Научная статья на тему 'Добровольная сертификация объектов защиты как инструмент реализации системы независимой оценки рисков'

Добровольная сертификация объектов защиты как инструмент реализации системы независимой оценки рисков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамаев В. И.

Являясь одним из разработчиков Системы добровольной сертификации «Комплексная безопасность», автор статьи обращает внимание на роль и место независимого эксперта в реализации «Концепции аудита безопасности», разработанной МЧС России, и поднимает проблему взаимодействия «Союза организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности» («Экспертного союза») с органами государственной и исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамаев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voluntary Certification of Defense Objects as a Tool for Independent Risk Evaluation System Realization«

Being one of creators of voluntary certification «Complex safety» author pays attention to the role and place of independent expert in realization of concept of independence audit, developed in Emercom of Russia and raises problem of interaction of Expert union and government bodies in this sphere.

Текст научной работы на тему «Добровольная сертификация объектов защиты как инструмент реализации системы независимой оценки рисков»

УДК 006(083.7):614.8

В.И. Мамаев («Экспертный союз») ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ

V.I. Mamaev

VOLUNTARY CERTIFICATION OF DEFENSE OBJECTS AS A TOOL FOR INDEPENDENT RISK EVALUATION SYSTEM REALIZATION

Являясь одним из разработчиков Системы добровольной сертификации «Комплексная безопасность», автор статьи обращает внимание на роль и место независимого эксперта в реализации «Концепции аудита безопасности», разработанной МЧС России, и поднимает проблему взаимодействия «Союза организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности» («Экспертного союза») с органами государственной и исполнительной власти.

Being one of creators of voluntary certification «Complex safety» author pays attention to the role and place of independent expert in realization of concept of independence audit, developed in Emercom of Russia and raises problem of interaction of Expert union and government bodies in this sphere.

В.И. Мамаев

Стратегические интересы устойчивого экономического развития России, рациональное использование и охрана недр, обеспечение безопасных условий труда настоятельно требуют создания эффективных процедур оценки, контроля и надзора в сфере промышленной безопасности в самом широком ее понимании: гражданской обороны, защиты населения и территорий от рисков чрезвычайных ситуаций.

Ключевым звеном успешного развития любой из отраслей отечественной экономики является нормативно-правовое обеспечение безопасности ее функционирования.

Как известно, нормативно-правовая база обеспечения безопасности объектов в любой отрасли промышленности охватывает этапы проектирования, изготовления оборудования, строительства, испытаний, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и ликвидации.

В настоящее время формируются новые условия в области обеспечения безопасности объектов гражданского и оборонного назначения, населения и территорий Российской Федерации в связи с созданием, развитием и изменением нормативно-правовой базы.

Полное обновление нормативной базы технического регулирования, гармонизация национальных технических регламентов с международными настоятельно требует создания системы независимой экспертизы и оценки риска. Но не только создания, но и формирования эффективных механизмов ее деятельности.

Сегодня для этого сложились положительные тенденции.

Во-первых, формируются новые условия в области обеспечения безопасности объектов гражданского и оборонного назначения, населения и территорий Российской Федерации, в связи с созданием, развитием и изменением нормативно-правовой базы. В первую очередь это обусловлено:

— поэтапным переходом к новым правилам технического регулирования в соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании»;

— внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ;

— установлением нового порядка осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации;

о

VO га ср

го «

ср

и

CU т X I

X £

I

0

1 т

I

— внесением изменений в порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий;

— проработкой вопроса о переходе от государственного регулирования в строительстве, экспертной и оценочной деятельности, в страховании к саморегулированию;

— подготовкой к вхождению Единой системы оценки соответствия России в Европейское содружество по аккредитации (ЕА).

Во-вторых, в соответствии с поручением Президента РФ, в рамках административной ре-

формы МЧС России разработана «Концепция независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в РФ», которая была поддержана Правительством Российской Федерации 7 апреля 2007 г. № СН-П4-1606.

Порядок взаимодействия, где участниками процесса обеспечения комплексной безопасности одновременно являются государственные структуры, эксперты и страховщики, можно представить в виде схемы (рис. 1).

к

тко

а р

го

а р

к

с е

Т

и н

хне

т

I

о н

т

у а

I

Рис. 1. Схема взаимодействия государственных надзорных органов, экспертных и страховых организаций в области обеспечения безопасности опасного объекта

Следуя Концепции МЧС России, одной из главных целей создаваемой системы независимой оценки рисков является создание условий для эффективного применения административных и экономических механизмов повышения уровня безопасности объектов защиты «путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного надзора (контроля) независимых экспертных организаций и экспертов по независимой оценке рисков».

Это обстоятельство приобретает большую актуальность еще и в том смысле, что сегодня ведется большая работа по внедрению в Российской Федерации систем обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов, составной частью которого является независимая оценка рисков.

Предложенный ко второму чтению проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» в качестве важного звена страхового процесса определяет статус независимого эксперта, на которого возложена обязанность проведения пред-страховой экспертизы объектов и проведение объективной и достоверной оценки вероятного риска, причем независимой от отраслевых и административных интересов.

В целях организации взаимодействия и развития партнерских отношений и в рамках реализации разрабатываемого законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за вред в результате аварии на опасном объекте в феврале 2007 года подписано Соглашение о взаимодействии между «Экспертным союзом» и Всероссийским союзом страховщиков.

Несомненно, что включение независимых экспертов и экспертных организаций в решение столь важных государственных задач поднимет их роль, престиж и статус.

Независимая оценка риска позволит:

— обеспечить условия для стимулирования предпринимательства в субъектах, к повышению уровня безопасности опасных объектов (ОТР, ОПО, КВО), общества и окружающей природной среды в целом путем развития комплексных систем предупреждения и ликвидации ЧС, декларирования и экспертизы безопасности, добровольного и обязательного страхования;

— освободить органы государственного управления от избыточных функций в сфере обеспечения безопасности;

— снизить административную нагрузку на субъекты предпринимательства;

— упростить административные процедуры при осуществлении надзорной деятельности и обеспечить их прозрачность;

— повысить роль и ответственность собственников в обеспечении безопасности опасных объектов;

— сократить бюджетные расходы на предотвращение и ликвидацию ЧС.

Но, так же бесспорно, что пропорционально поднимется и ответственность независимых экспертов и экспертных организаций за результаты своей деятельности.

В последнее время существенно возросло внимание федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять надзорные функции на опасных производственных объектах к экспертным организациям и экспертам.

Вместе с тем имеются серьезные проблемы.

Прежде всего, это касается упомянутого законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», перспектива окончательного принятия которого весьма призрачна. Не секрет, что в настоящее время страховые организации располагают своими экспертами и специалистами для проведения предстраховой экспертизы. Однако, это, в большинстве своем, аффилированные со страховщиками лица, поэтому говорить о независимости и объективности выносимых ими оценок весьма сложно.

Во-вторых, много критических замечаний и неприятия высказывается в связи с внедрением требований ФЗ-184 «О техническом регулировании».

В-третьих, существует немало межведомственных барьеров. Так, к примеру, существует два ведомственных поля — МЧС России и Ростехнадзора — но с одной «объединяющей» межой: единая нормативная база, схожесть решаемых задач в интересах страхования.

Наконец, наиболее труднопреодолимое, это коррумпированность в сфере надзора за состоянием безопасности. Нередки случаи предвзятого отношения и административного нажима на владельца опасного объекта, «финансовых издержек» на коррумпированных чиновников. Большой вред делу также приносят бюрократические проволочки чиновников, когда для «подогрева интереса» практикуются недопустимо длительные сроки проверок и выдачи заключений на проведенные экспертные и оценочные работы независимыми экспертами.

Это, крайне негативная тенденция. Потому как бизнес сообщество с готовностью откликнулось на самое активное и всестороннее участие в решении проблем безопасности. И цепочка «производственник (собственник опасного объекта) — эксперт — страховщик» взамен «предприятие — чиновник от надзора — страховая компания» при должном правовом обеспечении позволит сформировать достоверную, непредвзятую информацию об уровне безопасности и вероятности рисков на опасных объектах.

Опыт промышленных предприятий, преуспевающих в условиях неопределённости рынка, убеждает в том, что для их устойчивого развития необходимы гибкость и быстрота реакций на изменения конъюнктуры рынка, повышение конкурентоспособности продукции и производства, высокая инвестиционная активность, ликвидность и финансовая стабильность, широкое использование инновационных факторов саморазвития.

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

0

VO га ср

го га ср

0!

X ^

и

CU т X

1 X

£ I

0

1

т ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га I

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые нестандартные действия, а это, в свою очередь, усиливает риск. Отсюда следует, что необходимо не избегать риска, а уметь оценивать степень риска и умело им управлять.

Прежде всего, владелец опасного объекта волен в свободном выборе организации, которая оценит уровень опасности и степень риска его объекта.

Исходя из основных принципов независимой оценки рисков — компетентность и объективность результатов, конфиденциальность выполнения работ и независимость от влияния на результаты экспертизы других субъектов права, экспертная организация представляет владельцу опасного объекта оперативные и квалифицированные услуги в виде заключений, которые являются легитимными и принимаются в качестве подтверждающего документа всеми надзорными органами.

Экспертная организация несет ответственность за выдаваемые заключения в соответствии с законодательством РФ. При этом, собственник будет материально заинтересован в объективной информации о реальном состоянии комплексной безопасности на своем объекте и сможет реально оценить необходимые траты на поддержание безопасных условий эксплуатации опасного объекта.

Достойной альтернативой в такой обстановке могло бы стать профессиональное объединение независимых экспертных организаций.

В целях выработки единых правил проведения технического аудита и экспертизы, координации деятельности, организации взаимодействия и объединения усилий организаций, осуществляющих экспертную, научную, проектную и консалтинговую деятельность в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в 2006 году создан «Союз организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности» («Экспертный союз»).

Сегодня «Экспертный союз» объединяет более 70 экспертных организаций из 28 регионов Российской Федерации.

Основными задачами деятельности «Экспертного союза» являются:

— участие в создании единой нормативной, организационной и научно-методической базы для отечественной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности;

— решение вопросов связанных с созданием системы независимого аудита безопасности, разработка методов и форм проведения аудита, экспертизы, сертификации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности;

— координация деятельности, организация взаимодействия и объединение усилий экспертных, на-

учных, проектных организаций и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности по осуществлению своей деятельности, защита интересов своих членов;

— участие в аккредитации экспертных организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности;

— организация подготовки и повышения квалификации специалистов в области аудита, экспертизы, сертификации по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности;

— участие в научно-исследовательской деятельности по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, промышленной, пожарной и экологической безопасности, повышение эффективности экспертной деятельности.

В качестве программного документа разработаны и приняты «Основные направления деятельности «Экспертного союза» в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения комплексной безопасности».

Главной задачами этой программы является:

— координация совместных усилий с целью выработки единых правил по предупреждению рисков ЧС различного характера и масштаба;

— создание условий для обеспечения устойчивой и безаварийной эксплуатации опасных объектов (ОТР, ОПО, КВО);

— поддержание нормальной экологической обстановки;

— обеспечение гарантированного уровня защиты здоровья и имущественных интересов населения от риска техногенных и природно-техногенных аварий и катастроф.

Исходя из этого, основное внимание в своей деятельности «Экспертный союз» сосредоточил на оценке соответствия установленным требованиям:

♦ систем обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, а также организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности;

♦ организационных и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны объектов защиты;

♦ систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объектов защиты, а также организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Для решения этих задач «Экспертный союз» имеет широкие возможности и располагает развитой инженерно-технической и учебно-методической базой.

Все организации, входящие в «Экспертный союз» аккредитованы при МЧС России по таким основным направлениям деятельности, как:

1) деятельность по оценке вероятного и фактического вреда при эксплуатации опасных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций;

2) проведение работ по оценке готовности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны, потенциально опасных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций и подтверждению их соответствия требованиям в указанной области;

3) разработка разделов «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений».

Каждый член «Экспертного союза» имеет не менее пяти разрешительных документов на осуществление экспертной и оценочной деятельности, среди которых лицензии Ростехнадзора, Росстроя, ФСБ России, Госпожнадзора и др.

Экспертные организации, входящие в Союз, укомплектованы высококлассными специалистами с высшим специальным образованием, и имеют в своем штате три и более аттестованных эксперта, в том числе и экспертов высшей квалификации. В рамках Союза работают один член-корреспондент РАН, 11 докторов и более 50 кандидатов наук.

Каждая организация имеет внедренную систему менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и обладает актуализированным фондом нормативных документов, методических материалов и необходимых средств для проведения работ в заявленной области аккредитации. В распоряжении «Экспертного союза» около 20 аккредитованных лабораторий неразрушающего контроля, в том числе и в области взрыво- и пожаробезопасности.

Принимая во внимания возрастающие требования к профессиональной компетентности экспертов и персоналу экспертных организаций со стороны федеральных надзорных органов, «Экспертный союз», являясь профессиональным сообществом экспертных организаций, акцентирует внимание на качественные показатели экспертной деятельности. Такие как: качество управления риском, полнота и достоверность экспертизы и оценки, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, занятых в сфере экспертных и инжиниринговых услуг, собственно расширение самой сферы этих услуг.

Насколько это важно, свидетельствует п. 3.16 «Временного положения о Системе независимой оценки рисков», утвержденного приказом МЧС России, где говорится, что: «...В случае выявления в работе экспертной организации (экспертов) фактов систематического нарушения нормативных правовых актов, правил и норм, а также грубых нарушений требований настоящего Положения, лица, осуществляющие контроль качества работы экспертной организации (эксперта), обязаны сообщить в установленном порядке о выявленных фактах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, для последующего принятия решения об аннулировании свидетельства об аккредитации экспертной организации (свидетельства об аттестации эксперта).».

«Экспертным союзом» разработаны стандарты профессиональной деятельности экспертных организаций в области независимой оценки риска, методология оценки риска, учебные методики и программы для подготовки и переподготовки экспертов и персонала экспертных организаций. В настоящее время «Экспертный союз» ведет целенаправленную и кропотливую работу по формированию нормативно-правовой и методической базы на основе научно-исследовательских работ, методик, правил и стандартов. Эта база будет доступна каждому члену «Экспертного союза» и станет хорошим подспорьем в его работе.

Учитывая это, президиум и члены «Экспертным союзом» были единодушны во мнении, что независимую оценку рисков на объектах защиты должны осуществлять экспертные организации (эксперты), подтвердившие установленным порядком свою готовность и «профпригодность».

Такой порядок могла бы установить, к примеру, Система добровольной сертификации услуг экспертных организаций.

В соответствии с положениями ФЗ-184 ст. 21 «Экспертным союзом», по рекомендации МЧС России, создана Система добровольной сертификации по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации «Комплексная безопасность». Система зарегистрирована в Едином реестре систем добровольной сертификации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, регистрационный № РОСС RU.П433.04ЧС00 и введена в действие 4 июля 2007 года.

Участников и основные направления деятельности Системы добровольной сертификации по независимой оценке рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны и пожарной безопасности (СДС «Комплексная безопасность») можно представить в виде структурной схемы (рис. 2).

СДС «Комплексная безопасность» предусматривает:

- обеспечение объективной оценки уровня подготовленности персонала экспертных организаций (экспертов) для выполнения работ и оказания услуг;

- повышение качества выполнения работ и оказания услуг;

- разработку и актуализацию нормативно-методической документации, используемой в СДС «Комплексная безопасность» с учетом требований международных и национальных систем сертификации;

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

Координационный (наблюдательный) совет

(МЧС, Ростехнадзор, РАН, РСПП, ВСС и др.)

Руководящий орган СДС

Экспертный союз (президиум)

Апелляционная комиссия

Центральный (исполнительный) орган Системы Автономная некоммерческая организация «Центр сертификации «Комплексная безопасность»

Сертификация работ и Аккредитация Обучение и Аккредитация

услуг по независимой оценке рисков органов сертификации объектов защиты аттестация экспертов СДС учебных центров по подготовке экспертов по независимой оценке

Орган по сертификации

Сертификат компетентности на оказание услуг

т

Заявители

Независимая оценка рисков

Учебные центры

Заявители (объекты защиты)

3 в

о й 8

Я 3 ° й а ¡2

Л <ц а (Ч

Я § °

£ О

С

л

н и

и <£ *

о о

л 8

£ я О

8 И

3 «

и 8 £ «

5 *

о н о а ч 8 1-н

8 8

8 Й

и о

(Г о

а «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 л

о ч

<и и

ю н

о « и

л ч:

н <а

И 8

и со

(Ч 8

§ *

Рис. 2. Структура СДС «Комплексная безопасность»

— привлечение к работам по сертификации аккредитованных центров обучения и аттестации, других систем сертификации на основе соответствующих соглашений по процедуре Системы добровольной сертификации;

— повышение профессионального уровня персонала экспертных организаций (экспертов);

— обеспечение потребителя достоверной информацией о профессиональной компетентности персонала экспертных организаций (экспертов);

— содействие повышению конкурентоспособности и престижа экспертных организаций, являющихся членами Экспертного союза;

—информирование заинтересованных органов, организаций и населения о состоянии безопасности организации и принимаемых ими мерах по предупреждению и снижению последствий возможных аварий и аварийных ситуаций.

В СДС «Комплексная безопасность» определены взаимосвязанные параллели добровольной сертификации: собственно объекты защиты, экспертные организации по сертификации объектов защиты, экспертные организации по независимой оценке рисков, а также предусматривается обучение, подготовка, переподготовка и аттестация персонала по этим направлениям деятельности.

К настоящему времени в рамках СДС «Комплексная безопасность» подготовлено более 70 экспертов по сертификации объектов защиты и получили аккредитацию 19 органов по сертификации и четыре учебных центра.

СДС «Комплексная безопасность» наглядно демонстрирует, что она органично вписывается в Систему независимой оценки рисков как гарант объективности и качества представляемых экспертными организациями (экспертами) услуг. К слову, Всероссийский союз страховщиков уже принял СДС «Комплексная безопасность» как государственный стандарт для предстраховой оценки опасных объектов.

В данном контексте примечательно одно, крайне важное обстоятельство. В связи с отменой лицензирования на некоторые виды деятельности, в том числе и на те, которыми занимаются наши экспертные организации (Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») будет вводиться новый механизм регулирования отношений между субъектами профессиональной деятельности, потребителями и органами государственного регулирования и контроля, который прописан в Федеральном законе № 315-Ф3 от 01.12.2007 года «О саморегулируемых организациях».

Этот закон существенно повышает ответственность экспертных организаций и страховых компаний за результаты их деятельности.

Поэтому действие системы добровольной сертификации предполагает также постоянный контроль как за деятельностью органов по сертификации, так и за состоянием сертифицированных объектов. В случае недобросовестности, некачественного проведения работ и иных нарушений и недостатков предусмотрена процедура приостановки действия или отзыва как свидетельства об аккредитации органа по сертификации, так и сертификатов соответствия.

Наконец, эффективность реализации системы независимой оценки рисков и добровольной сертификации во многом зависит от желания всех участников процесса действовать совместно и слаженно. Отрадно, что такое желание уже есть.

Более того, тенденцией дня современной России стало жесткое противостояние государства проявлениям коррупции, которая мешает оздоровлению отечественной экономики и нормальному развитию предпринимательства.

Об уважении к закону, преодолении правового нигилизма уже неоднократно говорил Президент России Д.А. Медведев, обращая при этом внимание на поиск и внедрение новых форм взаимоотношений. Жизнь настоятельно требует, чтобы на смену административному нажиму, диктату чиновника и бюрократическим проволочкам пришло деловое и равноправное партнерство, позволяющее совместно, оперативно и заинтересованно решать общие задачи.

В частности, на заседании Государственного совета в Тобольске 27 марта 2008 года это коснулось и вопросов лицензирования отдельных видов деятельности.

«Еще одна тема - лицензирование отдельных видов деятельности, - отметил тогда президент. Тема тяжелая, старая. Совершенно очевидно, что гораздо более прогрессивным является замещение лицензирования страхованием ответственности или финансовыми гарантиями. По ряду направлений предпринимательской деятельности страховщики и привлеченные ими специалисты гораздо более дотошно, въедливо оценят возможные риски, реальное качество и безопасность бизнеса и профессиональную ответственность работника, чем те, кто выдает эти лицензии. Важно и то, что страхование, в отличие от лицензирования, предусматривает обязательную компенсацию ущерба третьим лицам, то есть тем самым снимает с малого предприятия и эти проблемы в определенных случаях. Но, конечно, переход к страхованию ответственности не должен вести к скачкообразному росту общих расходов малых предприятий, к удорожанию тех услуг, которые они оказывают. Это должен быть все-таки такой гуманный вклад в себестоимость.»

Учитывая сложившиеся тенденции, 15 апреля 2008 года подписано Соглашение о взаимодействии между МЧС России и «Экспертным союзом». Предметом этого Соглашения является взаимодействие Сторон по формированию эффективных механизмов независимой оценки рисков, оценки состояния безопасности, сертификации объектов защиты и услуг экспертных организаций в области независимой оценки рисков, в том числе, в части обучения и аттестации экспертов, а также аккредитации организаций.

Какие направления взаимодействия видятся в первую очередь?

1. В решении научно-практической конференции 6.12.2007 г. предложено разработать проект федерального закона «О независимой оценке рисков в Российской Федерации». Известно, что в МЧС России эта работа уже ведется. «Экспертный совет» готов включиться в этот процесс самым активным и заинтересованным образом.

2. Деятельность «Экспертного союза» и СДС «Комплексная безопасность» предполагает постоянное функционирование рабочих органов, в частности, Координационного совета и Апелляционной комиссии. Желательно, чтобы в них были и представители МЧС России. В свою очередь «Экспертный совет» заинтересован войти в ряд рабочих органов МЧС России.

3. В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 20.11.2007г. № 607. Экспертный союз готов оказать всемерную помощь в аккредитации. В частности, провести организованную аккредитацию нынешних членов. В дальнейшем осуществлять прием новых членов при наличии такой аккредитации. Для этого целесообразно совместно подготовить методику, определяющую алгоритм аккредитации.

4. Совместная разработка нормативной документации по вопросам независимой оценки рисков.

5. Совместное обучение и аттестация специалистов в области независимой оценки рисков. С этой целью крайне важно представительство МЧС России

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

Рис. 3. Схема взаимодействия и сотрудничества участников Системы независимой оценки рисков

в Аттестационной комиссии СДС «Комплексная безопасность».

6. Совместная работа в регионах: участие в экспериментах, аккредитация, учеба.

В развитие этого Соглашения в ближайшее время будет подписано также соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Государственной экспертизой МЧС России и «Экспертным союзом», в котором уже предусмотрены реальные практические меры по обеспечению комплексной безопасности объектов защиты.

Полный цикл взаимодействия и сотрудничества, отвечающий общим интересам и задачам, решаемым каждым участником процесса можно выразить схемой (рис. 3).

Безопасность опасного объекта, готовность к предотвращению чрезвычайных ситуаций — задача весьма сложная и крайне ответственная. Разумеется, ни «Экспертный совет», ни предлагаемая им Система

добровольной сертификации не может являться спасительной панацеей от всех проблем.

Ктому же безопасность—проблема общая. Здесь по определению не может быть межведомственных барьеров и явно выраженных меркантильных интересов. Каждое звено, каждая структура, будь то государственный орган или коммерческая структура, найдут для себя свою нишу, свой сегмент деятельности. Просто нужно садиться за стол переговоров и договариваться. Ведь даже за прямоугольным столом при желании найдешь свой «удобный угол».

Известный английский философ Ф. Бэкон утверждал, что «истина есть дочь времени, а не авторитета». Действительно, время покажет правоту выбранных направлений. Хотелось бы только, чтобы этот временной путь не был слишком долгим и извилистым.

Только консолидация усилий, цивилизованное партнерство, открытое сотрудничество позволит решать вопросы безопасности оперативно, компетентно, надежно.

Литература

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» № 184-ФЗ.

2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» № 315-Ф3.

3. Стенограмма выступлений на заседании Госсовета России. 27 марта 2008 г., г. Тобольск.

4. Правила функционирования Системы добровольной сертификации по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации «Комплексная безопасность», регистрационный № РОСС RU.П433.04ЧС00 от 4 июля 2007 г.

5. Временное положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации, утверждено МЧС России 16 августа 2007 г.

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

£ I

о н

т

у

а

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.