СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В.Ю. Семёнов, P.M. Маковская, В.М. Новолодский
Министерство здравоохранения Московской области, Московский областной консультативно-аналитический центр в сфере медицинской и фармацевтической деятельности, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Модернизация системы здравоохранения в Российской Федерации в целом и на конкретной территории, в частности, предусматривает формирование системы действенного государственного контроля и надзора, обеспечивающей соблюдение норм, правил, стандартов как основы оказания качественной медицинской помощи на всех уровнях, разработку и внедрение мотива-ционных механизмов повышения профессиональной ответственности медицинских работников.
Анализ опыта проведения контроля качества медицинской помощи и лицензирования медицинской деятельности в медицинских учреждениях Московской области логически обусловил необходимость сертификации услуг в здравоохранении как важнейшей процедуры объективной оценки качества медицинской помощи.
Решение Коллегии Министерства здравоохранения Московской области «О совершенство-
вании лицензионно-аккредитационной деятельности в Московской области» (2001) предопределило создание системы добровольной сертификации.
В таких благоприятных условиях Государственным учреждением «Московский областной консультативно-аналитический центр в сфере медицинской и фармацевтической деятельности» разработана система добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития.
Совместным приказом Министерства здравоохранения Московской области и Московского областного фонда обязательного медицинского страхования от 25 апреля 2006 г. № 168/56 «О системе добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития» данная система введена в действие. Этим же приказом утверждены необходимые правила и положения системы.
Система сертифицирована и зарегистрирована в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и согласована с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Система сертификации разработана в рамках действующих законов и нормативные актов Российской Федерации, определяющих деятельность и юрисдикцию системы здравоохранения:
• Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1;
• Федеральный закон от 27 декабря 2003 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
• Федеральный закон от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя»;
• Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В процессе совершенствования и практического внедрения системы сертификации не исключается ее согласование и с другими законодательно-нормативными актами, регламентирующими организацию лицензирования, стандартизации и деятельность системы здравоохранения Российской Федерации.
Для выполнения необходимых работ по сертификации Центр, являясь головной экспертной организацией в Московской области, сформировал из числа штатный: и внештатный: специалистов регистр экспертов, который включает более 60 высококвалифицированных врачей.
Особое внимание на этапе создания и развития системы Минздрав и специалисты медицинских учреждений Московской области уделяли вопросам развития и совершенствования нормативной базы.
Так, например, специалистами Министерства совместно с ведущими клиниками Московской области, такими, как МОНИКИ, Московская областная больница восстановительного лечения, Областная станция переливания крови, Московская областная стоматологическая поликлиника, разработаны и утверждены Минздравом Московской области следующие стандартизованные формы экспертной оценки:
• стоматологических услуг;
• реабилитационных услуг: физиотерапия, ЛФК, массаж, мануальная терапия, рефлексотерапия;
• диагностических услуг: клиническая лабораторная диагностика, эндоскопия, ультразвуковая диагностика;
• службы переливания крови;
• услуг по педиатрии, хирургии, эндокринологии, общей врачебной практики и т. д., где фактически даны стандарты работ, то есть представлены перечень необходимых диагностических, лечебных процедур и воздействий, являющихся обязательным минимальным объемом медицинской помощи, и обеспечение работ ресурсами.
Основными задачами и целями сертификации являются:
• повышение уровня качества обслуживания и безопасности работ и услуг, оказываемых медицинскими учреждениями;
• обеспечение потребителю гарантий, что сертификационные работы и услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, соответствуют требованиям, установленным нормативными документами;
• обеспечение потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания медицинскими учреждениями;
• создание условий для обеспечения конкурентоспособности объектов сертификации на рынке предоставления медицинских услуг;
• подтверждение соответствия объектов сертификации требованиям, установленным национальными и международными стандартами, техническими регламентами, стандартами организаций и другими нормативными документами.
С чего начинается «практическая» сертификация?
Сертификация конкретного медицинского учреждения начинается с проведения самооценки, которая позволяет медицинскому персоналу познакомиться с основными критериями, требованиями, провести собственную оценку материальных, кадровых ресурсов, предварительный анализ своей деятельности и устранить выявленные недостатки до начала экспертизы.
Чем мы вооружены сегодня для проведения сертификации?
Работы по сертификации в медицинских учреждениях Московской области проводятся с использованием автоматизированной экспертной системы по оценке соответствия в здравоохранении, позволяющей в автоматическом ре-
жиме определить показатель соответствия и категорию учреждения, которая отражает уровень качества оказываемых услуг.
Данная система разработана в соответствии с приказом Минздравмедпрома от 30 июля 1996 г. № 306 «О внедрении единой автоматизированной программы по сертификации и лицензированию медицинской деятельности», апробирована более чем в 20 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Московской области.
При проведении экспертизы медицинских учреждений система в автоматическом режиме оценивает уровень стандартизации требований к условиям медицинской деятельности, в том числе кадровый потенциал, условия работы, техническое оснащение, показатели деятельности, диапазон применяемых методов диагностики и лечения, проводится экспертиза качества работы и пр.
Система включает в себя критерии оценки структуры заявителя, результатов деятельности, оценки лечебно-диагностического процесса, стандарты и др. В настоящее время в реестр системы включены 302 вида медицинских работ и услуг, прошедших оценку соответствия требования нормативных актов. Кроме того, программа системы содержит перечень нормативных документов по каждому виду работ и услуг.
Эта система формируется независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности, мощности, специализации юридического лица.
Носителями информации в системе являются технологические карты, которых в базе данных около 200. Каждая карта содержит набор показателей и оценочные критерии для определенного профиля медицинской деятельности.
В перечне технологических карт имеются полные табели оснащения медицинским и хозяйственным оборудованием, мягким инвентарем, предметами ухода, сгруппированные в сводные таблицы по профилям деятельности, где могут быть просчитаны в автоматическом режиме, а результаты внесены в профильную карту.
Каждый конкретный вид деятельности содержит диапазон методов диагностики (например, в кардиологическом отделении — это электрофизиологические, лучевые методы диагностики, прочие с детализацией каждого из них). Эксперту остается только выбрать их из перечня и оценить.
Таким образом, технологические карты содержат стандарты ресурсов, процесса и результата,
в том числе и перечень показателей работы каждого конкретного структурного подразделения.
Выбор показателей (перечень и нормативы) согласуется с ведущими специалистами соответствующего профиля и утверждается органом управления здравоохранения для всей курируемой территории.
Особое место занимает собственно оценка качества работы, которая проводится с помощью автоматизированной методики экспертизы качества медицинской помощи, содержащей экспертные оценки стандартного набора показателей.
Для унифицированного подхода к оценке качества работы разработано около 540 экспертных карт оценки соответствия по законченным случаям: это не что иное, как скомпонованные, адаптированные к повседневной экспертной работе протоколы ведения больных.
Оценка показателей дается экспертом на основании личного заключения по результатам анализа историй болезни, амбулаторных карт, медицинской и другой документации, качества исследований (соответствия стандартам), а также по результатам обходов, бесед с больными и персоналом, анкетирования и т. д.
Отбор показателей и определение их нормативных значений производится при участии главныгх специалистов конкретныгх территорий и органов управления, как территории, так и субъекта.
Экспертная система по оценке соответствия имеет многоуровневое построение, что позволяет проводить системный анализ объекта любой степени сложности, его декомпозицию по разделам и подразделениям на основе неограниченного числа показателей, «выровненных» по своей значимости на соответствующем уровне.
Каждый конкретный объект (рисунок), подвергшийся сертификации, должен получить обобщенную количественную оценку соответствия своей деятельности предъявляемым требованиям, то есть показатель соответствия, который определяет категорию учреждения или степень отклонения от стандарта.
В свою очередь, оценка деятельности объекта в целом складывается из оценок его деятельности по отдельным направлениям. Например (цифры условные):
1. Эффективность управления — 0,74.
2. Состояние материально-технической базы — 0,67.
Схема сертификации
Примечание. ПС — показатель соответствия
3. Деятельность амбулаторно-поликлиниче-ских подразделений — 0,78.
4. Деятельность стационара — 0,84.
5. Работа вспомогательных лечебно-диагностических подразделений — 0,91.
Сумма показателей соответствия — 3,94.
Показатель соответствия учреждения: 3,94 : 5 = = 0,79 = категория 2.
Деятельность по каждому направлению складывается из показателей соответствия входящих в него подразделений или разделов работы. На уровне подразделений (отделений, кабине -тов, служб, отдельных видов деятельности) начинают действовать оценочные критерии в виде конкретных показателей, сгруппированных в технологические (экспертные) карты разных уровней.
В конечном итоге также автоматически рассчитывается показатель соответствия учреждения в целом и его категории, что позволяет дифференцировать экономическое стимулирование в территории в зависимости от результатов сертификации. А это и есть мотивационный экономический механизм для саморазвития лечебно-профилактического учреждения.
Используя данную технологию, мы имеем в своем распоряжении не только универсальную систему сертификации лечебных учреждений,
но и эффективный инструмент управления здравоохранением территориального уровня, эффективна она и на уровне конкретного лечебно-профилактического учреждения.
По результатам добровольной сертификации медицинскому учреждению выдается оригинальный сертификат соответствия с приложением и разрешение на применение «Знака соответствия».
Получение сертификата соответствия и разрешения на применение «Знака соответствия» не только подтверждает соответствие стандартам, но и в определенной степени гарантирует успешную работу медицинского учреждения.
Что дает система добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития Московской области заявителю (учреждению), объекту сертификации? Сертификация:
• подтверждает:
— стабильность качества;
— техническую и организационную компетентность объекта стандартизации;
• обеспечивает:
— повышение уровня качества обслуживания и безопасности работ и услуг;
— комплексную оценку учреждения при проведении сертификации; активизирует
поиск оптимальные путей решения проблемы;
— экономическое стимулирование медицинских учреждений, чему способствует формирование тарифов из средств ОМС в зависимости от категории, полученной при оценке соответствия;
• гарантирует потребителям подтверждение соответствия работ и услуг, объекта сертификации требованиям, стандартам, техническим регламентам и другим требованиям, установленным в нормативных документах. Наличие сертификата соответствия — это официальная форма доверия медицинскому учреждению (как поставщику медицинских услуг) и подтверждения его компетентности в оказании качественной медицинской помощи.
Что дает система добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития Московской области потребителю (пациенту)?
• обеспечение достоверной информацией об уровне обслуживания различными учреждениями;
• оказание помощи в выборе компетентного исполнителя работ и услуг (медицинского учреждения);
• обеспечение гарантий, что сертифицированные работы и услуги организации в сфере здравоохранения и социального развития соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах.
Что дала и дает система добровольной сертификации Министерству здравоохранения Московской области? Информационно-аналитический материал, получаемый в процессе сертификации, позволяет Министерству здравоохранения Московской области:
• формировать как стратегические, так и тактические задачи управления здравоохранением как по области в целом, так и в муниципальных образованиях;
• решать вопросы материально-технического и кадрового обеспечения системы здравоохранения области;
• управлять качеством медицинской помощи и принимать соответствующие управленческие решения;
• разрабатывать предложения по усовершенствованию работы;
• создавать условия для обеспечения конкурентоспособности объектов сертификации на внутреннем и внешнем рынках, служить одним из критериев отбора для потребителей. Особое значение добровольная сертификация имеет для конкретного медицинского учреждения, которое, стремясь к повышению качества медицинской помощи, мотивированно получает соответствующую плату.
Сотрудничество с квалифицированными экспертами в ходе сертификации позволяет медицинским учреждениям систематизировать всю работу учреждения, а, получив целостную картину состояния дел, создавать собственные внутренние стандарты, регламентирующие порядок работы всех служб.
В целях обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации в медицинском учреждении как эталон используются индикаторы качества медицинской помощи.
Индикатор качества медицинской помощи — это количественный интегральный показатель, отражающий структуру, процесс и результат оказанной медицинской помощи. Поэтому очень важно во всех медицинских учреждениях применять индикаторы качества медицинской помощи, рекомендованные к использованию на территории Московской области (и не только), что, в свою очередь, позволит объективизировать как внутриучрежденческий, так и вневедомственный контроль качества медицинской помощи на этапе самооценки и экспертной оценки при проведении сертификации.
Оценка качества медицинской помощи имеет количественное выражение. Норматив, как правило, принимается за 1,0 (100 %). В зависимости от того насколько качество медицинской помощи, оказываемой в учреждении, соответствует нормативу, медицинское учреждение может быть отнесено к одной из категорий.
Первая категория предусматривает отклонения от норматива всех составляющих качества не более 10 %, то есть показатель соответствия, рассчитанный в автоматическом режиме, равен 0,9—1,0.
Вторая категория — отклонения составляют не более 20 %, показатель соответствия равен 0,8—0,89.
Третья категория — отклонения составляют 30 %, показатель соответствия равен 0,7—0,79.
Четвертая категория — показатель соответствия равен 0,6—0,69.
При показателе соответствия ниже этого уровня категория не присваивается.
Результаты сертификации — объективная оценка системы
За период действия системы по результатам проведенных экспертиз сертификат соответствия и разрешение на применение «Знака соответствия» получили 15 учреждений здравоохранения из 8 муниципальных районов Московской области, в том числе 7 частных медицинских учреждений.
Максимальный уровень соответствия (первая категория) подтвердили такие учреждения, как МУЗ «Подольская городская поликлиника № 1», МУЗ «Видновский родильный дом», МЛПУ «Пет-рово-Дальневская участковая больница», г. Мытищи, МЛПУЗ «Амбулатория поселка Восход».
Подробный обзор результатов сертификации учреждений Московской области достаточно ин-
формативен, так как отражает вопросы укомплектованности учреждений медицинским персоналом, его квалификацию, состояние материально-технической базы, медицинским оборудованием и аппаратурой и др.
Таким образом, оценивая организацию деятельности, законодательно-нормативное и кадровое обеспечение Центра в целом, Минздрав считает, что в Московской области реально создана и развивается система добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития.
Кроме того, проведение добровольной сертификации ряда медицинских учреждений показало, что в области создан механизм подготовки медицинских учреждений к лицензированию, что в конечном итоге и является гарантией населению получения качественных медицинских услуг и управления качеством оказания медицинской помощи.