pISSN 2073-5081 eISSN 2311-9381
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: ПОНЯТИЕ, ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ
Татьяна Георгиевна ШЕШУКОВА
Управленческий учет
доктор экономических наук, профессор кафедры учета, аудита и экономического анализа,
Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ),
Пермь, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 5984-4641
История статьи:
Получена 27.03.2018 Получена в доработанном виде 03.04.2018 Одобрена 04.04.2018 Доступна онлайн 15.05.2018
УДК 339.138 Н51, Н57
Ключевые слова:
контрактная система, закупки, функции, расходы бюджета
Аннотация
Предмет. Государственные закупки являются элементом рынка. С помощью их происходит распределение финансов в разные направления экономики, усиление ее эффективности. Необходим системный подход к формированию и размещению государственных закупок. Следует отметить, что в Российской Федерации в расходах государственного бюджета повышается доля средств, которые осваиваются посредством закупок. Этим объясняется актуальность проведенного исследования. В данной статье рассматривается понятие государственных закупок, функций и позиции влияния на национальную экономику.
Цели. Исследование сущности государственных закупок, системы их функций, влияния на эффективность экономики.
Методология. В процессе исследования использовался сравнительный и статистический анализ, индукция и дедукция.
Результаты. Дано содержание понятия «государственные закупки». Определены направления влияния государственных закупок на национальную экономику. Выводы. Государственные закупки являются системообразующим элементом рыночного механизма, активно влияют на экономику в аспекте защиты внутреннего рынка, поддержки малых предприятий, стимулирования спроса на современную продукцию. Уточнение сущности государственных закупок, функций улучшают содержание этого понятия, что способствует приращению научного знания.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Шешукова Т.Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21, № 5. - С. 520 - 527. https://doi.Org/10.24891/ia.21.5.520
Бюджетная система есть важный элемент государственного регулирования экономики. Составным инструментом являются государственные закупки, так как они позволяют государству осуществлять свои функции и задачи, одновременно создавая необходимые условия для развития экономики [1]. Актуальность исследования очевидна.
В России развитие контрактной системы происходило от установления принципа добровольности заключения контрактов между государственными заказчиками и поставщиками (начало 1990-х гг.) до создания контрактной системы многих уровней,
основанной на единых подходах и принципах (настоящее время).
За этот период были осуществлены следующие действия:
- сформирована нормативно-правовая система регулирования сферы государственных закупок;
- создана информационная прозрачность;
- разработан регламент внедрения закупок;
- сформулирована ответственность заказчика и поставщика закупок;
- определены основные положения контроля за экономным расходом бюджетных средств [2];
- сформированы правила участия в закупках для иностранных поставщиков [3].
Государственные закупки представляют собой значительную долю бюджетных расходов [4]. На протяжении нескольких лет в Российской Федерации доля средств, которые реализуются путем заключения контрактов на государственные и муниципальные закупки, остается более 30% (табл. 1).
Нормативные акты1 регулируют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Закупки товаров, работ и услуг в законодательстве2 определяются как совокупность последовательных действий с момента определения поставщика до исполнения обязательств, осуществляемых в установленном законодательством порядке заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В научной литературе сложились различные трактовки государственных закупок. Можно выделить следующие подходы к определению этого понятия с точки зрения разных областей знаний (табл. 2).
Таким образом, изучив различные подходы к определению понятия государственных закупок, можно дать следующее более комплексное определение: государственные закупки - это система правоотношений между заказчиком и поставщиком приобретаемых товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет средств государственного бюджета с целью эффективного их использования.
Исследование выявило основные функции закупок, которые связаны между собой и
1 Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://minfm.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/11-16/; Официальный сайт единой информационной системы
в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/
2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
нацелены на стимулирование экономики как региона, так и страны в целом:
1) воспроизводственную функцию -удовлетворение потребностей государства;
2) регулятивную функцию, сущность которой сводится к регулированию расходов государства, определению экономного использования бюджетных средств. При этом конкурентные способы осуществления закупки удешевляют государственные расходы, но не влекут за собой сокращение потребностей;
3) функцию ценового регулирования -посредством оказания косвенного влияния на динамику цен;
4) стимулирующую функцию, поскольку о су ще с твля ет ся п одд ер жка и с ти мули ро вание отеч е с тв енны х производителей со стороны государства;
5) социальную функцию - имеет прямую связь с социально-экономической политикой государства;
6) инновационную функцию - способствует созданию условий для освоения новых товаров, работ, услуг;
7) функцию оптимизации расходов бюджетных средств - позволяет прогнозировать расходы бюджета и обеспечивать рациональное использование имеющихся ресурсов.
Система государственных закупок в Российской Федерации дает основу к устойчивому и динамичному развитию как национальной экономики, так и расширению и укреплению международного экономического сотрудничества.
Определяющую роль государственных закупок в экономике точно характеризуют статистические данные. Так, по итогам 2016 г. в системе государственных закупок зарегистрировано порядка 280 828 организаций-заказчиков, а объем закупок составил свыше 5,3 трлн руб3.
3 Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
При этом отметим, что государственные расходы представляют не только приобретение товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления деятельности государственных заказчиков, но также включают в себя так называемые инвестиционные товары. Государство непосредственно воздействует на динамику и структуру рыночной экономики страны, когда закупает продукцию для нужд образования, здравоохранения, армии, культуры, спорта, реализации целевых государственных программ развития. Этим государство, являясь крупнейшим заказчиком, выполняет первостепенную роль в регулировании экономики.
В настоящее время государственные закупки становятся одним из ведущих инструментов для преобразований.
Так, с их помощью поддерживаются отечественные производители, малый бизнес, общественные организации и т.д.
Можно выделить позиции влияния государственных закупок на экономику.
1. Использование национального режима.
Применение национального режима касается ограничения допуска иностранной продукции и служит целям поддержания основ конституционного строя, обеспечивает оборону и безопасность государства, защищает внутренний рынок, поддерживает отечественных производителей и т.д.
2. Поддержка субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП и СО НКО).
Экономическая поддержка малого бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих организаций осуществляется государством через систему закупок. При этом в последние годы наблюдается устойчивый рост показателей (табл. 3).
Из табл. 3 следует, что произошли позитивные изменения в 2016 г. Так было размещено более 1 млн извещений о закупках
обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 г. URL: http://economy.gov.ru/
на сумму около 802,3 млрд руб. Средняя цена извещения составила 797,8 тыс. руб., что на 9,3% превышает аналогичный показатель 2015 г.4.
Увеличилась на 4,5% по сравнению с 2015 г. средняя цена контракта, заключенного с СМП и СО НКО, и составила 581,6 тыс. руб.
В 2016 г. сохраняется устойчивый рост экономии денежных средств от проведения конкурентных способов осуществления закупки среди СМП и СО НКО. Общий объем экономии составил около 92 млрд руб. Это на 22% больше аналогичного показателя 2015 г. При этом доля экономии от общего объема закупок у СМП и СО НКО составила 11,5%.
Таким образом, применение данных преференций в системе государственных закупок способствует реализации государственной политики в области:
• поддержки малого предпринимательства;
• повышения эффективности национальной экономики.
3. Формирование спроса на современную продукцию.
Государство стимулирует спрос на современную продукцию посредством повышения требований государственных заказчиков к продукции, совершенствования нормативно-правовой базы5.
Например, вводит условия соблюдения требований энергетической эффективности закупаемых товаров, работ и услуг.
Таким образом, государственные закупки, являясь крупным сегментом бюджетных расходов, выполняя определенные функции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, создают так называемое экономическое пространство для стимулирования изменений, открывающее возможности для эффективного устойчивого развития национальной экономики.
4 Там же.
5 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таблица 1
Соотношение расходов федерального бюджета и объемов контрактов за 2011-2016 гг. Table 1
The ratio of federal budget expenditures to the volume of contracts for 2011-2016
Год Расходы Объемы заключенных контрактов Удельный вес государственных
федерального в рамках системы государственных закупок в общей сумме расходов
бюджета, закупок (в рамках № 44-ФЗ), бюджета, %
трлн руб. трлн руб.
2011 10,9 4,8 44,04
2012 12,9 6,1 47,29
2013 13,3 5,9 44,36
2014 14,8 5,5 37,16
2015 15,8 5,5 34,81
2016 16,1 5,3 32,92
Источник: данные подготовлены на основе информации официального сайта единой информационной системы в сфере закупок и доклада о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 г.
Source: Authoring, based on the official website data of the Unified Statistical Information System in procurement and Report on the results of monitoring of implementation of Federal Law of April 5, 2013 № 44-FZ, On Contract Systems in the Sphere of Procurement of Goods, Works and Services for Provisioning Governmental and Municipal Needs for 2016
Таблица 2
Подходы к определению понятия «государственные закупки» в научной литературе Table 2
Approaches to the definition of the concept of Public Procurement in the research literature
С точки зрения экономической теории
(А.А. Яковлев, О.Г. Аллилуева, И.В. Кузнецова, А.Т. Шамрин, М.М. Юдкевич, Л.И. Якобсон [5])
С точки зрения макроэкономики (С.С. Шувалов [6], Л.В. Никифорова [7])
С юридической точки зрения
(М.В. Шмелева [8])
Со стороны механизма осуществления государственных закупок (А.В. Снеткова [9], И.И. Смотрицкая, С.И. Черных [10])
Часть произведенных в стране или за рубежом товаров, работ и услуг, закупаемых государством за счет доходов и расходов государственного бюджета путем реализации оптимального размещения собственных ресурсов
В узком смысле эффективный процесс организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций.
В широком понимании перераспределение денежных средств для удовлетворения общественных потребностей_
Регулирование отношений экономических субъектов, осуществляющих возложенные на них законодательно действия и функции, направленные на достижение поставленных целей осуществления закупок
Система отношений, в основе которой лежит контракт и которая связана с закупкой и поставкой товаров и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд за счет средств бюджета с целью их рационального использования
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 3
Основные показатели по результатам проведения конкурентных процедур для СМП и СО НКО в 2015-2016 гг.
Table 3
The key figures based on the results of competitive procedures for SMEs and Community-Focused Non-Profits in 2015-2016
Показатель Год Абсолютное Относительное
2015 2016 изменение, % изменение, п.п.
Опубликовано извещений 867,4 1000 +132,6 +16
в количественном выражении, тыс. ед.
Опубликовано извещений в стоимостном 633,2 802,3 +169,1 +27
выражении, млрд руб.
Средняя начальная (максимальная) цена 730 797,8 +67,8 +9,3
контракта по извещениям, тыс. руб.
Средняя цена контракта, тыс. руб. 556,4 581,6 +25,2 +4,5
Экономия от проведения конкурентных 75 92 +17 +22
процедур, млрд руб.
Доля экономии к общей стоимости 11,8 11,5 -0,3 -2,5
закупок, %
Источник: данные подготовлены на основе информации официального сайта единой информационной системы в сфере закупок и доклада о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 г.
Source: Authoring, based on the official website data of the Unified Statistical Information System in procurement and Report on the results of monitoring of implementation of Federal Law of April 5, 2013 № 44-FZ, On Contract Systems in the Sphere of Procurement of Goods, Works and Services for Provisioning Governmental and Municipal Needs for 2016
Список литературы
1. Набиев Р.А., Арыкбаев Р.К. Повышение эффективности бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок // Финансы и кредит. 2008. № 25. С. 2-5.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n^povyshenie-effektivnosti-byudzhetnyh-rashodov-sistemy-gosudarstvennyh-zakazov-i-zakupok-1
2. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. № 2. С. 149-158. URL: https://doi.org/10.24891/ia.21.2.149
3. Ковалев А.М. Рынок государственных закупок как действенный инструмент государственного регулирования экономики страны // Финансы и кредит. 2012. № 20. С. 69-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXrynok-gosudarstvennyh-zakupok-kak-deystvennyy-instrument-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-strany
4. Мальцева (Морозова) А.А., Шешукова Т.Г. Анализ практики применения закона о контрактной системе в сфере государственных закупок в 2014 году / Учетно-контрольные и аналитические инструменты инновационной экономики: Сб. науч. ст. под общ. ред. Т.Г. Шешуковой. Вып. 6. Пермь: ПГНИУ, 2015. С. 25-37.
URL: http://econom.psu.ru/upload/iblock^847/uchetno_kontrolnye-i-analiticheskie-instrumenty-innovatsionnoy-ekonomiki-2015.pdf
5. Яковлев А.А., Аллилуева О.Г., Кузнецова И.В. и др. Система госзакупок: на пути к новому качеству // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 88-107.
URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/67354343
6. Шувалов С.С. Государственный заказ на научно-техническую и инновационную продукцию в системе обеспечения общественных потребностей и управления развитием // Молодой ученый. 2010. Т. 2. № 8. C. 48-55. URL: https://moluch.ru/archive/19/1894/
7. Никифорова Л.В. Управление государственными закупками на региональном и муниципальном уровнях // Государственная служба. 2010. № 4. С. 53-56.
8. Шмелева М.В. Понятие и правовая природа государственного контракта // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 2. С. 248-253.
URL: http://cyberleninka.ru/article/n^ponyatie-i-pravovaya-priroda-gosudarstvennogo-kontrakta
9. Снеткова А.В. Международный опыт организации государственных закупок. 2014. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2014/1422.htm
10. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 108-117.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-5081 Managerial Accounting
elSSN 2311-9381
PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM: A CONCEPT AND THE IMPACT ON THE ECONOMY
Tat'yana G. SHESHUKOVA
Perm State National Research University (PSU), Perm, Russian Federation
ORCID: not available
Article history:
Received 27 March 2018 Received in revised form 3 April 2018 Accepted 4 April 2018 Available online 15 May 2018
JEL classification: H51, H57
Keywords: contract system, purchases, functions, budget expenditures
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Sheshukova T.G. Public Procurement System: A Concept and the Impact on the Economy. International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 5, pp. 520-527. https://doi.org/10.24891/ia . 21 . 5.520
References
1. Nabiev R.A., Arykbaev R.K. [Improving the budget spending efficiency of the system of State orders and purchases]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2008, no. 25, pp. 2-5.
URL: https://cyberleninka.ru/article7n/povyshenie-effektivnosti-byudzhetnyh-rashodov-sistemy-gosudarstvennyh-zakazov-i-zakupok-1 (In Russ.)
2. Sheshukova T.G. [The efficiency of public procurement in budgetary institutions:
A methodological aspect]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 2, pp. 149-158. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ia.2L2.149
3. Kovalev A.M. [Public procurement market as an effective instrument of State regulation of the country's economy]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2012, no. 20, pp. 69-74.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-gosudarstvennyh-zakupok-kak-deystvennyy-instrument-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-strany (In Russ.)
4. Mal'tseva (Morozova) A.A., Sheshukova T.G. Analiz praktiki primeneniya zakona o kontraktnoi sisteme v sfere gosudarstvennykh zakupok v 2014 godu. V kn.: Uchetno-kontrolnye i analiticheskie instrumenty innovatsionnoi ekonomiki: Sb. nauch. statei. Vyp. 6 [An analysis of the implementation of the Law on contract system in the field of public procurement in 2014. In: Accounting-control and analytical tools of innovative economy: A collection of scientific articles. Vol. 6]. Perm, PSU Publ., 2015, pp. 25-37.
URL: http://econom.psu.ru/upload/iblocV847/uchetao_kontrolnye-i-analiticheskie-instmmenty-innovatsionnoy-ekonomiki-2015.pdf
Abstract
Subject This article deals with the concept, functions and influence of public procurement on the national economy of Russia.
Methods For the study, I used the methods of comparative and statistical analyses, induction and deduction.
Results The article describes the content of the term Public Procurement and determines the directions of influence of government purchases on the national economy of Russia. Conclusions Public procurement is a backbone element of the market mechanism actively influencing the economy in the aspect of protecting the domestic market, supporting small enterprises, and stimulating the demand for modern products. Clarification of the essence and functions of public procurement improves the content of this concept, which contributes to the increase of scientific knowledge.
5. Yakovlev A.A., Allilueva O.G., Kuznetsova I.V. et al. [The procurement system: towards a new quality]. Voprosy Ekonomiki, 2010, no. 6, pp. 88-107.
URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/67354343 (In Russ.)
6. Shuvalov S.S. [State order for scientific and technical and innovative products in the system of ensuring social needs and development management]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2010, vol. 2, no. 8, pp. 48-55. URL: https://moluch.ru/archive/19/1894/ (In Russ.)
7. Nikiforova L.V. [Management of public procurement on the regional and municipal level]. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration, 2010, no. 4, pp. 53-56. (In Russ.)
8. Shmeleva M.V. [The concept and the legal nature of the State contract]. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii = Bulletin of Saratov State Law Academy, 2015, no. 2, pp. 248-253. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-i-pravovaya-priroda-gosudarstvennogo-kontrakta (In Russ.)
9. Snetkova A.V. Mezhdunarodnyi opyt organizatsii gosudarstvennykh zakupok [International experience in public procurement organization]. 2014.
URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2014/1422.htm (In Russ.)
10. Smotritskaya I.I., Chernykh S.I. [State purchases and the formation of an innovative economy]. Voprosy Ekonomiki, 2010, no. 6, pp. 108-117. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.