УДК 796.332.071.5
ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Б.Б. Николаенко
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Киев, Украина Для связи с автором: [email protected]
Аннотация:
Специалисты профессионального и детско-юношеского футбола подчеркивают отсутствие необходимого притока в ведущие команды молодых, хорошо подготовленных в технико-тактическом плане спортсменов. Одним из адекватных ответов в рассматриваемом аспекте представляется дальнейшее повышение эффективности подготовки конкурентоспособного в ближайшей перспективе спортивного резерва на основе интенсификации совершенствования качества научно-методического сопровождения тренировочного процесса. Цель работы - обосновать научные подходы к формированию спортивного мастерства юных футболистов. Проведен анализ особенностей деятельности тренера в процессе реализации долговременной программы подготовки спортивного резерва для профессионального футбола. Показано, что на сегодня основной целью деятельности тренеров детско-юношеских футбольных команд является текущий результат, а не качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку игрока, способного творчески подходить к решению игровых задач. Обоснованы подходы к внесению изменений в практику многолетней подготовки юных футболистов на основе применения игрового метода, который является ключевым моментом для эффективного обучения, развития индивидуальных возможностей и формирования игровой интеллекта, а также внедрения системы поэтапного (постепенного) формирования спортивного мастерства юных футболистов, которые в последующем будут определять потенциал игрока на профессиональном уровне.
Ключевые слова: многолетняя подготовка, спортивное мастерство, юные футболисты.
FORMATION OF SPORT SKILLS FOR YOUNG FOOTBALL FLAYERS V.V. Nlkolaenko
National University of Physical Education and Sport of Ukraine, Kiev, Ukraine Abstract:
Experts professional and youth football, emphasize the absence of the necessary influx in leading a team of young, well-trained technically and tactically, athletes. One of adequate answers in this aspect seems to further enhance the effectiveness of training competitive in the short term, the sports reserve based on the intensification of improving the quality of the scientific and methodological support of the training process. Purpose - to justify the scientific approachesto the formation of sports skills of young football players. The analysis of the features of the activities in the implementation of coach training programs lasting sports reserve for professional football. It is shown that at present the main purpose of coaches youth soccer teams is the current result and not the quality and efficiency of the training process aimed at personal development and training ofa player capable ofacreative approach to solving gone problems. Based approaches to amending the practice of many years of training of young football players through the application of the method of the game, which is the key to effective learning, the development of individual capabJities, and the formation of a game of intelligence, as well as the implementation phase (gradual) forming system sportsmanship of young football players who will determine the subsequent potential player at a professional level. Key words: long-term training, sport skill, young football players.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопросов, связанных с подготовкой спортивного резерва для профессионального футбола, во все времена не вызывала сомнения. Об этом свидетельствует значительное количество исследований, которые посвящены данной проблематике [1, 9,19, 26, 29].
Вполне очевидным является тот факт, что без квалифицированных выпускников спортивных школ и клубов ни один из видов спорта не имеет будущего [7,8,14].
Вместе с тем сохраняются противоречия между тренировочной и соревновательной деятельностью, отличия в уровне спортивного мастерстеа
между отечественными и зарубежными футболистами, свидетельствующие о необходимости формирования эффективной системы многолетней подготовки спортсменов [10,11,12]. В частости, q>eди актуальных направлений дальнейшего развития футбола одно из главных мест занимает проблема совершенствования методики многолетней технико-тактической подготовки юных футболистов [2, 5, 13, 16, 17, 20, 28].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: обосновать научные подходы к формированию спортивного мастерства юных футболистов. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ специальной литературы, системный анализ, метод сравнения и сопоставления РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. С развитием и становлением «организованного» футбола, который пришел на смену «стихийному» футболу, детей стали отбирать, а чаще — набирать, сначала с 10 лет, затем с 8 лет, а сейчас — с шестилетнего возраста Основным стал (и до настоящего времени сохраняется) подход к содержанию тренировочного процесса, основанный на применении однообразных упражнений с акцентом на физическую подготовку, форсирование тренировочного процесса и возрастание нагрузок, что обусловлено нацеленностью существующей системы детско-юношеских соревнований на «победу любой ценой»
Вместе с тем раньше дети приобретали значительный опыт в естественных условиях «улично-дворового» футбола, что позволяло каждому ребенку достичь достаточно высокого уровня технико-тактического мастерства, но самое главное — стать креативной личностью [13].
Футбол, как и все в природе, имеет свои законы развития Профессиональный футбол не возникает из ничего, он начинается с футбольных школ, а школы — с улицы. Раньше улицы — "сеяли", школы — "выращивали", профессиональные команды — "собирали урожай". Исчез "дикий футбол" Из цепи системы (улица — футбольная школа — профессиональная команда) выпало очень важное первое звено — улица
[13].
В физиологии есть такое выражение "Функция формирует орган". В отношении футбола
улица как раз и являлась той функцией, которая формировала ярких самобытных футболистов Посадив мальчишек за футбольные парты, заменив игру на упражнения, мы фактически начинаем обучение с уничтож ения у детей всякого стимула к самостоятельному действию, устраняем свободу мышления, заставляем беспрекословно выполнять задания Тем самым забываем, что творчество детей — это самовыражение, самоутверждение, а не выучка Сегодня в действиях юных футболистов наблюдается больше шаблонного, заученного, чем спонтанного. Значительной проблемой роста спортивного мастерства юных футболистов стала укоренившаяся система, обучения детей через упражнения, в которых изначально отсутствуют игровые задачи с акцентированием внимания на восприятии и оценке ситуаций, а сформировавшиеся умения закрепляются в простых ситуациях, не требующих приняшяре-шений Вследствие этого у юных футболистов в недостаточной мере формируется пространственная ориентировка и разносгоронностъ применения технико-тактических действий в игровых, тренировочных и соревновательных условиях [3, 4, 29].
Между тем игр а — самое универ сальное ср едсгво для гармоничного развития мышления и характера. Футбол—это игра. Значит, и занятие должно быть похожим на игру, даже если оно проводится без мяча Сейчас моделью занятя служит не игра, а упражнение. Отсюда и убеждение, что все происходит от идеи (упражнения), а не от природы (игры). Игра — средство для развития абстрактного мышления — подменяется арифметикой. Но сколько не подсчитывай ТТД — это всего лишь количественный показатель, следствие. Причину надо искать в мастерстве, а мастерство зависит от качества обучения. Как справедливо заметил украинский детский тренер Пономаренко П.: «Научить лграть при помощи только одних упражнений — утопия Упражнение — это теория, а игра - практика Сколько не упражняйся с мячом, играть не научишься» [15].
Солидарен с этой позицией известный голландский специалист МкйеЬ К, который обращает внимание на ТО, что на тренировке не следует работать над тем, с чем игрок вряд ли
может столкнуться на поле во время игры [21]. Тренировка должна проходить в форме игры, как и в «уличном» футболе. Показателен подход, пришлый Федерацией футбола Италии, которая в работе с юными футболистами делает акцент на широкое использование игр и ситуационных игровых заданий, которые должны начинаться как можно раньше, не дожидаясь становления техники, так как последняя будет улучшаться благодаря построению тренировочного процесса в соответствии с требованиями реальной игры [22]. Важно, чтобы тренер, обучая технике, ставил юного игрока в такие условия, когда тот сознательно воспринимал и сво евременно оценивал эффективность своих действий, тем самым создавал положительную мотивацию для обучения. Интересен опыт работы с детьми в Германии, где в течение долгого времени стратегия обучения заключалась исключительно в использовании повторного метода и копировании стандартных моделей тренировки Раньше, как утверждают немецкие специалисты, признавался практический опыт тренера, его творчество в использовании инновационных подходов в тренировочном процессе, но вскоре все изменилось, приобрело масштабы однообразия (монотонности), несмотря на применение различных методов выполнения упражнений и моделирование серии игр. Сейчас под влиянием разработанной теории дифференцированного обучения возрос объем вариаций процесса обучения движениям, что привело к различию между так называемым постоянным (обучение по «шаблонам» с программированием действий) и переменным (вариабильностъ действий в различных игровых ситуациях), последнее стало основой германской системы обучения с использованием тактических принципов ABC (обучение действиям в нападении и защите (в зависимости от фазы игры, игровой позиции, пространственной ориентации) [25]. Что касается обучения техническим навыкам, то, например, при выполнении ударов по воротом необходимо не просто использовать повторный метод, а чередовать условия их выполнения в различных сериях: сначала удары с небольшого расстояния, в последующем — с акцентом на сильный удар, затем с акцентом
на точность, с тем чтобы достичь постоянства и стабильности во всех ударах по всротам [23] Почти параллельно, главным образом в Англии, определили преимущества комбинированного использования в практике подготовки футболистов этих двух методов обучения и тем самым еще больше повышли качество учебного процесса [27]
В контексте вариативности применения этих методов особое внимание следует уделять индивидуализации процесса обучения и выполнению заданий в ситуативных условиях. Только используя метод распознания образов, можно развить способность идентифицировать и прогнозировать любую игровую ситуацию. Функциональность и ситуационность, как подчеркивает Е'О^аую Б , должны лежать в основе про цесса обуч ения, нет никакого смы ела тр ени-ровать технику только для техники, если это не будет связано (функциональность) с содержанием (ситуация) и подтверждено практическим применением [21]
Следующий момент, техническую подготовку нельзя рассматривать отдельно от тактики [13] Техника должна обеспечивать тактику. Только в таком сочетании техника становится действительно игровой, т. к другой в футболе не бывает.
В контексте сказанного необходимо внести определенную ясность в понятия «соревновательная деятельность», «технико-тактическая деятельность» и «тактико-техническая деятельность».
Академиком АН Леонтьевым разработана концепция о трех уровнях в структуре деятельности, опирающаяся на представление об отношениях между деятельностью, действием и операцией как основными отношениями в структуре деятельности [6]. Структурные уровни деятельности, раскрывая ее качественные характеристики как процесса, указывают на отличие деятельности от других жизненных процессов. Понятия «действие» и «операция» раскрывают различия между внутренними частями, которые составляют процесс деятельности и различия между процессом и его составными частями, поскольку простая сумма действий не дает представление о деятельности в целом. Представление о деятельности как о действии,
связанном с удовлетворением определенной потребно сти, не соответствует представлению о деятельности, состоящей из множества последовательно упорядоченных действий. Второе определение создает представление не о различных уровнях структуры деятельности, а об отношениях между процессом и его составными частями
В связи с этим становится понятна ошибка тех исследователей, которые, анализируя соревновательную деятельность футболистов, ограничиваются изучением составляющих действий и операций в частности, когда в качестве обобщенных характеристик структуры соревновательной деятельности выделяются, например, время или метраж действий в определенной зоне интенсивности ее выполнения Сложив время или метраж, можно получить представление о количестве физической работы при выполнении данных действий. Но это нисколько не приблизит к пониманию сущности соревновательной деятельности, так как не позволит с достаточной уверенностью определить эффективность действий футболистов, а тем более ответить, победит ли команда в матче, что игроки при этом будут чувствовать и ради чего они все это делали. В практике футбола действия и операции часто не разделяются. Так, ведение мяча — это операция, которая совместно с другими реализует действия, например, уход от опекуна, создание численного преимущества на определенном участке игрового поля, создание свободного пространства для партнера и т.д У квалифицированных футболистов это происходит слитно, в то время как для новичка само ведение мяча может быть действием — все внимание уделяется его техническим элементам — операциям.
Отсюда, действия футболиста с мячом на начальном этапе подготовки следует рассматривать как технические или, что более правильно, как технико-тактические, а на последующих этапах обучения - тактико-технические. Говоря о терминологии, следует отметить, что футбольный специалист А.В. Такмаков высказал свое суждение. По мнению автора, технико-тактические действия — это выполнение отдельных элементов техники в такти-
ческих комбинациях, а тактико-технические действия — это пpoq:>aммa группового взаимодействия — комбинации, созданные q:>yп-пой или командой игроков с использованием каких-либо технических элементов [18]. Стоит отметить, что любые групповые или командные действия складываются из индивидуальных действий, а следовательно, более ясной представляется приведенная ранее терминология с разделением на действия игрока с мячом и без мяча, где мастерство действий игрока с мячом определяется уровнем владения техническим приемом в сочетании со степенью развития мышления, т.е. умением игрока применять технические навыки в соответствии с игровой ситуацией и, что важно, решать тактические задачи до приема мяча По отношению к действиям игрока без мет а необходимо говорить об индивидуальных, групповых и командных тактических действиях. В контексте многолетнего процесса, обучения необходимо соответствующее разделение на виды подготовки с интерпретацией тренировочных средств.
Относительно технико-тактической (тактико-технической) подготовки целесообразно с методической точки зрения разделить её на три этапа Поэтапная система подготовки создает благо приятые условия для постепенного обучения
Задача первого этапа — заложить разносгорон-ню ю базу общих и специальных двигательных навыков. Без фундамента, слагающегося из превосходной координированное^, специальных движений, доведенных до автоматизма, о техническом росте не может быть и речи, потому что дальнейший уровень развития тактико-технического мастерства во многом зависит от уровня развгпия координационных способностей
Задача второго этапа решается при помощи комплексных заданий. Футболист должен научиться технике владения мячом в разных взаимосвязанных с игрой действиях. Комплексные задания — одна из ступенек в бесконечной лестнице совершенствования от простого к сложному.
Задача третьего этапа—научить игрока эффективно и качественно применять технические
приемы в экстремальных условиях и решать тактические задачи до приема мяча. Этой формы организации обучения (выполнение технических приемов в экстремальных условиях) нужно придерживаться на каждом занятии, несколько видоизменяя только содержание. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для повышения тактико-технического мастерства юных футболистов следует, во-первых, сделать акцент на качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока, во-вторых, проводить учебно-тренировочные занятия в игровой форме на высоком эмоциональном
фоне с обязательным учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в-третьих, внедрить систему поэтапной (постепенной) тактико-технической подготовки юных футболистов
Внедрение этих подходов в практику многолетней подготовки футболистов позволит повысить уровень спортивного мастерства, который в дальнейшем будет определять их потенциал на профессиональном уровне. Полученные результаты исследовший будут положены в основу разработки учебной программы и методического руководства для тренеров спортивных школ, клубов и академий по футболу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Взрюшин, В В. Тренировка юных футбол истов : учебное пособие / В. В Варюшин. - М . Физическая культура и спорт, 2007. -112 с.
2. Григорьян. М. Р.Техническая подготовка юных футболистов с учетом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности : автореф.дис ... канд пед. наук: 13.00.04/ М. Р Григорьян - Краснодар, 2009 - 25 с
3. Кашкаров, В. А. Организационно-обучающая игра как метод развития творческого мышления юных футболистов : автореф дис.. канд. пед. наук: 13.00.04/В А. Кашкаров.-N.. 1996.-22 с.
4 Корзун, Д. Л. Технико-тактическая подготовка футболистов 8-10 лет на основе акцентированного использования игровых средств автореф.дис ... канд.пед наук : 13.00.04/Д.Л. Корзун - Волгоград 2013. -24 с.
5. Кудяшев Н. X. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения : автореф.дис.... канд. пед. наук : 13.00.04/Н.Х. Кудяшев. - Набережные Челны. 2011.-25 с.
6. Леонтьев. А Н. Деятельность. Сознание Личность / А. Н.Леонтьев - М.. АсайегтиА, 2005. - 346 с.
7 Лисенчук. Г. А Управление подготовкой футболистов : монография / ГА. Лисенчук. - Киев : Олимпийская литература 2003. -271 с.
8. Люкшинов Н. М. Искусство подготовки высококлассных футболистов : нзучно-метод.пособие /Н. М.Люк-шиновэ - М.: Сов спорт,ТВТДивизион, 2006 - 432 с.
9 Монаков, Г. В Подготовка футболистов Теория и практика / Г В. Монаков -[2-е изд.].-М.: Советский спорт. 2007.-288 с.
10. Николаенко. В. В. Системный подход к разработке проблемы оптимизации многолетней подготовки футболистов / В. В Николаенко //Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2013. - № 1. - С. 16-20.
11. Николаенко, В В. Состояние подготовки футбольного резерва в Украине / ВВ. Николаенко, А. В. Байрач-ний //Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2010. - № 2. - С. 32-3 6.
12. Николаенко. В. В. Тренировочный процесс в системе
многолетней подготовки юных футболистов: сравнительный анализ /В.В.Николаенко //Научный журнал НПУ имени М П. Драгомэнова. Серия № 15. «Научно-педагогические проблемы физической культуры (Физическая культура и спорт). - К. : Изд-ео НПУ имени М.П. Драгоманова, 2014. - Випуск 3 (46) 14. - С. 51-58.
13. Петухов, А. А. Футбол Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов Проблемы и пути решения : монография /А. В. Петухов. - М. : Советский споэт, 2006 - 232 с.
14. Платонов. В. Н. Система подготовки в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. H Платонов - К. : Олимпийская литература. 2004. -808 с.
15. Пономаренко, П А. Учись видеть поле / П. А Понома-ренко. -Донецк : РИП «Лебедь», 1994. -112 с.
16. Селуянов, В. Н. Футбол, проблемы физической и технической подготовки / В. Н. Селуянов. КС. Сарсания. В. А Заборов.-Долгопрудный : Издательский дом «ИН-ТЕЛЛЕКТиК». 2012.-160 с.
17. Сучилин, А А Методологические основы исследования проблемы подготовки юных футболистов / A.A. Сучилин, А. П. Золотарев M. М. Шестаков. - Волгоград
ВГАФК. 2005. - 101 с.
18.Такмаков, А В. Матрица футбола / А. 3. Такмаков. -Краснодар : ООО «Кзсп-плюс»,2009.-114с.
19. Шамэрдин.А А. Целевая функционзльная подготовка юных футболистов: эвтореф. дис. д-ра пед. наук : 13 00.04 /A.A. Шамардин. - Волгоград 2009. -44 с.
20-Шэмонин, А. В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет автореф.дис. .. канд. пед наук 13.00 04 /A.B. Шамонин. - M, 2010. - 24 с.
21DOttavio S. L'3pprendimento deLla técnica calcistica: corne rendere funzionale l'insegnamento / S. DOttavio //Sport & Medicina, 2011.-№ 2.-P.49-57.
22. Guida Técnica Per Le Scuole Di Calcio / Federazione Italiana Giuoco Calcio: Settore Giovanilee Scolastico. -Roma. 2008 -572 p.
23.Hegen, P Lernen an Unterschieden und nicht durch Wiederholung / P Hegen. W. Schullhorn //
Fussballtraining. - 2012. - № 3. - S. 41-52
24 Michels, R.Team Building: The Road to Success / R Michels: Cardinal Publishing Group, 2001 - 298 p
25 Pircher, M Differenzielles Torschusstraining Im Fuflball / M. Pircher. - Munchen: Stiebner Verlag GmbH,2009 -120p.
26. ReiUy.T. Youth Soccer - From Science to Perfomance /T Reilly, D. Richardson, G. Stratton - London: Routledge. 2004.-229 p.
27. The FA Youth Development Review / the Football
BIBLIOGRAPHY
1. DOttavio S. (2011) Lapprendimento deUa tecnica calcisuca: come renderefunzionale I'insegnamento. Sport & Medicina, 2:49-57.
2. Grigoryan M. (2009) Technical training of young football players based differentiation of specialized loads increased coordination complexity: Author Dis. on scientific. PhD degree, ped Sciences: spec. 13.00.04Theory and a technique of physical training sports training, improving and adaptive physical training. Krasnodar (in Russian).
3. Guida Tecnica Per Le Scuole Di Calcio (2006) Federazione Italiana Giuoco Calcio Settore Giovanile e Scolastico (in Italian).
4. Hegen, P Schullhorn W. (2012) Lernen an Unterschieden und nicht durch Wiederholung Fussballtraining. 3:41-52 (in German).
5. Kashkarov.V. (1996) Organizational learning game as a method of creative thinking of young football players Author Dis. on scientific PhD degree, ped Sciences: spec 13.00.04 Theory and a technique of physical training, sports training and Physical Culture, Moscow (in Russian).
6. Korzun. D. (2013) Technical and tactical training football players 8-10 years based on the use of gaming funds accented: Author. Dis on scientific. PhD degree, ped Sciences spec 13.0004 Theory and a technique of physical training, sports training and Physical Culture. Volgograd (in Russian).
7 Kudyashev, N. (2011) Technical training of young football players at the initial stage of training: Author. Dis. on scientific. PhD degree, ped Sciences: spec. 13.00.04Theory and a technique of physical training sports training, improving and adaptive physical training, Naberezhnye Chelny (in Russian).
8. Leonfev, A (2005) Activity. Consciousness Personality. AcademiA Moscow (in Russian).
9. Ljukshinov, N. (2006) Arts training high level playersSov. Snowboarding. MoscowVolgograd:
10 Lysenchuk,G.(2003) Managing the preparation of players monograph Olympic Literature, Kiev (in Ukrainian).
11 Michels, R. (2001) Team Building: The Road to Success Cardinal Publishing Group (in English)
12 Monacov, G. Preparation of players. Theory and practice Soviet Sport, Moscow (in Russian).
13 Nikolaenko V. (2013) Systematic approach to the development of an optimization problem of long-term football training. Theory and a technique of physical training and sports.l:16-20(in Ukrainian)
14. Nikolaenko: V. (2014) The training process in the long-term preparation of young football players: a comparative
Association. - London, 2010. - 34 p.
28 Weber, M Differenzielles Lernen im Fußball / M. Weber - Munchen: Stiebner Verlag GmbH, 2010 -92 P
29 Wein, H Spielintelligenz im Fußball - Kindgerry^ trainieren / H.Wein. -Aachen: Meyer&Meyer, 2011.-368 p.
30 Wein, H. Developing Game Intelligence in Soccer /H. Wein.-Michigan: Reedswain Publishing.2004.-312 P
analysis. The scientific journal NPU Dragomanov. Series 15.3 (46) 14: 51-58 (in Ukrainian)
15 Nikolaenko, V., Bairachniy, 0. (2010) Status of the reserve football in Ukraine Theory and a technique of physical training and sports 2:32-36(in Ukrainian).
16 Petukhov, A. (2006) FootbalL Laying the foundations of individual technical and tactical skills of young players. Problems and Solutions Soviet Sport, Moscow (in Russian).
17. Pircher M (2009) Differenzielles Torschusstraining Im FuflbalL Stiebner Verlag GmbH. Munchen (h German).
18 Platonov, V. (2004) System of training in Olympic sports. Generaltheory and its practical applications Olympijskaya literature, Kiev (in Ukrainian)
19 Ponomarenko, P A. (1994) Learn to see the field. The Swan Donetsk (in Ukrainian).
20 Reilly T. Richardson, D., Stratton, G. (2004) Youth Soccer - From Science to Perfomance Routledge, London (in English).
21.Seluyanov,V.. Sarsaniya,K.,Zaborov,V.(2012) FootbalL problems of physical and technical training. Publishing House"INTELLEKTiK" Dolgoprudnyi (in Russian).
22 Shamardin A A (2009) Target functional training of young players. Author, dis on scientific, doctorate ped. Sciences special. 13.00.04 Theory and a technique of physical training, sports training improving and adaptive physical training, Volgograd (in Russian).
23 Shamonin, A (2010) Increase technical training in the development of the ability to preserve the equilibrium of young football players aged 7-11 years: Author. Dis. on scientific PhD degree ped. Sciences ipec. 13.00.04 Theory and a technique of physical training, sports training, improving and adaptive physical training, Moscow (in Russian).
24. Suchilin, A , Zolotarev, A. Shestakov, M. (2005) Methodological basis of study of the problem of training of young football players VGAFK, Volgograd (in Russian).
25.Takmakov, AV (2009) Matrix football. LLC tusp-plus" Krasnodar (in Russian)
2 6. The FA Youth Development Review (2012) The FA, London (in English)
27 Varyushin, V. (2007) Training of young football players. Culture and Sport. Moscow (in Russian).
28.Weber. M (2010) Differenzielles Lernen im Fußball Stiebner Verlag GmbH, Munchen (in German).
29.Wein, H (2004) Developing Game intelligence in Soccer Reedswain Inc., Michigan (in English).
30. Wein, H. (2011) Spielintelligenz im Fußball - Kindgemflfi trainieren. Meyer&Meyer.Aachen (in German).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Николаенко Валерий Вадимович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой футбола Национального университета физического воспитания и спорта Украины.