УДК 111.08:7.042.2 Лазутина Татьяна Владимировна
доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета
СИМВОЛИЧЕСКИЙ МИР РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА В ПРОСТРАНСТВЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
Аннотация:
В работе исследуется ювелирное искусство как социокультурный феномен, где бытийствуют художественные образы, наполненные символическим содержанием. Показывается, что происходящая символизация в ювелирном творчестве обусловлена сменой мировоззренческих принципов, влекущих отбор выразительных средств языка ювелирного искусства. Доказывается, что растительный орнамент как специфическое символическое образование играет ключевую роль в создании ювелирных образов как архаической, так и современной культур.
Ключевые слова:
ювелирное искусство, орнамент, растительный орнамент, язык искусства, язык ювелирного искусства, язык орнамента, символ, символизация, декоративно-прикладное искусство.
Lazutina Tatiana Vladimirovna
D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University
THE SYMBOLICAL WORLD OF THE FLORAL ORNAMENT IN THE ART JEWELLERY
Summary:
The article studies the art jewellery as a sociocultural phenomenon filled with art images expressing symbolical meanings. It is shown that the symbolization in art jewellery is caused by the change of the world outlook principles involving selection of expressive means of the art jewellery language. The author proves that the floral ornament as a specific symbolical structure plays the key role in creation of jewellery images in both archaic and modern cultures.
Keywords:
art jewellery, ornament, floral ornament, art language, art jewellery language, ornament language, symbol, symbolization, arts and crafts.
Современная наука о культуре тяготеет к выявлению и рассмотрению духовных детерминант искусства, вызывая понимание искусства как особой деятельности по производству эстетических ценностей [1]. Более того, в наши дни можно наблюдать позитивную тенденцию к сбережению духовности в обществе, приводящую к актуализации исследований феноменов искусства в аксиологическом аспекте [2].
Ювелирное искусство содержит квинтэссенцию эстетического как совершенного в своем роде, что позволяет обратиться к исследованию ювелирного искусства в качестве специфического символического пространства, отражающего в форме художественных образов глубинные смыслы бытия. Понимание эстетического в качестве базовой категории ювелирного искусства, а также выявление архетипических смыслов пространства ювелирного творчества архаической культуры актуально в современной философии искусства [3]. Практика свидетельствует, что эстетическое отношение человека (общества) впервые в истории культуры реализовалось в способности к преобразованию действительности в форме образов декоративно-прикладного архаического творчества, которое представляет собой одну из форм познания многомерного бытия мира и человека, укорененного в нем.
Орнаменту, с его следованием художественному канону, в архаической культуре отводилось особое значение, он выполнял важную роль, выступая в виде специфической информации, транслирующей определенного рода знание, объединяя различные поколения людей. Тем самым орнамент выполнял в архаической культуре информационно-коммуникативную функцию. Другими словами, орнамент как универсальное средство сохранения и трансляции специфических сигналов между различными поколениями людей в форме орнаментальных образов представляет систему художественных феноменов, характеризующих эстетический способ отражения художественных представлений общества среди совокупности социокультурных объектов, сложившихся в определенный период истории искусства.
Понимание ювелирного искусства как социокультурной системы, где функционирует комплекс материальных и духовных ценностей, транслирующих эстетическую информацию посредством некоторого набора средств выразительности (изобразительности), которые составляют особый язык, позволяет осуществить анализ природы формирования и функционирования обра-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 22)
зов, становящихся символами, то есть процесса символотворчества, возникающего и протекающего в искусстве вообще, в ювелирном искусстве в частности, представляет особый интерес современных исследований, проводимых в области теории и истории культуры [4].
Ювелирное творчество как средоточие ярко выраженной декоративности содержит разнообразие орнаментальных образований, включая геометрический, растительный, зооморфный и другие разновидности орнамента. Среди богатства орнаментальных образов наиболее распространенным является растительный орнамент, поражающий красотой заключенного в нем смысла, который ввиду его универсальности составляет основу композиции художественного образа декоративно-прикладного искусства.
В ходе развития культуры сложилась символическая система растительного орнамента, под которым в данной работе понимается разновидность художественного орнамента, где используется прием стилизации элементов растительного мира (особо распространено стилизованное изображение цветов, листьев, плодов) и их различные комбинации. Красота листьев растений, их цветов и бутонов вдохновляли мастеров различных эпох и стилей на запечатление их особыми языковыми средствами: разнообразными сигналами, знаками и символами. Так, объекты природы, отраженные в ювелирных образах, по преимуществу служили символами плодородия, благополучия и успеха.
Эволюция ювелирного искусства продемонстрировала закрепление символического значения за определенными природными материалами. Факты подтверждают, что в создании ювелиром образа прекрасного большую роль играет материал изготовления художественной композиции (золото, серебро, платина, драгоценные камни: алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, жемчуг, а также полудрагоценные минералы: аквамарин, цитрин, агат, жадеит, янтарь, бирюза и другие). Так, алмаз в истории культуры понимается как «знак неистощимого богатства» и «символизирует солнце, свет и блеск ... моральные и интеллектуальные ценности» [5, с. 29], то есть выступает в качестве символа света, жизни, искренности, неподкупности. Более того, алмаз как кристалл совершенной формы в ювелирном искусстве «представляет абсолютную чистоту, духовность и неизменность» [6] и используется ювелирами для создания роскошных образов аристократических украшений (недаром алмаз любила супруга последнего российского императора). На языке символизма алмаз означает чистоту, невинность, это выражение твердости и храбрости.
В императорской коллекции пасхальных сувениров особую эстетическую ценность представляет яйцо фирмы Фаберже, смоделированное в виде лаврового дерева (представляющего центральный элемент композиции), символизирующего вечную жизнь. Яйцо «Лавровое дерево», изготовленное из нефрита (любимого камня Фаберже), олицетворяющего надежду, усыпанного плодами и цветами, изготовленными из драгоценных камней (бриллиантов, рубинов), наполнено особым символическим значением. Известно, что в Древней Греции лавр, посвященный богу Аполлону, служил символом очищения от грехов. Отсюда идут истоки к традиции обмахивания священной лавровой ветвью человека, подлежащего очищению. В Древней Греции лавр служил символом славы, поэтому лавровым венком награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах. Тем самым лавр в искусстве орнамента выступает как символ триумфа, успеха и славы, а «лавровая ветвь, лавровый венок - эмблема славы» [7, с. 104]. Так при помощи цвета, формы и качества материала пасхального подарка создается ювелирный образ, прочитывающийся в качестве символа благоденствия, динамики развития вегетативной силы.
Таким образом, для создания символического мира растительного орнамента в ювелирном творчестве большое значение играют не только форма и цвет материала ювелирного произведения, но и местоположение в системе художественной композиции, а также характер и качество огранки драгоценных (или полудрагоценных) камней, передающих особенности ювелирного образа. К тому же сами произведения ювелирного творчества нередко становились символами мира богатства и роскоши, выполняя так называемую социально-коммуникативную функцию, «манифестирующую успех, власть, материальный статус владельца, признак его могущества» [8, с. 22].
Таким образом, можно заключить, что ювелирные украшения создавались как изысканные художественные произведения, воплощающие идею прекрасного, а также использовались в качестве атрибутов культовых практик (особенно в архаических обществах) [9].
Язык ювелирного искусства претерпевает эволюцию в культуре, проходя специфический путь развития, насыщаясь знаковыми образованиями и приобретая значение символа в зависимости от смены художественной парадигмы определенной исторической эпохи. Систему растительного орнамента создают различные выразительные средства, где природные материалы получают символическое значение.
Ссылки:
1. См.: Гончаров С.З. Логика мышления и аксиология сердца. Екатеринбург, 2006 ; Ким В.В. Семиотика и научное познание: Философско-методологический анализ. Екатеринбург, 2008 ; Мирошников Ю.И. Аксиология: концепция эмотивизма. Екатеринбург, 2007.
2. См.: Мирошников Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург, 1998 ; Петров Ю.В. Философия человека. Томск, 2002 ; Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб., 2004.
3. См.: Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988 ; Любутин К.Н. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001 ; Красиль-никова М.В. Роль эстетических ценностей в профессиональной деятельности офицера-пограничника. М., 2012.
4. См.: Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010 ; Кухта М.С., Пустозерова О.Л. Влияние дизайна ювелирного украшения в этностиле на выбор материалов и технологий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 12. С. 1-8 ; Солтанбаева Г.Ш. Развитие растительного орнамента в орнаментальном искусстве казахов // Вестник Алма-тинского технологического университета. 2014. № 4. С. 66-68 ; Лобацкая Р.М., Сорокина В.Е., Генеральченко П.С. Новые дизайнерские решения для создания ювелирных украшений // Дизайн. Материалы. Технология. 2012. № 12. С. 930 ; Бердичевский Е.Г. Инновационный дизайн ювелирных изделий // Там же. 2013. № 13. С. 1-10.
5. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000. 576 с.
6. Там же. С. 26.
7. Зигуненко С.М. Знаки и символы. М., 2004. 463 с.
8. Кухта М.С. Функции ювелирного дизайна и их влияние на процессы формообразования // Труды Академии технической эстетики и дизайна. 2014. № 1. С. 54-58.
9. Там же. С. 22.