УДК 796.332
СИСТЕМА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ В ФУТБОЛЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В. В. Николаенко
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Киев, Украина Для связи с автором: e-mail: [email protected]
Аннотация:
В статье охарактеризована система соревнований среди детей и подростков в разных странах Европы. Произведен анализ программно-нормативных документов и учебных программ ведущих европейских футбольных команд и федераций. Проанализирована соревновательная практика юных футболистов Украины на этапах многолетнего совершенствования. Определена необходимость внесения изменений в практику проведения детско-юношеских соревнований по футболу в Украине. Ключевые слова: многолетняя подготовка футболистов, соревновательная нагрузка, юные футболисты.
SYSTEM OF CHILD YOUTHFUL COMPETITIONS IN FOOTBALL: REALITY AND PROSPECTS V.V. Nikolaenko
National University of Physical Education and Sport of Ukraine, Kiev, Ukraine Abstract:
The article examined the system of competitions among children and adolescents in different European countries. The analysis of regulatory documents and software and training programs of leading European football clubs and federations. Analyzed the competitive practices of young footballers of Ukraine on the stages of long-term improvement. The necessity of making changes in the practice of children's and youth competitions in football in Ukraine.
Key words: long-term training of players, competitive load, young players.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопросов, которые связаны с подготовкой спортивного резерва для профессионального футбола, во все времена не вызывала сомнения. Об этом свидетельствует значительное количество исследований, которые посвящены данной проблематике. Вполне очевидным является тот факт, что без квалифицированных выпускников спортивных школ и клубов ни один из видов спорта не имеет будущего.
Анализ научных данных, накопленных в теории и методике спортивной подготовки, свидетельствует о наличии большого объема как теоретического, так и экспериментального материала. Достаточно глубоко изучена и разработана проблема периодизации и подготовки высококвалифицированных футболистов. Наряду с этим в последние годы появляется все больше публикаций, посвященных анализу современных тенденций развития профес-
сионального футбола, в которых обращается внимание на необходимость формирования эффективной системы многолетней подготовки юных спортсменов.
Среди актуальных направлений дальнейшего развития футбола одно из главных мест занимает проблема совершенствования тренировочной деятельности и системы проведения соревнований на этапах многолетнего совершенствования юных футболистов. Цель исследования — осуществить сравнительный анализ систем проведения детско-юношеских соревнований в ведущих футбольных странах Западной Европы и в Украине. Методы исследования: анализ специальной литературы; анализ программно-нормативных документов и учебных программ; системный анализ; контент-анализ календаря детско-юношеских соревнований по футболу; метод сравнения и сопоставления; статистическая обработка полученных данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ процесса комплектования основных составов команд-лидеров украинского чемпионата по футболу в течение последних сезонов позволяет сделать вывод о том, что количество собственных воспитанников в этих клубах незначительное. Особенно парадоксальной эта проблема выглядит в силу того, что уже длительное время функционируют футбольные академии в клубах "Динамо", "Шахтер", "Днепр", "Металлист". И если бы не введение лимита на легионеров, то количество украинских футболистов, как и собственных воспитанников, было бы еще меньшим. Анализ системы подготовки футбольного резерва в Украине приводит к выводу, что низкая эффективность функционирования детско-юношеских спортивных школ, клубов и академий определяется множеством причин, среди которых:
-чрезмерная ориентация руководителей и тренеров на текущий спортивный результат: очки, зачетные места в разнообразных чемпионатах и турнирах, завоевание кубков; -несовершенная система организации детско-юношеских соревнований; -низкий уровень кадрового потенциала; -устаревшая методика обучения; -недостаточное материально-техническое обеспечение и др.
Учитывая то, что первые два фактора оказывают, на наш взгляд, определяющее влияние на эффективность системы многолетней подготовки футбольного резерва, остановимся более подробно на их анализе. Идеи известных спортивных специалистов Ва1у I. (2001) и МеЬека К (2001), изложенные в программах долгосрочного развития спортсмена, содержат положение о том, что маленькие дети не должны участвовать в соревнованиях, где ведутся таблицы и предполагается распределение мест между участниками, нашли отражение в деятельности федераций Англии, Германии, Испании, Италии, США, Австралии и т.д., где детям запретили участвовать в регулярных соревнованиях до двенадцатилетнего возраста.
В Украине же дети с раннего возраста (с 9 лет),
вынуждены играть, как взрослые, с акцентом на результат, что препятствует их естественному развитию. При сложившейся соревновательной практике тренер ориентируется на ведущих игроков, которым приходится играть без замен на протяжении всего чемпионата, с тем чтобы был достигнут нужный результат, что само по себе является недопустимой соревновательной нагрузкой для детского организма. С другой стороны, оставшиеся в запасе дети получают очень мало игровой практики. И в этой ситуации мы уже растим неполноценных игроков, так как, постоянно находясь в запасе, они за год иной раз проводят на поле в сумме не более тридцати минут. Реальное положение в украинском детско-юношеском футболе характеризуется наличием ряда закономерностей и нерешенных проблем:
- уровень футбола в стране неизбежно падает в том случае, когда тренеров волнует в большей степени спортивный результат, чем стиль игры или естественное проявление юными игроками творчества и мастерства. Это обусловлено тем, что сегодня статус детско-юношеской спортивной школы, как и критерий оценки эффективности работы тренеров, определяется спортивными достижениями команд;
- качество обучения юных футболистов снижается в условиях, когда, включая их в регулярную соревновательную деятельность с раннего возраста, руководители футбола тем самым не поощряют творческих, думающих тренеров, а стимулируют функционеров, которые обеспечивают высокое турнирное положение команды, а не благоприятные условия для индивидуального развития игроков;
- существующая система многолетней подготовки юных футболистов неизбежно приводит к большим кадровым потерям. Это, прежде всего, относится к одаренным перспективным игрокам, поскольку они наиболее успешно справляются с требованиями соревновательной практики. В то же время они больше всего и страдают от этого. Как правило, им часто приходится играть в командах старшего возраста. Там им приходится выдерживать напряженный график соревнований и тренировок, что приводит к тому, что они часто не в состо-
янии продолжать работать над повышением своего мастерства и творческих возможностей. В итоге многие из них «выгорают» и досрочно завершают спортивную карьеру в подростковом возрасте.
Таким образом, как отмечают специалисты, нацеленность на «победу любой ценой» предполагает, прежде всего, форсирование тренировочного процесса и, как следствие этого, приводит к преждевременному истощению детского организма и травматизму, а также к ограничению тактико-технического потенциала юных футболистов [6, 16]. Необходимо найти путь, который установит баланс между слишком большим вниманием к результату игры и нивелированием значимости победы, предоставит детям возможность играть по их правилам, чтобы получить детский, а не взрослый опыт. В связи с этим следует отметить, что 30-40 лет тому назад дети играли в «улично-дворовой» футбол. Пришло время вернуться к природе детского футбола [16]. В свое время Michels R. (2001) отметил,
что «уличный» футбол исчезает, предложив путь решения проблемы, который уже давно применяется в Голландии [18], Испании [19]. и Франции [17]. С 2002 года после принятия программы «Talentf6rderpшgramm» в Германии, с 2011 года в Англии и с 2012 года в Шотландии национальным приоритетом стало использование инновационных подходов к развитию детского футбола. Показательны в этом отношении действия, предпринятые Федерацией футбола Англии, подготовившей стратегический план развития детско-юношеского футбола, направленный на качественную подготовку игроков и привлечение большого количества детей к занятиям. Реализация плана будет осуществляться поэтапно. Изменения коснутся нивелирования значимости результата и определения оптимального количественного состава команд участников соревнований (табл. 1 и 2), которые будут осуществляться в течение трех-, четырехлетнего периода.
К сезону 2016/2017 годов в Англии офици-
Таблица 1 - Схема участия детей в соревнованиях по футболу в Англии
Сезон 2013/2014 Сезон 2014/2015 Сезон 2015/2016 Сезон 2016/2017
Дети до 7 лет Дети до 7 лет Дети до 7 лет Дети до 7 лет
Без таблиц Без таблиц Без таблиц Без таблиц
Дети до 8 лет Дети до 8 лет Дети до 8 лет Дети до 8 лет
Без таблиц Без таблиц Без таблиц Без таблиц
Дети до 9 лет Дети до 9 лет Дети до 9 лет Дети до 9 лет
Без таблиц Без таблиц Без таблиц Без таблиц
Дети до 10 лет Дети до 10 лет Дети до 10 лет Дети до 10 лет
Таблицы Лиги Без таблиц Без таблиц Без таблиц
Дети до 11 лет Дети до 11 лет Дети до 11 лет Дети до 11 лет
Таблицы Лиги Таблицы Лиги Без таблиц Без таблиц
Дети до 12 лет Дети до 12 лет Дети до 12 лет Дети до 12 лет
Таблицы Лиги Таблицы Лиги Таблицы Лиги Без таблиц
Сезон 2013/2014 (максимальный Сезон 2014/2015 (максимальный Сезон 2015/2016 (максимальный
формат, но можно играть в меньших формат, но можно играть в меньших формат, но можно играть в меньших
составах) составах) составах)
до 7 лет до 7 лет до 7 лет
5х5 5х5 5х5
до 8 лет до 8 лет до 8 лет
7х7 5х5 5х5
до 9 лет до 9 лет до 9 лет
7х7 7х7 7х7
до 10 лет до 10 лет до 10 лет
7х7 7х7 7х7
до 11 лет до 10 лет до 10 лет
9 х9 9х9 9х9
до 12 лет до 12 лет до 12 лет
9х9 или 11х11 9х9 9х9
до 13 лет до 13 лет до 13 лет
11х11 9х9 или 11х11 9х9
Таблица 2 - Формат участников соревнований по детскому футболу в Англии
ально будет запрещено участие детей до двенадцатилетнего возраста в регулярных соревнованиях. Основные изменения произойдут в сезоне 2014/2015 годов, когда игроки семи- и восьмилетнего возраста будут играть в формате 5х5, а подростки в возрасте 11,12 и 13 лет — в формате 9х9.
Распространенным в среде специалистов является мнение, что футбол — очень непростая игра, где большое количество тактических решений возможно только в играх на больших полях. Несмотря на это, при обучении игре в футбол, чтобы процесс был эффективным, необходимо двигаться постепенно, шаг за шагом в соответствии с возрастными особенностями детей, а не стремительно «погружать» детей во взрослый футбол.
Установленным фактом является то, что до четырнадцатилетнего возраста у детей обычно не происходит значительных ростовых всплесков и они еще не созрели для того, чтобы играть на полях больших размеров. Так, при переходе с мини-футбола в десятилетнем возрасте на формат игры 11х11 в 11 лет увеличиваются параметры ворот на 265%, а поля - до 400%, в то время как наиболее быстро растущие дети прибавляют в росте всего 5 см за несколько месяцев.
Следующий важный момент. При преодолении больших расстояний юные игроки выполняют слишком много анаэробной работы, которая приводит к повы—шению ЧСС до уровня, соответствующего признакам «дефекта диастолы». Считается, что в результате уменьшения длительности диастолы происходит нарушение кровоснабжения миокарда, а гипоксия вызы—вает развертывание анаэробного гликолиза. Накопление в миокарде ионов водорода до оптимальной концентрации стимулирует гипертрофию миокардиоцитов, а при слишком большой продолжительности действий с такой или более высокой концентрацией ионов водорода в миокарде могут развернуться катаболические реакции. Таким образом, при проведении игр на больших полях создаются условия для появления признаков дистрофии миокарда [4,20]. Поэтому мини-игры гораздо больше подходят для детских соревнований. Многочислен-
ными исследованиями было установлено, что при меньшем формате игры дети выполняют больше касаний мяча, дриблинга и ударов по воротам, больше переходов от атаки к обороне и наоборот, а упрощенная тактическая обстановка делает более простым процесс принятия решений, а игру - визуально понятной для детей [2, 16, 19, 21].
В этом направлении усилиями Н. ^ета (2004) была разработана детская программа «РБЫто» или, как ее называют, "Ренессанс уличного футбола» для обучения детей до десятилетнего возраста. Более 30 вариантов этой игры широко используются в Испании, Италии и Германии. Дети играют на площадке 32х25 метров с четырьмя воротами на каждой боковой линии. Участвуют две команды по 3 игрока и с одним на замене. Гол может быть забит из пределов
6-метровой зоны. Цель игры заключается в повышении интеллекта, творчества и анализа игровых ситуаций. При такой организации матча юные футболисты учатся очень быстро, потому что игровые ситуации повторяются регулярно, а все дети постоянно задействованы. Следующим шагом федерации футбола Англии было введение запрета на восьмимесячный соревновательный сезон для детей
7-11-летнего возраста. Вместе с этим была предложена гибкая система проведения детских соревнований. В основе такого подхода заложена образовательная модель обучения, при которой дети вовлечены в процесс обучения с сессионным участием в играх и фестивалях, где результат отходит на второе место, а на первое место выходит индивидуальность, развитие творческих возможностей ребенка, удовлетворение его потребностей.
В новой структуре проведения соревнований сезон будет разделен на три части, каждая из которых завершается турниром или фестивалем. Продолжительность каждой части будет увеличиваться, по мере того как дети становятся старше. Так, дети семи и восьми лет будут участвовать в двухнедельных, девяти и десяти лет — в четырехнедельных, а одиннадцатилетние — в шестинедельных турнирах. Вместо продолжительного чемпионата целесообразнее организовывать короткие турниры на один, три и т.д. дня. Дети в таком случае из-
влекают большую пользу от их разнообразия, а также от непродолжительности проведения соревнований. Такая структура соревнований снижает значимость конечного результата и, как следствие, дети не нервничают, расслабляются и повышают свой творческий потенциал. Таким образом, гибкая система проведения соревнований позволит руководителям и тренерам творчески подходить к процессу обучения, тем самым лучше удовлетворит потребности детей и снизит влияние на них сложившегося менталитета, выраженного в девизе «победа любой ценой».
Менеджер футбольной академии "Ливерпуль" Фрэнк Скелли отмечает: "Не только в "Ливерпуле", но и во всех академиях клубов Премьер-лиги детям до четырнадцати лет запрещено играть в регулярных турнирах, где есть таблицы и распределение мест. Работа на результат может психологически сломать юношу, которому в данном возрасте нужно развивать индивидуальные качества. Воспитанникам разрешено играть только в товарищеских матчах с другими академиями, причем их количество за сезон не должно превышать 30". Кроме того, игрок, подписавший контракт с академией, гарантированно должен сыграть как минимум 24 игры в год. Необходимо отметить, что Федерация футбола Англии осуществляет строгий контроль соревновательной деятельности юных футболистов, регламентируя количество сыгранных матчей (табл. 3). Подобный подход уже давно применяют в ФК «Барселона». Одна из его основных задач сводится к развитию и обучению детей с 7 до 15 лет через большое количество тренировочных и учебных игр, где каждый ребенок должен провести на поле не менее 50% времени. Учебная программа на первый план ставит воспитание личности (с точки зрения формирования человеческих качеств), на второй - общее образование и только на третий — обучение футболу. Воспитанники клуба в круглогодичном чемпионате начинают играть с 12 - 13 лет,
участвуя до этого в кратковременных турнирах
[19].
Отдельно следует остановиться на таком феномене, как «эффект относительного возраста». К сожалению, во всех видах спорта имеет место влияние даты рождения ребенка. Так, дети, рожденные в начале календарного года, имеют явное преимущество над теми, которые родились в конце года. Установлено, что более 80% детей, которые попали в элитный (профессиональный) спорт, родились в первые три месяца года, а менее 10% — родились в последние три месяца. В частности, в футболе у детей, родившихся в зимний период, шансов добиться спортивных успехов в 4 раза больше, чем у их сверстников родившихся в сентябре-декабре. Когда мы будем учитывать эти моменты, то сможем сохранить до 50-70% всех перспективных детей, а не впустую использовать существующую систему соревнований с раннего возраста [5, 6, 20].
В частности, федерация футбола Шотландии предложила свой вариант противодействия «эффекту относительного возраста», перейдя с календарного года на учебный. Результатом этих изменений стало увеличение количества детей, играющих в футбол, и сохранение в футболе детей, рожденных летом. И все же наиболее простым и действенным способом борьбы с «эффектом относительного возраста» является отмена официальных соревнований до 12 лет, а в идеале — до середины подросткового возраста. Таким образом, когда победа менее важна, чем развитие, все игроки получат равноценную возможность играть и более качественное обучение. Анализируя украинскую систему проведения детско-юношеских соревнований на материалах чемпионатов г. Киева и Всеу-краинских соревнований (ДЮФЛУ) сезона 2011/2012 годов, мы установили, что юные футболисты чрезмерно «заиграны». Например, 15-летние воспитанники академии ФК «Динамо», учитывая международные турни-
Таблица 3 - Регламентированное количество игр в течение сезона для юных футболистов в Англии
Возраст Количество игр за сезон
9-11 лет от 18 до 30 (все на малых полях)
12-16 лет от 18 до 30
17-21 год от 24 до 42
ры, официальные игры, а также матчи в подгруппе и финальной части Всеукраинских соревнований, в общей сложности сыграли более 50 матчей.
В качестве сравнения можно привести данные соревновательной практики футболистов высокой квалификации. Так, в сезоне 2009/2010 годов футбольные клубы «Манчестер Юнайтед» и «Челси» сыграли, соответственно, 56 и 55 матчей, при этом наибольшее количество игр на поле провели Патрис Эвра — 46 и Джон Терри — 48, а лучший бомбардир команды «Челси» Дидье Дрогба — 40 матчей. Более впечатляющими являются результаты ФК «Барселона», которая в том же сезоне провела 59 матчей. А один из лидеров команды Хави Эрнандес с учетом матчей в составе национальной сборной Испании участвовал в 65 играх. Стоит отметить, что это профессиональный, а не детский футбол, который имеет противоположные цели и задачи. Еще один момент, на который необходимо обратить внимание при анализе календарей чемпионата г. Киева (I круг), Кубка Идзковского и ДЮФЛУ (II круг) для 14-летних футболистов в сезоне 2012/2013 годов. Юные воспитанники ведущих детско-юношеских футбольных клубов г. Киева («Атлет», «Звезда», «Смена», «Арсенал», «Динамо») в течение 62 дней участвовали в 18 играх. В среднем ребята играли через три дня на четвертый, а в некоторых случаях - через день-два. Практически аналогичный график соревнований можно наблюдать для девятилетних игроков. В общей сложности за 46 дней им пришлось участвовать в 9 матчах. Особенно напряженным календарь выступлений оказался в период с 25 мая по 4 июня, когда дети провели четыре тура в течение одиннадцати дней, т.е. игры проходили через два-три дня. Эти данные указывают на большую плотность календаря соревнований, при которой приходится говорить не о качестве учебно-тренировочного процесса, а скорее о проведении восстановительных мероприятий, с тем чтобы юные футболисты могли в оптимальном состоянии подойти к предстоящему матчу. Исследования, проведенные в детской футбольной лиге США, показали, что детям необходимо не менее 48 часов для восстановления после максимальной нагрузки (игры), а в жар-
кую погоду — 72 часа. В результате недовосста-новления дети и юноши могут травмировать голеностопный и коленный суставы, а также нижнюю часть спины [11, 16]. По результатам исследования среди футболистов высокой квалификации С.М. Бордин (1999) установил, что при двух играх в неделю у игроков могут возникать явления перенапряжения миокарда. Для минимизации дистрофических явлений в миокарде и скелетных мышцах необходимо организовать тренировочный процесс таким образом, чтобы проводилась одна календарная игра в неделю. Это в полной мере относится и к организации детских соревнований, особенно в период, когда дети начинают параллельно играть в первенствах городов и Украины. В данной ситуации необходимо рационализировать систему проведения детско-юношеских соревнований. В своей статье Никитин Д.В. и Дегтяренко П.Г. (2009) отмечают, что необходимым условием повышения эффективности многолетней подготовки юных футболистов является оптимизация тренировочных нагрузок в годичном цикле тренировки. Именно в годовом учебном плане одновременно сочетаются многолетнее и перспективное планирование, детализируется содержание мезоциклов и микроциклов. Известно, что наибольшее влияние на планирование тренировочных нагрузок в годичном цикле тренировки оказывает календарь соревнований и сезонно-климатические изменения [3]. Вместе с тем необходимо учитывать, что критерием эффективности тренировочного процесса юных футболистов является планомерное развитие двигательных качеств и приобретение двигательных навыков, а только потом - успешность соревновательной деятельности. Однако следует констатировать, что содержание учебно-тренировочного процесса юных футболистов остается обособленным от соревновательной деятельности, что является сдерживающим фактором подготовки качественного спортивного резерва.
ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕДУЮЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
К настоящему времени созрела необходимость переосмысления руководителями футбола, тре-
нерами и родителями подхода к дальнейшему развитию детско-юношеского футбола в Украине, Российской Федерации и в других бывших социалистических странах. Мировой опыт свидетельствует о том, что одним из ключевых компонентов такого подхода следует определить систему соревнований, которая была бы нацелена не на форсированное достижение спортивного результата любой ценой, а на постепенное развитие разносторонних качеств юных игроков. В этой связи с целью приведения системы детско-юношеских футбольных соревнований в Украине в оптимальное состояние целесообразно реализовать следующие принципиальные моменты:
1. Отсутствие организованных соревнований до 12 лет (без очков и турнирных таблиц).
2. Организация нескольких соревнований (турниров или фестивалей) вместо одного продолжительного чемпионата.
3. Внедрение в практику количественного формата участников соревнований, обеспечивающих оптимальное развитие детей:
■ до 7 лет: разнообразные игры;
■ 7 лет: 3 х 3 на четверо ворот, 4 х 4 без вратаря и с вратарем;
■ 8 лет: 3 х 3 на четверо ворот, 4 х 4 и 5 х 5 с вратарем;
■ 9 — 10 лет: 3 х 3 на четверо ворот, 5 х 5 и 7 х 7 с вратарем;
■ 11 - 12 лет: 7 х 7 и 8 х 8;
■ 13 лет: 8 х 8, 9 х 9;
■ с 14 лет: 11 х 1.1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Никитин, Д. В., Дегтяренко, П. Г. Оптимизация планирования годичного учебно-тренировочного процесса юных футболистов с учетом соревновательной деятельности и стандартизации мезоци-клов / П.Г. Дегтяренко, Д.В. Никитин // Ученые записки - 2009. - № 9 (55). - С. 82-86.
2. Петухов, А. А. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения : монография, / А.А. Петухов.// - М. : Советский спорт, 2006. - 232 с.
3. Платонов В. Н. Система подготовки в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. К. : Олимпийская литература, 2004. 808 с.
4. Селуянов В. Н. и др. Футбол: проблемы физической и технической подготовки Долгопрудный: Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТиК», 2012. 160 с.
5. Чернецов М. М. Индивидуализация процесса фи-
4. Введение в соревновательную практику игр 11 х 11 для футболистов в возрасте не моложе 14 лет.
5. Использование мячей и ворот для каждой возрастной группы:
S мяча 3-го размера для детей 6-9 лет; S мяча 4-го размера для детей 10-13 лет; S 5 размер мяча с 14 лет; S ворот 3х2 м при игре 4х4; S ворот 4x2 м при игре 5х5; S ворот 5х2 при игре 7х7; S ворот 6х2 м при игре 8х8 и 9х9.
6. Систематические замены и равное количество игрового времени для всех, даже для менее подготовленных игроков (до 15 лет).
7. Создание благоприятной среды для творчества и инноваций через осознание руководителями футбола, клубов, тренерами и родителями необходимости длительного времени для достижения конечной цели.
8. Акцент на конструктивный футбол, а не на "удары и суету".
9. Меньше криков и стрессов для игроков во время игры.
10. Поздняя специализация. Разрешать детям играть на разных позициях до четырнадцатилетнего возраста.
Полученные результаты могут быть положены в основу исследований, посвященных научному обоснованию подходов к адаптации опыта стран Западной Европы в сфере организации и проведения детских соревнований к условиям других стран.
зической подготовки юных футболистов 8-12 лет на основе дифференциации соматических типов : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 ,.Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" Смоленск, 2010. 20 с.
6. Чирва Б. Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов : автореф. дис. на соискание учен. степени доктора. пед. наук : спец. 13.00.04 ,,Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" М., 2008. 45 с.
7. Balyi I. Sport System Building and Long-term Athlete Development in British Columbia Canada. Sports Med BC, 2001. 194 р.
8. Developing football for everyone: National Game Strategy 2011-15 / The Football Association.
London, 2011. 30 р.
9. Grassroots: Concept / [Y. Avry, M. Bernet, A. Corneal, B. Malouche and other]. Altstatten : FIFA Education and Technical Development Department, 2011. 132 р.
10. Guia metodologica del programa de formacion del Barcelona F.C. [Электронный ресурс]. URL:http:// www.futbolentrenamientostenerife. blogspot. com/2011/05/fc-barcelona-organizacion-de-la-base.html.
11. Meana R. The Good, the Bad, and the Downright Ugly by. FUEL Soccer. 2006. № 2. Р. 31.
12. Michels R. Team Building: The Road to Success. Cardinal Publishing Group, 2001.
298 p.
13. Scotland United: A 2020 Vision / The Scottish FA, 2012. 28 p.
14. Talentforderprogramm: Leitfaden fur die Ausbildung / Deutscher Fussball-Bund. - Munster, 2002. 289 p.
15. The FA Youth Development Review / ^e Football
BIBLIOGRAPHY
1. Nikitin D.V. (2009) Оptimization planning a yearlong training process of young players with the competitive activity and standardization mesocycles. Uchionye zapiski. 9 (55):82-86 (in Russian).
2. Petukhov A. A. (2006) Football.Laying the foundations of individual technical and tactical skills of young players. Problems and solutions. Sovietskyi sport, Moscow (in Russian).
3. Platonov V. N. (2004) The system of training athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications. Olympijskaya literature, Kiev (in Russian).
4. Seluyanov V. N., Sarsaniya K. S., Zaborov V. A. (2012) Football: problems of physical and technical training. Publishing House "INTELLEKTiK", Dolgoprudnyi (in Russian).
5. Tchernetsov M. M. (2010) Customization process of physical training young players aged 8-12 years based on the differentiation of somatic types: Author. dis. for the scientific. Ph.D. degree. ped. science: special. 13.00.04, Theory and methods of physical training, sports training, improving and adaptive physical training". Smolensk (in Russian).
6. Chirwa B. G. (2008) Basic and professional technical and tactical training players under: Author. dis. for the scientific. doctoral level. ped. science: special. 13.00.04, Theory and methods of physical training, sports training, improving and adaptive physical training. Moscow (in Russian).
7. Balyi I. (2001) Sport System Building and Long-term Athlete Development in British Columbia. Sports Med BC, Canada (in English).
8. Developing football for everyone: National Game Strategy 2011-15 (2011). The Football Association,London (in English).
9. Grassroots: Concept / [Avry Y., Bernet M., Corneal
Association. London, 2012.
16. Turner T. Total Player Development. Indianapolis: Ohio Youth Soccer Association, 2006. 91 р.
17. Turpin B. Preparation et entrainement du footballeur. Editions Amphora, 2002. Tome 1-2.
18. Van Lingen B. Coaching Soccer: The Official Coaching Book of the Dutch Soccer Association. Michigan: Reedswain Publishing, 1998. 218 p.
19. Vargas F. S. Fundamental Movement Skills and Their Application to Sports Initiation: Document of the INEFC de Barcelona. Barcelona: The Instituto Nacional de Educación Física de Barcelona University of Barcelona, 2005. 27 р.
20. Wein H. Developing Game Intelligence in Soccer. Michigan: Reedswain Publishing, 2004. 312 p.
21. Wein H. Developing Youth Football Players. Leeds: Human Kinetics, 2007. 253 p.
22. Youth Development Rules / Football League FA, 2013. 331 р.
A., Malouche B. et al (2011)]. FIFA Education and Technical Development Department, Altstätten (in English).
10. Guia metodologica del programa de formacion del Barcelona F.C. [Electronic source]. URL:http:// www.futbolentrenamientostenerife.blogspot. com/2011/05/fc-barcelona organizacion-de-la-base. html.16 (in Spanish).
11. Meana R. (2006) The Good, the Bad, and the Downright Ugly by. FUEL Soccer 2:31 (in English).
12. Michels R. (2001) Team Building: The Road to Success. Cardinal Publishing Group (in English).
13. Scotland United: A 2020 Vision (2012). The Scottish FA (in English).
14. Talentförderprogramm: Leitfaden für die Ausbildung (2002). Deutscher Fussball-Bund, Munster (in German).
15. The FA Youth Development Review (2012) / ^e Football Association, London (in English).
16. Turner T. (2006) Total Player Development Ohio Youth Soccer Association, Indianapolis (in English).
17. Turpin B. (2002) Preparation et entrainement du footballeur. Tome 1-2. Editions Amphora (in French).
18. Van Lingen B. (1998) Coaching Soccer: The Official Coaching Book of the Dutch Soccer Association. Reedswain Publishing, Michigan (in English).
19. Vargas F. S. (2005) Fundamental Movement Skills and Their Application to Sports Initiation: Document of the INEFC de Barcelona. The Instituto Nacional de Educación Física de Barcelona University of Barcelona. Barcelona (in English).
20. Wein H. (2004) Developing Game Intelligence in Soccer. Reedswain Publishing, Michigan (in English).
21. Wein H. (2007) Developing Youth Football Players. Human Kinetics, Leeds (in English).
22. Youth Development Rules (2013). Football League FA (in English).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Николаенко Валерий Вадимович - кандидат педагогических наук, Доцент кафедры футбола Национального университета физического воспитания и спорта Украины