- имеется постоянная необходимость в мониторинге показателей мотивов учения, поскольку в большей степени именно от них зависят наиболее приоритетные направления, относительно которых личность стремится развиваться;
- ситуативность результатов, полученных при анализе статистических данных, указывает в целом на а) не слишком благоприятную картину, которая складывается в изучении иностранного языка студентами вуза физической культуры и б) необходимость внедрения комплекса мер, направленных на создание положительных мотивационных установок для студентов по отношению к освоению дисциплины «Иностранный язык».
ЛИТЕРАТУРА
1. Дытко, Е.В. Исследование мотивов учебной деятельности у студентов вуза физической культуры / Е.В. Дытко // NovaInfo.Ru (Электронный журнал). 2016 г. № 52. - URL: http://novainfo.ru/article/7950. - Дата обращения 05.12.2016.
2. Самофалова, О.В. Развитие профессиональной мотивации курсантов-психологов / О.В. Самофалова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 89-91.
3. Столяров, А.А. Влияние учебной деятельности в военном вузе на формирование мотивации личности : дис. ... канд. психол. наук / Столяров Александр Анатольевич. -Новосибирск, 2002. - 161 с.
REFERENCES
1. Dytko, E.V. (2016), "Investigation of learning activity motives of students of higher physical education establishments", NovaInfo.Ru, Vol. 52, available at: http://novainfo.ru/article/7950 (accessed 5 December 2016).
2. Samofalova, O.V. (2008), "Development of professional motivation of cadets-psychologists", Higher education today, No. 3, pp. 89-91.
3. Stolyarov, A.A. (2002), Influence of learning activity in a military higher education establishment on formation of motivation of an individual, dissertation, Novosibirsk.
Контактная информация: english@vlgafc.ru
Статья поступила в редакцию 06.12.2016
УДК 796.332
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ИГРОВЫХ АМПЛУА В ФОРМАТЕ ИГРЫ 9x9
Николай Владимирович Иванов, преподаватель, Олег Сергеевич Ларин, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ технико-тактических действий с учетом различных игровых амплуа футболистов групп начальной подготовки участвующих в соревнованиях в формате игры 9х9. Представлены средние значения технико-тактических действий защитников, полузащитников и нападающих. Выявлены основные различия в показателях технико-тактических действий между футболистами различных игровых амплуа.
Ключевые слова: футболисты групп начальной подготовки, технико-тактические действия, игровые амплуа, формат игры 9x9.
COMPARATIVE ANALYSIS OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF FOOTBALL PLAYERS OF INITIAL PREPARATION GROUPS TAKING INTO ACCOUNT DIFFERENT ROLES IN GAME PLAY FORMAT 9x9
Nikolay Vladimirovich Ivanov, the teacher, Oleg Sergeevich Larin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka
Annotation
The article sets out to provide the comparative analysis of the technique and tactics actions of the young footballers at the initial stage of training with regard to their position in the 9x9 game. The article presents the average measurements of the technique and tactics actions of defenders, midfielders and forwards. The author makes an attempt to explore the main differences in the technique and tactics actions data among differently positioned players.
Keywords: footballers at the initial stage of training, technique and tactics actions, positions, 9x9
game.
ВВЕДЕНИЕ
Футбол является одним из самых массовых видов спорта среди детей [1]. В различных возрастных категориях проводятся соревнования в различных форматах от 5x5 до 11x11 [1-4]. В настоящее время соревнования среди детей 9-10 лет проводятся в численных составах 9x9. Данный формат соревнований имеет специфические особенности, например такие как: правила игры, тактические схемы, размер ворот, размер мяча. По состоянию на данный момент формат соревнований 9x9 является малоизученным с точки зрения научно-методического подхода и в связи с этим является весьма актуальным направлением в развитии детско-юношеского футбола.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Регистрация технико-тактических действий футболистов групп начальной подготовки 9-10 лет проводилась в 2015-2016 годах. Всего было проанализировано 50 матчей первенства Московской области по футболу в формате игры 9x9. По результатам анализа видеозаписей было установлено, что в среднем за матч футболисты 9-10 лет выполняют 268,7±76,3 технико-тактических действий (ТТД). При регистрации ТТД футболистов фиксировались девять показателей, таких как: короткие и средние передачи мяча вперед, короткие и средние передачи мяча назад и поперек, ведение мяча, обводка соперника, отбор и перехват мяча, игра головой, удары по воротам ногой и головой. На рисунке 1 представлено процентное содержание ТТД с учетом игровых амплуа юных футболистов.
40,6% 43,9%
15,5%
Защитники Полузащитники Нападающие
□ ТТД
Рисунок 1 - Процентное содержание ТТД футболистов 9-10 лет различных игровых амплуа
Мы предполагаем, что данные показатели объема выполненных технико-тактических действий футболистов различных игровых амплуа связанны с тем, что в линии защиты большинство тренеров (более 80% опрошенных специалистов) используют троих защитников, в линии полузащиты четверых игроков, а в линии нападения одного футболиста, а также спецификой игровой деятельности футболистов разных амплуа.
При сравнении показателей ТТД футболистов 9-10 лет различных игровых амплуа отметим, что коротких и средних передач мяча вперед защитники в среднем выполняют 59,3±6,7, полузащитники 38±6,1 и нападающие 6,6±3,1. Согласно данной статистике защитники выполняют короткие и средние передачи мяча вперед на 56% больше полузащитников и более 80%, чем нападающие. Во время соревновательной деятельности защитники обязаны начинать атаки своей команды, доставляя мяч полузащитникам и нападающим.
Коротких и средних передач мяча назад и поперек в среднем больше всего выполняют полузащитники 28±8,1, нападающие 9,1±3,4 и защитники на 35,8% меньше чем нападающие 6,7±3,3. Данная статистика коротких и средних передач мяча назад и поперек свидетельствует о специфических особенностях игры в полузащите. Игроки этого амплуа находятся между защитниками и нападающими. В линии полузащиты игра всегда проходит в условиях постоянного единоборства с соперником и лимитом времени на принятие решений. Довольно часто полузащитникам под воздействием активного прессинга соперника приходится выполнять передачи мяча назад в линию защиты для того чтобы сохранить мяч у своей команды. Полузащитники организовывают не только быстрые атаки, но и позиционные выполняя поперечные передачи мяча.
Ведение мяча защитники в среднем выполняют 3,3±1,3, полузащитники 14,5±3,3, нападающие меньше на 49,5% чем полузащитники 9,7±3. Чаще всего ведение мяча выполняют крайние полузащитники (более 75%), совершая во время игры скоростные проходы по флангам игрового поля.
В обводку соперника защитники в среднем вступают 1,1±0,1, полузащитники 14,5±6,4, нападающие 5,5±4,2. Большинство обводок соперника у полузащитников (более 75%) было зарегистрировано у крайних хавбеков, футболисты центральной зоны действуют больше за счет коротких и средних передач мяча, взаимодействуя со своими партнерами по команде.
Чаще всего отбор мяча у соперника выполняют защитники, что является прямой обязанностью игроков данного амплуа. В среднем защитники отбирают мяч 24,7±5,1, полузащитники 12,1±4,6 и нападающие 4,7±1,7.
Перехватывают мяч чаще всего защитники, выполняя в среднем 7,6±1,8 перехватов, полузащитники 3,7±2,9 и нападающие 1,9±1,1.
Защитники играют головой в среднем 5,1±1,95, полузащитники на 54,5% меньше 3,3±1,4 и нападающие меньше на 57,1% чем полузащитники 2,1±0,8. Игроки в линии защиты часто вступают в верховые единоборства после фланговых передач, подач углового удара, длинных передач соперника верхом.
Удары по воротам ногой чаще всего наносят полузащитники 3,4±2,9, нападающие на 88,9% меньше 1,8±1,2 и защитники 1±0,8.
Удары по воротам головой является самым редким технико-тактическим действием выполняемым футболистами 9-10 лет в процессе соревновательной деятельности. Так защитники и нападающие выполняют в среднем 0,3±0,2, а полузащитники незначительно больше 0,4±0,2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам сравнительного анализа количественных показателей технико-тактических действий юных футболистов 9-10 лет различных игровых амплуа в формате игры 9^9 было установлено, что в среднем игроки выполняют за матч 268,7±76,3 ТТД. Наибольшее количество ТТД приходится на долю полузащитников и составляет 43,9% от общего объема ТТД. У защитников количество ТТД на 3,3% меньше чем у полузащитников, а у нападающих на 28,4% меньше и составляет 15,5% от общего количества технико-тактических действий. Полученные данные рекомендуем использовать тренерам при разработке планов по технико-тактической подготовке для юных футболистов 9-10 лет участвующих в соревнованиях в формате игры 9*9.
ЛИТЕРАТУРА
1. Суворов, В.В. Технико-тактические действия футболистов 16-18 лет / В.В. Суворов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 93-96.
2. Теория и методика футбола : учебник / под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. - М. : Советский спорт, 2013. - 536 с.
3. Футбол : учебник для институтов физической культуры / под ред. М.С. Полишкиса, В .А. Выжгина. - М. : Фарлонг, 1999. - 254 с. - ISBN 978-5-98190-050-4.
4. Яковлев, А.Н. Технико-тактические действия юных футболистов в условиях соревнований / А.Н. Яковлев, Е.А. Масловский, А.П. Саскевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 161-168.
REFERENCES
1. Suvorov, V.V. (2007), "The technical and tactical soccer players aged 16-18", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No. 8, pp. 93-96.
2. Ed. Guba V.P. and Leksakov A.V. (2013), Theory and methods of football: textbook, Soviet Sport, Moscow.
3. Ed. Polishkis, M.S., Vyzhgin, V.A. (1999), Football: textbook for institutes ofphysical training, Farlong. Moscow, ISBN 978-5-98190-050-4.
4. Yakovlev, A.N., Maslovsky, E.A. and Saskevich A.P. (2014), "Structure and analysis of the model of creative and health-improving activity in system of the additional education of children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 161-168.
Контактная информация: nikolay-ivanov-89@bk.ru, ole-larin@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 27.12.2016
УДК 796.332
ПРИМЕНЕНИЕ ПИК-ТЕСТА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОК В ВОЗРАСТЕ 16-18 ЛЕТ
Олег Николаевич Иванов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
заслуженный тренер России, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
Проблемы физической подготовки в спортивных играх в частности, в футболе является одним из важнейших компонентов тренировочного процесса. Для успешного выступления футболисты должны иметь высокий уровень скоростно-силовой подготовленности и аэробной работоспособности. Однако, в литературе недостаточно данных об уровне физической подготовленности женщин в футболе. Предполагается, что для повышения уровня физической подготовленности, необходимо в первую очередь повысить аэробную работоспособность футболисток.
Ключевые слова: аэробная работоспособность футболисток, пульсометрия, функциональное многоступенчатое педагогическое тестирования Пик-тест, педагогический эксперимент.
APPLICATION OF PEAK TEST FOR IMPROVEMENT OF PERFORMANCE OF WOMEN FOOTBALL PLAYERS AGED 16-18
Oleg Nikolayevich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Merited Coach of Russia, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
The problem of physical training in sports, football in particular, is one of the most important components of the training process. For successful performance the players need to have a high level of