Научная статья на тему 'Сайт как форма информационного пространства детской школы искусств'

Сайт как форма информационного пространства детской школы искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адаева Наталья Анатольевна

В статье рассказано о разработке и сопровождении сайта детской школы искусств. Автор исследует сайт как технологию развития информационного пространства школы. Сайт сближает ученика и школу. Родители детей получают полную информацию о школе. Учителя совершенствуют учебные курсы. Формируется общение с учителями других школ. Описана структура сайта. Данные статьи могут быть полезны для создателей сайта школы детского творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author talked about the development and support of site the children's art schools. The author explores the site as an information technology development of space education. The site brings together pupils and school. Parents of children have the opportunity to receive full information about the school. Teacher have the opportunity to Improve training courses. The site generates interaction with teachers from other schools. In the article described the structure of the site. The data of articles may be useful to the creators of site the children's art schools.

Текст научной работы на тему «Сайт как форма информационного пространства детской школы искусств»

Сайт как форма информационного пространства детской школы искусств

Адаева Наталья Анатольевна ([email protected])

МОУ дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 2 города Саров Нижегородской области». г. Саров

В статье рассказано о разработке и сопровождении сайта детской школы искусств. Автор исследует сайт как технологию развития информационного пространства школы. Сайт сближает ученика и школу. Родители детей получают полную информацию о школе. Учителя совершенствуют учебные курсы. Формируется общение с учителями других школ. Описана структура сайта.

Данные статьи могут быть полезны для создателей сайта школы детского творчества.

The author talked about the development and support of site the children's art schools. The author explores the site as an information technology development of space education. The site brings together pupils and school. Parents of children have the opportunity to receive full information about the school.

Teacher have the opportunity to Improve training courses. The site generates interaction with teachers from other schools. In the article described the structure of the site. The data of articles may be useful to the creators of site the children's art schools.

Создание сайтов общеобразовательными школами, поощряемое и даже требуемое «сверху», имеет свою негативную сторону - некоторые сайты сделаны только для фиксации факта наличия сайта. Сайт ради сайта - бессмыслица, отвлекающая от основной работы. Создавать сайт Детской школы искусств № 2 города Саров Нижегородской области нас никто не обязывал. Цель, которую мы поставили перед собой, не затенялась параллельными намерениями - мы хотели повысить эффективность работы школы. Насколько

нам удалось сделать это - мы пытаемся теперь понять. Пытаемся критически отнестись к своим достижениям и увидеть тенденции, на которые, может быть, сами не обращали внимания. Кроме материалов своего сайта, мы анализировали наиболее интересные сайты других школ дополнительного образования детей.

Отличительных особенностей дополнительного образования детей довольно много, но наиболее значим из них, на наш взгляд, изначально существующий интерес ребенка к получению знаний и навыков, предлагаемых нашими школами. Каждый, приходящий в детскую школу искусств, ребенок ждет чуда, и не обманывается в ожиданиях. Музыка, народные танцы, оперное и театральное искусство, изобразительное и прикладное искусство - в каждом направлении обучения есть вдохновляющее начало, вызывающее у ребенка чувство восторга от освоенных навыков, от завершенных работ. Яркие звездочки детских талантов вспыхивают в школьных стенах, а вот после окончания учебы они чаще всего теряются во взрослой жизни. Это досадное свойство школьного искусства, но неизбежное, поскольку художественное творчество не может стать профессией для всех. Однако, умение формировать гармонию в душе обязательно поможет каждому нашему выпускнику во всех жизненных ситуациях.

Для самой школы, усилиями педагогов и учеников создающей не только учебный и творческий процесс, но и творческий результат, выпуск очередной группы учеников становится и достижением цели, завершением образования детей, и потерей. Ученики, ставшие гордостью школы, уходят из ее стен. В учебно-творческой жизни школы формируется поток, в котором динамика превалирует над стабильностью. Выпускники школы фактически перестают быть ее частью.

Пытаясь сопротивляться разрушающему течению времени, школа формирует традиции, преемственность между поколениями выпускников. Мы собираем следы былых достижений - детские работы, грамоты и дипломы, призы, фотографии и видеозаписи. Они сохраняются в директорских шкафах, а иногда выставляются на всеобщее обозрение на стендах. Не часто, но проводятся встречи с бывшими учениками школы, в своей взрослой жизни развившими таланты, начало которым было положено в школе. Результат традиционных форм достижения преемственности в обучении и творчестве не может нас удовлетворить. Каждый приходящий в школу новый ученик фактически не чувствует связи с множеством хороших людей, учившихся в школе до него. Грустное обстоятельство. Заметно изменил ситуацию школьный сайт.

Сайт изменил ситуацию и в другом отношении. Для обучения и для развития чувства прекрасного детям нужно видеть и слышать лучшие образцы музыки, танца, изобразительного и прикладного искусства, оперного искусства и театрального. Традиционный дидактический материал, дополненный современными технологиями - фотоматериалами, компьютерными презентациями, аудио и видеозаписями - предоставляет детям такую возможность. И все же, учителю качественно новый шаг в этом направлении позволяет сделать именно школьный сайт.

Интернет за минуту открывает доступ к ресурсам, поиск которых в библиотеке занял бы часы. Все, что требуется от учителя, располагающего возможностями школьного сайта в школе дополнительного образования детей - организация таких форм обучения, в которых разнообразие ресурсов интернета приносит свои плоды, делает процесс обучения динамичным и информационно насыщенным.

Материалы сайта позволяют каждому ученику не только читать, видеть и слышать то, что подготовлено учителем, что требуется учебной программой, но и самому становиться активным участником обучения. Получив задание, ученик имеет возможность воспользоваться специально подготовленными страницами сайта и по ссылкам перейти к материалам, интересующим именно его. Этот процесс аналогичен работе в фондах библиотеки, но более производителен.

Время диктует свои требования к школе. В обучении актуальны технологии, которые позволяют существенно увеличивать объем получаемой на уроке информации, которые позволяют ставить образность информации в один ряд с ее рациональностью, использовать органически присущую людям готовность к образному восприятию, к запоминанию информации внутренне согласованными комплексами. Актуальность школьного сайта состоит в том, что он соответствующим образом организует информационное пространство школы, позволяет образное восприятие сделать эффективным инструментом формирования личности человека.

В совокупности, материалы сайта являются большой летописью школы. Летописью, в которой есть место каждому мало-мальски значимому событию, в которой виден каждый ученик. Сайт помогает школе сориентировать учеников внутри школы, повысить интерактивность учебного процесса в школе, культивировать инициативное целевое общение между учениками и общение учеников с учителем. Сайт знакомит со структурой школы, с ее историей, с успехами и достижениями. Рассказывает о школе жителям города и заинтересованным людям в других городах. Сайт организует выход информационного пространства школы за пределы помещений школы, включает в сферу школьного общения многих, далеко друг от друга живущих людей.

Структура нашего сайта строилась так, чтобы открывший сайт человек почувствовал удобство, позитивное настроение и относительное спокойствие. В интерфейсе доминируют спокойные тона, применен неброский довольно крупный шрифт, и есть яркое динамичное пятно из ряда фотографий, ассоциированных с праздником. В течение четырех лет в сайте использовалась так называемая страница-визитка, быстро загружавшаяся и позволявшая получить приглашение на посещение сайта случайно попавшему на страницу человеку. Но рост скоростей загрузки информации из сети сделал эту технологию избыточной, и теперь сайт загружается на новостную ленту.

Принципиальным моментом в идеологии сайта разработчики посчитали насыщенность новостной ленты событиями, значимыми для школы. Сайт должен быть живым и не только для того, чтобы посетителям сайта всегда было что узнать, но и для того, чтобы сопровождающая сайт команда формировала у себя потребность в пополнении сайта информацией. Информация новостной ленты насыщена ссылками на страницы сайта и на внешние ресурсы Интернета.

Каждое отделение получило свою страницу, пополнение которой поручено инициировать руководителям методических объединений. Страница отделения содержит общие сведения об отделении, ориентированные на тех, кто хочет познакомиться с характером учебного процесса, прежде всего, на родителей будущих учеников. Для отражения наиболее значимых для отделения событий предусмотрен ряд ссылок на соответствующие материалы, располагающиеся на странице отделения или загружаемые (презентации, текстовые файлы, видео).

В сайте созданы страницы, материалы которых используются в учебном процессе преподавателями теоретических дисциплин. Это страницы «Домашнее задание» и «Уроки мастерства». Есть страницы, знакомящие посетителей со школй - «О школе» и «Приглашаем учиться». Страница «Созвездие талантов» содержит развернутые рассказы об успешных учениках, о творческих коллективах и об учителях. Материал о детях, окончивших курс обучения в нашей школе, из этой страницы переносится на страницу «Наши выпускники».

О жизни школы за пределами учебного процесса рассказывают страницы «Кураторская работа», «Поездки», «Наши гости», «Фотогалерея». Еще есть «Гостевая книга», записи в которой не редактируются, но могут быть удалены, если их содержание расходятся с приоритетами сайта.

За работу сайта ответственен руководитель Информационно-аналитической службы школы. Опыт организации работы по созданию и сопровождению сайта позволяет нам сделать вывод, что для успешной плодотворной работы сайта нужна заинтересованная позиция администрации школы. В противном случае у большой части учителей формируется стойкое неприятие к нововведению, требующему от них дополнительных усилий. Еще мы заметили, что коллеги, использующие возможности сайта в своей работе, становятся активными сторонниками его развития.

Чтобы в режиме мониторинга оценивать качество своей работы, мы используем данные сайта Google Analytics (http://www.google.com/analytics/), позволяющие отслеживать посещаемость сайта, его отдельных разделов и страниц.

Мы приняли участие в 1-ом общероссийском рейтинге школьных сайтов (http://www.rosnou.ru/useful/rating_news/), который был учрежден Российским новым университетом и издательством «Просвещение» после проведения общероссийского конкурса для общеобразовательных школ и школ дополнительного образования детей «Лучший школьный сайт 2010». В конкурсе и в рейтинге приняли участие 444 сайта. Наш сайт стал лауреатом в номинации «Самый живой сайт», а в рейтинге занял место в шестом десятке.

Периодически мы сравниваем свой сайт с сайтами аналогичной тематики. Это позволяет перенимать опыт и находить свои интересные решения образовательных задач.

Несколько слов об организации связи школы с городом.

Одной из основных задач сайта является информирование жителей города о возможностях нашей школы в обучении детей. Условия работы школы требуют от педагогов заботы не только о качестве навыков и знаний, формируемых у детей, но и усилий по организации успешной экономической деятельности школы. Сайт выполняет функцию продвижения образовательных услуг, предлагаемых школой. Благодаря школьному сайту на качественно новый уровень поднялась работа по набору детей. Родители потенциальных учеников имеют возможность детально познакомиться с отделениями, с педагогами и с достижениями учащихся.

О контактах с коллегами.

Коллеги наших преподавателей и мастеров из разных городов страны благодаря сайту получили поле для тематического общения. Через гостевую книгу наши преподаватели и мастера отделения художественной обработки дерева, музыкального отделения, отделения художественной керамики наладили контакты с коллегами.

О способствовании росту авторитета школы.

Через наш сайт педагоги Детской художественной школы города Петропавловск-Камчатский получили информацию о работе отделения керамики нашей школы и пригласили преподавателя нашей школы, члена Союза художников России Есенникову Т. В. возглавить жюри проходившего в Петропавловске-Кам-чатском краевого конкурса декоративно-прикладного искусства «Этот красочный мир».

Об обратной связи.

Мы сознательно отказались от создания форумов и от комментариев к материалам сайта, потому что в результате анализа работы других сайтов пришли к выводу о негативном эффекте, создаваемом этими опциями. Надпись «0 комментариев», пестрящая у материалов некоторых сайтов, создает удручающее ощущение. Лексика диалогов на форумах общеобразовательных школ также оставляет неприятный осадок. Мы сделали на сайте гостевую книгу, и считаем эту форму обратной связи оправданной. Здесь находят выплеск эмоции посетителей сайта, связанные со школой и сайтом, здесь начинаются диалоги, продолжающиеся в личной e-mail переписке.

Благодаря сайту у нас сложились и поддерживаются дружеские отношения со школами искусств других городов, с выпускниками нашей школы, мы получаем приглашения на фестивали и конкурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.