Правильно найденный в эскизе образ человека является основой для правильного решения проекта одежды-костюма. Проект во всех своих качествах должен подчиняться индивидуальному образу, обеспечивая все требования, предъявляемые данным человеком к данной одежде. Современным можно считать такой костюм, который выявляет и подчеркивает лучшие качества человека, не «заслоняя» его собою. Оставаясь подчиненным, костюм должен органически гармонировать с внешним обликом и духовным миром человека как, например, гармонического соответствия художественного образа одежды и образа человека можно привести ставший классическим словесный портрет Анны Карениной Л.Толстого: «...ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней. И черное платье с пышными кружевами не было видно на ней, это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная».
Закономерно, что чем более интересен образ человека, чем определеннее, законченнее его стиль, тем более оригинальной и разнообразной может быть трактовка его одежды.
Проектирование одежды, обеспечивающей потребности определенного человека, осуществляется дизайнерами-модельерами и закройщиками одежды в Домах мод, ателье индивидуального пошива, специализированных мастерских и т.д.
Список литературы:
1. Баммес Г. Изображение человека. Основы рисунка с натуры. М.: Дитон, 2012. - 312 с.
2. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики: учебн. пособие. Р-н/Д.: Феникс, 2001. - 320 с.
3. Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком. М.: Книга по Требованию, 2012. -198 с.
4. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
5. Неменский Б.М., Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. - 256 с.
6. Эберле Х., Деллель Х., Сало Т.Эскиз и рисунок. М.: Эдипресс-Конлига, 2012. - 154 с.
КРАТКИЙ ОБЗОР СИТУАЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
РЕСПУБЛИКИ УКРАИНА
Университеты Украины рассматривают владение иностранными языками как один из главных механизмов реализации процессов интеграции Республики Украина в мировом образовательном и культурном пространстве. Интеграция Украины в Евросоюз, введение Болонской системы в образование влияют на процесс подготовки будущих специалистов в различных сферах деятельности. Особое внимание стало уделяться сегодня иностранному языку специальности как способу реализации профессиональной деятельности индивида.
В постсоветском пространстве на Украине не было единой национальной программы изучения иностранных языков по специальности. В 2005 году такая программа изучения английского языка по специальности была разработана Министерством образования Украины и Британским советом[6].
Главные направления реорганизации и нововведений затронули формирование коммуникативных компе-
Нечитайло Елена Михайловна
Алтайский Государственный Университет, г. Барнаул
тенций, подбора учебной литературы, введения новых методов обучения. Больше внимание стало уделяться работе с Интернет-ресурсами и созданию электронных курсов для самостоятельной работы студентов.
В неязыковых ВУЗах Украины изучение иностранных языков по специальности предусматривает нормативный курс и углубленный.
Нормативный курс - обучение языку с целью достижения в соответствии с общеевропейскими компетенциями овладения иностранным языком определенного языкового уровня. Продолжительность этого курса 2 семестра: 1 семестр коммуникативный курс (форма контроля - зачет), 2 семестр - коммуникативный курс и основы перевода текстов по специальности (форма контроля - экзамен). Количество студентов в группе 15 человек. Нормативный курс рассчитан на 16 кредитов и 560 учебных часов. Под кредитом понимается единица измерения учебной нагрузки студентов, необходимой для освоения содержания модуля программы учебной дисциплины.
Углубленный курс носит факультативный характер и акцентирует внимание на усвоении необходимого объема языкового и речевого материала для успешной профессиональной деятельности с использование иностранного языка.
Введение этих курсов изучения иностранного языка по специальности направлено на овладение студентами коммуникативных умений и навыков для успешной реализации профессиональной деятельности. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком существуют в трех категориях, которые делятся на шесть уровней:
А - элементарный пользователь (А1 начинающий, А2 средний);
В - независимый пользователь (В1 рубежный, В2 продвинутый);
С - опытный пользователь ( С1 автономный, С2 компетентный) [1, с.24].
Поскольку основой новой учебной программы на Украине с 2005 года стало формирование и развитие коммуникативных компетенций (КК), именно эти компетенции приобрели приоритет для кафедр иностранных языков в неязыковых ВУЗах.
В неязыковых учебных заведениях Украины выделяют три главных уровня коммуникативных компетенций, которые необходимо развивать в соответствии с уровнями владения иностранными языками, предложенными общеевропейскими стандартами:
1. Достаточный уровень КК - уровень формирования базовых знаний, умений и навыков во всех видах речевой деятельности, обеспечивающих элементарную профессиональную коммуникацию.
2. Продвинутый уровень КК - активное и рецептивное владение профессиональной лексикой, грамматическими конструкциями свойственным языку специальности их грамотное использование, дальнейшее развитие умений во всех видах речевой деятельности.
3. Профессионально-достаточный уровень КК- практическое использование иностранного языка в сфере профессионального общения [7]. Социально-политические изменения на Украине
затронули и продолжительность изучения иностранных языков в среднеобразовательной школе. По новой программе обучение иностранным языкам начинается с 1 класса, как правило, это - английский язык. Изучение двух иностранных языков предусматривается с 5. класса [4].
По данным газеты "Освгга" от 01.09.2013 52% школьников выбрали для изучения второго иностранного немецкий язык, 23% - русский, 14% - французский, 1.6% -польский и 1.4% -испанский языки. Высокий интерес к изучению немецкого языка обусловлен перспективой получения как образования, так и трудоустройства за рубежом - в Германии, Австрии и Швейцарии. Как известно, Германия является локомотивом развития европейской экономики. Неслучайно поэтому родители пятиклассников останавливают свой выбор на немецком языке. Вполне вероятно, что 23% школьников, выбирающих русский язык в качестве иностранного, являются выходцами из русскоязычных семей и, возможно, хотели бы совершенствовать язык, чтобы продолжить обучение в России, что географически и экономически закономерно. 14 % учеников, выбирающих французский, вероятно ориентируются на выезд в Европейский союз также с образовательными целями и последующим профессиональным трудоустройством. Поскольку количество школьников в процентах невелико, можно предположить, что выбор
осуществлялся под влиянием родителей, имеющих представление о Франции как о стране со сложившимися стереотипами культуры, моды, кулинарии и виноделия. Невысокий процент изучающих польский язык объясняется тем, что его выбрали для изучения только те школьники, которые проживают недалеко от границы с Польшей и в будущем планируют трудоустроиться или получить образование в этой стране. Самый низкий процент выбора испанского языка может свидетельствовать, на первый взгляд, только о том, что этот язык выбирают ученики, чьи родители имеют собственность за рубежом, и в частности Испании. Между тем интерес к этому языку растет. Испанский язык обретает международный престиж, так как общественная и образовательная значимость испанского языка достаточно высоки: это второй язык в мире по распространенности, один из основных рабочих языков ООН, официальный язык в США после английского.
На изучение иностранных языков по новой программе в 1-11 классах выделяются 38 часов, что на 12.5 часа больше предыдущей программы [4]. С 2000 года в среднеобразовательных школах введена 12-балльная шкала оценивания учебных достижений [3]. В школах проводится подбор аутентичных учебников и учебных пособий.
Следует отметить, что некоторые из выше перечисленных нововведений не прошли адаптацию в украинских школах. Обязательное изучение двух иностранных языков с 5. класса было отменено совсем недавно и обрело статус факультативного из-за недостаточного количества квалифицированных кадров и чрезмерной загруженности учеников [2].
Меняющаяся социально-политическая реальность на Украине становится причиной перехода системы обучения иностранным языкам на новый уровень, что предполагает использование современных технологий, методов и приёмов обучения.
Одним из главных и широко используемых подходов является коммуникативно-системно-деятельностный подход, который успешно реализуется и в высшей школе, и в средней. Обучение иностранным языкам дает здесь высокие результаты.
В образовательный процесс школы активно привлекаются носители языка в рамках участия Украины в проекте сотрудничества с Корпусом Мира США и Британским Советом. Повышение квалификации школьных учителей осуществляется в результате прохождения стажировок в учебных заведениях Европы и США. Кроме того школьники активно принимают участие в программах культурного обмена и различных мероприятиях, которые организуются и проводятся волонтерами европейских и американских организаций. В связи с этим предпочтение в украинских школах чаще всего отдается зарубежным учебникам, утвержденным Советом Европы. Главной причиной этого выбора является аутентичность языкового и речевого материала, который отражает как язык, так и социокультурную ситуацию в стране, язык которой изучается. Таким образом, в иноязычное образовательное пространство Украины "входят" не только британские учебники, но и просто носители языка из Европы и США, имеющие свои собственные взгляды и цели.
Как показывает практика, введение новых европейских стандартов в изучение иностранных языков в Республике Украина как в неязыковом ВУЗе, так и в средне-образовательных школах требует рационального подхода и достаточного периода адаптации этих нововведений к современной ситуации в иноязычном образовательном процессе страны.
Список литературы:
1. Загальноевропейсьш Рекомендаций з мовно! освгга: вивчення, викладання, ощнювання/ Наук.ред.укр. видання д.пед.н., проф. С.Ю.Шко-лаева. - К.: Ленвгг, 2003. - С. 24/273. - ISBN 9667043-67-3.
2. Лист Мшютерства №1/9-303 вщ 11.06.2014 "Про навчальш плани загальноосвишх навчальних за-клад1в та структуру 2014/2015 навчального року".
3. Наказ Мшютерства освгга i науки, молод1 та спорту Укра!ни ввд 13.04.2011 №329.
4. Наказ Мшютерства № 409 вщ 03.04.2012 Про за-твердження Типових навчальних плашв загально-освпшх навчальних заклад1в II ступеня.
5. Наказ МОНМС ввд 03.04.2012 р. № 409 3Í змiнами, внесеними наказом МОН ввд 17.05.2013 р. № 551.
6. English for Specific Purposes (ESP) National Curriculum for Universities: Програма з англшсь-ко1 мови для професiйного спiлкування [Text] / Г. £. Бакаева, О.А. Борисенко, I. I. Зуенок [та шш^ / Ministry of Education and Science of Ukraine. - К.: Ленвгг, 2005. - 119 с.
7. Моюеева Ф. А. Роль шоземно! мови в загальнш концепцй' пвдготовки сучасного фахiвця [Елек-гронний ресурс] // Донецький державний ушвер-ситет економiки га горгiвлi iменi М. Туган-Бара-новського. - Режим доступу: http://rusnauka.com/NIO/Philologia/moisjejeva.doc. htm.
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УССУРИЙСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И МЕРЫ ПО ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
Недоросткова Инна Геннадьевна,
канд. биол. наук, доцент кафедры географии, экологии и здоровья детей Школы педагогики ДВФУ, г. Уссурийск
Муниципальное образование Уссурийский городской округ (УГО) с численностью населения около 346 тысяч человек, включает 37 населенных пунктов с административным центром - г. Уссурийск, вторым по величине городом Приморского края. Уссурийский район богат природными ресурсами, главными из которых являются крупные массивы девственных лиановых хвойно-широколиственных лесов, сохранившиеся, к сожалению, только на территории Уссурийского заповедника. Г. Уссурийск расположен в центре сельскохозяйственных районов Приханкайской равнины. Это определяет его промышленную специализацию: многие предприятия города и района заняты переработкой сельскохозяйственного сырья. Экологические проблемы района сходны с проблемами всего Приморского края. Их изучением и решением отведено значительное место в системе образования.
На территории УГО действует долгосрочная муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды УГО на 2011-2015 гг.», главной целью которой является улучшение экологической обстановки и формирование экологической культуры населения через систему экологического просвещения и популяризации экологических знаний [4]. Кроме того, на сегодняшний день в Приморском крае действует закон «Об экологическом образовании» от 28 августа 2001 г. Акцент в нем сделан на обязательность, непрерывность и системность экологического образования (ст. 3,4,11,12), а также на обеспечение экологического просвещения (ст. 13).
В ряде муниципальных дошкольных образовательных учреждениях УГО, являющихся первым звеном в цепочке непрерывности экологического образования, организуются процессы обучения и воспитания детей экологической направленности по различным специальным программам.
В общеобразовательных учреждениях преподавание основ экологии и охраны окружающей среды ведётся в рамках интегрированных учебных курсов «Окружающий мир», «Биология», «География», «Химия», «Физика». При этом основной формой работы в школе остаётся внеклассная исследовательская деятельность по различным экологическим направлениям с представлением проектов
на внутришкольные, городские (например, проведение смотра-конкурса «Любимый город»), краевые и всероссийские конкурсы. На базе ВУЗов города проводятся конкурсы экологических проектов по защите и охране животного и растительного мира. Учителями-энтузиастами школ организуются просмотр видеофильмов, экскурсии в музеи, заповедники, выпуск буклетов и листовок экологической тематики; совместно с учениками проводятся сборы подписей населения, например в защиту редкого насекомого - реликтового дровосека или хозяина уссурийской тайги - тигра.
Основную роль в экологическом воспитании и образовании в УГО играют учреждения дополнительного образования - станция юных натуралистов, под руководством отдела образования и молодежной политики и эко-лого-просветительский центр заповедника «Уссурийский» ДВО РАН, которые являются проводниками экологической культуры, организуют экскурсии, постоянные экологические акции, предоставляют базу для научно-исследовательской работы школьников, студентов и учителей.
Как видно из вышеперечисленного, определенная работа в области эколого-просветительской деятельности населения в УГО проводится, но является ли она достаточной для устойчивого развития общества в экологическом направлении? Как показывают результаты нашего анкетирования, которое проводилось среди учеников некоторых начальных классов, степень сформированности основополагающих понятий в области экологии, знаний о природоохранной деятельности в Приморском крае, о правилах поведения в природе находится еще на низком уровне (около 80 % опрошенных третьеклассников). А ведь именно для этого возраста характерна высокая интенсивность накопления знаний об окружающем мире и высокая эмоциональная отзывчивость, любознательность детей, что делает начальную школу весьма важным звеном в системе непрерывного экологического образования [2]. Вследствие этого возникает вопрос: как процесс экологического образования в школе сделать более эффективным, какие формы и методы необходимо при этом использовать.