ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Подгорбунских П.Е., Субботина Л.В., Жданов С.П.
Обоснована необходимость государственного регулирования развития отечественного сельского хозяйства, исследованы результаты реализации программы «Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в Курганской области».
В сентябре 2005 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было объявлено о разработке четырех приоритетных национальных проектов по важнейшим социально-экономическим проблемам, с реализацией которых все связывают надежды на позитивные изменения неблагоприятной демографической ситуации в стране и повышение уровня жизни населения. К числу национальных приоритетов отнесены давно этого заслуживающие проблемы развития отечественного сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса. Во-первых, это предопределено самой сущностью и предназначением АПК, призванным обеспечивать продовольственную независимость страны и поэтому являющимся объектом пристального внимания и регулирования со стороны большинства развитых государств. Во-вторых, актуальность проблем функционирования российского агропромышленного комплекса, особенно в сельскохозяйственных регионах страны, к каким относится и Курганская область, обусловлена исторически сложившимся состоянием этой важнейшей сферы национЕЬвркнгй жгаийшфакоторый следует подчеркнуть, заключается в том, что отечественное сельское хозяйство, располагающее большим запасом земельных и трудовых ресурсов, традиционно развивалось по экстенсивному пути и относительно развитых стран отличалось низкой продуктивностью. Однако за счет масштабов производства оно обеспечивало потребность населения в сельскохозяйственной продукции, и часть ее шла на экспорт. В конце XIX в., например, в Зауралье производство зерна на 85-90 % превышало его потребность (нормой в то время считалось 12 пудов на одного жителя). Вместе с тем, если сравнить среднее хозяйство курганского крестьянина в предреволюционный период (1916 г.) со средним фермерским хозяйством США в те же годы, то картина выглядит следующим образом. Имея равный размер удобной земельной площади на хозяйство (31 га), зауральский крестьянин засевал 9,1 га, а американский фермер - 22 га. На подворье нашего хозяина в среднем содержалось 5,7 гол. крупного рогатого скота, 4,4 гол. овец и 1,4 гол. свиней, на американской ферме, соответственно, 10,3; 5,4 и 9,2 гол. Особенно заметные различия уже в те годы были в техническом оснащении производства. Если в 1920 г. на американских полях работало 246 тыс. тракторов с относительно широкозахватными орудиями, то в Зауралье еще 76 % пашни обрабатывалось сохами.
Последовавшие социальные потрясения революций, войн и раскулачиваний, а также решение стратегических вопросов развития страны, прежде всего за счет крестьянства, безусловно, нарушили естественный процесс развития сельского хозяйства. Уместно вспомнить, что дореволюционный размер посевных площадей в Уральском регионе был восстановлен только к середине 1950-х, а поголовье сельскохозяйственных животных - в 1960-х годах (после освоения целинных и залежных земель).
Максимальные объемы производства сельскохозяйственной продукции как в целом по стране, так и в Зауралье были достигнуты в 1980-е годы. В Курганской области площадь посева сельскохозяйственных культур превышала в этот период 2,6 млн. га, поголовье крупного рогатого скота составляло 1,2 млн. голов (из них 380 тыс. коров), свиней - 600, овец - 780 тыс. голов. В расчете на 1 жителя области производилось по 2,5-3 т зерна, 750-780 кг молока, 130-140 кг мяса (в убойной массе). Однако в стране по многим, в том числе политическим, причинам ощущался острый недостаток продовольствия, значительный объем зерна закупался за рубежом. Следует отметить, что во всех сферах АПК продолжался экстенсивный и затратный подход. Оставалась низкой продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур, причем в Зауралье урожайность зерна даже снижалась (1976-1980 гг. - 16,5 ц с 1 га, 1981-1985 гг. -13,4 и 1986-1990 гг. - 11,2 ц). Именно в данный период требовалась техническая и технологическая модернизация производства, нацеленная на ресурсосбережение и рост эффективности. Наряду с зарубежной практикой это подтверждалось и результатами деятельности отдельных отечественных предприятий, особенно птицеводческих и свиноводческих. Например, крупные свиноводческие совхозы Курганской области (свыше 12 тыс. голов свиней) за счет применения более совершенных технологий и оборудования превосходили мелкие хозяйства (до 6 тыс. гол.) по продуктивности животных на 70 %, затратам труда в 3 раза, расходу кормов и себестоимости единицы продукции на 30-40% (группировка за 1986-1990 гг.).
Однако либеральная направленность рыночных реформ в 1990-е годы вместо необходимых качественных технико-технологических новаций отбросила отечественный агропромышленный комплекс далеко назад даже в ракурсе традиционного экстенсивного пути. Провозглашение сельского хозяйства обычным сегментом рынка, практически отказ от регулирования его развития, чрезмерный акцент на мелкотоварных формах в ущерб крупному производству привели к резкому сокращению и разрушению производственного потенциала сначала сельскохозяйственных, а затем обслуживающих и перерабатывающих предприятий АПК. Деление регионов страны на доноров и реципиентов, отсутствие необходимого межбюджетного регулирования обусловили особенно сложное состояние агропромышленного комплекса в дотационных субъектах Российской Федерации.
Процессы реформирования сельского хозяйства отразились, прежде всего, в использовании земли. Многие сотни тысяч гектаров пашни выведены из оборота. В индустриальных областях Уральского региона, располагающих большими возможностями для поддержки аграрного сектора, к 2003 г. посевные площади уменьшились на 30-40 %, в Курганской области - более чем наполовину. В последние годы эту негативную тенденцию удалось приостановить и даже увеличивать площадь посева на 90-100 тыс. га в год, но ее размер пока не превышает уровень начала 1950-х годов. Устарел, износился и выходит из строя машинно-тракторный парк. За 1990-е годы большинство предприятий практически перестали вносить органические и минеральные удобрения, применять гербициды. В настоящее время за счет инвесторов наметилась положительная тенденция в этом отношении, но это лишь первые шаги.
Особенно разрушительные процессы затронули производственный потенциал животноводческих отраслей. Многократное снижение поголовья скота на сельскохозяйственных предприятиях сопровождалось ликвидацией ферм, разрушением животноводческих помещений, отступлением от сложившихся систем сельского хозяйства и необходимых пропорций между животноводством и растениеводством. По стране по-
головье крупного рогатого скота, свиней и овец сократилось в 2,5-3,0 раза. В Уральском федеральном округе практически ликвидировано шерстное тонкорунное овцеводство, овцепоголовье уменьшилось в 5 раз и сохраняется лишь в хозяйствах населения (более 93 % от общей численности). Очень проблематично сохранение племенного ядра породы овец, выведенной учеными Курганской ГСХА.
Производство мяса и молока как по России, так и в Уральском регионе уменьшилось в 2 раза (в Курганской области в 2,5-3 раза), шерсти в 5-7 раз. О приближении к предреформенным объемам производства можно говорить лишь в птицеводстве. Уменьшение объемов производства животноводческой продукции и структурные сдвиги в сторону мелких полунатуральных форм (личных подсобных хозяйств населения) обострили проблему закупок и обеспечения сырьем перерабатывающих предприятий. В конечном итоге это привело к утрате продовольственной независимости, ухудшению структуры питания населения. За годы реформ существенно ухудшились социально-бытовые условия жизни сельских жителей. Нарастали негативные социальные явления. Проблема обустроенности сельских территорий стала одной из главных. Все это в итоге предопределило разработку Национального проекта «Развитие АПК» в масштабах страны и соответствующих целевых программ в регионах.
Сейчас, по прошествии 2 лет реализации проекта в Курганской области, можно подвести первые итоги. Основной целью программы "Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в Курганской области" было предусмотрено повышение благосостояния сельского населения и улучшение качества жизни на селе. Условием достижения поставленной цели явилось решение следующих основных задач:
• увеличение производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в первую очередь, продукции животноводства;
• обеспечение занятости сельского населения;
• повышение качества и снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
• рост инвестиций в агропромышленный комплекс, обновление прежде всего активной части основных фондов;
• рациональное использование сырьевых ресурсов, обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов.
Во всех районах области были разработаны и приняты для исполнения соответствующие целевые программы. Для координации деятельности в областном департаменте сельского хозяйства создана постоянно действующая группа, включая руководителей и специалистов других департаментов и управлений Курганской области, федеральных служб, муниципальных образований, предприятий АПК, депутатов областной Думы, представителей ОАО «Россельхозбанк».
Для реализации направления "Ускоренное развитие животноводства" были разработаны два комплекса мероприятий. Во-первых, создание условий для расширения доступа к кредитным ресурсам на техническое и технологическое оснащение отрасли, в том числе строительство новых животноводческих комплексов. Процентная ставка по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, на две трети субсидировалась из федерального бюджета и на 1/3 из областного. На столь длительный срок и на таких условиях кредиты выдавались впервые за постреформенный период. Во-вторых, повышение генетического потенциала животных и улучшение условий его содержания. Решение этой задачи осуществлялось через закупку высокопродуктивного племенного скота и современного
технологического оборудования, а также укрепление кормовой базы путем технического и технологического оснащения кормопроизводства.
В результате инвестиции в животноводство в 2006 году превысили 226 млн. руб., а за 9 месяцев 2007 года - 180 млн. руб. Сельскохозяйственными товаропроизводителями проведена реконструкция и модернизация животноводческих помещений на 35,8 тыс. скотомест (в 2005 г. реконструировали всего 900 скотомест), закуплено 72 единицы современной кормозаготовительной техники, 26 доильных установок с моло-копроводом, 28 автоматизированных охладителей. За период действия проекта приобретено 3054 головы племенных животных, из них 2055 голов свиней и 999 голов крупного рогатого скота, в том числе 472 высокопродуктивные нетели из Германии (в 2005 году было закуплено только 157 голов племенных животных). Удалось стабилизировать поголовье крупного рогатого скота, а численность свиней увеличить на 43 %, овец и коз - на 29 %, птицы - на 2 %. Повысилась продуктивность животных: среднесуточный прирост молодняка крупного рогатого скота возрос на 7%, свиней на 14 %, надой молока на корову приблизился к 3500 кг.
В итоге за 2006 - 2007 годы производство молока увеличилось на 5,5 % (к 2005 году), производство мяса на 9 %. Таким образом, удалось приостановить падение производства, и поставленная задача по основным контрольным показателям развития животноводства выполнена.
В реализации направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» участвовали 380 сельских администраций (88 % от общего их числа). За 2 года коммерческими банками и кредитными кооперативами прокредитовано 3904 личных подсобных хозяйства на общую сумму 466,7 млн. рублей и 527 крестьянских (фермерских) хозяйств на сумму 529,4 млн. рублей. Основная масса финансовых средств в хозяйствах населения направлена на покупку скота и птицы (39 % полученных кредитов) и на покупку техники (33 %). В крестьянских (фермерских) хозяйствах основной целью расходования полученных ресурсов является приобретение оборотных средств (более 51 % полученных сумм), на покупку техники направлено 46 % средств. В течение 2 лет из средств областного бюджета предоставлялись средства гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на субсидирование реализации молока (объемом свыше 3 тонн). Субсидии получили 1736 человек, с личных подворий было закуплено 44,8 тыс. тонн молока. Еще 10,7 тыс. тонн молока и 370 тонн мяса закуплено через кредитные кооперативы.
Усиление внимания со стороны государства к малым формам хозяйствования положительно сказалось на развитии мелкотоварного сектора. В личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2 года возросла площадь посева сельскохозяйственных культур на 27,4 %, на 72,7 % увеличилось поголовье свиней, на 29,3 % -овец и коз. Увеличилось производство мяса скота и птицы, молока, яиц.
Возрождается потребительская кооперация на селе. По состоянию на 1 января 2008 года в области созданы и работают 21 сельскохозяйственный кредитный кооператив и 21 снабженческо-сбытовой, перерабатывающий кооператив. Ежегодно из средств областного бюджета сельскохозяйственные потребительские кооперативы получали льготные кредиты в общей сумме 14,0 млн. руб. на кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств, закуп молока и мяса в личных подсобных хозяйствах. Кроме того, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами заключено 15 договоров на получение субсидированного кредита в рамках реализации приоритетного национального проекта в кредитных организациях области на сумму 33,6 млн. руб.
За весь период деятельности кооперативами выдано 37 млн. руб. кредитов сельским товаропроизводителям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся закупом сельхозпродукции у населения. Снабженческо-сбытовыми и перерабатывающими кооперативами реализовано продукции и оказано услуг на сумму 8,7 млн. руб.
По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» было выделено 39,07 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 7,9 млн. руб., из областного бюджета - 8,8 млн. руб., из муниципальных бюджетов - 1,67 млн. руб., привлечено средств граждан - 20,7 млн. руб. Построено 2125,6 кв. м и приобретено 4047,5 кв. м жилья, улучшили жилищные условия 99 семей (планировалось - 84).
Всего за 2006-2007 гг. на реализацию проекта из федерального бюджета поступило 90,1 млн. руб., из областного бюджета направлено 227 млн. руб., из бюджетов муниципальных образований - 1,9 млн. руб. В целом реализация приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» позволила остановить развитие негативных тенденций и стабилизировать ситуацию в животноводстве области, возродить кооперативное движение, поддержать инициативных, предприимчивых крестьян. Однако эффективное воплощение проектных мероприятий в Курганской области сдерживает ряд существенных проблем, требующих решения в первую очередь на федеральном уровне:
• неустойчивое финансовое состояние хозяйств и слабая залоговая база создают проблемы в привлечении кредитных ресурсов, использовании лизинговых операций;
• продолжающийся ценовой диспаритет на продукцию сельского хозяйства и промышленности, особенно в регионах с аграрной направленностью экономики (в Курганской области за 8 месяцев 2007 г. тариф на электроэнергию возрос в 1,5 раза, цены на промышленную продукцию и услуги в среднем на 12,7 %, а реализационные цены на мясо и молоко снизились на 2,3 %, что еще более ставит сельхозтоваропроизводителей Зауралья в неравные экономические условия);
• увеличение межотраслевых диспропорций на продовольственном рынке, так как цены на готовые продукты растут при одновременном снижении закупочных цен на сельскохозяйственное сырье, в результате доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в доходах при розничной реализации, например, молока снизилась с 46 до 42 %, а доля торговли возросла с 13 до 18 %;
• ухудшение условий реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, особенно мясной и молочной, из-за роста импортных поставок. Без сокращения импортных квот, усиления тарифной защиты агропромышленных рынков, создания условий сотрудничества сельских товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и крупных торговых сетей эта проблема в будущем будет только усугубляться;
• довольно сложный и затратный механизм предоставления субсидий из федерального и регионального бюджетов на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями;
• явно недостаточный объем государственной поддержки АПК дотационных регионов, причем действующий принцип софинансирования расходов из федерального бюджета ставит сельхозтоваропроизводителей таких регионов в неравные экономические конкурентные условия;
• низкий уровень информированности сельского населения об основных направлениях и условиях участия в реализации приоритетного национального проекта, о преимуществах и возможностях потребительской кооперации. Проблема состоит и в невысоком уровне квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами кооперации, и в дефиците квалифициро-
ванных специалистов для работы в кооперативах, а также в доступе кооперативов к рыночной информации.
Безусловно, реализация приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» не смогла в столь сжатые сроки решить все проблемы аграрного производства, но впервые за годы реформ на высшем государственном уровне уделено внимание сельскому хозяйству. Надежду и уверенность в положительной динамике развития отрасли придает принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.