Риски, анализ и оценка
УДК 658.71: 657.6
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
УНИВЕРСИТЕТАХ
Т.Г. ШЕШУКОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, аудита и экономического анализа
E-mail: [email protected] Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
А.А. МАЛЬЦЕВА,
соискатель кафедры учета, аудита и экономического анализа
E-mail: [email protected] Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
Предмет/тема. Актуальность темы исследования связана с особенностями госзакупок в сфере образовательных услуг, в частности в практике учреждений высшего профессионального образования и национальных исследовательских университетов (НИУ). Специфика закупочного процесса НИУ отличается от специфики других бюджетных учреждений и обусловлена тем, что у вузов, получивших статус национальных исследовательских, значительно возрастают объемы государственных закупок дорогостоящего инновационного высокотехнологичного оборудования, требующего контроля за его целевым и эффективным использованием.
Цели/задачи. Целью исследования является разработка методики оценки эффективности системы государственных закупок как необходимого элемента совершенствования работы НИУ.
Методология. В статье с помощью метода экономического моделирования сформулирована модель расчета интегрального показателя эффек-
-13 (247)
тивности госзакупок высокотехнологичного дорогостоящего оборудования, необходимого для научных исследований в соответствии с национальными программами развития страны.
Результаты. Особое внимание в статье уделено специфике закупочной деятельности университетов, и на этой основе разработана методика оценки эффективности госзакупок, а также выявлены основные показатели модели. Они учитывают не только законность, экономию средств и грамотность проведения закупочных процедур, но и эффективность использования приобретенного оборудования в образовательной и научной деятельности НИУ, а также возможности коммерциализации результатов проведенных исследований.
Область применения. Рассмотренная методика предназначена для национальных исследовательских университетов, выступающих в роли государственных заказчиков при закупке необходимой продукции в рамках национальных программ развития страны.
- 2015-
Применение методики способствует созданию информационной базы для администрации НИУ, оптимизации работы контрактной службы, повышению дисциплины исполнения контрактов и полноценному использованию приобретенного оборудования.
Выводы/значимость. Предложенная методика помогает оценивать эффективность закупок по национальному проекту, отслеживать динамику итогового показателя за определенный промежуток времени, выявлять узкие места в закупочной деятельности государства путем изыскания причин снижения эффективности приобретений, а также повышать дисциплину исполнения контрактов.
Ключевые слова: государственная закупка, национальный исследовательский университет, методика, оценка, эффективность
Система государственных закупок представляет собой ключевой элемент, через который проходит трансфер финансовых потоков в различные секторы экономики. Соответственно, именно от эффективности организации системы госзакупок и ее работы зависит успешность функционирования государственного сектора в целом.
Исследуя эффективность государственных закупок, следует обратить внимание на их экономическую и общественную значимость. Эффективность госзакупок характеризует в целом эффективность деятельности государства и, как интегральный показатель, раскрывает оптимальное распределение имеющихся у общества ресурсов для максимального удовлетворения публичных потребностей в условиях рынка.
Максимальная эффективность госзакупок должна быть ориентирована на такой системный результат, который полностью соответствует приоритетам развития государства. В рамках федеральных национальных проектов большое внимание уделяется исследованиям и разработкам по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса страны.
Национальный исследовательский университет (НИУ) — реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования, призванное взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики. Это высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.
Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации.
Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время на уровне НИУ необходим особый контроль за эффективностью реализации госзакупок в рамках национальных программ развития. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ есть упоминания об эффективности госзакупок, но нет определения, что это такое и каким образом эффективность может быть измерена, тем более с учетом специфики деятельности различных государственных заказчиков. Традиционно эффективность в НИУ определяется экспертным путем, либо оценивается исключительно рациональность расходования бюджетных средств.
Предложенная методика является новой в части реализации комплексного подхода с точки зрения эффективности организации закупочной деятельности и эффективности последующего использования закупленного оборудования.
Согласно данной методике предлагается производить оценку эффективности отдельных закупок оборудования, необходимого для научных исследований, в соответствии с национальными программами развития страны. Анализ проводится с точки зрения экономичности расходования федеральных средств, законности и грамотности проведения закупочных процедур, эффективности использования закупленного оборудования в образовательной и научной деятельности, а также возможностей коммерциализации результатов проведенных исследований.
Чтобы оценить эффективность конкретной закупки по национальному проекту, предлагается рассчитать интегральный показатель, который складывается из значений параметров эффективности организации закупочной деятельности и эффективности использования закупок.
Разбить интегральный показатель эффективности целесообразно с точки зрения определения ответственности по результатам проведенного анализа, так как закупочная деятельность и в последующем использование закупленного оборудования представляют собой абсолютно не взаимосвязанные процессы, хотя оба практически в равной степени
влияют на общую эффективность государственных закупок.
Эти показатели, в свою очередь тоже укрупненные, состоят из нескольких более мелких, влияющих на эффективность госзакупок в НИУ, каждый в своей степени. Сила влияния на интегральный по-
Расчет показателей эф
казатель определяется весовыми коэффициентами, которые были определены экспертным путем через анкетирование доцентов и профессоров различных кафедр и факультетов Пермского государственного национального исследовательского университета (табл. 1).
Таблица 1
:ктивности госзакупок
Обозначение Весовой
Показатель коэффи- Присваиваемое значение или способ расчета*
циент
Эффективность организации закупок Эо
Экономия Эк 0,05 Расчет по формуле
при размещении 1 0,25Рн - (Рн -Рж) 0,25Рн ' где Рн — начальная (максимальная) цена контракта, а Рк — цена, по которой контракт был заключен**. Если цена контракта снизилась по сравнению с начальной более чем на 25%, показателю автоматически присваивается значение 0
заказов
Соблюдение за- З 0,1 Показателю присваиваются значения: 0 — при наличии нарушений и воз-
конодательства можных злоупотреблений, установленных по итогам проверок, рассмотрения жалоб участников закупки, а также зафиксированных нарушений размещаемой на официальном сайте информации; 1 — при соблюдении требований законодательства
Выполнение П 0,1 Показателю присваиваются значения: 0 — при размещении закупок, не предус-
плана мотренных планом-графиком либо неразмещении плана-графика на официальном сайте; 0,3 — при существенном отличии объектов закупки в плане-графике и в извещении о проведении закупки, при проведении закупок иным способом определения поставщика по сравнению с планом-графиком; 0,5 — при нарушении сроков размещения заказа, отсутствии размеров обеспечения исполнения контракта, неразмещении запланированных закупок; 0,7 — при ошибочно указанных размерах обеспечения заявки на участие и исполнения контракта; 1 — при опубликовании извещения о закупке в полном соответствии с планом-графиком в части наименования закупаемого объекта, сроков проведения закупочных процедур, способа определения поставщика и др.
Конкурентные КЗ 0,05 Показателю присваиваются значения: 0 — при проведении закупки у единс-
закупки твенного поставщика или по результатам несостоявшихся торгов или котировок с единственным участником; 1 — при заключении контракта по результатам состоявшихся конкурсов, аукционов, запросов котировок
Квалификация Кв 0,1 Максимальное значение показателя (1) складывается из суммы следующих
сотрудников значений:
контрактной — если не менее 50% специалистов, обеспечивающих организацию госзаку-
службы и членов пок, имеют сертификаты, подтверждающие их участие в соответствующих
конкурсных обучающих семинарах, показателю присваивается 0,3 балла;
комиссий — если не менее 50% лиц, принимающих решение о результатах размещения заказа, имеют документы, подтверждающие их дополнительное обучение или повышение квалификации в части госзакупок, показателю присваивается еще 0,4 балла; — если по результатам проведенной анализируемой закупки отсутствуют предписания уполномоченного контролирующего органа, показателю в дополнение к предыдущим присваивается еще 0,3 балла
Обоснованность Ц 0,05 Показателю присваиваются значения: 0 — при необоснованном определении
определения на- цены или отсутствии подтверждающих документов; 1 — при правильном
чальной (макси- использовании законодательно установленных методов установления цены:
мальной) цены метод сопоставимых рыночных цен (при наличии не менее трех коммерчес-
контракта ких предложений), нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный
Окончание табл. 1
Показатель Обозначение Весовой коэффициент Присваиваемое значение или способ расчета*
Эффективность использования закупленного оборудования Эи
Высокое качество приобретаемого товара К 0,1 Максимальное значение показателя (1) складывается из суммы следующих значений: — если характеристики закупленного оборудования полностью соответствуют техническому заданию и спецификации контракта, показателю присваивается 0,5 балла; — если по итогам поставки отсутствуют зафиксированные в акте претензии к поставщику, показателю присваивается еще 0,4 балла; — если по результатам проведенной экспертизы не установлены нарушения требований контракта, показателю присваивается еще 0,1 балла
Дисциплина исполнения контракта Д 0,05 Максимальное значение показателя (1) складывается из суммы следующих значений: — если по результатам конкурсных процедур и в результате закупки у единственного поставщика контракт заключен, показателю присваивается 0,3 балла; — если были соблюдены сроки, регламентирующие подписание контракта, показателю 0 присваивается 0,2 балла; — если после подписания контракта была произведена поставка в полном соответствии с его условиями (сроки, количество, комплектность товара), показателю присваивается еще 0,25 балла; — если по результатам заключенного контракта был полностью соблюден порядок внесения информации о нем в Единую информационную систему (сведения о заключенном, об исполненном контракте, отчет об исполнении контракта)
Обеспечение полноценного использования предмета закупки И 0,2 Максимальное значение показателя (1) складывается из суммы следующих значений: — если в процессе использования была соблюдена целевая направленность закупки, показателю присваивается 0,25 балла; — если в процессе использования реализуются все функции закупленного оборудования (а не частично), показателю присваивается еще 0,25 балла; — если специалисты, выполняющие научно-исследовательские работы на закупленном оборудовании, имеют достаточную квалификацию (были проведены их дополнительное обучение, повышение квалификации, специальные тренинги), показателю присваивается еще 0,25 балла; — если имеются публикации, монографии, диссертации и другие научные исследования, написанные с использованием закупленного в рамках национального проекта оборудования, показателю дополнительно присваивается еще 0,25 балла
Внедрение в производство и коммерциализация результатов исследований и разработок, проведенных на закупленном оборудовании ВиК 0,2 Максимальное значение показателя (1) складывается из суммы следующих значений: — если на закупленном оборудовании в рамках возмездных договоров выполняются научно-исследовательские и другие работы, показателю присваивается 0,4 балла; — если при использовании закупленного оборудования были получены инновационные технологии и разработки, показателю присваивается 0,2 балла; — если разработанные технологии запатентованы или по ним получены лицензии, показателю присваивается еще 0,2 балла; — если оборудование в рамках национального проекта закупалось под потенциальных заказчиков, показателю дополнительно присваивается еще 0,1 балла; — если на базе исследований, проводимых на закупленном оборудовании, были созданы малые инновационные предприятия, показателю в дополнение к предыдущим присваивается еще 0,1 балла
* Возможные присваиваемые значения или варианты расчета также были получены по результатам анкетирования. ** В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ допустимым и безопасным считается снижение начальной (максимальной) цены контракта менее, чем на 25%. При ее снижении на 25% и более заказчиком должны быть предприняты антидемпинговые меры (ст. 37).
-13 (247) - 2015-
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: FINANCIAL ANALYTICS:
проблемы и решения science and experience
Все показатели таблицы можно свести к единой модели расчета интегрального показателя эффективности государственных закупок в НИУ:
Э = Э + Э = 0,05Эк + 0,13 + 0,Ш +
он' ' '
+0,05К3 + 0,1Кв + 0,05 Ц + 0,1К +
+0,05 Д + 0,2И + 0,2ВиК.
Как следует из данных табл. 1 и предложенной модели, максимальное значение показателя эффективности госзакупок в НИУ равно единице, а минимальное — нулю. На основании этого закупки высокотехнологичного дорогостоящего оборудования ранжируются по степени эффективности, и могут быть выделены эффективная, умеренно эффективная, неэффективная и неудовлетворительная закупки (табл. 2).
Таким образом, ранжирование закупок позволит сравнить итоговые показатели по конкретным закупкам оборудования по национальным программам, а также оценить значение и динамику показателей, применяемых при расчете эффективности, и выявить проблемные места в закупочной деятельности НИУ. Специфика повышения эффективности реализации национальных программ в области науки и образования связана с необходимостью повышения качества использования высокотехнологичного дорогостоящего оборудования. Именно этим показателям в предлагаемой методике автор уделяет особое внимание, не умаляя роли других показателей, применяемых для расчета.
Кроме того, в предложенной методике реализуется комплексный подход ко всем участникам закупочной деятельности, непосредственно к контрактной службе (отделу закупок) НИУ, поставщикам (исполнителям, подрядчикам), а также к научным сотрудникам университета, ответственным и одновременно заинтересованным в максимальном использовании возможностей высокотехнологичного дорогостоящего оборудования.
Оценка производится по каждому контракту, что позволяет находить недостатки в организации
Таблица 2 Оценка интегрального показателя эффективности закупки
Значение показателя, Оценка эффективности
баллы закупочной деятельности
0,9 — 1 Эффективная
0,6 — 0,8 Умеренно эффективная
0,4 — 0,5 Неэ ффективная
0 — 0,3 Неудовлетворительная
-13 (247)
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: проблемы и решения
госзакупок и процессе использования закупленного оборудования. Результаты анализа послужат информационной базой для администрации НИУ в интересах повышения дисциплины исполнения контрактов, оптимизации работы контрактной службы учреждения, более полноценного использования закупленного оборудования.
Предложенная методика предназначена для национальных исследовательских университетов и дает возможность оценивать эффективность проводимых государством закупок высокотехнологичного дорогостоящего оборудования по каждому контракту, а также позволяет выявлять узкие места в организации госзакупок и процессе использования закупленного оборудования.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств в НИУ в качестве государственных заказчиков производится для повышения социально-экономической эффективности бюджетных расходов на цели науки и образования, а также для принятия своевременных мер по повышению результативности бюджетных расходов либо для прекращения финансирования неэффективных расходов. Разработка формализованного алгоритма делает возможной автоматизацию расчета показателей в рамках осуществления НИУ закупочной деятельности.
Список литературы
1. Алтынцев A.B. Некоторые проблемные аспекты организации размещения государственного и муниципального заказа и пути их решения // Финансовый вестник. 2008. № 8. С. 22-30.
2. Гущин А.Ю. Определение эффективности и способы ее оценки в системе государственного заказа // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. С. 204-208.
3. Жураковский В.М. О некоторых итогах и перспективах деятельности национальных исследовательских университетов // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 9-20.
4. Майкова С.Э., Головушкин И.А. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности как основной фактор инновационного развития национального исследовательского университета. URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/kommertsializatsiya-rezultatov-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-kak-osnovnoy-faktor-innovatsionnogo-razvitiya-natsionalnogo.
5. Мельников Г.Н., Ветров А.Н. Институциональный взгляд на проблему создания эффективной
- 2015-
FINANCIAL ANALYTICS: science and experience
экономической системы государственных и муниципальных закупок // Госзаказ. 2007. № 7. С. 30-38.
6. Национальные исследовательские университеты. Описание проекта. URL: Available at: httpy/ми-нобрнауки.рф/проекты/ведущие-вузы/ниу.
7. Осокина А. С. Проблемы развития системы размещения государственного и муниципального заказа. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/
vestnik/2011/vipusk_28._sentjabr_2011_g./problemi_
upravlenija_teorija_i_praktika/osokina.pdf.
8. Першина И.В. Актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере контрактной системы // Юридическая наука и практика. 2014. № 1. С. 313-315.
9. Подколзина Е.А., Бальсевич А.А. Реализация государственных контрактов: теория, проблемы, иллюстрации. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/
vestnik/2011/vipusk_28._sentjabr_2011_g./problemi_
upravlenija_teorija_i_praktika/osokina.pdf.
10. Рябухин С.К. Эффективное использование средств бюджетов — цель новой законодательной концепции о размещении государственного и муниципального заказа // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. № 4. С. 95-97.
11. Салимьялова И.Г. Роль исследовательских университетов в развитии национальной инновационной системы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. С. 16-19.
12. Спицына Л.Ю. Роль государственных закупок в формировании институциональной среды, способствующей развитию инновационной экономики. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_p age==archive&id=931&article_id=2526.
13. Шешукова Т.Г., Мальцева А.А. Основные направления совершенствования методологии
государственных закупок в национальных исследовательских университетах // Развитие учетно-аналитической и контрольной системы в условиях глобализации экономических процессов. Пермь: Пермский гос. ун-т, 2014. С. 65-67.
14. Шешукова Т.Г., Сергеева Н.В. Формирование научно-методических основ ранжирования для оценки инновационной деятельности национальных исследовательских университетов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 47. С. 22-33.
15. Шешукова Т.Г., Сергеева Н.В. Формирование системы показателей для оценки эффективности научной деятельности национальных исследовательских университетов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 4. С. 53-63.
16. Bashina Aleksandra. Factors Related to Informal Payments in Public Procurement in Russia / / International Journal of Economic Policy in Emerging Economies. 2013. Vol. 6. No. 4. P. 403-430.
17. Milgrom P. Putting Auction Theory to Work // Cambridge University Press. Cambridge, 2004. P. 27.
18.Milgrom P., Rosston G., SkrzypaczA., Wallsten. Using Procurement Auctions to Allocate Broadband Stimulus Grands. 2009. P. 13.
19. Public procurement the role of competition authorities in promoting competition. OECD. 2007. P. 142.
20. Westring G., Jadoun G. Public procurement manual. Turin, Italy, International Training Center of the ILO, 1996. P. 302.
21. Yakovlev A.A., Tkachenko A., Demidova O.A., Balaeva O.N. An impact of different regulatory regimes on the effectiveness of public procurement / Working papers by NRU Higher School of Economics. Ser. PublicAdministration. 2013. No. WP BRP 08/PA/2013.
Financial Analytics: Science and Experience Risk, Analysis and Evaluation
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
METHODS FOR EVALUATING THE PUBLIC PROCUREMENT EFFICIENCY IN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES
Tat'yana G. SHESHUKOVA, Anastasiya A. MAL'TSEVA
Abstract industry, and practices of higher educational institutions
Importance The research is relevant since it focuses on and national research universities (NRU), in particular. the specificity of public procurement in the education The specificity of the procurement procedure in NRU
differs from that in other state financed institutions. The situation stems from that universities, which acquire the status of national research universities, experience a significant rise in public procurement of expensive innovative and hi-tech equipment that requires controlling the intended and effective use and operation of the equipment.
Objectives The research aims at devising a method to evaluate efficiency of the public procurement system as a necessary component for enhancement of NRU operations.
Methods Using the economic modeling method, we formulate a model for computing an integrated indicator of public procurement of expensive hi-tech equipment needed to perform scientific researches in line with national development programs. Results The article puts a special focus on the specificity of public procurement procedures in universities. In this respect, we devise the methods to evaluate the efficiency of public procurement and identify key indicators of the model. The indicators imply not only the legitimacy, savings and correctness of procurement procedures, but also the efficiency of the purchased equipment use in education and scientific researches of NRU, and opportunities to further commercialize results of researches.
Application The proposed methods are designated for national research universities, which act as governmental customers in procurement of necessary products within the framework of national development programs. If applied, the methods will contribute to setting up the information framework for the administration of NRU, enhancement of a contractual function, improvement of contract performance discipline, and use of the purchased equipment as much as possible.
Conclusions and Relevance The proposed methods facilitate the evaluation of national project procurement efficiency, tracing a growth in final indicators for a specific period of time, identifying bottlenecks in public procurement practices by investigating reasons for the reduction in efficiency of purchased products, and ultimately enhance the contract performance discipline.
Keywords: public procurement, national research university, method, evaluation, efficiency
References
1. Altyntsev A.B. Nekotorye problemnye as-pekty organizatsii razmeshcheniya gosudarstvennogo
i munitsipal'nogo zakaza i puti ikh resheniya [Some critical aspects of the placement of State and municipal orders and the solutions]. Finansovyi vestnik = Financial Bulletin, 2008, no. 8, pp. 22-30.
2. Gushchin A.Yu. Opredelenie effektivnosti i sposoby ee otsenki v sisteme gosudarstvennogo zakaza [Evaluation of the effectiveness and a method for evaluating the effectiveness as part of State order]. Fundamental 'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2012, no. 9, pp. 204-208.
3. Zhurakovskii V.M. O nekotorykh ito -gakh i perspektivakh deyatel'nosti natsional'nykh issledovatel'skikh universitetov [On some results and prospects of national research universities' activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2013, no. 12, pp. 9-20.
4. Maikova S.E., Golovushkin I.A. Kommert-sializatsiya rezul 'tatov nauchno-issledovatel 'skoi deyatel 'nosti kak osnovnoi faktor innovatsionnogo razvitiya natsional 'nogo issledovatel 'skogo universiteta [Commercialization of results of scientific researches as a major factor for innovative development of the national research university]. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/kommertsializatsiya-rezultatov-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-kak-osnovnoy-faktor-in-novatsionnogo-razvitiya-natsionalnogo. (In Russ.)
5. Mel'nikov G.N., Vetrov A.N. Institutsional'nyi vzglyad na problemu sozdaniya effektivnoi ekonom-icheskoi sistemy gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakupok [An institutional approach to the issue of setting up an effective economic system of State and municipal procurement]. Goszakaz = State Order, 2007, no. 7, pp. 30-38.
6. Natsional'nye issledovatel'skie universitety. Opisanie proekta [National research universities. Project description]. Available at: http://MHHo6pHayKH. p$/npoeKTbi/Begy^He-By3bi/HHy. (In Russ.)
7. Osokina A.S. Problemy razvitiya sistemy razmeshcheniya gosudarstvennogo i munitsipal'nogo zakaza [Issues of development of State and municipal procurement system]. Available at: http://e-journal. spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk_28._sent-
j abr_2011_g ./problemi_upravlenij a_teorij a_i_praktika/ osokina.pdf. (In Russ.)
8. Pershina I.V. Aktual'nye problemy soversh-enstvovaniya zakonodatel'stva v sfere kontraktnoi sistemy [Actual problems of improving the legislation on the contractual system]. Yuridicheskaya nauka i praktika = Legal Science and Practice, 2014, no. 1, pp.313-315.
9. Podkolzina E.A., Bal'sevich A.A. Realizatsiya gosudarstvennykh kontraktov: teoriya, problemy, illy-ustratsii [The performance of public contracts: theory, problems, and examples]. Available at: http://e-journal. spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk_28._sent-
j abr_2011_g ./problemi_upravlenij a_teorij a_i_praktika/ osokina.pdf. (In Russ.)
10. Ryabukhin S.K. Effektivnoe ispol'zovanie sredstv byudzhetov — tsel' novoi zakonodatel'noi kontseptsii o razmeshchenii gosudarstvennogo i munitsipal'nogo zakaza [Efficient use of budgets is a purpose of the new legal concept for placing state and municipal orders]. Goszakaz: upravlenie, razmesh-chenie, obespechenie = State Order: Management, Placement, Support, 2009, no. 4, pp. 95-97.
11. Salim'yalova I.G. Rol' issledovatel'skikh universitetov v razvitii natsional'noi innovatsion-noi sistemy [The role of research universities in the development of the national innovative system]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie = Terra Humana, 2011, no. 4, pp.16-19.
12. Spitsyna L.Yu. Rol' gosudarstvennykh zakupok v formirovanii institutsional 'noi sredy, sposobstvuy-ushchei razvitiyu innovatsionnoi ekonomiki [The role of public procurement in the formation of an institutional environment contributing to the innovative economy development]. Available at: http://journals. tsu.ru/vestnik/&journal_page==archive&id=931&arti cle_id=2526. (In Russ.)
13. Sheshukova T.G., Mal'tseva A.A. [The main directions of improving the public procurement methodology in national research universities]. Razvitie uchetno-analiticheskoi i kontrol'noi sistemy v uslovi-yakh globalizatsii ekonomicheskikh protsessov [Proc. Sci. Conf. "Development of Analytical Accounting and Control Systems in the Context of Globalization of Economic Processes"]. Perm, Perm State University Publ., 2014, pp. 65-67.
14. Sheshukova T.G., Sergeeva N.V. Formirovanie nauchno-metodicheskikh osnov ranzhirovaniya dlya otsenki innovatsionnoi deyatel'nosti natsional'nykh issledovatel'skikh universitetov [The formation of the scientific and methodological ranking framework for
evaluating innovative activities of national research universities]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2012, no. 47, pp. 22-33.
15. Sheshukova T.G., Sergeeva N.V. Formirovanie sistemy pokazatelei dlya otsenki effektivnosti nauch-noi deyatel'nosti natsional'nykh issledovatel'skikh universitetov [The formation of an indicator system to measure the effectiveness of scientific activities of national research universities]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2012, no. 4, pp. 53-63.
16. Bashina A. Factors Related to Informal Payments in Public Procurement in Russia. International Journal of Economic Policy in Emerging Economies, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 403-430.
17. Milgrom P. Putting Auction Theory to Work. Cambridge, Cambridge University Press, 2004, p. 27.
18. Milgrom P., Rosston G., Skrzypacz A., Wall-sten S. Using Procurement Auctions to Allocate Broadband Stimulus Grants. 2009, 13 p.
19. Public Procurement. The role of Competition Authorities in Promoting Competition. OECD, 2007, p. 142.
20. Westring G., Jadoun G. Public Procurement Manual. Turin, Italy, International Training Center of the ILO, 1996, 302 p.
21. Yakovlev A.A., Tkachenko A., Demidova O.A., Balaeva O.N. An impact of different regulatory regimes on the effectiveness of public procurement. Working papers by NRUHigher School of Economics, Ser. Public Administration, 2013, no. WP BRP 08/PA/2013.
Tat'yana G. SHESHUKOVA
Perm State University, Perm, Russian Federation [email protected]
Anastasiya A. MAL'TSEVA
Perm State University, Perm, Russian Federation [email protected]