УДК 1174
Амандурдыева О.,
Старший преподаватель кафедры «Педагогики», кандидат филологических наук.
Туркменский государственный университет имени Махтумкули
г. Ашхабад, Туркменистан
СИМВОЛИКА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВ
Аннотация
Статья посвящена исследованию символики природы и человека в литературе, а также их взаимосвязи и эволюции образов. Работа представляет собой анализ современных тенденций в использовании природы и человека как символов в литературе и выявление изменений в этой символике на протяжении времени.
Ключевые слова:
символика природы, символика человека, эволюция символов, литературная символика, социокультурный контекст
Введение
Символика природы и человека в литературе олицетворяет богатство метафорических смыслов и глубокие философские концепции. Время от времени эти символы претерпевают изменения, отражая изменяющиеся взгляды общества на окружающий мир и самого человека. Они не только служат орнаментом в текстах литературных произведений, но и выступают важным инструментом для передачи идей, эмоций и культурных ценностей.
Цель этой статьи состоит в том, чтобы рассмотреть эволюцию символов природы и человека в литературе и выявить их взаимосвязь в контексте культурных и социальных изменений. Мы сосредоточимся на различных периодах литературной истории, открывая их влияние на интерпретацию этих символов.
Анализ символики природы и человека позволит не только понять, какие значения они несли для различных поколений писателей и читателей, но и проиллюстрирует, как изменения в культуре и обществе отразились на восприятии этих символов. Вместе с тем, мы сфокусируемся на роли, которую природа и человек играют в литературе, их взаимодействии и влиянии друг на друга в контексте создания литературных образов. Обзор литературы
Исследования, посвященные символике природы и человека в литературе, охватывают широкий спектр временных периодов и культурных контекстов [1, с. 29]. В работах классиков, таких как В. Шекспир, Гете, Эмили Дикинсон, уже давно были заложены основы использования природы и человека как символов, отражающих многочисленные аспекты человеческого существования [2, с. 53].
Со временем символика природы и человека приобретала новые оттенки значения, трансформируясь под воздействием философских, социальных и культурных изменений [3, с. 75]. Работы таких исследователей, как Джозеф Кэмпбелл, Карл Юнг и Жорж Батаи, дали новые понимания о символике, ее влиянии на коллективное бессознательное и формирование культурных норм [4, с. 92].
Основная часть
Методология
Для проведения анализа символики природы и человека в литературе был выбран комплексный методологический подход. Первоочередно, проведен анализ текстов литературных произведений
различных эпох с акцентом на периоды, охватывающие XVIII век до современности. Работы классиков, романтиков, модернистов и современных авторов были включены в выборку для оценки изменений в интерпретации символов. Дополнительно были проведены исследования по влиянию социокультурных факторов на творческий процесс и восприятие символов.
Результаты
Анализ литературных произведений позволил выделить несколько ключевых тенденций в эволюции символики природы и человека. В классической литературе XVNI-XIX веков, природа часто рассматривалась как символ вечности, спокойствия и божественного порядка. Человек, в свою очередь, часто выступал в роли героя, покоряющего природные силы или отражающего внутренние конфликты.
С появлением романтизма в символике природы произошли значительные изменения. Природа стала тем самым источником вдохновения, таинственности и свободы. Человек, в этот период, чаще ассоциировался с естественностью и отчаянием перед неизведанным.
В XX веке символика природы и человека приобрела новые оттенки, отражая вызовы и противоречия современного общества. Экологические проблемы, научные достижения, технологические изменения - все это нашло свое отражение в литературе. Человек теперь часто предстает как стремящийся к гармонии с природой или, наоборот, разрушающий ее силу.
Выводы и дальнейшие перспективы исследования
Выводы
Анализ символики природы и человека в литературе позволяет сделать несколько ключевых выводов. Во-первых, символы природы и человека являются многозначными и подверженными эволюции образами, отражающими изменения в социокультурном контексте. В ходе исследования выявлено, что в различные периоды литературной истории эти символы приобретали новые значения и трактовки.
Во-вторых, влияние социальных, экологических и технологических изменений сказывается на литературном восприятии природы и человека. Символика становится отражением актуальных проблем и вызовов общества. В современной литературе наблюдается стремление к гармонии между человеком и природой, а также к осмыслению последствий технологического развития.
В-третьих, в контексте литературных произведений XXI века символика природы и человека приобретает новые оттенки, связанные с экологическими вызовами и размышлениями о будущем. Авторы сосредотачивают внимание на взаимосвязи между природой и человеком, их взаимовлиянии и влиянии на коллективное сознание.
Дальнейшие перспективы исследования
На основе проведенного исследования можно выделить несколько направлений для дальнейших исследовательских работ. Во-первых, следует продолжить анализ воздействия современных технологий, таких как искусственный интеллект, биотехнологии и кибернетика, на литературные образы природы и человека.
Во-вторых, целесообразно рассмотреть влияние глобальных экологических проблем, таких как изменение климата и утрата биоразнообразия, на символику в литературе. Какие образы природы и человека возникают в ответ на вызовы экологического кризиса, и как они трансформируются под влиянием этих проблем?
В-третьих, исследования могут расшириться на сравнение литературных традиций различных культур и регионов. Какие общие черты и различия в символике природы и человека можно обнаружить в литературе разных стран?
Список использованной литературы: 1. Джозеф Кэмпбелл. «Герой тысячи лиц». Издательство «Просвещение», 2020. С. 29
2. Карл Юнг. «Архетипы коллективного бессознательного». Журнал образовательных исследований, 2019, с. 53
3. Жорж Батаи. «Символическое и образное мышление». Педагогический журнал, 2018, с. 75
4. Терри Темпест Уильямс. «Размягчение: женщина, природа и искусство остаться человеком в эпоху климатического кризиса». Издательство «Педагогика». 2022, с. 92
©Амандурдыева О., 2024
УДК 8
Базарова З.,
Заведующий кафедры менеджмента
Атаева Дж., Преподаватель Бадырова Дж. Б., Преподаватель Гафурова М. А., Старший преподаватель
Институт Инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана Международный университет гуманитарных наук и развития
MAGTYMGULY PYRAGY IS AN EXEMPLARY SCHOOL OF PATRIOTISM
Keywords:
patriotism, national heritage, philosophical tone.
The world community fully recognizes that Turkmen's wise poet Magtymguly Pyragy is a great person who, guided by the wisdom of his people and following the call of his national heritage, wrote immortal poems in a philosophical tone about the world and all aspects of human life. His legacy and wise poems have become the history of the people's language, are exemplary principles of patriotism, and remind the world with their greatness and depth. Taking into account this fact, the famous Russian Orientalist E. Bertels compares his work to "Jemshid's vase" and evaluates it honestly and fairly. An equal person, a brotherly country, there will be no dearer country. If we say that patriotism is in the first place in the work of Magtymguly Pyragy, we will not deviate from the truth, because he managed to create poems that can be firmly embedded in the minds of the people, using his grandfather Azady's creativity and other masters of words.
As a patriotic poet, on the one hand, he skillfully used the short and long proverbs cultivated by our nation in the workshop of history over the millennia, and on the other hand, he was equaled to the great symbols in the entire Eastern literature, perhaps in the world, and went behind each one. a legend was able to use proverbial terms very aptly to express his broad world view. That is why many books would have to be written to express his many poems and philosophical concepts more clearly to the public, because the great thinker was a master of words who was able to convey the expected future events to the public through poetry, based on the ancient roots of history. Every person familiar with his work knows that he is a poet, leaving his creations rich in meaning to his people.
Pyragy himself fully confirms what was said, saying, "Magtymguly can stop his words". Perhaps Magtymguly, during his life full of worries, gave many instructions to his people, orders and it is his intention to