Научная статья на тему 'Сертификация в системе оценки профессиональных компетенций педагога'

Сертификация в системе оценки профессиональных компетенций педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1706
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / CERTIFICATION EXAM / CERTIFICATION / EVALUATION OF TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCES / КОМПЕТЕНЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / СЕРТИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Владимировна, Виноградова Ирина Анатольевна

Актуализируется проблема оценки профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций. В качестве инструмента рассматривается система добровольной сертификации компетенций педагогов. Авторы предлагают модель сертификации профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Представленная модель определяет концептуальные, содержательные, технологические и процессуальные аспекты проведения сертификации профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций Российской Федерации. Модель сертификации педагогов представлена уровнями: стартовый, базовый, экспертный. В основе выделения уровней заложен принцип прогрессивного изменения требований к профессиональным компетенциям педагога. Соответственно каждому уровню определяются направления сертификации. Согласно направлениям сертификации определяются требования к минимальному уровню образования, педагогическому стажу, форма сертификации, область применения и результат сертификации, срок действия сертификата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Владимировна, Виноградова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTIFICATION IN THE SYSTEM OF EVALUATION OF TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCES

The article considers evaluation of professional competences of teachers in educational organizations. Voluntary certification of teachers' competences is presented as a tool. The authors offer the model of certification of teachers' professional competences according to the professional standard of a teacher. The given model defines conceptual, informative, technological, and procedural aspects of certification of teachers' professional competences in educational organizations of the Russian Federation. The model of teachers' certification includes three stages: a starting stage, a basic stage, and an expert stage. The stages are defined according to progressive changes of the requirements to the teachers' professional competences. The authors set directions of certification subject to every stage. These directions specify the requirements to the minimum education degree, the teaching experience, the certification form, the field of use, the results, and the duration of a certificate.

Текст научной работы на тему «Сертификация в системе оценки профессиональных компетенций педагога»

УДК 37.08

Е. В. Иванова, И. А. Виноградова СЕРТИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

Актуализируется проблема оценки профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций. В качестве инструмента рассматривается система добровольной сертификации компетенций педагогов. Авторы предлагают модель сертификации профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Представленная модель определяет концептуальные, содержательные, технологические и процессуальные аспекты проведения сертификации профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций Российской Федерации. Модель сертификации педагогов представлена уровнями: стартовый, базовый, экспертный. В основе выделения уровней заложен принцип прогрессивного изменения требований к профессиональным компетенциям педагога. Соответственно каждому уровню определяются направления сертификации. Согласно направлениям сертификации определяются требования к минимальному уровню образования, педагогическому стажу, форма сертификации, область применения и результат сертификации, срок действия сертификата.

Ключевые слова: компетенция, сертификационный экзамен, сертификация, система оценки профессиональных компетенций педагога.

В настоящее время в плане определения стратегий профессионального развития педагога назрела необходимость перехода от подготовки педагога-исполнителя к становлению педагога, осознающего необходимость непрерывного профессионального развития. Осознание необходимости профессионального развития побуждает педагога к саморазвитию, самореализации, что приводит к повышению результативности деятельности, вовлеченности в деятельность, повышению уровня компетентности, формированию внутренней мотивации профессиональной деятельности, формированию нового типа отношений к профессиональной деятельности, новому типу взаимодействия с участниками образовательного процесса, новому отношению к себе как субъекту своей профессиональной деятельности [1].

Проблема профессионального развития и качества педагогической деятельности напрямую связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога. В качестве такого инструмента, по мнению авторов, следует рассматривать систему добровольной сертификации компетенций педагогов образовательных организаций.

Актуализация проблематики сертификации педагогических работников обусловлена рядом противоречий между:

- необходимостью осознанного выбора вектора профессионального развития, формирования персональной траектории развития в карьере педагога и недифференцированным представлением педагогов целей профессионального развития [2, с. 230];

- необходимостью осознанного отношения к повышению профессиональной квалификации и формализмом в системе повышения профессиональной квалификации педагога;

- изменением требований к специалистам в области педагогической сферы деятельности, расши-

рением функций, выполняемых педагогом в образовательной организации, закрепленных в нормативных документах и сохранением «старого» инструмента оценки квалификаций специалистов в педагогической сфере деятельности.

Данные противоречия детерминируют необходимость системной проработки вопросов оценки компетенций педагогов, разработки концепции и модели сертификации педагогов образовательных организаций, соответствующей требованиям профессионального стандарта педагога.

Основные акценты в рассмотрении проблемы сертификации педагога авторы ставят на профессиональное развитие педагогических работников, возможность подбора работодателями компетентных специалистов, повышение уровня конкурентоспособности и мобильности педагогических работников путем обеспечения участия независимых обществ в оценке качества трудовых функций и компетенций, объективизацию оценки качества трудовых функций и компетенций

[3, с. 8].

Основными целями сертификации персонала является подтверждение возможностей педагога обеспечивать заявленные показатели качества образовательных услуг в соответствии с имеющейся компетентностью.

Основу сертификации компетенций педагогических работников должны составлять требования профессионального стандарта «Педагог» [4].

Модель сертификации профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога (далее - Модель).

Настоящая Модель определяет концептуальные, содержательные, технологические и процессуальные аспекты проведения сертификации профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций Российской Федерации.

Базовыми для модели являются следующие нормативные документы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [5];

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897 [6];

- Профессиональный стандарт «Педагог» от 18.10.2013 № 544н [4];

- Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования от 31.07.2009 N АФ-318/03 [7];

- Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах от 31.07.2009 N АФ-317/03 [8];

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [9].

1. Основные понятия.

Сертификация профессиональных компетенций педагога - объективная оценка уровня профессиональной квалификации педагогического работника требованиям образовательного процесса, установленным профессиональным стандартом, подтверждающая его возможности и право выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации.

Заявитель сертификации - лицо, желающее оценить/подтвердить сформированность профессиональных компетенций и трудовых функций в педагогической деятельности посредством прохождения процедуры добровольной сертификации.

Сертификат педагога - документ, удостоверяющий сформированность профессиональных компетенций/трудовых функций у конкретного педагога.

Область сертификации - сфера профессиональной деятельности, в отношении которой проведена процедура добровольной сертификации.

Форма сертификации - многокомпонентная процедура, включающая в себя тестовые задания и комплексные профессионально ориентированные задания, позволяющие оценить профессиональные компетенции педагога.

Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации [4].

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач [4].

2. Цели и задачи сертификации.

Цели сертификации: объективная оценка уровня профессиональной квалификации педагогического работника требованиям образовательного процесса, установленным профессиональным стандартом педагога, подтверждающая его возможности и право выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации.

Задачи сертификации:

- профессиональное развитие педагогических работников;

- возможность подбора работодателями высококлассных специалистов;

- подтверждение профессионального статуса педагогического работника, компетенций в определенной области педагогической деятельности;

- повышение уровня конкурентоспособности и мобильности педагогических работников путем обеспечения участия независимых обществ в оценке качества трудовых функций и компетенций;

- объективизация оценки качества трудовых функций и компетенций;

- формирование системы оценки качества образования.

3. Область применения сертификации - сфера начального и основного общего образования.

Сертификация предназначена для:

- лиц, желающих оценить/подтвердить свою компетенцию в педагогической деятельности;

- лиц, желающих иметь доступ к педагогической деятельности;

- работодателей и их объединений, профессиональных сообществ;

- служб занятости населения;

- кадровых агентств;

- образовательных организаций;

- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органов, осуществляющих управление в сфере образования.

Сертификаты учитываются при принятии управлением образования и науки решений об аттестации руководителей и педагогических работников, формировании кадрового резерва, аккредитации экспертов, привлекаемых к контролю (надзору) в сфере образования, аккредитации образовательных организаций.

4. Основные принципы сертификации: открытость, добровольность, доступность, исключение дискриминации и принятия пристрастных решений, защита прав лиц, желающих подтвердить свою компетенцию, при прохождении оценки и сертификации компетенции / трудовых функций, достоверность.

5. Порядок сертификации педагогических кадров:

- подача соискателем заявки и соответствующей уровню сертификации документации;

- рассмотрение/экспертиза документации;

- обеспечение кандидата информационными и подготовительными материалами;

- идентификация компетенций на соответствие требованиям профессионального стандарта;

- дополнительная подготовка кандидата (при необходимости) по программе, обеспечивающей формирование необходимых компетенций;

- сертификационный экзамен на соответствие требованиям профессионального стандарта;

- принятие решения о выдаче/отказе в выдаче сертификата;

- выдача сертификата на соответствие установленным требованиям.

6. Форма сертификации - сертификационный экзамен. Сертификационный экзамен - это многокомпонентная процедура, включающая в себя тестовые задания и комплексные профессионально ориентированные задания по предметным, общепедагогическим и специальным компетенциям (психолого-педагогические имитационные кейсы, предполагающие моделирование ситуаций, приближенных к реальной образовательной деятельности и т. д.) [10].

Содержание сертификационного экзамена определяется согласно профессиональному стандарту «Педагог» и включает в себя знание нормативных и законодательных документов, регламентирующих деятельность педагога в образовательных организациях, экзамен по русскому языку, ИКТ-ком-петентность, предметный экзамен, решение кейсов, определяющих уровень общепедагогических и специальных компетенций. Содержание сертификационного экзамена различается в зависимости от уровня и направления сертификации.

7. Организации, осуществляющие сертификацию.

Сертификация осуществляется независимыми центрами, аккредитованными органами управления образованием и науки. Центры сертификации самостоятельны в организации и определении содержания процедуры сертификации, перечня сертифицируемых направлений, форм и методов проведения сертификации, формировании сертификационной комиссии, обучении и назначении экспертов для проведения сертификации.

8. Документ, подтверждающий прохождение процедуры сертификации, - сертификат.

9. Требования к экспертам, осуществляющим сертификацию:

- лица, которые обладают знаниями и опытом в области профессиональной деятельности, соответствующей заявленной области сертификации;

- стаж практической работы в области, соответствующей заявленной области сертификации, не менее 5 лет;

- наличие сертификата эксперта, полученного в результате прохождения программы дополнительного профессионального образования по направлению обучения, соответствующего заявленной области сертификации, или иной документ об образовании, свидетельствующий о высоком уровне профессиональной компетентности.

10. Содержание Модели сертификации профессиональных компетенций педагогов (таблица).

Содержательно модель сертификации педагогов представлена тремя уровнями: стартовый, базовый, экспертный. В основе выделения уровней принцип прогрессивного (количественного и качественного) изменения требований к профессиональным компетенциям педагога.

Соответственно каждому уровню определяются направления сертификации. Так, на стартовом уровне присутствует два направления: «непедагогическая профессия» и «отсутствие стажа педагогической деятельности», на базовом уровне - «общеобразовательная деятельность», «дополнительное образование», «педагогическое сопровождение», на экспертном уровне - «исследовательская деятельность», «методическая деятельность», «экспертная деятельность». На базовом и экспертном уровне соискатель может сертифицироваться как на одно направление, так и на все три в ходе одного сертификационного испытания.

Соответственно каждому направлению сертификации определяются требования к минимальному уровню образования, к педагогическому стажу, форма сертификации, область применения и результат сертификации, срок действия сертификата.

Характеристика уровней сертификации профессиональных компетенций педагога.

1. Стартовый уровень.

Потребность решения кадровых проблем приводит к необходимости привлечения к педагогической деятельности лиц, имеющих непедагогическое высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, с обязательной последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности. Осознание потребности решения кадровых проблем приводит к необходимости создания таких условий, при которых была бы возможность привлекать к педагогической деятельности не только тех, кто получил педагогическое образование, но и тех, кто обучался в непедагогических вузах. Очевидно, что столь широкий подход должен предусматривать и контроль допуска к педагогической деятельности

Содержание сертификации профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога

Уровень сертификации Стартовый Базовый Экспертный

Направление сертификации Непедагогическая профессия Без стажа педагогической деятельности Общеобразовательная деятельность Дополнительное образование Педагогическое сопровождение Исследовательская деятель ность Методическая деятельность Экспертная деятельность

Уровень образования ВПО и СПО (непедагог.) ВПО и СПО (педагог.) ВПО и СПО (специалитет, бакалавриат (педагог.)) ВПО и СПО (специалитет, магистратура (педагог.))

Требование к наличию педагогического стажа Без педагогического стажа Не менее 2 лет Не менее 5 лет

Форма сертификации С ертификационный экзамен Сертификационный экзамен Сертификационный экзамен

Область применения сертификации 5-8 классы 1-4 классы 5-8 классы 1-4 классы 5-11 классы 1-4 классы 5-11 классы 1-4 классы 5-11 классы 1-4 классы 5-11 классы 1-4 классы 5-11 классы 1-4 классы 9-11 классы

Результат сертификации Допуск к педагогической профессии Учитель-предметник Педагог дополнительного образования Педагог в области педагогического сопровождения Педагог-исследователь Педагог-методист Педагог-эксперт

Срок действия сертификата 2 года 3 года 5 лет

через систему сертификации педагогов. Такой подход должен предусматривать и контроль допуска к педагогической деятельности, в понимании авторов, необходимость прохождения сертификации как доступа к педагогической профессии [10].

Сертификация педагогов на стартовом уровне проводится по направлениям:

- «непедагогическая профессия» - для лиц, имеющих высшее профессиональное (непедагогическое) образование или среднее профессиональное (непедагогическое) образование в области, соответствующей преподаваемому в образовательной организации предмету;

- «без стажа педагогической деятельности» -для лиц, имеющих высшее профессиональное педагогическое образование или среднее профессиональное педагогическое образование без педагогического стажа с длительным перерывом между получением образования и началом профессиональной деятельности.

Требования к уровню образования заявителя -высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование педагогического/непедагогического профиля в области, соответствующей преподаваемому в образовательной организации предмету (специалитет, бакалавриат, магистратура профиля).

Форма прохождения сертификации - сертификационный экзамен.

Область сертификации - предметные компетенции, общепедагогические компетенции.

Содержание сертификационного экзамена:

1) знание нормативных и законодательных документов, регламентирующих деятельность педагога в образовательных организациях; 2) экзамен по русскому языку; 3) предметный экзамен; 4) тестирование ИКТ-компетентности; 5) решение кейсов, определяющих уровень общепедагогических компетенций.

Результат сертификации - допуск к педагогической профессии.

Область применения сертификации - 5-8-й классы.

Срок действия сертификата - 2 года.

Получение сертификата на данном уровне не отменяет необходимость прохождения профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности в объеме, предусмотренном нормативными документами.

2. Базовый уровень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сертификация педагогов на базовом уровне проводится для лиц, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельнос-

ти в образовательной организации со стажем работы не менее двух лет.

Сертификация педагогов на базовом уровне проводится в трех направлениях: общеобразовательная деятельность; дополнительное образование; педагогическое сопровождение.

Заявитель сертификации может быть сертифицирован как по одному направлению базового уровня, так и по двум/трем направлениям.

Форма прохождения сертификации - сертификационный экзамен.

При прохождении комплексной сертификации (два/три направления) сдается: 1) единый экзамен, включающий знание нормативных и законодательных документов, регламентирующих деятельность педагога в образовательных организациях; экзамен по русскому языку; предметный экзамен; тестирование ИКТ-компетентности; решение кейсов, определяющих уровень общепедагогических компетенций, и 2) кейсы, определяющие компетентность в области дополнительного образования (согласно сфере дополнительного образования) и/или в сфере педагогического сопровождения (согласно выбранной категории, сопровождение учащихся с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями, с девиациями поведения и т. д.).

Область сертификации - предметные, общепедагогические компетенции, компетенции, связанные со спецификой образовательной, развивающей, воспитательной деятельности и спецификой дополнительных образовательных услуг.

Содержание сертификационного экзамена: 1) знание нормативных и законодательных документов, регламентирующих деятельность педагога в образовательных организациях; 2) экзамен по русскому языку; 3) предметный экзамен; 4) тестирование ИКТ-компетентности; 5) решение кейсов, определяющих уровень общепедагогических компетенций; 6) решение кейсов, определяющих уровень компетенций в сфере дополнительного образования; 7) решение кейсов, определяющих уровень компетенций в сфере педагогического сопровождения.

Результат сертификации - в зависимости от направления сертификации:

- учитель-предметник (учитель русского языка, литературы, обществознания, информатики и т. д.);

- педагог в области дополнительного образования (педагог в области изобразительного искусства, хореографии, робототехники, конструирования);

- педагог в области педагогического сопровождения (учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, с девиациями поведения, с зависимостя-

ми, социально уязвимых детей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей-мигрантов, детей-сирот).

Содержание кейсов по определению уровня общепедагогических компетенций, компетенций в обучении, воспитании, развитии определяется согласно профессиональному стандарту «Педагог»

[5].

Область применения сертификации - 1-4-й классы, 5-11-й классы.

Срок действия сертификата - 3 года.

3. Экспертный уровень

Сертификация педагогов на экспертном уровне проводится для лиц, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование со стажем работы не менее пяти лет.

Сертификация педагогов на экспертном уровне проводится по трем направлениям: исследовательская деятельность; методическая деятельность; экспертная деятельность. Заявитель сертификации может быть сертифицирован как по одному направлению экспертного уровня, так и по двум/трем направлениям.

Форма прохождения сертификации - сертификационный экзамен.

Область сертификации - общепедагогические компетенции и компетенции в исследовательской, методической, экспертной деятельности.

Содержание сертификационного экзамена: 1) знание нормативных и законодательных документов, регламентирующих деятельность педагога в образовательных организациях; 2) экзамен по русскому языку; 3) предметный экзамен; 4) тестирование ИКТ-компетентности; 5) решение кейсов, определяющих уровень общепедагогических компетенций; 6) решение кейсов, определяющих уровень компетенций в области исследовательской деятельности; 7) решение кейсов, определяющих уровень компетенций в области методической деятельности; 8) решение кейсов, определяющих уровень компетенций в области экспертной деятельности.

Результат сертификации - в зависимости от направления сертификации: педагог-исследователь; педагог-методист; педагог-эксперт.

Область применения сертификации - 1-4-й; 5-11-й классы.

Срок действия сертификата - 5 лет.

Педагог может стать заявителем того или иного уровня при соответствии требованиям, предъявляемым к его соискателям.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)

Список литературы

1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. URL: http: минобрнауки.рф (дата обращения: 30.04. 2016).

2. Виноградова И. А. Навигатор профессионального развития педагога // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 12-13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / под ред. О. И. Ключко. Текстовое электронное изд. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. С. 230-234.

3. Национальная система независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности / под ред. А. И. Савенков. М.: Перо, 2015. 161 с.

4. Профессиональный стандарт педагога. URL: минобрнауки.рф (дата обращения: 23.04.2016).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: rg.ru (дата обращения: 23.04.2016).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: минобрнауки.рф (дата обращения: 23.04.2016).

7. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования. URL: ronsultant.ru (дата обращения: 23.04.2016).

8. Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. URL: ronsultant.ru (дата обращения: 23.04.2016).

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в редакции от 31.12.2014). URL: http://www.trudkod.ru/ (дата обращения: 14.04.2016).

10. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Профессиональный экзамен как компонент многоканального «входа» в педагогическую профессию // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15406 (дата обращения: 08.03.2016).

Иванова Е. В., кандидат психологических наук, доцент. Московский городской педагогический университет.

2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1, Москва, Россия, 129226. E-mail: pr_obr@mail.ru

Виноградова И. А., кандидат психологических наук, доцент. Московский городской педагогический университет.

2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, корп. 1, Москва, Россия, 129226. E-mail: vinogradov.ir@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 19.09.2016.

E. V. Ivanova, I.A. Vinogradova

CERTIFICATION IN THE SYSTEM OF EVALUATION OF TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCES

The article considers evaluation of professional competences of teachers in educational organizations. Voluntary certification of teachers' competences is presented as a tool. The authors offer the model of certification of teachers' professional competences according to the professional standard of a teacher. The given model defines conceptual, informative, technological, and procedural aspects of certification of teachers' professional competences in educational organizations of the Russian Federation. The model of teachers' certification includes three stages: a starting stage, a basic stage, and an expert stage. The stages are defined according to progressive changes of the requirements to the teachers' professional competences. The authors set directions of certification subject to every stage. These directions specify the requirements to the minimum education degree, the teaching experience, the certification form, the field of use, the results, and the duration of a certificate.

Key words: competence, certification exam, certification, evaluation of teacher's professional competences.

References

1. Kompleksnaya programma povysheniya professional'nogo urovnya pedagogicheskikh rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [Comprehensive Program for Advanced Professional Training of Teachers in General Education Organizations] (in Russian). URL: http: minobrnauki.rf (accessed 30 April 2016).

2. Vinogradova I. A. Navigator professional'nogo razvitiya pedagoga [Navigator for a Teacher's Professional Development]. Rebenok v obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 12-13 aprelya 2016 g., Moskva [A Child in a Metropolis Educational Environment: materials of All-Russian Research and Practical Conference, 12-13 April 2016, Moscow]. St. Petersburg, NITs ART Publ., 2016. Pp. 230-234 (in Russian).

3. Gevorkyan E. N., Savenkov A. I., Vachkova S. N., Zinov'eva T. I., L'vova A. S. Lyubchenko O. A., Postavnev V. M., Aygunova O. A., Voropaev V. M., Smirnova P. V. Natsional'naya sistema nezavisimoy otsenki i sertifikatsii kvalifikatsiy v pedagogicheskoy sfere deyatel'nosti [National System of Independent Evaluation and Qualification Certification in Teaching]. Moscow, Pero Publ., 2015. 161p. (in Russian).

4. Professional'nyystandartpedagoga [Teacher's Professional Standard]. URL: MHHo6pHayKH.p$ (in Rassian) (accessed 23 April 2016).

5. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law dated 29 December 2012 no. 273-FZ On Education in the Russian Federation]. URL: rg.ru (in Russian) (accessed 23 April 2016).

6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Basic General Education Standard]. URL: MHHo6pHayKH.p$ (in Russian) (accessed 23 April 2016).

7. Polozheniye o formirovanii sistemy nezavisimoy otsenki kachestva professional'nogo obrazovaniya [Regulation on Creating System of Independent Evaluation of Professional Education Quality]. URL: consultant.ru (in Russian) (accessed 23 April 2016).

8. Polozheniye ob otsenke i sertifikatsii kvalifikatsii vypusknikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya, drugikh kategoriy grazhdan, proshedshikh professional'noye obucheniye v razlichnykh formakh [Regulation on Evaluation and Certification for Professional Graduates and Other Persons Who Obtained Professional Training in Various Forms]. URL: consultant.ru (in Rassian) (accessed 23 April 2016).

9. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 no. 197-FZ (v redaktsii ot 31.12.2014) [Labour Code of the Russian Federation dated 30 December 2001 # 197-FZ (as amended on 31 December 2014)] (in Russian). URL: http://www.trudkod.ru (accessed 30 April 2016).

10. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Professional'nyy ekzamen kak component mnogokanal'nogo "vkhoda" v pedagogicheskuyu professiyu [Professional Examination as a Component of Multichannel Entrance into Teaching Profession]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija -Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 6. (in Russian). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15406 (accessed 08 March 2016).

Ivanova E. V.

Moscow City Teachers' Training University.

2-y Sel'skokhozyaystvennyy proezd, 4, korp.1, Moscow, Russia, 129226.

E-mail: pr_obr@mail.ru

Vinogradova I. A.

Moscow City Teachers' Training University.

2-y Sel'skokhozyaystvennyy proezd, 4, korp.1, Moscow, Russia, 129226.

E-mail: vinogradov.ir@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.