Научная статья на тему 'Сила базовых стремлений личности и их реализация в социокультурном пространстве образовательных учреждений'

Сила базовых стремлений личности и их реализация в социокультурном пространстве образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
747
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СИЛА БАЗОВЫХ СТРЕМЛЕНИЙ / ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / MOTIVATIONAL EDUCATIONS / SELF-UPDATING / HARMONIZATION OF THE PERSONALITY / POWER OF BASIC ASPIRATIONS / VITAL REFERENCE POINTS / REALIZATION OF INTERNAL AND EXTERNAL OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоусова Евгения Сергеевна, Корытова Галина Степановна

В статье уделяется внимание психологическому феномену самоактуализации как высшему уровню мотивации и гармонии человека со своей собственной внутренней природой. Описываются базовые стремления личности, с которыми связана заданная система жизненных предназначений. В сравнительном плане представлены результаты эмпирического исследования особенностей силы базовых стремлений и степень их реализации в условиях различных социокультурных пространств образовательных учреждений: у учащихся профессионального колледжа и средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWER OF BASIC ASPIRATIONS OF THE PERSONALITY AND THEIR REALIZATION IN SOCIOCULTURAL SETTING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article pays attention to a psychological phenomenon of self-updating as to the highest level of motivation and harmony of the person with the own internal nature. Basic aspirations of the personality with which the set system of vital missions is connected are described. The results of empirical research of features of power of basic aspirations and extent of their realization are presented in the comparative plan in the conditions of various sociocultural settings of educational institutions: at students of professional college and comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Сила базовых стремлений личности и их реализация в социокультурном пространстве образовательных учреждений»

УДК 159.922+159.9:37.015.3

Е. С. Белоусова, Г. С. Корытова

СИЛА БАЗОВЫХ СТРЕМЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье уделяется внимание психологическому феномену самоактуализации как высшему уровню мотивации и гармонии человека со своей собственной внутренней природой. Описываются базовые стремления личности, с которыми связана заданная система жизненных предназначений. В сравнительном плане представлены результаты эмпирического исследования особенностей силы базовых стремлений и степень их реализации в условиях различных социокультурных пространств образовательных учреждений: у учащихся профессионального колледжа и средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: мотивационные образования, самоактуализация, гармонизация личности, сила базовых стремлений, жизненные ориентиры, реализация внутренних и внешних возможностей.

На протяжении всего периода активного становления и развития психологической науки различные аспекты проблемы мотивации личности остаются объективно актуальными. Однако, несмотря на возрастающий интерес к содержанию мотивационной сферы человека и ее роли в онтогенезе, данная проблема остается недостаточно изученной. В частности, требуют дальнейшего эмпирического изучения различные аспекты мотивации, к числу которых можно отнести такие личностные конструкты, как самоактуализацию, саморазвитие, силу базовых стремлений и тесно связанную с ними систему жизненных предназначений человека.

Свое зарождение проблема мотивации личности получила в исследованиях зарубежной психологии. По мнению многих историков науки, толчком к ее разработке послужила теория Ч. Дарвина, исходя из которой, возникли основные подходы к исследованию проблемы: теоретико-ассоциативный (Э. Торндайк), теория инстинктов (У Макду-галл) и теоретико-личностный (В. Вундт, З. Фрейд). Большой вклад в исследование мотивации внесли авторы широко известных теорий личности К. Роджерс, Р. Кеттел, А. Маслоу. В их работах особое внимание уделяется проблеме индивидуальных различий, классификации побуждений, взаимосвязи мотивации с другими особенностями психологии человека. Однако стоит отметить, что для подавляющего большинства зарубежных авторов характерно одностороннее понимание мотивации как энергетического источника активности человека, не включающее в себя содержательную сторону этого процесса, ее конкретные механизмы и фактор регуляции поведения [1].

Изучение мотивации личности в отечественной психологии активно началось в 20-30 гг. ХХ столетия, когда стали оформляться новые психологические взгляды, теории и концепции. Основа научного понимания мотивации была заложена классическими трудами Л. И. Петражицкого и А. А. Ухтом-

ского. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее структуры, природы и сущности, а также к методам изучения. Большинство отечественных авторов рассматривают мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос: что побуждает человека к деятельности, ради чего он ее осуществляет? Высшим уровнем мотивации личности является естественный, закономерный и необходимый жизненный процесс -стремление к самоактуализации. О самоактуализации в широком смысле можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Выдающийся представитель гуманистического направления в мировой психологической науке А. Маслоу, описывая пути, посредством которых индивидуум может самоактуализироваться, среди прочих описывает и гармонию со своей собственной внутренней природой [2].

Как указывает О. И. Мотков, гармония - это динамичное состояние человека, требующее от него ежедневных усилий для своих достижений и эффективного поддержания. Гармоничный образ жизни - осознанно строящаяся система адаптивно необходимых интересов и видов жизненного функционирования, позволяющих поддерживать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, и успешнее реализовывать свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию. Гармоничный образ жизни является компонентом более широкого понятия - гармоничности личности, которая определяется еще и степенью оптимальности соотношения силы своих базовых

стремлений друг с другом и с уровнем их осуществления, жизненных ориентаций и внутренних и внешних возможностей их реализации в поведении (согласием с самим собой), согласием с людьми, с окружающей природой, характером преобладающего эмоционального тона и другими характеристиками [3, 4].

Согласно точке зрения О. И. Моткова, фундаментальной природной основой личности является ее корневой подблок - «базовая личность». Базовая личность - это система главных, заданных природой жизненных ориентиров, стремлений (потребностей) и тенденций, вокруг которых при жизни создаются иерархии различных мотиваций. Она содержит следующие, общие у всех людей основные компоненты: базовые стремления, характерологические и культурологические тенденции, жизненные предназначения, функциональные тенденции к осуществлению адаптивно необходимых занятий (к адаптивно оптимальному образу жизни)

[5].

Как указывает А. Маслоу, базовые стремления являются, в свою очередь, природным ядром базовой личности, всего внутреннего мира человека. Результирующим фактором выступает уровень гармоничности состояния базовых стремлений. Самооценка силы и степени осуществления базовых мотиваций составляет существенный компонент Я-концепции личности, в котором систематизируется и обобщается состояние ее изначальных природных потребностей [2].

В настоящее время в системе российского образования получила развитие новая образовательная структура: образовательное учреждение среднего профессионального образования - профессиональный колледж для учащихся старших классов общеобразовательной средней школы. Данная модель подготовки позволяет готовить специалистов с ранней юности и с таким набором личностных качеств, которыми должен обладать современный профессионал [6, 7, 8, 9]. Одной из главных задач проведенного эмпирического исследования было изучение особенностей силы базовых стремлений в социокультурном пространстве образовательного учреждения, а также определение степени их реализации у учащихся профессионального колледжа в сравнительном плане с учащимися общеобразовательных школ. Под социокультурным образовательным пространством в нашем исследовании будем понимать пространство совместной жизнедеятельности обучаемого и обучающего, обеспечивающее выбор ценностей, жизненных смыслов, мотивов и способов самореализации. Социокультурное пространство профессионального учреждения является общим интегративным фактором, включающим такие сферы, как образовательная, инфор-

мационная, учебно-исследовательская, коммуникативная, досуговая, предметно-пространственная, бытовая, управленческо-координационная. Разделение на такие сферы достаточно условно, поскольку в реальности они не могут рассматриваться независимо друг от друга, а в контексте социокультурного пространства образовательного учреждения эти сферы могут приобретать и иной, новый смысл. Говоря о влиянии пространства на личность учащегося, важно знать, какие его стороны и когда наиболее ценны как фактор формирования мотивационно-смысловой сферы. Эти стороны можно представить в виде определенных ниш: образовательной, учебно-исследователь-

ской, информационной, коммуникативной, досуговой, предметно-пространственной, бытовой и т. д.

Базовые компоненты личности учащихся, формирующиеся в условиях социокультурного пространства образовательного учреждения, изучались с помощью пакета психодиагностических методик «Гармония», разработанного О. И. Мотко-вым, наряду с другими включающего и личностный опросник «Базовые стремления» [10]. Методика «Базовые стремления» ориентирована на исследование состояния базовых (коренных) особенностей личности учащихся, в том числе стремления к саморазвитию. Данный опросник разрабатывался О. И. Мотковым в русле авторской концепции природной личности. С точки зрения этого подхода каркасом личности является генетически заданный набор личностных конструктов: стремлений и тенденций - так называемая «базовая личность», поскольку личность имеет биопсихосоци-альную сущность. Личностные образования любого уровня изначально имеют двойственную, полярную природу. Каждому стремлению (в широком смысле - любому мотивационному образованию) можно отыскать в личности противоположное по направленности побуждение. В нашем исследовании этот показатель рассматривался как комплексный компонент, отражающий мотивы, потребности, стремления и другие мотивационные образования, создающие тот фундамент, на базе которого формируется мотивационно-смысловая сфера личности. В контексте проведенного исследования также стоит заметить, что методика «Базовые стремления» О. И. Моткова позволяет диагностировать скрытый культурно-психологический потенциал личности, отраженный в базовых стремлениях.

Как известно, базовые стремления личности представляют собой четыре пары полярных стремлений. К ним относятся:

1) желание жить и продолжить жизнь - стремление умереть (стремление к саморазрушению);

2) стремление к силе личности, то есть к высокой самооценке и уверенности в себе - тенденция к слабости личности, то есть к занижению самооценки, неуверенности;

3) стремление к свободе (опоре преимущественно на себя, самостоятельности) - тенденция к зависимости, преимущественной опоре на других;

4) стремление к развитию, самореализации -уклонение от каких-либо изменений в своих желаниях, отношениях, ценностях, целях и т. п.

Как видим, первый полюс каждой пары этих стремлений - жизнеутверждающие тенденции, потенциально продуктивные с точки зрения обеспечения психического, физического и духовного здоровья, более полной и гармоничной самореализации природных возможностей человека, его продуктивного саморазвития. Они представляют собой положительные побуждения, способствующие личностному становлению.

Второй полюс каждой пары - потенциально дезадаптирующие, жизнеподавляющие тенденции, блокирующие в конечном итоге при своей сильной выраженности процесс прогрессивного развития и саморазвития человека, угнетающие его здоровье. Их можно условно назвать отрицательными.

В рамках эмпирического исследования определяли силу базовых стремлений, степень их реализации в поведении и характер самоощущения у школьников средних общеобразовательных школ (СОШ) и учащихся профессионального колледжа (ПК). Результирующим фактором являлся уровень гармоничности состояния базовых стремлений и природного ядра личности. Самооценка силы и степени осуществления базовых стремлений составляет существенный компонент Я-концепции личности, в котором систематизируется и обобщается состояние ее изначальных природных потребностей. Кроме того, использование данной методики позволяет через осознание потребностей личности и их интеллектуально-культурную переработку подойти к более гармоничному их удовлетворению, реализации в соответствии с другими внутренними и внешними факторами. В проведенном исследовании гармоничность базовых стремлений личности рассматривается на четырех уровнях: высоком («В»), псевдовысоком («ПВ»), среднем («С») и низком («Н») уровне. При этом уровни силы выраженности позитивных базовых стремлений личности, их реализации, гармоничности определяются с учетом силы и действенности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе НОУ СПО «Иркутский колледж экономики

и туризма» и МОУ СОШ № 63 и 16 г. Иркутска. Психологическим исследованием были охвачены учащиеся профессионального колледжа первого и второго курсов обучения и учащиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных школ (в возрастном аспекте первый и второй курсы профессионального колледжа соответствуют десятому и одиннадцатому классам общеобразовательных школ). Всего в эксперименте участвовало 320 испытуемых, из них 120 человек - учащиеся колледжа, 200 человек - школьники средних образовательных школ. Всем обучающимся предлагалось заполнить две шкалы, образующие личностный опросник «Базовые стремления» О. И. Моткова и обозначающие силу главных жизненных стремлений (шкала «А»), а также оценить степень и характер их осуществления в жизни, поведении и чувствах (шкала «Б»).

Ответы испытуемых были представлены в парах полярных стремлений, при этом выделялись две группы стремлений: с одной стороны, жизнеутверждающие и способствующие развитию (положительные) побуждения и, с другой стороны, угнетающие, стереотипизирующие (отрицательные). Последние при своей средней или высокой выраженности препятствуют самоактуализации личности. По шкале «А» вычислена средняя сила всех позитивно выраженных базовых стремлений - «Аср»; аналогичным образом определялась средняя реализация всех позитивно выраженных базовых побуждений - «Бср». Далее с помощью специальной вспомогательной таблицы уровни гармоничности выраженности показателей «Аср» и «Бср» соотносились с диапазонами различных уровней, находя свой диапазон и уровень: уровень гармоничности силы позитивно выраженных базовых стремлений -«Гсбс», уровень гармоничности реализации позитивно выраженных базовых стремлений -«Грбс» [10].

Целостный уровень гармоничности природного ядра личности - «Гял», учитывающий оба предыдущих уровня «Гсбс» и «Грбс», но с предпочтением уровня гармоничности реализации базовых стремлений также определялся с помощью вспомогательной таблицы: ответы типа «А» - это ответы о силе стремлений, интересов, склонностей; ответы типа «Б» - ответы о степени реализации этих мотивационных образований в поведении, жизнедеятельности.

Результаты исследования учащихся профессионального колледжа (ПК) и школьников средних общеобразовательных школ (СОШ), полученные с помощью методики «Базовые стремления» О. И. Моткова, представлены в таблице.

Распределение учащихся по уровням гармоничности силы базовых стремлений, в %о

Группы учащихся Гармоничность силы базовых стремлений (Гсбс) Гармоничность реализации базовых стремлений (Грбс) Гармоничность ядра личности Оял)

Высо- кий Псев- довы- сокий Сред- ний Низкий Высо- кий Псев- довы- сокий Сред- ний Низкий Высо- кий Псев- довы- сокий Сред- ний Низкий

ПК 23,3 30,0 46,7 0,0 26,7 0,0 60,0 13,3 23,3 0,0 63,3 13,4

СОШ 13,5 0,0 66,5 20,0 0,0 0,0 70,0 30,0 0,0 0,0 70,0 30,0

Из таблицы видно, что учащиеся профессионального колледжа (ПК) характеризуются различными уровнями гармоничности позитивно выраженных стремлений. При этом необходимо отметить, что довольно большое число учащихся (23,3 %) выявляют высокий уровень жизнеутверждающих стремлений, характеризующийся выраженными жизнеутверждающими тенденциями, потенциально продуктивными с точки зрения обеспечения психологического, физического и духовного здоровья, более полной и гармоничной реализацией возможностей. Учащиеся, выявляющие высокий уровень, являются лицами, уверенными в себе, своих силах, как правило, имеющих высокую самооценку.

Количество учащихся колледжа, которые относятся к среднему уровню гармонизации силы позитивно выраженных стремлений, составляет 46,7 % от общего числа испытуемых. Средний уровень гармонизации силы позитивно выраженных стремлений указывает на недостаточную выраженность базовых стремлений, что может препятствовать формированию стойких, ярко выраженных мотивов, самоактуализации личности. Следует обратить внимание на тот факт, что не выявлены учащиеся, характеризующиеся низким уровнем, который свидетельствует о низкой самооценке, неуверенности в себе, ведущим к жизнеподавляющей тенденции, блокирующей в конечном итоге прогрессивное развитие и самореализацию личности. Вместе с тем были обнаружены учащиеся, которые характеризуются псевдовысоким уровнем гармоничности силы базовых стремлений (30,0 %). Это связано, на наш взгляд, с новым местом обучения, со спецификой образовательного пространства, присущей учащимся профессионального колледжа жаждой новизны, действия, а также с определенной амбициозностью, завышенным уровнем притязаний и самооценкой. Данный уровень по реальной жизненной оптимальности, эмоциональным и поведенческим проявлениям поставлен ниже высокого уровня, поскольку лица, выявляющие псев-довысокий уровень, оказываются менее устойчивыми к неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Их стремления, как правило, труднореализуемы, что создает потенциальную почву для внутреннего конфликта между уровнем желаний и уровнем их осуществления.

Другой важный показатель - степень реализации базовых стремлений в жизни, поведении, чувствах - сказывается на самоощущении личности. Как показывают данные таблицы, в целом для большей части учащихся профессионального колледжа характерен средний уровень гармонизации реализации позитивно выраженных базовых стремлений (60,0 %). Эти данные свидетельствуют о том, что по сравнению с уровнем силы их выраженности уровень реализации значительно выше. Не все личностные стремления удается реализовать учащимся колледжа, особенно тем, у которых был выявлен псевдовысокий уровень гармоничности силы базовых стремлений, так как существующая разница между гармонизацией силы базовых стремлений и гармонизацией их осуществления ярко выражена, что свидетельствует о внутреннем противоречии и дисгармонии.

Однако число учащихся, репрезентирующих высокий уровень реализации базовых стремлений, составляет 26,7 % от общей выборки. Эти данные могут свидетельствовать о высоких личностнопсихологических характеристиках учащихся, таких как самостоятельность, самореализация в поведении и в жизни в целом. Вместе с тем результаты исследования также показали, что среди учащихся колледжа встречаются лица, для которых характерен низкий уровень реализации базовых стремлений; их число составляет 13,3 %. Такие учащиеся не способны реализовать собственные стремления в силу своих низких личностно-психологических характеристик, что препятствует реализации базовых стремлений, хотя они и имеют высокий уровень силы своих положительно выраженных стремлений.

Показатель «гармонизация ядра личности» выявляет уровень гармоничности состояния силы и реализации базовых стремлений, который является результирующим фактором. Как видно из таблицы, основная часть учащихся профессионального колледжа (63,3 %) выявляет средний уровень гармоничности ядра личности. Эти данные говорят о недостаточной самостоятельности таких учащихся в принятии жизненных решений, определении своего жизненного смысла, о зависимости от мнения других. Однако следует отметить, что число учащихся, которые характеризуются высоким

уровнем, составляет 23,3 %. Высокие показатели свидетельствуют о том, что такие учащиеся в полной мере могут самостоятельно определять смысл, цели, задачи, способы преобразования себя и Мира и за счет этого направлять процесс собственного саморазвития.

В ходе эмпирического исследования также были выявлены учащиеся профессионального колледжа, которые относятся к группе лиц с низким уровнем гармоничности личностного ядра (13,4 %), что может свидетельствовать о размытости мотивов у данной категории испытуемых, не-сформированности жизненных установок и направленности деятельности.

Далее были проанализированы результаты исследования по показателям гармоничности силы базовых стремлений, степени реализации базовых стремлений и гармонизации ядра личности у школьников средних общеобразовательных школ (СОШ).

Как показывают данные таблицы, значительной части учащихся средних общеобразовательных школ (66,5 %) присущ средний уровень гармоничности силы позитивно выраженных базовых стремлений. Количество школьников, характеризующихся высоким уровнем гармоничности силы позитивно выраженных базовых стремлений, составляет 13,5 %, низким уровнем - 20,0 % (от общего числа испытуемых). Эти данные могут свидетельствовать о «размытости» мотивационных образований большинства школьников, что при неблагоприятных условиях может препятствовать формированию личности в целом. Следует также отметить, что текущее состояние базовой личности человека подвижно и зависит от многих внутренних и внешних факторов. В данный период жизни у учащихся средних общеобразовательных школ не происходит глобальных изменений, возможно поэтому у них отсутствуют ярко выраженные жизнеутверждающие тенденции, стремление к самореализации. Базовые стремления активированы в каждый определенный период жизни неравномерно - всегда существует иерархия, доминирование одних стремлений над другими, что и подтвердили результаты данного исследования.

По показателю гармоничности реализации позитивно выраженных стремлений и уровню гармоничности ядра личности не выявлены школьники, относящиеся к высокому уровню. Большое количество учащихся СОШ (70,0 %) характеризуются средним уровнем, 30,0 % испытуемых выявляют низкий уровень. Можно предположить, что неблагоприятная ситуация в отношении стремлений личности учащихся к высокой самооценке, уверенности в себе, самостоятельности зависит от внешних и внутренних факторов, которые

и препятствуют формированию личности учащихся в целом.

Полученные данные обозначенных выше групп испытуемых (учащиеся профессионального колледжа и школьники средних общеобразовательных школ) были соотнесены между собой. В ходе проведенного сравнения были выявлены достоверные различия (прир < 0,05) в показателях гармоничности силы базовых стремлений между учащимися профессионального колледжа и школьниками средних образовательных школ. Учащиеся профессионального колледжа не репрезентируют низких показателей гармоничности силы базовых стремлений, в то время как у школьников были выявлены отдельные случаи данного уровня. Также обнаружено, что по сравнению со школьниками по показателю гармоничности силы базовых стремлений большему числу учащихся профессионального колледжа характерен высокий уровень силы базовых стремлений.

Следует отметить, что по гармоничности реализации базовых стремлений и гармоничности ядра личности школьники средних общеобразовательных школ не характеризуются высокими показателями. Это можно объяснить, на наш взгляд, тем, что высокий уровень гармоничности реализации базовых стремлений и гармоничности ядра личности достигается либо постепенно с возрастом, когда преодолевается характерный для старшеклассников разрыв между силой базового стремления к свободе, самостоятельностью и степенью его реализации в поведении, либо, как в данном случае, новое место обучения (профессиональный колледж) является стимулом работоспособности учащихся колледжа.

На следующем этапе эмпирического исследования в соответствии с процедурой однофакторного дисперсионного анализа (по Р. Фишеру) сопоставлялись учащиеся профессионального колледжа и школьники средних общеобразовательных школ для выявления влияния условий социокультурного образовательного пространства на мотивационносмысловую сферу. По итогам математико-статистического анализа АКОУА (^набл. > Fкрит) было обнаружено статистически достоверное влияние образовательного пространства на базовые стремления личности.

Таким образом, результаты эмпирического исследования позволили выявить личностные особенности учащихся профессионального колледжа, выражающиеся в наличии псевдовысокого уровня гармоничности силы позитивно выраженных базовых стремлений. Следовательно, можно констатировать, что социокультурное пространство профессионального колледжа способствует формированию неоправданно высокой самооцен-

ки, что приводит при неблагоприятных жизненных обстоятельствах к угнетенным состояниям, снижает работоспособность учащихся, поскольку их стремления часто не соответствуют жизненной реальности или труднореализуемы. В свою очередь это создает внутренние барьеры для формирования мотивационно-смысловой сферы, что также говорит о стремлении учащихся профессионального колледжа быть крайне независимыми и крайне самостоятельными в определении смысла, целей, задач, способов преобразования себя и Мира и за счет этого направлять процесс собственного саморазвития. Однако стоит заметить,

что избыток внутреннего руководства опасен тем, что такие индивиды могут стать нечувствительными к правам и чувствам других людей, руководствуясь только собственными принципами. Вместе с тем остаются открытыми многие вопросы, касающиеся факторов, влияющих на развитие мотивационно-смысловой сферы учащихся колледжа. Продолжение исследований в обозначенном направлении, изучение целенаправленного воздействия социокультурного образовательного пространства на личность учащегося, на наш взгляд, являются весьма перспективным и объективно необходимым.

Список литературы

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.

Мотков О. И. О парадоксах процесса самоактуализации личности // Магистр. 1995. № 6. С. 84-95.

Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013. № 1 (1). С. 40-45.

5. Мотков О. И. Психология самопознания личности: изучение особенностей личности, творческого потенциала детей и взрослых. М.: НМЦ РАО, 1993. 96 с.

6. Корытова Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2006. 292 с.

7. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 4. С. 117-123.

8. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. № 5. С. 175-181.

9. Атрошенко А. Н. Об управлении устойчивым развитием образовательной системы // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013. № 2 (2). С. 76-82.

10. Мотков О. И. Методика «Базовые стремления личности» // Школьный психолог. 1998. № 35. С. 8-9.

Белоусова Е. С., ассистент.

Иркутский государственный университет путей сообщения.

Ул. Чернышевского, 15, Иркутск, Россия, 664074.

E-mail: [email protected]

Корытова Г. С., доктор психологических наук, профессор. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634021.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.11.2013.

E. S. Belousova, G. S. Korytova

POWER OF BASIC ASPIRATIONS OF THE PERSONALITY AND THEIR REALIZATION IN SOCIOCULTURAL SETTING OF

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article pays attention to a psychological phenomenon of self-updating as to the highest level of motivation and harmony of the person with the own internal nature. Basic aspirations of the personality with which the set system of vital missions is connected are described. The results of empirical research of features of power of basic aspirations and extent of their realization are presented in the comparative plan in the conditions of various sociocultural settings of educational institutions: at students of professional college and comprehensive school.

Key words: motivational educations, self-updating, harmonization of the personality, power of basic aspirations, vital reference points, realization of internal and external opportunities.

References

1. H’ell L., Zigler D. Theories of the personality. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 608 p. (in Russian).

2. Maslou A. New boundaries of a human nature. Moscow, Smysl Publ., 1999. 425 p. (in Russian).

3. Motkov O. I. About paradoxes of processes of self-actualization of the personality. Magistr, 1995, no. 6, pp. 84-95. (in Russian).

4. Voloshina L. V. Spirituality: questions, judgments, opinions. Pedagogical Review, 2013, no. 1, pp. 40-45 (in Russian).

5. Motkov O. I. Psychology of self-identity: a study of personality characteristics, creative potential of children and adults. Moscow, NMTs RAO Publ.,

1993. 96 p. (in Russian).

6. Korytova G. S. Defensive and coping behavior of the personality: theoretical bases. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2006. 292 p. (in Russian).

7. Korytova G. S. The basic coping strategy in professional behavior. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp.117-123 (in Russian).

8. Korytova G. S. Emotional burn out in the professional pedagogic activity: the defensive and coping aspect. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 5 (133), pp.175-181 (in Russian).

9. Atrashenko A. N. About management of sustainable development of the educational system. Pedagogical Review. 2013, no. 2, pp. 76-82 (in Russian).

10. Motkov O. I. Methodology "Basic aspirations of the personality". School Psychologist, 1998, no. 35, pp. 8-9 (in Russian).

Belousova E. S.

Irkutsk State University of Railway Transport.

Ul. Chernyshevskogo, 15, Irkutsk, Russia, 664074.

E-mail: [email protected]

Korytova G. S.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.