УДК 903.08:745/749:140.8(477.63/.65)
Лазутина Татьяна Владимировна
доктор философских наук,
профессор кафедры гуманитарных наук
Тюменского индустриального университета
Лазутин Николай Константинович
студент Тюменского индустриального университета
СИМВОЛИЧНОСТЬ ЯЗЫКА ОРНАМЕНТА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ МИРОВОСПРИЯТИЯ НАРОДОВ ПРИДНЕПРОВЬЯ
Lazutina Tatiana Vladimirovna
D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen Industrial University
Lazutin Nicolay Konstantinovich
Student, Tyumen Industrial University
THE SYMBOLICAL CHARACTER OF ARTS AND CRAFTS LANGUAGE AS EXPRESSION OF WORLD PERCEPTION OF THE DNIEPER REGION PEOPLES
Аннотация:
В статье исследуются вопросы символизации на примере гобеленного творчества народов Приднепровья в рамках философии дизайна. В центре исследования находится гобелен как символ самосознания народов Приднепровья. Концепция работы сводится к пониманию декоративно-прикладного искусства как особой символической деятельности, отражающей специфику мировоззрения народов Приднепровья. Показано, что декоративно-прикладное творчество народов Приднепровья воплощает как канонические, так и новейшие художественные формы, что свидетельствует о процессах трансформации художественной культуры данного региона.
Ключевые слова:
мировоззрение, орнамент, гобелен, художественное творчество, текстильное творчество народов Приднепровья, символизм, искусство, язык искусства.
Summary:
The article deals with symbolization questions by case study of the tapestry crafts of the Dnieper region peoples in the framework of the design philosophy. The research focuses on the tapestry as a symbol of identity of the Dnieper region peoples. The authors consider arts and crafts as specific symbolical activities reflecting the features of outlook of the Dnieper region peoples. It is shown that the arts and crafts of the Dnieper region peoples embraces both canonical and contemporary art forms, which is an evidence of transformations of the art culture of this region.
Keywords:
outlook, ornament, tapestry, artwork, textile artworks of the Dnieper region peoples, symbolism, art, art language.
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, повышением внимания в современной теории культуры к вопросам, связанным с уточнением специфики бытия человека, что ведет к пониманию мира ценностей человека через призму искусства; во-вторых, тем, что культура выполняет важную роль в формировании развитого художественного мировоззрения, в связи с чем современная философия обращается к вопросам творчества, определения специфики бытия произведения, где функционирует развитая система знаков (символов). Тем самым анализ смыс-логенеза в художественном творчестве поможет решить задачу, поставленную культурными реалиями перед современной наукой, предметом изучения которой является обнаружение и описание способов существования произведения искусства.
Более того, в современной науке о дизайне подчеркивается потребность реформирования терминологического аппарата. В частности, М.А. Мереняшева указывает, что «хаос иррациональности, привычная творческая среда дизайна, может быть частично познан в отраженных им этико-эстетических аспектах произведений искусства» [1, с. 84]. Отсюда назревает необходимость углубленного изучения декоративно-прикладного творчества как особой деятельности человека, выражающей общие представления о взаимоотношениях в системе «мир - человек» в виде символических образов. К тому же исследование текстильного творчества, процесса смыс-лообразования в нем не столько представляет теоретический интерес, развивая философию дизайна, сколько имеет большое прикладное значение. Это свидетельствует о наличии потребности в разработке и дальнейшем развитии теории художественной культуры.
Обращение к исследованию вопросов текстильного творчества различных народов представляет интерес в современной отечественной науке [2] и объясняется тем, что в народном текстиле разных регионов сформировались базовые категории и принципы этнической культуры.
Этнографический материал обусловливает рассмотрение народного творчества с позиции сохранения художественных традиций, вырождающихся в мире всеобщей глобализации, так как «из всех видов искусства максимальной ценностью... обладает декоративно-прикладное искусство, имеющее древние корни и выявляющее этническое своеобразие и мировосприятие народа» [3, с. 198].
В центре статьи находится рассмотрение художественного комплекса приднепровского народного текстиля как системы, включающей традиционный костюм, декоративную вышивку и кружевоплетение в рамках орнаментального творчества, которое представляет собой особый способ фиксации информации о взаимосвязи мира и человека посредством специфических средств изобразительности (выразительности). Как справедливо указывает С.И. Валькевич, «народное и декоративно-прикладное искусство как никакой иной вид традиционной культуры может являться в современной жизни наглядным, символическим выражением самосознания народа» [4, с. 326]. К тому же орнамент, «зародившись в недрах первобытного общества., приобрел эстетические общественные потребности, элементы художественности» [5, с. 326] и в нем «наиболее ярко отображаются стилистические черты изображения, связь с природной тематикой, придающей орнаменту реалистический характер, яркость и декоративность его цветовой характеристике» [6].
Образная сфера, создаваемая в текстильном творчестве народов Приднепровья, включает разнообразную символику, воплощенную языком орнамента. К наиболее распространенным символам можно отнести геометрические (круг, ромб, звезда и др.), зооморфные (стилизованные изображения коня-лося), растительные (передающие образ Мирового Древа) и антропоморфные (женские фигуры, символизирующие образ плодородия, матери-земли).
Современные отечественные исследования гобелена как архаической разновидности ткачества демонстрируют понимание его в качестве средства выражения традиций художественной культуры приднепровских народов. Так, обобщив разнообразный эмпирический материал в области народного творчества, в частности художественные композиции традиционных и современных гобеленов Приднепровья, исследователями были выявлены следующие признаки стиля: преобладание геометрического орнамента в системе орнаментальных образов гобелена; ориентация на сохранение художественных принципов, создающих статичность композиции; цветовой канон, а также уравновешенность форм [7]. Получается, что образам, создаваемым в текстильном творчестве народов Приднепровья, может быть присвоен статус символа. Другими словами, гобелен выступает как символ самосознания народов Приднепровья.
Анализ орнаментального творчества народов Приднепровья ХХ в. показал, что наряду с так называемой «мемориализацией» и символизацией народных тканей на уровне общенациональной культуры Приднепровья активно продолжался процесс развития аутентичного крестьянского текстильного творчества [8]. Художественная практика свидетельствует, что генезис народного текстиля детерминирован сменой мировоззренческих установок познающего субъекта. Это обусловило смену средств художественной изобразительности (выразительности) в народном текстильном искусстве ХХ в., что выразилось, как считают современные исследователи культуры Приднепровья, в «замене семантически значимого орнаментального кода на декоративно-изобразительный; традиционного геометрического орнамента на растительный; знаковых абстрактно-универсальных форм орнаментики на конкретно-изобразительные мотивы, а символической гармонии белого и красного цвета на буйную полихромию» [9]. Так обновлялся художественный канон традиционного белорусского текстиля, к основным составляющим которого О.А. Лобачевская относит «модульность тканей и конструирования текстильных предметов, ромбо-геометрический орнамент, бело-красную гамму и доминирование узорообразующих текстильных техник браного ткачества и вышивки набором» [10]. Другими словами, «отличительными признаками художественного канона белорусских народных тканей являются орнамент в виде полосы (линейный орнамент) и геометрически структурированный бордюр» [11].
Тем самым, во-первых, в образах декоративно-прикладного приднепровского творчества воплощается система базовых ценностей культуры; во-вторых, текстильное творчество народов Приднепровья может быть рассмотрено в качестве символа национального культурного наследия.
Таким образом, народное и декоративно-прикладное искусство является особой формой выражения мировоззрения человека (общества) определенной исторической эпохи. В художественных образах текстиля народов Приднепровья воплощается эволюция национального самосознания, что приводит к пониманию художественных процессов в сфере народной культуры в контексте глобальных перемен современности и приобретает особую актуальность, обусловливая осмысление социокультурных факторов развития декоративно-прикладного искусства. Язык орнамента декоративно-прикладного искусства народов Приднепровья символичен и включает геометрическую, природную (растительную и зооморфную) и антропоморфную символику.
Ссылки:
1. Мереняшева М.А. Метод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайнера // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 82-85.
2. См.: Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений: цветное коклюшечное кружево. М., 1991. 222 с. ; Куринович А.Н. Белорусское народное ткачество. Минск, 1989. С. 110-119 ; Селивончик В.И., Вин-никова М.Н. Возрождение ремесла: пособие по ручному узорному ткачеству. Минск, 1993. 142 с. ; Симаков Е.С. Изучение семантики славянского искусства в декоративно-прикладной деятельности как средство приобщения к национальной культуре // Вопросы культурологии. 2009. № 2. С. 45-49 ; Соколова В.А. Ткачество браных поясов. СПб., 2010. 107 с.
3. Дробышева Н.В. Ткачество - традиционный вид декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-1. С. 198-201.
4. Валькевич С.И. Искусство русской вышивки как часть художественной культуры // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.
5. Асанова А.Е. Народный орнамент как источник этногенеза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 (29). С. 325-329.
6. Помазкова Е.И. Истоки народных художественных промыслов России - основа творчества для создания мотивов ручной вышивки // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 56. С. 124-130.
7. Лобачевская О.А. Белорусский народный текстиль: традиции и художественные новации в ХХ веке [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Минск, 2014. URL: http://www.buk.by/Science/Councils_on_thesis_de-fending/Dissertation_abstracts/d_Lobachevskaya.pdf (дата обращения: 25.04.2016).
8. Там же. С. 1.
9. Там же. С. 5.
10. Там же. С. 3.
11. Там же. С. 17.
References:
1. Merenyasheva, MA 2014, 'Method artistic and compositional modeling in teaching profession designer', Prospects of science and education, no. 2 (8), pp. 82-85.
2. See : Klimova, NT 1991, People ornament in the composition of works of art: color bobbin lace, Moscow, p. 222 ; Kurinovich, AN, 1989, Belarusian folk weaving, Minsk, pp. 110-119; Selivonchyk, VI & Vinnikova, MN 1993, Crafts Revival: A guide to manual Weaving, Minsk, p. 142; Simakov, ES 2009, 'The study of the semantics of Slavic art in arts and crafts activities as a means of familiarizing the national culture', Questions of Cultural Studies, no. 2, pp. 45-49; Sokolova, VA 2010, Weaving Bran zones, St. Petersburg, 107 p.
3. Drobysheva, NV 2013, 'Weaving - traditional kind of arts and crafts in the culture of the peoples of the North Caucasus', Basic Research, no. 8-1, pp. 198-201.
4. Valkevich, SI 2014, 'The art embroidery Russian as part of the artistic culture', Modern problems of science and education, no. 3.
5. Asanova, AE 2011, 'People ornament as a source of ethnogenesis', The world of science, culture and education, no. 4 (29), pp. 325-329.
6. Pomazkova, EI 2012, 'The origins of Russian folk art - the basis of creativity to create embroidery motifs', Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities, no. 56, pp. 124-130.
7. Lobachevskaya, OA 2014, Belarusian folk textiles: tradition and artistic innovations of the twentieth century, D.Phil. thesis abstract, Minsk, retrieved 25 April 2016, <http://www.buk.by/Science/Councils_on_thesis_defending/Dissertation_ab-stracts/d_Lobachevskaya .pdf>.
8. Lobachevskaya, OA 2014, Belarusian folk textiles: tradition and artistic innovations of the twentieth century, D.Phil. thesis abstract, Minsk, retrieved 25 April 2016, <http://www.buk.by/Science/Councils_on_thesis_defending/Dissertation_ab-stracts/d_Lobachevskaya.pdf>, p. 1.
9. Lobachevskaya, OA 2014, Belarusian folk textiles: tradition and artistic innovations of the twentieth century, D.Phil. thesis abstract, Minsk, retrieved 25 April 2016, <http://www.buk.by/Science/Councils_on_thesis_defending/Dissertation_ab-stracts/d_Lobachevskaya.pdf>, p. 5.
10. Lobachevskaya, OA 2014, Belarusian folk textiles: tradition and artistic innovations of the twentieth century, D.Phil. thesis abstract, Minsk, retrieved 25 April 2016, <http://www.buk.by/Science/Councils_on_thesis_defending/Dissertation_ab-stracts/d_Lobachevskaya.pdf>, p. 3.
11. Lobachevskaya, OA 2014, Belarusian folk textiles: tradition and artistic innovations of the twentieth century, D.Phil. thesis abstract, Minsk, retrieved 25 April 2016, <http://www.buk.by/Science/Councils_on_thesis_defending/Dissertation_ab-stracts/d_Lobachevskaya.pdf>, p. 17.