УДК 338.436.33
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
О. А. Столярова, канд. экон. наук, доцент; Р. А. Сейфетдинов, аспирант ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА», т. 8 (412) 628-141
В системе государственной поддержки сельского хозяйства произошли изменения. Увеличены субсидии на элитное семеноводство, на племенное дело, введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. На базе «Россельхозбанк» формируется государственная система финансового обслуживания товаропроизводителей АПК.
Ключевые слова: Государственная поддержка, бюджет, кредит, субсидии, прибыль, рентабельность.
Государство должно усилить свое присутствие в аграрном секторе. Это доказывает опыт развитых западных стран. Регулирующая роль государства высока в любом из направлений. Следовательно, приоритетные вопросы на сегодняшний день: какую роль будет играть государство в развитии АПК в дальнейшем, какие риски будет разделять с бизнесом, какие меры протекционистского характера будут заявлены на этот период. Включение проблем российского села в число приоритетных дает возможность при поддержке государства вывести сельское хозяйство в число передовых. Развитие АПК является национальным приоритетным проектом, предусматривающим бюджетную доступность для всей многоукладной экономики сельского хозяйства [2].
В последние годы в системе государственной поддержки сельского хозяйства произошли значительные изменения. В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства на 2001-2010 годы изменена бюджетная политика. Ассигнования на поддержку сельского хозяйства и рыбоводства в 2001-2004 годах из бюджетов всех уровней (в действующих ценах соответствующих лет) возросли по сравнению с 2000 годом с 55 млрд. до 78,1 млрд. руб., или в 1,4 раза. За указанный период удельный вес расходов федерального бюджета на эти цели вырос с 24,4 до 44,6 %, а доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сократилась с 75,6 до 55,4 %.
На федеральном уровне упразднены неэффективные субсидии. В то же время базовые субсидии на элитное семеноводство увеличены в 3,9 раза, а на племенное дело - в 2,5 раза. Выросли ассигнования на поддержку лизинговой деятельности АПК. Создана и достаточно успешно работает государственная компания ОАО «Рос-агролизинг».
Существенные изменения претерпела кредитная политика. Упразднен бюджетный фонд льготного кредитования товаропроизводителей АПК. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях, с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки рефинансирования Центрального банка.
В 2002-2005 годах новой формой государственной поддержки сельского хозяйства стало возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (сроком до 5 лет), полученным товаропроизводителями АПК в российских кредитных организациях.
Создано ОАО «Россельхозбанк». На его базе формируется государственная национальная система финансового обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
Введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, которая осуществляется в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховых
взносов по заключенным договорам страхования (3).
Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
В Госпрограмму вошли все направления и параметры нацпроекта, кроме того, в нее включены и новые разделы.
В программе определены три основные цели:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни населения;
- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В предстоящие 5 лет на реализацию программы из федерального бюджета выделяется 551 млрд. руб. - в 3 раза больше в сравнении с предыдущим пятилетием (рисунок). Кроме этого предполагается в тех же объемах софинансирование мероприятий Госпрограммы со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ежегодный рост объема сельхозпроиз-водства должен увеличиться в среднем до 4 %, в т. ч. в животноводстве - до 5 %. Прогнозируется ежегодное вовлечение в хозяйственный оборот около 400 тыс. га неиспользуемых сельхозугодий. Все это положительно скажется на росте занятости и доходов сельского населения, решении социальных проблем села (1).
В связи с развитием национального проекта «Развитие АПК» в агропромышленном комплексе Пензенской области наметилась устойчивая тенденция экономического роста.
В 2006 году Правительством области было подписано с Министерством сельско-
1600,0
1400,0
1200,0
1000,0
800,0
600,0
400,0
200,0
0,0
43
43,2
2005 г
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
(прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз) (прогноз)
Прогноз потребности в кредитах
Объем кредитов, выдаваемых РСХБ сельхозтоваропроизводителям (с учетом тенденции роста удельного веса РСХБ в общем объеме кредитов)
Предельный объем кредитных ресурсов, выдаваемых РСХБ с учетом предусмотренного Госпрограммой увеличения уставного капитала
Динамика и прогноз объемов привлеченных кредитов в рамках Государственной программы для сельхозтоваропроизводителей и организаций, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственной продукции
го хозяйства Российской Федерации соглашение о сотрудничестве в сфере реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
Объем государственной поддержки отрасли за счет средств бюджета области превысил 1 млрд. руб. ежегодно (более 6 % от консолидированного бюджета области).
В рамках направления «Ускоренное развитие животноводства» ведется новое строительство 9 и реконструкция 10 животноводческих комплексов и ферм, в числе которых 16 молочных комплексов на 8,5 тыс. коров, 2 свинокомплекса на 130 тыс. свиней и одна индюшиная птицефабрика по производству 7,5 тыс. т мяса птицы в год. Общая сумма заключенных кредитных договоров на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) составляет 2,21 млрд. руб., из которых освоено 1,63 млрд. рублей. Заемщикам перечислено 94 млн. рублей субсидий на строительство животноводческих комплексов. По 6 объектам строительные работы завершены и в помещения поставлен скот.
Ведется активная работа по привлечению субсидируемых кредитов крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Всего за последние годы банками выдано кредитов малым формам хозяйствования на сумму 1,3 млрд. руб., в том числе в 2007 году - 691 млн. руб., перечислено субсидий из бюджетов всех уровней в сумме 56,5 млн. рублей.
Для стимулирования развития малых форм хозяйствования в области действует целевая региональная программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств», в рамках которой осуществляется льготное товарное кредитование КФХ. На эти цели из бюджета области за два года направлено более 60 млн. рублей.
Общий объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий в 2007году составил 21,5 млрд. рублей. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составил 83 %. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области в 2007 возросла в 1,4 раза к уровню 2006 года и составила 4768 рублей. Сельскохозяйственными организациями получено 1 млрд. 61 млн. руб. прибыли, рентабельность составила 16,5 % (в 2006 году было 8 %).
За 2007 год во всех категориях хозяйств произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 130,8 тыс. т, или на 13,6 %
больше, чем в 2006 году, молока - 536 тыс. т и возросло на 4,3 %, яиц - на 6,2 %. Увеличилось поголовье крупного рогатого скота, свиней и овец (табл. 1).
Таблица 1
Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий, тыс. гол.
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к 2005 г.
Крупный рогатый скот 316,7 318,6 323,3 102,1
в т. ч. коровы 146,8 143,9 144,3 98,3
Свиньи 234,5 270,0 282,4 120,4
Овцы и козы 114,3 143,4 146,6 128,3
В сельхозорганизациях стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота, поголовье свиней увеличилось на 7 %, овец - на 1 %. Произведено мяса всех видов скота и птицы на убой в живом весе в объеме 73,4 тыс. т, что на 22,6 % больше, чем в 2006 году. Получено молока больше на 7,4 %. Рост производства молока обеспечен за счет улучшения продуктивности коров, средний надой в 2007 г. составил 3236 кг (+217 кг к 2006 году).
В растениеводстве получено 1 млн. 26 тыс. т зерна, 924 тыс. т сахарной свеклы, 38 тыс. тонн подсолнечника. Прибыль от реализации зерна в 2007 году составила 475 млн. руб. при рентабельности 34 %, подсолнечника - 106 млн. руб. при рентабельности 113 %, сахарной свеклы - 37,7 млн. руб. при рентабельности 6 %.
Личными подсобными хозяйствами и КФХ за 2 года за счет льготных кредитных ресурсов и средств бюджета области закуплено 8865 голов крупного рогатого скота, в том числе 2350 коров, 25,7 тыс. свиней, 3395 овец. В 2007 году вновь создано 1167 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Поголовье скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах к уровню 2005 года увеличилось: крупного рогатого скота - на 48 %, в том числе коров - на 43,6 %; свиней - в 2,5 раза; овец и коз - на 37,6 %
Таблица 2
Производство сельхозпродукции в КФХ, т
Вид продукции 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007гв % к 2005г.
Скот и птица на убой (в живом весе) 682 1234 1351 198
Молоко 5184 8129 10608 в 2 раза
Яйца всех видов (тыс. шт.) 3394 5180 5420 159,7
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2008 году должно вырасти по отношению к 2007 году на 7,2 процента. За 2007г. малые формы хозяйствования взяли кредитов на 594,7 млн. руб., что составило 183,4 % от годового плана.
В 2008-2012 годах государственная аграрная политика будет исходить из необходимости:
- сохранения льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и совершенствования законодательной базы, касающейся финансового оздоровления;
- развития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.
Литература
1. Гордеев, А. В. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 годах и направления работы на долгосрочную перспективу / А. В. Гордеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 2. - С. 1-6.
2. Гордеев, А. В. Агропромышленный комплекс России поддержан Федеральным бюджетом / А. В. Гордеев // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2006. - № 5. - С. 2-4.
3. Мухамеджанов, Р. М. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути решения / Р. М. Мухамеджанов, Ю. М. Захаров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. -№ 2. - С. 9-12.
4. Сельское хозяйство Пензенской области / Федеральная служба Государственной статистики. - Пенза, 2007. - 268 с.