Список литературы:
1. Загальноевропейсьш Рекомендаций з мовно! освгга: вивчення, викладання, ощнювання/ Наук.ред.укр. видання д.пед.н., проф. С.Ю.Шко-лаева. - К.: Ленвгг, 2003. - С. 24/273. - ISBN 9667043-67-3.
2. Лист Мшютерства №1/9-303 вщ 11.06.2014 "Про навчальш плани загальноосвишх навчальних за-клад1в та структуру 2014/2015 навчального року".
3. Наказ Мшютерства освгга i науки, молод1 та спорту Укра!ни ввд 13.04.2011 №329.
4. Наказ Мшютерства № 409 вщ 03.04.2012 Про за-твердження Типових навчальних плашв загально-освпшх навчальних заклад1в II ступеня.
5. Наказ МОНМС ввд 03.04.2012 р. № 409 3Í змiнами, внесеними наказом МОН ввд 17.05.2013 р. № 551.
6. English for Specific Purposes (ESP) National Curriculum for Universities: Програма з англшсь-ко1 мови для професiйного спiлкування [Text] / Г. £. Бакаева, О.А. Борисенко, I. I. Зуенок [та шш^ / Ministry of Education and Science of Ukraine. - К.: Ленвгг, 2005. - 119 с.
7. Моюеева Ф. А. Роль шоземно! мови в загальнш концепцй' пвдготовки сучасного фахiвця [Елек-гронний ресурс] // Донецький державний ушвер-ситет економiки га горгiвлi iменi М. Туган-Бара-новського. - Режим доступу: http://rusnauka.com/NIO/Philologia/moisjejeva.doc. htm.
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УССУРИЙСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И МЕРЫ ПО ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
Недоросткова Инна Геннадьевна,
канд. биол. наук, доцент кафедры географии, экологии и здоровья детей Школы педагогики ДВФУ, г. Уссурийск
Муниципальное образование Уссурийский городской округ (УГО) с численностью населения около 346 тысяч человек, включает 37 населенных пунктов с административным центром - г. Уссурийск, вторым по величине городом Приморского края. Уссурийский район богат природными ресурсами, главными из которых являются крупные массивы девственных лиановых хвойно-широколиственных лесов, сохранившиеся, к сожалению, только на территории Уссурийского заповедника. Г. Уссурийск расположен в центре сельскохозяйственных районов Приханкайской равнины. Это определяет его промышленную специализацию: многие предприятия города и района заняты переработкой сельскохозяйственного сырья. Экологические проблемы района сходны с проблемами всего Приморского края. Их изучением и решением отведено значительное место в системе образования.
На территории УГО действует долгосрочная муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды УГО на 2011-2015 гг.», главной целью которой является улучшение экологической обстановки и формирование экологической культуры населения через систему экологического просвещения и популяризации экологических знаний [4]. Кроме того, на сегодняшний день в Приморском крае действует закон «Об экологическом образовании» от 28 августа 2001 г. Акцент в нем сделан на обязательность, непрерывность и системность экологического образования (ст. 3,4,11,12), а также на обеспечение экологического просвещения (ст. 13).
В ряде муниципальных дошкольных образовательных учреждениях УГО, являющихся первым звеном в цепочке непрерывности экологического образования, организуются процессы обучения и воспитания детей экологической направленности по различным специальным программам.
В общеобразовательных учреждениях преподавание основ экологии и охраны окружающей среды ведётся в рамках интегрированных учебных курсов «Окружающий мир», «Биология», «География», «Химия», «Физика». При этом основной формой работы в школе остаётся внеклассная исследовательская деятельность по различным экологическим направлениям с представлением проектов
на внутришкольные, городские (например, проведение смотра-конкурса «Любимый город»), краевые и всероссийские конкурсы. На базе ВУЗов города проводятся конкурсы экологических проектов по защите и охране животного и растительного мира. Учителями-энтузиастами школ организуются просмотр видеофильмов, экскурсии в музеи, заповедники, выпуск буклетов и листовок экологической тематики; совместно с учениками проводятся сборы подписей населения, например в защиту редкого насекомого - реликтового дровосека или хозяина уссурийской тайги - тигра.
Основную роль в экологическом воспитании и образовании в УГО играют учреждения дополнительного образования - станция юных натуралистов, под руководством отдела образования и молодежной политики и эко-лого-просветительский центр заповедника «Уссурийский» ДВО РАН, которые являются проводниками экологической культуры, организуют экскурсии, постоянные экологические акции, предоставляют базу для научно-исследовательской работы школьников, студентов и учителей.
Как видно из вышеперечисленного, определенная работа в области эколого-просветительской деятельности населения в УГО проводится, но является ли она достаточной для устойчивого развития общества в экологическом направлении? Как показывают результаты нашего анкетирования, которое проводилось среди учеников некоторых начальных классов, степень сформированности основополагающих понятий в области экологии, знаний о природоохранной деятельности в Приморском крае, о правилах поведения в природе находится еще на низком уровне (около 80 % опрошенных третьеклассников). А ведь именно для этого возраста характерна высокая интенсивность накопления знаний об окружающем мире и высокая эмоциональная отзывчивость, любознательность детей, что делает начальную школу весьма важным звеном в системе непрерывного экологического образования [2]. Вследствие этого возникает вопрос: как процесс экологического образования в школе сделать более эффективным, какие формы и методы необходимо при этом использовать.
Для повышения уровня сформированности экологических понятий необходимо проведение уроков «Окружающий мир» с использованием экологического краеведческого материала, включение в содержание каждого учебного предмета элементов экологических знаний, проведение внеклассных мероприятий экологической направленности для развития интереса детей к познанию окружающей действительности.
В ходе научного эксперимента нами на базе одной из начальных школ был организован факультатив по экологическому образованию школьников. Эта форма образовательного процесса не является новой, но имеет ряд преимуществ: проведение факультативных занятий оказывает благотворное действие на расширение кругозора школьников, углубляет знания об окружающем мире, что оказывает позитивное влияние на общее развитие ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей [1; 3]. Занятия, проводившиеся в течение учебного года, охватывали изучение различных экологических систем - лес, болото, луг и др. Рассматривались вопросы разнообразия животного и растительного мира, изучались редкие и исчезающие виды Приморского края, особенности состояния осеннего леса и т.п. При этом акцент делался на познавательную активность ребят через применение игровых методов, проведение конкурсов, выставок, экскурсий. Совместно с руководителем учениками были составлены правила поведения детей в природе, что способствовало активному самостоятельному познанию объектов природы и общества в их взаимодействии.
Главное назначение излагаемой на каждом факультативном занятии информации состояло в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать мир природы, быть небезучастным к его проблемам. Одновременно с теоретическими знаниями учащиеся приобретали в процессе трудовой деятельности практические умения и навыки.
Подводя итоги проведенной работы важно отметить, что формирование у детей экологических понятий происходило одновременно с эмоциональным восприятием красоты природы родного края.
Проведенное исследование подтверждает тот факт, что при систематической и целенаправленной работе по формированию экологических понятий у учащихся младших классов на факультативных занятиях по экологическому воспитанию:
- расширяются и систематизируются представления школьников об экологии как науке, повышается уровень знаний детей;
- формируются навыки заботливого, бережного отношения к объектам природы;
- развиваются основы экологических представлений, которые в дальнейшем могут перерасти в убеждения.
В целом, считаем необходимым проведение работы по более активному привлечению внимания граждан к экологическим проблемам за счет расширения участия государства путем поддержки и финансирования экологических проектов. На сегодняшний день необходимо признать, что система непрерывного экологического образования сформирована не в полной мере, вследствие чего приоритетной задачей, является разработка и внедрение в образовательный процесс высших учебных заведений взаимосвязанных экологических спецкурсов, для средних учебных заведений - усиление природоохранных аспектов общего и экологического образования, с обязательным возобновлением в школах предмета «Экология». Решить эту проблему на региональном, тем более местном уровне невозможно, это - задача федерального масштаба.
Список литературы:
1. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 208 с.
2. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н.Степанян. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496 с.
3. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Козина. М.: Издательский центр «Академия», 2007.224 с.
4. Постановление администрации Уссурийского городского округа от 24.02.2011 года № 443-НПА «Об утверждении долгосрочной муниципальной программы «Охрана окружающей среды Уссурийского городского округа на 2011-2015 годы»». Уссурийск, 2011. - 2 с.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: РИТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Оршанская Евгения Геннадьевна
Докт. пед. наук, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет», г. Новокузнецк
Профессиональная деятельность преподавателя иностранного языка предполагает наличие четкого представления о культурных ценностях и реалиях, представленных в виде мировоззренческих взглядов, этических правил общения, норм речевого поведения, владение профессионально ориентированными знаниями. Однако на практике их усвоение не всегда осуществляется автоматически в процессе получения языковой подготовки. Для достижения преподавателем-билингвом результативности
при взаимодействии языков и речевых культур в процессе преподавания иностранного языка должна быть разработана соответствующая система профессионально ориентированной речевой подготовки, направленная на овладение такими теоретическими знаниями, которые станут основой для формирования коммуникативно-речевых би-лингвальных умений. Т.В. Шмелёва указывает на необходимость повышения уровня речевой культуры и расширения речевого опыта человека в сфере, связанной с