Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход и его обоснование на примере физического воспитания в основной школе'

Личностно-ориентированный подход и его обоснование на примере физического воспитания в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фонарев Дмитрий Владимирович, Сухих Александр Георгиевич

В статье представлены результаты анализа психолого-педагогической литературы по вопросу личностно-ориентированного обучения. Описана структура личности, методики оценивания ее структурных компонентов. Представлены некоторые результаты исследования взаимосвязей показателей физической, психической деятельности и компонентов базовой личности школьников среднего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фонарев Дмитрий Владимирович, Сухих Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of personality-oriented approach on the example of physical education in basic school

This article presents the results of the analysis of psychological and pedagogical literature covering the issues of the personality-oriented training. The structure of personality and methods of evaluation of the structural components have been described. The results of research of the correlations of the physical, mental activity and the components of «basic personality» of the children at the secondary school age have been presented.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход и его обоснование на примере физического воспитания в основной школе»

УДК 796.011

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ НА

ПРИМЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Дмитрий Владимирович Фонарев, доктор педагогических наук, доцент, Александр Георгиевич Сухих, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»)

Аннотация

В статье представлены результаты анализа психолого-педагогической литературы по вопросу личностно-ориентированного обучения. Описана структура личности, методики оценивания ее структурных компонентов. Представлены некоторые результаты исследования взаимосвязей показателей физической, психической деятельности и компонентов базовой личности школьников среднего возраста.

Ключевые слова: физическая культура, личность, личностно-ориентированный подход, двигательные качества, умственное развитие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p274-277

JUSTIFICATION OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH ON THE EXAMPLE OF PHYSICAL EDUCATION IN BASIC SCHOOL

Dmitry Vladimirovich Fonarev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Georgiyevich Sukhikh, the post-graduate student, Tchaikovsky State Physical Education Institute

Annotation

This article presents the results of the analysis of psychological and pedagogical literature covering the issues of the personality-oriented training. The structure of personality and methods of evaluation of the structural components have been described. The results of research of the correlations of the physical, mental activity and the components of «basic personality» of the children at the secondary school age have been presented.

Keywords: physical culture, personality, personality-oriented approach, motor quality, cognitive development.

ВВЕДЕНИЕ

Переориентация и развитие современного общего образования, основанные на фундаментальных теориях отечественной педагогики и психологии, требуют от всего учительского сообщества видения места своего учебного предмета в процессе формирования личности ученика.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, предполагает применение каждым учителем в своей деятельности личност-но - ориентированного подхода. Но, как показала практика, понимание и применение данного методологического подхода в процессе физического воспитания затруднено наличием ряда факторов, к которым следует отнести и теоретико-методический (интерпретация, модель организации и т.д.).

В области педагогики В.В. Сериков определил тезаурус личностно - ориентированного подхода: этико-гуманистическое общение учителя с учениками; объединение различных вариаций деятельности педагога по направлению к личности ученика; появление личностных новообразований в процессе обучения и воспитания; свобода личностного выбора в образовательном процессе; воспитания, формирования личности с «заданными свойствами» [9]. А.В Алексеев определяет личностно-ориентированное обучение как специфическую деятельность педагога по созданию наиболее оптимальных условий способствующих развитию способностей учащихся, стремления к самообразованию и самореализации, духовного начала [1]. В работах Е.В. Бондаревской представ-

лено обоснование принципа культуросообразности, как системоформирующего компонента личностно-ориентированного обучения [2]. По мнению Т.И. Кулыпиной, личност-но-ориентированное обучение есть не что иное, как процесс развития ребенка в двух взаимосвязанных направлениях: саморазвертывание в педагогическом процессе внутренних, сущностных, природных, универсальных свойств человека и становление ценностно-мотивационной иерархии ученика [5].

Проблема преподавания учебного предмета «Физическая культура» в новых социально-экономических, нормативно - правовых, информационных, теоретико-методических реалиях также требует поиска новых идей организации и содержания лич-ностно-ориентированного обучения в основной школе [10].

В содержании требований к результатам освоения основной образовательной программы в области физической культуры [8], определен ряд задач, к ключевой на наш взгляд, следует отнести «формирование у детей потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом в разных организационных формах, в систематическом участии в спортивно - массовых, оздоровительных мероприятиях».

В концепции «Интегральной модели личности» (О.И. Мотков), базовые физиологические и психологические потребности имеют ключевое значение [6].

В структуре психики О.И. Мотков рассматривает управляющую и исполнительную части (рисунок).

Рис. Структура психики по О.И. Моткову [7]

Управляющая психика, она же личность, это часть психики человека, имеющая функцию управления ситуативным и долговременным поведением по удовлетворению потребностей. Исполнительная психика - совокупность средств личности, для побуждения, организации, контроля, регуляции поведения.

«Базовая личность», в структуре мотивационно - эмоционального блока, представляет собой «универсальный природный каркас личности», который состоит из природных, генетически детерминированных отделов, определяемых как ядро личности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью определения актуальности «универсального природного каркаса личности», и его учета в процессе физического воспитания (на основе корреляции с показателями физической подготовленности и умственными способностями), на базе средней общеобразовательной школы № 10 г. Краснокамска, Пермский край, нами было проведено пилотное исследование. В исследовании приняли участие учащиеся пятых классов в

количестве 66 человек.

Для выявления характеристик каждого блока каркаса личности применялись методики О.И. Моткова, входящие в пакет «Гармония»: «базовые стремления», «культурологические тенденции», «жизненные предназначения». Для определения «характерологических тенденций» использовали методику Г. Айзенка.

Физическая подготовленность определялась с помощью тестов «Комплексной программы физического воспитания учащихся 5- 9 классов» [4]. Умственное развитие определялось с помощью методики Ю.З. Гильбуха [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ корреляционных связей показателей компонентов «универсального природного каркаса личности» и особенностей развития двигательных качеств и умственного развития, проведенный с помощью ранговой корреляции Спирмена, показал следующее:

- результат бега на дистанции 30 м коррелирует: отрицательно с показателем преобладания силы культурных тенденций (г=-0,396; р=0,001); положительно с показателем характерологических тенденций «нейротизм - стабильность» (г=0,370; р=0,002); отрицательно с уровнем гармоничности осуществления жизненных предназначений (г=-0,370; р=0,002); отрицательно с «культурологическими тенденциями», (г=-0,316; р=0,01);

- показатели челночного бега 3*10 м положительно связаны с проявлением нейротизма у детей (г=0,246; р=0,046);

- выявлена отрицательная корреляция между данными «нейротизм - стабильность» и результатами прыжка в длину с места (г=-0,368; р=0,002);

- аэробная выносливость (6-минутный бег), имеет положительную корреляцию с показателем «преобладание силы культурных тенденций» (г=0,284; р=0,021) и показателем «гармоничность осуществления жизненных предназначений» (г=0,276; р=0,025); отрицательная связь с уровнем нейротизма (г=-0,265; р=0,032);

- гибкость (наклон вперед из И.П сидя) имеет положительную связь с уровнем умственного развития (г=0,306; р=0,012);

- силовые способности положительно коррелируют с показателем «интра - экс-травертная направленность характерологических тенденций личности» (г=0,260; р=0,035) и отрицательно с «жизненное предназначение к руководству людьми» (г=-0,244; р=0,048), а также с уровнем «гармоничность реализации базовых потребностей» (г=-0,272; р=0,027);

- умственное развитие имеет корреляционную связь с показателем противоречивости между средней силой культурных тенденций и средней величиной их проявлений в жизни (г=0,277; р=0,024).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог корреляционного анализа, следует отметить, что выявленные нами корреляционные связи между всеми двигательными качествами и компонентами каждого блока «универсального природного каркаса личности», позволяют нам, с определенной долей вероятности, определить перспективной и актуальной для применения в процессе физического воспитания концепцию О.И. Моткова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики : монография / Н.А. Алексеев. - Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. - 216 с.

2. Бондаревская, Е.В. Концепции личностно - ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Школа духовности. - 1999. - № 5. - С. 41-66.

3. Гильбух, Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы : начинающее и среднее звено / Ю.З. Гильбух. - Киев : Перспектива, 1996. - 38 с.

4. Лях, В.М. Физическая культура. Рабочие программы. 5-9 классы / В.И. Лях. - М. : Просвещение, 2015. - 104 с.

5. Кулыпина, Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кулыпина Т.И. - Ростов-на-Дону, 1997. - 20 с.

6. Мотков, О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие / О.И. Мотков. -Самара : Бахрах-М, 2008. - 160 с.

7. Мотков, О.И. Функции и строение психики: свежий взгляд / О.И. Мотков // Доклады независимых авторов. - Россия-Израиль : Изд-во «DNA», 2010. - Вып. 16. - С. 128-163.

8. Никандров, Н.Д. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : проект / Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. — М. : Просвещение, 2008. - 21 с.

9. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы : монография / В.В. Сериков. - М. : [б. и.], 1998. - 289 с.

10. Сухих, А.Г. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания / А.Г. Сухих, Д.В. Фонарев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. -С. 60-64.

REFERENCES

1. Alekseev, N. A. (1996), Personal focused training; questions of the theory and practice: monograph, publishing house of the Tyumen state university, Tyumen.

2. Bondarevskaya, E.V. (1999), "Concepts it is personal - the focused education and the complete pedagogical theory", School of spirituality, No. 5, pp. 41-66.

3. Gilbukh, Yu.Z. (1996), Technique of tracking of progress and mental development of pupils of comprehensive school: the beginning and average link, Prospect, Kiev.

4. Lyakh, V.I. (2015), Physical culture. Working programs. 5-9 classes, Education, Moscow.

5. Kulypina, T.I. (1997), Personal focused education as a pedagogical problem of school, dissertation, Rostov-on-Don.

6. Motkov, O.I. (2008), Personality and mentality: essence, structure and development, Bakhrakh-M, Samara.

7. Motkov, O. I. hanks (2010), "Functions and structure of mentality: fresh look", Reports of independent authors, prod. "DNA", Russia-Israel, Issue 16, pp. 128-163.

8. Nikandrov, N.D., Kontakov, A.M. and Kuznetsov, A.A. (2008), Federal state educational standard of the general education: project, Education, Moscow.

9. Serikov, V.V. (1998), It is personal - the focused education: search of a new paradigm: monograph, Moscow

10. Sukhikh, A.G. and Fonarev D.V. (2014), "Introduction of the federal state educational standard of the main general education in practice of physical training", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 60-64.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 23.12.2015

УДК 796.884

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РЫВКА ШТАНГИ С ПОМОЩЬЮ АССОЦИАТИВНЫХ ПРАВИЛ

Александр Николаевич Фураев, кандидат педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье, на примере рывка штанги, предлагается новый подход к формированию требований к биомеханическим параметрам выполняемого упражнения. В качестве инструмента для обос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.