СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
УДК 657.1
Мягмар Мишигдорж
Аспирантка кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита Московского государственного университета экономики, статистики и информатики,
Тел.: 892-959-938-01,
Эл. почта: [email protected]
В данной статье рассматриваются система обеспечения качества учетной информации на предприятиях Монголии. Представлены элементы этой системы: нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; профессионально-квалификационные уровни специалистов бухгалтеров; программные обеспечения учетной информации; внешний и внутренний контроль качества системы бухгалтерского учета.
Ключевые слова: качество, учетная информация, система, элементы качества, Монголия.
Myagmar Mishigdorj
Post-graduate student, the Department of Accounting, Analysis and Audit Moscow State University Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: 892-959-938-01; E-mail: [email protected]
THE QUALITY ASSURANCE SYSTEM OF ACCOUNTING INFORMATION
The quality assurance system of accounting information is considered in the enterprises of Mongolia. Elements of this system are presented: statutory regulation of accounting and reporting, professional - qualied level of accountancy professions, accounting software, , external and internal quality control of accounting.
Keywords: quality, accounting information, system, elements of quality, Mongolia.
1. Введение
С переходом на рыночную экономику появляется новые проблемы и на сегодняшний день, одним из ведущих направлений исследования в области экономики является изучение принципов и методов обеспечения качества. В Монголии в соответствии с постановлением правительства от 16 января 2002 года «О некоторых мероприятиях связанных с выполнением законодательства о бухгалтерском учете и отчетности», 2002 год был объявлен годом улучшения качества бухгалтерского учета и отчетности. В рамках данной программы следует рассмотреть систему обеспечения качества учетной информации.
2. Качество учетной информации и нормативное регулирование бухгалтерского учета
Есть множество определий связанные с качеством. Но в нашем примере наиболее подходящее определение следующее: качество учетной информации- это совокупность свойств учетной информации (различных для разных видов учета и пользователей), удовлетворяющих установленным и предполагаемым потребностям пользователей в соответствии с ее назначением. Учетная информация являясь главным продуктом бухгалтерского учета, служит основным языком бизнес-процесса. Следовательно, учетными информациями пользуются различные пользователи и их потребности не одинаковые, но все нуждаются в полезных для принятия решений информациях. Качество учетной информации определяется тем, насколько могут быть удовлетворены информационные потребности заинтересованных пользователей с точки зрения возможности принятия обоснованных экономических решений.
Концептуальная основа определяющая качественные характеристики учетной информации заложены в МСФО. В этом документе выделяют четыре основных качественных характеристик финансовой информации: уместность; надежность; сопоставимость; понятность.
Уместность или значимость (relevance) . Предпологает что, информация может повлиять на принятие решения, если она имеет прогнозную ценность (помогая оценивать прошлые, настоящие и будущие события), своевременна и основана на обратной связи.
Надежность или достоверность (reliability). Финансовая информация считается надежной, когда она полная, достоверная и не имеющее существенных ощибок и искажений, и участники бизнес-процесса могут положиться на нее, как на объективный и правдивый источник.
Сопоставимость или сравнимость (comparability). Она означает необходимость предоставления информации сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других экономических субъектов, которая позволит лицу, принимающему решение, виявить сходства, различия и тенденции.
Понятность или доступность означает, что она должна быть доступна для понимания пользователями, обладающими достаточными знаниями в области экономики. Однако информация по сложным вопросам, которые должны быть отражены в финансовой отчетности ввиду их важности для принятия пользователями решений, не должна исключатся только из-за того, что может оказатся слишком сложной для понимания. В этом случае в отчетности необходимо давать пояснения.
На мой взгляд требование предъявляемые информации управленческого учета должны включать дополнительно несколько характеристик -это оперативность (главным преимуществом обладает тот кто узнает все заранее, поэтому тут действует принцип чем быстрее, тем лучше ); целенаправленность (для определенных целей и пользователей); полнота (не излишней но достаточной); эффективность (эффект должен превышать расходы на его обработку); гибкость (при изменений масштаба и деятельности предприятия).
В законе Монголии от 13 декабря 2001 г. №112, в редакции от 1 апреля 2002 г. «О бухгалтерском учете» в 19.1.2 в основных задачах бухгалтерского учета упоминается качественная характеристика информации: « на оснований первичных документов в соответствий с правил ведения бухгалтерского учета обеспечить администрацию и прочих пользователей своевременной, полной и достоверной ин-
формацией о деятельности организации и о ее имущественном положении». Также, в томже законе определено 6 основных принципов ведения бухгалтерского учета следующим образом:
- Бухгалтерская отчетность организации должна соответствовать МСФО;
- отчетность должна базироватся на достоверных и реальных цифровых данных;
- показатели учета и отчетности должны быть простой, ясной и понятной;
- инструкция по формированию информации по учету и отчетности должна предусмотреть возможность сравнивания данных с прошлыми, будущими;
- выбрать самый подходящий метод для управленческого учета и учета затрат;
- непрерывность.
Адекватное решение задач управления достигается путем правильного отбора данных и формирования критериев для адекватного отражения заданных свойств объекта. В связи с этим качественной нужно считать систему учета, которая позволяет в любой ситуации находит способ учета, адекватный сложившейся хозяйственной ситуации.
В Монголии критерием определения качественной учетной информации является соблюдения нормативных документов, стандартов и других соответствующих регламентирующих документов. Следовательно уровень качества определяется степенем соответствия данных учета требованиям законодательных, нормативных, методологических и других документов регламентирующих учет и отчетность.
Для получения качественной учетной информации требуется объединение практического опыта и творческого потенциала разных специалистов. Обеспечение устоичивого совершенствования качества учетной информации можно добится только при совместной усилий бухгалтеров, руководителей, института профессиональных бухгалтеров и государства. А система обеспечения качества должна состоять из совокупности элементов, гармонично взаимосвязанных друг с другом и образующие целостную единицу.
3. Элементы обеспечения качества учетной информации
По мнению автора, качество учетной информации обеспечивается 4-мя элементами: нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; профессионально-квалификацион-
ные уровни специалистов бухгалтеров; программные обеспечения учетной информации; внешний и внутренний контроль качества системы бухгалтерского учета. Сейчас более подробно остановимся на каждом из них.
Главным определяющим элементом обеспечения качества является нормативное регулирование организации, методологии и методики бухгалтерского учета. Данное положение обоснованно тем что, качество учетной информации достигается при правильном и своевременном выполнений всех требований нормативно-законодательных актов по учету и отчетности. В нашей стране с переходом на рыночную экономику в 1990 году начались работы по перестроике финансовой инфраструктуры к новой экономики. В данной сфере начались работы по созданию новой законодательно-правовой системы, подготовке и обеспечению необходимыми навыками специалистов бухгалтеров. За прошедшие 20 лет достигнута множество результатов таких как: создана институт професиональных бухгалтеров, в вузах курсы бухгалтерского учета преподаются в соответсвии с МСФО, было созданно программа подготовки и атестации профессиональных бухгалтеров, переведено международные стандарты бухгалтерского учета и международные стандарты аудита и т.д. Но данное состояние системы законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, к сожалению, не удовлетворяет потребности современных экономических отношений. Из-за прямого применения МСФО, которые разработаны на основе данных наиболее развитых стран мира появляются некоторые трудности при пониманий и применений данных стандартов на предприятий.
В нашей стране для формирования системы нормативного регулирования в полном мере отвечающей повышению качества учетной информации, необходимо значительные усилия по привлечению института профессиональных бухгалтеров по созданию национальных стандартов бухгалтерской отчетности с целью конкретизации и развития общих положений учета для всех организации.
Вторым также немаловажным элементом системы является - высококвалифицированные национальные кадры. По моему мнению этот фактор является наиболее сложной, так как связанно с действием человеческого фактора.
Совершенно ясно, что операции проводимые в организации базируется на профессиональное суждение бухгалтера. Профессиональное суждение оказывает непостредственное влияние на формирование качественной бухгалтерской информации, так как своим суждением бухгалтер определяет, что такое истинное отражение хозяйственных фактов в бухгалтерском учете.
Так, бухгалтерам следует, с одной стороны, объективно отражать финансово-хозяйственную деятельность организации, а с другой стороны, располагаться на свое профессиональное суждение. В некоторых литературах дано, следующее определение профессионального суждения бухгалтера. Под ним подразумевается способность последнего принимать решение и нести за него ответственность в условиях возросшей неопределенности и сложности внутренней и внешней институциональной среды. Профессиональное суждение, по нашему мнению, следует рассматривать как важнейший методологический способ в системе бухгалтерского учета, проявление высокой бухгалтерской культуры при профессиональном обсуждении, анализе и характеристике хозяйственных ситуаций и операций с целью формирования качественной финансовой отчетности. Достоверный и добросовестный взгляд следует рассматривать как основу профессионального суждения бухгалтера. [5]
Перемены экономики и бизнеса требует от бухгалтера с одной стороны не отставать от данного развития, а с другой стороны для повышения спроса на кадра предоставить более профессиональную и качественую услугу Для поддержания и развития таких высокопрофессиональных специалистов непременно нужно хорошо организованная и эффективная кадровая политика. Этой проблемой на данный момент и занимается институт профессиональных бухгалтеров Монголии. В рамка данного мероприятия разработанна программа подготовки и атестации бухгалтеров, правило членствования профессиональных бухгалтеров и был выпущен стандарт этики профессиональных бухгалтеров.
Также не секрет, что некачественные программные продукты и низкая способность бухгалтера использования программных обеспечений негативно влияет на качество учетной информации.
Следующим - третьим элементом,
обеспечивающим качество учетной информации, является информационная система. Адекватная информация и ее эффективная передача играют важную роль в надлежащем функционировании организации. Сегодняшний учет не мыслим без информационной системы, который обработывает все первичные данные и выявляет конечные результаты учета. Бухгалтерская информационная система представляет собой подсистему комплексной информационной системы управления предприятием и занимает в ней центральное место. Задача комплексной системы заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, минимизировать объемы первичной информации за счет сокращения ее дублирования, предоставить эффективный доступ к информационным ресурсам предприятия менеджерам всех уровней для принятия мотивированных управленческих решений.
За последние годы появились множества фирм, специализирующих автоматизированными бухгалтерскими системами, разработаны и внедрены сотни программ. Перед администрацией предприятия возникает проблема выбора системы в соответствии с спецификой производственно-хозяйственной деятельности, финансовыми возможностями и другими особенностями данной организации.
Нужно также обратить внимание на тот факт, что информационные системы несут в себе ряд рисков:
- утраты информации;
- искажение информации;
- предоставление ложной информации;
- финансовые и иные потери из-за взлома информационных систем;
- остановка в работе из-за сбоя информационных систем.
Неспособность руководства выделить достаточные ресурсы для противостояния рискам безопасности, присущим информационным системам, может оказать негативное воздействие на систему внутреннего контроля, которое может проявится в том, что неправильные изменения компьютерных программ или исходных данных не привлекут внимания руководства, или может быть допущено осуществление не получивших одобрения хозяйственных операции.
Четвертым элементом является контроль - одно из важнейших функций учетного процесса, обеспечивающих
качество продукции. Также нужно отметить, что информация в свою очередь тоже является продукцией ну специфическим обладающими своеобразными свойствами. Можно сказать, что научный подход к методам контроля качества продукции привел к созданию системы управления качеством.
Качество информации должно подвергаться оценке на всех этапах формирования учетной информации. Нельзя принимать никакое управленческое решение, если есть хоть малейшие сомнения в качестве информационных потоков. Контроль может быть внешним и внутренним.
Отличительный признак внутреннего контроля от внешнего - принадлежность контролирующего субъекта подконтрольной системе. В общем виде систему внутреннего контроля можно определить, как комплекс мер, принимаемых руководством организации для предупреждения и выявления негативных событий. Система бухгалтерского учета является лиш малой частью внутреннего контроля, в которую входят и организация пропускной системы, и установление паролей входа в компьютеры, и система аттестации рабочих мест, и т.д.
В соответствий с законодательством Монголии каждое юридическое лицо обязано вести бухгалтерский учет, т.е организовать систему бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет служит основным источником информационного обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля. Одновременно в процессе учета осуществляется контроль над рациональным использованием материальных ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции делается бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Но при всей важности бухгалтерского контроля - предварительного, текущего и последующего - теоретические обоснования и разработка всей совокупности вопросов методологии и организации финансового контроля и ревизии остаются вне бухгалтерского учета. При этом для создания качественной информации оно должна отвечать следующим требованиям: - финансово-хозяйственные операции в учете должны правдиво и своевременно отражаться; - все операции правильно и в соответ-
ствии с действующими нормативными документами отражены на счетах бухгалтерского учета; - ограничена возможность злоупотреблений разделением функций между работниками.
Поэтому, наверное, некорректно говорить, что в организации отсутствует система внутреннего контроля, так как это означало бы вседозволенность, а значит, в каком-то виде элементы внутреннего контроля присутствует, а другое дело -насколько эта система эффективна. Содержание понятия «эффективность» согласно словарю экономических терминов определяется , как относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим ее получение. [4] Однако в частности оценки эффективности системы внутреннего контроля следует говорить не только о результативности (количество выявленных отклонений), но и действия (активности всех субъектов вовлеченных в систему внутреннего контроля, достаточности мероприятий контроля, постоянства и систематичности осуществляемого контроля). Следовательно, система внутреннего контроля будет считаться эффективной в случае, когда она, с одной стороны, позволит выявить существенные отклонения от принятых норм, с другой стороны, предупредить их возникновение в будушем.
Для оценки эффективности внутреннего контроля можно использовать: -модель на основе категорий оценки; -модель на основе сбалансированной системы показателей.
Главными свойствами указанных моделей должны быть:
- простота (модель должна быть понятна и проста для пользователей);
- ограниченность (должна соответствовать текущему состоянию развития системы внутреннего аудита);
- гибкость (должна легко адаптироваться в процессе изменения внутренней и внешней среды).
В основе модели на основе категорий оценки лежат три группы показателей:
- показатели качества;
- показатели продуктивности;
- показатели результативности.
К показателям качества могут быть отнесены следующие показатели эффективности: - уровень квалификации работников контроля; - количество часов профессиональной переподготов-
ки в год в расчете на одного сотрудника; - соответствие стандартам и другие.
К показателям продуктивности относятся следующие показатели эффективности:
- выполнение утвержденного плана проверок;
- количество проведенных за определенный период проверок в расчете на одного сотрудника;
- среднее количество аудиторских часов на проведение одной проверки;
- количество неисполненых запросов заказчиков и т.п.
Показатели результативности подразделяются на количественные и качественные. К количественным показателям эффективности можно отнести:
- процент (количество) выполненых (невыполненых) аудиторских рекомендации;
- количество аудиторских замечаний по фактам, ранее неизвестным менеджменту организации;
- прямой экономический эффект от выполнения рекомендации и т.д.
К качесвенным показателям эффективности относятся:
- понимание роли внутреннего аудита заказчиками аудита;
- удовлетворенность заказчиков аудита;
- результаты проверок, проведенных системой внутреннего контроля;
- результаты проверок государственными органами.
Для достоверной оценки эффективности внутреннего контроля в организации должен применяться, комплексный подход, сочетающий в себе критерий и параметрий как качественной, так и количественной оценок, однако конечный набор и удельный вес параметров должны быть адаптированы с учетом задач и специфики деятельности конкретного бизнеса. Также нужно упомянуть тот факт, что система внутреннего контроля практически всегда обходит внимание оценку действий высшего руководства и собственников организации и направлена в большей степени на контроль действий сотрудников более низкого ранга. Поэтому, по мнению многих специалистов в области контроля, проводить внешние аудиторские проверки необходимо с учетом возможности существенных искажений финансовой отчетности организации в результате мошенничества. Любое мошенничество, обнаруженное внешними аудиторами, независимо от размеров должно быть доведено до сведения
руководства соответствующего звена. В некоторых случаях от внешних аудиторов ожидается, что они сообщат о мошенничестве соответствующим надзорным органам или прочим сторонним организациям.
В соответствии с международными профессиональными стандартами внешняя оценка качества системы бухгалтерского учета должна проводиться при любых обстоятельствах. Если в организации есть руководитель службы внутреннего аудита, то именно он и должен быть инциатором таких проверок.
Если финансовая отчетность является тем самым документом, на оснований которого общество принимает свои решения, то очевидно, что проблема достоверности данных отчетности и добросовестности ее составления является более чем важной. Всегда есть сомнения в правильности учетных данных, которую предоставляют администрация, поэтому появляется посредник в лице аудитора, который подтверждает, что это отчетность составлено правильно или, что более точно, достаточно правильно. Внешний аудит проводится в соответствий с принципами аудита. Согласно МСА -120 «Основные принципы международных стандартов аудита» «цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», требуется, чтобы при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор руководствовался нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также придерживался этических принципов, отличаясь независимостью, профессиональной компетентностью и добросовестностью, понимал важность конфиденциальности, профессионального поведения, соответствия работы аудитора профессиональным стандартам. Принципы аудита следует классифицировать по трем группам:
- принципы, разграничивающие собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги. Данные принципы сформулированы в МСА -120 «Основные принципы международных стандартов аудита».
- этические пинципы. Данные принципы определены международной федерацией бухгалтеров в кодексе этики прфессиональных бухгалтеров; в МСА-200 «Цели и общие принципы регулирующие аудит финансовой отчетности»; в кодексе этики Монголии.
- Профессиональные базовые принципы аудита финансовой отчетности. Эти принципы сформулированы в МСА. Проведение внешнего аудита позволяет:
• проверить налоговую отчетность компании на предмет соответствия требованиям действующего законодательства,
• обнаружить ошибки, связанные с ведением бухгалтерского учета,
• а также разработать концепцию их устранения.
Помимо выраженного экономического эффекта, аудит обладает рядом социальных преимуществ. Аудиторское заключение является весомым подтверждением репутации организации и мощным фактором, стимулирующим рост конкурентоспособности фирмы. Любые упущения в организации работ аудита могут привести к снижению качества аудита и необходимости выполнения дополнительных аудиторских процедур.
Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов; контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль. В связи с этим, в каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества аудита, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовала нормативным документам, регулирующую аудиторскую деятельность. Следует также учесть, что выделение в процессе аудита определенного этапа контроля качества аудита необходимо для контроля выполнения плана в целом, его уточнения, корректировки. Только при условии достижения основных целей проверки можно переходить к заключению.
4. Заключение
Для получения качественной учетной информации требуется объединение практического опыта и творческого потенциала разных специалистов. Обеспечение устоичивого совершенствования качества учетной информации можно добится только при совместной усилий бухгалтеров, руководителей, института профессиональных бухгалтеров и государства. А система обеспечения качества должна состоять из совокупности элементов, гармонично взаимосвязанных друг с другом и образующие целостную единицу.
Таким образом, предложенная нами система включает в себя следующие элементы: качественная система внешнего и внутреннего нормативного регулирования организации, методологии и методики бухгалтерского учета и отчетности; формирование высокого профессионально-квалификационного уровня бухгалтерских кадров; эффективная система внешнего и внутреннего контроля качества системы бухгалтерского учета; применение современных технических, бухгалтерских программных и информационно-консультационных ресурсов.
При правильном и горманичном соотношений всех элементов систе мы неспорно получим качественную учетную информацию.
Литература
1. Сборник правил и иструкции связанных с учетом и отчетностью: Минфин и институт профессиональных бухгалтеров Монголии -УБ.: издательство «ЭКИМТО», 2009. - 600с.
2. Соколова Е.С. Качество учетной информации: теория и практика оценки. -М.: МЭСИ, 2010.- 304 с.
3. Соколова Е.С., Ефименко В.В. Оценка качества информации при расчете стоимости компании. - М.: МЭСИ, 2010.- 354 с.
4. Райзберг Б.А «Современный экономический словарь» -М.: ИНФРА-М, 2006.-479с.
5. Журнал «ВЕСТНИК ВГУ». серия: экономика и управление. 2010. № 1 стр 26-32
References
1. Collection of notes and rules related to accounting and reporting: The Ministry of Finance and the institute of Professional Accountants of Mongolia, UB.: publishers "EKITMO", 2009. - 600 pages.
2. Sokolova E.S. " The quality of accounting information": monograph-M.: MESI, 2010.- 304 pages.
3. Sokolova E.S., V.V. Efimenko "Assessment of quality of information when calculating the value of the company": monograph-M.: MESI, 2010. - 354 pages.
4. Raizberg B.A. "Modern dictionary of economics"-M.: INFRA-M, 2006. -479 pages.
5. The magazine "Herald OF VSU" series: Economics and Management. 2010. №1 26-32 pages.