Научная статья УДК 821.512.153
СИМВОЛИКА ОБРАЗА ОРЛА В ПОЭМЕ «ХАРА ХУС» М. КИЛЬЧИЧАКОВА
Алена С. Чочиева
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, заведующий рукописным фондом, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия, chochieva-1977@mail .ru
Аннотация. В статье рассмотрена символика образа орла на примере поэтического наследия хакасского поэта, знатока и исполнителя богатейшего устного народного поэтического творчества хакасов М. Е. Кильчичакова.
В ходе исследования выявлены значение, идея и понятие символического образа орла в поэтическом наследии поэта. Установлено, что поэт придерживается традиционного понятия в поэтическом образе орла при раскрытии свободолюбивой символики. Ещё одно важное значение этого образа заключается в передаче дружеских уз, взаимопомощи и поддержки народов. Ярким авторским символом орла в поэзии М. Кильчичакова является описание процесса становления свободолюбивой личности, активного преобразователя и строителя новой жизни.
Ключевые слова: хакасская литература, лирическая поэзия, символика, образ орла, свободолюбие, М. Кильчичаков
Для цитирования: Чочиева А. С. «Символика образа орла в поэме «Хара Хус» М. Кильчичакова» // Азиатские исследования: история и современность. 2024. № 1-2 (9-10). С. 69-78. DOI: 10.24412/2782-6139-2024-9-10-69-78.
SYMBOLISM IN THE IMAGE OF THE EAGLE IN M. KILCHICHAKOV'S POEM "KHARA KHUS"
Alyona S. Chochieva
Khakass Research Institute for Language, Literature, and History, Abakan, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes symbolism in the image of the eagle using the example of poetic legacy of the Khakass poet, connoisseur and performer of the Khakass people's richest oral folk poetry, M. E. Kilchichakov.
The author revealed the meaning, idea and concept of the symbolic image of the eagle in the poet's poetic legacy. It is established that the poet adheres to the traditional concept in the poetic image of the eagle when revealing freedom-loving symbolism. Another significant importance of this image is the transfer of friendly ties, mutual assistance and support of peoples. The author's vivid symbol of the eagle in M. Kilchichakov's poetry is the description of the process of becoming a freedom-loving personality, an active reformer and builder of a new life.
Keywords: Khakass literature, lyrical poetry, symbolic image, love of freedom, M. Kilchichakov
For citation: Chochieva,A. S. (2021), "The symbolism ofthe image ofthe eagle in the poem "Khara Khus" by M. Kilchichakov // Asian Studies: History and Modernity. no. 1-2 (9-10), p. 69-78, DOI: 10.24412/2782-6139-2024-9-10-69-78.
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения системы символических образов в хакасской поэзии, роли символического образа в сюжетообразующей функции поэтического текста. Важное значение символа-образа заключается в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Анализ символического образа орла позволит раскрыть понятие свободы в передаче традиционного мировосприятия народа в поэме М. Кильчичакова «Хара Хус».
Цель исследования - выявление особенностей символического образа орла в поэмном наследии хакасского поэта.
Применены различные методы исследования. Описательный метод позволяет рассмотреть образ орла в символическом аспекте; психологический метод позволяет передать эмоциональный мира поэта; и культурно-исторический раскрывает условия общественной жизни определенного исторического периода.
А. Ф. Лосев об историческом характере и сущности символа пишет: «Под символом ... понимают известного рода отражение, но уже в сознании и мышлении» [Лосев 1995, с. 20].
С. С. Аверинцев определяет образность символа следующим образом: «Смыслсимволанельзядешифроватьпростымусилиемрассудка, в него надо «вжиться». Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция: он не дан, а задан» [Аверинцев 1971, 826-827].
Исследователь К. Ф. Антошин приходит к выводу, что «в народнопоэтическом ключе с использованием символики и аллегоризма
в аспекте резких эмоциональных контрастов, служащих утверждению авторского эстетического идеала, написана М. Кильчичаковым поэма «Хара Хус»» [Антошин 1985, с. 84].
Свободолюбие символики
Поэма «Хара Хус» («Орёл») М. Кильчичакова посвящена исторической теме, раскрывающей события присоединения Хакасии к России. Поэт художественно изобразил собственное видение на данную проблематику, предпринял попытку «осмыслить историческое прошлое своего народа, его сложный и трудный путь к историческому прогрессу, к <...> обновлению национального бытия» [Антошин 1985 а, с. 75].
В поэме повествуется о тяжёлой жизни хакасского народа, свидетелем которой является орёл. Будучи заглавным героем, он выполняет сюжетно-композиционную роль и выступает символическим образом поэмы. У него «символический образ птицы, воплотивший в себе устойчивый архетип, объясняющий реальность, открывает нам наиболее древнюю форму восприятия человеком действительности. В формате современной науки понятие «орнитоморфный архетип» выступает как инструмент исследования закономерностей исторического развития, приобретая статус метатеоретической категории, которая служит источником новых знаний о культуре» [Авдеева 2013, с. 13].
Символичность образа орла в поэме «Хара Хус» М. Кильчичакова мифологична. В мифологии народа считается, что орёл - «... символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия», а также один из «символов богов и их посланец» [Мифы 1982, с. 258].
Змановская предлагает классификацию символических образов, в которой символы объединены в группы с различными семиотическими системами [Змановская 2005]. Одна из групп - это символы-ценности, раскрывающие такие понятия жизненного идеала, как свобода, справедливость, родина, успех. В нашей работе образ орла рассматривается на примере символа-ценности - свободы. Орёл - свободолюбивая, мудрая, независимая птица - долгожитель, устремлённая в благополучное будущее. Орёл описывается в поэме лексемами «плывёт», «парит», «кружит», «скользит» показывает невесомость и легкость большой могучей птицы, лексемами «благословляет», «мудрый», «могуч» рассказывает о могуществе и мудрости птицы. «Орел ассоциируется с вольной жизнью, свободой, парением, полётом души» [Джанумов 2019, с. 112]. Лирический герой в образе орла продолжительное время являет-
ся свидетелем и наблюдателем жизни древнего хакасского народа, о которой повествует читателю. Символ-образ орла выполняет и композиционную роль в поэме. «Особенность символа <.. .> и в том, что он может выполнять не только смысловую функцию, но и сюжетообразующую; образы-символы также проявляются в структуре жанра» [Самбялова 2011, с. 12].
Печали и беды Минувших веков -Всё было
орлиному взору открыто. Степная равнина, Тайга ли густая, Поток ли нагорный,
кипящий вдали, -Всё видел он сверху,
как будто листая
Историю
Древней хакасской земли [Кильчичаков 1979, с. 94].
Орёл передает многовековую мечту народа о свободной жизни, а вместо этого он видит только горести и печали, смерть и разорение, которые приносит война. Из тел человечьих Курганы вставали, А кровь между ними
ручьями текла.
В степях,
Что до черной золы
спалены,
Из этих ручьев -Никому не напиться; Коза на скаку Обжигала копытца, Хрипящие Рушились в прах
скакуны. Врезалось железо Не лемехом плуга
В степной чернозём, Что пружинит упруго, Вонзалось железо В горячую плоть, Чтоб пахарю сердце
Стрелой проколоть. [Кильчичаков 1979, с. 95-96]. Лирический герой в образе орла передает исторические события с древнейших времён, произошедшие на хакасской земле. Благодатная богатая земля привлекала внимание людей, поэтому всегда становилась объектом захватчиков.
В отличие от людей, которые постоянно вели междоусобные войны, птица свободна и с высоты птичьего полета орёл видит лишения, беды, невзгоды от бесконечных междоусобных войн. Человек не принадлежит себе, не чувствует свободы, он полностью живёт войнами, которые приносят хаос и разруху на земле.
Земля в мирное время давала народу сытую, богатую и благополучную жизнь. Весь в зелени юной Могильный курган, -Ни огненной оспы, Ни злого пожара, -На склоне,
Где нежно зацвел палтырган1*, Вновь мирно пасется Овечья отара.<...> И старец глядит, Опираясь на посох, На игры внучат своих
черноволосых [Кильчичаков 1979, с. 99]. Излюбленный художественный приём, применяемый М. Кильчичаковым, приём сравнения. Противопоставление гармонии и дисгармонии передается в образе домашнего очага. Потушенный огонь, разорённые жилища, хаос вокруг дома, потеря людей, свидетельствуют о нашествии врагов, и наступившем тяжёлом времени для народа, т.е. о не-гармонии:
Безмолвствует степь, Словно вымерли дали:
1 *
*палтырган - дягиль
Годами над нею
Дымка не видали [Кильчичаков 1979, с. 96].
А когда наступают мирные благодатные дни без войн и распрей, Хара Хус отмечает:
И снова
В рассветном сиянии алом
Восходят дымки
Над ожившим аалом [Кильчичаков 1979, с. 99].
Только в мирное время над юртами во всём селении вьётся дымок, готовится пища, сытый народ. Если народ истреблён или угнан в плен, только холодный пепел гуляет по голой степи. Дым очага в образе огня выступает символом жизни на земле. Он выполняет важное значение в мировоззрении народа, уходящем в глубокую древность. В народном сознании со стихией огня связано очищение, возрождение, любовное влечение, богатство и защита, покровительствующие жизни человека. А также стихия огня связана с разрушительной силой, несущей хаос и не-гармонию в жизнь людей.
Итак, образ орла показывает непростую жизнь хакасского народа. Сильный народ, который участвовал во многих войнах, находил в себе силы и стремление жить достойно в мире, достатке, благополучии. Одной из черт свободы в поэме проявляется в отсутствии зависимости от междоусобных войн.
Дружественные узы
Много внимания поэт уделяет тяжёлой участи народа во времена захватнических воин. Лирический герой считает, что с присоединением Хакасии к России народ обретает свободу от вечных междоусобных войн.
В своём богатом художественном творчестве поэт особое внимание уделяет теме присоединения Хакасии к России. Он один из немногих поэтов, которые очень ярко и образно описали дружбу между русским и хакасским народами. За вклад в организацию литературного процесса в Хакасии Михаил Еремеевич неоднократно награждался почётными грамотами, благодарностями, а также был удостоен ордена «Дружба народов».
Деталями новой жизни, прочности дружеских уз являются черёмуха и берёза, кедр и сосна, река Волга и Енисей.
Хакасы!
Вы жили под вечной угрозой.
Те страшные годы Теперь все далече. Свободно вздохнули вы -С дружеской встречи Хакасской черемухи С русской березой. Как жил, Как братался с народом народ, С небес наблюдал И орлиный мой род. Во веки веков
Нерушим их союз!..» [Кильчичаков 1979, с. 99-100].
Черёмухой представлен хакасский народ, а с берёзой ассоциируется русский народ. Образ черёмухи и берёзы традиционно представлен в творчестве М. Кильчичакова.
Следующий пример единения -Течёшь ты,
Могучий алып2** Енисей, Течёшь ты,
Могучая Волга-река [Кильчичаков 1979, с. 123]. Через образ реки Енисея автор указывает на территорию проживания хакасского народа, а Волга указывает на территориальную принадлежность русских людей. Следующий пример: Берёза, черёмуха, кедр и сосна, Семья их отныне
едина, дружна [Кильчичаков 1979, с. 118].
Поэт расширяет фитонимы берёзы и черёмухи, присоединяя к ним кедр и сосну. Традиционно считается, что на хакасской земле растёт много кедра, а сосна появилась с приходом русских людей.
В единстве двух народов поэт видит силу, мощь и развитие. В переломные исторические события для хакасского народа орёл выступает свидетелем прочности дружеских уз.
2 Алып-богатырь.
Становление новой личности
Присоединение Хакасии к России положило конец междоусобным войнам. Но орёл наблюдает, что простой труженик, пахарь теперь зависим от местных баев. Орёл видит картину, где молодой юноша от безысходности падает на землю. Человек вновь не самостоятелен, не свободен. Наблюдаем мечту влюблённого счастливого юноши, едущего на коне, который играет на чатхане и поёт песни в широкой степи. Ему кажется, конь его быстр и могуч, и в этот момент у юноши возникает ощущение, что всё ему может покориться. Мечтает батрак стать свободным как орёл, но это только его мечты.
В реальном мире рушатся жизненные идеалы. Его любимая жена, как и он сам, находятся в работниках у бая. Юноша уже не поёт с орлом, не видит его в небе, но орёл зорко следит за ним с высоты. И только с историческими событиями 1917 г. лирический герой глазами птицы передает надежду на личную независимость человека, обретает веру в будущее, которая вселяет надежду на лучшую жизнь батрака. Одинокий всадник в степи от тяжёлой работы, от грустных тяжких раздумий о жизни далеко в небе, увидев орла, находит силы жить дальше, готовиться к преобразованиям, появляется вера в завтрашний день. В развязке поэмы показан пример, где старый орёл гордится силой и взмахом крыла подросших Орлят. Орлята символизируют молодое поколение людей, которые стремятся улучшить свою жизнь, активно преображают её на своей родной земле. Старый орёл горд преобразованиям, происходящим на малой родине, радуется успехам своего потомства. Он глубоко проникся достижениями людей, ему по душе их видение жизни.
Заключение
Итак, образ орла выполняет композиционную роль в поэме и является связующим звеном многозначности символических смыслов жизни. Орёл символизирует свободу, которую приобретает человек в результате преобразований и исторического процесса. Свобода является символом-ценностью, которая необходима каждому человеку, личности. Символы-ценности, как свобода, справедливость, родина, успех, являются необходимыми звеньями в раскрытии и описании жизненного идеала, к которому всегда стремится человек.
Литература:
1. Авдеева 2013 - Авдеева Т. В. Райская птица в традиционной культуре восточных славян // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы
теории и практики. Тамбов: Грамота. 2013. № 7 (33): В 2 ч. Ч. I. C.13-15.
2. Аверинцев 1971 - Аверинцев С. С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. Т. VI. М.: Советская энциклопедия. 1971. С. 826-827.
3. Антошин 1985 - Антошин К. Ф. Хакасская литература 50-60 годов. Поэзия // Очерки истории хакасской советской литературы. - Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1985. 288 с.
4. Джанумов 2019 - Джанумов С. А. Образы орла и ворона в творчестве А.С. Пушкина // Птица как образ, символ, концепт в литературе, культуре и языке: Коллективная монография / Отв. ред. А. И. Смирнова. М.: Книгодел; МГПУ, 2019. С. 109-117.
5. Змановская 2005 - Змановская Е. В. Основы прикладного психоанализа. М.: Речь, 2005. 335 с.
6. Кильчичаков 1979 - Кильчичаков М. Е. Хара Хус // Старая лиственница: Стихи, сказки, поэма. М.: Сов. Россия, 1979. С. 93-126.
7. Лосев 1995 - Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. 320 с.
8. Орёл: Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред С. А. Токарев. М.: Большая Российская энциклопедия. 2003. Т. 2. К-Я. 1982. 720 с.
9. Самбялова 2011 - Самбялова Т. В. Традиционная и авторская символика в бурятской эпической поэме второй половины ХХ в.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.02 - литература народов Российской Федерации (сибирская литература: алтайская, бурятская, тувинская, хакасская якутская), ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, 2011. 26 с.
References:
1. Avdeeva, T. V. (2013), "The Bird of Paradise in the traditional culture of the Eastern Slavs", Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice, no. 7 (33), p. 13-15. (In Russ.).
2. Averintsev, S. S. (1971), "The symbol", Short literary encyclopedia, vol. 6, p. 826-827. (In Russ.).
3. Antoshin, K. F. (1985), "Khakass literature of the 50s and 60s. Poetry", Ocherki istorii khakasskoi sovetskoi literatury [Essays on the history of Khakass Soviet literature], the Khakass Branch of Krasnoyarsk Book Publishing House, Abakan, Russia, 288 p. (In Russ.).
4. Janumov, S. A. (2019), "Images of an eagle and a raven in A.S. Pushkin's works", in Smirnova, A. I. (ed.), Ptitsa kak obraz, simvol, kontsept v literature, kul 'ture i yazyke: Kollektivnaya monografiya [The bird as an image, symbol, concept in literature, culture and language: collective monograph], Knigodel; Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia, p. 109-117. (In Russ.).
5. Zmanovskaya, E. V. (2005), "Osnovyprikladnogopsikhoanaliza" [Fundamentals of applied psychoanalysis], Rech, Moscow, Russia, p. 335. (In Russ.).
6. Kilchichakov, M. E. (1979), "Khara Khus", Staraya listvennitsa: Stikhi, skazki, poema" [The Old Larch: poems, fairy tales, poem], Soviet Russia, Moscow, Russia, p. 93-126. (In Russ.).
7. Losev, A. F. (1995), "Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo" [The problem of symbol and realistic art], Iskusstvo, Moscow, Russia, p. 320.
8. "The Eagle: myths of the peoples of the world" (1982), in Tokarev S. A. (ed.),
Bol'shaya Rossiiskaya entsiklopediya [The Great Russian Encyclopedia], Moscow, Russia, vol. 2. K-3, 720 p. (In Russ.).
9. Sambyalova, T. V. (2011), "Traditional and author's symbolism in the Buryat epic poem of the second half of the 20th century", Abstract of dissertation (Candidate of Philological Sciences), Literature of the Peoples of the Russian Federation (Siberian literature: Altai, Buryat, Tuvan, Khakass, Yakut), Buryat State University, Ulan-Ude, Russia, p.26. (In Russ.).
Информация об авторе:
Алена С. Чочиева, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, заведующий рукописным фондом, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Абакан, Россия; 655017, Россия, г. Абакан, ул. Щетинкина, 23.
E-mail: [email protected]
Author ID РИНЦ: 1109835
Information about the author:
Alyona S. Chochieva, Cand. of Sci. (Philology), Senior Researcher, Head of the Manuscript Fund, Khakass Resesrach Institute for Language, Literature, and History, Abakan, Russia; 23 Shchetinkin str., Abakan, 655017, the Republic of Khakassia, Russia.
E-mail: [email protected]
@ ЧочиеваА.С., 2024