УДК 7.048:39(=1.47-81)
Лазутина Татьяна Владимировна
доктор философских наук,
профессор кафедры гуманитарных наук
Тюменского индустриального университета
СИМВОЛИЧНОСТЬ ОРНАМЕНТА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ
Lazutina Tatiana Vladimirovna
D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen Industrial University
THE SYMBOLICAL CHARACTER OF AN ORNAMENT USED BY THE INDIGENOUS PEOPLE OF THE RUSSIAN NORTH
Аннотация:
В статье произведен анализ образной системы орнаментального искусства с позиции символо-творчества в рамках философии искусства. Исследуются вопросы символизации на примере творчества коренных народов Севера России. Рассматривается орнаментальная система как выражение своеобразия ненецкой художественной картины мира. Доказано, что художественное мировоззрение ненцев воплощается при помощи орнаментальных образов, включающих геометрическую, растительную и зооморфную символику. Установлено, что ведущим орнаментом, отраженным в системе художественного творчества ненцев, является зооморфный орнамент.
Ключевые слова:
орнамент, коренные народы Севера России, художественное творчество, символизм, искусство, язык искусства.
Summary:
The article analyses the figurative system of the ornamental art in the context of symbol creation in the framework of the philosophy of art. Symbolization is discussed by case study of the artworks created by the indigenous people of the Russian North. The ornamental system is considered as expression of the originality of the Nenets art picture of the world. It has been proved that the art outlook of Nenets is embodied by means of the ornamental images including geometrical, floral and zoomorphic symbolism. It is shown that the zoo-morphic ornament is the leading ornament in the Nenets' artworks.
Keywords:
ornament, indigenous people of the Russian North, artwork, symbolism, art, art language.
В наши дни в отечественной науке о культуре наблюдается повышение интереса к выявлению диалектики взаимоотношения в системе универсальных и национальных ценностей [1]. Это объясняется сложившейся социокультурной ситуацией, при которой в современном многополярном мире возникает потребность в культивировании духовных ценностей, что обусловливает усиление тенденции к сохранению традиционных ценностей. Данный процесс позитивно сказывается на формировании патриотизма в общественном сознании и способствует самоидентификации нации, что является приоритетным в контексте проводимых государством политических реформ и отражается, в свою очередь, в системе отечественного гуманитарного образования [2], где особая роль принадлежит искусству.
Искусство, представляя собой специфическое средство национального самовыражения, обладает возможностью формировать развитую систему принципов, идеалов и убеждений человека (общества) через чувственную компоненту образной сферы. Более того, в сфере искусства наиболее ярко отражается существующая динамика ценностных ориентаций. В связи с этим на первый план в философии искусства выходит изучение природы мира ценностей и его генезиса [3]. Особое значение в формировании ценностных ориентаций играет орнаментальное искусство, в действенной форме влияя на развитие ценностных предпочтений личности, выступающей в качестве субъекта художественной деятельности и (или) ее потребителя.
Целью данной статьи является изучение природы орнаментального образа, что обусловливает рассмотрение символотворчества с позиции аксиологического подхода.
Потребность в выявлении специфики орнаментального творчества коренных народов Севера России (ханты, манси, ненцы, саамы, селькупы, чукчи, якуты, эвенки, коряки, эскимосы, алеуты, энцы, долганы, нганасаны, кеты, юкагиры, эвены, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удэгейцы, ороки, негидальцы, орочи, чуванцы) вызвана пониманием декоративно-прикладного творчества как специфической символической деятельности, опредмечивающей мир объективной реальности, что представляет теоретический и практический интерес философии искусства.
В современной отечественной философии, эстетике и культурологии [4] искусство коренных народов Севера России рассматривается с позиции формирования механизмов национальных традиций.
Орнамент в данной работе понимается в качестве универсального способа сохранения и трансляции специфических сигналов между различными поколениями людей в форме художественных образов, воспроизводящих эстетические качества действительности посредством комплекса выразительных и изобразительных средств (точка, линия, штрих, пятно, цвет, свойства поверхности, где помещается орнамент, и др.).
Орнамент воплощает систему материальных и духовных ценностей посредством комплекса выразительных средств; это сложная иерархическая система знаков (символов), сложившаяся в процессе истории культуры человечества. Современные исследователи орнаментального искусства (Н.П. Бесчастнов, Н.В. Лукина и др.), выявляя специфику формирования типов орнамента, обнаружили, что геометрические орнаменты - «самые древние орнаментально организованные человеком формы» [5, с. 141]. Более того, установлено, что они возникли ранее «изделий ткачества, производства керамики, изготовления металла и архитектурных построек» [6]. В ходе эволюции культуры возникают и развиваются растительный и зооморфный типы орнаментального искусства. Зооморфный орнамент ориентировочно появляется в период перехода человека к земледелию. Факты свидетельствуют, что анималистические изображения возникли в эпоху верхнего палеолита и используются в орнаментальном творчестве по настоящее время. Тем самым орнамент как социокультурный феномен выполняет символическую функцию, выступая в качестве эффективного средства трансляции сакральной информации.
В настоящее время своевременно звучит вопрос соотношения в системе «национальное -общечеловеческое» применительно к орнаментальному искусству. В связи с этим перейдем к рассмотрению орнаментального творчества коренных народов Севера России, где большое значение играет стилизация образа животных (оленя, соболя, зайца, медведя и т. п.).
Анализ декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера России показал, что ведущими здесь выступают природные мотивы, насыщенные зооморфной символикой. Особый интерес представляет орнамент «рога оленя», где сочетаются элементы геометрического и зооморфного орнаментов, что создает возможность трактовки данного образа в качестве символа «древа жизни», пути, благополучия. Олень в культуре коренных народов Севера России воспринимается не только как верный помощник человека, источник пищи, средство передвижения, но и как символ движения времени, пути, зарождения жизни [7]. Его стилизованное изображение выступает в качестве украшения базовых предметов быта северных народов. Так, к примеру, орнамент «рога оленя» является элементом иерархической системы традиционного костюма ненцев, символизируя процветание [8]. В хантыйской орнаментальной системе присутствуют «оленья тропа», «волчий капкан», «крылья гуся», «медвежьи уши» и др.
В ходе исследования орнаментального творчества было обнаружено, во-первых, что художественная практика коренных народов Севера России базируется на использовании выразительных возможностей изобразительного орнамента, в структуру которого входят элементы рисунка человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложная эмблема. Во-вторых, в декоративно-прикладном творчестве применяется комбинированный орнамент, который позволяет сочетать изобразительные мотивы (или их отдельные элементы) с абстрактными формами, что приводит к созданию образов-символов абстрактных понятий (Родины, красоты, добра, справедливости).
Таким образом, в орнаментальном творчестве коренных народов Севера России (ханты, манси, ненцы, саамы, селькупы, чукчи, якуты, эвенки, коряки, эскимосы, алеуты, долганы, нганасаны, кеты, юкагиры, эвены, ульчи, нанайцы, ороки, орочи, чуванцы и др.) получила распространение практика символизации. Язык орнаментального искусства представляет универсальное средство передачи социально значимой информации, то есть орнамент - это особая, постоянно возобновляющаяся знаковая система.
Язык орнамента коренных народов Севера России представляет развитую систему природной, в том числе растительной и зооморфной, символики, взаимопредполагающей и взаимо-обусловливающей друг друга.
В иерархии основных зооморфных образов орнаментального искусства коренных народов Севера России образ-символ оленя занимает центральное положение, выступая в качестве символа пути, развития, динамики жизни, олицетворяя ценности благополучия, власти и успеха.
Ссылки:
1. См.: Гончаров С.З. Логика мышления и аксиология сердца. Екатеринбург, 2006. 512 с. ; Мирошников Ю.И. Аксиология: концепция эмотивизма. Екатеринбург, 2007. 146 с.
2. См.: Корнеенков С.С. Образование - человеческая ценность: оценка качества образования и роль личности в образовании // Вестник ТГЭУ. 2005. № 4. С. 1-6 ; Моложавенко В.Л. Основные компоненты готовности выпускников вуза к инновационной деятельности // Вузовская наука; теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права. Тюмень, 2015. С. 35-38 ; Пчелинцева И.Г. Педагогические условия
формирования толерантности в условиях современной социокультурной ситуации // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 5. С. 305-309 ; Шабатура Л.Н. Традиция в контексте развития современной российской школы // Новые технологии - нефтегазовому региону. Тюмень, 2008. С. 3-9.
3. См.: Асанова А.Е. Народный орнамент как источник этногенеза // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 (29). С. 325-329 ; Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с. ; Орнамент народов Западной Сибири / под ред. Н.В. Лукиной. Томск, 1992. 146 с.
4. См.: Головнев А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. 606 с. ; Кухта М.С. Междисциплинарные исследования орнитоморфного мотива Древо жизни в бронзовой металлопластике кулайской культуры // Труды международного форума по проблемам науки, техники, образования. Т. 1. М., 2002. С. 56-58 ; Савви-нов А.И. Проблемы этнокультурной идентификации долган: на материалах традиционного искусства : монография / отв. ред. Н.А. Алексеев. Новосибирск, 2005. 309 с. ; Сподина В.И. Представление о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневартовского района. Новосибирск, 2001. 124 с.
5. Бесчастнов Н.П. Указ. соч. С. 141.
6. Там же.
7. См.: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997 ; Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2001 ; Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2005 ; Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000.
8. Лебедева А.В. Олень в изобразительном искусстве ханты и манси // Концепт. 2016. Т. 15. С. 1786-1790.
References:
Andreeva, V (comp.) 2000, Encyclopedia of symbols, signs, logos, Moscow, (in Russian).
Asanov, AE 2011, 'People ornament as a source of ethnogenesis', Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya, no. 4 (29), pp. 325-329, (in Russian).
Beschastnov, NP 2010, The artistic language of ornament, Moscow, 335 p., (in Russian). Foley, D 1997, Encyclopedia of signs and symbols, Moscow, (in Russian).
Golovnev, AV 1995, Talking Culture: Tradition and Samoyeds Ugrians, Ekaterinburg, 606 p., (in Russian). Goncharov, SZ 2006, Logic thinking and axiology heart, Ekaterinburg, 512 p., (in Russian).
Korneenkov, SS 2005, 'Education - human value: the quality of education assessment and the role of the individual in formation', Vestnik TGEU, no. 4, pp. 1-6, (in Russian).
Kukhta, MS 2002, 'Interdisciplinary research of Ornithomorphic Tree of Life motif in bronze metal plastic of Kulayskaya Culture', Trudy mezhdunarodnogo foruma po problemam nauki, tekhniki, obrazovaniya, vol. 1, Moscow, pp. 56-58, (in Russian). Lebedeva, AV 2016, 'Deer in the fine art of the Khanty and Mansi', Kontsept, vol. 15, pp. 1786-1790, (in Russian). Lukina, NV (ed.) 1992, Ornament peoples of Western Siberia, Tomsk, 146 p., (in Russian). Miroshnikov, YI 2007, Axiology: the concept of Emotivism, Ekaterinburg, 146 p., (in Russian).
Molozhavenko, VL 2015, 'The main components of readiness of graduates to innovate', Vuzovskaya nauka; teoretiko-metod-ologicheskiye problemy podgotovki spetsialistov v oblasti ekonomiki, menedzhmenta i prava, Tyumen, pp. 35-38, (in Russian).
Pchelintseva, IG 2012, 'Pedagogical conditions of formation of tolerance in today's socio-cultural situation', Regional'noye obrazovaniye XXI veka: problemy i perspektivy, no. 5, pp. 305-309, (in Russian). Roshal, VM (comp.) 2005, Encyclopedia of Symbols, Moscow, (in Russian).
Savvinov, AI 2005, Problems of ethnocultural identification of Dolgans: on materials of traditional art: monograph, Novosibirsk, 309 p., (in Russian).
Scheinina, EY 2001, Character Encyclopedia, Kharkov, (in Russian).
Shabatura, LN 2008, 'The tradition in the context of the development of the modern Russian school', Novyye tekhnologii-neftegazovomu region, Tyumen, pp. 3-9, (in Russian).
Spodina, VI 2001, The concept of space in the traditional outlook of Forest Nenets of Nizhnevartovsk region, Novosibirsk, 124 p., (in Russian).