Научная статья на тему 'Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику'

Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
638
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗАКУПКИ / ФУНКЦИИ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шешукова Т. Г.

Предмет. Государственные закупки являются элементом рынка. С помощью их происходит распределение финансов в разные направления экономики, усиление ее эффективности. Необходим системный подход к формированию и размещению государственных закупок. Следует отметить, что в Российской Федерации в расходах государственного бюджета повышается доля средств, которые осваиваются посредством закупок. Этим объясняется актуальность проведенного исследования. В данной статье рассматривается понятие государственных закупок, функций и позиции влияния на национальную экономику. Цели. Исследование сущности государственных закупок, системы их функций, влияния на эффективность экономики. Методология. В процессе исследования использовались сравнительный и статистический анализ, индукция и дедукция. Результаты. Дано содержание понятия «государственные закупки». Определены направления влияния государственных закупок на национальную экономику. Выводы. Государственные закупки являются системообразующим элементом рыночного механизма, активно влияют на экономику в аспекте защиты внутреннего рынка, поддержки малых предприятий, стимулирования спроса на современную продукцию. Уточнение сущности государственных закупок, функций улучшают содержание этого понятия, что способствует приращению научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику»

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 20 (2018) 18-23 and Non-Profit Organizations

pISSN 2079-6714 Учет в государственных учреждениях

eISSN 2311-9411

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: ПОНЯТИЕ, ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ*

Татьяна Георгиевна ШЕШУКОВА

доктор экономических наук, профессор кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), Пермь, Российская Федерация

История статьи:

Получена 27.03.2018 Получена в доработанном виде 03.04.2018 Одобрена 04.04.2018

Ключевые слова:

контрактная система, закупки, функции, расходы бюджета

Аннотация

Предмет. Государственные закупки являются элементом рынка. С помощью их происходит распределение финансов в разные направления экономики, усиление ее эффективности. Необходим системный подход к формированию и размещению государственных закупок. Следует отметить, что в Российской Федерации в расходах государственного бюджета повышается доля средств, которые осваиваются посредством закупок. Этим объясняется актуальность проведенного исследования. В данной статье рассматривается понятие государственных закупок, функций и позиции влияния на национальную экономику.

Цели. Исследование сущности государственных закупок, системы их функций, влияния на эффективность экономики.

Методология. В процессе исследования использовались сравнительный и статистический анализ, индукция и дедукция.

Результаты. Дано содержание понятия «государственные закупки». Определены направления влияния государственных закупок на национальную экономику. Выводы. Государственные закупки являются системообразующим элементом рыночного механизма, активно влияют на экономику в аспекте защиты внутреннего рынка, поддержки малых предприятий, стимулирования спроса на современную продукцию. Уточнение сущности государственных закупок, функций улучшают содержание этого понятия, что способствует приращению научного знания.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Бюджетная система есть важный элемент государственного регулирования экономики. Составным инструментом являются государственные закупки, так как они позволяют государству осуществлять свои функции и задачи, одновременно создавая необходимые условия для развития экономики [1]. Актуальность исследования очевидна.

В России развитие контрактной системы происходило от установления принципа добровольности заключения контрактов между государственными заказчиками и поставщиками (начало 1990-х гг.) до создания контрактной системы многих уровней, основанной на единых подходах и принципах (настоящее время).

За этот период были осуществлены следующие действия:

* Статья подготовлена по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2018, т. 21, вып. 9.

- сформирована нормативно-правовая система регулирования сферы государственных закупок;

- создана информационная прозрачность;

- разработан регламент внедрения закупок;

- сформулирована ответственность заказчика и поставщика закупок;

- определены основные положения контроля за экономным расходом бюджетных средств [2];

- сформированы правила участия в закупках для иностранных поставщиков [3].

Государственные закупки представляют собой

значительную долю бюджетных расходов [4].

На протяжении нескольких лет в Российской

Федерации доля средств, которые реализуются

п у т е м з а к л ю ч е н и я ко н т р а к т о в н а

государственные и муниципальные закупки, остается более 30% (табл. 1).

Нормативные акты1 регулируют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Закупки товаров, работ и услуг в законодательстве2 определяются как совокупность последовательных действий с момента определения поставщика до исполнения обязательств, осуществляемых в установленном законодательством порядке заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В научной литературе сложились различные трактовки государственных закупок. Можно выделить следующие подходы к определению этого понятия с точки зрения разных областей знаний (табл. 2).

Таким образом, изучив различные подходы к определению понятия государственных закупок, можно дать следующее более комплексное определение: государственные закупки - это система правоотношений между заказчиком и поставщиком приобретаемых товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет средств государственного бюджета с целью эффективного их использования.

Исследование выявило основные функции закупок, которые связаны между собой и нацелены на стимулирование экономики как региона, так и страны в целом:

1) воспроизводственную функцию -удовлетворение потребностей государства;

2) регулятивную функцию, сущность которой сводится к регулированию расходов государства, определению экономного использования бюджетных средств. При этом конкурентные способы осуществления закупки удешевляют государственные

Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http ://mmfm.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/11-16/; Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

расходы, но не влекут за собой сокращение потребностей;

3) функцию ценового регулирования -посредством оказания косвенного влияния на динамику цен;

4) стимулирующую функцию, поскольку осуществляется поддержка и стимулирование отечественных производителей со стороны государства;

5) социальную функцию - имеет прямую связь с социально-экономической политикой государства;

6) инновационную функцию - способствует созданию условий для освоения новых товаров, работ, услуг;

7) функцию оптимизации расходов бюджетных средств - позволяет прогнозировать расходы бюджета и обеспечивать рациональное использование имеющихся ресурсов.

Система государственных закупок в Российской Федерации дает основу к устойчивому и динамичному развитию как национальной экономики, так и расширению и укреплению международного экономического сотрудничества.

Определяющую роль государственных закупок в экономике точно характеризуют статистические данные. Так, по итогам 2016 г. в системе государственных закупок зарегистрировано порядка 280 828 организаций-заказчиков, а объем закупок составил свыше 5,3 трлн руб3.

При этом отметим, что государственные расходы представляют не только приобретение товаров, работ, услуг, нео бходи мы х д ля о суще ствл ени я деятельности государственных заказчиков, но также включают в себя так называемые инвестиционные товары. Государство непосредственно воздействует на динамику и структуру рыночной экономики страны, когда

3Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 г. URL: http://economy.gov.ru/

закупает продукцию для нужд образования, здравоохранения, армии, культуры, спорта, реализации целевых государственных программ развития. Этим государство, являясь крупнейшим заказчиком, выполняет первостепенную роль в регулировании экономики.

В настоящее время государственные закупки становятся одним из ведущих инструментов для преобразований.

Так, с их помощью поддерживаются отечественные производители, малый бизнес, общественные организации и т.д.

Можно выделить позиции влияния государственных закупок на экономику.

1. Использование национального режима.

Применение национального режима касается ограничения допуска иностранной продукции и служит целям поддержания основ конституционного строя, обеспечивает оборону и безопасность государства, защищает внутренний рынок, поддерживает отечественных производителей и т.д.

2. Поддержка субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СО НКО).

Экономическая поддержка малого бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих организаций осуществляется государством через систему закупок. При этом в последние год ы набл юдает ся усто й чи в ы й ро с т показателей (табл. 3).

Из табл. 3 следует, что произошли позитивные изменения в 2016 г. Так было размещено более 1 млн извещений о закупках на сумму около 802,3 млрд руб.

Средняя цена извещения составила 797,8 тыс. руб., что на 9,3% превышает аналогичный показатель 2015 г.4.

Увеличилась на 4,5% по сравнению с 2015 г. средняя цена контракта, заключенного с СМП и СО НКО, и составила 581,6 тыс. руб.

В 2016 г. сохраняется устойчивый рост экономии денежных средств от проведения конкурентных способов осуществления закупки среди СМП и СО НКО. Общий объем экономии составил около 92 млрд руб. Это на 22% больше аналогичного показателя 2015 г. При этом доля экономии от общего объема закупок у СМП и СО НКО составила 11,5%.

Таким образом, применение данных преференций в системе государственных закупок способствует реализации государственной политики в области:

• поддержки малого предпринимательства;

• повышения эффективности национальной экономики.

3. Формирование спроса на современную продукцию.

Государство стимулирует спрос на современную продукцию посредством повышения требований государственных заказчиков к продукции, совершенствования нормативно-правовой базы5.

Например, вводит условия соблюдения требований энергетической эффективности закупаемых товаров, работ и услуг.

Таким образом, государственные закупки, являясь крупным сегментом бюджетных расходов, выполняя определенные функции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, создают так называемое экономическое пространство для стимулирования изменений, открывающее возможности для эффективного устойчивого развития национальной экономики.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической

--эффективности и о внесении изменений в отдельные

4Там же. законодательные акты Российской Федерации».

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 20 (2018) 18-23 and Non-Profit Organizations

№ Статьи расходов Собственные расходы Всего

ЦУЗ «Отдел информационных технологий»

1. Прямые расходы 1 180 088 1 920 008

1.1. Зарплата и взносы в Фонды 708 760 708 760

1.2. Премии 220 000 220 000

1.3. Соцпакет 86 300 86 300

1.4. Подписка на 1Т-издания, книги 3 806 3 806

1.5. Командировочные расходы 113 400 113 400

1.6. Расходные материалы для оргтехники 5 350 155 280

1.7. Ремонт и обслуживание оргтехники 3 662 142 852

Источник: данные подготовлены на основе информации официального сайта единой информационной системы в сфере закупок и доклада о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 г.

Таблица 2

Подходы к определению понятия «государственные закупки» в научной литературе

С точки зрения экономической теории

(А.А. Яковлев, О.Г. Аллилуева, И.В. Кузнецова, А.Т. Шамрин, М.М. Юдкевич, Л.И. Якобсон [5])

С точки зрения макроэкономики (С.С. Шувалов [6], Л.В. Никифорова [7])

С юридической точки зрения

(М.В. Шмелева [8])

Со стороны механизма осуществления государственных закупок (А.В. Снеткова [9], И.И. Смотрицкая, С.И. Черных [10])

Часть произведенных в стране или за рубежом товаров, работ и услуг, закупаемых государством за счет доходов и расходов государственного бюджета путем реализации оптимального размещения собственных ресурсов

В узком смысле эффективный процесс организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций.

В широком понимании перераспределение денежных средств для удовлетворения общественных потребностей_

Регулирование отношений экономических субъектов, осуществляющих возложенные на них законодательно действия и функции, направленные на достижение поставленных целей осуществления закупок

Система отношений, в основе которой лежит контракт и которая связана с закупкой и поставкой товаров и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд за счет средств бюджета с целью их рационального использования

Источник: авторская разработка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Основные показатели по результатам проведения конкурентных процедур для СМП и СО НКО в 2015-2016 гг.

Показатель Год Абсолютное Относительное

2015 2016 изменение, % изменение, п.п.

Опубликовано извещений 867,4 1 000 +132,6 +16

в количественном выражении, тыс. ед.

Опубликовано извещений в стоимостном 633,2 802,3 +169,1 +27

выражении, млрд руб.

Средняя начальная (максимальная) цена 730 797,8 +67,8 +9,3

контракта по извещениям, тыс. руб.

Средняя цена контракта, тыс. руб. 556,4 581,6 +25,2 +4,5

Экономия от проведения конкурентных 75 92 +17 +22

процедур, млрд руб.

Доля экономии к общей стоимости 11,8 11,5 -0,3 -2,5

закупок, %

Источник: данные подготовлены на основе информации официального сайта единой информационной системы в сфере закупок и доклада о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 г.

Список литературы

1. Набиев Р.А., Арыкбаев Р.К. Повышение эффективности бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок // Финансы и кредит. 2008. № 25. С. 2-5.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n^povyshenie-effektivnosti-byudzhetnyh-rashodov-sistemy-gosudarstvennyh-zakazov-i-zakupok-1

2. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. № 2. С. 149-158. URL: https://doi.Org/10.24891/ia.21.2.149

3. Ковалев А.М. Рынок государственных закупок как действенный инструмент государственного регулирования экономики страны // Финансы и кредит. 2012. № 20. С. 69-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-gosudarstvennyh-zakupok-kak-deystvennyy-instrument-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-strany

4. Мальцева (Морозова) А.А., Шешукова Т.Г. Анализ практики применения закона

о контрактной системе в сфере государственных закупок в 2014 году / Учетно-контрольные и аналитические инструменты инновационной экономики: Сб. науч. ст. под общ. ред. Т.Г. Шешуковой. Вып. 6. Пермь: ПГНИУ, 2015. С. 25-37.

URL: http://econom.psu.ru/upload/iblocV847/uchetao_kontrolnye-i-ananticheskie-instramenty-innovatsionnoy-ekonomiki-2015.pdf

5. Яковлев А.А., Аллилуева О.Г., Кузнецова И.В. и др. Система госзакупок: на пути к новому качеству // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 88-107.

URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/67354343

6. Шувалов С.С. Государственный заказ на научно-техническую и инновационную продукцию в системе обеспечения общественных потребностей и управления развитием // Молодой ученый. 2010. Т. 2. № 8. C. 48-55. URL: https://moluch.ru/archive/19/1894/

7. Никифорова Л.В. Управление государственными закупками на региональном и муниципальном уровнях // Государственная служба. 2010. № 4. С. 53-56.

8. Шмелева М.В. Понятие и правовая природа государственного контракта // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 2. С. 248-253.

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-pravovaya-priroda-gosudarstvennogo-kontrakta

9. Снеткова А.В. Международный опыт организации государственных закупок. 2014. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2014/1422.htm

10. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Государственные закупки и формирование инновационной экономики // Вопросы экономики. 2010. № 6. С. 108-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.