психологические науки
Чупина Виктория Борисовна, Гавриленко Лариса Станиславовна, Попенко Наталья Валерьевна
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ...
УДК 159.923.2:37.091.3
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0090
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2019
Чупина Виктория Борисовна, кандидат психологических наук, доцент Гавриленко Лариса Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования Попенко Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, Россия, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «жизненные перспективы личности» в контексте возрастных особенностей раннего юношества. Данные психологических исследований жизненных перспектив старшеклассников весьма противоречивы, поскольку названный возрастной период связан с психологическими трудностями профессионального самоопределения. На основании теоретического анализа установлено, что данные психологические трудности оказывают существенное влияние на способность прогнозирования своего будущего, а, следовательно, и на актуальную личностную активность. Полученные результаты эмпирического исследования позволили сделать вывод о том, что жизненные перспективы современных старшеклассников характеризуются отсутствием четких представлений о собственном будущем и их разрозненностью. Следовательно, формирование прогнозирования именно в юношеском возрасте является необходимым условием дальнейшего развития личности. Поскольку, процесс формирования жизненных перспектив старшеклассников, на сегодняшний день, в целом носит стихийный характер, мы предлагаем в качестве рекомендаций образовательным организациям включить в педагогический процесс задачи по целенаправленному формированию жизненных перспектив обучающихся. Так как убеждены в том, что исследуемая проблема должна решаться системно в процессе психолого-педагогического сопровождения, начиная с подросткового возраста, и затрагивать такие личностные компоненты, как когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.
Ключевые слова: возраст, ценности, жизненная перспектива, будущие цели, жизненная позиция, личностная перспектива, оптимальность развития, потенциально продуктивные базовые стремления, внутренняя дисгармония.
THE POSSIBILITY OF FORMING LIFE PROSPECTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS
© 2019
Chupina Viktoriia Borisovna, candidate of psychological sciences, associate professor
Gavrilenko Larisa Stanislavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of clinical psychology and psychotherapy with a postgraduate course Popenko Natalya Valeryevna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of clinical psychology and psychotherapy with a postgraduate course Krasnoyarsk State Medical University of Professor Voino-Yasenrtsky (660022, Russia, Krasnoyarsk, Partizna Zheleznyak Str., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article reveals the essence of the concept of "life prospects of a person" in the context of age peculiarities of early youth. The data of psychological studies of life prospects of high school students are very contradictory, because the named age period is associated with psychological difficulties of professional self-determination. On the basis of theoretical analysis it is established that these psychological difficulties have a significant impact on the ability to predict their future, and, consequently, on the actual personal activity. The results of empirical research have led to the conclusion that the life prospects of modern high school students are characterized by a lack of clear ideas about their own future and their fragmentation. Therefore, the formation of forecasting is in adolescence is a necessary condition for the further development of the individual. Since the process of forming the life prospects of high school students, today, in General, is spontaneous, we propose as recommendations to educational organizations to include in the pedagogical process the task of purposeful formation of life prospects of students. Since we are convinced that the studied problem should be solved systematically in the process of psychological and pedagogical support, starting from adolescence, and affect such personal components as cognitive, emotional, evaluative, behavioral.
Keywords: age, values, life perspective, future goals, life position, personal perspective, optimal development, potentially productive basic aspirations, internal disharmony.
Вопрос об особенностях жизненных перспектив личности приобретает особую актуальность в контексте стремления личности к саморазвитию, к самореализации, возможностью прогнозирования, в оценке личностью собственного потенциала.
В настоящий период в психологической науке нет единого понимания содержания понятия «жизненные перспективы личности».
В контексте изучаемой проблемы, определение, предложенное К.А. Абульхановой-Славской, имеет для нас важное значение. По ее мнению, жизненная перспектива - это не только будущие цели, ценности, но и сам темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности [1]. Поэтому, исследования, направленные на изучение представлений о будущем в юношеском возрасте приобретают особую актуальность и теоретическую значимость [2-15].
Цель исследования заключалась в выявлении особен-
ностей жизненных перспектив личности в юношеском возрасте.
В исследовании принимали участие 80 обучающихся средних школ № 97 и № 92 г. Красноярска в возрасте 16-17 лет. Диагностика проводилась с письменного согласия обучающихся о добровольном участии в исследовании.
Согласно цели исследования мы подобрали диагностический инструментарий, а именно, батарею методик «Гармония», разработанную О.И. Мотковым [16-20].
Обработав данные эмпирического исследования по методике «Личностная биография» были получены следующие результаты. Многие респонденты (57%) из выборки испытывают трудности при формулировке своих интересов и увлечений ближайшего года своей жизни, не четко говорят, кем хотели бы стать, не представляют определенно свои жизненные задачи и планы, смысл своей жизни, что указывает на средний уровень органи-
Chupina Viktoriia Borisovna, Gavrilenko Larisa Stanislavovna, Popenko Natalya Valeryevna THE POSSIBILITY OF FORMING LIFE PROSPECTS ...
psychological science
зации жизнедеятельности.
Высокий показатель по методике «Личностная биография» продемонстрировали 22% респондентов. Для них характерно ощущение полноты и гармоничности своей жизни, здоровый и разнообразный образ жизни, положительная оценка изменений личности.
Более уязвимыми к жизненным неудачам являются респонденты, показавшие низкий (17%) и псевдовысокий (4%) показатели. Старшеклассники не пытаются реализовать приоритетные жизненные задачи и планы, отсутствует желание, что-либо изменить в своей личности. Чаще всего старшеклассников с данными показателями характеризует наличие некоторого противоречия, с одной стороны - имеется тревожность, связанная с неопределенностью жизненной ситуации, с другой - состояние апатии, проявляющейся в нежелании что-либо изменять,
Результаты, полученные по методике «Образ жизни», показали, что респонденты, имеющие высокие показатели (15%), обладают устойчивой системой адаптивно необходимых интересов и видов жизненного функционирования. Они ведут активный образ жизни, уделяя достаточно времени на интересующие их занятия и дела, тем самым многосторонне развивая себя.
Для большинства опрошенных старшеклассников (64%) выраженность интересов к адаптивно необходимым занятиям и выраженность их осуществления находится на среднем уровне. Т.е. эти старшеклассники помимо проявления интересов к занятиям, стараются их реализовывать в своей жизнедеятельности.
Низкие показатели отмечаются у 21% респондентов. Для них характерна внутренняя дисгармония, которая выражается в противоречии между силой интереса и его осуществлением. Названное противоречие препятствует оптимальной организации процесса жизнедеятельности.
Результаты, полученные по методике «Базовые стремления», помогают нам констатировать тот факт, что гармоничность силы позитивно выраженных базовых стремлений личности, для большинства (54%) исследуемых находится на среднем уровне. К потенциально продуктивным базовым стремлениям старшеклассники отнесли такие, как «желание жить и продолжать жизнь», «стремление к высокой самооценке и уверенности в себе», «стремление к личностной свободе и самостоятельности», а также «тенденция к саморазвитию» [18].
Низкие значения положительных побуждений личности выявлены у 19% опрошенных старшеклассников. Данные показатели указывают на то, что при их сильной выраженности процесс прогрессивного развития и самореализации старшеклассников блокируется. Высокие значения положительных побуждений личности характерны для 20% респондентов. Эти значения указывают на стремления респондентов к формированию сильных сторон своей личности, с опорой преимущественно на себя, к самореализации и самоосуществлению. Псевдовысокий уровень реализации позитивно выраженных базовых побуждений показали 7% опрошенных старшеклассников, что свидетельствует о том, что они имеют высокий уровень самооценки при низком уровне противоречивости и проблемности.
В ходе интерпретации данных, полученных по методике «Жизненное предназначение», можно сформулировать следующие выводы.
По шкале «Исполнитель - Творец»: у 43% респондентов доминирует ориентация в жизни на исполнение заданных стандартов (Исполнитель), у 46% преобладает стремление заниматься творческой деятельностью, создавать новое (Творец).
Доминирующей шкалой в диаде «Руководитель -Подчиненный» для исследуемых старшеклассников явилась шкала «Руководитель», тем не менее, по данной шкале отмечаются средние показатели (48%), это говорит о том, что в случае необходимости старшеклассники
могут проявлять имеющиеся лидерские способности. По шкале «Подчиненный» 34% респондентов также имеют средние показатели, т. е. в зависимости от ситуации они выбирают выгодную для себя позицию - то роль подчиненного, то руководителя. В целом, многие старшеклассники (58%) имеют сформированную жизненную позицию и не хотят подчиняться, и исполнять чью-либо волю. Тем не менее, респонденты занимают среднюю позицию в вопросе руководства и подчинения.
В другой диаде «Поддержка других - Поддержка себя» распределение результатов примерно одинаковое. Большинство респондентов имеют средний уровень по названным шкалам (39% и 41% соответственно).
Результаты по диаде «Ситуативная - Духовная» указывают на то, что доминирующей для старшеклассников является ситуативная ориентация.
Результаты эмпирического исследования особенностей жизненных перспектив старшеклассников позволили сформулировать следующие выводы. У респондентов обнаружена внутренняя дисгармония, которая выражается в противоречии между силой интереса и его осуществлением; в ориентации на решение повседневных задач, чем на решение общечеловеческих проблем. Выявленные особенности указывают на неопределенность жизненных перспектив старшеклассников.
Это подтверждает актуальность и практическую значимость проведенного исследования. Поскольку, процесс формирования жизненных перспектив старшеклассников, на сегодняшний день, в целом носит стихийный характер, в качестве рекомендаций образовательным организациям предлагается включение в педагогический процесс задач по целенаправленному формированию жизненных перспектив обучающихся. Мы убеждены в том, что названная задача должна решаться системно в процессе психолого-педагогического сопровождения, начиная с подросткового возраста, и затрагивать такие личностные компоненты, как когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий. Содержанием психолого-педагогического сопровождения должны стать противоречия и проблемы, связанные с неопределенностью жизненных перспектив старшеклассников, которые реально будут разрешаться самой личностью в образовательном процессе [21]. Данное содержание позволит формировать способность обучающихся предвидеть будущее, а также готовность к будущему уже в настоящем.
Наиболее целесообразными способами реализации названного содержания является психокоррекция и самокоррекция, осуществляемая посредством диагностических, психотерапевтических и тренинговых мероприятий.
Важным, в аспекте изучаемой проблемы, является то, что в определении жизненных перспектив старшеклассниками большую роль играет наставничество, характер отношений в семье, интерес к профессии, позитивное отношение к ситуации выбора. В этой связи, необходимо, чтобы все педагоги, психологи, учащиеся, родители стали участниками психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение должно быть самоуправляемым процессом, способствующим гармонизации, мотивированию развития, сохранению процессов творчества и познанию старшеклассниками личных жизненных перспектив.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 299 с.
2. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве //Проблемы социальной психологии личности: межвузовский сборник научных статей. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2014. Вып. 1. С. 78-88.
3. Борисанова ДА., Краснорядцева О.М. Актуализация творческих потенций подростков и молодежи в условиях дополнительного образования: сетевой ресурс // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (33) С. 24-34. doi: 10.15293/2226-3365.1
404
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
психологические науки
Чупина Виктория Борисовна, Гавриленко Лариса Станиславовна, Попенко Наталья Валерьевна
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ...
4. Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. Ж S. С. 6S-70. doi:10.17759/ pse.2017220S07605.02
5. Заворотченко ЛЛ. Социально-педагогические подходы к формированию социально зрелой личности старшеклассника // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. Ж 4 (9). С. 66-69.
6. Лечкина Т.О. Психолого-педагогические условия развития социальной активности старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. Ж 4 (9). С. 69-71.
7. Будагов Г.П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. Ж 2 (9). С. 50-52.
8. Кривцова Н.С. О формировании положительного образа профессии у старшеклассников: основные подходы и результаты // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. Ж S (20). С. 204-209.
9. ЮрьеваИ.A. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников //Карельский научный журнал. 2014. Ж 4 (9). С. 95-98.
10. Muliar O.P., Rusinova M.M. The formation of ideological culture of senior schoolchildren in the process of teaching the subject s of social and humanitarian direction // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. Ж 1 (14). С. 120-12S.
11. Скиба Г.М. Формирование субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников: теоретико-аналитический аспект // Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. Ж 1. С. 71-74.
12. Медведева Е.Ю., Ольхина E.A. Aнализ представлений старшеклассников общеобразовательных школ о возможности получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. Ж 1 (22). С. 41-44.
1S. Гусейнова Э.Р.Г. Aктивная гражданская позиция старшеклассников: социально-педагогические основы // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. Ж 4 (17). С. 195-197.
14. Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. Ж 4(24). С. 115-121.
15. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под общ. ред. Д.A. Леонтьева. М.: Смысл, 2014. 608 с.
16. Мотков О.И. В гармонии с собой и миром // Школьный психолог. 1998. Ж 21. С. 8-9.
17. Мотков О.И. Как устроена личность. М.: РГГУ, 2005. 6S с.
18. Мотков О.И. Методика «Базовые стремления» // Школьный психолог. 1998. Ж S5. С. 8-9.
19. Мотков О.И. Методика «Жизненное предназначение» // Школьный психолог. 1998. Ж S6. С.8-9.
20. Мотков О.И. Методика «Личностная биография»//Школьный психолог. 1998. Ж S8. С.8-9.
21. Gallagher S.A. The role of problem-based learning in developing creative expertise //Asia Pacific Education Review. 2015. Vol. 16 (2). P. 225-2S5. doi: 10.1007/s12564-015-9S67-8
Статья поступила в редакцию 14.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019