой сравнительно новой области знания ряда новых показателей, и прежде всего понятий квалиметрия, свойство, признак, показатель качества, уровень качества, методы оценки качества.

В последнее десятилетие в развитых странах в научно-техническом отношении странах применительно к различным отраслям производства предполагаются многочисленные способы и методы количественного измерения и оценки качества различных видов продукции и услуг. При всем многообразии и подчеркнутой несхожести объектов оценки принципы и методы могут иметь много общего.

Математика принципиально абстрагируется от свойств конкретных объектов или процессов и рассматривает только их формализованные в символах математические модели, устанавливающие связи между входящими в них параметрами. Поэтому и математическая модель качества может рассматриваться как абстрактная система отдельных свойст, имеющих резную природу и степень сложности. Эта модель качества в силу своего абстрактного характера в принципиальном отношении будет сходной для самых различных видов продукции.

В то же время подстановка в эту модель значений конкретных показателей свойств качества, характерных для того или иного конкретного объекта оценки, позволяет перейти от общей абстрактной модели качества к определенной модели качества учетной информации.

Таким образом, в настоящее время во многом сформирована и продолжает формироваться отрасль исследовательской и прикладной деятельности, носящая универсальный характер и имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет свой специфический объект исследования (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат, свои специфические проблемы, имеющие методологический, математический, технический и информационный характер.

Однако в отличии от других научных дисциплин в течении длительного времени ее формирования и развития, вызванных объективными факторами и причинами, связанными с проблемой качества, отсутствовал термин, обозначающий краткое название этой отрасли деятельности и научной дисциплины.

Одна из первых попыток научного обоснования количественной оценки качества была сделана известным русским математиком-академиком А.П. Крыловым.

В 1940 - 1950-е годы интенсивные исследования по созданию новой математической науки, получившей научное название методов исследования операций, и в количественной оценке, и особенно в оптимизации качества

В 1950-1960-е годы исследования зарубежных и отечественных ученых и специалистов поведения в эксплуатации и при испытаниях различных технических систем, прежде всего радиоэлектронных, привели к созданию теории надежности, позволяющей количественно оценить характеристики надежности таких систем как важных составляющих их качества.

Одновременное интенсивное развитие в течение последних десятилетий метрологии, социологии, эргономики, психологии и других областей научных знаний, позволившие создать разнообразные по инструментарию и назначению методы определения отдельных показателей качества, потребовали объединения их достижений в единую науку о количественной оценке качества.

В середине 60-х годов двадцатого века накопился значительный опыт применения количественных оценок качества продукции. Это позволило группе российских ученых во главе с профессором, д.э.н. А.В. Гличевым в 1968 году обосновать методологическую общность способов оценки качества и необходимость их теоретического обобщения. Научное направление их исследования была названа квалиметрией.

Первая публикация по квалиметрии с употреблением этого термина отечественных авторов состоялось в 1968 году а к 1970 г. уже был накоплен опыт для всестороннего исследования квали-метрии, ее сущности и взаимосвязей с различными научными областями.

На XV Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) в Москве в 1971г. впервые проблемы квалиметрии обсуждались на международном научном форуме. Квалиметрия получила широкое международное признание, особенно с учетом общности рассмотренного выше языкового происхождения этого термина в европейских языках, ее проблемы систематически рассматриваются на ежегодных конференциях ЕОКК и всемирных конференциях по качеству.

Квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную. Теорити-ческаия квалиметрия, абстрагируясь от конкретных объектов, обосновывает и разрабатывает принципы, классификации, общие методы и специфические проблемы количественной оценки качества. Основная задача прикладной квалиметрии - разработка методов количественной оценки качества, учитывающих специфику конкретных видов продукции.

Основными положениями квали-метрии являются следующие.

1. Любой продукт (изделие, услуга, процесс, система и др.) характеризуется отдельными свойствами, под которыми в соответствии с ГОСТ понимаются объективные особенности про-

дукции, которые могут проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Эти свойства могут быть сложными, т.е. разделяемыми на менее сложные, и простыми, т.е. при данном уровне знаний не разделяемыми и другие свойства.

2. Качество - это наиболее сложное свойство или совокупность свойств, определяющих меру полезности продукции для потребителя.

3. Качество представляется в виде иерархической структуры (дерева свойств), на самом высоком уровне которой находится качество, а на самом низком уровне - простые свойства.

4. Отдельные свойства (простые или сложные) могут быть измерены или оценены в определенных единицах измерения, в результате чего определяется абсолютные значения показателей качества, под которыми в соответствии с ГОСТ понимаются количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

5. Установление абсолютных значений показателей качества может проводиться: экспериментально.

6. Кроме абсолютного значения показателя каждое простое или сложное свойство может характеризоваться и относительным значением показателя, выявляющим степень его пригодности для использования по назначению или соотношение с аналогичным показателем другого продукта. Этот относительный показатель определяется сопоставлением абсолютного значения показателя с базовым значением показателя, под которым в соответствии с ГОСТ понимается значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

7. Наряду с абсолютным и относительным значениями показателя качества каждое простое или сложное свойство характеризуется также своей весомостью (значимостью, важностью) среди всех остальных свойств, а показатель качества - коэффициентом весомости, который является количественной характеристикой значимости данного показателя качества продукции среди других показателей ее качества.

8. Количественной характеристикой качества является уровень качества продукции, под которым в соответствии с ГОСТ понимается относительная харак-

теристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

9. Значение уровня качества может быть представлено как некоторая функция относительных значений показателей и коэффициентов весомости. Эта функция может выражать различные зависимости - средневзвешенные (арифметическая, геометрическая, гармоническая и др.) величины, полином, аналитические зависимости и т.д. Кроме того, оно может быть представлено не в скалярной, а в векторной форме.

10. Общий алгоритм количественной оценки качества представляется в виде следующей последовательности действий:

• Построение иерархической структуры показателей качества;

• Определение абсолютных значений показателей качества;

• Определение базовых значений показателей качества;

• Определение коэффициентов весомости показателей;

• Определение значения комплексной количественной оценки качества.

Квалиметрия включает в свой инструментарий методы математического моделирования и математической статистики, методы исследования операций, методы распознавания образов, скалярной и векторной оптимизации, методы и процедуры экспертных оценок, теорию графов и др.

В Связи с интенсивным развитием системного подхода к изучению и решении проблемы оценки качества учетной информации и широкого применения систем управления качеством продукции, методы квалиметрии и их практическое использование приобрели большую весомость и практическую значимость. В силу универсальности идей, основных положений и методов квалиметрии, происходит процесс расширения ее первоначальных границ. В качестве объектов квалиметрии выступают теперь не только продукция, но и услуги (образовательные, медицинские, сервисные и т.п.), а также разнообразные процессы (производственные, трудовые, эксплуатационные и др.).

3. Система показателей количественной оценки качества учетной информации

Итак, для оценки качества учетной информации необходимо сформировать систему показателей качества учет-

№6, 2010

206

ной информации. Для формирования этой системы необходимо сформулировать основные принципы, на основе которых организуется система показателей качества учетной информации.

Принцип 1. Учетная информация характеризуется отдельными качественными характеристиками, под которыми понимается ее объективные особенности, которые проявляются при ее создании и использовании. К таким особенностям относятся:

1) Уместность учетной информации - влияние на экономические решения пользователей;

2) Надежность - отсутствие существенных ошибок и искажений;

3) Сопоставимость во времени и сравнимость с информацией других компаний;

4) Понятность - доступность для понимания квалифицированными пользователями;

5) Существенность - учетная информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей. Существенность оказывает серьезное влияние на уместность учетной информации;

6) Правдивость представления -снижение риска формирования учетной информации с использованием недопустимых методов измерения и предоставления;

7) Приоритет содержания под формой - представление учетной информации в соответствии с сущностью и экономическим содержанием хозяйственной операции, а не только с ее юридической формой;

8) Нейтральность - отсутствие у источника учетной информации намеренная склонность пользователя к определенному экономическому решению, т.е. объективность учетной информации;

9) Осмотрительность - наличие неопределенности в выборе подхода к учету того или иного показателя, интересам пользователя в наибольшей степени будет отвечать выбор из них, который дает менее оптимистическую картину положения вещей в компании;

10) Своевременность - для обеспечения уместности и надежности учетная информация должна быть передана пользователю своевременно;

11) Полнота - чтобы быть надежной учетная информация должна быть полной с учетом ее существенности и затрат на ее получение.

Из вышеперечисленных особенностей учетной информации мы видим, что свойства, характеризующие финансовую информацию могут быть сложными, т.е. разделяться на простые составляющие. Ниже на рисунке 1 представлена схема свойств учетной информации.

Принцип 2. Система показателей качества учетной информации можно предоставить в виде иерархической структуры. На рисунке_представлена иерархическая структура системы показателей оценки качества учетной информации.

Показатели качества учетной информации связаны с такими понятиями как признак и параметр учетной информации.

Признак качества учетной информации - это качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний учетной информации.

Параметр качества учетной информации - это признак качества учетной информации, количественно характеризующий любые ее свойства и состояния.

Показатель, признак и параметр ка-

чества учетной информации являются применимыми для оценки качетсва учетной информации формами более общего понятия «мера», они являются конкретным выражением качественной и количественной стороны оценки качества учетной информации.

Мера - это такое единство качественной и количественной стороны объектов, в котором определенное качество необходимо связать с определенным количеством, в котором качественная и количественная стороны соответствуют друг другу; при этом количественная стороная объекта может изменяться, быть разной, но лишь в известных границах, определенных данным качеством объекта.

Показатель качества учетной информации численно характеризует степень проявления определенного свойства.

Принцип 3. Отдельные качественные признаки могут быть измерены или оценены в определенных единицах измерения. Установление количественных значений показателей может проводится экспериментально. Показатели качества учетной информации могут характеризоваться абсолютными и относительными значениями, а так же весо-

Рис. 1. Свойства учетной информации

Рис. 2. Иерархическая структура системы показателей качества учетной

выми коэффициентами.

Показатели качества учетной информации являются основой для оценки качества учетной информации. В научной литературе и диссертационных исследованиях не разработана система показателей качества учетной информации и не дана классификация показателей качества учетной информации.

Количество показателей качества учетной информации может быть различным, в зависимости от целей, которые ставит перед финансовой информацией ее пользователь. Однако, для разработки классификационной системы мы должны ограничить количество показателей качества учетной информации. В основу разработанной нами системы классификации показателей качества учетной информации легли качественные свойства учетной информации.

Система представления учетной информации состоит из совокупности экономических показателей, каждый из которых в отдельности и в системе финансовой (бухгалтерской) отчетности, характеризуется набором качественный признаков: надежность, уместность, понятность и сопоставимость.

Для разработки системы показателей качества учетной информации мы будем исследовать показатели, построенные на основе учета влияния вышеперечисленных качественных характеристик. Считаем, что пользователь учетной информации определяет качество учетной информации ее степенью надежности, степенью уместности, степенью понятности и степенью сопоставимости.

Для определения количественного значения показателей качества учетной информации введем понятия:

- коэффициент надежности;

- коэффициент уместности;

- коэффициент понятности;

- коэффициент сопоставимости.

Коэффициент надежности является показателем качества учетной информации и характеризует отсутствие в ней отсутствие существенный ошибок и искажений. Финансовая информация не содержит ошибок и искажений, если каждый экономический показатель рассчитан в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой, бухгалтерскими стандартами и учетной политикой экономического субъекта в соответствующий период времени.

Для принятия решения об отсут-

ствии ошибок и искажений при расчете экономических показателей необходимо принять во внимание выполнение следующих условий:

1) расчет экономических показателей в строгом соответствии с действующей нормативной базой;

2) экспертная оценка расчетов экономических показателей независимыми экспертами;

3) ограничение временного периода проведения оценки надежности учетной информации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) независимый контроль расчета экономических показателей.

При соблюдении этих условий мы получаем рассчитанную величину количества экономических показателей в финансовой (бухгалтерской) отчетности, не содержащих ни единой ошибки или искажения. Показатели, попадающие под эту оценку можно считать абсолютно надежными, а следовательно, можно говорить о бухгалтерской (финансовой) информации, которая состоит из абсолютно надежный показателей. Эта количественная величина абсолютно надежных показателей является базовым значением показателя - qo.

При сравнении фактического значения показателя qc с базовым значением qo получим коэффициент надежности экономического показателя:

Q = -4- х 100% Ч0

Учетная (финансовая) отчетность включает систему экономических показателей, сгруппированных в отчетные формы. Количество показателей в каждой отчетной форме является переменной величиной, зависящей от цели пользователя и периода составления. Каждая отчетная форма, как элемент системы показателей обладает своим коэффициентом надежности. При определении единого коэффициента надежности учетной информации для данного периода необходимо рассчитать средневзвешенный показатель:

" Чс

Q=У

х 100%

г=1 Ч0 ]■

где п - число, учитываемых в расчете отчетных форм.

Коэффициент уместности является показателем качества учетной информации и характеризует степень влияния учетной информации на управленческое решение участников бизнес процесса.

При условии, что все показатели

бухгалтерской (финансовой) отчетности используются пользователем для принятия экономических решений можно считать значение показателя а0 базовым показателем уместности.

При сравнении фактического значения ас с базовым значением а0 получим значение коэффициента уместности

а

У = -о. х 100% а0

Учетная(финансовая) отчетность состоит из системы показателей, сгруппированных в отчетные формы. Количество показ ателей в каждой отчетной форме является переменной величиной. Каждая отчетная форма 1 характеризуется своим коэффициентом уместности.

Для определения коэффициента уместности в определенный период времени следует рассчитать средневзвешенный показатель

у = У — х 100%

* =1 аог

Где п - число учитываемых в расчете отчетных форм.

Коэффиииент понятности является показателем качества учетной информации и характеризует возможность квалифицированного пользователя самостоятельно разобраться в расчете или формировании того или иного показателя. Среди факторов, которые влияют на возможность пользователя самостоятельно рассчитать или проанализировать расчет того или иного показателя являются:

а. наличие разработанных методик расчета каждого показателя отчетности;

Эти методики могут определяться законодательно-нормативаной базой или внутриотраслевыми (внутрифирменными) стандартами, а также учетной политикой.

Значение показателя г0 характеризует ситуацию, когда каждый показатель отчетности обладает качественной характеристикой понятности. Фактическое значение покупателя понятности обозначим гс. При сравнении фактического значения гс с величиной г0 получим коэффициент понятности

г„

р = х 100%

Г0

Аналогично предыщущим коэффициентам учитывая, что учетнаяотчет-ность состоит из системы отчетных

№6, 2010

208

форм (1) для определения единого коэффициента понятности рассчитаем средневзвешенный показатель

__п г

р = 2—х100%,

1 =1 Гс0

где п - число учитываемых в расчете форм.

Коэффиииент сопоставимости

является показателем качества учетной информации и характеризует единство методологии расчета показателей текущего и прошлых периодов.

При соблюдении сопоставимости каждого показателя отчетности получаем базовый показатель а0. Фактическое значение (а с) определяется обеспечением сопоставимости каждого показателя отчетности.

Коэффициенты сопоставимости определяется по формуле:

S = ■

- х 100%

а0

Учитывая, что учетнаяотчетность состоит из системы экономических показателей, сгруппированных в отчетные формы (1), количество показателей в каждой отчетной форме является переменной величиной и каждая отчетная форма (1) обладает своим коэффициентом сопоставимости при определении единого коэффициента сопоставимости рассчитываем средневзвешенную величину.

S=£

а.

х 100%,

i=1

где n - число учитываемых в расчете отчетных форм.

Определив количественное значение показателей качество учетной информации, можно говорить о возможности расчета количественного показателя качества учетной информации.

При наличии нескольких показателей, характеризующих качество учетной информации с разных сторон может определяться средневзвешенный комплексный показатель уровня качества учетной информации:

К = N + У + Р + 5 , где К - комплексный показатель качества учетной информации.

С точки зрения пользователя коэффициенты, характеризующие качество учетной информации могут иметь различную значимость. В связи с этим в формулу следует ввести коэффициент М} - это коэффициент весомости ]-го показателя, учитывающий его значимость и специфику. Мы анализируем четыре показателя характеризующих качество учетной информации, коэффициент м} будет выражать следующие данные:

¡лх - коэффициент весомости коэффициента надежности

М2 - коэффициент весомости коэффициента уместности

¡л3 - коэффициент весомости коэффициента понятности

¿и4 - коэффициент весомости коэффициента сопоставимости

Формулы расчета комплексного показателя, характеризующего уровень качества учетной информации будет выглядеть следующим образом: К = /их N + ц2 У + /и3 р + м4 5

Применяя эту формулу для расчета комплексного показателя уровня качества бухгалтерской (финансовой) информации определяем значения коэффициентов M, Mi, Мз , Мл.

Выборочный опрос показал, что с точки зрения пользователя бухгалтерской (финансовой) информации все четыре коэффициента имеют одинаковый вес и только в комплексе характеризуют качество бухгалтерской (финансовой) информации. Исходя из этого, каждому значению коэффициента присваиваем значение 0,25, т.е. ^ =0,25; М2=0,25; m3=0,25; m4=0,25.

Формула для расчета комплексного показателя, характеризующего уровень качества бухгалтерской (финансовой) информации представлена ниже : _ K = 0,25 N + 0,257 + 0,25p + 0,25S

Литература

1. Соколова Е.С. Методика оценки качества бухгалтерской (финансовой) информации. М.: «Доброе слово», 2008.

2. Соколова Е.С., Ефименко В.В. Оценка качества информации при расчете стоимости компании. М.:МЭСИ, 2010

References

1. Sokolov E.S.technique of an estimation of quality of the accounting (financial) information. М: «the Kind word», 2008.

2. Sokolov Е.С., Efimenko V.V.Otsenka of quality of the information at calculation of cost of the company. М.:МЭСИ, 2010

a

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.