DOI 10.23859/1994-0637-2018-1-82-22 УДК 81'373
Текучева Ирина Викторовна
Кандидат филологических наук, профессор,
Московский педагогический государственный
университет
(Москва, Россия)
E-mail: [email protected]
Громова Лилия Юрьевна
Кандидат педагогически наук, доцент,
Московский педагогический государственный
университет
(Москва, Россия)
E-mail: [email protected]
ШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ РОССИИ И США: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности содержания стандартов России и США: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и образовательных стандартов США (Common Core States Standards). Выделены предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства. Обозначена значимость системно-деятельностного подхода в формировании языковой личности, формировании универсальных учебных действий и получении личностных, предметных и метапредметных результатов.
Ключевые слова: образовательный стандарт, универсальные учебные действия, личностные, предметные и метапредметные результаты, языковая личность_
© Текучева И.В., Громова Л.Ю., 2018
Tekucheva Irina Viktorovna
PhD in Philology Sciences, Professor, Mоscow Pedagogical State University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]
Gromov Liliya Yur'evna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mоscow Pedagogical State University (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]
SCHOOL EDUCATIONAL STANDARDS OF RUSSIA AND THE UNITED STATES: SOME ASPECTS OF THE CONTENT
Abstract. The article discusses main features of Russian and USA educational standards. Prerequisites and tendencies of forming common educational space are explained. Importance of system activity approach to the language personality formation and to getting personal, subject and metasubject results is proven.
Keywords: educational standard, universal learning actions, personal, subject and metasubject results, language personality
Введение
Появление образовательных стандартов поставило перед учителями качественно новые задачи, активизировало поиск педагогическим сообществом эффективных подходов к обучению и воспитанию школьников. Одна из основных задач - сделать школьника участником учебного процесса, мотивированным, способным к самостоятельному суждению, анализу, к реализации своего потенциала, воспитать творческую, активную, здоровую личность [3].
Основная часть
Постановка новых целей образования всегда связана с развитием всех составных частей образовательной системы. В связи с этим современная педагогическая наука
занимается пересмотром и обоснованием содержания образования, поиском целесообразных и эффективных методов обучения, разработкой учебно-методического сопровождения процесса обучения. Большую значимость в этом процессе приобретает не только осмысление национальных традиций, но и изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом. В нашей статье мы представили анализ некоторых параметров образовательных стандартов России и США.
Среди общих предпосылок появления стандартов образования в нашей стране и США мы выделим следующие: осознание обществом необходимости повышения качества образования, получения равных прав учащихся на хорошее образование; необходимость гуманизации и демократизации образования; необходимость открытости, непрерывности образования и преемственности всех его ступеней.
Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования РФ 2010 г. [4].
Одной из главных особенностей этого стандарта стал системно-деятельностный подход, предполагающий целенаправленное развитие всесторонне развитой личности школьника, владеющего целым комплексом различных знаний, умений и навыков [3]. При его реализации учащийся выступает активным субъектом школьного процесса, что предполагает формирование у школьников интереса к предмету, желания самосовершенствоваться и реализовывать на практике полученные знания, умения и навыки.
Современный урок в условиях реализации государственного образовательного стандарта претерпевает существенные изменения, которые по большей части затрагивают формирование целенаправленной личности учащегося. Именно системно-деятельностный подход дает ученику возможность стать активным субъектом педагогического процесса, а для преподавателя становится важным самоопределение учащегося в процессе обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования РФ 2010 г. определяет требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования и основывается на том, что современному российскому обществу необходима личность, которая способна самостоятельно решать поставленные перед ней задачи, владеющая основными компетенциями, необходимыми для жизни, готовая справиться с различными социальными трудностями [4]. Предполагается, что современная система образования должна идти в ногу со временем и давать не только знания по предмету, умения и навыки, но и формировать личность, способную эффективно жить в обществе [3].
Главным содержанием образования в России становится развитие личности в системе общего образования, воспитание человека, который будет учиться всю жизнь, будет способен к самообразованию, адаптации к изменяющимся условиям и требованиям на рынке труда, способного к творческому решению поставленных задач, человека грамотного не только в предметной области, но и готового к автономной эффективной деятельности, социализации, обладающего высокими моральными принципами, способного решать не только учебные, но и жизненные задачи [3].
С появлением нового стандарта урок стал претерпевать следующие изменения:
- на уроке, помимо традиционных, должны формулироваться и решаться дидактические задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий;
- на первое место выходят исследовательский, проблемно-поисковый методы обучения;
- появляется необходимость в использовании комплексного подхода к планированию результатов урока;
- при выборе организационных форм обучения учитель отдает предпочтение не фронтальным, а групповым и индивидуальным.
До середины XX в. в США под стандартами понимали рекомендации к процессу обучения, но восприятие этого понятия было неоднозначным, после чего были приняты «базисы» или «базовый каррикулум», где отражены требования к знаниям и умениям учащихся [1, с. 50]. Только в начале 1990-х появился термин «американские стандарты», который шире понятия «учебный план» и «рабочая программа», используемых в российской практике, потому что описывает процесс обучения и соотносит его с программой.
Повышение качества образования в США происходит через установление ясных и четких требований к результатам образования, а понятия «стандарт» и «стандартизация» подразумевают подготовку учащихся к прохождению итогового тестирования.
В США на основе стандартов создана система документов, куда входят образовательные стандарты, методическое руководство по созданию каррикулума, каррику-лум и поурочные планы.
Стандарт США отражает навыки и знания, которые обучающиеся должны продемонстрировать в колледже, на работе и в жизни. Для учащихся и преподавателей стандарт - это «дорожная карта» для организации успешного пространства в классах, призыв к тому, чтобы учащиеся стремились к самостоятельному получению знаний. Предполагается, что в результате обучения школьники должны стать успешными людьми и должны быть подготовлены к карьере и жизни.
Американские стандарты описывают три уровня достижений учащихся: базовый, продвинутый и уровень мастерства.
Образовательные стандарты США состоят из стандартов содержания образования и стандартов достижений учащихся. Для различных этапов стандарты обучения представлены в виде бичмарков, а стандарты достижений - в виде индикаторов прогресса. Бичмарки - это детальные описания элементов содержания образования по определенной дисциплине для определения этапа обучения, а индикатор прогресса -подробное описание в деятельностном ключе результатов образования на данном этапе обучения. Каждый индикатор имеет три уровня достижений, которые характеризуют качество усвоения содержания, определенного стандартом для данного этапа обучения.
Образовательные стандарты США включают цели, содержание образования, а также знания, умения и навыки с описанием применения их на практике [1, с. 21]. Главным ориентиром при определении уровня знаний и умений учащихся выступают общепринятые тесты.
Итоговому тестированию в США предшествует изучение демоверсий, комментариев. Родители также принимают участие в процесс обучения школьников: просматривают виртуальную страничку для родителей, где имеют возможность оставлять свои комментарии, получать информацию о высших учебных заведениях, получают доступ к электронный библиотеке. Учащиеся имеют возможность выбрать кружки, сообщества по интересам, дополнительные занятия. В России при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования также предполагается участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в учебном процессе [3].
Для стандартов США характерно отсутствие четкой оценочной функции, недостаточность системообразующей роли стандартов, недостаточность когнитивной на-
правленности, преобладание теоретического материала над практическими навыками.
Выводы
Проанализировав стандарты двух стран, можно отметить следующие общие черты:
- участие школьников, родителей и педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- стандарты отражают глобальные мировые тенденции, такие как преемственность содержания образования, индивидуализация (возможность выбрать индивидуальной формы обучения) и демократизация образования, ориентация на многосубъектного пользователя.
Литература
1. Бессарабова О.Н. Образовательные стандарты средней школы США: состояние и тенденции развития: автреф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 23 с. URL: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-01/dissertaciya-obrazovatelnye-standarty-sredney-shkoly-ssha-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya#ixzz4pHPlg3Ra
2. Концепция преподавания русского языка и литературы. URL: http://government.ru
3. Текучева И.В., Громова Л.Ю. On present state of teaching Russian language in Russia // INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION. 2016. Vol. 11. No. 14. P. 6368-6376. URL: http://www.ijese.net/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
5. Common Core States Standards. URL: http://www.corestandards.org
References
1. Bessarabova O.N. Obrazovatel'nyie standarty srednei shkoly SSHA: sostoianie i tendencii razvitiia [Educational standards for high school of the United States: status and development trends]. Volgograd, 2006. 23 p. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-obrazovatelnye-standarty-sredney-shkoly-ssha-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya#ixzz4pHPlg3Ra
2. Koncepciia prepodavaniia russkogo iazyka i literatury [The concept of teaching Russian language and literature]. Available at: http://government.ru
3. Tekuchev I.V., Gromova L.Iu. On the present state of teaching of Russian language in Russia. INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION. 2016, vol. 11, no. 14, pp. 6368-6376. Available at: http://www.ijese.net/
4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniia [Federal state educational standard of basic General education]. Available at: http://www.edu.ru/ db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf
5. Common Core States Standards. Available at: http://www.corestandards.org
Текучева И.В., Громова Л.Ю. Школьные образовательные стандарты России и США: некоторые аспекты содержания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №1 (82). С. 156-159.
For citation: Tekucheva I.V., Gromov L.Y. School educational standards of Russia and the United States: some aspects of the content. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 1 (82), pp. 156-159.