Научная статья на тему 'Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства на региональном уровне'

Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БЮДЖЕТ / КРЕДИТ / СУБСИДИИ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Столярова Ольга Анатольевна, Сейфетдинов Рамиль Анвярович

В системе государственной поддержки сельского хозяйства произошли изменения. Увеличены субсидии на элитное семеноводство, на племенное дело, введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. На базе «Россельхозбанк» формируется государственная система финансового обслуживания товаропроизводителей АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства на региональном уровне»

УДК 338.436.33

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

О. А. Столярова, канд. экон. наук, доцент; Р. А. Сейфетдинов, аспирант ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА», т. 8 (412) 628-141

В системе государственной поддержки сельского хозяйства произошли изменения. Увеличены субсидии на элитное семеноводство, на племенное дело, введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. На базе «Россельхозбанк» формируется государственная система финансового обслуживания товаропроизводителей АПК.

Ключевые слова: Государственная поддержка, бюджет, кредит, субсидии, прибыль, рентабельность.

Государство должно усилить свое присутствие в аграрном секторе. Это доказывает опыт развитых западных стран. Регулирующая роль государства высока в любом из направлений. Следовательно, приоритетные вопросы на сегодняшний день: какую роль будет играть государство в развитии АПК в дальнейшем, какие риски будет разделять с бизнесом, какие меры протекционистского характера будут заявлены на этот период. Включение проблем российского села в число приоритетных дает возможность при поддержке государства вывести сельское хозяйство в число передовых. Развитие АПК является национальным приоритетным проектом, предусматривающим бюджетную доступность для всей многоукладной экономики сельского хозяйства [2].

В последние годы в системе государственной поддержки сельского хозяйства произошли значительные изменения. В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства на 2001-2010 годы изменена бюджетная политика. Ассигнования на поддержку сельского хозяйства и рыбоводства в 2001-2004 годах из бюджетов всех уровней (в действующих ценах соответствующих лет) возросли по сравнению с 2000 годом с 55 млрд. до 78,1 млрд. руб., или в 1,4 раза. За указанный период удельный вес расходов федерального бюджета на эти цели вырос с 24,4 до 44,6 %, а доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сократилась с 75,6 до 55,4 %.

На федеральном уровне упразднены неэффективные субсидии. В то же время базовые субсидии на элитное семеноводство увеличены в 3,9 раза, а на племенное дело - в 2,5 раза. Выросли ассигнования на поддержку лизинговой деятельности АПК. Создана и достаточно успешно работает государственная компания ОАО «Рос-агролизинг».

Существенные изменения претерпела кредитная политика. Упразднен бюджетный фонд льготного кредитования товаропроизводителей АПК. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки рефинансирования Центрального банка.

В 2002-2005 годах новой формой государственной поддержки сельского хозяйства стало возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (сроком до 5 лет), полученным товаропроизводителями АПК в российских кредитных организациях.

Создано ОАО «Россельхозбанк». На его базе формируется государственная национальная система финансового обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, которая осуществляется в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховых

взносов по заключенным договорам страхования (3).

Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

В Госпрограмму вошли все направления и параметры нацпроекта, кроме того, в нее включены и новые разделы.

В программе определены три основные цели:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни населения;

- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В предстоящие 5 лет на реализацию программы из федерального бюджета выделяется 551 млрд. руб. - в 3 раза больше в сравнении с предыдущим пятилетием (рисунок). Кроме этого предполагается в тех же объемах софинансирование мероприятий Госпрограммы со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ежегодный рост объема сельхозпроиз-водства должен увеличиться в среднем до 4 %, в т. ч. в животноводстве - до 5 %. Прогнозируется ежегодное вовлечение в хозяйственный оборот около 400 тыс. га неиспользуемых сельхозугодий. Все это положительно скажется на росте занятости и доходов сельского населения, решении социальных проблем села (1).

В связи с развитием национального проекта «Развитие АПК» в агропромышленном комплексе Пензенской области наметилась устойчивая тенденция экономического роста.

В 2006 году Правительством области было подписано с Министерством сельско-

1600,0

1400,0

1200,0

1000,0

800,0

600,0

400,0

200,0

0,0

43

43,2

2005 г

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

(прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз)

Прогноз потребности в кредитах

Объем кредитов, выдаваемых РСХБ сельхозтоваропроизводителям (с учетом тенденции роста удельного веса РСХБ в общем объеме кредитов)

Предельный объем кредитных ресурсов, выдаваемых РСХБ с учетом предусмотренного Госпрограммой увеличения уставного капитала

Динамика и прогноз объемов привлеченных кредитов в рамках Государственной программы для сельхозтоваропроизводителей и организаций, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственной продукции

го хозяйства Российской Федерации соглашение о сотрудничестве в сфере реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

Объем государственной поддержки отрасли за счет средств бюджета области превысил 1 млрд. руб. ежегодно (более 6 % от консолидированного бюджета области).

В рамках направления «Ускоренное развитие животноводства» ведется новое строительство 9 и реконструкция 10 животноводческих комплексов и ферм, в числе которых 16 молочных комплексов на 8,5 тыс. коров, 2 свинокомплекса на 130 тыс. свиней и одна индюшиная птицефабрика по производству 7,5 тыс. т мяса птицы в год. Общая сумма заключенных кредитных договоров на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) составляет 2,21 млрд. руб., из которых освоено 1,63 млрд. рублей. Заемщикам перечислено 94 млн. рублей субсидий на строительство животноводческих комплексов. По 6 объектам строительные работы завершены и в помещения поставлен скот.

Ведется активная работа по привлечению субсидируемых кредитов крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Всего за последние годы банками выдано кредитов малым формам хозяйствования на сумму 1,3 млрд. руб., в том числе в 2007 году - 691 млн. руб., перечислено субсидий из бюджетов всех уровней в сумме 56,5 млн. рублей.

Для стимулирования развития малых форм хозяйствования в области действует целевая региональная программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств», в рамках которой осуществляется льготное товарное кредитование КФХ. На эти цели из бюджета области за два года направлено более 60 млн. рублей.

Общий объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий в 2007году составил 21,5 млрд. рублей. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составил 83 %. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области в 2007 возросла в 1,4 раза к уровню 2006 года и составила 4768 рублей. Сельскохозяйственными организациями получено 1 млрд. 61 млн. руб. прибыли, рентабельность составила 16,5 % (в 2006 году было 8 %).

За 2007 год во всех категориях хозяйств произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 130,8 тыс. т, или на 13,6 %

больше, чем в 2006 году, молока - 536 тыс. т и возросло на 4,3 %, яиц - на 6,2 %. Увеличилось поголовье крупного рогатого скота, свиней и овец (табл. 1).

Таблица 1

Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий, тыс. гол.

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2005 г.

Крупный рогатый скот 316,7 318,6 323,3 102,1

в т. ч. коровы 146,8 143,9 144,3 98,3

Свиньи 234,5 270,0 282,4 120,4

Овцы и козы 114,3 143,4 146,6 128,3

В сельхозорганизациях стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота, поголовье свиней увеличилось на 7 %, овец - на 1 %. Произведено мяса всех видов скота и птицы на убой в живом весе в объеме 73,4 тыс. т, что на 22,6 % больше, чем в 2006 году. Получено молока больше на 7,4 %. Рост производства молока обеспечен за счет улучшения продуктивности коров, средний надой в 2007 г. составил 3236 кг (+217 кг к 2006 году).

В растениеводстве получено 1 млн. 26 тыс. т зерна, 924 тыс. т сахарной свеклы, 38 тыс. тонн подсолнечника. Прибыль от реализации зерна в 2007 году составила 475 млн. руб. при рентабельности 34 %, подсолнечника - 106 млн. руб. при рентабельности 113 %, сахарной свеклы - 37,7 млн. руб. при рентабельности 6 %.

Личными подсобными хозяйствами и КФХ за 2 года за счет льготных кредитных ресурсов и средств бюджета области закуплено 8865 голов крупного рогатого скота, в том числе 2350 коров, 25,7 тыс. свиней, 3395 овец. В 2007 году вновь создано 1167 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Поголовье скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах к уровню 2005 года увеличилось: крупного рогатого скота - на 48 %, в том числе коров - на 43,6 %; свиней - в 2,5 раза; овец и коз - на 37,6 %

Таблица 2

Производство сельхозпродукции в КФХ, т

Вид продукции 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007гв % к 2005г.

Скот и птица на убой (в живом весе) 682 1234 1351 198

Молоко 5184 8129 10608 в 2 раза

Яйца всех видов (тыс. шт.) 3394 5180 5420 159,7

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2008 году должно вырасти по отношению к 2007 году на 7,2 процента. За 2007г. малые формы хозяйствования взяли кредитов на 594,7 млн. руб., что составило 183,4 % от годового плана.

В 2008-2012 годах государственная аграрная политика будет исходить из необходимости:

- сохранения льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

- проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и совершенствования законодательной базы, касающейся финансового оздоровления;

- развития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.

Литература

1. Гордеев, А. В. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 годах и направления работы на долгосрочную перспективу / А. В. Гордеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 2. - С. 1-6.

2. Гордеев, А. В. Агропромышленный комплекс России поддержан Федеральным бюджетом / А. В. Гордеев // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2006. - № 5. - С. 2-4.

3. Мухамеджанов, Р. М. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения / Р. М. Мухамеджанов, Ю. М. Захаров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. -№ 2. - С. 9-12.

4. Сельское хозяйство Пензенской области / Федеральная служба Государственной статистики. - Пенза, 2007. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.